На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы и основных направлений повышения эффективности деятельности службы сервисного обслуживания ПО «Гомсельмаш».

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

              Введение                                                                                                1
    Место и роль сервисного обслуживания в маркетинговой
   деятельности предприятия.                                                                                  2

       Сущность, принципы и задачи сервиса.                                                           2

Классификация сервиса и правила организации эффективного сервиса.      7
    2.   Организационно-экономическая характеристика ПО «Гомсельмаш» 13
    2.1. Общие сведения о ПО «Гомсельмаш».                                                  13
    2.2.Организационная структура ПО «Гомсельмаш».                                   18
    2.3.Анализ реализации ассортимента продукции.                                       21
    2.4.Анализ хозяйственно-экономического состояния ПО «Гомсельмаш»25
    3.  Организация сервисного обслуживания  на предприятии.                     28
    3.1.Структура  службы сервисного обслуживания  ПО «Гомсельмаш».     28
    3.2.Организация сервисного обслуживания техники на ПО «Гомсель-
      маш».                                                                                                                   31
    4.  Основные проблемы и направления совершенствования сервисного
     обслуживания на ПО «Гомсельмаш».                                                              34
    4.1.Определение положения предприятия на рынке при помощи
     матрицы SWOT-анализа.                                                                                   34
    4.2.Основные  направления повышения эффективности  службы 
      сервисного обслуживания предприятия.                                                       37
        Заключение                                                                                                   40
        Список использованной литературы                                                         44
        Приложения                                                                                                 46 
 
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Развитие маркетинга связано с обострением проблемы реализации продукции и ростом требований к подразделениям фирм, занимающихся сервисным обслуживанием. Необходимость сервиса и его постоянного совершенствования вытекает прежде всего из стремления производителя сформировать стабильный рынок для своего товара. Высококачественный сервис высококачественной продукции непременно вызывает расширение спроса на нее, способствует коммерческому успеху предприятия, повышает его престиж.
     Развитие  потребления услуг в странах  с высокоразвитой промышленностью является одним из самых значительных явлений экономической жизни.
     Современный покупатель предъявляет производителю  товара жесткое требование: сервис должен обеспечивать работоспособность  купленного оборудования, машин и механизмов в течение всего срока службы. Заботящийся о себе и своей репутации продавец (производитель) стремится оправдать ожидания покупателя. Организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование – предмет заботы всех фирм, успешно выступающих на внешнем и внутреннем рынках.
     Выходящие на рынок сервисные службы и вообще специалисты по сервису являются основным источником маркетинговой информации, необходимой для создания идей новых товаров и модификаций уже производимой.
     В последнее время производители столкнулись с феноменом «конкуренции по-новому». Вот что об этом говорит американский экономист Т.Левитт: «Конкуренция по-новому – это не конкуренция между собой того, что произведено фирмами на своих заводах и фабриках, а того, чем они дополнительно снабдили свою продукцию в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов…и прочих ценимых людьми вещей»[11, с.287].
     Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблем и основных направлений повышения эффективности деятельности службы сервисного обслуживания ПО «Гомсельмаш».
     Основными задачами курсовой работы являются:
     1.Изучение  и рассмотрение места и роли сервисного обслуживания в маркетинговой деятельности предприятия.
     2.Рассмотрение  организационно-экономической характеристики  ПО «Гомсельмаш».
     3.Изучение  и рассмотрение организации сервисного  обслуживания на ПО «Гомсельмаш».
     4.Изучение  основных проблем и направлений совершенствования сервисного обслуживания на ПО «Гомсельмаш».
  Объектом  исследования данной курсовой работы является ПО «Гомсельмаш», предметом исследования – сервисное обслуживание на ПО «Гомсельмаш». Курсовая работа состоит из введения, четырех вопросов, заключения, приложения и списка использованной литературы.
     Глава 1. Место и роль сервисного обслуживания в
маркетинговой деятельности предприятия 

  
      Сущность, принципы и задачи сервиса.
     В русском языке четкое понятие, что такое сервис, сервисное обслуживание отсутствует. В большинстве экономических и толковых словарей вообще не встречаются эти слова.
     Сервис(от англ. Service – служба) – это обслуживание как в широком смысле этого слова, так и применительно к ремонту и наладке технических средств, бытовой аппаратуры, коммунальной техники [16, с.1193]. Сервис - комплекс услуг, связанный со сбытом и эксплуатацией потребителем изделий.
     Цель  сервиса – предложить покупателям имеющийся товар и оказать им помощь в получении наибольшей пользы от приобретенного товара.
     Возрастающее  значение сервисного обслуживания покупателей  обусловлено следующими причинами:
    Ростом конкуренции на все более насыщаемых товарных рынках;
    Созданием и профилизацией сервисных центров;
    Возрастанием желаний покупателей иметь возможности решения проблем, возникающих в процессе использования приобретенного товара;
    Усложнением процесса эксплуатации товара.
   Основными функциями сервиса как инструмента маркетинга являются:
    1.1.    Привлечение покупателей.
      Поддержка и развитие продаж товара.
      Информирование покупателя.
     Сервис  – это система обеспечения, позволяющая покупателю (потребителю) выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления технически сложного изделия, а также экономически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя [9, с.188].
     Необходимость сервиса вытекает прежде всего из стремления производителя сформировать стабильный рынок для своего товара. Высококачественный сервис высококачественной продукции непременно вызывает расширение спроса на нее, способствует коммерческому успеху предприятия, повышает его престиж. Организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование – предмет заботы всех фирм, успешно выступающих на внешнем рынке.
     До  последнего времени считалось, что  инвестиции в сервис приносят примерно вдвое больше прибыли, чем в производство техники. Ведь цену на запасные части и узлы можно установить вдвое больше, чем на те же части и узлы, поставленные при изготовлении машины. Теперь такая тактика считается близорукой. Промышленники уже предпочитают устанавливать более низкие цены на сервис и запасные части, чтобы привлечь покупателей машин и оборудования, цены на которые непрерывно растут. Выгода очевидная. Машина с конвейере сходит один раз, а сервис за долгие годы ее службы производится много раз, так что при умеренной цене (а умеренность эта – элемент конкурентоспособности) прибыль получается   весьма значительной [14, с.308].
     Существует  ряд общепринятых норм, соблюдение которых предостерегает от ошибок:
    Обязательность предложения. В глобальном масштабе компании, производящие высококачественные товары, но плохо обеспечивающие их сопутствующими услугами, ставят себя в очень невыгодное положение.
    Необязательность использования. Фирма не должна навязывать клиенту сервис.
    Эластичность сервиса. Пакет сервисных мероприятий фирмы может быть достаточно широк: от минимально необходимых до максимально целесообразных.
    Удобство сервиса. Сервис должен предоставляться в том месте, в такое время и в такой форме, которые устраивают покупателя.
    Техническая адекватность сервиса. Современные предприятия все в большей мере оснащаются новейшей техникой, резко усложняющей технологию изготовления изделия. И если технический уровень оборудования и технология сервиса не будет адекватен производственному, трудно рассчитывать на необходимое качество сервиса.
    Информационная отдача сервиса. Руководство фирмы должно прислушиваться к информации, которую может выдать служба сервиса относительно эксплуатации товаров, об оценках и мнениях клиентов, поведении и приемах сервиса конкурентов и т.д.
    Разумная ценовая политика в сфере сервиса. Сервис должен быть не столько источником дополнительной прибыли, сколько стимулом для приобретения товаров фирмы и инструментом укрепления доверия покупателей.
    Гарантированное соответствие производства сервису. Добросовестно относящийся к потребителю производитель будет строго и жестко соразмерять свои производственные мощности с возможностями сервиса и никогда не поставит клиента в условия «обслужи себя сам».
      В основные задачи сервиса входит[9, с.188]:
    Консультирование потенциальных покупателей пред приобретением ими изделий данного предприятия, позволяющее им сделать осознанный выбор.
    Подготовка персонала покупателя (или его самого) к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники.
    Передача необходимой технической документации, позволяющей специалистам покупателя должным образом выполнять свои функции.
    Предпродажная подготовка изделия во избежание малейшей возможности отказа в его работе во время демонстрации потенциальному покупателю.
    Доставка изделия на место эксплуатации.
    Приведение изделия (техники) в рабочее состояние на месте эксплуатации (установка, монтаж) и демонстрация его покупателю в действии.
    Обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока нахождения его у потребителя.
    Оперативная постановка запасных частей и содержание для этого необходимой сети складов, тесный контакт с изготовителями запасных частей.
    Сбор и систематизация информации о том, как эксплуатируется техника потребителями и какие при этом высказываются замечания, жалобы, предложения.
    Сбор и систематизация информации о том, как ведут сервисную работу конкуренты, какие новшества сервиса они предлагают клиентам.
    Помощь службе маркетинга предприятия в анализе и оценке рынков, покупателей и товара.
    Формирование постоянной клиентуры рынка по принципу: «вы покупаете наш товар и используете его – мы делаем все остальное».
 
     Вывод: сервис представляет собой комплекс услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией машин, оборудования и другой промышленной продукции. Основными функциями сервиса являются привлечение покупателя, поддержка и развитие продаж товара и информированность покупателя. К основным принципам сервиса относятся обязательность предложения, необязательность использования, эластичность и удобство сервиса, техническая адекватность сервиса, информационная отдача сервиса, разумная ценовая политика и гарантированное соответствие сервиса производству. 
 

     1.2. Классификация сервиса и правила организации
эффективного  сервиса 

     Сервис  подразделяется:
    По времени осуществления:
      Предпродажный сервис связан с подготовкой изделия для предоставления потенциальному или реальному покупателю. Предпродажный сервис всегда бесплатен. В принципе, он содержит шесть основных элементов[4, с.347]:
      Проверка;
      Консервация;
      Укомплектование необходимой технической документацией, инструкциями о пуске, эксплуатации, техническом обслуживании и др. техническая документация должна быть напечатана на языке страны покупателя оборудования, а если в стране имеются большие группы населения, говорящие на разных языках, считается целесообразным издавать документацию специально для них (при условии, что они являются массовыми покупателями данного товара);
      Расконсервация и проверка перед продажей;
      Демонстрация;
      Консервация и передача потребителю.
      Послепродажный сервис делится на гарантийный и послегарантийный по чисто формальному признаку: «бесплатно» (в первом случае) или за плату (во втором) производятся предусмотренные сервисным перечнем работы. Формальность здесь проявляется в том, что стоимость работ, запасных частей и материалов в гарантийный период входит в продажную цену или в иные (послегарантийные) услуги.
        Сервис в гарантийный период охватывает принятые на гарантийный период виды ответственности, зависящие от продукции, заключенного договора и политики конкурентов. Он включает[4, с.348]:
          Расконсервацию при потребителе;
          Монтаж и пуск;
          Проверку и настройку;
          Обучение работников правильной эксплуатации;
          Обучение специалистов по поддерживающему сервису;
          Наблюдение изделия в эксплуатации;
          Осуществление предписанного технического обслуживания;
          Осуществление ремонта (при необходимости);
          Поставку запасных частей.
 
      б) Сервис в послегарантийный период. Он включает:
      Наблюдение за изделием в эксплуатации;
      Обеспечение поставки запасных частей;
      Осуществление ремонта (при необходимости);
      Оказание разнообразной технической помощи.
     Существенное  отличие послегарантийного сервиса  состоит в том, что он осуществляется за плату, а его объем и цены определяются условиями контракта на данный вид сервиса, прейскурантами и иными подобными документами.
    Фирменный сервис. Основная особенность фирменного сервиса – это активное участие изготовителя в процессе эксплуатации.
    Фирменный сервис – это система взаимоотношений  между изготовителем и потребителем промышленной продукции, характеризуется непосредственным участием изготовителя в обеспечении эффективного использования изделия на протяжении всего жизненного цикла, в поддержании машин, оборудования, устройств в постоянной готовности к использованию.
    В основе этой системы лежит ответственность  изготовителя за организацию обслуживания выпущенного им изделия в течение всего срока службы этого изделия.
    К основным преимуществам фирменного сервиса  можно отнести:
      Возможность повышения уровня индустриализации работ по техническому обслуживанию и ремонту, широкое применение профилактических услуг.
      Осуществление постоянного информационного отслеживания качества изделий по всем этапам их жизненного цикла и повышение вследствие этого эффективности конструкторских решений.
      Оказание потребителям комплекса услуг, связанных с консультированием по эксплуатации техники, обеспечением ее запасными частями, информацией о технических новинках.
      Рационализацию процессов утилизации остатков отслуживших свой срок изделий, усиление на этой основе ориентации на источники вторичных ресурсов при изготовлении продукции.
     В развитых странах фирменный сервис занимает центральное место в  организации отношений между изготовителем и потребителем. Обслуживает технику тот, кто ее производит. Запасные части изготовляются до тех пор, пока работает хотя бы одно изделие (их продажа очень выгодна изготовителям: прибыль при этом в 1,2 – 2 раза выше, чем при первоначальной продаже).
    III. По содержанию работ:
      Жесткий сервис, который включает в себя все услуги, связанные с поддержанием работоспособности, безотказности и заданных параметров работы товара.
      Мелкий сервис, включающий весь комплекс интеллектуальных услуг, связанных с индивидуализацией, т.е. с более эффективной эксплуатацией товара в конкретных условиях работы у данного потребителя, а также просто с расширением сферы полезности товара для него[12, с.24].
     Коммерческий  успех в большей степени зависит  от качества организации сервиса. Существуют определенные правила организации  эффективного сервиса[14,с.310]. 

  Таблица 1.3.1-Правила организации эффективного сервиса.
направление Содержание                      
1 2
Стратегия Для каждого  сегмента рынка продавец должен выяснить, какой уровень сервиса покупатель считает отличным. Этот уровень должен быть описан и обещан покупателю с гарантией выполнения.
Связь с покупателем Реклама и нерекламные статьи, доносящие до покупателя гарантии, - путь к формированию покупательских предпочтений, прочих связей между фирмой и клиентами.
 

Продолжение таблицы 1.2.1.
1 2
Требования  к своему персоналу Должны быть разработаны стандарты обслуживания, обязательные для выполнения всеми сотрудниками сервисной службы.
Четкая  система снабжения Система поставки запчастей и привила вызова сотрудника сервисной службы к клиенту должны быть предельно просты и доступны.
Обучение  персонала сервисной службы Стандарты обслуживания должны быть доведены до всех сотрудников  фирмы, так или иначе связанных  с сервисом и поставками запчастей.
Цель  – «нуль дефектов» а) минимальное  количество элементов (звеньев) службы сервиса от принятия заказа до его  выполнения; б) стремление персонала к безошибочным действиям, путем обучения и тренировки персонала, совершенствование структуры и технологии сервисной работы.
«Зеркало  – наш клиент» Систематическое анкетирование клиентов дает информацию о том, какой процент покупателей недоволен работой.
Творчество Развитие коммуникаций с целью обеспечения клиентов возможностями быстрой и прямой связью со службой сервиса.
 
     Существуют  различные варианты организации  сервиса. Однако наиболее часто используются следующие[2,с192]:
      требуемый сервис обеспечивается исключительно персоналом производителя;
      сервис осуществляется персоналом отдельных подразделений (филиалов) производителя;
      для выполнения сервисных работ создается консорциум производителей отдельных товаров, оборудования, деталей и узлов;
      выполнение сервисных мероприятий поручается специализированным фирмам;
      для выполнения сервисных работ привлекаются посредники, гарантирующие полноту и качество сервиса;
      часть сервисных мероприятий выполняет покупатель товара, а другую часть берет на себя одна из указанных выше предпринимательских структур.
     Каждый  из приведенных вариантов организации  сервиса имеет как свои преимущества, так и недостатки. Задача высшего руководства фирмы выбрать тот или те из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют потребителей, обеспечивают им высокий уровень требуемого сервиса. 

     Вывод: сервис классифицируется по времени осуществления (предпродажный и послепродажный), по содержанию работ (жесткий и мелкий) и фирменный сервис. Чтобы сервис был эффективным, должна быть соблюдены: правильная стратегия, связь с покупателем, стандарты обслуживания, четкая система снабжения, персонал должен быть обучен, основная цель –«нуль дефектов». Сервис может производиться службой фирмы-производителя, специальными сервисными фирмами по договору с производителем, дилерами и персоналом фирмы-покупателя, прошедшим специальную подготовку. 

      Организационно-экономическая  характеристика ПО
      «Гомсельмаш» 

    2.1.Общие сведения о ПО «Гомсельмаш». 

     Строительство завода сельскохозяйственных машин в Гомеле было начато в 1928 году. Днем рождения завода «Гомсельмаш» считается 15 октября 1930 года, когда выдал первую плавку литейный цех.
     Выход завода на проектную мощность и его  успешная работа в 30-е годы позволили  СССР полностью отказаться от импорта десятков наименований машин для кормопроизводства, зернового хозяйства, льно- и коноплеводства, первичной переработки лубяных культур - теперь такими машинами обеспечивал сельхозпроизводителей «Гомсельмаш». В 1940 г. 18 из 26 наименований продукции «Гомсельмаша» были включены в советский экспорт.
     В годы Великой Отечественной войны  завод работал в эвакуации  в г. Кургане, выпуская военную продукцию. Полностью разрушенная материально-техническая база завода в Гомеле восставлена на довоенном уровне за три года (1944 -1947). В 1950 г. довоенный объем производства превзойден вдвое. После создания в 1947 г. специального конструкторского бюро четко определяется специализация «Гомсельмаша»: создание и производство машин для комплексной механизации технологических процессов в кормопроизводстве. Начаты работы по созданию первого отечественного силосоуборочного комбайна.
     В 1956 г. на «Гомсельмаше» начато массовое производство прицепных силосоуборочных комбайнов СК-2,6. На протяжении последующих двух десятилетий с конвейера «Гомсельмаша» сходили новые, более совершенные модели прицепных комбайнов: СК-2,6А, УКСК-2,6 , КС-2,6 , КС-1,8 "Вихрь". Было также освоено производство специальных тракторных прицепов-емкостей для перевозки измельченной зеленой массы.
     В 70-е годы растущие потребности животноводства в мощной кормовой базе и качественных кормах уже не могли быть полностью обеспечены за счет применения прицепных комбайнов.
     На  «Гомсельмаше» была создана конструкция, проведены испытания и в 1977-1978 гг. организовано производство первого отечественного самоходного кормоуборочного комбайна КСК-100. В 1978 г. на базе завода создано производственное объединение «Гомсельмаш», главной задачей которого стал массовый выпуск самоходных комбайнов. К 1987 г. проведена коренная модернизация комбайна КСК-100 и начат выпуск новых моделей КСК-100А и КСК-100А1
  Комбайн КСК-100 и его модификации на десятилетия  стали основными кормоуборочными машинами в CCCР (впоследствии в странах СНГ).
  В 1987 г. «Гомсельмаш» в сотрудничестве с ВИМом и рядом отраслевых НИИ и КБ приступил к созданию принципиально нового для отечественного машиностроения типа сельскохозяйственной техники - универсального энергосредства (УЭС) со шлейфом навесных машин различного назначения.
  В 90-е годы в объединении активно велись работы по разработке и организации производства новых высокопроизводительных навесных машин для работы с энергосредством. В 1994 г. «Гомсельмаш» поставил сельскому хозяйству свеклоуборочный комплекс: полноприводное энергосредство УЭС-2-250 в агрегате с навесным шестирядным свеклоуборочным комбайном КСН-6, а также прицепной подборщик-погрузчик корнеплодов ППК-6, используемый с тракторами средней энергонасыщенности. В том же году началось внедрение свеклоуборочных комплексов в Беларуси, а с 1995 г. - в России.
  За  разработку и внедрение свеклоуборочных  комплексов группе руководителей и специалистов «Гомсельмаш» в 1997 г. присуждена премия Министерства промышленности Беларуси в области науки и техники.
  В 1997 г. сельское хозяйство получило сеноуборочный комплекс: энергосредство стало работать в агрегате с полунавесной ротационной косилкой-плющилкой КПР-6 имеющей ширину захвата 6 метров (премия Министерства промышленности Беларуси 2000 г. в области науки и техники).
  В 1996-1999 гг. на «Гомсельмаше» был создан не имеющий аналогов зерноуборочный комплекс КЗР-10 «Полесье –Ротор» на базе универсального энергосредства. В ходе работы по созданию комплекса универсальное энергосредство подверглось коренной модернизации. Новая модель УЭС-2-250А (280А) оснащается двигателем, гидравликой и другими комплектующими ведущих мировых производителей, что позволило резко повысить его надежность и ресурс.
  В 1999 г. выпущена первая промышленная партия комплексов КЗР-10, а в 2000 г. развернуто их массовое производство. В 2000-2001 гг. начаты поставки комплексов КЗР-10, а также других уборочных комплексов на базе нового энергосредства в различные регионы России, а также в Украину и Узбекистан, испытания кормоуборочных комплексов проведены в Китае и Аргентине.
  В 2001 г. «Гомсельмаш» первым из предприятий сельскохозяйственного машиностроения Беларуси стал лауреатом премии Правительства РБ «За достижения в области качества». Зерноуборочный комплекс КЗР-10 «Полесье-Ротор» награжден золотой медалью Российской агропромышленной выставки 2000 г., комплексы машин «Полесье» на базе УЭС-2-250А и УЭС-2-280А награждены медалями выставки в 2001 и 2002 гг.
  Производственное объединение «Гомсельмаш» расположено на двух промышленных площадках в северо-западной части города Гомеля на территории 285 гектаров. Сегодня предприятие представляет собой сложный сбалансированный межанизм.  Завод выпускает самоходные и прицепные кормоуборочные комбайны, навесные косилки-измельчители. Изготавливаются также сеялки точного высева, тракторные прицепы и плуги, мини-тракторы с комплектом навесного оборудования, лесопосадочные машины, навесные погрузчики леса, прицепы для легковых автомобилей. На предприятии работают около 18 тысяч человек.
  Для обеспечения выпуска широкой  гаммы сложной сельскохозяйственной техники объединение располагает производственными мощностями по всем технологическим переделам: механической обработке, в том числе по производству механических передач, сварке, включая лазерную резку, термической обработке, сборке, окраске, холодно-листовой штамповке, деревообработке.
  Производство  сельскохозяйственных машин оснащено современными средствами измерений и контроля, обкаточными и испытательными стендами. В производственных цехах объединения эксплуатируется 706 единиц оборудования с числовым программным управлением, в том числе 129 обрабатывающих центров. Здесь работает оборудование известных фирм: установки лазерной резки швейцарской фирмы «Быстроник», листогибочные прессы с ЧПУ швейцарской фирмы «Хаммерле», обрабатывающие центры известных производителей ЗАО «Станкостроительный завод «Свердлов» и «Гомельского станкостроительного производственного объединения им. С.М.Кирова», линии химико-термической обработки американо - польской фирмы «Seco/Warwick», элеткроэрозионные и шлифовальные станки швейцарских фирм «Шармий техноложи» и «Келленбергер», профилешлифовальные станки немецкой фирмы «Реформ». Кроме основной продукции, ПО «Гомсельмаш» производит запасные части ко всем выпускаемым машинам и осуществляет их ремонт, а также выпускает широкий ассортимент товаров народного потребления: прицепы для легковых автомобилей, автозапчасти, товары для домашнего хозяйства и сада, детские коляски и педальные автомобили, ручной слесарный и столярный инструмент, мебельную фурнитуру, светильники и другие товары. 

    Вывод: предприятие ПО «Гомсельмаш» существует более 60 лет. Оно является республиканским унитарным предприятием,  расположено на двух промышленных площадках в северо-западной части города Гомеля на территории 285 гектаров и в настоящее время  выпускает самоходные и прицепные кормоуборочные комбайны, навесные косилки-измельчители. Изготавливаются также сеялки точного высева, тракторные прицепы и плуги, мини-тракторы с комплектом навесного оборудования, лесопосадочные машины, навесные погрузчики леса, прицепы для легковых автомобилей. На предприятии работают около 18 тысяч человек. Кроме основной продукции, ПО «Гомсельмаш» производит запасные части ко всем выпускаемым машинам и осуществляет их ремонт, а также выпускает широкий ассортимент товаров народного потребления: прицепы для легковых автомобилей, автозапчасти, товары для домашнего хозяйства и сада, детские коляски и педальные автомобили, ручной слесарный и столярный инструмент, мебельную фурнитуру, светильники и другие товары. В 2001 г. «Гомсельмаш» первым из предприятий сельскохозяйственного машиностроения Беларуси стал лауреатом премии Правительства РБ «За достижения в области качества». 

2.2. Организационная  характеристика ПО «Гомсельмаш»
     Организационная структура управления ПО «Гомсельмаш» представлена в приложении 1. Генеральному директору подчиняются главный инженер-технический директор и первый заместитель генерального директора. Кроме первого заместителя у генерального директора имеются в подчинении также заместитель по производству, финансовый директор, заместитель по информационной работе и социальным вопросам, заместитель по качеству, заместитель по строительству.
     Кроме собственного производства у  ПО «Гомсельмаш» имеется на балансе дворец культуры   ПО «Гомсельмаш», плавательный бассейн «Нептун», ОПХ «Прополис», редакция газеты «Сельмашевец».
     На  ПО «Гомсельмаш» создан высококвалифицированный  коллектив ИТР, рабочих и служащих, способных выпускать продукцию  с параметрами на мировом уровне. Средний возраст работающих составляет 39 лет.
     Таблица 2.2.1-Списочная численность работников в 2003-2004 годах.
Наименование Количество  человек
2003г 2004г
1 2 3
Всего: 17810 17990
Промышленно-производственный персонал, из них: 17225 17298
Рабочие 14695 14573
 
 

  Продолжение таблицы 2.2.1.
1 2 3
Служащие, из них: 2720 2725
Руководители  1179 1180
Специалисты 1473 1473
Служащие  71 71
  Как видно из таблицы, большую часть  работающих составляет промышленно-производственный персонал.
  Коэффициент текучести за 2004г. на предприятии  составил 19,5%.
  Среди рабочих среднее и неполное среднее образование имеют 61,8%, среднее специальное 17,0% и высшее 21,2%.
  Среди руководителей, специалистов и служащих высшее образование имеют 55,7% работающих, среднее специальное 30,7%.
  В настоящее время на предприятии  имеются вакансии оператора станков с программным управлением, токаря, фрезеровщика, шлифовщика, наладчиков оборудования 4-6 разрядов. 

  Вывод: кроме собственного производства у  ПО «Гомсельмаш» имеется на балансе дворец культуры   ПО «Гомсельмаш», плавательный бассейн «Нептун», ОПХ «Прополис», редакция газеты «Сельмашевец». На «Гомсельмаше» создан высококвалифицированный коллектив ИТР, рабочих и служащих, способных выпускать продукцию с параметрами на мировом уровне. Средний возраст работающих составляет 39 лет. Коэффициент текучести за 2004г. на предприятии составил 19,5%. Среди рабочих среднее и неполное среднее образование имеют 61,8%, среднее специальное 17,0% и высшее 21,2%.Среди руководителей, специалистов и служащих высшее образование имеют 55,7% работающих, среднее специальное 30,7%.
     2.3. Анализ реализации  ассортимента продукции. 

       На ПО «Гомсельмаш» производятся следующие сельскохозяйственные машины:
    комбайн самоходный кормоуборочный КСК-100, предназначенный для скашивания трав и силосных культур, подбора массы из валков с одновременным измельчением и погрузкой в транспортные средства;
    комбайн кормоуборочный «Полесье—3000» для скашивания трав и силосных культур; в том числе кукурузы в фазе молочно-восковой спелости зерна, подбора массы из валков с одновременным измельчением и погрузкой в транспортное средство;
    косилка-измельчитель роторная полунавесная КИН-Ф-1500 для кошения трав и кукурузы высота до 1,2 м. с измельчением и погрузкой в транспортные средства. Может быть использована для скашивания ботвы картофеля;
    косилка-плющилка беспальцевая прицепная «Полесье» КПП-4,2, преназначенная для кошения трав с одновременным плющением скошенных растений и укладкой их на стерно в валок;
    универсальное энергетическое средство УЭС-250 «Полесье» для работы в составе кормоуборочного комплекса, может использоваться с комплексом машин для c/х работ общего назначения.
     Анализ  реализации сельскохозяйственной техники рассмотрим в таблице 2.3.1. 

  Таблица 2.3.1-Анализ реализации сельскохозяйственной техники, реализованной ПО «Гомсельмаш» в 2003-2004гг.
Наименование  продукции Объем реализации Отклонение(+,-) Млн.руб
2003г 2004г
Млн.руб штук Млн.руб штук
Зерноуборочный  комбайн КЗР-10 79553,1 380 85833,5 410 +30
Зерноуборочный  комбайн КЗС-7 64366,3 200 48274,7 150 -50
Комбайн самоходный КСК-100А 44138,1 35 47921,3 38 +3 
Комбайн КДП-3000 «Полесье» 31973,9 150 32973,9 150 0
Прицеп-емкость  ПСЕ-Ф-12,5Б 3939,8 93 4538,2 100 +7
  Как видно из таблицы, предприятие увеличило  реализацию по всем видам сельскохозяйственной техники за исключением зерноуборочного комбайна КЗС-7 , реализация которого уменьшилась на 50 штук в 2004г по сравнению с 2003г. Структуру реализации сельскохозяйственной техники лучше всего можно увидеть на диаграммах 2.3.1. и 2.3.2.
  
     Рисунок 2.3.1-Реализация продукции в 2003 году. 
 

  
     Рисунок 2.3.2- Реализация продукции в 2004 году. 

     Как видно из рисунков, и в 2003г и  в 23004г большую часть в реализации занимают следующие виды продукции: зерноуборочный комбайн КЗР-10, зерноуборочный комбайн КЗС-7 и комбайн КДП-3000 «Полесье». Это объясняется тем, что комбайны являются основным видом сельскохозяйственной техники, производимой и реализуемой ПО «Гомсельмаш» как на экспорт, так и на внутренний рынок Республики Беларусь.
     Кроме этой продукции, хорошим спросом  пользуются запчасти к технике. В текущем году предприятие планирует в 2 раза нарастить объемы выпуска комплектующих и запасных частей. Эта продукция является востребованной - в 2004 году только в Российской Федерации при потребности в комплектующих на сумму в $8 млн. было продано деталей и запчастей на $1,5 млн.
     Экспорт планируется увеличить на 44,2%. Это  направление станет приоритетным в маркетинговой стратегии предприятия на текущий год. 

     Вывод: в качестве объектов анализа ассортимента реализации продукции выбрали основные виды продукции: зерноуборочный комбайн КЗР-10, зерноуборочный комбайн КЗС-7, комбайн самоходный КСК-100А, комбайн КДП-3000 «Полесье» и прицеп-емкость ПСЕ-Ф-12,5Б. Эта техника выпускается и реализуется в большем количестве, чем вся остальная продукция, производимая на данном предприятии. Анализ производился за период 2003-2004 гг. Стоимость продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась незначительно. Большую часть в реализации занимают следующие виды продукции: зерноуборочный комбайн КЗР-10, зерноуборочный комбайн КЗС-7 и комбайн КДП-3000 «Полесье». Это объясняется тем, что комбайны являются основным видом сельскохозяйственной техники, производимой и реализуемой ПО «Гомсельмаш» как на экспорт, так и на внутренний рынок Республики Беларусь. Также хорошим спросом пользуются запасные и комплектующие части к технике. 

    2.4.Анализ хозяйственно-экономической деятельности ПО
    «Гомсельмаш». 

     Основными видами продукции, производимой на ПО «Гомсельмаш», являются сельскохозяйственные машины: зерноуборочные комбайны, самоходные комбайны, косилка-плющилка КПР-6 и КПП-4,2, жатки.
  Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия являются объем реализованной продукции, объем производства, балансовая прибыль, прибыль от реализации и рентабельность. Проанализируем хозяйственную деятельность ПО «Гомсельмаш» за 2003-2004 гг.  

     Таблица 2.1.1-Основные показатели хозяйственной деятельности
  ПО  «Гомсельмаш»  за 2003-2004гг.