На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление государственным внутренним долгом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание

    Введение

 
     Наиболее  актуальной в настоящее время  является проблема управления государственным  долгом, поскольку данная проблема приводит к появлению других проблем, касающихся государственного долга. Результатами непрофессионального управления является, например, неудовлетворительная структура государственного долга (с точки зрения распределения на внутренний и внешний, времени погашения обязательств т.д.), высокая стоимость его обслуживания. Грубейшей ошибкой также является ситуация, когда ни законодательная, ни исполнительная власть при принятии решений, относящихся к управлению государственным долгом (о размерах заимствований, месте и времени их осуществления, об условиях заимствований и т.д.), из-за незнания и непонимания не руководствуется теми законами, которым подчиняется финансовый рынок в целом и рынок государственного долга в частности. Более того, многие из принимаемых решений просто нерациональны. К сожалению, некоторые указанные проблемы присутствуют в российской практике управления государственным долгом.
        Объектом изучения в данной курсовой работе являются современные долговые обязательства, взятые нашей страной, методы управления государственным долгом, и все понятия, тесно переплетающиеся с этим вопросом.
      Цель  работы - проанализировать ситуацию в  области государственного долга  и дефицита бюджета в Российской Федерации и выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственного долга.
      Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
    - рассмотреть содержание и основные формы государственного долга;
    - показать роль государственного долга в рыночной экономике;
      - раскрыть современные проблемы в области управления государственным внутренним и внешним долгом;
    - выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственного долга.
 

            1 Понятие и значение государственного долга

 
     Основную  массу денежных ресурсов, предназначенных  для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.
     Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых  заемщиком выступает государство  в лице его органов, а кредиторами — физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком[2].
     Как один из видов кредита государственный  кредит предоставляется на началах  вероятности и платности; однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.
     Во  — первых, аккумулируемые посредством  государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют  в кругообороте производительного  капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.
     Банковский  кредит — это движение ссудного капитала, предоставляемого банками  предприятиям и организациям для  обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и  повышения его эффективности. Целью предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер.
     Во  — вторых, при предоставлении банковского  кредита в качестве обеспечения  могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности — товары (товарораспорядительные  документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество находящееся в его собственности.
     Функционирование  государственного кредита ведет к образованию  государственного долга. Государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным  государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа  и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода[9]. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.
     В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных  расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к  инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка  РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и  растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.
     Значительные  размеры государственного долга  отражают кризисное состояние экономики  России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных  расходов по другим направлениям[11].
     Такие масштабы государственного долга требуют  и соответствующего управления им. Одним из методов регулирования  является утверждение законодательной  властью его верхних пределов и предельный размер государственных внешних заимствований РФ.
     Обслуживание  государственного внутреннего долга  возложено на Центральный  банк РФ[1].
     В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных  и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы, их выпустившие.
     Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
     Выплата доходов по займам и их погашение  являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях. когда государственный долг достигает  такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять  свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.
     Основная  цель выпуска  займов в сегодняшней  России — это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном  году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.
     Ведущими  методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная  эмиссия и выпуск государственных  займов.
     Наиболее  целесообразным является выпуск государственных ценных бумаг, но в этом случае перед государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поиском оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровням доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии – среднесрочным. Доля краткосрочных ценных бумаг в этих странах незначительна.
     Различают внешний и внутренний государственный долг в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
     В мировой же практике существуют следующие  определения:
     Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.
     Внутренний  долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства  могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.
     Внутренние  долговые обязательства можно условно  разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и не рыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и  выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
     Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению  с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении  внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения  в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.
     Рост  государственного долга влечет за собой  реальные негативные экономические последствия.
     Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной  части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
     Во-вторых, повышение ставок налогов как  средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
     В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).
     В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны.
     В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
     За  последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре  совокупного национального долга России (государственный внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обусловливают необходимость анализа его тенденции и динамики.
     Трансформация внешнего государственного долга во внутренний государственный долг. Внешний  государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 г. началось быстрое увеличение внутреннего государственного долга. В 2006-2009 гг. в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России политика замещения внешнего долга внутренним продолжится. Если на начало 2006 г. внутренний долг - составлял 19,4% внешнего, то на конец 2009 г. эта величина возросла до 92,3%.
     Таким образом, под управлением государственным  долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных  с установлением ежегодных предельных значений государственного долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.
 

    2 Государственный  внутренний долг

 
     Согласно  определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это  обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
     Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
     В объем внутреннего государственного долга включаются:
     1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
     2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в валюте  Российской Федерации;
     3) объем основного долга по бюджетным  кредитам, полученным Российской Федерацией;
     4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
     5) объем иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.
     Статья 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
     Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии.
     Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга[3].
     Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
     Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
     Выполнение  Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
     Банк  России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
     Долговые  обязательства России подлежат учету  и регистрации в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексе указанные книги обозначены единым понятием – Государственная долговая книга РФ). Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги.
     Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
     Федеральным законом «О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»  г. №198-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 г. – 2249062621,8 тыс. руб. и на 1 января 2011 г. - 2817409429,4 тыс. рублей.
     Однако  Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 5 ст. 103 БК РФ) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).
     Анализ  структуры государственного внутреннего  долга в период 2008–2010 годов, проведенный Счетной палатой, показывает, что увеличится доля государственных ценных бумаг.
     Объем внутреннего долга в 2008–2010 годах увеличится в 2 раза и к концу 2010 года составит 2618,2 млрд. рублей (или 91,7% внутреннего долга).
     Более чем в 2 раза увеличатся расходы на обслуживание внутреннего долга в 2010 году по сравнению с 2008 годом и составят 170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.

    2.1 Реструктуризация государственного долга

 
     Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение  долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный  долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
     Реструктуризация  долга может быть осуществлена с  частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
     Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.
     Предельные  объемы государственного внутреннего  долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
     Предельный  объем государственных внешних  заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.
     Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным  законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.
     Правительство Российской Федерации имеет право  осуществлять внутренние (внешние) заимствования  с превышением установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо  внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
     Законом субъекта Российской Федерации о  бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга с указанием, в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
     Предельный  объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем  доходов соответствующего бюджета  без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы  Российской Федерации.
     Программа государственных внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  представляет собой перечень внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем  заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.
     В случае выпуска долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте Российской Федерации, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.
     Программа государственных внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  представляется федеральным органом  исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации  соответствующему законодательному (представительному) органу в виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.
     В программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.
     Поступления в бюджет средств от заимствований  и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.
     Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу  между ценой размещения и ценой  погашения (выкупа) по государственным  или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
     Доходы, полученные от размещения государственных  или муниципальных ценных бумаг  в сумме, превышающей номинальную  стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.
     Погашение основной суммы долга Российской Федерации, долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
     В случае выпуска государственных  или муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, находящееся в государственной  или муниципальной собственности, в соответствии с условиями эмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих государственных или муниципальных ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением выпуска указанных государственных или муниципальных ценных бумаг.
     При исполнении обязательств по государственным  или муниципальным ценным бумагам, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путем передачи кредиторам указанного имущества размер государственного или муниципального долга уменьшается на величину основного долга по погашаемым таким образом обязательствам.

    2.2 Государственные и муниципальные гарантии

 
     Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично[7].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.