Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мотивация деятельности военных кадров

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши соотечественник  постоянно вставали на вооруженную  защиту Родины, посвящали себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на сегодняшний  день. Однако объективные условия  воинской деятельности в нашей стране за последние годы кардинальным образом  изменилось. В связи с этим возрастает необходимость усиления внимания мотивационно - смысловой сфере деятельности военных кадров.
       Актуальность  данной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами:
         Во-первых, неэффективностью проводимой  военной реформы, непосредственным  участием Вооруженных Сил в  разрешении и разблокировании  военных конфликтов, в том числе  и на территории собственной  страны, ведением боевых действий, материально - финансовыми трудностями, обвальным сокращением армии и флота, падением престижа военной службы, отсутствием механизма реализации “пакета военных законов”;
         Во-вторых, фактическим развалом  воспитательной работы на этапе  смены духовных ценностей и  ориентиров в обществе, приведшим к резкому снижению морально-психологического состояния военнослужащих. Оно проявляется, прежде всего, в отсутствии у большей части личного состава четкого преставления о целях и задачах военной службы, “размытости” идеалов и ценностей, нечеткости мировоззренческих и нравственных позиций, в нежелании выполнять воинской долг, росте преступности и различных форм аморализма;
         В-третьих, деформацией собственно  мотивационной сферы деятельности  военных кадров, потерей убежденности  в необходимости, ценности, социальной  и личной значимости военной  службы, ратного труда. 
       Этим  объясняется определенная мировоззренческая  растерянность наших военнослужащих, особенно молодых, утрата ими жизненной  перспективы, целей и смысла воинской службы.
       1. Теоретико - методологические основы исследования побудительных мотивов деятельности военных кадров. 

       1.1. Воинская деятельность: понятие,  содержание, мотивация. 

       Для глубокого и всестороннего анализа  мотивационно-смысловой сферы любой деятельности, в том числе и воинской, необходимо, прежде всего, уточнить суть и содержание базовых понятий. Под деятельностью понимается специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [58,151]. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, что свидетельствует о ее осознанности (включая и мотивационную составляющую). Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей.
       Существуют  многообразные классификации форм деятельности: материальная (практическая) и духовная (теоретическая), производственная, социальная и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление  ее на:
       * репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами);
       * продуктивную, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств
       Важное  место в иерархии разновидностей деятельности занимает воинская деятельность, что обусловлено ее особой социальной значимостью. То есть в рамках сферы  общественно - политической деятельностиправомерно выделяется такой ее специфический вид, как воинская и боевая деятельность. Иными словами рассматривается особый процесс труда Вооруженных Сил в мирное (воинская деятельность) и военное время (боевая деятельность).
       Воинская  деятельность - сложное социальное явление. Как часть общественной жизни, она представляет собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области  военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую  деятельность. [58,244] Содержание и формы  воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются. В процессе исторического  анализа ее проявлений выделяют военный  опыт прошлого и современную воинскую деятельность. Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной  борьбы, боевого дежурства, боевой и  морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной  деятельности и др. Формы воинской деятельности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.
       Воинскую  деятельность можно рассмотреть  с точки зрения анализа последовательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата.
       На  всех этапах практическая воинская деятельность неразрывно связана с теоретической. Поэтому еще одно представление о воинской деятельности можно отразить как единство двух ее сторон - субъективной и объективной. Субъективная сторона - это человек (субъект) с его мотивами, знаниями и навыками, а также осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности. Объективная сторона представляет собой совокупность объектов, которые включаются человеком в определенные взаимодействия и выступают в качестве предметов, средств и продуктов воинской деятельности.
       В качестве объекта воинской деятельности может выступать как предмет  окружающей действительности, так и  человек, постоянно изменяющийся под  ее воздействием. Изменение общества приводит к изменению воина, позволяет  ему как субъекту деятельности постоянно  развиваться, обогащать мотивационно – смысловую сферу своей деятельности.
       Воинская  деятельность имеет социальное, человеческое и культурное значение. Она представляет собой "предметную ценность" как  объект ценностного отношения, оценивается  в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого  или несправедливого и т.д. Способы  и критерии, на основании которых  производятся сами процедуры оценивания воинской деятельности, закрепляются в общественном сознании и культуре (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами жизнедеятельности  общества. В ценностных категориях выражены предельные ориентации знаний о воинской деятельности, интересов  и предпочтений различных общественных групп и личностей. Каждое исторически  конкретное общество может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей воинской деятельности, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляция. В ней зафиксированы те критерии социального признания воинской деятельности (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение системы ценностей воинской деятельности отдельной личностью является одним из условий ее социализации и поддержания нормативного порядка в обществе.
       Воинская  деятельность имеет немало специфического в проявлениях нравственности. В  социальном плане нравственные ориентиры  людей в процессе воинской деятельности едины, тождественны, неразрывны с моральными процессами, протекающими в обществе. Вместе с тем характер реализации этих общих принципов и положений  в условиях воинской деятельности своеобразен  и специфичен. Еще Платон, отмечал, что моральные добродетели проявляются  в зависимости от сословия: добродетель  мудрости присуща философии, умеренность - ремесленникам, а мужество и храбрость - воинам. Этика воинской деятельности рассматривает специфику проявления морали в процессе ее осуществления, пути и способы формирования морально-боевых качеств воинов и проявление их в  условиях войны.
       Важным  специфическим требованием этики  воинской деятельности является постоянная готовность и моральные способности  осуществлять вооруженное насилие в интересах защиты общества, достичь поставленных командованием целей даже ценой самопожертвования. Воинская деятельность является одной из немногих сфер человеческой деятельности, где моральные нормы исполнения долга требуют в случае необходимости отдать свою жизнь на благо Отечества.
       Морально-боевые качества - отвага, мужество, героизм, воинская честь и гордость, способность  к беспрекословному повиновению  и многие другие - составляют существенные черты воинской морали. Специфика  военной морали заключается не только в требовании особых качеств, но и  в особенном характере их проявления и формирования.
       Специфику воинской деятельности, ее отличие  от других видов деятельности можно  рассмотреть и по другому направлению. Всеобщими структурными элементами человеческой деятельности являются: предметная деятельность, труд, общение  и игра. Воинская деятельность, несомненно, является предметной деятельностью, то есть воздействует на материальные объекты. Следовательно, ее специфика в большей  степени проявляется в других всеобщих структурных элементах  деятельности, общении, труде и игре.
       Особенность общения как обмена информацией, осуществляемого в воинской деятельности, заключается в том, что в отличие  от общения в невоенной сфере  оно имеет известный предел открытости, а в ряде случаев специально направлено на сокрытие информации или ложное информирование. Специфика общения  как обмена деятельностью выражается в том, что в условиях воинской деятельности этот обмен направлен  на уничтожение противника.
       Является  ли воинская деятельность трудом? Труд - это продуктивная, созидательная, производящая блага деятельность. Воинская деятельность - производящая, так как  она "производит" защиту, то есть услугу. В этом смысле воинская деятельность является трудом. Но воинская деятельность не созидательна, более того, в военное  время она преимущественно разрушительна. Нередко утверждается, что в случае ведения справедливой войны это  разрушение осуществляется ради созидания, но здесь, скорее, заложена идеологическая оценка будущего созидания, а с точки  зрения общечеловеческой оценки любая война есть разрушение. В этом смысле воинская деятельность является трудовой, но не созидающей деятельностью.
       Воинской  деятельности присущи и некоторые  другие черты, указывающие на ее связь  с трудом. Среди них можно отметить наличие определенной технологии, необходимость  конкретных умений, знаний в мастерстве для успешного осуществления. Будучи весьма сложной, по своему содержанию, она требует особого напряжения духовных и физических сил.
       Другая "трудовая" черта, присущая воинской деятельности, заключается в том, что эта деятельность требует  инициативы и творчества. Их необходимое  присутствие в воинской деятельности обусловлено новизной и нестандартностью решаемых задач, постоянно возникающими новыми ситуациями, которые при всей тщательности прогнозирования нельзя запрограммировать и предусмотреть  заранее. Это в свою очередь является мощным импульсом для расширения диапазона побудительных мотивов  деятельности военных кадров.
       Таким образом, воинская деятельность - это  деятельность, которая обладает характеристиками труда. Как деятельность, непричастная к непосредственному производству материальных благ, воинская деятельность может подразделяться на неразрушительную (в условиях мирного времени) и  разрушительную ( в условиях войны). Причем последняя в зависимости от социальной направленности, целей и интересов ее субъектов может выполнять как положительную, так и отрицательную роль в общественном прогрессе.
       Специфика воинской деятельности проявляется  в наличии в ней игрового элемента. Такие признаки игры, как хитрость, внезапность, обман, сохраняют свое значение и доя воинской деятельности ядерно-космического века.
       В качестве структурных элементов  воинской, как и иной, деятельности выделяют ее цели, субъект, объект, средства и результат.
       Субъектом воинской деятельности выступает общество, социальные общности, личность. Отсюда следует вывод, что проблемы международной  безопасности, а значительной мере зависят от того, какие общественные силы выступают в роли субъектов  воинской деятельности. Объектом любой  деятельности, в том числе и  воинской, является то, на что она  направлена. Субъект и объект деятельности взаимосвязаны и могут даже меняться местами.
       Важным  структурным элементом деятельности является цель, под которой понимается идеальный образ желаемого будущего результата. В воинской деятельности ставится не одна, а комплекс целей, имеющих свою иерархию. Важнейшие  цели воинской деятельности закрепляются в Концепции национальной безопасности.[23]
       Реализация  целей воинской деятельности осуществляется с помощью средств. Цели и средства воинской деятельности находятся в  диалектическом единстве. Средства воинской деятельности - это средства вооруженного насилия, прежде всего оружие и боевая техника. Цель воинской деятельности, реализовываясь с помощью ее специфических  средств, дает результат воинской деятельности. Под результатом воинской деятельности следует понимать только те изменения, которые предполагались, ставились  в качестве цели или задачи, и  не нужно смешивать результаты с  последствиями. Воинская деятельность в отношении своих результатов  имеет определенную специфику. В  воинской деятельности в наибольшей степени может происходить несовпадение цели и результата, так как противоборствующие стороны специальной задачей  своей деятельности ставят недопущение  такого совпадения у противника.
       Воинская  деятельность, как особый вид человеческой деятельности, выполняет важные социальные функции. В руках определенных общественных сил воинская деятельность выступает  средством насилия. В этих условиях она реализуется в форме войны  или вооруженной борьбы. Война  как продолжение политической деятельности иными, а именно насильственными  средствами является частью политики. Вот почему воинская деятельность используется в политике как средство насилия.
       Воинская  деятельность как мирного, так и  военного времени непосредственным образом служит интересам политики в целом и военной политики в частности. Она представляет собой  специфическое средство изменения  путем насилия политических отношений  в обществе. Политические цели войны  и интересы обеспечения безопасности общества определяют в нем характер воинской деятельности. Вооруженная  борьба, в процессе которой противоборствующие стороны добиваются поставленных целей, изменяет характер жизнедеятельности  всего общества.
       Воинская  деятельность выступает средством  защиты общества от вооруженного вторжения  извне, угрожающего его суверенитету и целостности, то есть выполняет  функцию защиты общества. Вместе с  тем в процессе воинской деятельности военного времени нередко происходит разрушение старого и созидание  нового общественно-политического  строя в том или ином обществе.
       Воспитательная  функция воинской деятельности проявляется  в том, что она осуществляет воспитательное воздействие на людей. С одной  стороны, ее результатами являются страдание  и смерть. Этим воспитывается негативное отношение к воинской деятельности в цивилизованном обществе. С другой стороны, воинская деятельность выступает  нередко единственным средством  освобождения и зашиты тех или  иных народов. Все это накладывает  отпечаток на сознание людей, их поведение  в условиях подготовки государства  к войне и в ходе ее проведения. И наконец, воинская деятельность выступает в качестве средства получения знаний о войне и военном строительстве. Но это уже деятельность особая - военно-познавательная, исследовательская.
       Функционирование  армии как общественной составляющей реализуется посредством определенных видов ее деятельности. Они нацелены на регулирование конкретных функциональных отношений. Важнейшими видами воинской деятельности, с помощью которых  армия реализует свое историческое предназначение, являются: непосредственное использование оружия и боевой техники  в вооруженной борьбе; опосредованное применение насилия и оружия в  нем при различных социально-политических ситуациях; участие подсистем, элементов  армии в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности  общества.
       Степень участия армии в общественной жизни, в решении общих задач  государства ограничена социальным характером общественно-политического  строя и осуществляется лишь настолько, насколько в них заинтересована публичная власть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем сознательности военнослужащих, палитрой побудительных мотивов деятельности, их политической зрелостью и ответственностью за развитие общества; способностью армии выступить организованной и хорошо технически оснащенной силой, содействующей преодолению трудностей; культурой и образованностью военных специалистов; моральным авторитетом и дисциплинированностью как необходимыми предпосылками для успешного решения задач, стоящих перед армией, и другими качествами ее элементов; уровнем развития общества, его потенциальными возможностями, трудностями развития. Эти факторы и определяют характер воинской деятельности. Наиболее эффективной и общезначимой она становится тогда, когда армия является неотъемлемой и необходимой частью общества, государства, политической системы и понимается как таковая. Знание философии воинской деятельности имеет мировоззренческое и методологическое значение. Она помогает военнослужащим понять сущность и содержание их профессиональной деятельности, ее смысл и значение, а также способствует формированию у них научного мировоззрения, высоких морально-психологических качеств, военно-профессиональной компетентности и направленности.
       Профессионализм офицера представляет собой довольно сложное психологическое образование, обусловленное прежде всего фактором опасности как необходимой составной части выполнения служебного долга в любых условиях деятельности (как в мирное, так и в военное время). По мнению специалистов, профессионализм в сфере опасных профессий, к которым относится и профессия офицера, есть категория человеческого бытия, представляющая собой системную совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива является мораль подвижничества, в котором самосохранение находится не на первом плане. Профессионализм - это структурная реорганизация военнослужащего в ратном труде.
       Базисными основаниями профессионализма в  сфере опасных профессий являются:
       - принятие на себя ответственности  за самоличное решение;
       - высочайшая организованность;
       - личное мужество;
       - самокритичность;
       - социологизированность мотивов поступков.
       Побуждающим мотивом активности такого профессионала  в экстремальной ситуации выступает  не столько сострадание, сколько  совесть. Образ духовной жизни представителя  опасной профессии состоит в  том, что он призван совершить  добро, трансформировав опасность  в совесть, а мужество превратив в профессиональность поступков.
       Свое  непосредственное выражение стремление субъекта деятельности к самовыражению  находит в мотивационной сфере  профессионализма.
       Мотивация к труду не исчерпывает всей мотивации  личности, так как личностное пространство значительно шире профессионального. Вместе с тем именно трудовая деятельность человека во многом определяет смысл . существования человека на земле. Поэтому в труде человек реализует не только свои профессиональные мотивы, но и более широкие побуждения, связанные с самовыражением, саморазвитием, общественным признанием и другими социальными притязаниями.
       Психологами разработана целостная система  представления мотивационной сферы  профессиональной деятельности. Так, по мнению специалистов (А.К.Маркова) [35], мотивация  к профессиональной деятельности включает такие структурные элементы, как:
       - профессиональное призвание - влечение  к какой-либо профессии, опирающееся  на знание о ее предназначении;
       - профессиональные намерения - осознанное  отношение к определенному виду  профессиональной деятельности;
       - ценностные ориентации в профессиональной  деятельности - выработанные обществом  и принятые личностью основания  для оценки назначения труда,  его сторон, системы духовных  ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики:
       - мотивы профессиональной деятельности, внутренние побуждения, определяющие  направленность активности человека  в профессиональном поведении  в целом и ориентации человека  на разные стороны самой профессиональной  деятельности;
       - профессиональные притязания - стремление  достичь результата определенного  уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам человек,  зная свои предыдущие результаты;
       - профессиональные ожидания - мысленные  представления о своих возможных  успехах, об отношениях с коллегами  и др.[ 44,224]
       Все указанные и другие побуждения к  деятельности находятся в сложном  отношении между собой, что и  обусловливает противоречивость профессиональных устремлений специалиста. Например, могут иметь место высокие  притязания при недостаточной мотивации  и искаженных ценностных ориентациях.
       Для специалиста в сфере опасных  профессий путь к профессии предполагает в качестве основной мотивационной  компоненты наличие потребности  в добровольном выборе своей судьбы, который предполагает стремление преодолеть себя, пойти на риск в интересах  других. Совесть, свобода, жизнелюбие и  воля - вот первые нравственные ступени  восхождения военнослужащего к  вершинам моральных ценностей - защитить чужую жизнь.
       Наряду  с содержательными характеристиками профессиональные мотивы обладают и  определенными динамическими параметрами. Можно назвать следующие свойства:
       - устойчивость как длительность  сохранения мотивов через некоторое  время и в разных ситуациях,  в том числе в сложных и  экстремальных условиях;
       - интенсивность как сила выраженности  побуждений;
       - длительность как распространяемость на большие промежутки времени;
       - переключаемость как легкость  перехода от одного побуждения  к другому;
       - широта как распространенность, на разное количество объектов, сторон труда;
       - эмоциональная окраска положительной  или отрицательной модальности.
       Представления о мотивационной основе профессионального  развития позволяют каждому специалисту  задуматься на тем, что побуждает его к такого рода труду, ради чего он стремится работать лучше, реалистичны ли его цели, подлинными ли ценностями и смыслами он руководствуется.
       Мотивационная сфера профессиональной деятельности не одинакова на различных стадиях  профессионализации. Так, на стадии выбора профессии складываются интерес  к содержанию будущей деятельности, понимание ее значимости, происходит осознание профессионального призвания, возникает стремление войти в  определенную профессиональную общность и определенные профессиональные ожидания.
       На  стадии профессионального обучения начинается адаптация как приспособление личности к профессии, происходит уточнение  своих профессиональных притязаний, возможно охлаждение интереса к избранной  профессии. намечается принятие роли профессионала.
       На  стадии практического овладения  профессией углубляется адаптация. идет корректировка профессиональных мотивов и целей, упрочиваются мотивы овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства, появляется первая удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации личности в труде, возрастает число побуждений в мотивационной сфере, усложняется их иерархия.
       На  стадии расцвета профессиональной деятельности укрепляются мотивы индивидуального  вклада в профессию и профессионального  творчества, усиливается смыслотворчество в профессии как поиск все новых смыслов профессии для себя, упрочивается преобладание конструктивной мотивационной тенденции, ориентирующей человека на созидание.
       На  стадии ухода из профессии может  наблюдаться мотив самореализации личности в новых формах деятельности, либо проявляются защитная мотивация  избегания неприятностей, противопоставление профессиональным интересам молодежи, регресс.
       Источником  изменений в мотивационной сфере  являются перестраивание общественных отношений человека, условий профессионального труда, логика саморазвития человека, неравномерность развития и рассогласование между уровнями профессиональной деятельности и профессионального общения, а также рассогласования между отдельными сторонами в самой мотивационной сфере.
       Изменения в мотивационной сфере могут  происходить по механизму «сверху  вниз» (через осознание человеком  желательных для общества эталонов мотивов) и «снизу вверх» (через включение  человека в разные виды реальной деятельности, в ходе которой во взаимодействии с другими людьми практически  осваиваются и изменяются мотивы и цели труда человека). В этом плане становится понятной та роль профессионального сообщества и  профессионального общения, которую  они могут сыграть в становлении  и развитии профессиональной мотивации  специалиста.
       Для уяснения содержания мотивационной  сферы военно-профессиональной деятельности остановимся на уточнении ее сущности.
       Мотивы (от латинского moveo – двигаю) – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается [57,389] . В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К основным мотивам относятся потребности, интересы, влечения и эмоции, цели и установки, идеалы и ценности, смысложизненная ориентация.
       Мотивам посвящены многочисленные работы представителей бихевиоризма и глубинной психологии, социологии и специалистов по управлению. Бихевиористы обычно понимают под мотивами любые стимулы, как внешние, так и внутренние («мотивационные переменные»), способные вызывать или активизировать поведение. В глубинной психологии роль главных мотивов приписывается заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий, отчасти, подавляются и выступают в своих непрямых, символичных формах (психоанализ З. Фрейда и т.д.). Важным вкладом в развитие учения о мотивах была разработка идей о субъективно-объективной природе мотивов (понятие о «побудительной силе» вещей Левина), о независимости мотивов человека от элементарных биологических потребностей (Олпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих систему жизненных ценностей человека (Нюттен) [57,390]
       В отечественной психологии проблема мотивов разрабатывается в связи  с исследованием структуры человеческой деятельности и сознания. В мотивах  конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют собой мотивы, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению и соответствующих способов. Представление о предметной и социальной природе мотивов противостоят как теориям, ставящим человеческие мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям. Дело в том, что не эмоции определяют мотивационно – смысловую сферу деятельности человека, а, наоборот, развитие мотивов обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства. Это необходимо учитывать в своей воспитательной работе с подчиненными командирам всех уровней.
       Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий или поступков, часто представляет собой сложный  акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Мотивы, как известно, часто сопоставляют с деятельностью в целом, а  цели — с отдельными действиями. Хотя такое однозначное сопоставление  и неверно, оно тем не менее отражает большую общность мотива по сравнению с целью. Цель конкретнее мотива, в связи с одним мотивом формируются разные цели, мотив соотносится с потребностью, а цель — с предметом. Но при этом направленность на цель, вектор «мотив — цель» определяет конкретные действия субъекта и организует их. Сказанное позволяет трактовать мотивы как субъективно предвидимые обобщенные полезные результаты, а цели — как субъективно предвидимые конкретные полезные результаты деятельности. Такая трактовка не противоречит психологическим традициям и вносит кое-что новое.
       Во-первых, оказывается возможным конкретизировать понятия мотивов и целей. Сегодня  в общей психологии изучают мотивы и цели «вообще», а в психологии труда — трудовые мотивы и цели. Но профессиональные мотивы и цели при изучении конкретного труда  подменяются мотивами и целями к  труду вообще, что, очевидно, некорректно.
       Любой мотив, как известно, есть определенным образом опредмеченное побуждение, которое опосредствует потребность и совокупность действий, направленную на удовлетворение этой потребности, и которое, будучи осознано, обосновывает выбор целей действий и сами действия. Специфика потребностей и «опредмечивающих» предметов и средств для удовлетворения потребностей должна по сути различать трудовую и профессиональную мотивацию, хотя обе они суть «слои» мотивационной сферы личности.
       Действительно, «сплав» известных органических и социально усвоенных потребностей общего, неспецифического типа (быть гражданином, иметь авторитет, заработать и т. п.), опредмечиваемый в любой трудовой (а иногда и нетрудовой) деятельности, формирует трудовую (или, наоборот, нетрудовую) мотивацию, для которой предметы и функции деятельности, ее конкретные цели и результаты в сущности безразличны, а важны только общие социальные функции и социальные или личные цели (приносить пользу обществу, выполнять план, зарабатывать и т. д.). Профессиональная мотивация есть особая конкретизация мотивации трудовой, обусловленная специализацией в данной профессиональной области и формирующаяся по мере приобретения личного профессионального опыта. Профессиональная мотивация не только не безразлична к предметам и функциям, конкретным результатам и целям, но наоборот, она их профессиональной спецификой полностью и определяется. Профессиональный мотив обосновывает профессиональные действия, которые направлены на удовлетворение какой-либо из социальных потребностей в данной деятельности или из собственных потребностей этой деятельности, усвоенных профессионалом и превратившихся в его личные профессиональные потребности.
       Профессиональные  мотивы суть, таким образом, конкретизации  трудовых мотивов, причем множественные: каждый трудовой мотив может конкретизироваться в нескольких профессиональных мотивах. Например, трудовой мотив «заработать» может быть конкретизирован шофером  в нескольких направлениях: перевыполнить  план перевозок, сэкономить горючее, сберечь  автомашину, подработать на стороне  и т. п. Мотив военнослужащего – продвинуться по служебной лестнице – может быть реализован также в различных формах, как положительных, так и отрицательных(карьеризм). Следовательно, профессиональных мотивов больше, чем трудовых, и, вообще говоря, каждый трудовой мотив потенциально конкретизуют во всех профессиях, где может актуализироваться в виде нескольких профессиональных мотивов.
       В свою очередь, каждый профессиональный мотив, очевидно, должен иметь возможность  конкретизироваться во множестве конкретных целей, которые в отличие от общетрудовых следует назвать профессиональными целями. Эти цели отражают профессиональную специфику конкретных полезных результатов деятельности, предвидимых специалистом, и выражают смысл его профессиональных действий. Умение ставить и достигать профессиональными способами профессиональные цели в конкретных условиях деятельности я отличает профессионала и непрофессионала.
       Таким образом, применительно к профессиональной деятельности потребности и результаты, функции, мотивы и цели конкретизируются до профессиональных, выражающих и  отражающих технологическую специфику  и содержание деятельностей.
       Учитывая  нарастающую множественность этих реалий (результатов больше, чем  функций и потребностей, целей  — чем мотивов), целесообразно, применительно  к любой деятельности, выделять ведущий  мотив (или подмножество таких мотивов), который можно конструктивно  представить в виде образно-понятийной модели реализации основной функции  деятельности. Но это не значит, что  в изучении профессиональной (или  иной) мотивации можно ограничиваться ведущими мотивами.
       Во-вторых, из разделения объективных и субъективно  предвидимых результатов на обобщенные и конкретные следует возможность по-новому представить взаимосвязи потребностей, мотивов, целей, функций и результатов во внутреннем и внешнем планах изображения деятельностей. Можно видеть, что общественные потребности, функции и результаты относятся к внешнему плану деятельности, а личные потребности, мотивы и цели — к плану внутреннему. При этом личные потребности суть отражения потребностей социальных, а социальные — выражение личных потребностей. Функции и результаты непосредственно выражают общественные потребности и, в свою очередь, выражаются ими. В то же время функции и результаты деятельности через посредство целей, мотивов и личных потребностей формируют общественные потребности в деятельности и собственные ее потребности. Общественные потребности конкретизируются в функциях и результатах деятельности, а личные — в мотивах и целях.
       От  мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путем указания на побудившие его объективные и  субъективные обстоятельства; мотивировки  могу не совпадать с действительными  мотивами поступка или даже сознательно  маскировать их. Данное обстоятельство важно учитывать военным руководителям  при анализе поведения личного  состава.
       Мотивы  могут выступать в различной  форме. Когда человек не осознает своих потребностей, но действует  в соответствии с их побуждающими импульсами, говорят о влечениях. З. Фрейд, изучивший роль бессознательного, подчеркивал, что “многое в Я безусловно бессознательно”. На деятельность человека могут оказывать большое влияние влечения, как психологические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к позитивной деятельности, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего состояния влечения, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действий. Вспоминаются слова князя из “Русалки” А.С. Пушкина: “Невольно к этим грустным берегам мены влечет неведомая сила”.
       Многие  ученые считают, что влечение – это  начальный этап формирования мотивов  поведения человека. Неосознанные первоначально  влечения, уступают место осознанным мотивам. Отсюда следует важный методологический вывод для работы командиров: способствовать переходу положительных влечений подчиненных  в серьезный мотив их поведения.
       В такой форме мотивы чаще всего  выступают у молодых людей, которые  еще недостаточно изучили их. Мотивация  поведения в форме влечений часто  бывает причиной досадных поступков. Это  объясняется тем, что осознавая  существо своей потребности, человек  может удовлетворять ее в неадекватной форме. Например, у молодого человека есть духовная потребность в завоевании уважения у своих товарищей. Но если он эту потребность не осознает, то и удовлетворять может иногда не ее верным путем: он пререкается  со старшими, считая, что в этом его  товарищи увидят проявление самостоятельности. Поэтому такую форму мотивации  целесообразно ограничивать.
       Когда человек осознает свои потребности, то они выступают в качестве сильного побудителя к действию, говорят о  желаниях. Это недостаточно сильный  мотив часто направлен на цели, в возможности достижения которых человек недостаточно убежден.
       Выделяют  и такую форму мотивов, как  хотение. В отличии от желаний хотение—более активный, побуждающий к действиям мотив. В процессе воспитания необходимо пробуждать такую форму мотивации у учащихся.
       Влечения, желания и хотения—это простые мотивы, в большей степени они связаны с материальными потребностями человека.
       Мотивы  образуют иерархическую пирамиду, в  основании которой лежит ведущиймотив (от него зависит направленность личности).
       Иерархические отношения мотивов обычно проясняются  в ситуациях конфликта мотивов, когда человек находится в  ситуации выбора.
       В ходе деятельности могут появляться новые потребности и мотивы, а  цель, ранее побуждаемая к ее достижению каким-либо мотивом, со временем может  приобрести самостоятельную побудительную  силу, т.е. становится мотивом (механизм сдвига мотива на цель).
       Весьма  своеобразна мотивационно – смысловая сфера деятельности военнослужащих в условиях военного времени.
       Мотивы - необходимый компонент боевой деятельности, ее психологической структуры. Каждое действие совершается под влиянием определенного мотива - желания, интереса, идеала, убеждения, чувства долга, социального  требования, ставшего потребностью и  т.д. В психологических исследованиях  выделяют несколько групп мотивов.
       К первой относятся мотивы, определяемые особенностями личности офицера, политическими  и эстетическими потребностями  и идеалами, общим отношением к  своей профессии, к своим начальникам. Ко второй группе относятся мотивы порождаемые характером обстановки, ее сложностью, динамичностью и т.п. И к третьей, - мотивы, возникающие  под прямым требованием старших  начальников выполнить боевую задачу. Выделяют, так же, общие социальные и частные мотивы, как проявление актуализируемых в конкретной ситуации потребностей.
       Основные  из них:
       - следовать нравственному примеру  героев, их подвигам и поступкам;
       - вести борьбу с врагом до  полного уничтожения;
       - отомстить за смерть, горе и  страдание людей, родных, близких,  боевых товарищей;
       - добросовестно выполнять все  приказы и распоряжения командиров  и начальников;
       - самосохранение жизни, сохранение  жизни своих боевых товарищей  и командиров;
       - разгром врага, возвращение к  мирной жизни, создании семьи, любить, трудится, растить и воспитывать детей;
       - получение морального одобрения  своих поступков и действий  со стороны командиров и товарищей  по подразделению;
       - осознание себя как человека, выполняющего особую социально  значимую деятельность, которая  отличает его и товарищей по  оружию от остальных членов  социума;
       - одобрение поступков и выделение  личных заслуг перед Родиной;
       - следование традициям подразделения,  части, вида войск,
       - восстановление боевых традиций  Русского офицерского корпуса,
       - возвращение к вере и национальное  возрождение;
       - не допускать поступков, действий, которые будут осуждены коллективным  мнением, уставами и законами;
       - самоутверждение среди сослуживцев  своими боевыми делами;
       - потребность в боевом соперничестве  с противником.
       Как правило, боевой деятельности офицера  присуще не одна потребность, а несколько, порождая и соответствующие мотивы.
       В мотивах боевых действий воинов концентрированно выражаются свойства его личности, его мировоззрение, отношение к  поставленной задаче, командиру, коллективу, к боевой обстановке и войне в  целом.
       Цели  и мотивы побуждают воина проявлять  боевую активность, придают определенный личностный смысл его деятельности. Специалисты отмечают что в процессе боевой деятельности у воинов возникают такие мотивы, которые определяются конкретной боевой обстановкой, содержанием выполнения задач, и имеют личностный смысл. Мотивы такого рода возникают в связи с осознанием близких целей и частных задач. В процессе соотнесения в сознании офицера мотивов боевой деятельностей с конкретными целями его действий образуется личностный смысл деятельности в целом. Ведущими мотивами ( значений и личностного смысла ) боевого дежурства являются:
       - мотивы "ответственного должествования" ( ответственности и долга );
       - коллективистские мотивы, вызванные  отношениями взаимной зависимости  и ответственности между членами  коллектива расчета, смены, экипажа,  подразделения, части;
       - мотивы, обусловленные личными служебно-бытовыми  проблемами (продвижение по службе, семейные, бытовые проблемы и  т. д.).
       Как показывают исследования, иерархия мотивов  боевого дежурства у офицеров такова, что безусловное лидерство  занимает мотивы "ответственного должествования", затем коллективистские мотивы. Мотивы "продвижения по службе" особо ярко выражены у молодых офицеров.
       Итак, все эти рассуждения, потребовавшиеся  для уточнения понятия «мотив», позволяют сформулировать вывод, важный для решения основной проблемы исследования: уникальность и неповторимость личности определяется не ассортиментом потребностей, а качеством удовлетворения абсолютно одинакового для всех людей набора базовых потребностей. 
 

       1.2. Основные побудительные мотивы  военной деятельности: сущность  и содержание.
       Мотивационно-смысловая сфера воинской деятельности – это сложная система взаимосвязанных компонентов, находящихся в иерархическом соподчинении. К основным побудителям деятельности военнослужащих относятся: потребности, интересы, цели, идеалы, ценности, смысложизненные ориентиры. Их реализация имеет как общее, так специфические для военнослужащих черты. Преступим к их более подробной характеристике.
       Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания  жизнедеятельности организма, личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности [55,67]. То есть потребность – это нужда  человека в чем-то, приводящая его  к активности.
       Субъектами  потребностей, очевидно, могут быть общество в целом, социальная группа, отдельный человек — индивидуум. Соответственно потребности подразделяются на общественные (социальные) и индивидуальные (личные). Между ними, как известно, существует взаимная, но неоднозначная взаимосвязь. В личных потребностях отражается познанная и принятая индивидуумом часть общественных потребностей, а эти последние представляют собой интегрированное выражение части личных потребностей общества, социальной группы. Чем полнее социальные потребности трансформированы в потребности индивидуума, тем сильнее они находят свое выражение в его деятельностях и тем в большей мере он становится личностью. Чем полнее личные потребности членов социальной общности трансформируются в потребности этой общности, тем многообразное, сложнее и эффективнее социальная деятельность, тем в большей мере выполняется лозунг: «Все во имя человека, все для блага человека». Разновидностями социальных потребностей являются, во-первых, потребности в деятельностях, а во-вторых, собственные потребности деятельностей, причем первые порождаются вторыми, а также иными социальными потребностями. Само порождение, существование и исчезновение конкретных видов деятельности как социальных ценностей и компонентов человеческой культуры определяются в развитии общества развитием социальных потребностей. Будучи познаны и приняты индивидуумом в качестве своих личных, будучи осмыслены им в связи с наличными склонностями и интересами, социальные потребности в деятельностях обусловливают личную направленность индивидуума на овладение той или иной деятельностью как профессиональной, а после овладения — профессиональную мотивацию этого индивидуума как личности, субъекта деятельности, профессионала. Аналогично и собственные потребности деятельности, отражаясь в знаниях, умениях и навыках профессионала, профессионального коллектива определяют тем самым эффективность и качество деятельностей [47, 100].
       Потребности бывают различные, и специалисты  дают различные их классификации. Но все сходятся в признании двух направлений: витальных и социальных потребностей. Но витальность и социальность настолько переплетены, что их трудно разграничить. Можно говорить лишь о преобладании в той или иной потребности природной или социальной стороны. С известной степенью условности целесообразно разделить их на биологические, биосоциальные, социобиологические, социальные.
       Биологические потребности – продолжить жизнь  и род – присущи всему живому, в их основе лежит инстинкт видового и родового самосохранения. Конечно, эта потребность у человека социализирована и юридически закрепляется в Конституции демократических государств как право на жизнь. Реализация этой потребности военнослужащими весьма специфична, достаточно сказать, что они призваны защищать свою Родину даже ценой своей жизни.
       Биосоциальные потребности – те, в основе которых лежат биологические потребности, но они в большей части социализированы: потребность в пище, жилище и т.д. И здесь имеются особенности удовлетворения войнами данных потребностей, особенно в полевых условиях, на учениях, не говоря уже о боевой обстановке.
       К социобиологическим можно отнести потребности, которые хотя и сохраняют биологическую основу, но главное в них – социальное. К таковым можно отнести потребность в любви, познании, общении, активной и конструктивной деятельности, благодаря реализациям которых человек и стал разумным существом. Для военных кадров данные потребности имеют особую значимость.
       Социальные  потребности (собственно человеческие, не имеющие аналога в мире животных) – самопознание, самосознание человека как в смысле телесном, так и  духовном. Личность воина оценивается  через призму таких качеств как  честь, достоинство, коллективизм, патриотизм, войсковое товарищество и т.д.
       Эти базовые потребности можно разделить  на две группы: материальные и духовные. Материальные потребности выражают нужду человека в пище, жилье, одежде и т.д. Если эти потребности не удовлетворить, то человек не сможет существовать физически. Неполное или  нерегулярное удовлетворение этих потребностей сказывается на настроении людей, на их работоспособности. Поэтому, например, офицер должен заботиться, чтобы его  подчиненные были сытно накормлены, своевременно отдыхали, имели исправное обмундирование и т.д. Это обязанность военных руководителей всех уровней и ее нужно неукоснительно выполнять, какой бы сложной не была ситуация с финансированием армии. Но здесь и задача государства - обеспечить свою военную организацию всем необходимым. При этом воинов следует приучать и к тому, что в боевой обстановке не будет возможности полного удовлетворения всех материальных потребностей. Психологически подготовленный к этому боец сможет более стойко перенести ТРУДНОСТИ, сопряженные с усталостью, ненормальным сном, холодом, нерегулярным питанием и т.д.
       Поведение человека как сознательного труженика, воина, учащегося связано и с  удовлетворением его духовных потребностей. Духовные потребности—это нужда человека в познании окружающего мира, в общественно значимом труде, общении с другими людьми, их признании, благосклонности и поддержке, культурные потребности. Если они систематически не удовлетворяются, то человек физически продолжает существовать, но теряет свой человеческий облик. Разумеется, что в поведении людей обычно сочетаются различные духовные и материальные потребности с преобладанием какой-то определенной.
       Кроме того, выделяются следующие разновидности  потребностей.
       Потребности индивидуальные и общественные, не являющиеся простой суммой индивидуальных потребностей, а содержащие в себе нечто большее. В связи с этим на любой стадии развития общества массовидным является противоречие между индивидуальными и общественными потребностями. Особенно остро стоит эта проблема перед воинскими коллективами, перед каждым военнослужащим. Необходимо стремиться к гармоничному сочетанию личных и социальных нужд, доминированию, при определенных условиях, общественной составляющей.
       Потребности здоровые и нездоровые, не выражающие истинную нужду индивида и общества в нормальных условиях существования  и развития. Более того, можно  сказать, что сами нездоровые потребности, как правило, порождаются не нормальными  условиями существования. Наглядной  иллюстрацией этого являются такие  социальные болезни как алкоголизм и наркомания. Данные проблемы распространены и в армейской среде и требуют  пристального внимания командиров всех уровней.
       Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности - ее направленность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потребностей.
       Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция  человеческого поведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями, происходит так называемая «сквозная  регуляция», связанная с взаимодействием  этих уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Так, например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когнитивных потребностей и т.д.
       Иерархия  личных потребностей видоизменяется с  развитием личности, высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но будучи сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности  в самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автономизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев - к асоциальным способам их реализации.
       У социализированной личности существует потребность в самооценке, в понимании  самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для  его адаптации к окружающей среде. 

       Специалисты, исследующие базовые потребности, лежащие в основе мотивации воинской деятельности, предлагают следующую  классификацию (основанную на иерархической  модели потребностей А. Маслоу):
       • физиологические потребности,
       • потребности безопасности и защиты,
       • потребности принадлежности, любви;
       • потребности самоуважения;
       • потребности самоактуализации, личного совершенствования.
       Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в  стимуляции органов чувств) являются основными, сильными, неотложными. Их удовлетворение дает возможность биологической жизни, а значит, они должны быть удовлетворены на определенном, специфичном для человека уровне. Недаром голодный человек в конце концов теряет интерес к самой жизни, становится безразличным к собственно человеческому удовлетворению других видов потребностей.
       Потребности безопасности и защиты. После удовлетворения физиологических потребностей актуальными  становятся потребности безопасности и защиты. Это потребности в  организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос, в долговременном выживании. В интересах их удовлетворения государством создаются, помимо всего прочего, вооруженные силы, органы внутренних дел и т.д.
       Предпочтение  хорошей и безопасной работы со стабильным заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки, знание методов выживания, овладение воинским мастерством позволяют чувствовать  себя в относительной безопасности. Сюда же можно отнести стремление человека к созданию определенных норм жизни. Условия для удовлетворения данных потребностей воинов создаются  путем реализации их прав и обязанностей, изложенных в общевоинских уставах. Для воина защита Отечества и  есть внешнее проявление личной безопасности.
       Уникальность  армии состоит в том, что функция  защиты своего народа, мира на земле  призвана стоять выше, чем функция  личной безопасности. На это способна только зрелая личность, которая реализует  себя в служении своему народу.
       Потребности принадлежности и любви. Это потребности  в семье, дружбе, любимых, друзьях. Кому не знакомы муки отвержения и, одиночества (достаточно вспомнить курсанту период адаптации к армии). Каждый человек  хочет жить в атмосфере любви  и заботы. Зрелая любовь подразумевает  здоровье, нежные взаимоотношения между  двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для  здорового чувства достоинства. Когда человека не любят, появляются пустота и враждебность
       Принадлежность  к воинскому коллективу подразделения, включенность в дружеские отношения, готовность оказать взаимопомощь - предпосылка психического здоровья военнослужащего в условиях экстремального характера воинской службы.
       Потребность в самоуважении. Выделяют два основных типа самоуважения - собственно самоуважение к потребность в уважении другими. Самоуважение обеспечивается компетентностью, уверенностью, достижениями, независимостью и свободой. Военнослужащему важно знать, что он достойный человек, способный успешно выполнять задачи воинской службы.
       Уважение  другими включает престиж, признание, репутацию, статус, оценку и приятие. Для военнослужащего значимо  признание другими - командирами, друзьями, семьей - того, что он делает. Хорошо, если его воинский труд признан престижным, дающим высокий статус и у военного человека есть своя репутация как  высокая оценка его личности. Основой  для формирования самоуважения и  уважения другими является высокий  престиж воинской службы в обществе.
       Удовлетворение  потребности в самоуважении порождает  чувство уверенности в себе, достоинство  и осознание того, что вы полезны  и необходимы. Это тем более  важно для командира, принимающего ответственные решения. Недостаточная  удовлетворенность приводит к чувству  неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости, чувству  пустоты и беспомощности при столкновений с жизненными ситуациями, трудностями, требованиями воинской службы.
       Здоровое  самоуважение основывается на заслуженном  уважении другими тебя как личности и военного-профессионала. Рискованно строить удовлетворение потребности  в уважении на лести (что очень  просто в условиях единоначалия в  армии), а не на собственных способностях и достижениях, действительной значимости. Эти последние факторы зависят  от нас, а значит, нами контролируются.
       Потребность в самоактуализации есть желание человека стать тем, кем он может стать. Это предполагает полное использование своего таланта, способностей, личности.
       Люди  нуждаются во внутреннем совершенствовании  и ищут его. Это естественно. Однако не все этого достигают. Причина  в том, что многие не знают своего потенциала и не понимают пользы от самосовершенствования. Есть люди, склонные сомневаться и даже боящиеся своих  способностей. Иногда военный человек, стремясь удовлетворить общественное ожидание от него быть мужественным, стойким, решительным, боится развить в себе сочувствие, доброту, нежность.
       Поэтому можно сказать, что человек - это  в какой-то степени "желающее существо", жизнь его полимотивирована, побуждается многими мотивами (потребностями). В силу этого он постоянно находится в ситуации выбора и удовлетворения "самой главной" потребности в создавшейся ситуации. Однако по мере ее удовлетворения это место занимает "другая главная" и т.д. Желания его бесконечны, так как он редко достигает полного, завершенного удовлетворения.
       Рассмотренные потребности человека врожденны  и впоследствии "социализированы", организованы в системы. В разных жизненных ситуациях в системах потребностей образуется своя система  доминирования, иерархии. Развитие личности есть преобразование потребностей от физиологических до самоактуализации. Такое движение вверх по иерархии потребностей создает индивидуальность. Чем выше человек находится на лестнице потребностей, тем свободней он в созидании своей судьбы.
       Чем, богаче потребности военного человека, тем больше выбор вариантов поведения. Поэтому он стремится к личностному  росту, к вершине иерархии потребностей. Свобода и мотивация взаимодействуют  друг с другом. Стремление к профессионализму, свободе военно-профессионального творчества связано со стремлением к развитию у военнослужащего потребностей в принадлежности к армии, воинскому коллективу, в товарищеских взаимоотношениях, в самоуважении и признании его товарищами по службе, в самоактивизации в военной службе.
       Развитие - есть актуализация, развертывание  потенциала быть личностью, воином. Психика "человека самореализующегося" - есть единство сознательного и бессознательного, при определяющей роли сознания. Личность представляет собой совокупность рационального и иррационального. Но иррациональные процессы не являются доминирующими. "Человек самореализующийся" - это человек, рационально принимающий решения и стремящийся на основе этого актуализировать свой потенциал. Таким самоактуализирующимся людям присущи следующие характеристики.
       1. Правильное и беспристрастное  восприятие мира, других людей.  Они видят действительность такой,  какая она есть. Не позволяют  страху повлиять на свою оценку. Без труда обнаруживают фальшь  и нечестность в военно-профессиональных  и личностных взаимоотношениях. Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный  оптимизм и пессимизм не искажают  их восприятия. Они не боятся  проблем, которые не имеют однозначных  решений, приветствуют сомнения, неопределенность, поиск.
       2. Признание себя таким, каков  есть. Самоактуализирующиеся люди не сверхкритичны к своим недостаткам, включая свою физиологическую природу. Воспринимают себя естественно. У них нет непреодолимых потребностей поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не бояться их силы.
       3. Непосредственность, простота и  естественность У таких людей нет искусственности и желания произвести сверхэффект .
       4. Центрированность на проблеме. Эти люди привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, полагая, что она нужная и важная. Они ориентированы на проблемы, которые выше их непосредственных потребностей и которые считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они, скорее, живут, чтобы работать, а не наоборот. Их в то же время интересуют вопросы философии, психологии и этики.
       5. Независимость как потребность  в уединении. Самоактуалнзкрующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и возможности одиночества. Во взаимоотношениях могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. У них частая потребность общаться с самим собой. Они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи. Стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, явления действительности.
       6. Автономность, опора на свой собственный  потенциал и внутренние источники  роста и развития. Высокая система  самоуправления и "свободы  воли".
       7. Свежесть восприятия. Рассматриваемая  категория людей обладает способностью  оценивать по достоинству даже  самые обычные события в жизни,  при этом ощущая новизну. Они  редко жалуются на скуку, неинтересную  жизнь. Каждый день жизни богат,  это захватывающее и волнующее  событие в жизни.
       8. Вершинные переживания. Это сильные  волнения, моменты высокого напряжения, а также расслабления, умиротворения,  блаженства и толкования. Люди  чувствуют большую гармонию с  миром, выходят за пределы своего "Я".
       9. Общественный интерес, то есть  стремление помочь другим улучшить  себя. Такие люди сострадают, симпатизируют  и любят человечество.
       10. Глубокие межличностные отношения.  Круг друзей невелик, но очень  дружествен, проявляется особая  нежность к детям.
       11. Демократический характер. Самоактуализирующийся человек уважает всех людей, независимо от ранга, статуса, с готовностью учится у других, не проявляя стремления к превосходству.
       12. Разграничение средств и умений. Такие люди придерживаются правовых  и этических норм. Им часто  нравится сам процесс, чем достижение  цели.
       13. Философское доброжелательное чувство  юмора, то есть юмора, высмеивающего  глупость человечества в целом.
       14. Способность к творчеству как  естественный способ выражения  потребностей личности к живому  восприятию всего нового.
       15. Сопротивление насильственному  окультуриванию.
       Эти качества говорят не об ангельских чертах суперличностей, а о том, что потенциал человека велик, гораздо больше достигаемого нами в повседневной жизни. Цели нашего служебного роста, как правило, имеют отдаленную связь со стремлением актуализировать наш потенциал и предполагают не столько увеличение напряженности жизни, сколько расширение круга возможностей. Действительный рост начинается только тогда, когда у человека реализуются новые потребности.
       Представленные  здесь, в довольно абстрактной форме, мотивы самоактуализации в реальных жизненных ситуациях приобретают свои конкретные и специфичные черты. Они легко могут замещать друг друга, если это диктует жизнь. Можно выделить самые широкие мотивы роста: целостность, совершенство, простоту, красоту, доброту, уникальность, честь и т.д. Все указанные потребности важны в равной степени, у них нет иерархий.
       В случае, если мотивы роста не получают своей реализации, возможно возникновение  значимых отклонений в психике. Это:
       - неверие, цинизм, скептицизм;
       - ненависть, антипатии, отвращения, расчет только на себя и  для себя;
       - вульгарность, нетерпеливость, отсутствие  вкуса, бесцветность;
       - дезинтеграция;
       - утрата чувства собственного "Я"  и индивидуальности, ощущение себя  постоянно меняющимся;
       - безысходность, нежелание чего-либо  добиваться;
       -гнев, цинизм, неприятие законов, тотальный  эгоизм;
       -мрачность,  угрюмость, депрессии, отсутствие  интереса к жизни;
       - перекладывание ответственности  на других и др.
       Каков же путь к совершенствованию военнослужащего  в образе "человека самоактуализирующегося"? Этот путь можно проследить, сравнивая два типа жизни.
       В основе первого типа главным образом  лежит стремление удовлетворить  существующий внутренний дефицит или  требования окружения. Это стиль  жизни, интегрированный на снижение напряжения, поддержание равновесия с окружающей средой. Выражение "Живи сегодняшним днем, потому что завтра может не наступить" - девиз такого образа жизни. Эго жизнь человека, реагирующего на стимулы - поощрения, наказания, чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требования других людей, на каждодневные события. Это жизнь, характеризующаяся рутиной и  однообразием, отказом относиться к  чему-нибудь или кому-нибудь серьезно, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Такая жизнь сконцентрирована на поддержании своего положения. Счастье - в ощущении безопасности и удовлетворения. Фактически эти люди не переступают порога самоактуализации.
       Второй  тип жизни - это усиление или рывок, когда человек использует в полную силу все свои способности. Такой  человек более собран, непосредствен, открыт для переживаний. Его образ  жизни включает в себя наиболее счастливые и волнующие моменты человеческого  существования, моменты величайшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Это вершинные переживания жизни, вызывающие благоговение и восторг. Самоактуализирующийся человек стремится ощутить эти переживания, и они часто бывают причиной важных перемен в жизни.
       Научная классификация потребностей позволяет  отдифференцировать данное понятие от мотивов. Отличие от потребностей и особое место мотивов в психологии легко подтвердить тем, что одна и та же потребность может быть реализована посредством множества совершенно разных мотивов. Например, потребность в общении может быть удовлетворена через мотив поговорить по телефону, или в нетерпеливом желании пойти на свидание; или в намерении быстро одеться и пойти просто в любое людное место; или в парадоксальном желании покинуть приятный круг общения с тем, чтобы поспешить в гастроном и пригласить только что оставленных друзей на ужин - в виде сюрприза; или раскрыть любимую книгу для продолжения воображаемой дискуссии с постоянным другом-оппонентом и т.д., до бесконечности.
       В то же время несколько различных  потребностей могут быть удовлетворены  через один мотив: побуждение пойти  на дискотеку может сегодня возникнуть из потребности в самовыражении (освоен новый танец и не терпится продемонстрировать его друзьям), завтра — из потребности в общении (известно, что кто-то из одноклассников там  будет и, даже если танцевать, не хочется, человек идет все равно — ради общения), послезавтра — повинуясь сексуальной потребности, на следующий день на первый план может выйти эстетическая потребность, если популярная группа на гастроли приезжает и т. д.
       Итак, при всем внешнем сходстве и даже родстве, потребность и мотив  не одно и то же. Потребности —  явление субъект-объектное, они предопределены, заданы человеку социальными отношениями, тогда как мотив — явление чисто субъективное, «мое» и ничье больше.
       Потребности у всех людей одинаковы (часто  в литературе можно встретить  противоположное мнение), отличаются люди только по уровню развития универсального и единого комплекса базовых  потребностей, в котором одни для  данного человека становятся доминирующими, а другие, в зависимости от разных обстоятельств, «дремлют» словно в  анабиозе.
       Число базовых потребностей ограничено (снова  найдутся несогласные), тогда как  мотивов — бесконечное множество, как бесконечно количество человеческих предметов и необозримо число  благ и ценностей человеческой жизнедеятельности. Например, каждый человек испытывает потребность в общении, каждый страдает от одиночества, но уникальность и неповторимость личности определяется именно степенью и полнотой удовлетворения, силой желания и активностью (интенсивностью) действий, богатством и разнообразием способов удовлетворения — то есть непохожестью мотивации, возникающей из этой одинаковой для всех потребности в общении.
       Всякий  человек имеет эстетическую потребность, но для одного она ограничена и  обеднена примитивной мотивацией оглохнуть  от воя и грохота так называемой рок музыки, а у другого эстетическая деятельность мотивирована и живописью, и театром, и всем разнообразием  эстетических ценностей природы  и общества.
       Эти замечания, помимо раскрытия сущности понятия «мотив», потребовались  еще и для того, чтобы обратить внимание на вред от неразборчивого или  просто небрежного употребления понятий. В учебнике психологии для пединститутов  говорится о потребности закрыть  форточку, достать интересную книгу, купить галстук модной расцветки  и т. д. Но должно быть понятно, что  нет, не бывает таких потребностей, что названы мотивы, опосредствующие  какое-то удовлетворение, но никак не сами потребности.
       Неряшливость  словоупотребления проявляется  и в том, что существует тенденция  включать в феномен мотивации  самые разнообразные психологические  явления. Трудно даже просто перечислить все понятия, используемые для обозначения мотивов поведения: влечение, желание, интерес, диспозиция, цель, мечта, установка, убеждение. Да еще из англоязычной психологии — драйв, импульс, эрг, трэйт, подкрепление, стимул. Только для объяснения этих терминов потребуется не мало страниц. Кроме того, мотивировать поведение могут такие личностные свойства как самооценка, уровень притязаний, особая потребность в достижении, есть у человека привычки и стереотипы поведения, по которым деятельность инициируется машинально, без раздумий и размышлизмов, есть так называемые моральные принципы и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.