На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Инновациям"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ 

  Цели и задачи курса
   
Лекция  1. Введение в  дисциплину. Основные понятия
Лекция 2. Эволюция технологических  укладов
Лекция 3. Классификация инноваций
Лекция 4. Государственное регулирование инновационных процессов  в Казахстане
Лекция 5. Зарубежный  опыт государственного регулирования  инновационной деятельности
Лекция 6. Организационные структуры инновационного менеджмента
Лекция 7. Финансовая  база инноваций
Лекция 8. Рынок инновационной  продукции
Лекция 9. Инновационное предпринимательство
Лекция 10. Конкурентоспособность и инновационная стратегия предприятия
Лекция 11. Организация НИР  и проектирования
Лекция 12. Управление  созданием, освоением и качеством  новой техники
Лекция 13. Анализ эффективности  инновационной деятельности
Лекция 14. Инновационный климат в Республике Казахстан
Лекция 15. Перспективы и  направления развития инновационной  деятельности
  Список литературы

      Лекция 1. Введение в дисциплину. Основные понятия

 
      1. Инновационный процесс
      1. Формирование замысла, подготовка  и постепенное осуществление  инновационных изменений называется  инновационным процессом. Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания как новшества, так и нововведения. Этапы создания новшества включают следующие стадии:
    фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;
    прикладные исследования и экспериментальные модели;
    экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;
    первичное освоение, подготовка производства, запуск и управление освоенным производством, поставка продукции;
    потребление и устаревание, необходимая ликвидация устаревшего производства и создание вместо него нового.
      Представленный таким образом инновационный процесс в полной мере отражает жизненный цикл нового продукта. Жизненный цикл - стадийность процесса, единство его начала и конца. Применительно к нововведению, как  процесса переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя стадии:
    зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшества;
    освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
    диффузия - распространение, тиражирование и многогранное повторение на других объектах;
    рутинизация - реализация нововведения в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.
      Нововведение  как процесс, не может считаться  полностью завершенным на одной из этих стадий. С другой стороны жизненный цикл может прекратиться на стадии использования, если не сомкнется с нововведением. 

      2. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация.
      Выделяют  следующие понятия:
      1) государственная инновационная политика - составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности;
      2) инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и конкурентоспособности;
      3) инновация - результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, а также организационно-технические, финансово-экономические и другие решения в различных сферах общественных отношений, оказывающие прогрессивное влияние на различные области производства и сферы управления обществом;
      4) инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, объединенных единой целью, задачами, объектом или территорией, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации;
      5) инновационный проект - документ, содержащий план проведения комплекса научных, научно-технических, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований и работ, направленных на достижение инновации, а также технико-экономические показатели;
      6) инновационная инфраструктура - совокупность организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
      7) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий руководство и реализацию государственной политики в области инновационной деятельности;
      8) технологический инкубатор - юридическое лицо, обеспечивающее предоставление субъектам инновационной деятельности научных, производственных, кадровых, юридических, маркетинговых, лизинговых и иных услуг;
      9) инновационный фонд - юридическое лицо, содействующее развитию инновационной деятельности путем финансирования инновационных проектов и инфраструктуры, а также оказания иных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Объектами инновационной деятельности являются:
      1) инновационные проекты и программы; 2) результаты интеллектуальной творческой  деятельности; 3) технологии, оборудование  и процессы; 4) инфраструктура производства и предпринимательства; 5) иные новые организационно-технические, финансово-экономические решения, существенно улучшающие качество и эффективность производственного, управленческого, коммерческого или иного процесса.
      Субъектами  инновационной деятельности являются:
      1) физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации;
      2) специализированные субъекты инновационной  деятельности (технополисы, технологические,  промышленные и агропромышленные  парки (технопарки), технологические инкубаторы, инновационные фонды, инновационные центры и иные организации инфраструктуры инновационной  деятельности, основная деятельность которых направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом;
      3) государственные органы, участвующие  в регулировании инновационной  деятельности;
      4) общественные объединения, представляющие  и защищающие интересы производителей  и потребителей инноваций.
      Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Вопросы самопроверки: 

      
    Охарактеризуйте инновационные процессы.
    Перечислите субъекты и объекты инновационной деятельности.
    Дайте определение основным понятиям инновационной деятельности.

      Лекция  2.   Эволюция технологических укладов

               
      Ученые, изучающие проблемы социально-экономического развития стран, пришли к выводу, что  во-первых, развитие происходит волнообразно, в соответствии с теорией длинных  волн Н. Кондратьева, во-вторых, уровень социально-экономического развития определяется воздействием множества факторов: технологических, социальных, политических и др., в-третьих, движущей силой развития страны является уровень технологического и информационного развития. Каким бы прибыльным не было предприятие, обязательно будет период спада. Менеджер может этого в какой - то степени избежать. Цикличность предполагает поведение менеджера. Он может сгладить спады, но не избежать их. Цикличность есть функция с тенденцией роста 

 

        Шумпетер являлся оппонентом  К. Маркса относительно движущей  силы экономического развития  общества. Если К. Маркс основную  роль отводил характеру борьбы  между капиталом и пролетариатом,  то Шумпетер - внедрению новшества  в хозяйство государства.
      Экономист Н. Кондратьев, рассматривая роль нововведений в экономическом развитии, ввел понятие «длинные волны» (большие циклы), характеризующие влияние радикальных нововведений в мировое промышленное развитие. Для обоснования этой теории автор исследовал динамику цен, процента на капитал, З/П, объёма внешней торговли, а также производства основных видов продукции промышленности в Англии, Франции, Германии, США за период 140 лет. Согласно этой теории НТР развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно в 50 лет. Известно 5 технологических укладов (волн).
      Первая  волна (1785-1835 г.г.) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.
      Вторая  волна (1830-1890 г.г.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.
      Третья  волна (1880-1940 г.г.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили, самолеты, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластические массы. Появились крупные фирмы, картели, тресты. На рынке господствовали монополии и олигополии. Началась концентрация банковского капитала.
      Четвертая волна (1930-1990 г.г.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, ТНП. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Организовано массовое производство на основе фордовской конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции на рынках различных стран.
      Пятая волна (1985-2035 г.г.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких средних фирм, соединенных сетью на основе Интернет, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инноваций, организации поставок по принципу «just in time».
      Продолжительность некоторых волн больше 50 лет в связи с совпадением периода спада уходящей волны с периодом роста новой волны. В связи с ускорением НТП в будущем продолжительность волн будет сокращаться.
      В свою очередь, существование больших  циклов, образующихся от каждого радикального нововведения, обуславливает множество вторичных совершенствующих нововведений. Для нового технологического уклада характерным является не только определенный технико-экономический потенциал, но и определенный тип общественного потребления и образа жизни. Поэтому меняются все составные элементы производства, и одновременно, по естественным причинам происходит или смена одного поколения работников другими, или их существенная переквалификация. Переход к современному пятому технологическому способу производства (укладу) длится примерно с 80-х годов и характерной особенностью для него является резкое повышение значения интеллектуального труда в связи со сложностью и информатизацией производства.
      На  цикличность влияют такие факторы, как темпы НТП и восприимчивость системы хозяйствования к использованию его достижений, система мотиваций для каждого товаропроизводителя, а также внешние факторы - войны, социальные революции, большие стихийные бедствия и др.
      С точки зрения уровня развития стран, международной кооперации и интеграции мировое сообщество делится на следующие группы стран:
    технологическое ядро: США, Япония, Германия, Англия , Франция;
    страны первого технологического круга: Италия, Канада, Швеция, Голландия, Австралия, Южная Корея;
    Страны 2-го технологического круга: Наиболее продвинувшиеся развивающиеся страны;
    постсоциалистические страны Восточной Европы;
    страны СНГ и ближнего зарубежья;
      наименее развитые из развивающихся стран.
      Ядро  технологического уклада: электронная промышленность, вычислительная  техника, программное обеспечение, авиапромышленность, информ. услуги, производство и потребление газа.
      Ключевой  фактор уклада: микроэлектронные компоненты.
      Формирующееся ядро нового технологического: биотехнологии, космическая техника, тонкая химия.
      Основные  преимущества: индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости и расширение разнообразия, преобладание экологических ограничений, деурбанизация размещения производства и населения в малых городах на основе транспортных и телекоммуникационных технологий.
      Режимы  экономического регулирования  в странах-лидерах: снижение роли государственного регулирования, государственное регулирование стратегических видов информационных и коммуникационных инфраструктур.
      Международные режимы экономического регулирования: полицентричность мировой экономической системы, создание региональных блоков, становление новых институтов глобального регулирования экономической активности.
      Основные  экономические институты: международная интеграция мелких и средних фирм на основе информационных технологий, интеграция производства и сбыта.
      Организация инновационной деятельности  в странах-лидерах: горизонтальная интеграция НИОКР, проектирования и обучения, создание вычислительных сетей, проведение совместных исследований, государственная поддержка новых технологий. 

      Лекция  3.  Классификация инноваций

 
      Особенности инновационных процессов обуславливаются  преобладающим типом нововведений, образующих инновационные процессы.
      Инновации классифицируются по  9 признакам:
      1) по типу новшества:
      материально-технические;
      экономические;
      организационно-управленческие;
      правовые;
      педагогические.
      С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации  материально-технические инновации  включают:
      инновации-продукты;
      инновации-процессы.
      Продуктовые инновации позволяют обеспечить рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (это возможно при условии объективно существующего неудовлетворенного спроса и проведении активной сбытовой и рекламной политики, формирующей повышенный интерес к новинке, но это кратковременно), так и за счет увеличения объёма продаж  (фирма разрабатывает и предлагает на существующем товарном рынке привлекательные, высокоэффективные продукты, переключая тем самым спрос на себя по данному типу продукции; фирма создает новый продукт и заполняет им неудовлетворенный спрос за счет нахождения новой ниши на существующем рынке и удерживает некоторое время монопольное положение; при этом в зависимости от уровня новизны освоение фирмой выпуска новой продукции требует частичного или полного обновления технологических процессов).
      Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет: - совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что приводит к снижению издержек производства и повышению качества продукции; - увеличение объёма продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей; - возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.  

      
    по  инновационному потенциалу:
    радикальные (базовые), которые включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами
    радикального нововведения является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей. Именно радикальные нововведения с большим успехом могут найти распространение в других областях и тем самым, создать новые потребности и новые рынки сбыта. Их создание связано с большим уровнем рисков и неопределенностей, технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной , отдача от них непропорционально значительна.
    улучшающие (модифицированные), которые приводят к улучшению или дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Это наиболее распрстранённый тип инноваций. Малые улучшения создаются в ходе непосредственно наблюдения как в сфере потребления товара, так и в технологии его производства. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек производства и поэтому обязательно реализуется. Особое значение придается таким нововведениям в условиях массового производства, в результате чего возникают сбалансированные по своим параметрам продукты, нацеленные на длительное удержание рыночных позиций;
    комбинаторные (инновации с предсказуемым риском), которые представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера. Разработка нового поколения продуктов (в т.ч. путем сочетания различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успешно, что отличает их от радикальных. Такие нововведения под силу только крупным предприятиям и редко встречаются в хозяйственной практике. По уровню отдачи они близки к радикальным.
    по принципу отношения к своему предшественнику:
    замещающие, которые предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций;
    отменяющие, которые исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен;
    возвратные, которые подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения;
    открывающие, которые создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников
    по объёму применения:
    точечные
    системные
    стратегические
    по эффективности:
    эффективность производства
    эффективность управления
    улучшение условий труда и т.д.
    по социальным последствиям:
    вызывающие социальные издержки;
    новые виды монотонного труда;
    вредные условия труда и т.п.
    по особенностям механизма своего осуществления:
    единичные (на один объект);
    диффузные (на многие объекты);
    завершенные и незавершенные;
    успешные и неуспешные
    по особенностям инновационного процесса:
    внутриорганизационные, когда разработчик, проектировщик, изготовитель пользователь, организатор инновации находятся в одной структуре;
    межорганизационные, когда все три роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.
    по источнику инициативы:
    прямой социальный заказ (переносные, заимствованные);
    в результате изобретения (собственные, самостоятельные).
 
      Вопросы самопроверки:
    Перечислите признаки классификации инноваций и их особенности
    Какие инновации называются процессными?
    Инновации – продукты и их характеристика
    Чем отличаются продуктовые инновации от процессных?
    Какие направления классификации инноваций в большей мере отражают новизну и инновационные изменения?
    Виды инноваций в Республике Казахстан
    Как распределяются инновации по типу новизны для рынка?

      Лекция  4.    Государственное регулирование инновационной деятельности

 
      
    Государственное регулирование инновационных процессов  в Казахстане
      2.   Закон Республики Казахстан «Об  инновационной деятельности» 

      1.  Одним из ключевых приоритетов стратегии «Казахстан - 2030» является экономический рост на основе сбалансированного развития экономики, поэтапного замещения сырьевой составляющей в валовом внутреннем продукте на высокотехнологичную экспортную продукцию, эффективного использования научно-технического потенциала страны и регионов. Процессы глобализации,  информатизации и интеграции Республики Казахстан в мировое сообщество обуславливают усиление влияния инновационного фактора на темпы экономического роста.
      Существует  множество форм управления инновациями на разных уровнях: от подразделений корпорации до государства в целом, призванного в современных  условиях осуществлять специальную экономическую политику. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов проявляются  в виде прямого финансирования, стимулирования промышленных инноваций и др. Осуществляются прямые методы в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены на стимулирование самих инновационных процессов и на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности.
      Формирование  и развитие соответствующей инновационной  инфраструктуры в республике является одним из определяющих условий, так как в стране в настоящее время отсутствует единая скоординированная, с учетом региональных особенностей, инновационная инфраструктура.
      Инновационная инфраструктура в Республике Казахстан  сформировалась на протяжении долгого периода как «линейная модель» и на 01.10.2000г. включала сеть 274 отраслевых институтов, научно-производственных объединений.
      Показатель  эффективности функционирования инновационной  инфраструктуры – наукоемкость ВВП  по Республике Казахстан (отношение стоимости выполненных научных исследований и разработок в ВВП) составила в 1997году - 0,26%, в 1998г. – 0,26%, в 1999г. – 0,25%, в 2000г. – 0,24%. В Казахстане накоемкость ВВП в 1999 году была в 6 раз меньше, чем в России и в 14 раз меньше, чем в развитых странах.
      2.   Закон Республики  Казахстан «Об  инновационной деятельности» был принят 3 июля 2002 года. Также действует постановление Правительства Республики Казахстан от 20 января 2003 года  N 54  «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан «Об инновационной деятельности».  Настоящий Закон регулирует отношения в сфере инновационной деятельности, определяет основополагающие принципы, направления и формы реализации государственной инновационной политики.
      Целью государственной  инновационной политики является сбалансированная производственная инфраструктура, обеспечивающая преобладание в различных областях производства и сферах управления обществом конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции (работ, услуг).
        Государственная  инновационная политика направлена на решение следующих задач:
      1) определение форм и методов  государственной поддержки инновационной  деятельности и создание условий,  обеспечивающих социально-экономическое  развитие преимущественно на  основе достижений науки и  техники;
      2) формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие инновационной деятельности и защиту интересов субъектов инновационной деятельности;
      3) государственная поддержка субъектов  инновационной деятельности и  формирование инновационной инфраструктуры;
      4) формирование новых высокотехнологичных  секторов экономики, проведение  модернизации и создание экспорто - ориентированных производств;
      5) привлечение к инновационной  деятельности субъектов малого  и среднего бизнеса;
      6) обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы;
      7) содействие международному сотрудничеству  в сфере инновационной деятельности, защита национальных интересов  и интеллектуальной собственности.
        Государственная инновационная  политика формируется и реализуется исходя из признания приоритетности инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения экономического развития и безопасности страны, повышения уровня жизни населения.
      Принципами  государственной  инновационной политики являются:
      1) стратегическая ориентация Республики  Казахстан на инновационный путь  развития;
      2) государственная поддержка инновационных  программ и проектов, направленных  на реализацию государственной  инновационной политики;
      3) подготовка высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности;
      4) свобода получения и распространения  информации об инновационных  потребностях и результатах научно-технической  и инновационной деятельности, за  исключением информации, составляющей  служебную и иную охраняемую законом тайну.
        Государственная инновационная программа формируется на основе прогноза инновационного развития на соответствующий период с учетом приоритетов социально-экономического, инновационного и научно-технологического развития страны и должна предусматривать:
      1) государственную поддержку инновационной  деятельности на период создания  инноваций, имеющих стратегическое  значение для экономики страны;
      2) формирование и развитие инновационной  инфраструктуры;
      3) организацию банка данных и единой информационной сети производителей и потребителей инноваций;
      4) разработку нормативных правовых  актов по стимулированию субъектов  инновационной деятельности.
      Правительство Республики Казахстан наделено следующими полномочиями по реализации государственной инновационной политики:
      1) определяет и реализует государственную  инновационную политику;
      2) разрабатывает государственные  инновационные программы;
      3) утверждает отраслевые и региональные  инновационные программы;
      4) принимает участие в создании  инноваций и специализированных субъектов инновационной деятельности, имеющих стратегическое значение для экономики Республики Казахстан;
      5) определяет задачи, функции и  полномочия уполномоченного органа, осуществляющего регулирование  инновационной деятельности;
      6) определяет порядок и условия  бюджетного кредитования инновационных  проектов, а также порядок и  условия субсидирования, предоставления  государственных натурных грантов  субъектам инновационной деятельности;
      7) утверждает формы типовых документов, порядок организации и проведения государственной экспертизы, правила для конкурсного отбора и финансирования инновационных проектов;
      8) осуществляет иные полномочия  в сфере инновационной деятельности  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан.
      Формы государственной поддержки инновационной деятельности
      1) определение приоритетов инновационного  развития и разработка инновационных  программ;
      2) создание необходимых организационных  и экономических условий, обеспечивающих  привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики;
      3) формирование инновационной инфраструктуры;
      4) целевое финансирование из государственного  бюджета;
      5) участие государства в создании  конкурентоспособных производств;
      6) обеспечение гарантированных рынков  сбыта инноваций, созданных по государственному заказу;
      7) продвижение отечественных инноваций  на внешние рынки.

      Лекция  5. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

 
      Инновационная инфраструктура - совокупность взаимосвязанных  организаций (структур), занятых информационным обеспечением, производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Другая часть инновационной инфраструктуры- комплекс институтов правового, финансового, информационного, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. Мировой опыт создания и развития объектов инновационной инфраструктуры свидетельствует о влиянии множества факторов на формирование и развитие инновационной инфраструктуры, включая ее размеры, наличие природных ресурсов, географическое положение и климат, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Каждая национальная инновационная инфраструктура характеризуется определенной степенью конфигурации объектов и связей между ними, порядка, предполагающего стабильность институционального взаимодействия.
      Бизнес - инкубаторы стремительно развиваются  во всем мире: в начале 90-х годов их насчитывалось 200, сегодня свыше 3000 во всем мире. Число технопарков в странах с переходной экономикой растет с каждым годом. В мире существует более 500 технопарков.
      Экспертами  ООН обозначено, что общими целями для всех элементов инновационной инфраструктуры являются:
    создание рабочих мест;
    диверсификация региональной экономической структуры;
    поддержка развития на технологической основе начинающих предприятий;
    диффузия (распространение) и применение новых технологий;
    увеличение прибыли;
      Научный или технологический парк (технопарк)- принятый в международной терминологии образ соответствующей интеллектуальной среды, обеспечивающий быстрый рост высоких технологий, малых предприятий, фирм, предпринимателей, объединяющей ученых, изобретателей, инженеров, технологов, студентов, промышленников и предпринимателей, банкиров и других заинтересованных лиц, и в конечном итоге – бизнес в области высоких технологий, реализация идей в виде технологического продукта и быстрая передача его на рынок научно-технической продукции. начало технопаркам было положено в США в начале 50-х годов, когда был организован научный парк Стэнфордского университета (штат Калифорния). В технопарке начинали свою жизнь такие теперь известные фирмы, как «Хьюлетт- Паккард», «Поляроид». Этот технопарк положил начало знаменитой Кремниевой долине.
      В 80-е годы технопарки в США стали  появляться один за другим. На сегодняшний  день в США насчитывается более 160 технопарков (более 30% от общего числа  технопарков в мире).
      В Европе технопарки появились в начале 70-х годов. Одними из первых были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге; научный парк Тринити колледж в Кембридже; Левен-ла-Нев в Бельгии; София- Антиполис в Ницце и Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) в Гренобле. Они повторили раннюю модель технопаков США, особенность которой – наличие одного учредителя, а основной вид деятельности – сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм. Восьмидесятые годы продемонстрировали довольно быстрое распространение идеи технопарка за пределы экономически развитых стран. Технопарки стали создаваться в Канаде, Сингапуре, Австралии, Бразилии, Индии, Малайзии, Китае, Японии.
      Современная организация технопарков предполагает создание «инкубаторов технологического бизнеса»- зданий для размещения многих малых начинающих инновационных фирм. Инкубаторы предоставляли перспективным предпринимателям производственные помещения, обеспечивали набором услуг, связью  с местным университетом или научным центром, а также с финансовыми кругами. Такая организация позволяет ускорить процесс становления всего технопарка в целом.
      Развитие  технопарков требует существенной поддержки государственных и  местных органов власти. Технопарк  не является организацией, приносящей немедленную прибыль (кроме социальной). Отдача от вложений получается от фирм, выращенных в технопарке, а срок становления фирм обычно равен 3-4 годам.
      В США, Японии, в странах Европейского Союза постепенно образуется новая  системно взаимосвязанная социально-инновационная структура, базирующаяся на инвестировании в развитие человеческого фактора, ускорении инноваций, формировании прогрессивной структуры воспроизводимого богатства и потребления.
      Государственное финансирование науки и научного обслуживания в бюджете составляет в США 3-4% ВВП, в Японии-5% ВВП, а в развитых странах Европейского Союза – не меньше 3% ВВП. В развитых странах финансирование инновационной инфраструктуры имеет свои традиции и особенности.
      Кредитование  осуществляется государственными, коммерческими фондами и банками. В США отделения Администрации малого бизнеса действуют во всех штатах, под ее эгидой действуют около 400 инвестиционных компаний. Они предоставляют ежегодно до 4000 долгосрочных кредитов мелким фирмам (средний размер – 130000 долларов). Возможны  3 вида кредита: прямые ссуды под льготный процент; долевые ссуды с внебюджетными инвестором (банком); гарантирование ссуд внебюджетного инвестора. Рисковый характер инновационных проектов привел к другим вариантам:
    фирма берет на себя часть своих расходов (10-50%), остальное – кредит государственного фонда;
    получатель кредита в случае неудачи проекта по объективным, не зависящим от него причинам оформляет его как субсидию (по результатам спецэкспертизы);
      Одной из наиболее успешных форм финансирования научных разработок считается грантовая система, которая имеет широкое распространение практически во всех развитых странах.
      В соответствии с федеральным налоговым  законодательством США расходы  фирм на НИР в полном объеме исключаются  из сумм, подлежащих подоходному налогообложению. Длительное время в США действовали законодательно закрепленные нормы полного освобождения малого (венчурного) бизнеса от уплаты каких-либо налогов на 5-10 лет.
      Льгота  есть в России, где в Инструкции Госналогслужбы от 11 октября 1995 г. указано, что от НДС освобождаются «платежи по зарегистрированным в установленном порядке лицензионным договорам о предоставлении патентообладателем прав другому лицу на использование охраняемого патентом объекта промышленной собственности, получение авторских прав ».
      Глобализация  в инновационной сфере проявляется  в растущей доле зарубежного финансирования научных исследований, в создании все большего числа исследовательских  подразделений ТНК в благоприятных  для такой деятельности регионах.
      Для развивающихся стран характерно то, что зачастую правительству не хватает информации о нуждах производственного  сектора, что может привести к  неэффективному расходованию средств  на исследования.
      Управление  инновационной инфраструктурой  в различных странах претерпевает кардинальные перемены. В первую очередь многие страны проводят реформы, связанные с государственными научно-исследовательскими учреждениями, для того чтобы эти учреждения могли более чутко реагировать на потребности рынка. В Бразилии, Индии, Китае, Мексике и Южной Корее реализуют меры по реформированию научных учреждений, устанавливаются ограничение на их финансирование государством, повышается оплата труда работников, обеспечиваются стимулы для размещения заказов на проведение исследований именно в эти учреждения, развивают малые предприятия, обеспечивающие специализацию научных разработок и их гибкость к требованиям рыночной среды.
      Правительственная программа поддержки и развития малого предпринимательства хорошо разработана в развитых странах и считается одним из инструментов прямого государственного регулирования.
      Существуют  следующие типы программ государственного финансирования:
    кредиты – являются прямым размещением финансовых средств, которые должны быть возвращены государству. В этом случае устанавливаются процентные ставки и сроки возврата.
    Гранты и субсидии – ссужаются под определенный проект и не требуют возврата.
    Совместное участие – осуществляется государством через аффилированные структуры совместно с финансовыми учреждениями при участии в финансировании проектов.
    Гарантии – в случае, когда компания получает кредиты в финансовых организациях, государство гарантирует этот заем и осуществляет выплату долга в случае неплатежеспособности компании.
      Так, в США одной из крупномасштабных правительственных прогамм стала «Программа поддержки инновационных исследований малого бизнеса» (Smal Busines Innovation Research - SBIR), в соответствии с которой 11 федеральных ведомств, финансирующих науку, должны были направлять финансовые средства, в размере 0,2% от своего научного бюджета на развитие научных разработок небольших наукоемких предприятий. В 1989 году этот налог вырос до 1,25%, а с 1996 года его ставка подскочила с 2 до 2,5%. В результате скромная 50-миллионная программа 1983 года выросла в бюджете 1997 года до 1 млрд.долл.
      В Китае с 1988 года реализуется общегосударственная  научно- производственная программа  «Факел», ориентированная на коммерциализацию и индустриализацию наукоемких технологий. Эта программа предполагает реализацию целого комплекса мер по развитию малого предпринимательства, посредством организации технопарков, зон внедрения наукоемких технологий, бизнес- инкубаторов. В течение только последних 10 лет было учреждено 2500 предприятий, основанных на высоких и новых технологиях, освоено около 4000 видов наукоемкой продукции.
      Опыт  сложившихся традиций рискового  финансирования на Западе показывает, что венчурный капитал является специфическим типом финансирования, осуществляемого профессиональными  фирмами, которые инвестируют и участвуют в управлении молодыми компаниями, акции которых не котируются на фондовом рынке. Венчурные инвестиции подразумевают длительные временные рамки, элемент риска и партнерство с руководством, а также доход в виде роста стоимости доли в акционерном капитале, а не в виде дивидендов. В отличие от кредитования, венчурные инвестиции не требуют залога (обеспечения). В попытке снизить рискованность вложений, венчурные фирмы диверсифицируют портфель проектов. 

      Контрольные вопросы: 

      1. Каковы особенности государственной поддержки инновационной деятельности в США?
      2. Каковы особенности государственной  поддержки инновационной деятельности  в Японии?
      3. Каковы особенности государственной  поддержки инновационной деятельности  в Евросоюзе? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Лекция  6. Организационные структуры инновационного менеджмента 

      1. Организационные структуры инновационного  менеджмента
      2. Организационно-правовые формы инновационной  деятельности
            
      1.  Организационные структуры инновационного менеджмента – это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
      Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и конкурентоспособности;
      К инновационной деятельности относятся  следующие виды деятельности:
      1) внедрение новых идей и научных  знаний в сферы управления  обществом;
      2) выполнение и обслуживание научно-исследовательских,  проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;
      3) организация рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг);
      4) осуществление технологического  переоснащения и подготовки производства;
      5) проведение испытаний с целью  сертификации и стандартизации  новых технологических процессов,  товаров (работ, услуг);
      6) производство новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и (или) применение новой или усовершенствованной технологии в начальный период до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;
      7) создание и развитие инновационной  инфраструктуры;
      8) пропаганда результатов инновационной  деятельности и распространение  инноваций;
      9) охрана, передача и приобретение  прав на объекты интеллектуальной  собственности (в том числе  на нераскрытую научную, научно-техническую  и технологическую информацию) с  целью их освоения и реализации;
      10) иные виды деятельности, направленные  на создание инноваций, в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан. 

      2.  Для нововведений нужна новая  организационная форма, а для  выпуска продукции или услуг,  наоборот, консервативная, устоявшаяся организационная форма. Для инновационной деятельности важно наличие предпринимательской среды, которая позволяет находить соответствующие организационные формы для реализации идей, нововведений. Предпринимательская среда – это среда, способствующая воспроизведению и осуществлению целенаправленного поиска, подготовки и реализации нововведений. Элементами такой среды являются: наличие инвесторов со свободными финансовыми ресурсами и товаропроизводителей со свободными мощностями, которые могли бы их использовать для изготовления конкурентоспособной продукции.
      Организационно-правовые формы, в которых осуществляется инновационное предпринимательство, могут быть различные.
      Венчурные фирмы – специализируются на исследованиях, разработке, производстве новой продукции и услуг. Создателями таких фирм являются ученые-исследователи, инженеры, изобретатели. Венчурные фирмы работают на этапе роста и насыщения изобретательской активности и как правило, передают результаты своих исследований другим фирмам эксклерентам, патиентам, коммутентам.
      Фирма – эксклерент – это пионерская фирма, «снимающая сливки», повышенную долю прибыли и сверхприбыли на этапе максимума цикла изобретательской активности и с самых первых партий выпуска новой продукции.
      Фирма – патиент -  работает, как правило, на узкий сегмент рынка и удовлетворяет потребности, которые сформировались под действием моды, рекламы.
      Фирма – коммутант – работает на этапе падения цикла выпуска продукции, нацелена на удовлетворение местных, национальных потребностей, адаптирует инновации к конкретным местным условиям, вносит изменения на разных стадиях производственного цикла.
      Существуют  четыре линии поведения предприятий, организаций в сфере научной  проработки и проектирования инноваций. Предприятия первой группы – малые предприятия и предприятия, находящиеся под контролем иностранного собственника, - как правило, не ведут собственного НИОКР, а закупают готовые комплектующие, оборудование, лицензии, технологии либо адаптируют зарубежные образцы и конструкторские и технологические решения.
      На  собственные разработки ориентируются  предприятия второй группы, либо сохранившие  свои исследовательские и конструкторские  подразделения, либо не обладающие средствами на привлечение научных организаций  и специалистов со стороны. Здесь используется потенциал, аккумулированный в отделах главного конструктора, главного технолога, производственных подразделений и т.д.
      Предприятия третьей группы поддерживают связи  с научно-исследовательскими институтами, хотя степень участия научных организаций в инновационном процессе на промышленных предприятиях и формы их связей различаются. Одни предприятия продолжают сохранять старые контакты с академическими и отраслевыми НИИ, профильными учебными заведениями, другие устанавливают новые.
      Четвертая линия поведения связана с  давно существующей на Западе моделью  технопарков. Инициаторами создания казахстанских  технопарков так или иначе  приходится ориентироваться в действиях  на коллег, но следует учесть, что  в России и Беларуси ставка делается на развитие наукоемких производств. Практика показывает, что технопарки и бизнес-инкубаторы действительно на 20% эффективнее обычных малых предприятий, однако многих из тех, кто стоял у руля создания казахстанских технопарков и рассчитывал на быстрые дивиденды, ожидало разочарование: наука в принципе – не та отрасль, где крупные прибыли можно получить в короткие сроки. Чтобы технопарки заработали, нужен рынок покупателей их продукции, следует провести мониторинг, чтобы понять, кому такая продукция нужна и кто ее способен купить. В Казахстане потенциальных покупателей мало, поэтому на то, чтобы идея технопарка заработала, потребуется время.  

      Вопросы самопроверки: 

      
    По каким  признакам осуществляется классификация  инновационных организаций?
    Какие льготы устанавливаются для малых фирм в Казахстане?
    От каких факторов зависит структура инновационных организаций?
    В чем особенности венчурного бизнеса?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Тема  7. Финансовая база инноваций 

      
    Факторы и  критерии финансирования инновационной  деятельности
    Способы и источники финансирования
 
      1.  Инновационная деятельность требует  значительных инвестиций, связанных  с развитием ресурсного, кадрового  и информационного потенциала  организаций. В силу этого формирование  финансовой базы для осуществления  инноваций является важнейшим элементом инновационной политики. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционных источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики. Появление же новых источников, форм финансирования, зарекомендовавших себя в рыночной экономике, требует от субъектов инновационной деятельности приобретения новых знаний и навыков их применения.
      При оценке эффективности системы финансирования используют следующие критерии:
    критерий целевой ориентации финансового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности. Критерий определяет в какой степени выдвинутые государством цели научно-технической политики обеспечены соответствующими ресурсами, финансовыми средствами.
    критерий оптимальности форм прямой государственной поддержки по конкретным направлениям развития науки и техники.
    критерий эффективности механизма, стимулирующего привлечение ресурсов из внебюджетных источников.
    критерий адаптивности, т.е. приспособление системы финансирования в целом и всех ее элементов в частности к динамично изменяющимся условиям экономического развития с целью поддержания максимально возможной в этих условиях оптимальности.
      К факторам, оказывающим влияние на общесистемном уровне, следует отнести:
    общие тенденции развития экономики, прогнозирующие роль и место науки в экономической жизни;
    изменение возможностей финансирования научно-технической деятельности за счет государственных источников;
    тенденции развития инновационных процессов в экономике, складывающихся под воздействием рыночных механизмов саморегуляции, отражающихся  в динамике промышленных инвестиций в сфере НИОКР; изменений в состоянии самого объекта финансирования, вызываемых воздействием совокупности факторов различного характера;
    эволюцию содержания и сроков основных направлений макроэкономической реформы, и связанное с этим принятие мер по государственному регулированию в области важнейших экономических и институциональных направлений (денежная и социальная политика, структурно-инвестиционная и налоговая политика, регулирование внешнеэкономической деятельности и т.д.).
      Учет  и оценка уровня этих факторов обеспечивают достижение оптимальных соотношений  между прямыми и косвенными методами государственной поддержки, соблюдение приоритетности в распределении имеющихся ресурсов.
      При переходе к более конкретному  ее элементному анализу разрабатывается  структура целей, приоритеты и основные направления государственной политики текущего периода.
      Новые цели государственной инновационной  политики определили и новые приоритеты при финансировании научно-технической сферы:
    выборочная поддержка ведущих научных организаций;
    целевая избирательная поддержка конкретных программ, проектов и работ;
    индивидуальная поддержка ведущих ученых.
 
      2.  Эффективность инновационного процесса, представляющего собой совокупность отдельных стадий, обусловлена тем, насколько эти стадии интегрированы в единое целое и обеспечены достаточным финансированием. В свою очередь, разнообразие целей, преследуемых при осуществлении инновационного процесса, возможность альтернативных путей их реализации и применение одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различным результатом с точки зрения эффективности, влияют на поиск и выбор потенциальных источников финансирования.
      Поэтому решение задачи привлечения финансовых ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, может быть обеспечено наилучшим образом лишь в том случае, если самые разные источники финансирования будут осознаны и адресно использованы применительно к различным этапам жизненного цикла инновации.
      Мировая практика выделяет следующие источники  финансирования инноваций:
    государственные ассигнования;
    собственные средства промышленных фирм, высших учебных заведений;
    средства некоммерческих организаций;
    кредитные ресурсы, частные сбережения населения и иностранный капитал.
      Государственная статистика в РК ведет учет источников финансирования по следующим направлениям:
    средства республиканского (местного) бюджета;
    собственные средства;
    средства внебюджетных фондов;
    средства организаций предпринимательского сектора;
    средства частных неприбыльных организаций;
    средства иностранных источников.
      Развитие  рыночных отношений способствует формированию новых источников инновационного финансирования, которые формируются непосредственно при участии государства или посредством привлечения на свободном рынке капиталов во всех его видах (оборотный, уставной, акционерный, венчурный).
      Госбюджетное  финансирование. Выделяя средства из бюджета, государство обладает реальной возможностью ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата.
        В целом законодательным путем  закреплено положение о том, что ассигнования  на финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 3% от расходной части годового федерального бюджета.
      Прямые  бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки:
    в форме базового финансирования научной организации;
    в форме конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований (система грантов) и реализацию заданий государственных научно-технических программ (система контрактов). Грант - денежные, материальные и иные ресурсы, передаваемые любыми физическими (юр.) лицами безвозвратно и безвозмездно любому физическому (юр.) лицу исключительно в целях осуществления научной деятельности.
      Более приоритетной является форма распределения бюджетных средств на основе параллельных конкурсных исследований и разработок по наиболее важным проблемам науки и техники - форма конкурсного распределения средств, способствующая формированию конкурентной среды в инновационной сфере.
      Возможна  двоякая форма проведения конкурсов  на получение госзаказов для проведения исследований и разработок.
    форма госзаказа на основе конкурса предложений, когда на предварительном этапе из круга претендентов на получение госзаказа выбирается организация, которая предложит наиболее эффективное решение, ей и выделяется госзаказ;
    конкурс готовых решений, когда несколько исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы решения проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного освоения выбирается наиболее эффективное решение.
      1-я  более экономична с точки зрения  расходования денежных средств,  но не всегда дает оптимальный  результат. 2-я форма позволяет  выбрать наиболее эффективное  решение и за счет полученных от его реализации доходов покрыть оплату работ нескольким исполнителям, выполнявшим госзаказ.
      При этом в РК находит применение финансирование проектов с выделением госбюджетных средств по этапам с нарастающим  итогом. Государство стремится свести к минимуму степень риска, поэтому на начальном этапе сумма выделяемых средств минимальна, а если по мере реализации проекта или программы будут получены обнадеживающие результаты, сумма ассигнований возрастёт. В противном случае госбюджетное финансирование будет прекращено.
      Еще одним способом снижения риска является поиск заказчика, непосредственно  заинтересованного в результатах  исследований, финансируемых из бюджета, который бы контролировал ход  и качество работ, отвечал за целевое  использование средств. В качестве таких заказчиков выступают специально уполномоченные коммерческие банки и фонды, промышленные предприятия и организации, а также непосредственно государственные органы, курирующие научно-техническую политику.
      Внебюджетное  финансирование.
      Собственные средства. Во всех развитых странах собственные средства организаций предпринимательского сектора по объёму и удельному весу занимают лидирующее место, причем наблюдается их постоянное возрастание. Именно они как товаропроизводители и заинтересованы в получении законченных научно-исследовательских разработок, на основе которых может быть развернуто производство новых видов техники и материалов.
      Источниками финансирования в данном случае являются прибыль, накопленный амортизационный  фонд и уставной капитал. К основным направлениям, финансируемым за счет этих источников можно отнести:
    работы и исследования, направленные на поддержание конкурентоспособности и сокращение сроков окупаемости действующего капитала, т.е. развитие и совершенствование производства;
    работы и исследования, направленные на изыскание новых прибыльных сфер приложения капитала, т.е. на поиски новой продукции и технологии;
    научно-исследовательские работы общепроблемного, базисного характера, призванные обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий прикладного характера.
      Как следствие коммерческого подхода  к научно-исследовательской работе первые две категории исследований, ориентированных на извлечение прибыли в ближайшем будущем, финансируются гораздо полнее (60-95%). Третья категория исследований финансируется значительно слабее, у многих предприятий она отсутствует вообще и ведется лишь в крупных фирмах. 

      Вопросы самопроверки:
    Перечислите основные внебюджетные формы финансирования инновационной деятельности?
    Дайте характеристику инновационного климата в Казахстане.
    Перспективы и направления развития инновационной деятельности в Республике Казахстан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Лекция 8.  «Рынок инновационной продукции» 

      
    Характеристика  рынка
    Формы передачи технологий
    Информационное обеспечение инноваций на рынке
 
      
     Одной  из причин низкого уровня состояния  инновационной сферы является
      неразвитость  рынка интеллектуальных и инновационных продуктов. Формирование рыночных отношений в этой сфере осложняется трудностями, связанными, с одной стороны, со спецификой научно-технической продукции, как товара и, с другой стороны, слабостью отношений, определяющих инновационный характер общественного развития.
      Научно-техническая  продукция воплощает собой логичный результат интеллектуальной деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средством  углубления, расширения и получения  новых знаний, а ее использование  обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на его основе.
      При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцами интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.
      Субъекты  инновационного рынка - государство, предприятия, учреждения, фонды, физические лица (ученые, специалисты).
      Объекты рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:
    в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов и образцов, технологических линий и т.д.);
    в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);
    в виде знаний, опыта, консультирования в виде консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.
      Технология  (обобщающее понятие объекта инновационного рынка) становится товаром лишь при определенных условиях и на определенной стадии продвижения идеи.
      Технологическое предложение, не обладающее достаточным  потенциалом трансфера и коммерциализуемости, отсеиваются в процессе внутренней и внешней экспертизы.
      Рынок инноваций характеризуется рядом  отличительных особенностей:
    он традиционно является новым для входящей на рынок фирмы: в силу новизны разработанного товара приходится иметь дело с незнакомыми потребителями;
    он является малоэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;
    он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.
 
      
    Передача  технологии может осуществляться в  различных формах, разными способами
      и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и международной.
      Формы передачи технологии на некоммерческой основе:
    информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники;
    конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы;
    обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями;
    миграция ученых и специалистов;
    перекрестное лицензирование на паритетной основе.
      Основной  поток технологии в некоммерческой форме приходится на некоммерческую, непатентоспособную информацию - фундаментальные исследования, научные открытия и незапатентованные изобретения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.