На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совместная деятельность социального педагога и учителя в формировании нравственности у младших школьников

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
выпускная квалификационная работа
дипломная работа 

Совместная  деятельность социального  педагога и учителя  в нравственном воспитании
младших школьников  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

Введение…………………………………………………….………………..3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников………………………………………………..…..8
      Педагогические основы нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………..8
      Деятельность учителя по формированию нравственного поведения младших школьников……………………………………………….20
      Социальный педагог в процессе формирования нравственности у детей……………………………………………………………………………....31
Глава 2. Работа социального педагога и учителя по формированию нравственного поведения младших школьников……………………………………………………………….....40
     2.1. Процедура исследования…………………………………………….40
     2.2. Анализ результатов…………………………………………….…….56
Заключение……………………………………………………………….…62
Список  литературы…………………………………………………...…..64
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы исследования. На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.
     В связи, с чем проблема воспитания подрастающего поколения в настоящее  время относится к одной из приоритетных социально-педагогических проблем. Сегодня гуманистически ориентированное воспитание должно быть направлено, прежде всего, на формирование таких личностных качеств, как умение адекватно воспринимать действительность и конструктивно, уважительно относиться к окружающей природной и социальной сфере; духовно-нравственное совершенствование и творческую, созидательную социально значимую деятельность, чувство ответственности и долга; высокую нравственную культуру.
     Нравственные  качества характеризуют субъективную моральную позицию индивида и по своему социальному содержанию отражают субъективное отношение человека к различным сторонам социального бытия к окружению, к самому себе, обществу в целом. Эти чувства испытывает человек при восприятии им явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом.
     Процесс формирования нравственных качеств  сложный, многофакторный; он предполагает решение ряда сложных задач нравственного  становления личности. Функция воспитания нравственных качеств состоит во внесении в сознание учеников знаний о моральных нормах и принципах, осознанной необходимости формирования и развития нравственных ориентаций. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы преобразовать знания в личные убеждения, сформировать навыки нравственного поведения.
     Нравственные  качества формируются как результат  сознательного отношения к нормам и принципам, правилам поведения. Воспитанию нравственности способствуют только те специфические, целенаправленные воздействия, которые вызывают адекватное переживание, затрагивают глубинные процессы деятельности личности.
     Именно  в период младшего школьного возраста осуществляется интенсивное формирование отношений к миру, постепенно трансформирующихся в свойства личности. Сущностные нравственные качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Этот период характеризуется ярко выраженными фазами вхождения в кризис и выхода из него. С этой точки зрения, возраст является решающим в процессе образования базовых оснований психики, которые способствуют выявлению объективных предпосылок для формирования нравственного отношения к действительности, ценностных ориентации.
     Эгоцентрическое отношение к миру у младших  школьников постепенно редуцируется. Этим и объясняется стремление к игре, драматизации, творчеству. Фактором, усиливающим предрасположенность к эстетической деятельности, является способность ребенка этого возраста к яркости восприятия единичных явлений, предметов, объектов, сосредоточенность на отдельных свойствах цвета, фактуры, формы наблюдаемого им. С эмоциональной впечатлительностью связана высокая чувствительность сенсорных зон. Многие исследователи отмечают, что 6 — 9-летний период является возрастом интенсивного развития, в котором явно выражена связь первой и второй сигнальной систем, а интеллект опосредует развитие всех остальных функций благодаря усвоению научных понятий и логических способов мышления. Перестройка психики ребенка в начальные школьные годы, развитие его воли, внимания, дисциплины, ответственности, чувства долга, появление императивного значения сознательно-регулятивного принципа «надо» вместо «можно» — «нельзя», формирование новой структуры психических действий с доминантной абстрактностью мышления должно быть по возможности плавным и безболезненным. А это зависит от того, в какой мере педагог сумеет перенести действие эстетических стимулов с игровой деятельности, характерной для предыдущего периода развития, на учебную деятельность.
     Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного и воспитательного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках и внеклассных занятиях. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения и воспитания, учитель, воспитатель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке и внеклассном занятие стиль отношений педагога и детей, детей между собой.
     Очевидно, что для создания подобной атмосферы  необходимо полное взаимодействие между  учителями и специалистами образовательных учреждений, таких как социальный педагог и школьный психолог. Говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.
     Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
     Профессиональный  диалог, сотрудничество и взаимопонимание  – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.
     Состояние научной разработанности  проблемы исследования. Многообразие проведенных исследований развития младшего школьника в образовательном процессе нашла отражение в фундаментальных работах Ш.А. Амонашвили, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина, Л.И. Божовича, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого, Г.А. Цукермана, Л.В. Занкова, С.Н. Лысенкова, Е.Н. Кабанова-Меллера, Т.Н. Шамова. Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой, М. Рокича эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта.
     Проблема  исследования - создание социально-педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности.
     Цель  исследования – анализ особенностей совместной работы социального педагога и учителя в нравственном воспитании детей.
     Задачи  исследования:
      Анализ литературы по данной проблемы;
    Изучить педагогические основы нравственного воспитания младше школьников;
    Подобрать диагностические методики для отслеживания некоторых аспектов нравственного развития младших школьников;
    Составить комплекс мероприятий по нравственному воспитанию;
    Реализовать на практике и проанализировать результаты социально-педагогического блока программы;
     Объект  исследования:  нравственное воспитание младших школьников.
     Предмет исследования: совместная деятельность социального педагога и учителя в процессе развития нравственной культуры личности.
     Гипотеза  исследования:
     Мы  исходили из предположения, что совместная деятельность социально педагога и  учителя будет способствовать нравственному  воспитанию младших школьников.
     Методы  исследования:
     - теоретические -  анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой  проблеме;
     - эмпирические – формирующий эксперимент, педагогическое наблюдение, беседа, метод незаконченных предложений (рассказов), анкетирование, метод экспертных оценок, обобщение опыта работы. Из диагностических методик использовались: Комплекс методик для отслеживания некоторых аспектов нравственного развития младших школьников; методики диагностики нравственной воспитанности, разработанные лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО.
     Практическая  значимость работы:
     С помощью полученного практического  материала, возможна разработка программ, которые могут быть использованы в работе социальных педагогов, а  также учителей начальных классов  различных общеобразовательных  учреждениях.
     База исследования: МОУ «СОШ № 51» г. Калуги: 3 «А», 3 «Б» и 3 «В» классы.
     Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников
      Педагогические основы нравственного воспитания младше школьников
 
     Процесс нравственного воспитания – это  совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.
     Нравственное  воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. [7, с.78].
     Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
     Овладение нравственными представлениями  и понятиями – длительный и  сложный процесс. Дети проходят большой  путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.
     Расширение  опыта, накопление знаний приводит, с  одной стороны, к дальнейшему  углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.
     Знания  школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа. [3, с.483].
     Важное  значение для идейного и нравственного  формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Формирование нравственного  опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны: школьники участвуют в охране природы, помогают в уборке урожая и т.д. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию. Включаясь в общественно-полезный труд, школьники испытывают на себе нравственное и идейное влияние жизни трудовых коллективов и их социальных отношений.
     Характерной особенностью организации школьного  нравственного воспитания в настоящее  время является осуществление его  в соответствии с научно разработанной  программой, в которой предусматривается реализация принципа преемственности. [3, с.486].
     Воспитательный  процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.
     Рассматривая  систему нравственного воспитания, следует различать несколько аспектов. Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. [8, с.234]. 
     На  уроках в постоянном общении с  учителем и сверстниками формируется  нравственность ребенка, обогащается  его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.
     В период младше школьного возраста воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость  воображения, подражательность, педагоги воспитывают у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма.
     Работая над проблемами нравственной воспитанности  младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
     1) Склонность к игре. В условиях  игровых отношений ребенок добровольно  упражняется, осваивает нормативное  поведение. В играх, более чем  где- либо, требуется от ребенка  умение соблюдать правила. Нарушение  их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.
     2) Невозможность долго заниматься  монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
     3) Недостаточная четкость нравственных  представлений в связи с небольшим  опытом. [13, с.140].
     Ребенок до 5 лет усваивает примитивный  уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
     К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
     Бессмысленно  говорить о втором уровне нравственного  воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается  среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.
     Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к  содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». [12, с.140]. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 – 7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. [14, с.138].
     В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.
     Младший школьник в процессе учебы в школе  постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.
     Включаясь в учебную деятельность, младшие  школьники учатся действовать целенаправленно  и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают  осознанный характер. Все чаще при  решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт. [15, с.40].
     Значимой  особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести  их и свои стремления с условиями  объективной действительности.
     Э.П. Козлов считает, что развитию этих качеств  способствует мотивационный компонент  учебной деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при  возможности ее осознания и наличия  соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия.
     Первое  – это возможность развития каждого  из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося  невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей. [16, с.150].
     Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом  учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.
     Второй  аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний  день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой – то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся. [16, с.161].
     Проблема  нравственного развития младшего школьника  в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.
     Во–первых, придя в школу, ребенок переходит  от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе  и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.
     Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
     И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. [14, с.125].
     С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного  развития учащихся в процессе школьного  обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.
     Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает  у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
     Формирование  нравственности происходит в школе  на всех уроках. И в этом отношении  нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
     С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений  расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в младше школьном возрасте начинают формироваться сложные  социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувств. [18, с.138].
     В младше школьном возрасте большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности  управлять ими. В этом возрасте воспитываются  нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям.
     Отношение к взрослым выражается в формирующемся  чувстве уважения. В младше школьном возрасте оно становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей. В развитии коллективизма большую роль играет начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в труде и игре детей. Продолжается формирование высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства товарищества, уважения к людям других национальностей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления об явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о своей стране, о жизни своего народа, которые получают дети, например, на занятиях при ознакомлении с художественной литературой. [22, с.11].
     Развитие  чувств и воли происходит в постоянном взаимодействии. Существенными признаками, характеризующими собственно волевое поведение, являются «преодоление препятствий», состояние напряжения, момент волевого усилия. Так, Б.М. Теплов подчеркивал, что волевые действия в собственном смысле слова – это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий. По мнению В.К. Котырло, «можно полагать, что именно усилие и есть тот феномен, которое обуславливает специфику волевого действия».
     В развитии волевых действий младше школьника, можно выделить три взаимосвязанные  стороны – это, во-первых, развитие целенаправленности действий, во-вторых, установление отношения между целью  действий и их мотивом, и, в-третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.
     Развитие  воли ребенка тесно связано с  происходящим в младше школьном возрасте изменения мотивов поведения, формированием  соподчинения мотивов. Именно появление  определенной направленности выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими менее значимыми мотивами. Чтобы мотивы реализовывались в поступки, нужно овладеть и соответствующими правильными способами и формами поведения. Иначе при самых лучших мотивах поведения может быть неприемлемым. Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных форм и правил, пониманием их общеобязательности, действительного значения своих поступков для других людей. [27, с.178].
     Среди нравственных мотивов поведения  большое место занимают общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Важнейшую роль в нравственном развитии старших младше школьников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 7 - 9 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для младше школьников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания учителя. [24, с.107].
     Воспитание  школьников предусматривает формирование гармонически развитой личности. Нравственное воспитание благодаря широте влияния  на личность является стержнем воспитания.Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
     Развитие  морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание  содержания воздействий,  которые  поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение и таким образом формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. [25, с.43].
     Необходимое звено в процессе нравственного  воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. 
 
 
 
 

     
      Деятельность  учителя по формированию нравственного  поведения младших школьников
 
     «Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего работа организатора». По отношению к деятельности учителя  начальных классов это положение  приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный руководитель должен знать технологию организации (методы и формы).
     Процесс воспитания осуществляется в различных  формах при помощи разнообразных  методов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками. [46, с.243].
       Классифицируют формы воспитания  в зависимости от количества  воспитанников, – охвачен весь  класс, небольшие группы или  отдельные ученики (фронтальная,  групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.
       По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.
     Характер  методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив  еще не сформирован, воспитатель  предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как  только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется.
       Воспитательная деятельность классного  руководителя в школе охватывает  множество проблем и является  исключительно многогранной как  по содержанию, так и по разнообразию  методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся. [52, с.43].
     Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся.
     На  уроках в постоянном общении с  учителем и сверстниками формируется  нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный  опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны  с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.
     Учителя начальных классов осуществляют нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей. Но и проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.
     Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь  четкую нравственную направленность и  способствовать моральному развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в классе, классному руководителю необходимо всегда глубоко продумывать его нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта. [55, с.143].
     Существенным  компонентом нравственного воспитания является формирование и развитие морально-политического  сознания учащихся. Эта задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во внеурочное время классным руководителем. В его задачу входит согласование внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень его нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.
     Перед классным руководителем стоит важнейшая  задача по воспитанию у детей нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно- массовую деятельность. [55, с.156].
     Весьма  важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
     Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и трудового воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной позиции.
     Следующие функции должен выполнять классный руководитель по организации процесса нравственного воспитания и повышения  его педагогической действенности:
     Одной из существенных функций классного  руководителя является систематическое  и всестороннее изучение учащихся, особенностей их характера, поведения  и моральной воспитанности в  целом. [59, с.83].
     Каждый  школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.
     В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически эффективными.
     Есть  ещё одна немаловажная функция классного  руководителя, связанная с организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных отклонениях  в моральном развитии отдельных  школьников, которые иногда имеют  место в школе. [59, с.95].
     Формирование  нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.
     Важное  значение для идейного и нравственного  формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно. З.Н. Васильева предлагает познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, факультативных занятиях.
     Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие  отношения школьников к учению и  своим товарищам, у вдумчивого учителя  направлены на то, чтобы сильные  стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития.
     Формирование  нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию. [51, с.243].
     Воспитательный  процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.
     Результат нравственного воспитания проявляется  в отношениях школьников к своим  обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.
     Чтение  и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает Л.И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. [45, с.78].
     На  уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения  между учащимися. Сообща решая общие  познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между  собой, влияют друг на друга. Учитель  предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой. [45, с.89].
     Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.
     Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной  общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.
     Л.Р. Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.
     Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. [28, с.10].
     Знания  школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные  жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому  требуется специальная работа, связанная  с обобщением полученных знаний. Формы  работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.
     В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это  яркое эмоциональное изложение  конкретных фактов и событий, имеющих  нравственное содержание. Воздействуя  на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
       Функции этического рассказа:
      1. служить источником знаний,
      2. обогащать нравственный опыт  личности опытом других людей,
      3. служить способом использования  положительного примера в воспитании.
       К условиям эффективности этического  рассказа относятся следующие:
       Рассказ должен соответствовать  социальному опыту школьников. В  младших классах он краток, эмоционален,  доступен, соответствует переживаниям  детей. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. [31, с.178].
       Рассказ производит должное впечатление  только тогда, когда выполняется  профессионально. Неумелый, косноязычный  рассказчик не может рассчитывать  на успех. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше.
       Разъяснение – метод эмоционально  – словесного воздействия на  воспитанников. Важная черта,  отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
       Разъяснение применяется:
       а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
       б) для выработки правильного  отношения воспитанников к определенному  поступку, который уже совершен.
       В практике школьного воспитания  разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Как уже было отмечено, младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.
       Необходимо отметить, что при  неквалифицированном применении  рассказ, разъяснение, внушение  могут принимать форму нотации.  Она, как известно, никогда не  достигает цели, а скорее вызывает  противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения. [31, с.184].
       В работе с учащимися различных  возрастных групп широко применяется  этическая беседа. В педагогической  литературе она рассматривается  и как метод привлечения учащихся  для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
     Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке  у школьников этических представлений  и понятий, воспитанию интереса к  нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических  бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках. [31, с.196].
     Высоко  оценивает роль этических бесед  А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил  он, - как быстро и радостно возрождался  мой коллектив в отдельных  случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».
       Этическая беседа, по мнению Л.Р.  Болотиной, требует от учителя  большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.
     Этическая беседа проводится двумя путями—индуктивным и дедуктивным. В начальных классах  лучше всего начинать разговор с  ярких, конкретных фактов. На основе анализа  фактов учитель подводит ребят к  моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам. Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.
     Итогом  беседы является яркое, убедительное слово  учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом. [34, с.47].
     Для обозначения различных видов  и форм воспитательной работы в психолого–педагогической литературе используется термин «воспитательное мероприятие», что представляет совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчиненной единой комплексной воспитательной цели.
       В последнее время понятие «мероприятие» не соответствует фактическому смыслу воспитательной работы, так как предполагает известную фрагментарность, разобщенность педагогических воздействий и трудно совместимого с комплексным подходом.
       В практике наиболее полно передает сущность системности, компилятивности и последовательности в процессе воспитания понятие «воспитательное дело», которое может рассматриваться как вид (форма) организации и осуществление конечного результата деятельности воспитанников. [34, с.54].
       Воспитательное дело представляет  собой своеобразное системное образование, поэтому конструирование множества воспитательных дел может происходить по следующему алгоритму:
      - целеполагание (анализ ситуации, цели и воспитательных задач);
      - планирование (обеспечение условий выполнения целей и задач воспитания);
      - организация и подготовка воспитательного  дела (продумывание содержания, форм  и методов воспитательного дела, привлечение различных средств,  материальное обеспечение их);
      - непосредственное осуществление воспитательного дела;
      - анализ достигнутых результатов;
     Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов  искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с  учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся. 
 

     
      Социальный  педагог в процессе формирования нравственности у детей
 
     Школьный  социальный педагог - действует в  общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. [49, с.23].
     Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
     Процесс влияния на человека - это процесс  педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный педагог.
     Сегодня образование, определив в своей деятельности, как первостепенную, задачу воспитания ребёнка, формирования личности, изменяет своё содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - школа, и его работа в школе - особый вопрос.
     Социальный  педагог выполняет большой объем  работы. Его клиентами являются как  ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие  функции:
     1. Образовательно-воспитательная, т.е.  обеспечение целенаправленного  педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.
     2. Диагностическая, т.е. постановка  «социального диагноза», для чего  проводится изучение личностных  особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.
     3. Организаторская, т.е. организация  общественно-ценной деятельности  детей и взрослых, педагогов и  волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.
     4. Прогностическая и экспертная, т.е.  участие в программировании, прогнозировании,  проектировании процесса социального  развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.
     5. Организационно-коммуникативная, т.е.  включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую  работу. Организация совместного  труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.
     6. Охранно-защитная, т.е. использование  имеющегося арсенала правовых  норм для защиты прав и интересов  личности. Содействие применению  мер государственного принуждения  и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
     7. Посредническая, т.е. осуществление  связи в интересах ребенка  между семьей, образовательным учреждением  и ближайшим окружением ребенка. [49, с.45].
     Деятельность  социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального  контекста, однако задача социального  педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.