На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Иллюзии восприятия

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
    Введение
    Общая характеристика восприятия
    Общая характеристика зрительных иллюзий
    Иллюзии восприятия размера
    Иллюзии искажения
    Иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа  и зависящие от перспективы
    Иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура
    Портретные  иллюзии
    Иллюзии при  движении объекта
    Иллюзии и влияние знания об объекте на восприятие
    Иллюзии и влияние предыдущего опыта на восприятие
    Другие типы иллюзий
    Список литературы
 

Введение:
Темой моей работы являются иллюзии восприятия. Согласно определению «Психологического словаря»,  иллюзии восприятия  (от лат. illusere – обманывать) частных признаков тех или иных предметов.
Наиболее  многочисленной группой иллюзий  восприятия являются пространственные зрительные иллюзии.
Единства  по вопросам классификации иллюзий  в психологической литературе не существует.
В своей  работе я классифицировала иллюзии  следующем образом:
1. Зрительные иллюзии:
      иллюзии восприятия размера;
      иллюзии искажения
      иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы
      иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура
      портретные иллюзии
      иллюзии при движении объекта
      иллюзии восприятия цвета
2. Другие иллюзии:
    а) слуховые  иллюзии;
    в) прочие иллюзии 

 

Общая характеристика восприятия: 

Восприятие — весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.
Допустим, мы наблюдаем играющего ребенка. Он занимает определенное место в  пространстве, находится от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным, мы знаем, что можем до него дотронутся, в отличие, например, от неба. На нем одежда определенных цветов. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что ребенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его смех, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами — ребенок.
Процесс восприятия протекает в связи  с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что  перед нами находится), речью (мы можем  осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: ребенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).
Восприятие  может быть не совсем адекватным, объект по разным причинам может восприниматься искаженно или двойственно.

Общая характеристика зрительных иллюзий:

 
Искажения зрительного образа иначе называются зрительными иллюзиями. Это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. д., но и физическими факторами и явлениями: освещенностью, положением в пространстве и др.
Тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о достаточной объективности нашего зрения. Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмыслении зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.
Иногда  иллюзии зрения появляются вследствие особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.
Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных  и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Закройте  левый глаз и посмотрите на фигуру, изображенную слева, правым глазом, держа  рисунок на расстоянии 15-20 см. При  некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.
В 1668 г. известный французский физик  Э. Мариотт открыл феномен «слепого пятна». В том месте, где в глаз входит зрительный нерв, сетчатая оболочка глаза не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, попадающие на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Во-первых, потому что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предмета невольно заменяются образами соседних частей или фона окружающими этот предмет.

        Иллюзии восприятия размера:

 

На рисунке  белый квадрат на черном кажется  больше черного квадрата на белом  фоне. На самом деле фигуры одинаковы. Эта иллюзия объясняется явлением иррадиации (по-латыни — неправильное излучение): светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это происходит вследствие несовершенства хрусталика. Зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.
Мы воспринимаем объекты целостно, вместе с окружающими  их другими объектами, фоном или  обстановкой. И этим объясняется  самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике.
Часто иллюзии объясняются тем, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на ее части.

Отрезки на рисунке равны, хотя верхний и  кажется больше (иллюзия Мюллера-Лайера).

Еще один пример иллюзии подобного рода: параллелограмм Зандера (1926).
На самом деле отрезки AB и BC равны. 

Зрительные  иллюзии могут возникать вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т. е. из-за взаимосвязи  фигур с другими фигурами.

На рисунке  круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

На рисунке  внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга.

Еще один пример контекстной иллюзии: человек  рядом с великаном кажется  меньше фигуры на заднем плане, хотя это одна и та же фигура, помещенная на рисунок без изменения размера.
Причина некоторых иллюзий восприятия размера  кроется в недостаточной способности  зрительного аппарата выделить часть  из целого — в виду сложности  обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.
Особым  типом иллюзий восприятия размера  является переоценка вертикальных линий  по сравнению с горизонтальными, свойственная большинству людей.
Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных.
Вот два  примера иллюзий переоценки вертикальных линий:  

Вертикальная  линия воспринимается как более длинная. 
Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается
 

 

Посмотрите  на цифры «3» и «8». Вам кажется, что верхняя половина каждой цифры  равна нижней.
Перевернем  эти цифры.

Разница в размере верхних и нижних половин становится очевидной.
Кроме того, вертикальные параллельные линии  при значительной их длине обычно кажутся в верхней части слегка расходящимися, а горизонтальные — сходящимися.
К рассматриваемой  группе иллюзий относятся также  иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.
Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что  на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.
Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты... «Если бы мы увидели аэроплан, поднявшийся над горизонтом за дальней деревней, такого же размера, как видим его над головой, он показался бы  больше самой деревни и, вероятно, представлял бы ужасающее зрелище», — пишет известный английский физик Уильям Брэгг в книге «Мир света». Так и луна: приближаясь к горизонту, она должна была бы уменьшаться в размерах, как самолет, этого властно требует опыт. А так как «возле горизонта» означает для наших «бессознательных умозаключений», что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!

Иллюзии искажения:

 
Многие  иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые  нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.
Из-за преувеличения  острых углов искажаются и истинные соотношения частей видимой фигуры.

На рисунке  параллельные линии кажутся непараллельными.
Иногда  изменение направления линий  и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся  в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. К такому типу иллюзий относится и так называемый эффект веера (иначе — иллюзия Геринга).

На самом  деле две центральные прямые — параллельны.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.