На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Факторы, влияющие на развитие национальной экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Введение 

Содержание 

    Структура национальной экономики, её виды……………………………..3
      Домашнее хозяйство……………………………………………………..7
      Отраслевая структура…………………………………………………..10
      Территориальная структура……………………………………………11
      Структура внешней торговли………………………………………….13
    Факторы, влияющие на развитие национальной экономики……………15
 
Заключение 
Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

  Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями.
  В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные  группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.
  Особое  место в воспроизводственной  структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.
  В структуре  промышленности республики основное место  принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности.
  Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Структура национальной экономики, её виды 

   Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.
   Выделяют  следующие виды структуры национальной экономики:
   1) домашнее хозяйство, подразумевающие  рассмотрение структуры национальной  экономики как взаимосвязи между  домашними хозяйствами. Выделение  этого вида структур связано  с тем, что домашние хозяйства  являются мощным экономическим  субъектом, производящим значительную  часть национального богатства,  влияющим на характер других  взаимосвязей;
   2) социальная структура, исходящая  из деления национальной экономики  на определенные сектора, которые  находятся между собой в органичной  взаимосвязи. Деление производится  по различным критериям, например  группам населения, предприятий,  видам труда. Обычно выделяют  государственный и частный сектора  экономики;
   3) отраслевая структура, предполагающая  выделение отраслей экономики  и определение характера и  сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики  – это единицы национальной  экономики, в процессе общественного  производства, выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;
   4) территориальная структура, предполагающая  анализ географического распределения  производительных сил в рамках  национальной экономики – разделение  национальной экономики на различные  экономические районы;
   5) инфраструктура национальной экономики,  исходящая из определения рода  и характера взаимодействия сфер  экономики;
   6) структура внешней торговли, предполагающая  анализ характера соотношений  различных товарных групп, их  импорта и экспорта. (1)
   Структура определенной национальной экономики  постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает  научно-технический прогресс, который  изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и  сфер экономики. Изменение характера  общественного производства, возникновение  новых отраслей, оказывает влияние  на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим  ее развитием.
   Структура конкретной национальной экономики  формируется под влиянием множества  факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно  к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может  быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.
  Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики. Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство. (3)
  Особое  место в воспроизводственной  структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.
  Социальная  структура национальной экономики означает деление ее на секторы — совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в Беларуси можно выделить следующие секторы: государственный (республиканский), муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.
  Отраслевая  структура предполагает деление национальной экономики на отрасли — качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе" осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных.
  В структуре промышленности республики основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности. Они дают 9/10 валового продукта промышленности республики. Ведущая отрасль — машиностроение и металлообработка—имеет развитую многоотраслевую структуру: тракторо- и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, станко- и приборостроение, производство вычислительной техники и др.
  Территориальная структура  определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в РБ можно выделить западный и восточный экономические районы со своими территориально - производственными комплексами, занятостью населения, природными ресурсами и другими характеристиками.
  Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.
  Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте.
  Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.
  Национальные  экономики отличаются друг от друга  и по структуре. Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.
  Особенностью  структуры национальной экономики  Беларуси является то, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит в себе все специфические черты разделения труда между республиками в едином народнохозяйственном комплексе страны. Так, для нее характерны высокая степень развитости и концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности и др., отличающихся высокой металлоемкостью, энерго- и ресурсоемкостью. Республика фактически представляет собой "сборочный цех" бывшего Союза и поэтому промышленность для нормальной работы нуждается в постоянных поставках комплектующих изделий из других стран СНГ.
  Сельское  хозяйство в соответствии с прежними общесоюзными пропорциями специализируется на производстве мясо - молочной продукции, льна и картофеля. Структурные преобразования в сельском хозяйстве связаны с реорганизацией колхозов и совхозов, появлением фермерских хозяйств и т. п.
  Сфера нематериального производства представлена высококвалифицированными научными кадрами, академическими и другими научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.
  В непроизводственной сфере ведущее  место по затратам принадлежит военно-промышленному комплексу. Беларусь была западным рубежом СССР и поэтому по количеству военной техники, приходящейся на одного жителя, превосходит все остальные западноевропейские страны. В настоящее время решается задача перевода оборонной промышленности на мирные рельсы, т. е. осуществление конверсии, проведение разоружения, сокращение военного бюджета.(4) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Домашнее хозяйство 

     Домашнее  хозяйство - это хозяйство, которое ведется одним или несколькими совместно проживающими и имеющими общий бюджет людьми. Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве.
     Ведение домашнего хозяйства представляет собой форму производственной деятельности семьи. В домашнем хозяйстве производятся услуги и продукция, предназначенные  для удовлетворения потребностей данной семьи. Систематическое производство продукции в домашнем хозяйстве  для продажи или реализации услуг  на рынке характеризуют семью, занимающуюся индивидуальной трудовой деятельностью, а производство сельскохозяйственной продукции - личное подсобное хозяйство  с товарной направленностью.
     В домашнем хозяйстве могут осуществляться любые виды деятельности, в результате которых создаются и используются финансовые ресурсы. (6)
     Домашнее  хозяйство наиболее тесно связано  с региональной экономикой. Финансовые ресурсы, создаваемые в этой сфере  деятельности, почти полностью используются в регионе. Поэтому финансы домашнего  хозяйства в наибольшей степени  могут быть отнесены к территориальным  финансам.
     Домашние  хозяйства являются одним из элементов  финансовой системы государства. Каждый из этих элементов определенным образом  влияет на процесс общественного  воспроизводства. В каждой области  финансовой системы процесс образования  и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему характеристики. Роль, которую  различные элементы финансовой системы  играют в процессе ее формирования, определяет их особенности. Так, финансы  предприятий являются основой финансовой системы, поскольку именно в предпринимательском  секторе создается валовой внутренний продукт, распределяемый в ходе дальнейших финансовых отношений. Централизованные элементы финансовой "системы играют важную роль в перераспределении  денежных средств между отдельными отраслями, экономическими регионами, различными социальными группами населения. Финансы домашних хозяйств имеют  свои особенности, которые отличают их от других элементов финансовой системы.
     Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени  регламентирована государством. Действительно, процесс создания и расходования централизованных денежных фондов, таких, например, как государственный бюджет, находится под жестким государственным контролем. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в определенной степени определяется государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости и др.). Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет «инструментов прямого влияния» на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.
    Вместе  с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым  реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства  образуются в результате многократного  распределения и перераспределения  стоимости совокупного общественного  продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства  и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими  лицами, ведет к сокращению их реального  дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством  сбора налогов, направляются через  бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реальных доходов  домашних хозяйств возрастает.
    Располагаемые ресурсы — это денежные средства домашних хозяйств плюс стоимость потребленных продуктов питания, поступивших  из личного подсобного хозяйства (за вычетом материальных затрат на их производство). Сюда же входит стоимость  предоставленных в натуральном  выражении льгот и дотаций.
     В первом квартале 2011 года располагаемые  ресурсы в расчете на члена  домашнего хозяйства составили 888,4 тыс. рублей в месяц. В городах  и поселках городского типа среднедушевые  располагаемые ресурсы на 23,3% превысили  уровень среднедушевых располагаемых  ресурсов сельских жителей и составили, соответственно, 934,4 и 758,1 тыс. рублей в  месяц.
     Доля  домашних хозяйств с уровнем среднедушевых  располагаемых ресурсов ниже бюджета  прожиточного минимума (малообеспеченных домашних хозяйств) составила 3,3%, в  городах и поселках городского типа — 2,6%, в сельских населенных пунктах — 5,2%.
     В структуре малообеспеченных домашних хозяйств основную часть (69,3%) составляют домашние хозяйства с детьми до 18 лет, 23,8% — домашние хозяйства без  детей, 6,9% — домашние хозяйства, состоящие  из одного человека. (5)
  Домашние  хозяйства в республике не обладают большим потенциалом как потребители  товаров и услуг, и это отражает общую экономическую ситуацию даже при приросте ВВП в течение  года на 10 %. Растущая дифференциация домашних хозяйств в трансформационной экономике  является делом обычным, и это  видно на примере наших семей, среди которых всего 0,6 % купили в  этом году автомобиль или другие средства транспорта, и 1 % купили или построили недвижимость. Парадоксально, что при увеличении производства мебели в этом году на 42,6 %, всего 3,4 % домашних хозяйств обзавелись этой мебелью. Это весьма скромные показатели, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне жизни. Для наших бюджетов неизвестным событием является покупка акций или иных ценных бумаг, т.к. 3,3 % семей республики покупают валюту. Эта сумма превышает средний размер вкладов в банки в два раза, которые сделали 5 % семей населения республики. (5) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Отраслевая структура 

          Отраслевая структура производства показывает, существующее в обществе распределение экономических ресурсов между отраслями и сферами материального производства. Отрасль — совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в процессе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в расширенном воспроизводстве. По определению Статистической комиссии ООН, отрасль — это совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности.
          Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Базовыми отраслями являются: промышленность, сельское хозяйство, строительство, производственная инфраструктура (торговля, транспорт и связь), непроизводственная инфраструктура (сфера услуг). Каждая из базовых отраслей экономики в свою очередь расчленяется на так называемые укрупненные отрасли и виды производства. В каждую из укрупненных отраслей входят однородные, но специализированные на производстве определенных видов продукции отрасли. При отнесении предприятия, видов производства и услуг к той или иной отрасли экономики учитываются назначение продукта или услуг, вид основного сырья и материала, характер технологического процессам. В ряде случаев возникают затруднения при отнесении конкретного участка хозяйства к той или иной отрасли. Это связано с тем, что в результате специализации однородные по назначению продукты часто изготовляются при помощи различных технологий, из разнообразного исходного сырья и т. п. Например, производство стеклянных и металлических банок относится к разным отраслям, но данные товары рассматриваются потребителями как взаимозаменяемые товары. Кроме того, происходит процесс проникновения приемов и методов производства из одних отраслей в другие. Из одного и того же сырья производятся продукты самого разнообразного назначения. (6) 
 
 
 
 
 

1.3 Территориальная структура 

     Территориальная структура народного хозяйства  отражает распределение производительных сил в территориальном разрезе. В этом смысле в Республике Беларусь выделяются экономические регионы, территориальные комплексы и  территориально-производственные комплексы (ТПК). Для Беларуси характерны три типа экономических районов, а именно:
     - экономические районы в пределах административных областей (г. Минск и шесть областей); каждая область имеет свой набор отраслей специализации, свой уровень комплексности развития, свои органы управления;
     - внутриобластные экономические районы (подрайоны) (их насчитывается 19). Каждый из них имеет свои отрасли специализации как в пределах областей, так и в масштабах республики. В отличие от областей подрайоны не имею органов управления, так как они не выполняют административных функций;
     - низовые административные экономические районы – это сельские административные районы (их в Беларуси 118), которые можно рассматривать как первичные территориальные подразделения в системе экономического районирования. (5)
     Производство, сформированное на территории отдельных  районов, образует территориально-производственные комплексы (ТПК) – как совокупность предприятий и сооружений различных  отраслей, расположенных на определенной территории и связанных между  собой использованием общерайонных природных и экономических ресурсов, а также общей системой расселения.
     В Республике Беларусь выделяют три типа территориально-производственных комплексов:
     1. ТПК многоотраслевого развития (шесть  комплексов): Минский (машиностроение); Гомельский (лесная и деревообрабатывающая, пищевая, машиностроение); Могилевский  (черная металлургия, химическая); Витебский (легкая, строительных  материалов, машиностроение); Гродненский  (пищевая, стройматериалов, химическая, стекольная, лесная и деревообрабатывающая, легкая); Бобруйский (химическая и  нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, стекольная и фарфорово-фаянсовая); 

     2. Интенсивно-развивающиеся ТПК (11 комплексов): Брестский (электроэнергетика,  пищевая, лесная и деревообрабатывающая, машиностроение, легкая); Барановичский (легкая, пищевая, машиностроение); Пинский (легкая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая); Молодечненский (лесная и деревообрабатывающая, машиностроение, пищевая, стройматериалы, порошковая металлургия); Лидский (машиностроение, химическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая); Оршанский (легкая); Борисовский (лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, медпрепаратов); Солигорский (химическая, пищевая, легкая); Новополоцкий (топливная, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая); Мозырский (топливная, лесная и деревообрабатывающая, пищевая, стройматериалов); Жлобинский (легкая, стройматериалы, металлургическая, электроэнергетика);
     3. ТПК, представляющие собой простые  группировки предприятий (два  комплекса): Глубокский (пищевая, стекольная  и фарфорово-фаянсовая, лесная  и деревообрабатывающая); Кричевский (стройматериалы, легкая, пищевая). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4 Структура внешней торговли 

    Особенности промышленного комплекса Республики Беларусь, ее географическое положение  и исторические связи определили высокую степень открытости экономики  республики, ее ориентированность на внешние рынки. Объем экспорта товаров  составляет около 50% валового внутреннего  продукта страны, импорта – около 60%.
    В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным  ростом объемов товарооборота. Это  обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала.
    При этом негативные тенденции сокращения объемов внешней торговли всех стан мира в 2009 году, обусловленные мировым  финансово-экономическим кризисом, затронули и внешнюю торговлю Республики Беларусь.(5) 

    Динамика  объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь приведена в таблице: 

      2000 2005 2008 2009 
    оборот 15 972,6 32 687,4 71 952,1 49 873,2
    экспорт 7 326,4 15 979,3 32 570,8 21 304,2
    импорт 8 646,2 16 708,1 39 381,3 28 569,0
    сальдо -1 319,8 -728,8 -6 810,5 -7 264,8
 
 
     В настоящее время  в регулировании  внешней торговли Беларуси участвуют  следующие органы власти:
• Президент  Республики Беларусь (определяет основные направления внешней политики государства);
• Совет  Министров (обеспечивает реализацию политики международной торговли, разрабатывает  программу развития внешней экономики, обеспечивает защиту государственных  производителей, утверждает суммы таможенных тарифов;
• Министерство Иностранных Дел (участвует в  разработке механизмов валютно-кредитных  отношений, а также в разработке и организации политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению их на территории страны, участвует в разработке прогноз сальда внешней торговли, анализирует состояние этого сальда, делает прогнозы темпов, пропорций и эффективности экспорта, участвует в контролировании сохранения государственных интересов на внешнем рынке, обеспечивает выполнение международных обязательств страны, участвует в деятельности международных экономических организаций, разрабатывает предложения о подписании международных соглашений и подписывает эти соглашения при согласии Правительства;
• Министерство Финансов (определяет финансовую политику в сфере экономической деятельности, участвует в регулировании экспортно-импортных  операций, проводит деятельность в  сфере кредитных и валютно-финансовых операций с другими странами, анализирует  финансовые проблемы связанные с  внешнеэкономическим сотрудничеством, подготавливает предложения по улучшению  валютно-финансовых отношений с  другими странами);
•   Государственный таможенный комитет (реализует таможенную политику государства, отвечает за государственную безопасность в границах своих компетенций, модернизирует средства таможенного регулирования, обеспечивает благоприятные условия для международного сотрудничества, участвует в развитии международных отношений, проводит борьбу с контрабандой, несоблюдением таможенного законодательства, собирает таможенные оплаты, налоги);
• Национальный банк РБ (представляет государственные интересы в национальных банках других стран, выдаёт лицензии коммерческим банкам на проведение операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и других организаций в Беларуси, выпускает национальную валюту – белорусский рубль, управляет резервами Республики, определяет и публикует курс белорусского рубля в отношении к другим валютам);
•     Парламент (совместно с президентом определяет основные направления внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые соглашения с другими странами);
• Торгово-промышленная палата Республики Беларусь (это негосударственная организация, которая объединяет предприятия с целью защиты их интересов в отношениях с государством и его органами). (5) 
 
 
 

    Факторы, влияющие на развитие национальной экономики
    Факторы экономического роста – это процессы и явления, которые оказывают объективное и субъективное влияние на способность реального увеличения объемов и масштабов производства благ.
    Выделяют  субъективные и объективные факторы экономического роста. Объективными считаются те факторы, которые оказывают непосредственное и определяющее влияние на темпы экономического роста. Субъективными факторами являются те, которые оказывают опосредованное и косвенное влияние на темпы и масштабы экономического роста.
    Объективными  факторами экономического роста являются:
    1) увеличение объемов и качественного  состав основного капитала;
    2) изменение технологий производства;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.