На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальная зрелость

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 
Эпохи перемен в  обществе вызывают необходимость сопоставления  и со-) гласования накопленного научного опыта с новыми фактами реальности. Кроме того, социальные перемены, предоставляя новую точку отсчета, изменяя привычные критерии отношений к миру, привносят в науку новые проблемы, обнажают ее противоречия, ставят новые задачи. Одной из таких задач является оказавшееся в отечественной психологии вообще, и в социальной психологии в частности, отсутствие разработанного понятия социальной зрелости.
Традиционно социальная зрелость рассматривалась с точки  зрения внешних ее проявлений, таких  как завершение образования, получение  профессии, служба в армии и пр. Социальная зрелость характеризовала  один из способов жизни в стабильном обществе и была предметом, главным  образом социологических исследований. Ситуация социально-экономических  изменений, произошедших в нашем  обществе, привела к размыванию внешних  критериев зрелости (изменилось отношение  к партийной принадлежности, изменились представления о престижности профессий, высшего образования и пр.), изменился, соответственно, и смысл социальной зрелости, который стал отражать способность  человека достойно жить в ситуации экономической, ценностной, социальной, политической нестабильности, решать социальные проблемы свои и общества.
Таким образом, проблема социальной зрелости, разработки ее внутренних, субъективных оснований становится в ряд актуальных проблем современной  психологии, и в частности, социальной психологии в той ее части, которая  занимается социально-психологическими проблемами личности.
При всем разнообразии авторских подходов к определению  социально-психологического предмета в исследованиях личности, подавляющее  большинство авторов относят  социализацию (институты социализации, механизмы,
сферы, стадии) к разделу  социальной психологии личности (Г.М.Андреева (17), М.Р.Битянова (44), Е.С.Кузьмин (186), Б.Д.Парыгин (257), А.Н.Сухов (252), Н.И.Шевандрин (388)). В качестве социально-психологического аспекта рассмотрения личности называются социальные установки, отношения, направленность личности (Г.М.Андреева (17)), диспозиционная структура и ценностные ориентации личности (В.А.Ядов (416)), личность в системе отношений с обществом, с социальной действительностью, в системах деятельности, общения (Е.В.Шорохова (398)), личность как объект и субъект общественных отношений, динамическая и статическая структура личности (Б.Д.Парыгин (257)), развитие личности в системе межличностных отношений, теории развития личности (Н.И.Шевандрин (388)), социально-психологические типы личности (А.А.Бодалев (252)), социально-психологическая компетентность личности (А.Н.Сухов (252)), социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением (Д.И.Фельдштейн (252)).
Таким образом социально-психологический подход к изучению социальной зрелости может быть осуществлен через определение социально-психологических критериев зрелости; социально-психологических условий (социальной среды, институтов), влияющих на становление и развитие социальной зрелости; исследование динамики становления и развития социальной зрелости; изучение прямых и опосредованных взаимовлияний личности и группы (общности, общества) и др.
В своем полном объеме проблема социальной зрелости еще не становилась предметом теоретического рассмотрения в социальной психологии, хотя различные ее аспекты нашли  свое отражение в психологических  концепциях со-\ циализации-индивидуализации личности Г.М.Андреевой (17), М.И.Бобневой (49), И.С.Кона (162), Б.Д.Парыгина (256), А.В.Петровского (268), Д.И.Фельдштейна (362), Е.В.Шороховой (399), Э.Эриксона (409); социальных установок и ценностных отношений (В.Н.Мясищев (234), Ш.А.Надирашвили (236), П.Н.Шихирев (390), В.А.Ядов (342); разработках проблем руководства и
лидерства А.И.Донцова (105), Е.М.Дубовской (ПО), А.А.Ершова, Р.Л.Кричевского (180), Р.С.Немова (241), Т.М.Ньюкома (208), А.Л.Свенцицкого (321), Ф.Фидлера^ (208); социальных конфликтов (В.А.Соснин); устойчивости поведения в экстремальных социальных условиях (А.Л.Журавлев, В.А.Хащенко (119)); в теоретических представлениях о личностной зрелости в отечественной (А.Г.Асмолов (32), Б.С.Братусь (60), В.П.Зинченко (131), В.С.Мухина (233), В.А.Петровский (270), Н.И.Соболева (340), В.И.Слободчиков (327)) и зарубежной психологии (А.Адлер (422), А.Маслоу (219), Г.Олпорт (19), К.Роджерс (435), В.Франкл (366), Э.Фромм (369)); в исследованиях условий становления человека как субъекта познания (Г.В.Акопов (12), В.Я.Ляудис (207), В.А.Якунин (419)); в разработке методов активного социально-психологического обучения (Ю.Н.Емельянов (115), Е.С.Кузьмин (116), Л.А.Петровская (264)) и др.
Исследовательских работ по эмпирической верификации  теоретических положений социальной зрелости в настоящее время также  крайне мало. Среди них исследования социального интеллекта и социальной компетентности, ведущиеся под руководством К.А.Абульхановой-Славской (6); устойчивости ценностной структуры личности в изменяющихся экономических условиях А.Л.Журавлева (119), Л.Н.Москвичева (227), Г.Г.Дилигенского (103), лонги-тюдные исследования становления взаимоотношений "Я - общество" Д.И.Фельдштейна (363).
Практически нет  исследований современной школы  как института социализации и  социального становления личности. Экспериментальные исследования в  этой области ограничены изучением  процессов адаптации к условиям | школьной среды, понимаемой в узком  смысле. Не определены социально-психологические  критерии оценки социальной зрелости человека как члена той или  иной общности, возрастная динамика ее становления. Отсутствуют ясные  представления о социальной зрелости, которые, наряду с представлениями  о личностной зрелости, являются теми «идеальными формами», на которые 
5
должно опираться  проектирование детской жизни и  развития образования. Вне такой  опоры проектирование теряет смысл, на что указывают Л.С.Выготский (83), В.С.Мухина (231), В.И.Слободчиков (327), Д.И.Фельдштейн (361), Г.П.Щедровицкий (402), Б.Д. Эльконин (406). Эта же проблема «идеальной формы» стоит и перед психологами-практиками, ведущими консультационную, развивающую, коррекционную работу с детьми и взрослыми.
Рассмотрение социальной зрелости с точки зрения ее субъективных оснований разворачивает научный  поиск в сторону определения истоков социальной зрелости, условий ее становления и дальнейшего развития. В возрастной психологии накоплен ряд фактов, относящихся к становлению социальной зрелости. В исследованиях А.И.Липкиной, Н.И.Непомнящей (242), С.Г.Якобсона (418) получены данные об относительной независимости двух линий развития ребенка - психического и личностного. Эти факты позволяют искать истоки становления социальной зрелости в возрасте более раннем, чем тот, к которому принято относить появление социальной зрелости. Рядом психологов возраст 6-7 лет характеризуется, как сензитивный для формирования таких проявлений личности, как ценностные установки, моральные суждения, социальная направленность (Ж.Пиаже (229), Л.Кольберг (379)). Экспериментальные данные Н.И.Непомнящей (242) говорят о том, что именно в этом возрасте легко формируются основные ценностности ребенка, позже они лишь укрепляются. В возрасте 7-8 лет дети отличаются не только уровнем и качеством психического развития, но также характеристиками социального и личностного развития. Ситуация поступления в школу является первой обязательной ситуаций, в ко-торо'й общество предъявляет ряд требований к социальной зрелости ребенка, i Часть детей сразу попадает в категорию "педагогически запущенных", то есть таких, чья степень социальной зрелости не соответствует требуемой в системе образования.
Психологические и  социально-психологические исследования социальной зрелости, акцентируясь на субъективных ее факторах, выделяют аффективные,
когнитивные и поведенческие  составляющие социальной зрелости. Социальная зрелость характеризуется высоким  уровнем саморегуляции аффективных и поведенческих проявлений. В содержании сознания отражаются ценностные ори-
I
ентации, смыслы, осознанные мотивы, намерения, цели поступков и поведения,
поэтому исследование когнитивной составляющей социальной зрелости представляется наиболее актуальными  и перспективным с точки зрения значимости исследования именно этого  компонента, а также с точки  зрения возможностей постановки диагностических  экспериментов.
В своей диссертационной  работе мы делаем попытку построения понятия социальной зрелости, выделения  критериев ее оценки, условий ее становления в сензитивном для этого возрастном периоде - младшем школьном возрасте.
Цель работы - социально-психологическое  исследование становления социальной зрелости.
Объектом исследования является становление социальной зрелости.
Становление социальной зрелости является объектом изучения разных областей психологического знания - психологии личности, социальной, возрастной, педагогической психологии. Предметной областью социально-психологических  исследований являются процессы становления  взаимоотношений личности с другими  людьми и группами, идентификации, усвоения социальных норм; отношение к социальным нормам и ценностям, социально-психологические  факторы влияния группы и структура  ценностной направленности разных социальных групп, социально-психологические условия  социальной среды, критерии оценки социальной зрелости и др.
В качестве предмета нашего исследования - выступают социально-| психологические характеристики социальной зрелости, критерии ее оценки, в частности, в возрастном периоде 7-8 лет (как наиболее раннем из возможных для когнтивных проявлений социальной зрелости).
Задачи исследования:
1. Теоретический  анализ понятия социальной зрелости, ее компонентов, закономерностей  и становления. 
2. Разработка социально-психологических  критериев оценки становления  социальной зрелости.
3. Организация социально-психологичсеких условий экспериментального развития социальной зрелости и оценка его эффективности.
Гипотеза: Существует принципиальная возможность экспериментального влияния на становление социальной зрелости в возрастной группе детей 7-8 лет.
На защиту выносятся  следующие положения:
1. Социальная зрелость  есть результат становления субъектности человека и его самоопределения в индивидуальном и социальном пространстве. Степень социальной зрелости зависит от широты и качества субъектности, а также способов самоопределения.
2. Содержание сознания, отраженное в продуктах вербального  творчества, дает возможность судить  о степени социальной зрелости  их авторов (когнитивная составляющая).
3. Существуют социально-психологические  условия, способствующие целенаправленному  влиянию на становление социальной  зрелости детей 7-8 лет. 
Методологической  и теоретической основой исследования являются:
1) концептуальные  подходы к социально-психологическому  исследованию личности Г.М.Андреевой,  Е.С.Кузьмина, В.Н.Мясищева, Д.Маейрса, Т.Шибутани; макросоциальный подход к изучению человека Г.Г.Дилигенского;
2) фундаментальные  представления о личности как  субъекте активности С.Л.Рубинштейна,  Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой-Славской, А.Н.Леонтьева, Л.И.Анцыферовой, А.В.Брушлинского, Л.П.Буевой;
3) социально-психологические  подходы к рассмотрению различных  форм активности человека как  субъекта социального познания  Г.М.Андреевой, 
8
Г.В.Акопова, А.А.Бодалева, С.Московичи, А.Тэшфела; субъекта образа жизни и отношений В.А.Ядова; субъекта самосознания А.Г.Асмолова, И.С.Кона, Ш.А.Надирашвили, А.В.Петровского, Е.В.Шороховой; субъекта влияния на групповые и общественные процессы Г.Г.Дилигенского, А.И.Донцова, А.А.Журавлева, Я.Л.Коломинского, Р.С.Немова, Т.М.Ньюкома, А.Л.Свенцицкого, Ф.Фидлера;
4) методологические  подходы к разработке социально-психологических  средств организации процессов  самоопределения Л.И.Анцыферовой,  М.Р.Гинзбурга Г.М.Цукерман, Г.П.Щедровицкого.
Для решения поставленных задач применялись следующие  методы исследования. Организационные  методы: метод развивающего эксперимента, метод контрольных групп, метод  возрастных срезов, метод ретестирования.
Методы получения  эмпирических данных: метод вербального  творчества на заданную тему, метод  экспертного опроса, метод взаимооценивания.
Методы обработки  данных: метод контент-анализа продуктов вербального творчества, статистические методы - корреляционный анализ, анализ средних, дисперсий.
Достоверность результатов  и выводов исследования обеспечена стандартностью процедур используемых методов исследования, соотнесением полученных результатов с аналогичными результатами других исследований, статистической проверкой значимости результатов  с использованием тетрахорического коэффициента сопряженности Пирсона, F- критерия Фишера, хи-квадрат критерия, а также содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.
Ь Научная новизна  и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- предлагается новое  понимание социальной зрелости  как результата становления субъектности и самоопределения в индивидуальном и социальном пространстве;
- разработаны характеристики  степени социальной зрелости: широта  и качество субъектного проявления (субъект познания, отношения, реализации), способы самоопределения в индивидуальном  и социальном пространстве;
- разработаны критерии  оценки социальной зрелости, которые  могут служить основой для  исследования социальной зрелости  человека в разные возрастные  периоды; 
- показана возможность  применения метода контент-анализа сочинений "Я человек" детей 7-8 лет для оценки успешности становления их социальной зрелости;
- получены эмпирические  факты, свидетельствующие о становлении  социальной зрелости детей в  возрастном периоде 7-8 лет; 
- получены эмпирические  доказательства о возможности  целенаправленного влияния на  становление социальной зрелости  детей 7-8 лет в условиях специально  организованной среды; 
- определены и  описаны социально-психологические  характеристики среды становления  социальной зрелости как фрагмента  социальной среды школы. 
Практическая значимость:
1. В рамках диссертационного  исследования разработаны и операционали-зированы социально-психологические критерии оценки социальной зрелости детей 7-8 лет (когнитивный аспект).
2. Разработанная  процедура контент-анализа сочинений "Я человек." может быть использована для диагностики влияния различных факторов среды на содержание сознания представителей разных возрастных групп.
3. Разработанные  и описанные социально-психологические  характеристики среды становления  социальной зрелости могут быть  использованы в практике образования  для организации целенаправленного  влияния на становление социальной  зрелости учащихся.
4. Выделенные основания  и характеристики социальной  зрелости могут быть использованы  психологами в развивающей и  коррекционной и работе.
10
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на Всероссийской  конференции "Практическая психология в школе. Цели и средства." /СПб. 1996/, на Самар-ской областной научно-практической конференции "Курс "Основы жизненного самоопределения" в школе" /Самара, 1997/, на второй Всероссийской конференции по психологии "Методы психологии" /Ростов-на-Дону, 1997/. Материалы диссертации используются в практике преподавания курса "Основы жизненного самоопределения" Самарского института повышения квалификации работников образования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социальной психологии Самарского педагогического госуниверситета.
Внедрение результатов  исследования. Характеристики среды  становления социальной зрелости, разработанные  в рамках данного исследования, положены в основу программы "Основы жизненного самоопределения", учебных пособий  для учащихся 1-3-х классов и  методических пособий для учителя. Эти учебники "Основы жизненного самоопределения" и методические пособия "Уроки самоопределения", написанные в соавторстве с Г.З.Сураевой, рекомендованы Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в практике образования. Курс "Основы жизненного самоопределения" введен в Самарской области в качестве регионального компонента образования с 1995 года. По данным Главного управления образования Администрации Самарской области, в 1996-1997 учебном году количество учащихся, изучавших этот курс в школах городов и районов области, составило почти 30 тысяч. На базе Самарского ИПКРО с того же времени проводится переподготовка учителей основ жизненного самоопределения в начальных классах по 140-часовой программе, подготовленной совместно с сотрудниками кафедры истории и граждановедения СИПКРО. За два учебных года прошли переподготовку и получили квалификацию учителей основ жизненного самоопределения в начальной школе более 300 человек.
И
Глава 1. Теоретический  анализ проблемы социальной зрелости в современной психологии
1.1. Понятие социальной  зрелости 
Понятие «зрелость  человека» имеет как в психологии, так и в обыденном сознании два различных смысла: зрелость как  хронологически определенный период жизни  человека и зрелость как качественная оценка его психических, личностных, физических или других свойств. Такие  виды зрелости, как физическая, половая, интеллектуальная зрелость являются наиболее изученными и имеют вполне определенные критерии и нормы зрелости. Характеристики других видов зрелости - личностной, социальной, духовной и др. - являются менее однозначными, менее изученными.
О трудности в  определении объективных критериев  зрелости человека писал Б.Г.Ананьев. Он отметил тот факт, что «в современной  психологической литературе эти  трудности привели к замене понятия  «зрелость» понятием «взрослость» с  тем, чтобы избежать многих осложнений, считающихся подчас неодолимыми» (15, с.71). Неразработанность критериев зрелости отражается тем фактом, что в современной справочной педагогической литературе («Российская педагогическая энциклопедия» (304), «Педагогическая энциклопедия» (259)) отсутствуют оба понятия: как «зрелость», так и «взрослость».
Необходимость разработки социально-психологических критериев  развития личности отмечала Л.И.Анцыферова (25, с.9). На противоречия при выделении  критериев оценки социальной зрелости указывал И.С.Кон. Он пишет, что критерии социальной зрелости существенно варьируют, что «пытаясь сформулировать единый критерий социальной зрелости, некоторые авторы выбирают в качестве такого рубежа начало самостоятельной трудовой жизни. Взяв за основу этот критерий, мы нашли бы прежде всего громадную неравномерность в темпах социального созревания разных групп молодежи: раньше созревает сельская молодежь, потом рабочие и позже - учащаяся молодежь, студенчество» (161, с.42).
И.С.Кон приходит к выводу о необходимости рассматривать  социальное созревание как многомерный  процесс, имеющий не один, а несколько  критериев. К важнейшим из них, относящимся  к внешним проявлениям социальной зрелости, он относит: «завершение образования, приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, материальную независимость от родителей, политическое и гражданское совершеннолетие, службу в армии (для мужчин), вступление в брак, рождение первого ребенка. Переход от детства к взрослости характеризуется увеличением числа  и расширением диапа-
12
зона" фактически доступных или нормативно обязательных для индивида данного возраста социальных ролей, это связано с расширением  сферы его жизнедеятельности. В  процессе развития существенно меняется субъективная значимость и соотношение  разных ролей и связанных с  ними отношений» (161, с.42).
С целью прояснения содержания понятия «зрелость» обратимся  к значениям слов «зрелость», «зрелый», которые они имеют в русском  языке.
В «Словаре русского языка» (331) приводятся следующие значения слова «зрелость»: 1)состояние организма  достигшего полного развития; зрелый возраст; 2) перен.: высокая степень  развития, совершенства; зрелость мысли.
Там же находим значения прилагательного «зрелый»: созревший, спелый; достигший полного развития; возмужалый; характерный для человека, достигшего полного развития (о возрасте, поре жизни); полностью сложившийся; достигший опытности, мастерства; тщательно  взвешенный, обдуманный; свидетельствующий  об опытности, мастерстве.
В «Толковом словаре» В.И.Даля (98) «зрелость» толкуется как  «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а «зрелый» - как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный, неопрометчивый».
Пояснения к словам «зрелость» и «зрелый», помещенные в «Словаре русского языка XI-XVn вв.», (330) показывают, что их значение в языке определено давно и мало меняется со временем: «зрелость - полнота развития чего-либо; зрелый - достигший полного развития, плодоносящий».
Таким образом, в  значении слова «зрелость» в отношении  к человеку выделяются следующие  аспекты - свойство (характеристика) человека; определенное состояние человека; результат  предшествующих процессов (развития, созревания, складывания, обдумывания); характеристика предшествующего процесса по полноте  и законченности; выделение этапов (дозревший до чего-либо); внешняя  оценка (достижение совершенства, сравнение  с неполным развитием, наличие образца  для сравнения, мастерство).
Отметим различие между  прямым и переносным значением слова  «зрелый». Прямое значение имеет смысл  полноты развития организма, развития того, что было. Его можно отнести  к физическому созреванию человека, созреванию психических процессов (половозрелый). В переносном значении добавляется смысл «обдуманный», «тщательно взвешенный». Этот смысл  относится скорее к проявлениям  характера человека, его поведению, поступкам, мыслям, ценностной позиции, выполнению ролей, установкам.
13
«Обдуманный», «рассудительный», «неопрометчивый», то есть зрелый поступок -поступок, имеющий автора (субъекта), готового за него отвечать, причину, цель, адекватные средства, предсказуемый результат и последствия, соотнесенный с условиями, принятыми нормами. «Тщательно взвешенный» поступок - поступок, совершенный в результате выбора из нескольких альтернатив, совершенный в результате сознательного отказа от некоторых из них. Поступок, «свидетельствующий об опытности, мастерстве», это поступок достаточно привычный, совершаемый не в первый раз, совершаемый с учетом прежних ошибок, свидетельствующий о готовности поступать сходным образом.
Выделенные аспекты  значения слова «зрелость», особенно в прямом значении, находят свое отражение в научных психологических  представлениях о зрелости человека.
«Зрелость (взрослость) - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Характеристиками зрелой личности называют: 1) развитое чувство ответственности, 2) потребность  в заботе о других людях, 3) способности  к: активному участию в жизни  общества; эффективному использованию  своих знаний; психологической близости с другим человеком; конструктивному  решению различных жизненных  проблем на пути к полноте самореализации.
Развитие человека в период зрелости непосредственно  связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации» (Психология. Словарь. (389, с. 126)).
С.Ю.Головин при  составлении «Словаря практического  психолога» дополняет эту же статью: «Зрелость (взрослость)- состояние, к  коему приходит организм в конце  периода развития. Хронологические  рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением  юности и началом периода старения. Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и пр.» (329, с. 178-179).
В словаре И.А.Баевой к характеристике зрелости добавляется  образ и аспект внутреннего переживания  этого состояния самим человеком: «Зрелость. Образ: Дерево, покрытое зрелыми, крупными плодами. Переживание: «Мне многое по плечу!» (34, с.20)
В статье «Зрелый и незрелый (Mature and immature)» «Критического словаря психоанализа» Чарльза Райкфорта поднимается проблема критериев зрелости, характеристик поведения, подобающего тому или иному возрасту: «Хотя эти слова несут в себе оттенок похвалы и хулы, в биологии они имеют точное значение. Зрелым индивидом (организмом) является тот, в котором РАЗВИТИЕ завершено; незрелым - тот, в ком оно не завершено: ребенок - незрелый, взрослый же - зрелый. Когда речь идет о психологических процессах и поведении, употребление этих терминов, по-видимому, всегда подразумева-
14
ет сравнение с НОРМАМИ, истоки которых неясны. Называя кого-либо незрелым, мы подразумеваем, что нам известно, какого рода поведение подобает его возрасту, и что его поведение, по сути, подходит человеку более молодого возраста» (292, с.47).
Ч.Райкфорт обращает внимание на оценочный характер слов «зрелый-незрелый, инфантильный», принятый в психологии, в отличие от близкой по значению пары «взрослый-ребенок».
Слово «взрослый», действительно  является близким по значению к «зрелый». Однако оно в большей степени  относится именно к возрасту человека, тогда как «зрелость» -к характеристике, оценке его развития. В русском языке «взрослый» определяется как «достигший полного телесного развития, полнолетний, возмужалый, достигший полной зрелости, зрелого возраста» (331, 98, 330). Похожее разделение «зрелый-взрослый» находим в латинском, немецком, английском и французском языках.
В немецком: Reife, «спелость», «зрелость», «приходить к развязке»; reif, «зрелый (плод)», «спелый», «созревший», «в зрелом возрасте», «обдуманный», «сложившийся», «сформировавшийся». Синоним - «готовый». Reifen - «созревать», «зреть», «крепнуть», «достигать полного развития».
Erwachsene - «взрослый». Erwachsen - «вырастать», «проистекать», «постепенно возникать как следствие чего-л». Синонимы - «возникать», «становиться», «превращаться», «постепенно развиваться», «зарождаться», «образовываться» («возникать под влиянием чего-л., принимая какую-л. форму»), «появляться», «завязываться», «незаметно возникать» (240).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.