На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Асоциальное поведение подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Содержание 

  

Введение 

Глава I. Общая характеристика асоциального поведения среди молодежи 

1.1 Предпосылки  возникновения преступности среди  молодежи 

1.2 Классификация  видов отклоняющегося поведения 

1.3 Факторы  и особенности отдельных форм  отклоняющегося поведения 

Глава II. Организация культурно-досуговой  деятельности с подростками отклоняющегося поведения 

2.1 Характеристика  основных средств воздействия  культурно - досуговой деятельности  на подростков асоциального поведения 

2.2 Деятельность  учреждений социально-культурной  сферы с трудными подростками 

2.3 Отчеты  муниципальных районов по профилактике  правонарушений и наркомании  в молодежной среде 

Заключение 

Список  литературы 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Значительное  место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет каждый день, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенную  ситуацию в России. 

Растет  число подростков неуспевающих в  учебе, употребляющих алкоголь и  наркотики, совершающих уголовные  проступки и уголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес, продажу наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит  дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. 

С подростками  отклоняющегося поведения ведется  работа общеобразовательными культурно - досуговыми учреждениями, а также  социальными реабилитационными  центрами. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный  результат. Потребность в совершенствовании  воспитательного процесса в современных  условиях предполагает поиск путей  повышения эффективности педагогического  воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности  воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов  личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств  и методов педагогического воздействия  на подростков с девиантным поведением.
 А  именно, такими средствами обладает  культурно-досуговая деятельность. 

Опыт  работы многих учреждений показывает, что такие сферы личности подростка  как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности  часто остаются вне целенаправленного  педагогического воздействия. 

Необходимость выявления педагогических возможностей культурно- досуговой деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей предопределила тему данной работы. Так как об этом безусловно нужно говорить, и принимать необходимые  меры по устранению преступности среди  нашей молодежи. 

Цель  работы – выявить причины проявления асоциального поведения среди подростков, и найти пути решения этой проблемы. 

Задачи: 

·  дать классификацию видов отклоняющегося поведения; 

·  выявит факторы и особенности отдельных  форм отклоняющегося поведения; 

·  охарактеризовать основные средства воздействия культурно - досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения;. 

Объект  исследования: процесс социализации подростков. 

Предмет исследования: организация профилактических учреждений досуговой деятельности подростков. 

Методы  исследования - теоретический анализ источников. 

Проблема  асоциального поведения изучается  такими науками, как педагогика, психология, социология, досуговедение, правоведение. 
 

Глава I. Общая характеристика асоциального поведения среди молодежи 

  

1.1 Предпосылки  возникновения преступности среди  молодежи 

Первое, что со всей очевидностью бросается  в глаза, - это тот факт, что  синдром социальной дезадаптации гораздо  чаще встречается среди мальчиков. Это особенно отчётливо проявляется  в случаях антиобщественных поступков, где число мальчиков превосходит  соответствующее число девочек  в отношении 10:1. Однако следует отметить, что среди мальчиков преобладают  также и другие расстройства поведения, не имеющие антиобщественной направленности. В этих случаях преобладание мальчиков  менее выражено, но пропорция всё-таки сохраняется в отношении 3:1. 

Отдельные антиобщественные поступки слишком  часто совершают подростками  и поэтому не имеют большого значения. Даже среди несовершеннолетних, которые  были осуждены за антиобщественные поступки, около половины никогда более  не привлекались к судебной ответственности. Большинство из этих ребят в принципе нормальны и не имеют расстройств  поведения[13,c. 367]. 

В классическом исследовании Ли Робинс было осуществлено лонгитюдиальное 30-летнее прослеживание  развития детей, состоявших на учёте  в специальных детских клиниках в 1920-х годах в США. Она обнаружила, что судьба тех детей, которых приводили в клинику с жалобами на асоциальное поведение, в общем-то довольно печальны. Став взрослым, они не только чаще подвергались арестам и заключениям, чем подростки, составившие контрольную группу (родители которых никогда не обращались в клинику с жалобами на своих детей), но они также испытывали гораздо больше трудностей в браке, имели более низкий заработок, весьма однообразные социальные отношения, худшие профессии, меньше знаков отличия за военную службу, гораздо чаще злоупотребляли алкоголем. 

Из группы подростков с асоциальным поведением только один из шести во взрослом состоянии  отличается психическим здоровьем; вместе с тем приблизительно в  четвёртой части случае были выявлены психопатические расстройства личности. Эти довольно плохие последствия  наиболее часто встречались у  тех детей, асоциальное поведение  которых было и частым, и разнообразным, проявлялось к тому же за пределами  семьи или круга друзей ребёнка. Дети, которые, став взрослыми, приобрели  психопатические личностные расстройства, в детстве значительно чаще проявляли  агрессивность по отношению к  незнакомым людям или лицам, обладающим авторитетом. Следует также отметить, что в тех случаях, когда дети воруют только в собственной семье  или всего лишь прогуливают школу, прогноз значительно лучше. 

Известна  роль многочисленных факторов в происхождении  антиобщественного поведения. Среди  них отмечают такие особенности  темперамента, как импульсивность и  непослушание. Агрессивность, самоуверенность  и недостаток внимания к чувствам окружающих тоже частые явления. В недавно  проведённых исследованиях установлено, что у агрессивных мальчиков  в меньшей степени, чем у других, выражена тенденция к реагированию на похвалу и поощрения. 

Для детей  с хроническими расстройствами типичной является тяжёлая обстановка в семье, для которой характерны недостаточная  теплота отношений и непоследовательная, малоэффективная либо исключительно  суровая (или слишком слабая) дисциплина. Как правило, это неполные или  конфликтные семьи. 

Дети  с нарушениями поведения в  основном происходят из семей, имеющих  по крайней мере четырёх или пять детей. Причины того, почему в таких  случаях дети особенно подвержены риску, пока недостаточно ясны. Этот риск, видимо, обусловлен усложнением проблем  воспитания сразу нескольких детей  и в какой-то степени большей  вероятностью разногласий в большой  семье. К этому можно добавить, что, как показано в целом ряде исследований, большие семьи чаще всего живут в плохих условиях, в тесных домах и сталкиваются с финансовыми трудностями. 

Одним из наиболее прочно связанных с расстройством  поведения симптомов является серьёзное  отставание в усвоении знаний в школе  и в других учебных заведениях. Факт неуспеха обучения приводит некоторых  подростков к разочарованию и  обиде, которые могут превратиться в протест, агрессию и направленное против общества поведение. 

Интеллект многих подростков с расстройством  поведения является нормальным, но среди тех, чьи показатели интеллектуального  развития несколько ниже среднего, отмечается тенденция к увеличению вероятности агрессивного асоциального или противоправного поведения. Аналогичная картина наблюдается среди подростков с ограниченной травмой мозга. Другими словами, ограниченная травма мозга увеличивает риск возникновения расстройства поведения у подростка, но это справедливо лишь по отношению к незначительному меньшинству молодых людей. 

Несколько лет назад обсуждалась открытие, согласно которому специфическая хромосомная  аномалия ХХУ связана с агрессивным  поведением. 

Последующие исследования хотя и подтвердили  некоторую связь между этой хромосомной  аномалией и агрессивным поведением, но определили её слабый характер. Подавляюще большинство подростков с расстройствами поведения не имеют никаких хромосомных  аномалий, а большинство лиц с  лишней хромосомой не являются слишком  агрессивными. 

Различные школы (в США) значительно отличаются друг от друга по частоте случаев  антиобщественного поведения и  расстройств у детей. 

Создаётся впечатление, что это в какой-то степени зависит от царящей в  школе атмосфера, от стиля принятой в ней системы преподавания или  дисциплины, которые либо предполагают к совершению асоциальных поступков, либо препятствуют их возникновению. Но до сих пор практически ничего не известно о том, что представляет собой эти влияния и насколько  сильный эффект они оказывают. 

1.2 Классификация  видов отклоняющегося поведения 

Асоциальное (аморальное) поведение. 

Это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может  проявляться как агрессивное  поведение, сексуальные девиации (беспорядочные  половые связи, проституция, совращение, и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство. 

В подростковом возрасте наиболее распространены уходы  из дома, бродяжничество, школьные прогулы  или отказ от обучения, граффити, сленг, татуировки. У детей чаще встречаются  побеги из дома, бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство или  попрошайничество. 

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих  девиаций находится под влиянием культуры и времени. 

Антисоциальное (делинквентное) поведение. 

Поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые  действия или бездействия, запрещенные  законодательством[10,c. 335-339]. 

У взрослых людей (старше 18 лет) такое поведение  проявляется в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную ответственность  или гражданскую и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет): хулиганство, кража, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) насилие по отношению к младшим детям, сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, поджоги. 

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. 

Отклоняющееся от медицинских и психологических  норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая  или химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные  виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и  др.). 

1.3 Факторы  и особенности отдельных форм  девиантного поведения 

К основным формам девиантного поведения в  современных условиях можно отнести  преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику[10, c.335-339]. 

Преступность 

Преступность - отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. 

Всякий  социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок  преступлений, вытекающих из его организации. 

По мере изучения проблем преступности все  большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный  фактор. 

В России на состояние преступности большое  влияние оказывает переход к  рыночным отношениям и появление  таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. 

На сегодняшний  день вероятно, надо отказаться от утопических  представлений о «полном искоренении» социальной патологии и удержании  преступности под контролем на социально  терпимом уровне. 

Алкоголизм 

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Коренные перемены произошли  после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Можно сказать, что XIX в. породил, а  ХХ в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации - проблему алкоголизма [21,c. 133]. 

Фактически  алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако это  дорого обходится обществу. Как свидетельствует  статистика, 

90 % случаев  хулиганства, 90 % изнасилований при  отягчающих обстоятельствах, почти  40 % других преступлений связаны  с опьянением. Убийства, грабежи,  разбойные нападения, нанесение  тяжких телесных повреждений  в 70 % случаев совершаются лицами  в нетрезвом состоянии; около  50 % всех разводов также связано  с пьянством. 

Не поддается  материальному учету ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе, семье. 

Уровень потребления алкоголя лишь косвенно отражает степень развития пьянства. Кроме того, сегодня существует тенденция  размывания национальной специфики  алкогольного потребления. В России рост в общем объеме употребляемых  алкогольных напитков доли пива и  вина, к сожалению, несвязан с сокращением  количества водки. Фактически употребление водки дополняется употреблением  менее концентрированных алкогольных  напитков. 

Проблема  преодоления пьянства и алкоголизма  является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический  и медицинский аспекты. Только с  учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение. 

Наркомания 

Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило  в компании гедонистически настроенной  молодежи. Потребление наркотиков в  молодежной среде очень часто  носит именно групповой характер. 

Большая часть наркоманов осознаёт угрожающую им опасность и критически относится  к своему пристрастию: 

12,2 % считают  его пагубным, 65,5 % относятся отрицательно. 

Не видят  в потреблении наркотиков ничего плохого в основном начинающие молодые  курильщики гашиша, нередко даже бравирующие  этим. 

Наступающее после приема наркотиков возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности  и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние  здоровья. Но на определенной стадии физической и психической деградации большинство  наркоманов отчетливо осознают, что  ждет их дальше, хотя уже не в силах  отказаться от этой привычки. Учитывая специфику развития наркомании, в  борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры - медицинские, правовые и др. 

Суицид 

Суицид - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта  форма отклоняющегося поведения  пассивного типа является способом ухода  от неразрешимых проблем, от самой жизни. Несомненна связь суицидного поведения  с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Судебной экспертизой установлено: 68 % мужчин и 31 % женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12 % совершивших самоубийство мужчин и 20,2 % всех, покушавшихся на свою жизнь[21, c. 133-135]. 

Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью  к определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость  числа самоубийств от степени  ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет 3 основных типа самоубийства, обусловленные различной  силой влияния социальных норм на индивида: 

эгоистическое, альтруистическое и аномическое. 

Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабого воздействия социальных (групповых) норм на индивида, остающегося  наедине с самим собой и  утрачивающего в результате смысл  жизни. 

Альтруистическое  самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь. 

Аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивида (как при эгоистическом  самоубийстве), а вообще практически  отсутствуют, когда в обществе наблюдается  нормативный вакуум, т.е. аномия. Дюркгейм указывает и на 4 тип самоубийства - фаталистский, который должен служить  симметричным антиподом аномического самоубийства, но не рассматривает  его специально вследствие его незначительной распространенности. 

Проституция 

Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставлять публично» (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие  в своей основе чувственного влечения. Проституция не тождественна ни корыстным  супружеским отношениям, ни внебрачным сексуальным связям, если они основаны на личных симпатиях. 

C начала 20-х годов ХХ в. происходит  заметное сокращение проституции  как в Европе, так и в Северной  Америке. Причинами этой тенденции,  по мнению исследователей, были  улучшение экономического положения  женщины, ее нравственная эмансипация.  Большинство молодых людей перестали  пользоваться услугами проституток,  их клиентами остались преимущественно  мужчины старших возрастных групп. 

Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы. В числе проституток - учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара»  толкают не голод, а стремление к  скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни». 

Общество  всегда искало пути и средства борьбы с проституцией [24, c. 112-115]. В истории  существовали три основные формы  политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и  регистрации). Запреты оказались  бессильны, репрессии в принципе малоэффективны в борьбе с проституцией. 

Как показал  исторический опыт, ни правовая, ни медицинская  регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет  полностью решить проблему. 

Практика  свидетельствует - только социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию. 

  
 

Глава II. Организация культурно-досуговой  деятельности с подростками отклоняющегося поведения 

  

2.1 Характеристика  основных средств воздействия  культурно-досуговой деятельности  на подростков отклоняющегося  поведения 

Культурно-досуговая  деятельность является одним из важнейших  средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как  взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит  в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке  у него индивидуального способа  жизнедеятельности, благодаря которым  он получает возможность развиться[3, c. 56]. 

Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает  в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в  процессе социальной деятельности. 

Такая деятельность представляет собой двуединый  процесс, где с одной стороны  субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и  способности, объективирует себя в  них, с другой стороны – само это  объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств  «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него». 

Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и  самым активным образом осуществляется в условиях культурно- досуговой  деятельности. Именно в досуговой  деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами  и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими  ценностями. Как известно, отклоняющееся  поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И  ее коррекция возможна лишь через  вовлечение подростков в сферу досуговой  деятельности, так как здесь подростки  более открыты для влияния  и взаимодействия на них самых  различных социальных институтов, что  позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик  и мировоззрение. 

При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками  отклоняющегося поведения – объекта  педагогического влияния. 

Прежде  всего, эффективность воспитательного  воздействия культурно- досуговой  деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа  и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием[9, c.78]. 

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно  отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. 

Включает  в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени  важности и преподносятся образно  при помощи эмоциональных средств  воздействия. 

К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми. 

Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления  вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом  соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться  со сверстниками являются особенностями  трудных подростков. 

Яркой формой организации зрелищных представления  являются балы и карнавалы. Они посвящаются  важнейшим событиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для  таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения. 

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в  диспуте, дискуссии подросток познает  не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения. 

Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют  ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту  тему вызовут большой интерес. 

В практике культурно - досуговой деятельности встречается такая форма, как  познавательно-развлекательная[3, c.118]. Она имеет большое значение для  подросткового возраста. Именно в  этот период меняется характер игровой  деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», 

«таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры. 

Наибольший  эффект дают формы, заимствованные с  телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные  игры «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?». 

Наибольший  интерес у подростков вызывает такая  форма организации досуга, как  дискотека – клуб [12, c. 148-150]. Существует два вида дискотеки – просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса. 

Особую  роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты  психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству[29, c. 55] . 

Таким образом. Сложившиеся в настоящее  время формы культурно-досуговой  деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с  социальной средой и обществом в  целом. 

Рассмотрим  основные направления культурно - досуговой  деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений  деятельности культурно - досуговых  учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. 

Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей  Родины»; тематика дискуссий: «Какой он – герой нашего времени» и т.д. 

В данном случае привлечение наглядных технических  средств смогут придать эмоциональную  окраску и выразительность, которые  вызовут наибольший интерес у  подростков 

Другим  важным направлением культурно-досуговой  деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается  в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями  различных профессий, экскурсии  на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных  профессий, технические кружки моделирования. 

Следующее направление культурно - досуговой  деятельности – формирование личности с высоким нравственным сознанием  и поведением – нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных  примерах. Нравственное воспитание в  клубе осуществляется в сфере  общения со сверстниками, через систему  нравственного просвещения (этические  беседы, диспуты, встречи с интересными  людьми). Развивая личность, важно учитывать  ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его  проявлений. 

Поэтому, одной из основных сторон культурно - досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с  общечеловеческих позиций духовного  наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы  вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов[28, c.205- 206]. Таким образом осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием. 

Развитию  данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют  непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта). 

Таким образом, все эти направления  культурно - досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту  деятельность наиболее эффективной. В  процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны  происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную  направленность. 

Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между  подростками, удовлетворение отдельной  личности и общества в целом. 

2.2 Деятельность  учреждений социально-культурной  сферы с трудными подростками 

  

В настоящее  время с повышением криминальной активности. Которая обостряется  по мере ухудшения экономической  ситуации в стране, особо актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы. Гражданское и патриотическое воспитание, формирование у новых  поколений чувства принадлежности и сопричастности Российскому государству  и обществу[17, c.88], желания достойно жить, плодотворно трудиться в  сотрудничестве со своими согражданами, самореализовываться в своей  стране, является одним из современных  приоритетов развития государства  и общества, основной задачей воспитания молодежи. 

Работа  по привлечению молодежи к общественной жизни, улучшению социальной ситуации способствует ряд мероприятий проводимых в течение всего года отделом  образования и спорта администрации  города Калуги, в компетенцию которого входит работа с молодежью. Это освоение основных демократических процедур гражданского общества, повышение культуры правовых и деловых отношений, изучение истории своего края, овладение технологией  социального проектирования[36, Internet]. 

Одним из направлений является социальное проектирование, которое пользуется большой популярностью среди  учащейся молодежи нашей области. Проводятся такие акции, как например «Я - гражданин  России», которая направлена на решение  следующих задач: 

- вовлечение  школьников и учащейся молодежи  в поисковую деятельность; 

- развитие  высокой социальной активности  и гражданской ответственности; 

- включение  молодежи в реальную работу  по улучшению жизни местного  сообщества; 

- установление  отношений социального партнерства  с представителями исполнительной  власти и общественными организациями,  действующими на территории муниципального  образования. 

Ежегодно  инициативными группами молодежи поднимаются  социально значимые вопросы, волнующие  молодеж. Это кропотливая коллективная работа, при которой не только поднимается  данная проблема и разрабатывается  план действий, но и учитывается  результативность проекта. Поднимаются  проблемы досуга молодежи, патриотизма, социальной помощи детям из «проблемных» семей и т.д. 

Благодаря социальным проектам выстраивается  отработанная цепочка тесного сотрудничества инициативной молодежи с представителями  исполнительной и законодательной  власти, представителей бизнеса, населения, привлечения молодежи проблемам  своего района. 

Одним из главных пунктов работы учреждений спортивной направленности является привлечение  учащихся школ, находящихся в «группе  риска», к занятиям физкультурой и  спортом. Работа ведется в тесном контакте с органами РОВД района. Сотрудниками отдела проводятся занятия спортивных секций по вольной борьбе, борьбе самбо, гиревому спорту, шашкам, шахматам, стрельбе, подготовки команд к соревнованиям. 

В течение  года проводятся туристические походы, выезды, экскурсии [38, Internet]. 

На сегодняшний  день Министерством спорта, туризма  и молодежной политики при правительстве  Калужской области проводится ряд  мероприятий, направленных на профилактику асоциальных явлений. 

·  Положение  о проведении ежегодного областного конкурса на лучшую организацию работы по профилактике ВИЧ – инфекции, под девизом «ВИЧ/СПИД. Знать –  значит жить» среди учреждений начального и среднего профессионального образования  Калужской области 

·  Положение  Калужской области "о проведении туристского слета обучающихся  учреждений начального профессионального  и среднего профессионального образования". 

Цели  и задачи Слета 

Слет  проводится в целях профилактики асоциальных явлений среди молодежи, пропаганды здорового образа жизни, воспитания активной жизненной позиции  обучающихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального  образования Калужской области. 

Задачи  Слета: 

-приобщение  обучающихся начального профессионального  и среднего профессионального  образования Калужской области  к массовому спорту и активному  отдыху. 

-создание  единого коммуникативного пространства  между обучающимися начального  профессионального и среднего  профессионального образования  Калужской области. 

-активизация  волонтерского движения по пропаганде  здорового образа жизни в молодежной  среде. 

2.3 Отчеты  муниципальных районов по профилактике  правонарушений и наркомании  в молодежной среде 

МУ «Город Калуга». 

В рамках проведения работы по профилактики асоциальных  явлений в молодежной среде отделом  молодежной политики Управления образования  города Калуги переданы списки в учреждения молодежной сферы. Проведен анализ занятости  детей «группы риска» в кружках  и секциях детско-подростковых клубов. На 1 февраля 2010 года в кружках и  секциях ДПК занимаются[36, Internet]: 

-в творческих  и технических объединениях до 14 лет 60 человек, от 14 лет 45 человек; 

-в спортивных  секциях до 14 лет 30 детей, от 14 лет 15 подростков. 

В детско-подростковых клубах проводятся педагогические советы и родительские собрания по вопросам организации работы с категорией подростков из «группы риска», вовлечения детей к занятиям в клубах. 

В период с февраля по март были проведены  следующие мероприятия: 

• Благотворительная  акция «Игрушки и детские книжки для детей из неблагополучных  семей и детей-сирот», в которой  приняло участие 11 учреждений среднего профессионального образования  города Калуги и 5 детско-подростковых клубов. Собранные книги и игрушки  переданы в интернаты и детские  дома. 

• Соревнования по футболу среди дворовых команд, в котором приняло участие 8 команд из детско-подростковых клубов. 

• Концерт  для воспитанников детской колонии  силами творческих коллективов детско-подростковых клубов 

Работа  по профилактике правонарушений несовершеннолетних рассмотрено на расширенном совещании  руководителей 17 подведомственных учреждений спортивной направленности. 

На 01.03.2009 охвачено досугом детей и подростков из числа состоящих на учете в  КДН: 

-занимающихся  в ДЮСШ до 14 лет 3 ребенка, от 14 лет 2 подростка; 

-занимающиеся  в спортивных кружках до 14 лет  6 детей, от 14 лет 5 подростков. 

По требованию ст.24 ФЗ РФ «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений»  управление культуры и спорта проводит следующую работу. 

Подведомственное  учреждение МОУ ДОД «Детский (подростковый) клуб им. А.Д. Спиридонова в течении 5 лет оказывает помощь в организации  работы по профилактике и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействуя с органами внутренних дел города, городской комиссией по делам несовершеннолетних. 

В 2008 году проводились совместные мероприятия  управления культуры и спорта города Калуги и воспитательной колонии  УИН МИНЮСТА РФ по Калужской области. 

- культурно-спортивный  праздник, посвященный Рождеству  и Новому году. 

-спортивный  праздник в честь Дня Отечества, 

-мероприятие  в честь Дня матери, 

-культурно-спортивный  праздник в честь Дня защиты  детей. 

В 2009 году на территории колонии УИН МИНЮСТА  РФ по Калужской области проведена  ознакомительная встреча директоров детских спортивных школ управления культуры и спорта города Калуги с  руководством и воспитательским  составом колонии. 

В 2009 году разработан совместный план работы подведомственных учреждений для детей и подростков, состоящих на учете в КДН и  трудных подростков: 

1. Май  – городской парашютный клуб (Грабцево). 

Выездное  мероприятие для несовершеннолетних города Калуги, с целью участия  в мастер-классе по раскладке парашютов  и полетах на самолетах. 

Ответственные: городской парашютный клуб, ДЮСШ боевых искуств «Персей». 

2. Май  – городской праздник «А у  нас во дворе» 

Отчетное  мероприятие муниципального образовательного учреждения дополнительного образования  «Детско-подростковый центр «Содружество». Цель – отчет о работе в учебном  году и приглашение к занятиям в секциях и объединениях клубов. 

3. Июнь  – воспитательная колония УИН  МИНЮСТА РФ по Калужской области. 

Культурно-спортивный праздник, посвященный Международному Дню защиты детей. Показательные  выступления спортсменов по бодибилдингу, перетягиванию каната, пауэрлифтингу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.