На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Корпоративная форма предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  труда, занятости и 
     Социальной  защиты Республики Татарстан
     Государственное бюджетное образовательное учреждение
     Высшего профессионального образования
     «Набережночелнинский  торгово-технологический институт»
     (ГБОУ  ВПО НГТТИ) 

     Кафедра «маркетинга и менеджмента» 

     Курсовая  работа 

     по  дисциплине «экономическая теория»
     на  тему «Корпоративная форма предприятия» 
 
 
 
 
 

     Работу  выполнила:
     студентка группы
     Научный руководитель:
     кандидат  экономических наук 
 
 
 
 
 

     Набережные Челны, 2008г. 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические  аспекты корпоративной формы  предприятия………..5
      Корпорации компаний с ограниченной ответственностью……………..5
      Преимущества и недостатки корпоративной формы предпринимательства…………………………………………………….16
      Черты эффективного корпоративного управления…………………….18
      Проблемы в системе корпоративного управления……………………..20
Глава 2. Анализ деятельности современных корпораций…………………….22
2.1. Современные тенденции развития корпораций в России………………..22
2.2. Акционерные  общества в современной России…………………………..28
2.3. Организационные  формы акционерных обществ в  России……………...33
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………….….38 
 
 
 

 

      Введение
     Термином  «корпоративное управление» принято обозначать разнообразные аспекты управления хозяйствующим сообществом. Грамотное управление является залогом поступательного развития предприятия, обеспечивает его инвестиционную привлекательность и устойчивый рост показателей экономической эффективности.
     Следует сказать, что эффективность корпоративного управления требует соблюдения следующих  условий:
     -осознание  предмета корпоративного управления;
     -определение  юридической силы и статуса  кодексов корпоративного управления;
     -постоянный  мониторинг изменений в системе корпоративных отношений с целью своевременного пересмотра соответствующих стандартов;
           В ходе приватизации в российской экономике возникли десятки тысяч экономических субъектов на основе корпоративной собственности. Корпоративное управление для России явилось принципиальной новацией. За годы реформ стремительно промелькнули многие этапы развития корпоративного управления, для достижения которых индустриально развитым странам требовались десятилетия, что не могло не вызвать существенного снижения эффективности и качества в области корпоративного строительства. Радикальное преобразование собственности не сопровождалось созданием соответствующих механизмов корпоративного управления, не привело к формированию эффективных собственников, не сложился и рынок профессиональных наемных управляющих. Реальными владельцами выступают кланово-корпоративные группы. Несовершенство институциональной среды крупного бизнеса существенно замедляет процессы эволюции российской модели корпоративного управления к более цивилизованным формам. Подавляющее большинство открытых акционерных обществ на практике продолжают оставаться «закрытыми» предприятиями, это выявляет ключевую проблему — несоответствие характера их бизнеса организационно-правовой форме, что приводит к преобладанию нерыночных форм присвоения корпоративных доходов, сдерживает возможности регулирования корпоративного управления с помощью конкурентных рыночных механизмов, служит препятствием перехода российской экономики к стратегии долгосрочного роста.
     Поэтому проблема преобразования крупных отечественных  предприятий в подлинно корпоративные  структуры представляется особенно актуальной. Создавшаяся ситуация требует  научно-обоснованного подхода к  построению национальной модели корпоративного управления, с одной стороны, отражающей общемировые тенденции совершенствования корпоративной практики, с другой, адекватной специфическим российским условиям. Особую значимость приобретают вопросы защиты прав акционеров, построения эффективных механизмов корпоративного контроля, именно с этой позиции в исследовании рассматривается проблема совершенствования российской корпоративной практики. Представляется, что формирование цивилизованной модели корпоративного управления улучшит инвестиционный и предпринимательский климат в стране, будет способствовать интеграции России в мировое экономическое пространство.
       Целью курсовой работы является  выявление принципиальных особенностей  формирующейся российской модели  корпоративного управления и  обоснование перспективных направлений ее совершенствования путем изучения проблемы в системе корпоративного управления. В исследовании определены следующие задачи:
     - исследовать сущность корпоративной  формы предпринимательства, раскрыть  содержание;
     - проанализировать особенности функционирования и современные тенденции развития российского корпоративного сектора;
     - обосновать перспективные направления  совершенствования российской модели  корпоративного управления;
 

     Глава 1.Теоретические аспекты корпоративной формы предприятия
      Корпорации компаний с ограниченной ответственностью
 
     Наиболее  распространенное определение корпорации - это организация, поставившая перед  собой определенные цели, действующая  на общественное благо, обладающая определенными  правами, являющаяся юридическим лицом, действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственность.
     Корпорации  могут состоять из Обществ с ограниченной ответственности (ООО).
     Общество  с ограниченной ответственностью (сокращенно - ООО), наряду с закрытым и открытым акционерными обществами и обществом с дополнительной ответственностью, является одной из форм хозяйственных обществ и относится к коммерческим организациям - юридическим лицам, целью создания которых является получение прибыли от предпринимательской деятельности.
     Среди российских предприятий именно ООО  получили наиболее широкое распространение, оставив по общему количеству далеко позади все другие, предусмотренные  законодательством, формы юридических  лиц.
     Основной  причиной такой популярности ООО  среди предпринимателей является простота создания: ООО может быть учреждено всего одном лицом - физическим или юридическим (как российским, так и иностранным). При этом следует учитывать, что ООО не может быть создано единственным учредителем - юридическим лицом, в свою очередь, имеющим только одного учредителя. Общее число учредителей (участников) ООО не может быть более 50.
     Важными преимуществами ООО также являются: 
- ограничение имущественной ответственности учредителей по долгам ООО (например, в случае его банкротства) размерами их вкладов в уставный капитал, 
- возможность внесения вкладов в уставный капитал в любой форме: как денежными средствами, так и любым имуществом (ценными бумагами, оргтехникой, оборудованием, мебелью и т.д.), 
- отсутствие необходимости регистрации выпуска акций (в отличие от акционерного общества).

     Из  недостатков ООО можно отметить, пожалуй, лишь возможность выхода из него любого участника без согласия других участников. При этом вышедшему  участнику должна быть выплачена  часть стоимости имущества ООО, соответствующая размеру его доли, что может привести компанию к финансовым затруднениям. Впрочем, на практике подобные случаи встречаются крайне редко. Понятно также, что такая опасность не угрожает ООО, имеющему только одного участника. [1, С.14].
     В силу того, что в российском законодательстве понятие «корпорация» юридически не закреплено, существует некоторая двойственность трактовки данного понятия.
     По  одним признакам к корпорациям  относят все хозяйствующие субъекты, являющиеся коммерческими организациями и основанные на членстве, а по другим - исключительно акционерные общества.
     Однако  в отечественной экономико-правовой системе, по своей сути и с меньшими условностями, именно ООО идентифицируются с общепринятым понятием корпорации в мировом хозяйственной и правовой практике.
     Нужно отметить, что понятие корпорации в российских условиях приобрело еще одну специфическую черту. Оно используется для обозначения хозяйствующего субъекта, образованного несколькими юридическими лицами.
     В  результате проведенных в России экономических реформ термины «корпорация», «корпоративное управление» стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в литературе, постепенно формируя  представление о системе управления, принятой корпорациями, как об одном из магических способов эффективного управления и вывода российских предприятий из кризиса. [2, С.69].
           Для начала необходимо ознакомиться с определением корпорации, которых существует достаточно много. Термин «корпорация» происходит от латинского corporatio и означает объединение, союз, общество. В словаре русского языка корпорация определяется:
    Объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия.
    Одна из форм монополистического объединения.
           По мнению И.А.Храбровой  наиболее удачное определение корпорации дано в американской экономико-правовой системе, а именно: «Корпорация организация, поставившая перед собой определенные цели, действующая на общественное благо, обладающая определенными правами, являющаяся юридическим лицом, действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственность». [3, С.98]. В силу того, что понятие «корпорации» не имеет официального оформления в России, отечественные исследователи придерживаются различных взглядов на понятийные рамки этого термина. Одни к корпоративным организациям относят все коммерческие организации, основанные на членстве, другие – хозяйственные общества и товарищества, третьи – только акционерные общества. Безусловно, каждая позиция имеет рациональную основу и имеет право на существование, хотя нельзя не отметить, что именно акционерные общества в отечественной экономико-правовой системе по своей сути с меньшими условностями идентифицируются с корпорациями в мировой и хозяйственной практике. 
           Но наиболее полное определение можно найти в  «Большом коммерческом словаре»: «Корпорация – широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организационной предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму». [4, С.132].
           Из этого определения  вытекает обязательность наличия, как  минимум, нескольких принципиальных условий  для успешного функционирования корпорации: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров). Поэтому без выполнения этих условий и до тех пор, пока в масштабах государства (отдельного региона) или отдельной отрасли не будут созданы необходимые нормативные и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций, говорить об эффективной реализации корпоративного управления преждевременно. Несмотря на относительную непродолжительность процесса перераспределения прибыли в России, уже можно выделить определенные этапы формирования структур корпоративного управления, выявить истоки ошибок и заблуждений, предложить пути их преодоления.
     В процессе функционирования корпораций в ее корпоративную среду (рис. 1) вовлекаются тем или иным способом различные субъекты общества и категории  людей.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Рис. 1. Корпоративная  среда [5, С.39]. 

     Поэтому руководство в процессе принятия решения должно учитывать интересы экономических составляющих общества рассмотренных ниже.
     Потребители, которые требуют от себя самого пристального внимания корпорации. Без потребителей корпорация просто не сможет существовать. Потребители хотят получить от нее качественные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу. Если корпорация не стремиться направить силы на удовлетворение потребностей потребителей, то это можно назвать ее главным стратегическим просчетом, из-за которого корпорацию, как правило, постигает неудача, как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Это обусловлено тем, что отношение общества к корпорации в значительной степени формируется в точках продажи товаров и услуг.
     Служащие, суть отношений которых с корпорацией переходит от обычных требований справедливой оплаты труда к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенству возможностей, защите здоровья на рабочем месте, финансовой безопасности, невмешательству в личную жизнь, свободе самовыражения и обеспечению соответствующего уровня жизни.
     То  есть должна быть разработана продуманная  кадровая политика, которая является одним из основных инструментов корпоративной  культуры.
     Местное население,  на которое корпорации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. Именно здесь от корпораций ждут непосредственное участие в решении местных проблем: образования, организации транспорта, условий для отдыха, системы здравоохранения, охраны окружающей среды. В России, где много градообразующих предприятий, эта проблема особенно актуальна, поэтому именно здесь, прежде всего, корпорации должны объяснять суть и характер своей деятельности.
     Общество  в целом, на которое корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровнях. Их деятельность оказывается объектом пристального внимания различных организаций и групп заинтересованных лиц, включая академические круги, властные структуры и средства массовой информации. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштабов.
     Поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения крупных корпораций  и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны корпораций.
     Акционеры вступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само существование корпорации, как поставщики «рискового» капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества. То есть, корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние.
     Во  всех принципиальных решениях корпорации должен быть достигнут баланс интересов  участников корпоративных отношений, что повышает их важность и значимость. Одна из основных целей корпораций максимизация прибыли в долгосрочном периоде может быть достигнута лишь в случае достижения баланса между всеми участниками. Для этого крупные корпорации, как правило, разрабатывают и утверждают следующий примерный перечень документов, регламентирующих правила взаимоотношений и устанавливающих структуру в рамках корпоративной среды: 

     
    кодекс  поведения;
    рекомендации по оплате труда и вознаграждению служащих, обеспечению равных прав для служащих, невмешательство в их частную жизнь, свободу самовыражения;
    нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте;
    нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества производимых товаров и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования, а также соблюдение этических аспектов рекламной деятельности;
    нормы и правила, определяющие приоритеты благотворительной деятельности корпорации;
    программы информирования, подготовки и обучения менеджеров проблемам корпоративных отношений.
           Все это составляет весьма важную часть корпоративного права, представляющую интерес для формирующейся системы корпоративных взаимоотношений, складывающихся в России. Применительно к российским условиям необходимо учитывать особенности как экономического, так и социального развития общества, мировоззрение большинства обывателей, уровень готовности наших граждан к восприятию норм корпоративной культуры.
     Корпорация, принявшая в качестве своей цели интегрирование, осуществляет реализацию определенных этапов реализации интеграционной стратегии. Укрупнено интеграционная стратегия развития корпорации подразделяется на три этапа реализации (см. рис. 2).
     
     Рис. 2. Типы интеграционных стратегий развития[6,С.95]. 

     Первый  этап представляет собой организационное  проектирование, здесь принимается решение об интеграции, разрабатываются стратегии, планируются процедуры реализации и т. д.
     Второй  этап предполагает реализацию проекта, на основании разработанных планов и мер осуществляется процедура  интеграции. Изменяется организационная  структура компаний, входящих в состав корпорации или самой корпорации, происходит трансформация производственных и управленческих связей.
     На  третьем этапе (мониторинг интеграционной деятельности) происходят контроль и  отслеживание функционирования преобразованной корпорации, подводятся итоги и оцениваются результаты проделанной работы, дается экономическая оценка интеграции.
     Интеграционные  процессы могут иметь разнонаправленный  характер:
    расширение деятельности за счет собственных источников требует дополнительных эмиссий, кредитования под залог акций, изменений в структуре голосующих акций, использования производных инструментов фондового рынка и т. д.;
    рационализация предполагает ранжирование потенциала активов в соответствии с программой развития корпорации, и производится их разнесение по компаниям по степени значимости. Следствием является установление отношений финансового холдинга, то есть не попавший в ранг приоритетного бизнес-проект остается в рамках корпорации, обычно на условиях организационно-правового оформления юридического лица. Такое обособление целесообразно, когда бизнес недооценен, его продажа в настоящий момент не является выгодной или же корпорация намерена заняться таким бизнес проектом по завершении других. Третьей причиной обособления может быть неблагоприятная рыночная конъюнктура, бизнес остается «про запас». Реализация проекта происходит согласно регламентированной законодательством соответствующей процедуре.
     1. Слияние. Слиянием признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей нескольких обществ, принявших решение о слиянии, с прекращением деятельности последних. Другими словами, происходит юридическая ликвидация каждого общества, и они создают новую организационную структуру. Соответственно, все имеющиеся органы управления упраздняются, и во вновь созданной компании формируется новые: общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление. Имеющиеся акции обществ, участвующих в слиянии, аннулируются и в дальнейшем эмитируются акции вновь созданного общества. Поэтому первоначально, для управления вновь созданным обществом, порядок голосования определяется договором о слиянии.
     2. Присоединение. Присоединением признается прекращение деятельности общества с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. То есть организация, присоединяющая к себе общество, может распоряжаться всем имущественным комплексом присоединяемого общества, активами и т. д., но вместе с тем принимает на себя все обязательства перед третьими лицами данного общества. Общество присоединяемое осуществляет созыв общего собрания акционеров и решает вопрос о присоединении, составляет передаточный акт. После присоединения организация, присоединившая общество, осуществляет дополнительную эмиссию акций на сумму присоединенного имущества и распространяет ее. Исходя из увеличения числа акционеров может быть увеличена численность Совета директоров или проведены другие трансформации органов управления.
     3.Ликвидация. Ликвидация общества представляет собой прекращение деятельности общества без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Решение о добровольной ликвидации принимается на общем собрании акционеров, принудительная ликвидация происходит но решению суда. Далее происходит распределение имущества между всеми кредиторами общества, матом акционерами общества, и процедура ликвидации завершается регистрацией в едином государственном реестре юридических лиц соответствующей записью.
     4. Преобразование. Общество может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и некоммерческое партнерство. На решение общего собрания акционеров выносится вопрос о преобразовании общества со всеми сопутствующими вопросами, касающимися порядка и условий осуществления преобразования, порядка обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива. Далее всеми участниками утверждаются учредительные документы преобразованная организации, избираются органы управления ею. Преобразованная организации сохранное за собой все права и обязанности общества, и качество которого она существовала до преобразования
     5. Разделение. Разделением признается прекращение деятельности организации и передача всех ее прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. На решение общего собрания акционеров выносятся вопросы о порядке и условиях разделения, о создании новых обществ, порядке конвертации акций разделяемой организации и акции создаваемых обществ, так же утверждается разделительный баланс. Если общим собранием принимаются решения по всем вопросам, то далее управления каждого вновь созданного общества производится собственным общим собранием акционеров и в соответствии с принятыми условиями.
     Что касается лиц, не принимавших участия  в голосовании по вопросам разделения организации или проголосовавших против разделения, то они должны получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие им до разделения организации, пропорционально числу имеющихся акций.
     6. Выделение. Выделением признается создание одного или нескольких обществ, которым передается часть прав и обязанностей организации, их выделяющей, без прекращения деятельности последней. На решение общего собрания акционеров выносится вопрос о выделении общества, порядке и условиях его выделения, о конвертации акций организации и порядке конвертации, об утверждении разделительного баланса.
 

1.2. Преимущества и недостатки корпоративной формы предпринимательства 

     Широкие возможности корпоративной организации хозяйственной деятельности позволяют моделировать межфирменные отношения, используя множество вариантов создания корпораций, основанных на использовании их преимуществ. В качестве основных выделим следующие:
     1. Способность привлечения денежных средств через выпуск акций дает возможность аккумулировать средства неограниченного числа инвесторов, позволяя последним рассчитывать на определенное вознаграждение и давая определенный выбор участия в управлении обществом.
     2. Облегчается решение проблемы управляемости. Законченность организационного оформления, регламентированность в определении ответственности и полномочиях позволяют распределить функции контроля между органами управления акционерного общества, что означает возможность профессионализации процесса управления.
     3. Упрощенный порядок вхождения и выхода из состава акционеров обеспечивает широкие возможности ротации заинтересованных лиц и, соответственно, большую гибкость в условиях крайней динамичности инвестиционного предложения.
     4. Принцип ограниченной ответственности позволяет уменьшить риски. Действие принципа ограниченной ответственности сделало возможным создание крупных корпораций через распределение рисков между акционерами и управляющими.
     По  мере консолидации производства и капитала предпринимательство перестает относиться к приоритетной области действий одиночек, превратившись в повседневное занятие руководителей и специалистов крупных фирм, затрагивая государственные и межгосударственные отношения. Крупномасштабные предпринимательские союзы  во многих базовых отраслях экономики позволяют более гибко и надежно, чем каждая фирма в отдельности реализовать преимущества предпринимательства, в том числе:
    применять различные формы привлечения капитала для организации производства (аренда, подряд, кооперация);
    добиваться многоканального использования сырьевой базы;
    обеспечивать широкое тиражирование и комплексное применение прогрессивной техники и технологии;
    перевести инновационный цикл «исследование—производство—потребление» на межотраслевую, в том числе кооперационную, основу;
    развивать совместные вспомогательные и обслуживающие производства;
    создавать территориальную производственную и социальную инфраструктуру [7, С.183].
     Однако  было бы совершенно неправильно указывать  только позитивные стороны образования крупных объединений. При их создании возникает много проблем, в том числе из-за недостатка опыта и несовершенства законодательства. При образовании крупных производственных комплексов, как правило, обостряется проблема монополизма. Создание сверхкрупных производственных объединений, сосредоточивающих на своих предприятиях выпуск основной части однотипной продукции в масштабе страны, представляет реальную угрозу монополизации рынка, усиления инфляции, сдерживания научно-технического прогресса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.