На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Финансам"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Сущность и  функции финансов
1. Сущность финансов. Их происхождение и развитие.
2. Функции финансов
3. Роль финансов  в общественном  воспроизводстве 
 

1. Финансы – данный термин появился в 13-15 веках и обозначал любой платеж. В последствии он стал применяться в международной практике и обозначал денежные отношения между населением и государством по поводу формирования общегосударственного фонда денежных средств бюджета.
Возникновению финансов способствовали определенные предпосылки:
1. возникновение товарно-денежных отношений и государства и необходимость формирования общегосударственного фонда денежных средств предназначенного для финансирования функций государства (госуправление, обеспечение внутренней и внешней безопасности).
2. формирование и использование бюджета стало носить системный характер. Возникает система государственных доходов и расходов с определенной номенклатурой статей, которые законодательно закрепляются.
3. налоги в денежной форме – преимущественный вид платежей с полным отказом от натуральных налогов и повинностей.
Признаки  финансовых отношений:
- денежные  отношения между двумя субъектами; деньги – материальный носитель  финансов.
- субъекты  отношений обладают разными правами;  государство обладает особыми  полномочиями, т.к. оно формирует эти отношения и закрепляет их законодательно.
- в результате  этих отношений формируется общегосударственный  фонд денежных средств и фонды  денежных средств предприятий  и организаций. Финансы имеют  фондовый характер.
- государственно-принудительный  характер финансовых отношений, который обеспечивается созданием законодательной базы и других нормативных документов.
Т.о. финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения относятся к финансам. Исходя из этого:
Финансы – совокупность денежных отношений организованных государством с целью формирования, распределения и использования целевых фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов для осуществления экономических, политических и социальных задач.
Финансы – это экономическая категория, т.к. является инструментом распределения созданного продукта и отражает распределенные отношения в обществе.
Финансы – это историческая категория, т.к. они возникают с появлением товарно-денежных отношений и развиваются вместе с ними, с появлением государства.
В процессе развития финансы проходят следующие  стадии:
1. начальная неразвитая  – формирования госбюджета, финансирование внутренней и внешней безопасности
2. развитая –  финансирование социальной сферы
3. современная –  финансы обслуживают все стадии и уровни производства с удельным весом 70-80% финансирования социальной сферы. 
 

2. Функции финансов:
1. распределительная  – вытекает из определения финансов, и ее общественное назначение заключается в обеспечении государства и каждого хозяйствующего субъекта необходимыми им финансовыми ресурсами в форме денежных фондов специального целевого назначения. С помощью данной функции формируются финансовые ресурсы, которые обеспечивают выполнение общегосударственных функций обеспечения внутренней и внешней безопасности госуправления, содержание социальной сферы, межотраслевое и межтерриториальное распределение национального дохода. С помощью данной функции на уровне хозяйствующего субъекта происходит возмещение потребленных средств, основных фондов, образуются доходы в различных формах, формируются фонды целевого назначения. Объектами распределения являются стоимость ВВП и часть национального богатства имеющего денежную оценку. Субъектами распределения являются ЮФЛ, участники воспроизводственного процесса, а именно государство, предприятия и организации, граждане.
Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов очень сложен, многообразен, протекает во всех сферах и на всех уровнях общественного производства. Финансовое распределение охватывает все уровни управления экономикой: а) государственный; б) территориальный (субфедеральный и местный).
2. контрольная –  вытекает из определения финансов, т.к. формирование различных фондов денежных средств на стадиях воспроизводственного процесса невозможно без их количественной определенности. Благодаря этому можно постоянно отслеживать, как складываются пропорции распределения общественного продукта (какая часть идет на потребление, какая на накопление; обеспечены ли все стадии воспроизводственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами). Данная функция позволяет контролировать объемы и сроки формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Помимо этого контрольная функция позволяет оценить законность выполнения финансовой операции, т.е. оценить состояние (финансовой дисциплины) – соблюдение порядка ведения финансового хозяйства, установленных норм и правил, выполнение финансовых обязательств их контрагентами.
Контрольная и распределительная функции  действуют не изолированно, а в  тесном единстве, т.к. отображают 2 сторон одного и того же распределительного процесса. Инструментом реализации данной функции является экономическая (финансовая) информация. Она содержится в финансовых показателях бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Финансовые показатели – стоимостные, их особенность – синтетический комплексный характер отражения различных сторон хозяйственной деятельности предприятия, организации. 
 

3. Роль финансов.
1. Значение финансов для экономики и общественного производства предопределяется распределительной функцией, т.к. с помощью финансов государство и хозяйствующие субъекты получают финансовые ресурсы. Благодаря финансам содержится непроизводственная, в том числе социальная сфера, обеспечивается социальная справедливость в обществе.
2. С помощью финансов государство обеспечивает финансирование обороны, социальной сферы, внутренней и внешней безопасности. Государство являлось крупнейшим собственником средств производства и природных ресурсов, взаимодействует с предпринимательскими структурами посредством финансов. Государство с помощью финансов регулирует области общественного производства.
Основа  финансового регулирования составляет законы и другие нормативные акты.  Инструментами регулирования являются налоги, процентные ставки центрального банка, валютные курсы, нормы накопления и потребления.
3. С помощью финансов государство регулирует ВЭД, порядок ввоза и вывоза капитала, стимулирует привлечение отечественных и иностранных инвестиций. 

2. Финансовая система
1. Понятие финансовой системы. Принципы ее построения.
2. Финансы предприятий  и организаций.
3. Финансы государства 
 
 

1. Финансовая система – совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых осуществляется формирование, распределение и использование целевых фондов денежных средств.  В узком смысле финансовая система – это совокупность финансовых учреждений осуществляющих контрольно-распределительную функцию. Эта совокупность учреждений образует финансовый аппарат.
Как экономическая  категория финансовая система включает сферы и звенья:
1. финансы  предприятий и организаций
2. финансы  государства
3. страхование
В основу построения финансовой системы положены 3 принципа:
1. функциональное назначение  – каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу общественного производства и решает свои задачи. Пр.:  госбюджет (звено госфинансов) обслуживает потребности государства в финансовых ресурсах и  выражает распределение отношений между государством и хозяйствующими субъектами и населением.
2. территориальность  – каждая административно-территориальная единица имеет собственную финансовую базу, которая формируется с помощью финансовых отношений, кроме того, обладает своим финансовым аппаратом и системой страховых органов.
3. единство финансовой  системы – предопределяется единой политической и экономической основой государства, единой финансовой политикой, которая реализуется на основе единых законодательных нормативных актов.  
 
 
 

2. Финансы предприятий и организаций – ведущее место в финансовой системе и представляет собой денежные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием целевых фондов предприятия.
1. Ведущее звено  – финансы предприятий сферы материального производства. Именно здесь создаются материальные благо, и происходит первичное распределение вновь созданной стоимости.
2. Финансы предприятий  и организаций  непроизводственной  сферы. Их особенность – они функционируют за счет части стоимости продукта созданного в сфере материального производства и получаемого путем перераспределения через бюджет и другие каналы.
В зависимости  от цели деятельности финансы предприятий  и организаций делятся на:
1. Финансы коммерческих  предприятий (организаций). Цель их деятельности – извлечение прибыли, которая является основным источником их финансирования.
2. Финансы некоммерческих  организаций. Прибыль не является целью их деятельности. Они оказывают культурные, социальные услуги и финансируются за счет средств государства и других учредителей.
В сфере  материального производства и в  непроизводственной сфере финансы  предприятий делятся по отраслевому  принципу. В соответствии с этим в 1 сфере выделяют финансы промышленности, с/х, строительства, транспорта, торговли. Во 2 сфере выделяют финансы образования, ЖКХ, науки. Кроме того, отдельно выделяются финансы общественных организаций и фондов – их особенность – они финансируются за счет средств участников или учредителей. 
 
 

3. Финансы государства – денежные отношения между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу формирования, распределения и использования целевых фондов денежных средств государства. Они включают в себя следующие звенья:
1. госбюджет –  главный фонд государства, в котором сосредоточена большая часть его средств. Он используется для финансирования функций государства в области управления госбезопасности, соц. сферы.
2. система внебюджетных  фондов – целевые фонды денежных средств государства для выполнения социальных, экономических и экологических задач. Среди них выделяют пенсионный фонд, фонд занятости, экологические и дорожные фонды.
3. госкредит –  система денежных отношений между государством, ЮФЛ, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Госкредит используется с целью мобилизации свободных денежных средств ЮФЛ для удовлетворения потребностей государства в денежных средствах на условиях срочности, возвратности, платности и залога. Отдельную подсистему составляет страхование – замкнутая система денежных отношений, предназначенная для формирования специальных страховых фондов денежных средств из которых выплачивается возмещение ущерба при наступлении страховых случаев.
В составе  госфинансов финансовые отношения  группируются в соответствии с уровнем  госуправления. Поэтому в РФ различат финансы обслуживающие:
- федеральный  уровень
-субфедеральный  уровень
- местный  уровень
В ПМП  различают финансы обслуживающие:
- республиканский  уровень
- местный  уровень 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Финансовые ресурсы
1. Сущность финансовых ресурсов. Источники формирования.
2. Децентрализованные  финансовые ресурсы.
3. Централизованные  финансовые ресурсы. 
 

1. Финансовые ресурсы – целевые фонды денежных средств находящиеся в распоряжении государства или хозяйствующих субъектов. Обычно в названии фонда указывается цель его назначения.
Для формирования финансовых ресурсов необходимо:
1. определить  цель и назначение использования  средств фонда
2. источники  формирования финансовых ресурсов
3. механизм  формирования и распределения  средств фондов.
Главный источник финансовых ресурсов – чистый доход в составе ВВП.
В ходе распределения и перераспределения  ВВП создаются децентрализованные и централизованные финансовые ресурсы.
Децентрализованные  – на уровне хозяйствующих субъектов.
Централизованные  – на уровне государства. 
 

2. Децентрализованные финансовые ресурсы – целевые фонды денежных средств, формированные и использованные на уровне хозяйствующих субъектов.
Источники их формирования:
1. часть чистого дохода (прибыли) направляемого на расширенное воспроизводство. За счет нее предприятие формирует фонды накопления и потребления. Средства фонда накопления – обеспечивают расширенное воспроизводство, используется для приобретения нового оборудования, техники и технологий и другие цели обеспечивающие накопление капитала. Фонд потребления – для выплаты дивидендов, премий по итогам года, содержание соц. сферы и иных соц. нужд.
2. амортизационные отчисления – включаются в себестоимость продукции, работ, услуг и формирует амортизационный фонд – для воспроизводства изношенных ОФ по истечению срока их эксплуатации. Амортизационные отчисления производятся ежемесячно, а использование средств амортизационного фонда осуществляется после окончания срока эксплуатации ОФ. В результате этого средства амортизационного фонда рассматриваются как дополнительный источник финансирования текущих потребностей предприятия.
3. экономия от выполнения строительно-монтажных работ хозяйственным способом, прирост устойчивых пассивов, реализация излишнего имущества.
4. привлеченные заемные средства – банковские и коммерческие кредиты, средства от выпуска акций и финансовых операций с ними.
Перечисленные источники финансовых ресурсов хозяйствующих  субъектов позволяют обеспечить денежными средствами процесс расширенного воспроизводства на микроуровне. Такой порядок объективен, не зависит от сферы общественного производства и формы собственности. 
 

3. Централизованные финансовые ресурсы – целевые фонды денежных средств государства, которые формируются за счет части чистого дохода в составе ВВП и обеспечивает реализацию общегосударственных функций.
Инструменты формирования:
1. налоги; 2. налоговые платежи; 3. налоговые  отчисления.
Источники формирования:
1. часть чистого дохода создаваемого в сфере материального производства (часть прибыли).
2. ссудный капитал – свободные денежные средства ЮФЛ мобилизуемые государством на условиях срочности, возвратности, платности и залога для удовлетворения общегосударственных потребностей в денежных средствах. Мобилизация этих денежных средств осуществляется с помощью гособязательств. Эти средства аккумулируются на счетах коммерческих банков и включают свободные средства бюджета и внебюджетных фондов, амортизационных фондов, часть оборотных средств предприятий из-за несовпадения сроков поступления и расчетов, депозиты граждан.
3. денежные доходы и сбережения населения не вовлечены в хозяйственный оборот и мобилизуемые государством с помощью выпуска ценных бумаг, облигаций, предоставление товаров и услуг в кредит.
4. страховые фонды государства их временно свободная часть, которая образуется из-за того, что ущерб от страховых случаев меньше величины объема страхового фонда. Эти средства инвестируются в различные отрасли народного хозяйства с целью извлечения прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Финансовая политика (ФП)
1. Сущность и виды ФП
2. Составные части  ФП
3. Особенности и  приоритеты ФП  ПМР
4. Западные концепции  финансового регулирования  экономики используемые  в ФП 
 

1. ФП – особая сфера деятельности государства направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством своих функций.
Главный субъект ФП –  государство. Оно разрабатывает стратегию ФП – финансовое развитие общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на ближайший период, средства и пути их решения – тактику ФП.
Сущность  ФП – экономические отношения между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Свое практическое воплощение ФП осуществляет с помощью финансового механизма. ФП законодательно закрепляется в соответствующих нормативных актах (законах, указах).
Формирование  ФП включает следующие этапы:
1. разработка общей концепции и основных направлений; определение целей и главных задач.
2. создание адекватного финансового механизма.
3. управление финансовой деятельностью государства и его субъектами с целью реализации ФП.
Выделяют  3 вида ФП:
1. Классическая ФП – основана на трудах классиков Адама Смита и Давида Риккардо. Отличие – невмешательство государства в экономику; свободная конкуренция; использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Госрасходы минимизированы, система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах.
2. Регулирующая ФП  – основатель Джон Кейнс. В основу положено вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства государства являются государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки, госкредит и рынок ссудных капиталов
3. Планово-директивная  ФП – применяется в странах с административно-командной системой в экономике. Она основана на государственной собственности на средства производства. Цель – концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными  органами власти финансовых ресурсов в руках государства с последующим их распределением в соответствии с основными направлениями Госплана развития. 
 
 

2. Как самостоятельные части ФП различают:
1. налоговая политика  – реализует интересы государства в формировании общегосударственных средств. Ее назначение – изъятие части ВВП у хозяйствующих субъектов и населения на общегосударственные нужды. При этом она должна строиться т.о. чтобы оставить часть средств предприятию, необходимых для расширенного воспроизводства.
2. бюджетная политика  – связана с распределением фондов денежных средств государства и их использованием по целевому территориальному и отраслевому направлениям.
3. денежно-кредитная  политика –  направлена на организацию денежного обращения в стране; формирование и развитие банковской системы и кредитных отношений; поддержка курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте; обеспечение устойчивости этого курса; формирование золотовалютных резервов.
4. социальная политика  – направлена на обеспечение социальной справедливости в обществе путем установления минимальных социальных нормативов потребления; установление механизмов поддержки наименее обеспеченных слоев населения через систему льгот, компенсаций и др.
5. инвестиционная политика  – направлена на установление благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику и, особенно в ее реальный сектор.
6. политика в области  международных финансов  – направлена на интеграцию национальной финансовой системы в мировую, на стимулирование вхождения страны в различные международные финансовые организации, укрепление национальной валюты и ее конвертации, развитие ВЭД.  
 

3. ФП ПМР формируется под воздействием различным факторов.
Факторы: непризнанность республики, в результате чего республика не является субъектом международного права, не участвует в деятельности и не сотрудничает с международными финансовыми организациями. Непризнанность затрудняет экспортно-импортные операции, т.к. они осуществляются на основе сертификации товаров и услуг и с выдачей документа страны происхождения. Это делает только РМ. В результате экспортно-импортные операции осуществляются через посредников, и приднестровские предприятия несут повышенные издержки.
В ПМР  отсутствуют ПР сырья, топлива и  других факторов производства, которые республика вынуждена ввозить из-за рубежа минуя многочисленные таможенные барьеры. Экономика ПМР получила достаточно развитую производственную базу в наследство от СССР ориентированную на рынки СССР. В результате разрыва производственно-хозяйственных связей эти рынки утеряны, а производственная база морально и физически устарела.
В результате действия этих факторов ФП ПМР должна быть нацелена на решение следующих  вопросов:
1. создание  благоприятных условий для привлечения  иностранных инвесторов в экономику ПМР.
2. создание  финансовых условий (НО, кредитование) для стимулирования развития  АПК и перерабатывающих производств  его продукции.
3. в  связи с тем, что главное богатство ПМР – земля, необходимо создать условия для ее эффективного использования и развитие всех форм хозяйствования на земле. Требует скорейшего решения вопрос собственности на землю.
4. создание  финансовых условий по использованию  имеющегося производственного потенциала  и высококвалифицированных кадров.
5. создание  финансовых условий стимулирования развития производств имеющих устойчивую репутацию за рубежом и способным зарабатывать валюту.
6. создание  финансовых условий стимулирующих  внедрение ресурса и энергосберегающих  технологий и внедрение контрольной  измерительной аппаратуры. 
 
 

4. В основу формирования и реализации ФП положены 2 концепции:
1. монетаризм –  денежной массе находящейся в обращении предписывается роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры. Рынок должен быть свободным и не регулируемым, а вмешательство государства в экономику ограничено. Роль государства должна быть сведена к регулированию объема денежной массы. Она должна соответствовать суммарной стоимости товаров и услуг, предлагаемых на рынке. В случае превышения массы денег возникают инфляционные процессы. Они являются следствием превышения расходов государства над его доходами. Возникает бюджетный дефицит. Политика ограничения и сокращения госрасходов осуществляется одновременно с увеличением налоговых ставок – рестрективная политика – ее цель – сокращение покупательской способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Эти меры вызывают замедление экономического роста, сокращение спроса, что приводит к трудностям сбыта и уменьшению объемов выпускаемой продукции. Длительное использование монетарных методов без привлечения финансовых ресурсов извне и «съеденных» инфляцией собственных средств предприятий приводит к сокращению объемов производства, замедлению темпов экономического роста, безработице и банкротству предприятий.
2. кейнсианство –  противоположность монетаризму, предполагает активное госрегулирование и поддержку проводимых в экономике преобразований Оно базируется на увеличении госрасходов и госприсутствия в экономике; снижение налогов и денежно-кредитной политики связанной с расширением денежной массы в обращении. Увеличение госрасходов стимулирует рост производства, расширяет покупательскую способность населения и совокупный спрос на товары и услуги. Это увеличение госрасходов обеспечивается за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит за счет расширения производства, увеличения объемов выпускаемой продукции и роста налогооблагаемой базы. В этом случае не обязательно повышать ставки налогов, а иногда их понижать. Исследование кейнсианской финансовой политики требует жесткого контроля со стороны государства за соотношением темпов роста расходов и доходов государства.
В чистом виде рассмотренные концепции на практике не применяются. Например, в  денежно-кредитной политике ФП для регулирования устойчивости национальной денежной единицы и поддержание стабильного курса к иностранным валютам. В краткосрочном периоде используются монетарные методы регулирования спроса и предложения на валюту – валютные интервенции – скупка центральным банком излишков валюты и продажа валюты в случае ее недостатка на торгах валютной биржи за счет средств центрального банка. В долгосрочном периоде используются кейнсианские методы регулирования экономики, связанные с инвестициями в реальный сектор экономики, направленные на рост ВВП, производительности труда, его фондовооруженности и энерговооруженности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Финансовый механизм (ФМ)
1. ФМ. Его звенья и элементы
2. Система финансовых  рычагов и стимулов  в ФМ  
 

1. ФМ – совокупность форм и методов воздействия на экономическое и социальное развитие общественного воспроизводства в процессе формирования. Распределения и использования финансовых ресурсов.
В управлении финансами используются различные  экономические и организационно-правовые формы и методы воздействия на общественное производство. Они закреплены законодательно и определяются государством. Оно определяет пропорции и методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов.
ФМ  - составная часть хозяйственного механизма. Однако его цель – формирование, распределение и использование целевых фондов денежных средств.
Составные части ФМ:
1. ФМ предприятий и организаций (коммерческих и некоммерческих)
2. ФМ госфинансов
3. ФМ страхования
Кроме того, в системе государственных финансов выделяют ФМ республиканских и местных органов власти.
Во всех случаях в каждой из рассмотренных  частей ФМ с точки зрения воздействия  его на общественное воспроизводство выделяют функциональные звенья:
1. мобилизация  финансовых ресурсов (формирование  целевых фондов денежных средств)
2. финансирование (распределение) финансовых ресурсов
3. стимулирование  и санкционирование
В ФМ используются 2 формы финансового воздействия на развитие экономики:
1. финансовое  обеспечение
2. финансовое  регулирование
Финансовое  обеспечение –  обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами государства и хозяйствующих субъектов. Оно реализуется в формах самофинансирования кредитования и безвозвратного финансирования.
Особое  место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг.
Финансовое  регулирование –  связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, на предприятиях различной формы собственности. Оно выражается в установлении дифференцированных нормативов и условий формирования, распределения и использования целевых фондов денежных средств. Пр.: устанавливаются ставки НО для различных отраслей народного хозяйства (для с/х – min; более высокие для промышленности, торговли). Регулирование может осуществляться с помощью акцизов, предоставления специальных льготных кредитов, страхования с целью поддержки с/х производства и др. 
 

2. В процессе формирования, распределения и использования в ФМ используются различные инструменты – налоги с ЮФЛ, амортизированные отчисления, нормативы распределения прибыли, страховые платежи и т.д.
Инструменты использования финансовых ресурсов – нормативы: капитальных вложений и текущих расходов, пенсий, пособий и т.д. При использовании этих нормативов формируется система показателей формирования и распределения денежных средств, которые используются для принятия управленческих решений.
Усиление  воздействия ФМ на общественное производство обеспечивается применением финансовых стимулов и санкций.
Формы стимулирования:
1. условия и порядок формирования доходов, накоплений и фондов
2. условия и принцип финансирования и кредитования
3. порядок применения ставок норм и нормативов формирования и распределения фондов денежных средств.
На ряду со стимулами в ФМ предусмотрены  санкции экономического, административного  и уголовного характера. Они применяются  в случае нарушения финансовой дисциплины (сокращение платежей, сокрытие дохода от НО и др.). В качестве экономических санкций – штрафы, пени, неустойки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Управление финансами  (УФ)
1. Понятие и функции  управления финансами.  Объекты и субъекты.
2. Органы УФ и  их функции. 
 

1. УФ – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. УФ осуществляется специальным аппаратом с помощью приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.
УФ  – деятельность государства, направленная на выработку и реализацию финансовой политики. По своему содержанию процесс УФ охватывает создание, применение, проверку соблюдения, анализ и  совершенствование разнообразных форм финансовых отношений, с помощью которых реализуется финансовая политика.
Как субъект управления финансы рассматриваются как инструмент управления экономикой, и играет активную роль в ее формировании. С другой стороны финансы как объект управления – государство формирует систему финансовых отношений в соответствии с целями и задачами финансовой политики.
Как объекты  управления в соответствии с классификацией выделяют:
- финансы  предприятий, организаций, учреждений.
- государственные  финансы как объект управления.
- финансы  страхования.
Субъекты  финансового управления организации, которые организуют и осуществляют управленческие функции. К ним относят:
- финансовые  службы, отделы и др.
- финансовые  органы государства. 
В УФ выделяют следующие элементы (звенья):
1. финансовое планирование  – оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов, выработка управленческих решений по их распределению и использованию. Оно базируется на сборе и анализе достоверной информации, которая берется из бухгалтерского, статистического и оперативного учета.
2. оперативное управление – комплекс мер, разработанных и реализованных на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации, с целью получения максимального эффекта при минимальных затратах путем перераспределения финансовых ресурсов.
3. финансовый контроль – осуществляется специальными финансовыми органами. Осуществляется как на этапе планирования так  на этапе управления. Заключается в установлении фактов нарушения действующего финансового законодательства; в сопоставлении фактических результатов выполнения финансовых операций с плановыми; выявления резервов увеличения финансовых ресурсов.
В зависимости  от временного интервала воздействия  управленческого решения различают:
-  стратегическое управление  – осуществляется путем разработки и реализации долгосрочных целей финансовой политики.
- оперативное управление  – перераспределение финансовых ресурсов с целью реализации и достижения целей стратегического управления.  
 
 
 
 
 

2. УФ осуществляют специальные органы. Различают 3 группы органов:
1. органы общего управления – Верховный Совет, правительство. Эти органы определяют финансовую политику государства, формируют финансовое законодательство, осуществляют общий контроль за его соблюдением.
2. органы оперативного  управления –  министерство финансов, министерство доходов (РФ), государственная налоговая служба, центральный банк, ГТК и др. Они проводят в жизнь финансовую политику, разрабатывают проекты форм и методов финансовых отношений, изучают эффективность применения действующего финансового законодательства. 
Центральный орган оперативного УФ – министерство финансов. Оно осуществляет свою деятельность через финансовые управления, отделы городских и районных администраций – организует их работу и осуществляет контроль.
Министерство  финансов:
- разрабатывает проекты финансовых планов государства
- осуществляет  методическое руководство всей  бюджетной сферы 
- изучение  состояния отраслей народного  хозяйства
- разрабатывает  предложения по совершенствованию  финансового механизма и увеличению  доходов бюджета.
Министерство финансов определяет взаимоотношения между республиканскими и местными бюджетами, порядок и размеры предоставления им финансовой помощи. Для осуществления своей деятельности министерство финансов имеет право получать информацию о финансовом состоянии и результатах финансовой деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности; требовать бухгалтерские отчеты, балансы и др. информацию для контроля за выполнением ими финансовых обязательств перед государством, соблюдение финансовой дисциплины.
Аналогичная информация должна предоставляться  местным органам власти. Также оно имеет право ограничивать и приостанавливать бюджетное финансирование в случае нарушения получателя средств установленного порядка их использования; давать указания обязательные для всех банков о заморозке счетов бюджетных организаций при нарушении ими финансового законодательства.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Финансовое планирование (ФПл)
1. Сущность, содержание  и принципы ФПл
2. Этапы и методы  ФПл
3. Система финансовых  планов 
 

1. ФПл - первичный этап управленческого процесса и представляет собой научно обоснованный процесс выработки на определенный период времени, форм и размеров движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.
ФПл охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и использование на их основе различных денежных фондов. Оно осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.
Объекты ФПл – финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта, иногда отдельные или несколько хозяйствующих операций.
В процессе ФПл определяются:
1. источники  и размеры финансовых ресурсов  на планируемый период
2. объемы  денежных фондов создаваемых  на их основе
3. рассчитываются  направления и структура использования  средств денежных фондов. При  этом выдираются наиболее эффективные  варианты их использования.
Финансовый  план – директивное задание на изменения в желаемом направлении тех или иных показателей распределительных процессов.
Наряду  с финансовым планом в рыночной экономике  используют финансовый прогноз – оценка ожидаемых изменений тех или иных финансовых показателей в будущем.
Прогноз в отличие от права носит вероятностный характер. Финансовые прогнозы и финансовые планы тесно связаны между собой. План базируется на прогнозе.
Разновидностью  финансового плана является финансовая программа. Ее отличие – целевая ориентация финансовых ресурсов на решение конкретных задач.
ФПл обладает рядом признаков, которые позволяют выделить его из общей системы планирования:
1. объект ФПл – финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта. Финансовая деятельность связана с движением финансовых ресурсов и опосредующих их финансовых отношений и возникающих при этом стоимостных пропорций.
2. сфера действия ФПл охватывает процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов.
3. финансовые планы, задания и планы всегда разрабатываются в стоимостной форме.
Принципы  ФПл:
1. объективная необходимость разработки финансового плана как первоначальной стадии управления.
2. принцип эффективности – финансовый план всегда ориентирован на получение положительного финансового результата.
3. принцип комплектности и единства цели – согласование производственных и финансовых заданий, движение материальных и финансовых ресурсов на различных уровнях управления.
4. принцип научности  – выражается в обосновании финансовых планов на основе изучения закономерностей развития общества, тенденций и объективной оценке сложившейся экономической ситуации и т.д.  
 
 
 
 

2.  Этапы ФПл:
1. анализ исполнения финансового плана за текущий период, т.к. разработка финансового плана на будущий период ведется до окончания текущего, то рассчитывают ожидаемое выполнение плана на базе итогов 9 месяцев выполнения плана текущего года.
2. расчет по конкретным видам доходов и расходов финансового плана.
3. сведение о выведении итоговых показателей и составление баланса (доходы = расходам). Здесь же ведется пересчет показателей и оценка источников дохода.
Методы  ФПл:
1. метод коэффициентов (экстраполяции) – планируемый показатель финансового плана рассчитывается на основе показателя текущего года измененного на величину коэффициента. Этот коэффициент определяется либо на основе изучения его динамики за предыдущие годы, либо спускается планирующим финансовым органом как задание. Коэффициент может устанавливаться также на основе экспертных оценок экспертов данной области. Достоинства: простота. Недостатки: не учитывается в полной мере изменение в потребности в финансовых ресурсах и возможные резервы увеличения доходов.
2. нормативный метод  – определение плановых финансовых показателей на основе нормы или норматива и величины хозяйственного показателя, к которому установлены эти нормативы. Пр.: величина налогового платежа определяется на основе ставки НО и величины налогооблагаемой базы (дохода). Достоинства: более точная оценка величины планируемых финансовых показателей с точки зрения конкретных потребителей и возможность более полного выявления роста доходов (резерва). Эффективность зависит от обоснованности нормативной базы. Недостатки: сложность и большой объем вычислений. Данный метод при расчете расходной части финансового плана не учитывает доходной базы финансового плана.
3. балансовый метод  – согласование доходной и расходной части. В случае дефицита бюджета должны быть найдены источники покрытия этого дефицита либо сокращены расходы. При расчетах финансового плана важное значение имеет применение дефлятора – коэффициент ожидаемого среднего роста в планируемом году. Занижение дефлятора приводит к тому, что план по доходам и расходам будет меньше, поэтому министерство финансов будет располагать излишками доходов, которые можно маневрировать.  
 
 
 

3. Основной продукт ФПл – финансовый план – особая форма плана, показатели которого всегда выражаются в денежной форме и обосновывают движение денежных ресурсов на определенный период. Тем самым финансовые планы обеспечивают нормальную деятельность субъектов хозяйствования и государства и их непрерывное функционирование.
Финансовый  план делится на:
1. централизованные (общегосударственные)
2. децентрализованные (хозяйствующих субъектов)
Централизованные  – обосновывают движение финансовых ресурсов на государственном уровне, отражают перераспределительные процессы, осуществляемые финансовой системой государства. По внешней форме они свободные, т.е. каждый показатель финансового плана, обосновывается на базе соответствующих расчетов. Важнейшим видом данного плана является госбюджет, который разрабатывается в виде баланса всех доходов и расходов государства на будущий период с предложением соответствующей программы экономического и социального развития страны и ее регионов.  Роме госбюджета еще относятся бюджеты внебюджетных фондов – самостоятельное звено в системе финансовых планов государства, формируются за счет собственных источников и расходуются оп целевому назначению этих фондов. Эти планы разрабатываются как самостоятельные балансы по всем внебюджетным фондам.
Централизованные  финансовые планы различаются не только по звеньям финансовой системы, но и по уровню движения финансовых ресурсов. В соответствии с этим выделяют общегосударственный уровень, уровень субъектов федеративного устройства РФ и местный уровень.
Децентрализованные  – их количество значительно больше и они разнообразны по форме и содержанию. Различают:
1. По форме собственности
- государственных  предприятий
- коллективные (АО, ООО)
- совместных  предприятий
- иностранных  предприятий
- общественных  объединений Ии организаций
2. По отраслевой  принадлежности  (также меняется структура и содержание финансовых планов). Отличие – минимальное количество источников финансирования и тщательная проработка расходной части сметы (строительство). Финансовый план государственных организаций – смета – определены несколько источников финансирования и подробно расписана расходная часть сметы. При этом бюджетным организациям запрещается перебрасывать средства с одной статьи на другую.
Особая  разновидность децентрализованного  финансового плана  – бизнес-план –  инструмент обоснования эффективности инвестиционных проектов.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Финансовый контроль (ФК)
1. Сущность и содержание  финансового контроля
2. Виды ФК
3. Методы ФК 
 

1. ФК – объективная функция финансов и представляет собой целенаправленную деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения хозяйствующими субъектами и ФЛ занимающимися предпринимательской деятельностью установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализа их эффективности и разработки предложений по их совершенствованию.
Цель  ФК -  содействие в формировании научно обоснованной финансовой политики и эффективного финансового механизма. ФК является одним из функциональных элементов управления финансами, он тесно связан с другими элементами: такими как планирование и прогнозирование. 
Результатом ФК являются различные показатели, которые характеризуют состояние и результаты совершения финансовых операций, их соответствие действующему финансовому законодательству.
Задачи  ФК, – его виды формы и  методы различны в зависимости от уровня проведения ФК, поэтому различают макроуровень и микроуровень.
ФК  на макроуровне – это государственный ФК, он представляет собой контроль за организацией и функционированием финансов в масштабе всего государства.  Его задачами являются обеспечение формирование и использование централизованных финансовых ресурсов, контроль за соответствием действующих форм и методов финансовых отношений принятому законодательству, выявление диспропорций в распределении и использовании финансовых ресурсов. Объектом ФК на государственном уровне выступают государственные финансы. Предметом ФК являются сводные финансовые планы (бюджеты, сметы и отчеты об их исполнении). В качестве субъектов ФК на этом уровне выступают органы законодательной власти и государственного управления.
Контроль  в сфере государственных финансов подразделяется на налоговый, бюджетный контроль, страховой и банковский надзор.
Негосударственный ФК осуществляется на микроуровне – уровне отдельных предприятий объединений и организаций всех форм собственности.
Задачами  ФК на микроуровне являются:
- обеспечение  соблюдения хозяйствующими субъектами  действующего финансового законодательства;
- обеспечение  своевременности и полноты выполнения  хозяйствующими субъектами финансовых  обязательств перед бюджетом  и внебюджетными фондами;
- выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов;
- разработка  предложений по повышению эффективности  использования финансовых ресурсов, совершенствованию ведения финансовой  отчетности.
Объектом  ФК на этом уровне является финансово-хозяйственная деятельность хозяйствующих субъектов.
Предметом ФК на этом уровне являются финансовые показатели такие как доход, затраты, прибыль, рентабельность и др.
Субъектами  ФК выступают финансовые службы предприятий, отдельные специалисты.
 В  рыночных условиях широко применяется независимый платный контроль – аудит, который осуществляется специализированными организациями, привлекаемые на договорной основе хозяйствующими субъектами из вне. Такой аудит называется внешний аудит. Наряду с этим применяется внутренний аудит, который осуществляется силами специалистов предприятий и организаций.  
 
 

2.  Виды ФК весьма разнообразны, их принято классифицировать по следующим признакам:
1. регламент осуществления
- обязательный (внешний) 
- инициативный (внутренний)
2. по времени проведения
- предварительный  – осуществляемый до свершения  финансовой операции
- текущий  (оперативный) – осуществляемый  в ходе реализации финансовой  операции
- последующий  – осуществляемый после совершения  финансовой операции
3. субъекты контроля
- президентский  контроль
- контроль  законодательных органов власти  и местного самоуправления 
- контроль  исполнительных органов власти 
- контроль  финансово-кредитных органов 
- внутрифирменный  контроль
- аудиторский  контроль 
4. объекты контроля
- бюджетный контроль
- контроль  за внебюджетными фондами 
- валютный  контроль 
- страховой  контроль
- инвестиционный  контроль 
- контроль  за денежной массой
Особое  место в ФК занимает государственный ФК, который включает в себя:
1. президентский контроль – осуществляется в соответствии с Конституцией государства путем издания указов по финансовым вопросам, подписания законов, назначения и освобождения от должности министра финансов, представления в законодательный орган кандидатуры для назначения на должность председателя центрального банка.
2. контроль со стороны  органов исполнительной  власти – правительство, министерство финансов и другие правительственные структуры.  Правительство контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов ФК. Ведущее место в системе ФК со стороны правительства занимает министерство финансов, которое разрабатывает финансовую политику и контролирует ее осуществление. Это выражается в разработки проекта бюджета, его исполнения, контроля расходования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, участие в валютном контроле, контроле направления и использования государственных инвестиций и других вопросов.
3. контроль со стороны  органов законодательной  власти осуществляется комитетами,  комиссиями, законодательного органа (Верховный совет или федеральное собрание. Особое место в системе финансового контроля со стороны органов законодательной власти занимает счетная палата, коротая наделена широкими полномочиями и подотчетно только законодательному органу.
Основная  задача счетной палаты – контроль за использованием средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, использование государственного имущества, его приватизации, продажи и управления им. Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и деятельностью центрального банка по обслуживанию его.
Для обеспечения  экономической безопасности государства, укрепление государственной дисциплины в области финансов создаются специальные органы (в РФ – налоговая полиция, в ПМР – ОБЭП), государственный таможенный комитет осуществляет контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства.  
 
 

3. Различают следующие методы проведения ФК:
1. проверки –  проводятся по отдельным вопросам финансово хозяйственной деятельности на основе отчетных финансовых документов. В ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются мероприятия по их устранению.
2. обследование – отличается от проверки более широким спектром изучаемых вопросов. Проводится для определения финансового состояния и возможных перспектив развития обследуемого субъекта. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры объемов выполненных работ, расходов материалов, топлива и других факторов производства.
3. надзор – осуществляется за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности с точки зрения соблюдения ими установленных правил и нормативов финансового законодательства, нарушение которых влечет отзыв лицензии.
4. анализ финансового  состояния
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.