На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и значение финансового контроля. Виды, формы и методы финансового контроля

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Сущность и значение финансового контроля.                                     Финансовый контроль – часть деятельности государственных полномочных органов, направленная на защиту интересов как государства в целом и его экономических интересов и безопасности, так и на защиту субъектов экономической деятельности.                                                        В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.       
  Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возложен на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Государственную налоговую службу Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
В качестве главных  приоритетов государственного финансового  контроля являются:
контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и иные федеральные внебюджетные фонды, а  также кредитных и заемных  средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;
контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.
Признано необходимым  проведение не реже одного раза в год  соответствующими контрольными финансовыми  органами комплексных ревизий и  тематических проверок поступлений  и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.    
Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства.
 Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями. 

Конкретные формы  и методы финансового контроля позволяют  обеспечить интересы и права как  государства и его учреждений, так и всех других экономических  субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
    Государственный  финансовый контроль предназначен  для реализации финансовой политики  государства, создания условий  для финансовой стабилизации. Это,  прежде всего разработка, утверждение  и исполнение бюджетов всех  уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
   Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах. 

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается  в: 

а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и  

органами местного самоуправления, организациями и  гражданами; 

б) проверке правильности использования государственными и 

муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, 

находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении 

денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств  и других 

средств); 

в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов  

и хранения денежных средств предприятиями, организациями, 

учреждениями; 

г) выявлении внутренних резервов производства; 

д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. 

В случае их выявления  в установленном порядке принимаются  меры  

воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам,  

обеспечивается возмещение материального ущерба государству,  

организациям, гражданам.
      Виды, формы и методы финансового  контроля.   
 Финансовый контроль  как специализированный вид управленческой  деятельности и особая отрасль  экономических знаний располагает  разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной  или основанными на достижениях  смежных областей (бухгалтерского  учета, статистики, финансов, государственного  бюджета).
Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического  и математического, документального  и фактического.     
   ого и фактического. 

Деление контроля на документальный и фактический носит  в известной мере условный характер ибо в основе этого разграничения лежат различные источники данных. 

Так, источниками  информации для документального  контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация. 

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа  и т.д.), он не может быть всеобъемлющим  ввиду непрерывности хозяйственных  операций. 

К основным способам документального контроля можно  отнести: 

? формальную и арифметическую проверку документов; 

? юридическую оценку хозяйственных операций, отраженных в документах; 

? логический контроль объективной возможности документально 

оформленных хозяйственных  операций; 

? сплошное и выборочное наблюдение; 

? встречную проверку документов; 

? способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной 

оценке материальных затрат с целью последующего определения 

величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство 

определенных видов  продукции, которые ко времени контроля имеются в 

наличии; 

? оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным  

корреспонденции счетов бухгалтерского учета; 

? балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их 

отражением в финансово-бухгалтерской  документации. 

Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы: 

? инвентаризация; 

? экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного  

объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов  

материальных затрат и выхода готовой продукции; 

? визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских  

помещений, производственных подразделений, состояния контрольно- 

пропускного режима. 

Среди форм финансового  контроля выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль. 

Предварительный финансовый контроль проводиться до совершения операций по образованию, распределению  и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и.т.п. 

Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций ( в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно – хозяйственных расходов, капитального строительства и.т.д.) 

Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций ( после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и.т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.  

       Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся: 

а) проверки, которые  подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении; 

б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.; 

в) экономический  анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной  части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и  противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку  бюджетная система является одним  из важнейших инструментов регулирования  социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние  на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки  стратегии экономической политики государства на перспективу; 

г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов  по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах  государственной власти и их отдельных  структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в  организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для  принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной  сфере. 

В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно  выделить следующие их виды: 

комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид  проверок. Он охватывает все стороны  деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность  использования ресурсов, расчеты  с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета  и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты  в предметной области; 
 

тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный  анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению. 

Все нарушения, которые  были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие  управленческие решения. Ответственность  за точность его составления несет  ревизор. В акте ревизии должно содержаться  описание фактов нарушений, указано  время их совершения, стоимостная  оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и  предположения ревизора. Ревизоры также  не имеют права вмешиваться в  управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.
   Органы, осуществляющие финансовый контроль.  

В предыдущем пункте я уже отметил, что финансовый контроль подразделяется на несколько  видов по разным основаниям. В зависимости  от времени проведения, сферы финансовой деятельности, формы проведения и  т.д. Существует также классификация  финансового контроля в зависимости  от органов осуществляющих его.  

а) президентский; 

б) представительных органов государственной власти и местного  

самоуправления; 

в) исполнительных органов  власти; 

г) финансово-кредитных  органов; 

е) ведомственный  и внутрихозяйственный; 

д) общественный; 

ж) аудиторский. 

Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.  

Так, для осуществления  контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и  Государственная Дума образует Счетную  палату ( ст. 101 ч.5 Конституции РФ). Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным Законом Российской Федерации. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица в части, связанной с получением, перечислением и использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. 

Счетная палата обязана  контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации, деятельность Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования  иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации, а также предоставление Россией  средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям. 

Осуществляя контрольную  деятельность, Счетная палата в праве проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. 

В своей деятельности счетная палата взаимодействует  с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные  органы президента и Правительства  Российской Федерации, Федеральная  служба контрразведки, контрольные  органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк, Государственная  налоговая служба и иные органы обязаны  оказывать содействие деятельности Счетной палаты. 

Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам  массовой информации. 

В ведение государственной  Думы и Совета Федераций передан  контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов. 

Контрольные функции  в области финансов осуществляют также представительные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. 

В целях эффективности  президентского контроля в ведении  Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган  – Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное  из Контрольного управления Администрации  Президента Российской Федерации).  

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как  система обеспечения конституционных  контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:  

? анализ деятельности специальных органов контроля и надзора  

федеральных органов  исполнительной власти, подразделений  

Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов  

Федерации; 

? рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.  

Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося  по своему содержанию финансовым. 

Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.  

Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль. 

В пределах своих  полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление  и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной  и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения.  

В полномочия Правительства  Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство российской Федерации вправе отменить акты указанных органов. 

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации  принимает правовые акты (нормативные  и индивидуальные), регулирующие порядок  этой деятельности. Так, Правительством Российской Федерации утверждены Положение  о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 года), Положение о федеральном  казначействе Российской Федерации (Постановление  от 27.08.93г.), о других службах, где  закреплены функции по финансовому  контролю. 

Важнейшее место  в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает  финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление. 

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.  

Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется  деятельность исполнительных органов  власти субъектов Федерации, его  контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации. 

Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, отметим, что на Минфин возложено осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.  

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения  МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Одновременно, для обеспечения безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают в Федеральную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы. 

Функции органов  Государственного страхового надзора  также ограничены особой сферой –  страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых  отношений. 

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении  принадлежит Центральному Банку  России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в  стране, осуществляет надзор за деятельностью  коммерческих банков. С этой целью  создано специальное подразделение  – Департамент банковского надзора. При этом ЦБР вправе применить  к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в  административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании. 

Впервые в законодательном  плане решен вопрос об обязательности ведомственного или внутреннего  контроля. Главным распорядителем и  распорядителем бюджетных средств  вменено в обязанность осуществлять контроль за использованием этих средств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.