На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализ финансового состояния предприятия на примере ООО Валентина

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
    Введение                                                                                                  
    1.  Значение и сущность анализа  финансового состояния                          предприятия как   инструмента  принятия управленческого решения                                                                                                   
    1.1. Значение финансового анализа  в современных условиях         
    1.2. Информационная база финансового  анализа                             
    1.3. Основные подходы к финансовому анализу                              
    1.4. Виды финансового анализа                                                            
    1.5. Классификация методов и приемов  анализа                                 
    1.6.  Формирование финансовых результатов предприятия               
    1.7. Система показателей, характеризующих  финансовое                    
          состояние предприятия                                                                  
        1.7.1. Показатели оценки имущественного положения                 
        1.7.2.  Оценка ликвидности и платежеспособности                       
        1.7.3.  Оценка финансовой устойчивости                                        
        1.7.4. Оценка деловой активности                                                   
        1.7.5. Оценка рентабельности                                                          
        1.7.6 Оценка положения на рынке  ценных бумаг                           
    1.8. Стратегия предотвращения несостоятельности  (банкротства) фирмы и методы  её прогнозирования                     
                    
    2. Анализ финансового  состояния предприятия  на примере ООО 
        “ Валентина”                                                                                        
    2.1. Краткая характеристика предприятия                                           
    2.2. Предварительный обзор баланса                                                    
    2.3. Оценка ликвидности баланса                                                          
    2.4. Характеристика имущества предприятия                                      
    2.5.  Характеристика источников средств  предприятия                      
        2.5.1. Анализ собственных средств ООО  “ Валентина”                
        2.5.2. Анализ заёмных средств ООО  “ Валентина”                       
    2.6. Оценка финансовой устойчивости  ООО “ Валентина”                
    2.7. Оценка платежеспособности предприятия                                    
      2.7.1.Система  критериев и оценка неудовлетворительной  структуры баланса неплатежеспособных  предприятий. Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособности                    
    2.8.Анализ  формирования и распределения  прибыли                        
    2.9.Анализ  рентабельности                                                                     

    3. Основные направления  улучшения финансового  состояния                предприятия                                                                                           

    Заключение                                                                                           
    Список  использованных источников                                                
    Приложение                                                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             
 
 
 

                                                   Введение 

    Рыночная  экономика в Российской Федерации  набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция  как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
    В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной дипломной работы  очевидна: для того чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу  необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние  –  важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
    Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении.
    В рыночной экономике давно уже  сформировалась самостоятельное направление позволяющее решать задачи, стоящие перед предприятием известное как «Финансовое управление» или «Финансовый менеджмент».
    Финансовый  менеджмент как наука имеет сложную  структуру. Одной из составных его  частей является финансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерского учёта и  вероятностных оценках будущих  факторов хозяйственной жизни. Связь бухгалтерского учёта с управлением очевидна. Управлять – значит принимать решения. Управлять – значит предвидеть, а для этого необходимо обладать достойной информацией.
    В связи с этим бухгалтерская отчётность становится информационной основой  последующих аналитических расчётов, необходимых для принятия управленческих решений.
    Решения финансового характера точны  настолько, насколько хороша и объективна информационная база.
    Финансовый  менеджмент  базируется на нескольких основных концепциях: временная ценность денежных ресурсов, денежные потоки, финансовый риск, цена капитала, эффективный рынок и др.
    Для финансового менеджера временная  ценность денежных ресурсов имеет особое значение, поскольку в аналитических  расчётах приходится сравнивать денежные потоки, генерируемые в разные периоды времени.
    В настоящих условиях финансовый менеджер становится одним из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа решения принятого руководством предприятия, и предложения наиболее приемлемого варианта действия.  
    Деятельность  финансового менеджера в общем  виде может быть представлена следующими направлениями: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управления источниками средств), распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика).
    Итак, успешное финансовое управление,  направленное на:
    – выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы
    – избежание банкротства и крупных  финансовых неудач
    – лидерства в борьбе с конкурентами   
    – приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы
    – рост объёмов производства и реализации 
    – максимизация прибыли
    – минимизация расходов
    – обеспечение рентабельной работы фирмы
    и есть цель финансового менеджмента.
    Главная цель данной работы - исследовать финансовое состояние предприятия ООО“ Валентина”, выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.
    Исходя  из поставленных целей, можно сформировать задачи:
    предварительный обзор баланса и анализ его  ликвидности;
    характеристика  имущества предприятия: основных и  оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем;
    характеристика  источников средств предприятия: собственных  и заемных;
    оценка  финансовой устойчивости;
    расчет  коэффициентов ликвидности;
    анализ  прибыли и рентабельности;
    разработка  мероприятий по улучшению финансово - хозяйственной деятельности.
    Для решения вышеперечисленных задач  была использована годовая бухгалтерская отчетность ООО “ Валентина” за 1999, 2000 годы, а именно:
    бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД),
    приложение  к бухгалтерскому балансу (форма  № 5 по ОКУД)
    отчет о движении денежных средств (форма  № 4 по ОКУД)
    отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД)
    А также, статистическая отчётность утверждённые Минфином и Госкомстатом Российской Федерации, система показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности, предложенных доктором экономических наук профессором  В. В. Ковалёвым.
            Объектом исследования является  общество с ограниченной ответственностью “ Валентина”.
    Предметом исследования является сама методика анализа финансовой деятельности и практика применения её в управленческой деятельности. 

    При проведении данного анализа были использованы следующие приемы и методы:
    горизонтальный  анализ вертикальный анализ,
    анализ  коэффициентов (относительных показателей),
    сравнительный анализ.
           Анализ финансового состояния предприятий различных форм собственности нашёл своё отражение во многих источниках научной литературы, например: Шеремет А. Д.  “Теория экономического анализа”, Ефимова О. В. “Финансовый анализ”, Ковалёв В. В. “Финансовый анализ”, Холт Роберт Н. “Основы финансового менеджмента”, Абрамов А. Е. “Основы анализа хозяйственной финансовой и инвестиционной деятельности”.
    В них рассматривались следующие  понятия, используемые в дипломной  работе: финансы предприятия; финансовое состояние; виды, методы и приёмы финансового анализа; система показателей, характеризующих финансовое состояние; анализ финансовой отчётности и структуры баланса; оценка платёжеспособности, устойчивости, доходности предприятия.
    Структурно  дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. Значение и сущность анализа финансового состояния предприятия как инструмента принятия управленческого решения 

    1.1.Значение  финансового анализа  в современных  условиях 

          Финансы предприятия - это экономическая  категория, особенность которой  заключается в сфере ее действия и в присущих ей функциях. Они функционируют в сфере материального производства, где создаётся совокупный общественный продукт и национальный доход.
           В ходе финансирования хозяйственной  деятельности предприятий возникают  определённые финансовые отношения, связанные с организацией производства, реализацией продукции, формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.
         Финансы предприятий – это экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, а также, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.
           По своему содержанию всю совокупность  финансовых отношений предприятий можно систематизировать по следующим направлениям:
    связанные с формированием уставного капитала;
    связанные с производством и реализацией  продукции, возникновением вновь созданной  стоимости;
    между  коммерческими организациями и предприятиями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг;
    между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, а также с вышестоящей организацией;
    между коммерческими организациями и  отдельными работниками (например, выплата дивидендов);
    между хозяйствующими субъектами и финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджет;
    между хозяйствующими субъектами и банковской системой в процессе хранения денег  в банках, получения и погашения  ссуд.
    Финансы предприятия выполняют три основные функции:
    Формирование, поддержание оптимальной структуры  и наращивание производственного  потенциала предприятия;
    Обеспечение текущей финансово-хозяйственной  деятельности;
    Обеспечение участия хозяйствующего субъекта в  осуществлении социальной политики.
    Понятие “финансовая система” является развитием более общего понятия- “финансы”. Каждое звено финансов определённым образом связано с процессом воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Каждое звено финансовой системы представляет собой определённую сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом- совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Другими словами, финансовая система- система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
           Финансовая система РФ включает  следующие звенья финансовых  отношений:
    государственная бюджетная система;
    внебюджетные  специальные фонды;
    государственный кредит;
    фонды страхования;
    финансы предприятий различных форм собственности.
    Современная финансовая система государства  состоит из централизованных  и  децентрализованных финансов.
           Первые три блока финансовых  отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макро уровне. Финансовые отношения предприятий в свою очередь относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микро уровне.
    Финансы - это совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции, включающих формирование и  использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др.
    Исходя  из этого, финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для развития, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, т. е. улучшение финансового состояния предприятия.
    Финансовое  состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
    Цель  анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы  постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.
    Анализ  финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.
    Оценка  финансового состояния может  быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:
    - имущественное состояние предприятия; 
    - степень предпринимательского риска;
    - достаточность капитала для текущей  деятельности и долгосрочных  инвестиций;
    - потребность в дополнительных  источниках финансирования;
    - способность к наращиванию капитала;
    - рациональность привлечения заемных  средств;
    - обоснованность политики распределения и использования прибыли.        
    Основу  информационного обеспечения анализ финансового состояния должна составить  бухгалтерская отчетность, которая  является единой для организации всех отраслей и форм собственности.
    Она состоит из форм бухгалтерской отчетности, утвержденной  Министерством  финансов  Российской  Федерации приказом «О типовых формах квартальной бухгалтерской  отчётности организаций и указаниях по их заполнению в 1998 году» от 27 марта 1996 года № 31 и приказом «О формировании годовой бухгалтерской отчётности» от 21 ноября 1998 года № 81 н, который внёс изменения и дополнения к Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчётности; а именно: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и их использовании - форма № 2, справка к форме № 2 и приложения к бухгалтерскому балансу, форма № 5, а также статистическая отчетность по труду и себестоимости Утвержденная Госкомстатом Р.Ф.
    Результаты  финансового анализа позволяют  выявить уязвимые места, требующие  особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.
    Не  секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени  искусство, чем наука. Результат  выполненных формализованных аналитических  процедур не является или, по крайней  мере, не должен являться единственным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Результаты анализа -  "материальная основа" управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения.
    Все это лишний раз свидетельствует  о том, что финансовый анализ в  современных условиях становится элементом управления, инструментом оценки надежности потенциального партнера.
    Необходимость сочетания формализованных и  неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает отпечаток, как на порядок подготовки документов, так и на последовательность процедур анализа финансового состояния. Именно такое понимание логики финансового анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной  экономики.
    Финансовый  анализ является частью общего, полного  анализа хозяйственной деятельности; если он основан на данных только бухгалтерской отчетности - внешний анализ; внутрихозяйственный анализ может быть дополнен и другими аспектами: анализом эффективности авансирования капитала, анализом взаимосвязи издержек, оборота и прибыли и т.п.
    Финансовый  анализ деятельности предприятия включает:
    - анализ финансового состояния;
    - анализ финансовой устойчивости;
    - анализ финансовых коэффициентов:
    - анализ ликвидности баланса;
    - анализ финансовых результатов,  коэффициентов рентабельности и  деловой активности. 
 
 
 

    1.2. Информационная база финансового анализа 

    В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчётности.
    К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) от финансово- хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчётного периода; нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода. Непосредственно по данным формы № 2 могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов: прибыль (убыток) от прочей реализации (основных средств и иного имущества); прибыль (убыток) от внереализационной деятельности; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных платежей (чистая прибыль); брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации товаров, продукции, работ, услуг. В форме № 2 по всем перечисленным показателям приводятся также сопоставимые данные за аналогичный период прошлого года.
             Любое предприятие в той или  иной степени постоянно нуждается  в дополнительных источниках  финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово- хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.
    Основное  требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям1:
    Уместность  означает, что данная информация значима  и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа. 
    Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.
    Информация  считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.
    Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.
    Понятность  означает, что пользователи могут  понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.
    Сопоставимость  требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.
    В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:
    Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.
    Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.
    Конфиденциальность  требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут  нанести ущерб конкурентным позициям предприятия. 
    Пользователи  информации различны, цели их конкурентны, а нередко и противоположны. Также различных пользователей бухгалтерской отчётности интересуют только определённые показатели финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и её структура, факторы, воздействующие на её величину, налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т. е. Устойчивости и надёжности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, Для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы данной организации.
    Классификация пользователей бухгалтерской отчётности может быть выполнена различными способами , однако, как правило, выделяют три укрупнённые их группы: пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее их управленческий персонал); собственно бухгалтеры.
    В соответствии со статьей 13 III главы Федерального закона РФ «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ все организации «... обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учёта бухгалтерскую отчётность. Бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчётности бюджетных организаций, состоит из:
    •бухгалтерского баланса;
    •отчёта о прибылях и убытках;
    •приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
    •аудиторского заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчётности, если она в соответствии и Федеральным законом подлежит обязательному аудиту;
    •пояснительной  записки».
    В том же Законе отмечено, что пояснительная  записка к годовой бухгалтерской отчётности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчётный период и предшествующий ему году и т.д. 

    1.3. Основные подходы  к финансовому  анализу 

    Разные  авторы предлагают разные методики финансового  анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:
    экспресс-анализ финансового состояния,
    детализированный  анализ финансового состояния.2 
 
 

    Экспресс-анализ финансового состояния.
    Его целью является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа В.В. Ковалев предлагает рассчитать различные показатели и дополнить их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.
    Автор считает, что экспресс-анализ целесообразно  выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.
    Цель первого этапа - принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.
    Цель  второго этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.
    Третий  этап - основной в экспресс-анализе; его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей (таблица 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 1.
      Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа 3
    Направление анализа     Показатели
    1. Оценка экономического потенциала  субъекта хозяйствования.
    1.1. Оценка имущественного положения     Величина  основных средств и их доля в общей  сумме активов.     Коэффициент износа основных средств.
    Общая сумма хозяйственных средств, находящихся  в распоряжении предприятия.
    
    1.2. Оценка финансового положения.     Величина  собственных средств и их доля в общей сумме источников.     Коэффициент покрытия (общий).
    Доля  собственных оборотных средств  в общей их сумме.
    Доля  долгосрочных заемных средств в  общей сумме источников.
    Коэффициент покрытия запасов.
    
    1.3. Наличие «больных» статей в отчетности.     Убытки.     Ссуды и займы, не погашенные в срок.
    Просроченная  дебиторская и кредиторская задолженность.
    Векселя выданные (полученные) просроченные.
    2. Оценка результатов финансово-хозяйственной  деятельности.
    2.1. Оценка прибыльности.     Прибыль.     Рентабельность  общая.
    Рентабельность  основной деятельности.
    
    2.2. Оценка динамичности.     Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала.     Оборачиваемость активов
    Продолжительность операционного и финансового  цикла.
    Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности.
    
    2.3. Оценка эффективности использования  экономического потенциала.     Рентабельность  авансированного капитала.     Рентабельность  собственного капитала.
 
    В.В. Ковалев предлагает проводить экспресс-анализ финансового состояния по выше изложенной методике. Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.
    Детализированный  анализ финансового состояния.
    Его цель - более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекающем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.
    В.В. Ковалев предлагает следующую программу углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
    1.Предварительный  обзор экономического и финансового  положения субъекта хозяйствования.
    1.1.Характеристика  общей направленности финансово-хозяйственной  деятельности.
    1.2.Выявление «больных статей отчетности.
    2. Оценка и анализ экономического  потенциала субъекта хозяйствования.
    2.1.Оценка  имущественного положения.
    2.1.1.Построение  аналитического баланса-нетто.
    2.1.2.Вертикальный  анализ баланса.
    2.1.3.Горизонтальный  анализ баланса.
    2.1.4.Анализ качественных сдвигов в имущественном положении.
    2.2.Оценка  финансового положения.
    2.2.1.Оценка  ликвидности.
    2.2.2.Оценка  финансовой устойчивости.
    3.Оценка  и анализ результативности финансово-хозяйственной  деятельности субъекта хозяйствования.
    3.1.Оценка основной деятельности.
    3.2.Анализ  рентабельности.
    3.3.Оценка  положения на рынке ценных  бумаг.
    Характеристика  основных показателей, используемых в  анализе, финансово-хозяйственной деятельности будет проведена в практической части данной работы.
    Рассмотрим далее методику анализа финансового состояния, предлагаемую И.Т. Балабановым в его книге «Основы финансового менеджмента».4
    Движение  любых ТМЦ, трудовых и материальных ресурсов сопровождается  образованием и расходованием денежных средств, поэтому финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его производственно-торговой деятельности. Характеристику финансового состояния И.Т. Балабанов предлагает провести по следующей схеме:
    анализ  доходности (рентабельности);
    анализ  финансовой устойчивости;
    анализ  кредитоспособности;
    анализ  использования капитала;
    анализ  уровня самофинансирования;
    анализ  валютной самоокупаемости.
    Анализ  доходности  хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли, или доходов.
    Относительный показатель - уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность, или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции.
    В процессе анализа изучают динамику изменения объема чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие.
    Финансово устойчивым считается такое предприятие, которое за счет собственных средств  покрывает средства, вложенные в  активы (основные фонды, НМА, оборотные  средства), не допускает неоправданной  дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Главным в финансовой деятельности, считает И.Т. Балабанов, являются правильная организация и использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборотных средств уделяет основное внимание.
    Характеристика  финансовой устойчивости включает в  себя анализ:
    состав  и размещение активов хозяйствующего субъекта;
    динамики  и структуры источников финансовых ресурсов;
    наличия собственных оборотных средств;
    кредиторской  задолженности;
    наличия и структуры оборотных средств;
    дебиторской задолженности;
    платежеспособности.   
    Под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и способность возвратить его в срок. Кредитоспособность заемщика характеризуется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников.
    При анализе кредитоспособности используется целый ряд показателей. Наиболее важными из них являются, норма  прибыли на вложенный капитал  и ликвидность. Норма прибыли на вложенный капитал определяется отношением суммы прибыли к общей сумме пассива по балансу. Ликвидность хозяйствующего субъекта - это способность его быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств. Более подробно показатели, характеризующие ликвидность будут рассмотрены во второй главе данной работы.
    Вложение  капитала должно быть эффективным. Под  эффективностью использования капитала понимается величина прибыли, приходящаяся на 1 (один)  рубль вложенного капитала. Эффективность капитала - комплексное понятие, включающее в себя использование оборотных средств, основных фондов и НМА. Поэтому анализ эффективности капитала проводится по отдельным частям.
    1.Эффективность  использования оборотных средств  характеризуются, прежде всего,  их оборачиваемостью. Под оборачиваемостью средств понимается продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения. Оборачиваемость оборотных средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях или количеством оборотов за отчетный период
    2. Эффективность использования капитала  в целом. Капитал в целом представляет собой сумму оборотных средств, основных фондов и НМА. Эффективность использования капитала лучше всего измеряется его рентабельностью. Уровень рентабельности капитала измеряется процентным отношением балансовой прибыли к величине капитала.
    Самофинансирование означает финансирование за счет собственных источников: амортизационных отчислений и прибыли. Эффективность самофинансирования и его уровень зависят от удельного веса собственных источников. Уровень самофинансирования можно определить с помощью коэффициента самофинансирования:
      

     , где П - прибыль, направляемая  в фонд накопления;
               А -  амортизационные отчисления;
               З - заемные средства;
               К - кредиторская задолженность  и др. привлеченные средства.
    Однако  хозяйствующий субъект не всегда может полностью обеспечить себя собственными финансовыми ресурсами и поэтому широко использует заемные и привлеченные денежные средства, как элемент, дополняющий самофинансирование. 
      Принцип валютной самоокупаемости заключается в превышении поступлений валюты над его расходами. Соблюдение этого принципа означает, что хозяйствующий субъект не «проедает» свой валютный фонд, а постоянно накапливает его.
    Следующий источник по рассматриваемой проблеме это учебник под редакцией  Е. С. Стояновой «Финансовый менеджмент: теория и практика». Данный автор особое внимание уделяет специфическим методом анализа: это расчеты эффекта финансового рычага и операционного рычага, а также расчету финансовых коэффициентов.
    Важнейшими  коэффициентами отчетности, использующимися в финансовом управлении по Е. С. Стояновой, являются:
    коэффициенты  ликвидности (коэффициент текущей  ликвидности, срочной ликвидности и чистый оборотный капитал);
    коэффициенты  деловой активности или эффективности  использования ресурсов (оборачиваемость активов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость материально - производственных запасов и длительность операционного цикла);
    коэффициенты  рентабельности (рентабельность всех активов предприятия, рентабельность реализации, рентабельность собственного капитала);
    коэффициенты  структуры капитала (коэффициент  собственности, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент защищенности кредиторов);
    коэффициенты  рыночной активности (прибыль на одну акцию, балансовая стоимость одной акции, соотношение рыночной цены акции и ее балансовой стоимости, доходность акции и доля выплаченных дивидендов).
    Важным  инструментом финансового менеджмента  является не только анализ уровня и  динамики основных коэффициентов в  сравнении с определенной базой, считает автор, но и определения оптимальных пропорций между ними с целью разработки наиболее конкурентоспособной финансовой стратегии.5
    Эффект  финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает  их рентабельность примерно двумя третями экономической рентабельности. Предприятие, использующие кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств, в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага.6              
    ЭФР=2/3(ЭР-СРСП)хЗС/СС
    , где ЭР - экономическая рентабельность, равная отношению прибыли до выплаты процентов и налогов к активам;
    СРСП  – среднерасчетная  ставка процента;
    ЗС  – заемные средства;
    СС  – собственные средства.
    То  есть для того, чтобы повысить рентабельность собственных средств, предприятие  должно регулировать соотношение собственных и заемных средств.
    Большое внимание Е.С. Стоянова уделяет операционному  анализу, называемому также анализом "издержки-объем-прибыль", - отражающим зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства / сбыта.
    Ключевыми элементами операционного анализа служат:
    операционный  рычаг;
      порог рентабельности;
      запас финансовой прочности.
    Действие  операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли.7 
    Порог рентабельности – эта такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще  не имеет и прибыли. Вычислив порог рентабельности, получаем пороговое (критическое) значение объема производства – ниже этого количества предприятию производить не выгодно: обойдется себе дороже. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. Наращивается и масса прибыли.
    Разница между достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности.
    Так как в данной работе не используются элементы операционного анализа, то нет смысла более подробно останавливаться на выше описанном методе. 

    Применение  матричных балансов для оценки финансового  состояния. 

    В статье кандидата экономических  наук М.И. Литвина,8 рассматриваются некоторые возможности применения матричных методов оценки и  анализа финансовых показателей, увязанных с действующей формой бухгалтерского баланса.
    Как  известно, матричная модель представляет собой прямоугольную таблицу, элементы которой отражают взаимосвязь объектов. Она очень удобна для финансового анализа, поскольку является простой и наглядной формой совмещения  разнородных, но взаимосвязанных экономических явлений.
    Бухгалтерский баланс предприятия можно представить  как матрицу, где по горизонтали расположены статьи актива (имущество),  а по вертикали – статьи пассива (источники средств). Размерность матрицы бухгалтерского баланса может соответствовать количеству статей по активу и пассиву баланса 42х35, но для практических целей вполне достаточно размерности 10х10 по сокращенной форме баланса
    В матрице  баланса необходимо выделить четыре квадранта по следующей схеме: 

    Актив     Пассив
    Внеоборотные  средства     Собственный капитал
    Оборотные средства     Обязательства
 
    При составлении сокращенной формы  баланса следует не только сгруппировать  его статьи, но и исключить из сумм уставного и добавочного  капитала статьи актива баланса "Расчеты  с учредителями" и "Убытки прошлых лет и отчетного года". Понадобятся также данные из отчета о финансовых результатах и их использовании.
    На  основе выше перечисленных отчетных данных, надо составить четыре аналитические таблицы:
    Матричный баланс на начало года.
    Матричный баланс на конец года.
    Разностный (динамический) матричный баланс за  год.
    Баланс  денежных поступлений и расходов предприятия.
    Матричные балансы  предприятия составляются по единой методике. Первые два баланса носят статический характер и показывают состояние средств предприятия на начало и конец года. Третий баланс отражает динамику – изменение средств предприятия за год (наиболее пригоден для аналитических и прогнозных расчетов).
    Правила составления матричной модели для  первых трех балансов не сложны.
    Выбирается  размер матрицы, статьи актива отражаются по горизонтали матрицы, статьи пассива  – по вертикали.
    Заполняется балансовая строка и графа матрицы  в точном соответствии с данными  бухгалтерского баланса.
    Последовательно, начиная с первой строки актива баланса, подбираются источники средств, находящиеся в распоряжении предприятия (см. табл. 1).
    Проверяются все балансовые итоги по горизонтали  и вертикали матрицы. (таблица 2). 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2.
    Статьи  актива баланса     Источники средств (статьи пассива)
    Внеоборотные  средства.
    1. Основные средства и нематериальные активы.     Уставный  и добавочный капитал.     Долгосрочные  кредиты и займы
    Фонды накопления и нераспределенная прибыль
    2. Капитальные вложения.     Долгосрочные  кредиты и займы     Уставный  и добавочный капитал
    Фонды накопления и нераспределенная прибыль
    3. Долгосрочные финансовые вложения.     1 .Уставный и добавочный капитал     2. Фонды накопления и нераспределенная прибыль
    
    Оборотные средства.
    1. Запасы и затраты.     Уставный  и добавочный капитал (остаток)     Резервный капитал
    Фонды накопления и нераспределенная прибыль (остаток)
    Краткосрочные кредиты и займы.
    Кредиторы
    Фонды потребления и резервы
    2. Дебиторы.     Кредиторы     Краткосрочные кредиты и займы.
    
    3. Краткосрочные финансовые вложения.     Резервный капитал     Кредиторы
    Фонды потребления и резервы
    
    4. Денежные средства.     1.Резервный  капитал     2.Фонды  накопления и нераспределенная прибыль
    Кредиты и займы
    4. Фонды потребления и резервы
    Наиболее  ответственным является третий этап составления матрицы – подбор источников средств, находящихся в распоряжении предприятия. Здесь следует исходить из круга финансовых прав и полномочий, предоставленных предприятию, экономической природы внеоборотных и оборотных, собственных и заемных средств, хозяйственной целесообразности.
    Можно предложить следующий вариант  подбора средств (таблица 3). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 3.
    Матричный баланс предприятия
    Актив 
 
 
         Пассив
    У   К        и        д    о    б    а    в   о    ч     н    -ы    й      к      а    п    и    т   а    л     Р     е     з    е     р    в    н      ы    й        к   а    - п      и     т    а     л     Ф    о    н      д    ы         н     а     к    о   п    л   е   н      и     я          и         п     р    и    б  ы    л     и     И       т   о    г   о       с    о    б    с    т     в    е     н     н     ы      й           к     а    п      и     т    а     л     Д    о    л     г    о    с    р    о    ч   н    ы     е       к     р    е     д      и      т    ы     К    р   е   д    и     т   о    р    ы     Ф    о    н    д    ы      п    о    т    р    е   б   л   е н    и     я       и       р    е    з   е    р    в    ы     И     т    о     г    о        о    б    я     з   а    т   е   л  ь    с     т     в     Б     А      Л      А     Н     С
    ОС  и НМА     х                 х                             х
    Кап. Вложения     х           х     х     Х                 х     х
    Долгосрочные  фин. Вложения.     х                 х                             х
    Итого внеоборотные активы     х           х     х     Х                 х     х
    Запасы  и затраты     х     х     х     х           х           х     х
    Дебиторы                                   х           х     х
    Краткосрочные фин. Вложения                                   х           х     х
    Денежные средства                                   х     х     х     х
    Итого оборотные активы     х     х     х     х           х     х     х     Х
    БАЛАНС     х     х     х     х     Х     х     х     х     х
 
    Подбор  источников средств проводится в  названной последовательности и  в пределах остатка средств.
    Матричные балансы существенно расширяют  информационную базу для финансового анализа. С их помощью можно: определить увязку статей актива (имущества предприятия) и статей пассива баланса (источники средств); рассчитать структуру и определить качество активов по балансу предприятия и достаточность источников их финансирования; рассчитать весь набор показателей и коэффициентов, необходимых для оценки финансовой устойчивости, платежеспособности, использования ресурсов предприятия;  объективно оценить финансовое состояние предприятия, выяснить причины его изменения за отчетный период; установить параметры, характеризующие приближение предприятия к порогу неплатежеспособности (банкротству).
    Баланс  денежных поступлений и расходов предприятия увязывает бухгалтерский  баланс с финансовыми результатами работы, наличием денежных средств на  счетах, текущим оборотам денежных средств. Он позволяет реально оценить, сколько денежных средств и на каком  этапе требуется предприятию, а также дает наглядное представление о составе и структуре денежных доходов и расходов, факторах, повлиявших на изменение денежных остатков на счетах.
    При необходимости информация о доходах  и  расходах может быть расширена  и детализирована по каждой статье.
    Все перечисленные выше методики имеют  свои достоинства и недостатки. Исходя из поставленных целей, в данной работе используется методика анализа финансовой деятельности, предлагаемая В.В. Ковалевым. 

    1.4. Виды финансового  анализа 

    По  содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный)  анализ по итогам деятельности за тот или иной период.
    Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчётности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.
    Главная задача текущего анализа – объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов, мобилизация их, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.
    Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения проблем управления.
    Особенность методики текущего анализа состоит  в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении  с планом и данными предшествующих анализируемому периоду. В этом виде анализа имеется существенный недостаток – выявленные резервы навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, т. к. относятся к прошлому периоду.
    Текущий анализ – наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.
    Оперативный анализ приближён во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статического) учёта. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.
    Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: отгрузка и реализация продукции; использование рабочей силы, производственного оборудования и материальных ресурсов: себестоимость; прибыль и рентабельность; платёжеспособность. При оперативном анализе производится исследование натуральных показателей, в расчётах допускается относительная неточность т. к. нет завершённого процесса.
    Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.
    Раскрывая картину будущего, перспективный  анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления.
    В практических методиках и исследованиях  задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшее обоснование перспективных планов.
    Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая  основа перспективного плана тесно  смыкается с прогнозированием, и  такой анализ называют прогнозным.
                                
 
 
 

    1.5.Классификация методов и приёмов анализа 

    Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.
    К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.
    В процессе финансового анализа применяется  ряд специальных способов и приемов.
    Способы применения финансового анализа  можно условно подразделить на две  группы: традиционные и математические.
    К первой группе относятся: использование  абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сведения и группировки, прием цепных подстановок.
    Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.
    Прием сведения и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.
    Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем, комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.
    На  практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
    Горизонтальный  (временной) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
    Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.
    Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.
    Анализ  относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
    Сравнительный (пространственный) анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
    Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.
    Факторный анализ может быть как прямым, так  и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий  результативный показатель.
    Многие  математические методы: корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др., вошли в круг  аналитических разработок значительно позже.
    Методы  экономической кибернетики и  оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.
    Все вышеперечисленные методы анализа  относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.
    В настоящее время практически  невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.  
 
 
 
 
 
 
 

    1.6.Формирование  финансовых результатов  предприятия 

    Финансы предприятия - это совокупность денежных отношений, связанные с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Финансы предприятия обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношение с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. При этом они выполняют две функции:
    - воспроизводственную;
    - контрольную.
    Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами круговорота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.
    Контрольная функция - это финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
    Финансовая  стратегия предприятия строится на определенных принципах организации:
    Жесткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю маневренность  финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности.
    Финансовое  планирование, определяющее на перспективу  все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования.
    Формирование  крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной коньюктуры.
    Безусловное выполнение финансовых обязательств перед  партнерами.
          Главной задачей финансовой стратегии  является достижение самоокупаемости предприятия.
          Самоокупаемость - это способность предприятия покрывать свои расходы (затраты) результатами производства, обеспечивая тем самым повторяемость производства в неизменных масштабах.
    В процессе достижения самоокупаемости  решаются две важнейшие для предприятия проблемы:
                 - борьба с убыточностью;
                 - повышение прибыльности.
    Предприятие не только должно покрывать свои расходы  доходами, но и быть рентабельным, т. е. получать прибыль.
    Самоокупаемость - это неотъемлемый момент самофинансирования предприятия.
    Самофинансирование  - способность предприятия из заработанных средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение производства, решение социальных задач.
    Самофинансирование  осуществляется за счет прибыли и амортизации. В процессе накопления объем прибыли подвергается уменьшению за счет налогов и различных платежей из прибыли. В конечном итоге остается перераспределенная прибыль. Из не распределенной прибыли и амортизации формируется финансовый фонд или источники самофинансирования предприятия.
    Финансирование  может осуществляться и путем  привлечения средств рынка ссудных  капиталов, к которым относятся: кредит банка, выпуск ценных бумаг (акций и облигаций). Однако остановимся более подробно на собственных источниках финансирования предприятия (собственном капитале).
    Собственный капитал - капитал, безусловным и исключительным владельцем которого является собственник (или собственники) предприятия.
    К собственному капиталу относится уставный фонд (акционерный капитал), т. е. первоначальные и последующие вложения собственных средств собственниками, акционерами, и приращение капитала за счет прибыли.
    Прибыль - представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования предприятия и слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. В практической деятельности её принято называть валовой прибылью.
    Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
    Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат и представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними представлена на рис.1.
                                                                        Валовой доход
    
    Материальные  затраты            Оплата труда               Прибыль
    
    Издержки  производства  (себестоимость)              Чистый доход
    
                                   Объём реализации    
      
                рис. 1. Себестоимость, валовой доход и прибыль предприятия 

    Масса прибыли и валового дохода характеризует  размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
    В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, такому объёму прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции  на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.