На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Язык как символический код культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И.МЕЧНИКОВА 
 
 

Институт  социальных наук 
 

Кафедра социологии 
 
 
 

Реферат
по социологии культуры
на тему: «Язык как символический код культуры» 
 
 
 
 
 
 

выполнила: студентка 4 курса, С-41
Корческо  Дарья Владимировна
  
 
 

Одесса-2008 г.
План:
    Введение……………………………………………………………………..3
    Понятие «культура» и «язык» в исторической ретроспективе………4
    Понятие «культура»...............................................................................4
    Понятие «язык»……………………………………………………………6
    Социализация……………………………………………………………..6
    Социальные и социально-психологические подходы к
    изучению  «языка»……………..………………………………………....7
    Разработанные и ограниченные коды………………………………….7
    Лингвистические и социально-коммуникативные умения……………8
    Язык – инструмент идеи …………………………………………………10
    Символ ................................................................................................11
    Язык тела………………………………………………………………..11
    Символический интеракционизм Дж. Г. Мида .....................................12
    Функции «языка» в обществе………………………………………….14
    Язык как интерпретатор …………………………………………………20
    Код.............................................................................................................21
    Язык как ретранслятор культуры……………………………………..22
    Понятия…………………………………………………………………….24
    Вопросы для усвоения материала……………………………………...24
    Список литературы………………………………………………………25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Язык, ключ к миру культуры, есть система символов, которая позволяет людям общаться друг с другом, Люди разработали сотни алфавитов. Разнятся даже правила письма: в западных странах большинство людей пишут слева направо, но жители Северо-Западной Африки и Западной Азии пишут справа налево, а в Восточной Азии — сверху вниз.[4,с.107]
  Существующие в мире языки весьма отличаются друг от друга. У арабов есть 6000 слов, так или иначе связанных с верблюдами, включая масть, происхождение (различные родословные), породы , состояние беременности (около 50 слов) и то, чем они занимаются (пасутся, ведут караван, участвуют в военных экспедициях). У инуитов (эскимосов) существуют тончайшие оттенки в обозначении типов снега и снегопада.
     Научный интерес к изучению взаимосвязи социальных и языковых процессов прошел несколько стадий. Наиболее широко он реализовался у представителей символического интерракционизма, которые считали язык главным компонентом взаимодействия. В отечественной социологической литературе в 60-е годы решались преимущественно общеметодологические задачи, в 70-е - описательные задачи при достаточно широком размахе полевых исследований. Лишь с 80-х годов они приобрели аналитическую направленность с использованием системного и структурно-функционального подходов. Главный акцент ставился на развитии двуязычия, учитывая политическую идеологию в бывшем СССР. Тенденция к возрождению национальных языков и их взаимодействия в рамках новой государственности Украины стала ведущей в 90-е годы.[6,с.78]
  Люди  разработали сотни алфавитов. Разнятся даже правила письма: в западных странах большинство людей пишут слева направо, но жители Северо-Западной Африки и Западной Азии пишут справа налево, а в Восточной Азии — сверху вниз.[4,с.107] 

Понятие «культура» и «язык» в исторической ретроспективе
 Культура  (culture) — творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как "жизненный путь" всего общества, и это будет включать нормы обычаев, одежды, языка, ритуалов, поведения и систему убеждений.
   Социологи подчеркивают, что поведение человека — это прежде всего результат не столько природы (биологических детерминантов), сколько воспитания (социальных детерминантов) . Действительно, его бытие отличается от других животных способностью коллективно создавать и передавать символические значения.
   Знание о культуре приобретается путем сложного процесса, который в сущности является социальным по своему происхождению. Люди действуют на основе культуры и подвергаются ее обратному воздействию, а также порождают ее новые формы и значения. Поэтому культуры характеризуются историческим характером, относительностью и многообразием. Они подвергаются влиянию изменений в экономической, социальной и политической организации общества. Кроме того, люди культурно трансформируются благодаря уникальной способности быть рефлективными*.
   Во многих обществах бытует  убеждение, что культура и природа  находятся в конфликте друг с другом, что первая должна стремиться победить вторую путем процесса цивилизации. Такое представление можно найти и в естественнонаучных традициях западных обществ, а также в теории Фрейда, который видит культуру, возникающую вне сдерживания и сублимации мотивов человеческого поведения (Эроса и Танатоса). Многие, однако, расценивают данное отношение не как противоречие, но как дополнение.
   В феминистских работах последних лет высказывается предположение, что системы убеждений, отстаивающие антагонистическую связь между природой и культурой, доказали свою экологическую деструктивность. Ведь люди суть природа и обладают сознанием природы Гриффин ( 1982).
  Они не только способны создавать культурные формы и, в свою очередь, поддерживаться этими формами, но также теоретизировать  о культуре как таковой. Во многих социологических подходах скрыто присутствовали идеи об относительных достоинствах некоторых жизненных путей и культурных форм. 
  Теоретики культуры и в рамках своей дисциплины, и вне их провели различия между "высшими" и "низшими" культурами, популярной культурой, народной и массовой культурой. Последнее понятие использовалось и радикальными, и консервативными критиками для выражения неудовлетворенности современным состоянием искусства, литературы, языка и культуры в целом. Принадлежа к весьма различным политическим идеологиям, обе группы утверждают, что культура 20-го столетия обеднела и ослабела. Место независимой, хорошо осведомленной и критически настроенной публики заняла неструктурированная и в значительной степени безразличная масса.
  Радикальные теоретики видят угрозу качеству культуры не со стороны этой массы, а со стороны упомянутой публики. Наиболее четко это выражено в определении "капиталистической индустрии культуры" Франкфуртской школы критической теории, ибо капиталистические средства массовой информации имеют способность управлять вкусами, недостатками и потребностями масс. Однако консервативные и элитарные теоретики культуры, возглавляемые Ортегой-и-Гассетом (1930) и Т.С. Элиотом (1948), придерживаются противоположной точки зрения: благодаря возрастанию власти массы подвергают опасности творческие в культурном отношении элиты.
  Человеческое  поведение фактически не может существовать вне влияния культуры. То, что первоначально кажется естественной особенностью нашей жизни, — сексуальность, старение, смерть, — сделала значимым культура и ее преобразующее влияние. Даже потребление продовольствия, при очевидной естественности, пронизано культурными значением и обычаями.[1,353-354] 
 
 
 

  Язык (language)
  1. Система символической коммуникации, то есть путем вокальных (и письменных) знаков, резко отличающих человеческие существа от всех остальных видов. Язык регулируется правилами и первоначально включал в себя множество условных знаков, которые зачастую имели общее значение для всех членов лингвистической группы. 
  2. "Решающая знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным существом" (У. Малфорд, 1983).
  3. Важнейшая, но не единственная знаковая система человеческого общества.
  Язык — это средства, путем которых стабилизируется и кристаллизуется субъективность включая "знание" и науку, а также протяженность обществ в пространстве и времени. Язык существует также как "объективный" институт, не зависящий от какого-либо индивидуального пользователя. В сумме со всеми аспектами человеческой культуры он считается историчным и подверженным изменению. В настоящее время имеется от трех до пяти тысяч активных языков и большое число неактивных.
  Люди  овладевают знанием или умением  на специфическом языке путем сложного процесса социализации. Пока специфические знание и умение не являются неотъемлемой их чертой, но они генетически наделены механизмом усвоения языка. Примечательно, что Нома Чомский утверждал: "Мы владеем врожденной способностью схватывать правила грамматической структуры".[2,с.506]
  Термин  «социализация» используется для описания процесса в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаются к социальным нормам, т.е. процесса, делающего возможным продолжение развития общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация объясняет происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и становление самой человеческой  личности. Она показывает, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, обучаясь и переобучаясь в течении всей своей жизни.[10,с.228]
  Социологи и социальные психологи часто были менее связаны с формальными свойствами языка, чем с отношением между языком, идеологией, знанием и социальной природой словесного общения. Социальные психологи обычно концентрировались на последнем факторе, а социологи — на изучении отношения между языком и такими нелингвистическими структурными механизмами, как класс и тендер.
    Творчество Бэйзила Бернштейна (19711977), однако, показало, что различные формы социального отношения порождают разные формы лингвистических норм. Так, в процессе школьного обучения дети из среды низшего рабочего класса часто находятся в невыгодном положении из-за употребления ими ограниченных лингвистических норм.
  Разработанные и ограниченные коды- (elaborated codes or restricted codes) - специфические формы языка и речи в особых социальных контекстах, в том числе в различных порядках значения. Ограниченный код применяется в тесных коммунальных обстоятельствах, где вполне законно ожидание общих предположений и пониманий, и предусматривает неопределенную, сжатую и индексальную речь. Разработанный код предусматривает другие обстоятельства и является четким в значении, использует полные формы выражения и его "объективные" стандарты. Бернштейн доказывает, что английские социальные классы проявляют дифференциальное знание каждого способа речи и его социальный и образовательный подтекст. Однако употребление данных понятий в отношении речевых образцов групп среднего (разработанный код) и рабочего (ограниченный код) класса не получило всеобщего признания. Значительный скептицизм выражался относительно их обоснованности и полноценности с момента их введения.[2,с.132]
  Скотт (1977) и Туриэл (1983) провели различие между лингвистическим и социально-коммуникативным умением, причем мастерство общения зависит от индивидуальной способности сочетать оба аспекта. Лингвистическое умение относится к индивидуальному владению и словарем, и грамматическими правилами, а социально-коммуникативное — к степени, в которой энкодер (человек, посылающий сообщение) отзывчив на социальные и лингвистические характеристики декодера (слушателя). По мнению многих, оба вида умения должны рассматриваться как весьма взаимосвязанные. Так, семантика может формулироваться только с точки зрения прагматики, то есть языковое употребление Должно изучаться прежде всего контекстуально.
  Социологи и социальные психологи, а также философы проявляли возрастающий интерес к изучению сложных и социально определенных правил, управляющих лингвистической деятельностью. В частности, вербальная интеракция (словесное общение) характеризируется правилами, связанными со структурированием разговора и с очередностью высказываний.
    Этнометодологов особенно интересуют не установленные правила, управляющие коммуникативной интеракцией X. Гарфинкель 1967,
X. Сакс 1974.
  Другой  общей сферой является лингвистическая относительность. Природа отношения между языком и нашим восприятием, а также пониманием мира изучается с различных точек зрения. Одна из наиболее влиятельных из них — работа Бенжамина Ли Уорфа и Эдварда Сапира. Согласно гипотезе Сапира-Уорфа, речь личности определяет природу ее представления о мире. Но есть и другое мнение: язык не имеет определяющей функции и в действительности сам зависит от опыта.
  Еще одна область исследования — отношение между гендером и языком. Д. Спендер (1980) доказывал, что язык "делается мужчинами", а М. Дэйли показала "андроцентричный"* или "фаллоцентричный" его характер, выступая за необходимость "гиноцентричного" языка. В основе различия между подходами лежит следующее предположение: угнетение женщины проявляется и поддерживается посредством языка и процесса языковой интеракции. Правда, такие подходы не являются новыми, но "вторая волна феминизма" дала толчок развитию иных форм анализа.[2,с.507]
  Язык в возрастающей мере используется как "модель" социальных отношений в целом, особенно опираясь на "структурную" регулируемую правилами природу обоих областей. В структурализме и постструктурализме Леви-Стросс, Лакан социальные отношения не просто подобны языку, а они и есть язык. Следовательно, индивидуальные действия (как и частные выражения) можно рассматривать как "структурные" результаты. При такой критике структурализм утрачивает связь с творческим потенциалом субъекта, очевидным не в последнюю очередь в отношении использования языка, которое предполагает "творческое" впитывание правил, являющихся интерпретируемыми, а иногда и трансформируемыми. С тех пор в представлении о растущем признании зависимости синтаксиса от контекста в широких научных кругах более не признается способность структурной лингвистики обеспечивать адекватную модель хотя бы языка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Язык - инструмент идеи
     Когда мы думаем, мы пользуемся  сокращенными обозначениями, представлениями, указывающими на определенные сложные состояния или явления. Прежде всего, мы пользуемся разного рода знаками.
    Связь между знаком и тем, что он означает, является естественной в том смысле, что она проистекает из каких-либо объективных закономерностей - методологических, зоологических, физических, биологических. При условии, что все знакомы с этими закономерностями, знак для всех будет иметь одно и то же значение. [11,с.303]
     Гораздо более сложным мысленным  сокращением является символ. Связь между символом и тем, что он означает, не является естественной, не вытекает из какой-либо объективной закономерности или необходимости, а носит абсолютно условный, конвенциональный характер. [11,с.304]
     Связь символа с явлением или  предметом, который он, этот символ, обозначает, является результатом определенной конвенции (условной договоренности, заключенного соглашения): мы так договорились, так решили, что сочетание именно данных четырех букв - «стол» - соединим в своем воображении с предметом мебели определенного рода.
Маленький ребенок может, к примеру, глядя на стол, называть его по-своему: «тол». Это его частная, индивидуальная конвенция.
     Коммуникация, связь, взаимопонимание между людьми возможны только тогда, когда такие соотношения символов с объектами становятся общей конвенцией в данной группе, когда все ее члены «договариваются» между собой, что о мебели определенного рода они будут говорить посредством слова «стол».
    Когда символам придается одно и то же значение, когда люди видят за этими символами те же самые предметы, явления или события. Такие общие символы, имеющие значения, одинаково разделяемые, понимаемые всеми членами группы, становятся достоянием данной группы, «социальными фактами» в том смысле, какой придавал этому понятию Дюркгейм. Иначе говоря, они входят в культуру.
     Сложная система взаимосвязанных символов, являющаяся достоянием определенной группы, - это и есть язык
    Символ (symbol) — 1. Знак, в котором связь между ним Я значением является в большей мере условной, чем естественной. 2. Косвенное изображение основного значения, совокупности симптомов и т.д., как, например, в религиозной символике и ритуал или психоанализе.
  Помимо  крайне важной роли языка в социальной жизни, символическая коммуникация имеет множество проявлений.[2,с.198]
  Символы,  имеют различный характер. Это могут быть определенные материальные предметы, которым придается особенное значение: тотем как символ племени, флаг как символ нации, корона как символ монархии, крест как символ христианства - это, можно сказать, первые попавшиеся примеры.
     Объекты такого рода имеют исключительно символический смысл. Встречаются также и материальные предметы, которые имеют практическое применение, но в качестве своего рода дополнительного значения им придается также и символический смысл. Роскошный автомобиль, часы фирмы «Ролекс», в определенных общественных кругах являются символами успеха и состоятельности.
     Роль символов могут исполнять определенные цвета: черный - символ траура, красный -символ коммунизма, зеленый - символ свободного пути, розовый - символ хорошего настроения.
     Часто в роли символов выступают жесты: склонение головы, взмах руки и т.п. В этих случаях мы говорим о языке жестов. Конвенциональное значение могут также иметь определенные позы, в которые встают люди, иногда их называют языком тела.
     Язык тела (body language) — коммуникация посредством жестов, поз и других невербальных знаков. Аргайл (1967 и 1969) и Моррис (1978) провели детальные наблюдения над человеческой невербальной коммуникацией, включив сюда и непреднамеренные знаки, и преднамеренные сообщения.
     В социологии изучалось, особенно  Гофманом, позиционирование тела в социальных столкновениях.[2,с.508]
   В работе «Символический интеракционизм» Мид, рассматривает жесты как      
основной  механизм социального  действия и социального  процесса в целом.
    Согласно определению Мида «Жесты есть движение первого организма, действующие в качестве особых стимулов, вызывающих социально принятые реакции второго организма».
      И низшие животные, и люди способны производить жесты в том смысле, что действие одного индивида неосознанно и автоматически вызывает реакцию другого индивида.
Пример:
   Действие одной собаки для другой становиться стимулом для реакции…Сам факт, что собака готова напасть на другую, становиться стимулом изменить свою собственную позицию и своё отношение. Она сделает это не скорее, чем изменение отношения второй собакой, в свою очередь, вызовет изменения отношения со стороны первой собаки.
    Мид называет происходящее в данной ситуации «разговор жестов». Жест одной собаки автоматически вызывает жест второй, со стороны собак не происходит никаких мыслительных процессов.
      Люди иногда участвуют в неосознанных «разговорах жестами». Мид приводит пример  множество действий и реакций, происходящих на матче по боксу или фехтованию, когда один спортсмен «инстинктивно»  приспосабливается к действиям другого. Мид называет такие бессознательные действия «незначащими» жестами.
      Людей отличает именно их способность использовать «значащие» жесты, т.е. требующие со стороны актора размышления, перед тем как отреагировать.
      В возникновении значащих жестов важен голосовой жест. Но не все голосовые жесты значащие.
      Лай собаки на другую собаку, у людей неосознанный всхрап  является –не значащим жестом.
      Развитие голосовых жестов  в  виде языка, становятся наиболее важным фактором, делающим возможным отличительное для человеческой жизни развитие: «Специализация человеческого существа в этой области жеста отвечала, главным образом за происхождение и развитие современного человеческого общества и знания, со всеми возможными благодаря науке над природой и окружающей человека средой».
    Это развитие связано с отличительным  свойством голосового жеста.
Пример:
       Совершаем физическое  действие –  делаем гримасу, мы не можем видеть, что мы делаем.
      С другой стороны,  когда мы производим голосовой жест, мы слышим себя так же, как и другие.
      Голосовой жест может влиять на говорящего в той же степени, в какой он влияет на слушателей.
      Мы гораздо более способны остановить себя, производя голосовые жесты, чем над физическими жестами.
«Именно голосовой жест неповторимым способом обеспечил средство организации  в человеческом обществе»[8,с.246-250]
Значащие  символы
      Жесты становятся значащими символами, когда вызывают  у производящего индивида реакцию того же типа (не обязательно идентичной), который предположительно вызовут у тех, кому адресованы жесты.
    Только  при наличии значащих символов возможна коммуникация.
   Физические жесты, могут быть значащими символами, но они не идеально приспособлены к тому, чтобы значащими символами, т.к. люди не могут легко видеть или слышать свои собственные физические жесты.
  Значащие символы – набор голосовых жестов язык : « символ, который отвечает в конкретном случае значение, возникающее у первого индивида, и который также вызывает значение у второго индивида. Там, где жест удовлетворяет этому условию, он стал тем, что мы называем «языком». Теперь он является значащим символом и несёт определенный смысл».
   В разговоре жестов – передаются лишь сами жесты.
   В ситуации с языком сообщаются жесты и их значения
Пример:
  Слово кошка, собака вызывает у произносящего слово человека такой же мысленный образ, как и у тех, кому  он адресован.
   Влияние языка состоит в побуждении говорящего человека действовать наравне с другими.
Пример:
 Человек в театре кричит пожар.
      Перенимая прагматистский подход Мид также рассматривает «функции» жестов в целом, и значащих символов, в частности.
      Первая  функция жеста состоит в том, чтобы «сделать возможным приспособление среди индивидов, участвующих в некотором заданном социальной действии, в соотношении с объектом или объектами, с которыми связанно действие »(Мид, 1934/1962)
   Говорящий может обдумать, как  может отреагировать другой человек,  и подготовить свою реакцию  на эту реакцию.
      Вторая функция значащих символов: благодаря им возможным разум, мыслительные процессы. Человеческое мышление «просто интернализованный или подразумеваемый разговор индивида с самим собой с помощью таких жестов».
  «Мыслить – значит то же самое, что говорить с другими людьми».Мид определяет мышление с точки бихевиоризма.
   Благодаря значащим символам  возможна символическая интеракция. Люди могут взаимодействовать между собой не только  помощью жестов, но и с помощью значащих символов.[8,с.248]
     Усвоение значений и символов.
    Люди усваивают символы, а также значения, в процессе социального взаимодействия. В то время как на знаки люди откликаются бессознательно, на символы они реагируют обдуманно. Знаки обозначают сами себя.
     «Символы есть социальные объекты,  используемые для представления  (или "обозначения", "замены") того, что, согласно договоренности людей, они будут представлять»
    Не все социальные объекты  обозначают другие вещи, но те, которые обозначают, становятся символами.
 Символические интеракционисты понимают язык как  обширную систему символов. Слова являются символами, потому что используются для обозначения вещей.
 Символы в целом и язык в частности  обладают для актора рядом специфических функций:
      Символы дают возможность людям взаимодействовать с материальным и социальным миром, позволяя им называть, классифицировать и запоминать объекты, с которыми они сталкиваются. Таким образом, люди способны упорядочивать мир, который иначе был бы запутанным. Язык позволяет людям называть, классифицировать и особенно запоминать значительно эффективнее, чем они могли бы это делать с помощью символов другого рода, например изобразительных образов.
       Символы улучшают человеческую способность постигать окружающую среду. Вместо того чтобы подчиняться потоку множества неотличимых стимулов, актор может испытывать более сильное воздействие одних элементов среды по сравнению с другими.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.