На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сознание как высшая форма психического отражения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Кафедра философии 
Контрольная работа №23 

Тема: «Сознание  как высшая форма психического отражения»
 
                                                                                                                            

                                                                                                                            Выполнила:
                                                                                                                             Студентка ИАППП з.о.
                                                                                                                            Группы №21
                                                                                                                            Ковель М.С.
                                                                                                                           Проверила:
                                                                                                                            Романова Е.В. 
 
 

Красноярск 2011

Содержание

 
 
Социальная  природа сознания……………………………………………………………………………………………………..2
Творческая  Активность сознания 13
Структура сознания 15
Список  литературы 17
 


Социальная  природа сознания.

     Вопрос  о природе сознания и его роли в жизнедеятельности человека непосредственно  связан с вопросом о природе и  сущности человека, о природе и  сущности мира, о предельных основаниях их бытия. С решением основного вопроса  философии, как отмечалось, связано  разделение философов на материалистов  и идеалистов. Если идеализм исходит  из признания идеального как предельного  основания бытия мира и человека, то материализм, исходя из признания  первичности материи, акцентирует  внимание на вопросе об обусловленности  сознания бытием, о происхождении  сознания, о его сущности, о роли в жизнедеятельности общества и  личности.
     В истории философской мысли  вопрос о происхождении сознания решался  на разных этапах истории по разному. Преимущественно обращалось внимание на выяснение специфики сознания как свойства материи, на естественные предпосылки его возникновения. Социальная природа сознания долгое время оставалась не раскрытой. Раскрытие социальной природы сознания стало возможным на основе раскрытия социально – деятельностной сущности человека.
     Как отмечалось, опосредование удовлетворения жизненных потребностей человека социальными  условиями обусловило потребность  человека в новом, по сравнению с  животным, способе ориентации. И  этим способом явилось сознание. Сознание как сознания бытия представляет собой, с одной стороны, отражение  объективной действительности в  голове человека и объективно по своему содержанию, а с другой – содержит в себе момент субъективного отношения  человека к миру, оценку человеком  тех или иных явлений действительности. Осознание, следовательно, выступает  как выражение активного отношения  человека к действительности. Это  отношение реализуется прежде всего  через практическое освоение человеком  окружающего мира и является отражением форм человеческой деятельности и создаваемого этой деятельностью предметного  мира человеческой природы. Оно включает в себя отношение человека к природе, системе социальных связей и отношений , опосредующих его жизнедеятельность  и определяющих его качественное отличие от животного, а также  отношение к своей деятельности и ее результатам. Система опосредования  жизнедеятельности человека социальными  условиями жизни, обусловившими  и специфику его деятельного  отношения к действительности и  к себе, составляет общественное бытие. Именно общественное бытие обусловило потребность перехода от психики  животного к сознанию человека.
     Характер  и направленность отношения человека к условиям своего бытия обусловливается  прежде всего характером и направленностью  потребностей и интересов. Потребности, возникнув как состояние, выражающее противоречие между необходимостью существования, функционирования и  ограниченностью внутренних возможностей ее обеспечения, отражается в голове человека в чувстве неудовлетворенности  и обусловливает необходимость  поиска объекта, средств, условий для  разрешения этого противоречия.
     Само  проявление и реализация, удовлетворение жизненных потребностей человека, их воспроизводство осуществляется в  его непосредственной взаимосвязи  с условиями существования. Причем эта связь проявляется как  по отношению к природе, так и  по отношению к общественной жизни. Вместе с тем удовлетворение потребностей обусловливается не только непосредственной связью человека с действительностью, но и системой опосредования их удовлетворения процессом материального производства и системой общественных отношений. Зависимость удовлетворения потребностей от социальных условий жизни выражается в интересе.
     Можно сказать, что потребности и интересы определяют характер и направленность отношения человека к миру, и именно тот угол зрения, под которым человека воспринимает его. Поэтому осознание  человеком своего отношения к  миру проявляется, с одной стороны, как осознание своих потребностей и интересов, а с другой – как  осознание самой действительности, ее сущности, роли, условия удовлетворения потребностей, условия обеспечения  жизнедеятельности.
     Осознание человеком своего отношения к  действительности и к себе осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и рациональном,  включающем в себя обыденное и  теоретическое сознание. Способом существования  сознания является знание, которое  представляет собой систему отраженных в голове человека и закрепленных памятью сведений об окружающем мире и о самом человеке. Знания –  обобщение человеческого опыта, передаваемого от человека к человеку, от эпохи к эпохе, результат индивидуального  жизненного опыта. В то же время знания заключают в себе оценку человеком  результатов отражения действительности в голове человека, определение их значимости в его жизнедеятельности. Знания будут служить предпосылкой, оказывающей воздействие на характер отношения человека к действительности и к себе, на характер его деятельности. Без знаний невозможна ориентация человека в мире.
     Эмпирический  и рациональный уровни осознания  отношения к действительности взаимосвязаны, но вместе с тем они относительно самостоятельны. Эмпирическое осознание  действительности связано непосредственным чувственным взаимодействием человека с миром. Особую роль здесь играет чувственно – эмоциональное восприятие действительности. Чувства и эмоции выступают как специфические  показатели наличия тех или иных потребностей, необходимости их удовлетворения, а также степени удовлетворения или неудовлетворения потребностей. В зависимости от характера реакции  человека на его взаимодействие с  окружающей действительностью формируются  две основные группы эмоций – положительные  и отрицательные. Многообразие потребностей и форм связей человека с внешним  миром находит свое проявление во множестве конкретных форм эмоций. Эмоции, как звенья, опосредующие связь  человека с внешним миром, выражают личностное оценочное отношение  к действительности. Они выполняют  очень важную регулятивную функцию, направленную на обеспечение жизнедеятельности. 
     С возникновением общества происходит не только значительное усложнение системы  эмоций и чувств, но и подъем их на качественно новый уровень развития. У человека естественные эмоции, унаследованные от животного, приобретают очеловеченный  характер. Качественное изменение эмоций и чувств у человека связано с  возникновением социальных условий  жизни и нового, деятельностно  – преобразовательного отношения  человека к действительности.
     В чувственно – эмоциональном взаимодействии человека и условий его бытия  формируется эмпирический уровень  сознания, который, возникнув как  результат непосредственного, чувственного воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека, чувственного взаимодействия с окружающей его  действительностью, выступает как  специфический способ оценки этого  взаимодействия, его результатов, роли этих результатов в его жизнедеятельности. Эмпирическому уровню осознания  соответствует чувственно – образный способ мышления.
     Рациональный  уровень осознания бытия выступает  в форме абстрактного, логического  мышления, выраженного в понятиях, категориях, теориях, системах идей закрепленного  в языке. Логическое мышление приобретает  относительную самостоятельность  по отношению к предметам, явлениям, процессам, отражением которых является, оно объективируется, становится неким  внешним феноменом по отношению  к тому или иному индивиду, может  передаваться от человека к человеку, от поколения к поколению, от одной  исторической эпохи к другой.
     Рациональный  уровень сознания, в свою очередь, включает в себя два уровня: обыденное  и теоретическое сознание. Обыденное  сознание представляет собой выраженное в логической форме и закрепленное в языке осознание ближайших  потребностей и интересов, сферу  житейских взаимоотношений между  людьми и их отношения к действительности. Теоретический уровень представляет собой результат познавательной и практически – преобразующей  деятельности, характеризующейся проникновением в глубинные связи и отношения, в сущность вещей. Теоретическое  мышление находит свое выражение  в логически обоснованных идеях, концепциях, теориях.
     Рациональный  уровень осознания человеком  своего отношения к миру, к себе также связан с чувственно – эмоциональным  восприятием действительности. Но если на эмпирическом уровне взаимосвязь  проявляется как результат непосредственного  взаимодействия с предметами внешнего мира, то на рациональном – как результат  воздействия слова, мысли.
     Эмпирический  и рациональный уровни сознания неразрывно связаны между собой, взаимообусловливают  и взаимодополняют друг друга. Преломление  эмпирического и рационального  через чувственно – эмоциональное  находит свое выражение в общественной психологии, которая представляет собой  систему чувств, настроений, переживаний, обусловленных степенью эмпирического  и рационального освоения действительности и представляющих собой субъективную оценку человеком результатов осознания  его отношения к действительности и к себе. Эмпирическое, обыденное  и теоретическое сознание приобретает  для человека значение личностного  отношения к действительности только тогда, когда находит свое выражение  в чувствах, эмоциях, т.е. когда переживается им.
     Эмпирический  и рациональный уровни сознания охватывают весь процесс отражения действительности в сознании человека. Они характеризуют  степень проникновения человека в  сущность действительности, а  также выражают оценочное отношение  человека к миру и к себе. Однако эмпирический и рациональный уровни осознания действительности еще  не раскрывают содержательной стороны  общественного сознания.
     Чтобы раскрыть содержательную сторону отражения  действительности человека, необходимо раскрыть механизм детерминации отражения  мира в сознании человека.
     Удовлетворение  потребностей человека осуществляется в сложном процессе его взаимодействия с природой и социальной средой.  Зависимость удовлетворения потребностей от социальных условий жизни находит  свое отражение в системе интересов. Среди множества интересов можно  выделить несколько групп, играющих определенную роль в отношениях человека с действительностью. Среди них  особое место занимают:
    интересы, выражающие зависимость, жизнедеятельности людей от степени осознания свойств, связей, законов действительности, без которых невозможно создать орудия труда и преобразовывать предметы природы в средства удовлетворения потребностей;
    интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от характера их отношения к средствам производства, от всей системы общественных отношений;
    интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от характера их взаимного отношения друг к другу и к обществу во всех сферах жизни;
    интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от уровня развития, характера эстетических потребностей и степени эстетического освоения действительности;
    интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от стихийных сил природы и общества, оказывающих влияние ни их отношение к действительности, друг к другу, к себе;
    интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от степени осознания сущности мира и совей сущности в их взаимосвязи.
     Первая  группа интересов ориентирует человека на необходимость познания, раскрытия, исследования свойств, связей законов  объективного мира, на приобретение достоверных  знаний о мире и о человеке, использование  которых обеспечивает удовлетворение потребностей людей. Обобщение, систематизация приобретаемых человеком знаний находит свое выражение в науке  как форме общественного сознания.
     Первоначально наука представляла собой преимущественно  систему знаний о природе. Различные  теоретические построения, социологические  концепции, пытавшиеся раскрыть специфику  общества и тенденции его развития, вскрыть сущность исторического  процесса, носили ненаучный характер. Дело в том, что отношение к  обществу более сложно опосредовано, чем отношение к природе. Если природа противостоит человеку как  некое наличное бытие вне человека, то общество всегда выступает, как система  связей, совокупность форм общения, в  которых и посредством которых  осуществляется жизнедеятельность  людей. Кроме того, каким бы ни было общество, познание природы являлось важнейшей всеобщей потребностью, без удовлетворения которой невозможно само существование человека. Познание же общества и его законов зависело в значительной степени от ориентации, направленности интересов социальных субъектов на сохранение или свержение существующих общественных отношений, существующего общественного строя. Поскольку социальные силы, господствующие в сфере экономики, как правило, господствуют и в сфере духовной жизни, то их стремление к сохранению своего господства и существующей системы общественных отношений в значительной степени затрудняло или даже делало в принципе невозможным познание объективных законов развития общества. Поэтому вопросы о природе природы и природе общества в истории общественной мысли длительное время решались неоднозначно и зачастую независимо друг от друга.
     Таким образом, наука как форма общественно  сознания имеет объектом своего отражения  объективный мир, рассматриваемый  с точки зрения его свойств, связей, законов развития. Ее объектом является и сфера мышления, сфера осознания  человеком своего отношения к  действительности и к себе. Вооружая людей знанием законов природы, общества, мышления, наука позволяет  человеку сознательно их использовать в целях обеспечения условий  своего существования, функционирования, развития.
     По  аналогии с первой группой интересов  можно определить специфику других форм общественного сознания, их содержание. Так, вторая группа интересов находит  свое выражение в такой форме  общественного сознания? как  политическое и правовое сознание. Третья группа интересов реализуется  в нравственном сознании. Четвертая  послужила основой формирования эстетического сознания. Пятая нашла  свое воплощение в религиозном сознании. И, наконец, шестая группа интересов  обусловила возникновение философии  как формы общественного сознания.
     Можно сказать, что многообразие форм общественного  сознания связана, во – первых, с  тем, какую роль играет та или иная сторона действительности в жизнедеятельности  человека, а, во – вторых, с характером и направленностью  интересов, выражающих зависимость удовлетворения потребностей от этих сфер объективной действительности. Все формы общественного сознания взаимосвязаны друг с другом. Все  они представляют собой только различные  аспекты осознания единой объективной  действительности. Но отражая различные  ее стороны, они сохраняют свою относительную  самостоятельность.
     Общественное  сознание, возникнув как результат  опосредования удовлетворения жизненных  потребностей человека социальными  условиями бытия, приобретает значение относительно самостоятельной сферы  жизнедеятельности людей. Выражаясь  в целеполагании, оно превращается в предпосылку возможности реализации человеком своей жизнедеятельности.
     Интегрированным выражением содержания всего общественного  сознания является идеология. Специфическим  объектом идеологического осмысления человеком своего отношения к  действительности выступает общественный строй, представляющий собой интегрированное, целостное выражение всей системы  общественных отношений. Так как  общественный строй обусловливает  общий способ, степень и характер удовлетворения потребностей социальных субъектов, то он предстает в качестве фактора, определяющего между социальными  субъектами, а также между обществом  м природой. Поэтому через отношение  к общественному строю определяется отношение к другим сферам жизнедеятельности.
     Осознание социальными субъектами своих коренных интересов обусловливает и составляет основное содержание идеологии. Поэтому  можно сделать первый вывод: идеология  есть осознание социальными субъектами своего отношения к общественному  строю, в рамках которого протекает  их жизнедеятельность и который  определяет общий способ, степень  и характер удовлетворения потребностей.
       Общественный строй возникает  и уходит с исторической арены  не по прихоти людей, а по  мере создания необходимых для  этого объективных предпосылок,  обусловленных действиями объективных  законов общественного прогресса.  Поэтому отношение к общественному  строю находит свое выражение  в определенном отношении к  этим объективным законам. Характер  этого отношения зависит от  того, в какой мере действие  объективных законов, влияя на  общественный  строй, оказывает  воздействие, затрагивает коренные  интересы социальных субъектов.  Отношение к объективной обусловленности  преобразований общественной жизни  найдет свое отражение в идеологии.  На этой основе можно сделать  второй вывод: идеология есть  осознание социальными субъектами  своего отношения к объективным  законам общественного развития  через призму отношения к общественному  строю, т.е. с позиций их коренных  интересов.
     Ход истории осуществляется через решение  конкретных социальных задач, выдвигаемых  самой жизнью на каждом конкретном этапе истории. Отношение к решению  задач, которые оказывают воздействие на общественный строй, находит свое отражение в идеологии. Поэтому можно сделать третий вывод: идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к необходимости решения конкретных социальных задач через призму отношения к общественному строю, т.е. с позиций их коренных интересов.
     Фактором, оказывающим влияние на процесс  утверждения или свержения общественного  строя, является познание и сознательное использование свойств, законов  природы. Знание о природе используется прежде всего для создания оружия, средств, необходимых для защиты или свержения строя. Известно, например, что в ХХ веке во всех странах  мира лучшие научные силы, технические  средства, новейшие открытия в области  науки стали использоваться для  создания средств массового уничтожения  людей. гонка вооружений достигла такого уровня, что возникла угроза уничтожения  не только людей, но и всего живого на земле. Эта гонка вооружений всячески обосновывалась как необходимое  условие борьбы социальных субъектов  за сохранение каждым из них соответствующего ему общественного строя. Отсюда четвертый вывод: идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к природе, к  возможностям познания и использования  ее свойств, связей, законов через  призму отношения к общественному  строю, т.е. с позиций их коренных интересов.
     Кроме того, каждое общество всегда заинтересовано в подготовке и воспитании подрастающих поколений. Важнейшей проблемой  в этом процессе является формирование определенных личностных характеристик, формирование личности с определенными  мировоззренческими установками, с  определенной политической и нравственной ориентацией. Тем самым общество вынуждено целенаправленно создавать  предпосылки формирования у подрастающих поколений мировоззренческих установок, определяющих их отношение к общественному  строю, к действительности в целом, к себе. Отношение к проблемам  формирования, воспитания личности приобретает  определенный идеологический аспект. Отсюда пятый вывод: идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к проблемам  формирования, воспитания личности, ее мировоззренческих установок через  призму отношения к общественному  строю, т.е. с позиций их коренных интересов.
     Идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к окружающей действительности через призму отношения к общественному  строю, т.е. с позиций их коренных интересов. Идеология, будучи осознанием коренных интересов, приобретает субъективное бытие в лице тех социальных сил, социальных субъектов, чьи коренные интересы в ней выражены.
     Идеология пронизывает все формы общественного  сознания, но не сводится к их сумме  и не растворяется в них. Она приобретает  относительную самостоятельность  и играет важную роль в осознании  социальными субъектами своего отношения  к себе и к действительности в  целом. Концентрированным выражением идеологии является представление  об общественном строе, который обеспечивает для того или иного социального  субъекта необходимые условия его  жизнедеятельности. Это представление  об общественном строе, соответствующем  потребностям и интересам того или  иного социального субъекта, приобретает  для него значение общественного  идеала. Осознание значимости общественного  идеала для обеспечения жизнедеятельности  социальных субъектов превращает это  представление в высшую цель их жизни, цель, для реализации которой используются самые различные средства, вплоть до вооруженной борьбы. Осознание  необходимости реализации этой цели определяет, составляет смысл жизни  социальных субъектов. Тем самым  общественный идеал в качестве высшей цели жизни становится главным мировоззренческим  ориентиром, определяющим общую социальную направленность деятельности людей.
     Идеология находит свое отражение во всех формах общественного сознания, не лишая  их своей собственной специфики, относительной самостоятельности. В то же время, идеология опирается  на содержание других форм общественного  сознания.
     Роль  идеологии в жизнедеятельности  общества и личности в значительной степени зависит от взаимосвязи  ее с общественной психологией. Это  значит, что идеологические концепции  могут выполнять свои функции  только тогда, когда они восприняты и закреплены в чувствах, настроениях  и превращены в веру или убеждения  людей.
     Общественное  сознание, возникнув, сформировавшись  как результат реального процесса жизни, оказывает активное воздействие  на общественное бытие. Воплощаясь в  целях, оно становится фактором, повелевающим человеку как нужно поступать  в жизни. По мере развития общества относительная самостоятельность  общественного сознания возрастает. Если общественное сознание первоначально  было вплетено в непосредственную практическую деятельность, то в процессе становления  и развития человека оно приобрело  значение особой сферы жизнедеятельности  людей, превратилось в особую силу, активно воздействующую на все стороны  деятельности его как социального  субъекта, особым образом организованную действительность, характеризующуюся своей внутренней структурой. Овладевая массами, идеи превращаются в силу, используя которую люди преобразуют мир и самих себя.
     Идеи  способны поднимать огромные массы  людей, воодушевлять их на активные действия, они могут вызвать оптимизм и  уверенность в положительных  результатах своей деятельности, веру в осуществимость идеалов социальной справедливости, свободы. Но идеи могут  породить в человеке пессимизм, неверие  в смысл своего бытия, могут привести к трагическому завершению своей  жизни и не только своей. Поэтому, говоря об общественном сознании, нельзя ограничиться только раскрытием механизма  детерминации его содержания и структуры. Необходимо посмотреть на общественное сознание под углом зрения его  места и роли в духовной жизни  общества.
 

     

Творческая  активность сознания

 
     Человек отражает внешний мир не в пассивном  созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение  мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
     Содержание  сознания обязательно так или  иначе практически реализуется. Но для этого оно приобретает  характер замысла, или идеи . Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.
     Творческая  деятельность сознания тесно связана  с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают  характер цели.Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.
     Но  человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир  всеми своими красками и формами  как бы светится, отражаясь в зеркале  нашего “я” и образуя не менее  сложный, многообразный и удивительно  изменчивый мир. В этом причудливом  царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают  и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.