На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Развивающие педагогические технологии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
   МИНИСТЕРСТВО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 
   И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 

   СЕВЕРНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ
   УНИВЕРСИТЕТ 

   ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 
 
 
 
 

   Контрольная работа по педагогике и психологии
   на  тему:
   «Развивающие педагогические технологии» 
 
 
 
 

     Студентки Шифр 
Специальность «Национальная экономика»
курс  2
группа  Э2
форма обучения: заочная 

Руководитель: 
 
 
   Архангельск – 2011 
 

      СОДЕРЖАНИЕ

Введение

    Педагогическая  технология (от греч.: techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
    Педагогическая  технология - система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основой, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников.
    Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

    Основные педагогические технологии

    Традиционное обучение
    Интерактивные подходы
    Педагогика сотрудничества
    Развивающее обучение
    Игровое обучение
    Проблемное обучение
    Эвристическое обучение
    Программированное обучение
    Контекстное обучение
    Активное обучение
    Дидактическая эвристика
    Частнопредметные технологии обучения
    Авторские педагогические технологии
    Эмоционально-смысловой подход
    Компьютерные технологии обучения
    Разноуровневое обучение
    Метод проектов
    Учение через обучение
    Анализируя  имеющуюся картину состояния  научного статуса педагогической технологии, следует отметить, что:
    некоторые авторы рассматривают технологию обучения между наукой и искусством;
    другие авторы связывают технологию обучения с дидактической функцией проектирования;
    известны и подходы, когда технология обучения определяется как некий профессиональный инструментарий, предусматривающий всевозможные технические средства обучения, тогда технология рассматривается как способ технизации процесса обучения;
    в самом общем виде технологию обучения определяют как знание о необходимых процедурах для проектирования новой или несколько модернизированной практики обучения. В этом случае технология рассматривается как применение научных принципов организации практики обучения.
    В ряде случаев наблюдается стремление интегрировать эти подходы, тогда за основу технологии принимаются не только научные знания, но и деятельность учителя, которая должна строиться на научных принципах.
    Создавшееся положение в науке не помогает практике. В реальности мы имеем технологии в виде методик преподавания, слабость которых состоит в одностороннем - предметном обосновании, при этом отсутствуют психологическое и общедидактическое обоснования. Эффектом этих методик являются предметные знания, которые плохо сочетаются с логическими действиями их выведения, обобщения и систематизации.
    Еще одно негативное последствие состоит  в том, что предметные методики не формируют умения учащихся переводить знания в действия. Именно такое положение вещей имеет место при так называемых традиционных технологиях профессиональной подготовки учителя, когда молодой учитель слабо владеет технологиями в силу их теоретической неосознанности. А если к этому добавить и недостаточность оперирования диагностическими приемами и умением трансформировать имеющиеся технологии в условиях обучения, то профессиональная деятельность приобретает исключительно репродуктивные характеристики. 
     Технология обучения отражает теорию обучения, является стратегией и тактикой действий учителя в зависимости от того, какой технологический уровень она моделирует. Технология обучения связана с методами, но их зависимость может определяться по-разному в связи с различной трактовкой метода обучения.

  Понятие "педагогической технологии"

    В педагогической и психологической  литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
    Понятие "педагогическая технология" может  рассматриваться в трех аспектах:
    научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
    процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
    деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии  технологичности  педагогической технологии

    Любая педагогическая технология должна удовлетворять  основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
    концептуальность;
    системность;
    управляемость;
    эффективность;
    воспроизводимость.
    Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
    Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
    логикой процесса,
    взаимосвязью его частей, целостностью.
    Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
    Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
    Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Структура педагогической технологии

    Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
    концептуальная основа;
    содержательный компонент обучения;
    процессуальная часть - технологический процесс.
    Концептуальная  часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
    Содержательную  часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.  
    Процессуальная  часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
    организация учебного процесса;
    методы и формы учебной деятельности учащихся;
    методы и формы работы преподавателя;
    деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
    диагностика учебного процесса.
Сущность  педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней.
    Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
    ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
    Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:
    принцип научности и доступности обучения;
    принцип системности обучения и связи теории с практикой;
    принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
    принцип наглядности;
    принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.

Методика  и технология

    Педагогика  давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом  и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.
    В результате педагогика накопила в своем  арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.
    Очевидно, что совершенствование методик  надо продолжать, но процесс их накопления и эмпирического (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.
    Поступательное  развитие педагогики открывает большие  возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.
    Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные  пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
    По  сравнению с обучением, построенным  на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
    Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
    Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
    Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
    В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся. 

Методы  обучения и их классификация

    Существенной  составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.
    В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".1 Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".
    В истории дидактики сложились  различные классификации методов  обучения, наиболее распространенными из которых являются:
    по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
      лекция;
      беседа;
      рассказ;
      инструктаж;
      демонстрация;
      упражнения;
      решение задач;
      работа с книгой:
    по источнику получения знаний:
      словесные;
      наглядные:
        демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
        использование технических средств;
        просмотр кино- и телепрограмм;
      практические:
        практические задания;
        тренинги;
        деловые игры;
        анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
    по степени активности познавательной деятельности учащихся:
      объяснительный;
      иллюстративный;
      проблемный;
      частичнопоисковый;
      исследовательский;
    по логичности подхода:
      индуктивный;
      дедуктивный;
      аналитический;
      синтетический.
    Близко  к этой классификации примыкает  классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:
    объяснительно-иллюстративный метод;
    репродуктивный метод;
    метод проблемного изложения;
    частичнопоисковый, или эвристический, метод;
    исследовательский метод.
    В каждом из последующих методов степень  активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
    Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
    Репродуктивный  метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
    Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
    Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.
    Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. 2

Приемы  и средства обучения

    В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).
    Педагогические  средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:
    учебно-лабораторное оборудование;
    учебно-производственное оборудование;
    дидактическая техника;
    учебно-наглядные пособия;
    технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
    компьютерные классы;
    организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Формы обучения

    Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:
    простые;
    составные;
    комплексные.
    Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:
    беседа;
    экскурсия;
    викторина;
    зачет;
    экзамен;
    лекция;
    консультация;
    диспут;
    культпоход;
    "бой эрудитов";
    шахматный турнир;
    концерт и т.п.
    Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:
    урок;
    конкурс профмастерства;
    праздничный вечер;
    трудовой десант;
    конференция;
    КВН.
    Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр.
    Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:
    дни открытых дверей;
    дни, посвященные выбранной профессии;
    дни защиты детей;
    недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.
    Организационных форм обучения множество, но, говоря о  них, выделяют следующие группы:
    формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения);
    формами организации обучения являются:
      урок,
      лекция,
      семинар,
      зачет,
      консультация,
      практика и пр.
    формы учебной деятельности учащегося (виды);
    формы организации текущей учебной работы класса, группы.
    Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.

Основные  формы педагогического  общения

    На  сегодняшний день основными формами  педагогического общения в континууме "педагог-ученик" являются:
    монолог;
    диалог;
    дискуссия;
    полилог.
    Монолог - форма высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.
    Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.
    В диалогических отношениях существуют две формы диалога:
    внутренний;
    внешний.
    Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий.
    При создании условий для внутреннего  диалога можно проектировать  ситуационные задачи следующего характера:
    выбор решения из альтернатив;
    разрешение проблемных ситуаций;
    поиск суждений относительно определенного факта или явления;
    решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
    выдвижение гипотез и предположений.
    Для создания условий внешнего диалога  проектируются:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.