На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3  

Глава 1. Теоретические  основы проблемы изучения фонематической   системы у детей дошкольного возраста с речевой патологией………………..5 

1.1. Развитие  фонематической системы в онтогенезе…………………………..5 

1.2. Нарушение фонематического анализа у детей дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи….……………………………..10 

Глава 2. Методика исследования состояния фонематического  анализа  у детей старшего дошкольного возраста…..……………………………………..13 

2.1. Организация изучения состояния фонематического анализа у старших дошкольников …………………………………………………………………...13 

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
фонематического анализа у дошкольников с ФФНР…………………….……19 

Заключение……………………………………………………………………….25 

Библиографический список ….…………………………………………………27   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

     Речь  не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма  от момента его зарождения до конца  жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка  и служит показателем его общего развития.
     Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки  зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане  звукопроизношения и звуко - слоговой наполняемости слов.
     Среди разнообразных речевых расстройств  в детском возрасте часто встречается  фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов  формирования произносительной системы  родного языка у детей с  различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие.
     Так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии, то проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является актуальной,
     Проблемой исследования является совершенствование методов диагностики фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста.
     Целью исследования является изучение особенностей фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи.
     Объектом  исследования является навык формирования фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста.
     Предметом исследования является особенности фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи.
     Задачи:
1. Проанализировать  и обобщить литературные данные, освещающие проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений фонематического анализа у детей с речевой патологией.
2. Апробировать методику исследования фонематического анализа у детей дошкольного возраста с ФФНР.
3. Проанализировать  полученные в результате эксперимента  данные.
     Методы  исследования. В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения, констатирующий эксперимент, анализ (количественный и качественный) результатов исследования.   
     Теоретико-методологической основой нашего исследования являются исследования В.К. Орфинской, Р.Е. Левиной и других о значении фонематических процессов в усвоении звуковой стороны речи.
     Базой исследования являлось МДОУ ЦРР.
      Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение,
основная  часть, заключение, библиографический список. 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ  ПАТОЛОГИЕЙ.  

1.1. Развитие фонематической  системы в онтогенезе.  

     Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется определенными смыслоразличительными признаками. Фонемный период начинается с одного года и продолжается до семи лет. Фонематическая система включает фонематический слух, фонематическое восприятие, простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.
     Функции фонематической системы определила и раскрыла В.К. Орфинская в 1960 году [18].
     1. Смыслоразличительная функция (изменение  одной фонемы или одного смыслоразличительного  признака приводит к изменению  смысла);
     2. Слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);
     3. Фонематический анализ, т.е. разложение  слова на составляющие его  фонемы.
     Фонематическая  сторона речи обеспечивается работой  речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в  кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.
     Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично ее анализируя - определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (8 пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).
     Центральным отделом речеслухового анализатора  является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей - левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков.
     В онтогенезе развитие и становление  фонематической стороны речи происходит постепенно.
     Фонематический  слух у ребенка начинает формироваться  очень рано. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Ж. Ж. Руссо  писал, что дети слышат разговор с  самого рождения, что с ними разговаривают  раньше, чем они могут понимать сказанное и, тем более, отвечать на голоса. Поэтому нельзя даже быть уверенным, что эти звуки воспринимаются в начале их ухом также отчетливо, как нашим [18].
     Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Орган  речи у маленьких детей еще  инертный, и лишь мало - помалу старается подражать окружающим звукам. Поэтому целесообразно, чтобы первые членораздельные звуки, которые ребенок слышит, были лёгкими и ясными.
     В онтогенезе реакции на звуковые раздражения  отмечаются уже у новорожденного ребенка. Первая реакция на звук проявляется  у малыша расширением зрачков, задержкой  дыхания, некоторыми движениями. Через  две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать  на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.
     К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Полезно маленького ребенка забавлять песнями и веселыми и разнообразными звуками. И в то же время недопустимо, чтобы ребенка оглушали «множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего кроме интонации».
     В конце второго месяца малыш определяет направление звучания, начинает поворачивать голову в сторону говорящего или  следить за ним глазами.
     В возрасте от 3 до 6 месяцев основную семантическую нагрузку несет интонация. В это время у ребенка развивается  способность дифференцировать интонации  и выражать свои переживания: на ласковую – малыш оживляется, на резкую – плачет.
     В период появления лепета ребенок  повторяет видимую артикуляцию  губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного  навыка артикулирования [22].
     С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.). В дальнейшем путем подражания малыш перенимает постепенно все элементы звучащей речи: тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.
     В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок  начинает более тонко различать  звуки окружающего мира, голоса людей  и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте слово воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Входящие же в его состав звуки воспринимаются им еще диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. Если в конце первого года ребенок  улавливает в речи главным образом  интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно  дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов [22].
     Нормально развивающийся ребенок уже к 2 годам способен различать все  тонкости родной речи, понимать, и реагировать  на слова, отличающиеся всего одной  фонемой (мишка – миска). Так формируется  фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий  различать и узнавать фонемы родного  языка. От 3 до 7 лет у ребенка все  более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях.
     К 3 – 4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что  он начинает дифференцировать сначала  гласные и согласные звуки, потом  мягкие и твердые согласные и, наконец - сонорные, шипящие и свистящие  звуки [22].
     К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у  него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это способность  различать фонемы и определять звуковой состав слова. К этому же времени  у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
     Формирование  правильного произношения зависит  от способности ребенка к анализу  и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического  слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в  ходе взаимодействия поступающих в  кору слуховых и кинестетических  раздражений. Постепенно эти раздражения  дифференцируются, и становится возможным  вычленение отдельных фонем. При  этом большую роль играют первичные  формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки   одних   фонем и отличает их от других  [22].
     Фонематическое  восприятие звуков речи происходит в  ходе взаимодействия поступающих в  кору слуховых и кинестетических  раздражений. Постепенно эти раздражения  дифференцируются, и становится возможным  вычленение отдельных фонем. Недостаточность  анализа сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического  слуха достаточно для повседневного  общения, то его недостаточно для  овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И, Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М, Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова [22].
     Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа [22].
     Фонематический  анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
     Фонематический  анализ может быть элементарным и  сложным. По данным В.К. Орфинской, элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.   
 

1.2. Нарушение фонематического анализа у детей дошкольного возраста с нарушением произносительной стороны речи.  
 

     Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем - фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
     К этой категории относятся дети с  нормальным слухом и интеллектом.
     С развитием логопедической науки  и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие [18].
     Состояние фонематического развития детей  влияет на овладение звуковым анализом.
     Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным [31].
     Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.
     При первичном нарушении фонематического  восприятия предпосылки к овладению  звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.
     В фонетико-фонематическом развитии детей  выявляется несколько состояний: 
          1) Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития речи. 
          2) Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более  грубо. 
          3) При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок "не слышит" звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить последовательность. 
           У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. 
Так, например, ребенок может искаженно произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, Причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию. 
         У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, "сжатая" артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. 
          У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

     У детей с ФФНР отмечается не сформированность как простых, так и сложных форм фонематического анализа – т.е. им не доступна операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
     А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребенок  замечает разницу в отдельных  звуках, но разложение слов на звуки  им самостоятельно не производится» [7].
     У детей данной группы так же оказывается  не сформированным и фонематический синтез (с шести лет) – им не доступен процесс соединения частей в целое. Например, они не могут составить  слово из звуков, предъявленных в ненарушенной последовательности: м, а, к – мак.  
     Таким образом, раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.  

2.1. Организация изучения состояния фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста.  

     Цель  исследования: выявление особенностей фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Для достижения указанной цели в исследовании детей, с диагнозом ФФНР, были поставлены следующие задачи:
     1. Проведение опытно-экспериментальной работы, по апробированию методики диагностики навыка фонематического анализа.
     2. Количественный и качественный анализ результатов.
     Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР д/с №. Было обследовано 10 дошкольников старшей группы с диагнозом ФФНР.  
     Экспериментальная группа детей состояла из 5 девочек и 5 мальчиков пятилетнего возраста с ФФНР, находящихся в логопедической группе первый год. Дошкольники, участвующие в эксперименте обладали нормальным слухом и сохранным интеллектом. У детей наблюдался низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия, неподготовленность к звуковому анализу.
     Анамнез детей данной группы отягощен. У детей отмечались особенности в протекании высших психических функций: неустойчивое, нестабильное внимание; объем памяти сужен по сравнению с нормой, поэтому они хуже запоминали речевой материал; скорость протекания мыслительных операций несколько замедленна.
     Поведение можно охарактеризовать, как нестабильное, с частой сменой настроения; на занятиях они быстро утомлялись, начинали отвлекаться; испытывали затруднения в запоминании инструкций логопеда; отмечалась недостаточная целенаправленность при выполнении задания.
Речь  детей характеризуется неправильным звукопроизношением. У них отмечалась недостаточная подвижность органов  артикуляционного аппарата; наблюдалась  нечеткая дикция и недостаточная  выразительность речи.
     Для решения основных задач исследования был проведен  эксперимент. Методика исследования адаптирована на основе рекомендаций авторов: Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой.
Исследование  состояния фонематического анализа.
     I. Исследование простых форм фонематического анализа.
     Задание № 1. Выделение (узнавание) заданного звука на фоне слова.
Материалом  исследования служили флажок и слова: мышь, окно, рыба, шар, санки, рама, стол, корова, лимон, шнурок, дом, топор, луна.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку цепочку слов и дает следующую  инструкцию: «Сейчас я буду называть слова. Если ты услышишь звук [р] (моторчик), подними флажок, вот так. Слушай и будь внимательным».
     Задание № 2. Выделение начального ударного гласного из слова.
Материалом  исследования служили слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую  инструкцию: «Послушай внимательно  и назови первый звук в слове Аня  и т.д.». Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т.д.).
II. Исследование сложных форм фонематического анализа.
     Задание № 1. Вычленение первого согласного звука из слов.
     Материалом  исследования служили слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и вопросы.
     Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т.д.
     Задание № 2. Вычленение последнего звука из слов.
     Материалом  исследования служили слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан.
     Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т.д.
     Задание № 3. Определение места звука в слове.
а) начало
     Материалом  исследования служили слова: жук, рак, сани, мост, клоун, банка.
     Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [ж] в слове жук в начале или в конце?» и т.д.
б) конец 
     Материалом  исследования служили слова: нос, суп, стук, укол, камыш, барабан.
     Процедура и инструкция. Логопед предлагает ребенку слова и дает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [с] в слове нос в начале или в конце?» и т.д.
в) начало, середина, конец, определение места ударной гласной в словах
     Материалом  исследования служили слова: аист, мак, три, лист, иглы.
     Процедура и инструкция. Логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Предлагает ребенку инструкцию: «Где ты слышишь звук [а] в слове мак в начале, середине или конце?» и т.д.
- определение  места согласного звука в слове 
     Материалом  исследования служили слова: миска, сыр, ананас, сом, рюмка, мох.
     Процедура и инструкция.  
Экспериментатор предлагает следующую инструкцию: «Где ты слышишь звук [с] в слове миска в начале, середине или конце?» и т.д.
     Критерий  оценки результатов исследования:
При обработке  результатов исследования заданий I группы и заданий № 1-3 II группы использовалась четырехбальная шкала.
     4 балла – задание выполнено  ребенком самостоятельно, точно  с первого предъявления.
     3 балла – задание выполнено  ребенком самостоятельно, но допущено 1 – 2 ошибки.
     2 балла – задание выполнено  ребенком самостоятельно, но количество  ошибок возросло до 3, требовалось  интонированное выделение нужного  звука. 
     1 балл – ребенок пытался справиться  с заданием, но допустил до 5 ошибок, помощь логопеда не помогала.
     0 баллов – ребенок с заданием  не справился или отказался  выполнять. 
     Задание № 4. Определение последовательности звуков в слове – последовательный анализ.
Для этого  анализа сначала предлагаются слова  из 3 звуков, потом из 4 и 5.
     Материалом  исследования служили слова: суп, кот, лапа, каша, банка, тапки.
     Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку слова и дает инструкцию: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т.д.
     Критерий  оценки результатов исследования заданий № 4 (II группы):
     4 балла – задание выполнено  ребенком самостоятельно, точно  определена последовательность  звуков в слове. 
     3 балла – ребенок самостоятельно  выполняет последовательный анализ  слов состоящих из 3-х – 4-х  звуков, допускает ошибки в словах  из 5-ти звуков.
     2 балла – ребенок самостоятельно  выполняет последовательный анализ  слов состоящих из 3-х звуков, допускает  ошибки в словах из 4-х - 5-ти  звуков, требуются наводящие вопросы  со стороны логопеда.
     1 балл – ребенок пытается справиться  с заданием, но допускает ошибки  в словах состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.