На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рыночные модели. Рынок и конкуренция в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

Петербургский Государственный  Университет Путей  Сообщения
__________________________________________ 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 

Курсовая  работа  
 

 
«Рыночные модели. Рынок и конкуренция в России» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студентка 
группы ВЭО-09-БУК-02 
Кузнецова Н.Е.
 

Проверил: Селезнева М.Л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 2009
 


Введение. 3
    Рыночные модели.
4
    Понятие рынка, его значение в экономике.
 
            Роль конкуренции для рынка. 4
    Модели рынка:
8
    Совершенная (чистая) конкуренция
9
    Общие черты несовершенной конкуренции
13
    Монополистическая конкуренция
15
    Чистая монополия
18
    Олигополия
19
    Рынок и конкуренция в России.
21
    Типы экономических систем: традиционная,
 
            командно-административная, рыночная. 21
    Развитие конкуренции в России.
23
Заключение. 28
Список  литературы. 30
 

Введение.

 
      В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция.
      В годы плановой экономики в нашей  стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка  капиталистической системы и  замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
      Сегодня совершенно очевидно, что, чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции.
      С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни общества значительно  возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
      Успех экономических преобразований в  немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования  государством монопольных процессов  и конкурентных отношений.
      Проблемы  совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьбы с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.
 


    Рыночные  модели.
 
      Рынок – это обратная сторона товарного  производства, основы рыночного хозяйства (Н.Бухарин). Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. 
 

    Понятие рынка, его значение в экономике. Роль конкуренции для  рынка.
 
      Само  слово "рынок" в русском языке является очень емким. Можно выделить несколько значений:
    Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений обмена товаров.
    Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, баланс спроса и предложения.
    Рынок – это сфера обмена внутри страны, региона, города и т.д. и между ними, связывающая производителей и потребителей продукции.
 
      Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Он является универсальным средством перемещения жизненных благ между людьми, территориями, государствами. Товарно-денежные отношения существенно ускоряют процесс движения товаров от производителей к потребителям, вовлекая в оборот многочисленные ресурсы общества. Рынок – это уникальный регулятор экономики, прежде всего предложения и спроса. Он стимулирует производство товаров и услуг, обеспечивает равновесие спроса и предложения без принуждения и приказов, а с помощью « невидимой руки» 1. 

     В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.
    Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капиталы из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.
    Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
    Стимулирующая функция. Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
    Распределительная функция. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
    Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
    Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
    Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.
 
   Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов. 

   Для успешного функционирования рынка  и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий (принципов):
    свобода законной экономической (предпринимательской) деятельности всех участников общественного производства;
    всеобщность рыночных отношений;
    договорный характер экономических отношений;
    равноправие экономических агентов;
    определенный уровень экономической ответственности;
    свободное рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;
    гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
    многообразие форм собственности;
    устойчивые денежная и финансовая системы;
    стабильная политическая обстановка;
    конкуренция, которая является основой рынка.
   Этимологически  слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.
   Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
   В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими  словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц.
   Конкуренция представляет собой соперничество  субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
   При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путем расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
   Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах. 

   Конкуренцию подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
   Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
   Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров. 
 

    Модели  рынка.
 
     По  степени развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур). При классификации типов рынков используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю) и их численность (mono — один, oligos — несколько, poly — много). Парная их комбинация дает наиболее простую и общую классификацию. 
 
 
 
 
 
 

    Основные  характеристики типов  рынка 

Тип рынка Количество  субъектов рынка Однородность  продукции Заменяемость товаров Взаимозаменяемость  субъектов рынка Вход-выход  на рынок Доли  субъектов на рынке
продавцов покупателей
Совершенная (чистая) конкуренция Много Много Однородная Полная Нет Свободный Равные и  небольшие
Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Ограниченное Много Дифференцированная Высокая степень Незначительная Ограниченный Доминирующее  предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке
Олигополия Несколько Много Однородная  либо дифференцированная Высокая степень Значительная Ограниченный Крупные, примерно равные
Монополия Один Много Однородная Нет Нет Блокирован 100%
Монопсония Много Один Незначительно дифференцированная либо однородная Незначительная Нет Блокирован 100%
    Совершенная (чистая) конкуренция
 
     Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях совершенной (чистой) конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
     Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала. Ее можно рассматривать  как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.
     Между рыночной ценой товара и тем его  количеством, на которое предъявляется  спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньший уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот - чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р, то получится следующий графический результат.
       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Кривую  D называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены.
     Полученная  кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.
     Если  рассмотреть рыночную ситуацию со стороны продавцов или со стороны предложения, то можно заметить обратную картину. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение.
     Иными словами, у каждого продавца объем  предложения будет меняться в  зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графически данная зависимость может быть изображена так (абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения. 
 

     
 

     Тенденция к увеличению производства при высоких  ценах объясняется тем, что, с  одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.
     Вместе  с тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции  к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения.
     Однако если рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства. Это объясняется, с одной стороны тем, что высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. С другой стороны, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание, и цены начнут снижаться. 

     Если совместить два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, то можно увидеть, что в точке пересечения кривых Е спрос количественно равен предложению (Q1) и цена P1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия. 

     
 

     При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток, в результате конкуренции продавцов, будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае, излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е, достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.
     Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок  и продаж — такое равенство  существует при любой цене. При  цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.
     Таким образом, конкуренция и колебания  спроса и предложения привели  к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в  обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.
     В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия — уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.
     В условиях совершенной конкуренции, при любом сложившемся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители или вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее. Повышение цены обуславливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что фирмы с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны покинуть данную отрасль.2
    Общие черты несовершенной  конкуренции
 
     Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах. 

Обязательными условиями  несовершенной конкуренции являются:
    значительная доля рынка у отдельных производителей;
    наличие барьеров проникновения в отрасль;
    неоднородность продуктов;
    несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
 
     Каждый  из этих факторов в отдельности и  все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт. 

     Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.
     Если  в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует. 

Экономический смысл этой закономерности состоит  в том, что большие объемы продукции  при несовершенной конкуренции  фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.
Действительно, при совершенной конкуренции  цена остается одинаковой, сколько  бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба мини-пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России никак не изменится и цена хлеба сохранит свою величину.
     Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Если, скажем, «АвтоВАЗ» вдвое сократит предложение «Lada», то возникнет дефицит легковых автомобилей и цены подскочат. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции.
       Другой вопрос, что значимость  фирме могут придавать не только  размеры, но и другие факторы,  в частности уникальность торгового предложения3. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.
    Монополистическая конкуренция.
 
     Монополистическая конкуренция представляет собой  такую структуру рынка, при которой  большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги. 

     Прежде  всего, обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (твердое и жидкое мыло, чистящие средства в виде порошка или геля, модели одежды, зубные пасты и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы. Например, на рынке зубной пасты выступает множество фирм, но каждая из них производит отдельный ее вид и является монополистом в его выпуске. У любой такой фирмы имеется конкурент, который пытается отнять у нее потребителя и предложить ему другой вид зубной пасты. Поэтому все фирмы, выпускающие зубную пасту, являются конкурентами, несмотря на то, что они продают различные ее виды. Не случайно они проводят активную рекламную политику.
     Используя свое положение 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.