На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Поведение фирмы в условиях рынка монополистической конкуренции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                   ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Особенности рынка монополистической конкуренции
1.2 Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
1.3. Равновесие производителя в долговременном и краткосрочном периодах
2 АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В УСЛОВИЯХ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ И ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Модель  фирмы в условиях рынка совершенной  конкуренции
2.2. Модель  фирмы в условиях монополистической  конкуренции
2.3 Особенности поведения рынка в условиях чистой конкуренции
3 РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В УКРАИНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
    ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

          1.1 Особенности рынка монополистической конкуренции

 
          Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
     Прежде  всего, обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющимся антиподами. Рассмотрим ее отличие от уже известных нам рыночных структур. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т.е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы. Например, на рынке зубной пасты выступает множество фирм, но каждая из них производит отдельный ее вид и является монополистом в его выпуске. У любой такой фирмы имеется конкурент, который пытается отнять у нее потребителя и предложить ему другой вид зубной пасты. Поэтому все фирмы, выпускающие зубную пасту, являются конкурентами, несмотря на то, что они продают различные ее виды. Не случайно они проводят активную рекламную политику.
      Монополистическая конкуренция предполагает поставки на рынок близкой, но не полностью  взаимозаменяемой продукции (в условиях монополистической конкуренции работают, например, аптеки, рестораны, производители многих потребительских товаров). Иногда говорят, что монополистическая конкуренция – это совершенная конкуренция плюс дифференциация продуктов. Все сказанное выше относительно возможностей использования маркетинга в случае чистой конкуренции справедливо также и для монополистической конкуренции. Кроме того, в последнем случае дополнительно возможно использование продукта как инструмента маркетинговой деятельности.
     В условиях монополистической конкуренции  конкурирующие организации могут осуществлять различные стратегии маркетинга. В каждом случае организация пытается добиться преимущества, используя отличные от конкурентов маркетинговые факторы, желательные для потребителей. В зависимости от уровня потребительских свойств продукта и предоставляемых услуг цены могут варьироваться в широком диапазоне.
     Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить  цену на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности.
     В отличие от олигополиста, фирма, выступающая  в условиях монополистической конкуренции, учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.
     На  практике это означает следующее:
     Во-первых, на рынке действует относительно большое количество производителей. Под относительно большим количеством  подразумевается наличие 25, 35, 60 или 70 производителей. В связи с этим фирмы обладают относительно не большими долями рынка и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Также такая ситуация гарантирует то, что фирмы не смогут согласовать свои действия с целью изменения объемов производства или искусственного повышения цен. Ограничения по вхождению в отрасль новых фирм отсутствуют. Поэтому «новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам – выйти, если их товары перестали пользоваться спросом».
     То, что производители в условиях монополистической конкуренции  являются типично небольшими по размеру  фирмами как в абсолютном, так  и относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики.
     Таким образом сложившаяся ситуация позволяет  фирме не оглядываться на реакцию конкурентов при незначительном увеличении продаж, путем уменьшения цен на свою продукцию. Потому что влияние ее действий настолько незначительно отразится на каждом из них, что у последних не будет причин реагировать на ее действия.
     Во-вторых, каждая из фирм отрасли продает свой особый тип или вариант товара. В таком случае говорят, что рыночная продукция дифференцирована.
     Дифференциация  предполагает, что каждая фирма пытается сделать свой продукт отличным от продукции других фирм. Чем в большей степени ей удается сделать свой продукт отличным от продуктов других фирм, производящих сходную продукцию, тем большей монопольной властью она обладает, тем менее эластична кривая спроса на ее продукт.
     При этом дифференциация продукта может  принимать ряд различных форм:
     1. Продукты могут различаться по  своим физическим, или качественным, параметрам. «Реальные» различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта.
     Персональные  компьютеры, например, различаются  с точки зрения мощности программно-аппаратной части, доступности для потребителя  и т.д.
     Примером  также может послужить рынок безалкогольных напитков, который заполнен разнообразными марками этого товара, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы.
     2. Услуги и условия их предоставления, являются важным аспектом дифференциации  продукта. Один магазин может  придавать особое значение качеству обслуживания покупателей. Его работники упакуют покупки и отнесут их к машине покупателя.
     Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям самим упаковывать, и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам.
     Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей и обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами  дифференциации продукта, связанными с услугами.
     3. Продукты могут также быть  дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие продовольственные магазины и киоски успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов. Владельцы небольших продовольственных магазинов и киосков располагают их вблизи от покупателей, в наиболее оживленных местах, нередко они открыты 24 часа в сутки.
     4. Дифференциация может также являться  и результатом мнимых различий, созданных с помощью рекламы,  упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или иная марка продукции связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей. Многие потребители считают, что зубная паста, упакованная в аэрозольный баллончик, предпочтительней, чем также самая зубная паста в обычном тюбике. Хотя существует ряд медикаментов, по свойствам подобных аспирину, создание благоприятных условий для продажи и яркая реклама могут убедить многих потребителей, что данные виды продукции являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их более известный заменитель.
     Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения.

          1.2 Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность

 
     Совершенно  конкурентные рынки эффективны до тех  пор, пока ничто не препятствует работе рыночного механизма, совокупный излишек производителей и потребителей достигает максимальной величины. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной по ряду аспектов, но является ли она эффективной рыночной структурой? Чтобы ответить на этот вопрос нужно сравнить долговременное равновесие в отрасли с монополистической конкуренцией с долговременным равновесием совершенно конкурентной отрасли промышленности.
      Рисунк 1.2 (1a и 1b) показывают, что рыночный механизм в отрасли с монополистической конкуренцией является не эффективным. Это происходит по двум причинам. Во-первых, в отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена рынка монопольной конкуренции превышает предельные издержки.
      1.2 (1a и 1b) - Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность 

 Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Если бы объем производства увеличился до точки, где кривая спроса пересекает кривую предельных издержек, совокупный излишек мог бы быть увеличен на величину, равную заштрихованной площади на рисунке 1b. Это не удивительно, монопольная власть приводит к чистым убыткам, а фирмы на рынках монополистической конкуренции обладают монопольной властью.
     Во-вторых, как следует из рисунков 1a и 1b, фирмы  на рынке монополистической конкуренции имеют резервные производственные мощности. Фактический объем производства меньше чем тот, который минимизирует средние издержки. Проникновение новых фирм снижает прибыли до нуля как на совершенно конкурентном рынке, так и на монополистически конкурентном рынке. На совершенно конкурентном рынке фирма сталкивается с горизонтальной линией спроса, и поэтому нулевая прибыль приходится на точку минимума кривой средних издержек (1a). На рынке монополистической конкуренции кривая спроса имеет наклон вниз, и поэтому точка нулевой прибыли оказывается левее точки минимальный средних издержек. Эти резервные производственные мощности не эффективны, так как средние издержки могут быть сокращены, если будет действовать меньшее число фирм.
     Такая неэффективность уменьшает благосостояние потребителей. Является ли тогда монополистическая конкуренция социально нежелательным экономическим явлением, которое следует регулировать правительству? Ответ вероятнее всего будет отрицательным по двум причинам.
     Во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть не велика. Обычно конкурирует достаточное число фирм, фирменные марки товаров которых вполне взаимозаменяемы, и поэтому не одна из фирм не будет обладать существенной монопольной властью. Следовательно, любые чистые убытки от монопольной власти будут также невелики. А так как кривые спроса фирмы достаточно эластичны, их резервные производственные мощности будут также невелики.
     Во-вторых, неэффективность рыночного механизма  компенсируется за счет важного преимущества, которое обеспечивает монополистическая конкуренция, - широкого ассортимента товаров. Большинство потребителей ценят возможность широкого выбора среди самых разнообразных конкурирующих товаров и их марок. Польза от разнообразия товара может быть большой и легко перевесить издержки от нерентабельности или неэффективности в результате наклона вниз кривых спроса.
     Рассмотрим, как устанавливаются оптимальный  объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции в коротком и длительном периодах.

          1.3 Равновесие производителя в долговременном и краткосрочном периодах

     Равновесие  производителя в краткосрочном  периоде.

     Промежуточное положение между монополией и  совершенной конкуренцией определяет высокоэластичный спрос на продукцию фирмы (степень эластичности ниже, чем при монополии, и выше, чем при совершенной конкуренции, когда спрос является совершенно эластичным). Степень эластичности спроса и определяемый ею наклон кривой спроса зависят от количества фирм-конкурентов и степени дифференциации продукции. Чем больше конкурентов имеется в отрасли и чем меньше степень дифференциации, т. е. чем меньше заменителей имеет продукт, тем монополистическая конкуренция находится ближе к совершенной конкуренции и, следовательно, тем эластичнее спрос и меньше наклон кривой спроса.
     Как и в условиях чистой монополии, при  монополистической конкуренции фирмы сталкиваются со спросом, который представлен кривой, имеющей наклон вниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это не означает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают большие прибыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля.
     На  рис. 1.3 изображена ситуация, в которой находится фирма, функционирующая в условиях монополистической конкуренции в коротком периоде.
     Руководствуясь  правилом MR = МС, фирма определяет объем производства Q и цену на свою продукцию Р. При данном уровне средних общих издержек, выраженном кривой АТС, фирма получает прибыль, величина которой выражена площадью прямоугольника СРАВ. 

     
     Рис. 1.3 - Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.
     Спрос на продукцию фирмы, функционирующей в условиях монополистической конкуренции, более эластичен, чем на продукцию монополиста. Поэтому кривая спроса является более пологой.
     Фирма на основе правша MR = МС устанавливает  объем выпуска продукции Q и цену Р. Прибыль фирмы — площадь фигуры СРАВ.

     Равновесие производителя  в долговременном периоде.

     В длительном периоде фирмы могут  свободно покидать отрасль и входить  в нее, в зависимости от того, получают ли они прибыль в рамках короткого  периода, или, наоборот, терпят убытки. Поэтому в длительном периоде наблюдается тенденция к получению «нормальной» прибыли, т. е. безубыточной деятельности, при которой величина экономической прибыли равна нулю. На рис. 3 изображена рыночная ситуация, имеющая место на рынке монополистической конкуренции в длительном периоде.
     Говоря  о совершенной конкуренции, мы показали, что в длительном периоде конкурентная фирма, находясь в положении равновесия, обычно получает нулевую («нормальную») прибыль, когда Р = АТС. Точно так же обстоит дело и в условиях монополистической конкуренции. На рис. 3 изображено положение долгосрочного равновесия фирмы. Кривой спроса DD соответствует кривая предельного дохода MR. В результате этого производится Q единиц продукта, реализуемых по цене Р. При этом обратите внимание на то, что кривая спроса является касательной к кривой средних общих издержек АТС и точка касания А — общая для обеих этих кривых. Это говорит о том, что цена равняется средним общим издержкам (Р = АТС) и, следовательно, прибыль фирмы равна 0. 

       

     Рис. 1.4 - Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.
        В долгосрочном периоде фирма получает нулевую прибыль, так как соблюдаются условие Р = АТС. Кривая АТС является касательной к кривой спроса DD в точке А.
     Разумеется, здесь обрисована упрощенная модель рыночной ситуации. В реальной действительности отдельные фирмы могут и в длительном периоде получать прибыль или нести убытки. Так, некоторые фирмы могут выпускать такую продукцию или оказывать такие услуги, которые позволяют им оставаться монополистами. Например, закусочная на вокзале или бензозаправочная станция на оживленном перекрестке, вероятно, всегда будет получать прибыль. Наоборот, врач, живущий в небольшом населенном пункте и по каким-либо соображениям не желающий менять места жительства, может смириться с тем, что он из-за отсутствия достаточной клиентуры постоянно несет убытки, имеет меньшие доходы, чем его коллеги, практикующие в другом месте. Но напомним, что в данных случаях речь идет об экономической прибыли. Бухгалтерскую прибыль получает любой хозяйствующий субъект, иначе он не сможет осуществлять свою деятельность.
     Каковы  социально-экономические последствия  монополистической конкуренции? На рис. 3 видно, что в длительном периоде  фирма обычно выпускает меньший объем продукта, чем тот, который был бы возможен при минимизации средних общих издержек, т.е. производственная мощность используется не полностью. Кривая спроса имеет отрицательный наклон к точке А, обозначающей оптимальный объем выпуска при получении «нормальной» прибыли. Эта точка находится левее точки А, указывающей объем выпуска, при котором средние издержки в длительном периоде минимизируются (точка пересечения кривых МС и АТС). Следовательно, общество недополучает определенный объем продукта. Такое положение объясняется «монополистическим обликом» монополистической конкуренции. Вспомним, что монополист ограничивает объем выпуска продукции, повышая цены на нее. Вместе с тем нельзя считать, что монополистическая конкуренция приводит к таким же отрицательным последствиям для общества, как монополия. Существование множества фирм, выпускающих различную продукцию, приводит к более полному удовлетворению общественных потребностей, увеличению ассортимента товаров и услуг, позволяет учитывать разнообразные потребности покупателей. Такое положение перекрывает отрицательные последствия монополистической конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 АНАЛИЗ  ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ В УСЛОВИЯХ  РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ   И ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ 

     2.1. Модель рынка совершенной конкуренции 

     Совершенная конкуренция - вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают  стандартизированный продукт и  ни одна фирма не обладает контролем  над такой долей рынка, которая  позволила бы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продаётся не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишённая особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать её как заданную извне, самим рынком. Для продавцов вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке.
     Следовательно, совершенно конкурентная фирма не в  состоянии сама устанавливать цену на свою продукцию. Именно поэтому кривая спроса для конкурентной фирмы - это  горизонтальная линия, проходящая на уровне заданной рынком цены (рис. 2.1). Такая конфигурация кривой спроса означает, что цена, по которой продаёт каждую единицу продукции идеально конкурентная фирма, абсолютно не зависит от того, сколько продукции произведёт и доставит на рынок каждая фирма; вся продукция будет выкуплена потребителями по одной цене. Это объясняется тем, что идеально конкурентная фирма очень мала, а её доля в общем объёме рыночных продаж просто ничтожна.
       

     Рис. 2.1. - Кривая спроса для конкурентной фирмы 

     Рассмотрим  условия максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой.
     Предположим, что целью производственной и  торговой деятельности фирмы является получение максимальной величины прибыли; других целей у нашей фирмы  нет. Будем исходить из того, что фирма производит только один продукт. Предположим также, что количество продукта, произведённого фирмой за определённый период времени, в точности равно количеству, проданному фирмой на рынке за этот период времени. То есть фирма продаёт всё то, что производит. Соответственно, объём выпуска, как и объём продаж фирмы, будем обозначать буквой
     Прибыль - это разница между выручкой, полученной фирмой от реализации произведённой продукции, и общими издержками, т.е. затратами фирмы на производство данного количества продукции. Экономическая прибыль подсчитывается путём вычета всех экономических издержек из выручки фирмы. Общая выручка фирмы - это цена единицы продукции (P) умноженная на количество продукции, проданное за данный период времени: 

     
       

     где   прибыль фирмы;
      общие издержки;
     Тогда задачей менеджера, управляющего фирмой, является выбор такого объёма выпуска при котором величина прибыли будет наибольшей за данный период времени.
     Фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке и стремящаяся максимизировать прибыль, должна производить такое количество продукции, при котором предельные издержки производства последней единицы продукции равны рыночной цене единицы продукции: 

       или     

     где оптимальный объём выпуска.
     Представим  условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмы графически (рис. 2.2). 

     
     Рис. 2.2 - Условие максимизации прибыли 

     На  рис. 2.2 видно, что кривая предельных издержек пересекает линию спроса в двух точках: при объёме выпуска и при объёме выпуска Это означает, что при цене функция прибыли имеет два экстремума. Однако при фирма получает минимальную прибыль, а при величина прибыли становится максимальной.
     Рассмотрим  поведение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
     Здесь фирма по-прежнему сталкивается с  горизонтальной кривой спроса на свою продукцию. Только вместо краткосрочных средних и предельных издержек мы будем иметь дело с долгосрочными общими, средними и предельными издержками и
     Условие максимизации прибыли в долгосрочном периоде :
    
     
     Поскольку в долгосрочном периоде фирма  не несёт постоянных издержек, то она покинет отрасль как только рыночная цена опустится ниже минимума долгосрочных средних издержек, т.е. как только экономическая прибыль предприятия станет отрицательной величиной.
     Следовательно, в долгосрочном периоде кривая предложения  совершенно конкурентной фирмы будет совпадать с восходящей частью кривой лежащей выше кривой как показано на рис. 2.3. 

     
     Рис. 2.3 - Максимизация прибыли в долгосрочном периоде
     Таким образом, объем производства фирма  будет определять, сравнивая валовой доход и валовые издержки либо предельный доход и предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене единицы продукции, и фирма будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).
     В краткосрочном периоде фирма  продолжит производство даже в том  случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В такой ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. Если цена окажется ниже минимальных средних переменных издержек, фирма предпочтет остановить производство и закрыться.
     В долгосрочном периоде, когда могут  меняться все виды затрат (в том  числе и те, которые в краткосрочном  периоде были постоянными), решение  фирмы об объеме выпуска продукции  будет приниматься иначе, поскольку  можно изменять все производственные факторы, в том числе и размеры предприятия.
     Равновесие  на рынке будет достигнуто, когда  у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет. 

     2.2. Модель рынка монополистической  конкуренции 

     Основное  различие между рынком совершенной  конкуренции и рынком несовершенной конкуренции состоит в том, что на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором - обладают. Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению.
     Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определённый контроль над продажной ценой товара (или услуги). На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её конкурентами.
     Кривая  спроса, как она видится отдельной  монопольно - конкурентной фирме, имеет  отрицательный наклон. Это объясняется  следующим. Если товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определённой категории покупателей, тогда фирма может поднять цену своего товара без падения продаж до нуля, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену.
     Таким образом, монополистическая конкуренция  похожа на ситуацию монополии тем, что  фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Одновременно она  похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продаётся многими фирмами и на рынке существуют достаточно свободный вход и выход.
     Функция прибыли имеет вид  условие максимизации прибыли при этом выражается формулой : 

       или     

     Графически  данную ситуацию можно определить следующим образом (рис. 2.4).
     
     Рис. 2.4 - Условие максимизации прибыли 

     Положительная экономическая прибыль, которую  получают монопольно - конкурентные фирмы в краткосрочном периоде, на долговременном этапе будет стимулировать вступление на рынок других фирм. По мере выпуска ими новых товаров данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке.
     При этом фирма ещё будет обладать монопольной властью: кривая спроса по-прежнему наклонена вниз, так  как фирменная марка товара является уникальной. Но вступление на рынок других фирм и конкуренция свели её прибыль к нулю.
     Итак, в долгосрочном периоде условие  равновесия фирмы, работающей на рынке  монополистической конкуренции выглядит следующим образом: 

        

     При совершенной конкуренции экономическая прибыль падает до нуля у любой отдельной фирмы, когда Следовательно, при конкурентом равновесии для каждой фирмы Потребители получают товар по самым низким из возможных ценам.
     При монополистической конкуренции экономическая прибыль падает до нуля ранее того, как цены достигают уровня, который всего лишь покрывает предельные издержки. При уровне выпуска, для которого цен равняется средним затратам, цена превышает предельные издержки.
     Разница между количеством товара, соответствующим и количеством, выпускаемым в долгосрочном плане монопольно конкурентной фирмой, называется избыточной мощностью. Она означает, что такой же выпуск можно было бы предложить потребителю при более низких средних издержках. Отсюда следует, что дифференциация продукта, которая подразумевает наклоненные вниз кривые спроса на продукцию отдельных продавцов, несовместима с экономией ресурсов. Избыточная мощность является зачастую частью затрат на дифференциацию продукта при монополистической конкуренции.
     Таким образом, условия на рынке во многом сходны с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что  спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют.  

         2.3 Особенности рынка чистой конкуренции. 

    Исследование  структур рынка необходимо начать с  чистой конкуренции, так как знание ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для выявлении взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка.
       Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции. Для рынка чистой конкуренции являются характерными целый ряд признаков:
         - объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах ,что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара ;
    - отрасль, где функционирует рассматриваемая  нами фирма, является свободный  для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.
    Прежде  всего, речь идет о наличии большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязывать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью подчиняется действию рыночных механизмов , т. е. власти рынка, который выявляет наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартная, т. е. однородная продукция.
    Равновесие  в краткосрочном периоде.
    В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара, единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства. Поскольку в краткосрочном  периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.
    Существуют  два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка. Первое из них гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек или хотя бы не равен им.
    Второе  правило определяет, что если фирма  решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
    На  основании этих правил можно сделать  вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если при этом цена превосходит средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными , то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать , ни увеличивать производство. В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.
        Равновесие в долгосрочном периоде, можно сформулировать следующие условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:
    1) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара (согласно универсальному правилу 1);
    2) фирма должна получать нулевую экономическую прибыль;
    3) фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства.
    Эти три условия эквивалентны следующим:
       - фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде;
    - для всех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара;
        - фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде .
         Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде, то считается, что отрасль находится в равновесии. Это означает , что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.
    При рассмотрении рынка чистой конкуренции  со стороны спроса следует обратить внимание на различное его взаимодействие со всеми участниками и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем. Как известно, цена на данном рынке устанавливается и изменяется под влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъекта не оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Общее состояние спроса на этом рынке характеризуется нестабильностью под влиянием изменения цены, т.е. кривая общего спроса обладает эластичностью по цене, но не обладает совершенной эластичностью, тогда как последня характерна для кривой спроса отдельного предприятия.
    Кривая  рыночного отраслевого спроса является нисходящей кривой, тем самым указывается  на зависимость объемов производства от цены, но цены не отдельно взятого  предприятия, а всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукции.
    Предприятие в условиях чистой монополии. Особенности  рынка чистой монополии.
        Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение. Для России, в промышленности которой более 30 % наименования выпускаемой продукции производится одним предприятием, проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера ,вызываемых деятельностью предприятий-монополистов ,имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна прежде всего в нашем отечестве.
    Дело в том, что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германия, Япония и многие другие), где доля предприятий-монополистов промышленности невелика и где решение вопроса деятельности монополий имеет свою историю ,постоянно идет процесс поиска новых ,отвечающих современным условиям решений ,направленных на повышение эффективности деятельности как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом. В России по данным Института Экономики РАН на сегодняшний день примерно l/3 промышленной продукции выпускается единственным предприятием-монополистом. В связи с этим при анализе отраслевой структуры отмечается крайняя монополизация как фактор,влияющий на понижение конкурентноспособности российской экономики. Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и выше процентов валового национального продукта. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять более распространенные рыночные структуры: монополистическую конкуренцию и олигополию, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии.
    Абсолютная  или чистая монополия возникает в том случае ,когда одна фирма становится единственным производителем продукта , у которого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, т.е. последняя представлена всего одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара. Следовательно, законы спроса и предложения действуют одинаково и их проявление однозначно, что для отдельного предприятия, что для отрасли и в целом.
    Поэтому, что свойственно поведению предприятия , то характерно и для отрасли. В  этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию чистой конкуренции. Как мы уже знаем , в условиях чистой конкуренции положение предприятия , оценка его деятельности и поведения не совпадает с оценкой положения на отраслевом рынке. Предмет монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или близких заменителей монополизированного продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него.
    Отсутствие  заменителей монополизированного  продукта , имеет важное значение с  точки зрения рекламы .В зависимости  от типа предполагаемого продукта или  услуги монополист может варьировать  уровень расходов на рекламу или  не заниматься ей вообще .В частности  , реклама предметов роскоши направлена на привлечение покупателей , тогда как товары первой необходимости в рекламе не нуждаются , так как их потребители постоянно сталкиваются с необходимостью их приобретения . В отличие от фирм , действующих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой.
    При нисходящей кривой спроса на свой продукт  как на продукт отрасли фирма-монополист может вызывать изменение цены на него путем манипуляции количеством его предложения. Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого ряда экономических , технических , юридических и других барьеров , препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль . Эти барьеры бывают очень серьезными , либо незначительными .
    В то же время необходимо заметить, что как теория, так и накопленный мировой опыт позволяет сделать вывод о том, что в долговременном периоде абсолютно непреодолимых барьеров для вступления в отрасль не существует. Исходя из принципа различной степени ограниченности доступа на рынок, монополии могут быть классифицированы как закрытые, производственные, природные, естественные и открытые. В силу различных обстоятельств одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке.
    Закрытая  монополия. Закрытая монополия возникает  в результате имеющихся нормативно-законодательных  актов , которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной деятельности , либо не допускают возможность использования чужой интеллектуальной собственности. На защите последней стоит прежде всего патентное право и институт авторских прав.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.