На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование в различных экономических системах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1.Рынок и государство
1.1 Сущность рынка
Рынок — совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. Обычно происходит в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском  информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого  товара или услуги, спецификацией и  защитой прав собственности, заключением контракта  и т.д. Поэтому  рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).
Общественные  потребности выявляются с помощью системы  цен. Они передают информацию, которая  служит стимулом к  применению наиболее экономичных методов  производства и наиболее эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Тем самым рынок  способствует перераспределению  доходов в пользу лучше хозяйствующих  субъектов.
В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь  между производителями  и потребителями  экономических благ.
По  широте охвата различают: локальные, национальные и международные  рынки.
По  объектам купли-продажи  различают: рынки  потребительских  товаров и услуг, рынки ресурсов. Наряду с товарным существует денежный рынок.
1.2. Место государства  в рыночной экономике
    Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно, что подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
      Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
    По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимым для продолжения производства в национальных масштабах; отраслевые и общественные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).
        Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.
   В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
       В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах  Западной Европы (во Франции, Германии, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании) в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской  Америки. Слабее развито ГРЭ в  США, в Канаде, Австралии, где в  отличие от Европы не было социально-экономических  потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению  лагеря социализма, а затем его  распаду и где частный капитал  обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах  играет заметную роль, особенно в периоды  ухудшения конъюнктуры, при высоких  показателях безработицы и инфляции.
       Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности. 

    1.2. Государственное  регулирование –  его субъекты и  объекты
              Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства.
       Субъектами  экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных  интересов.
       Носители  хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры ми земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса, крестьяне виноградных районов Франции и жители Рурского угольного бассейна и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.
       Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь  с просьбами, протестами, пожеланиями  в государственные учреждения, ответственные  за экономическую и социальную политику.
       Это первая линия связи хозяйственных  интересов с государственным  аппаратом, регулирующим хозяйство.
       Носители  экономических интересов объединены в развитых странах рыночного  хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы  предпринимателей, фермеров, различных  торговцев, студентов, маклеров, аптекарей  и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают  миллионы членов (профсоюзы, например), другие, играют огромную роль в экономике  с раны из-за представляемых ими  капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и  юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Также объединения являются выразителями хозяйственных интересов.
       Самые могущественные выразители хозяйственных  интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные  концепции социально-экономической  политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП. У выразителей  хозяйственных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры полготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь входят в международные региональные и мировые объединения.
       Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные  каналы влияния этих выразителей  хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования - это вторая линия связи хозяйственных  интересов с ГЭП.
       Проводить в жизнь программу государственной  экономической политики будут субъекты ГРЭ - исполнители хозяйственных  интересов. Это главная, третья линия  трансформации частных экономических  интересов в ГЭП.
       Исполнителями хозяйственных интересов  - субъектами ГРЭ - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, Индия, Германия, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ, все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.
       Интересным  с точки зрения изучения механизма  ГРЭ является слияние субъектов  государственной и частной экономической  политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в  классическую схему парламентской  или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования  тарифных соглашений между предпринимателями  и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления государственных региональных программ.
       Эти органы не избираются и не всегда  назначаются парламентом, а формируются  чаще всего центральными и местными властями вместе с заинтересованными  союзами - выразителями экономических  интересов. Часто они непосредственно  проводят в жизнь, а иногда и принимают  решения по мерам экономического и социального регулирования.
       Основная  часть таких органов формально  осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом  воздействует на ГЭП. К таким органам  относятся различные советы экспертов  при правительстве, министерствах  экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их управлениях, центральном  банке, правлениях государственных  железных дорог, почт и телеграфа  и др.
       Другая  группа государственно-частных органов  хозяйственного регулирования - это  советы по сферам деятельности, например, научно - технический, военно-технический, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному  образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят наряду с  сотрудниками правительственных органов  и экспертами представители самых  разных отраслей, банков, различных  фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации ГЭП, к направлениям расходования средств  из бюджета и различных фондов.
       Это четвертая линия связи между  носителями экономических интересов  и ГРЭ: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при  государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка  интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных (например, экологических) групп.
       Существуют  многочисленные возможности воздействия  носителей и выразителей хозяйственных  интересов на ГЭП: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей, обращения в суды (от местных до международных), кампании гражданского неповиновения и т.д. Наиболее действенная из них - обоснованное обращение в суд в случае нарушения  государственными органами хозяйственного регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами.
       Обратная  связь между ГРЭ  и носителями хозяйственных  интересов довольно жесткая.
       Во-первых, успех ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном  балансе, снижении темпов инфляции, повышении  жизненного уровня.
       Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному  измерению: в уровне социальной напряженности, оценка ГРЭ средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.
       В-третьих, носители хозяйственных интересов  прямо и через свои объединения  поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить  с предупреждением в адрес  правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования  с их интересами. Наконец, союзы - выразители хозяйственных интересов своих  членов, так же как и отдельные  юридические и физические лица, финансируют  или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы  этой партии, или нет. Потеря доверия  избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям - это главная линия обратной связи между ГЭП и носителями хозяйственных интересов.
      Мы  рассмотрели идеальную картину  зависимости ГРЭ от экономических  интересов, механизм этой зависимости  и обратной связи. В реальной жизни  наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение  получил лоббизм, известны факты  коррупции в органах ГЭП в  разных странах. Но механизм ГРЭ функционирует  все-таки не по отклонениям, а по правилам.
       Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
       Основные  объекты ГРЭ - это:
    экономический цикл
    секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства
    условия накопления капитала
    занятость
    денежное обращение
    платежный баланс
    цены
    НИОКР
    условия конкуренции
    социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение
    подготовка и переподготовка кадров
    окружающая среда
    внешнеэкономические связи
       Очевидно, перечисленные объекты носят  совершенно различный характер, они  охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные  отрасли, территориальные комплексы  и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения  между профсоюзами и объединениями  предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
       Рассмотрим  важнейшие из них.
      Суть  государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике стран могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработанной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.
       ГРЭ в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают  привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести  к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во сем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.
       Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельностью в рыночной экономике, поэтому ГЭП поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредственно служит и другим объектам ГРЭ. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.
       Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных разработках, заработанная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработанной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.
       Постоянным  объектом внимания государственных  регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредственно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.
       Состояние платежного баланса  является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.
       Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
       Государственные регулирующие инстанции стремятся  влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в  развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защиты, охране окружающей среды.
       Объекты ГРЭ различаются в зависимости  от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы, региона, отрасли, сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги), хозяйства в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены), глобальный (социальные отношения, экология),национальный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы). 

1.3. Этапы государственного  регулирования
            Существующая ныне система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов.
1. Создание общих  благоприятных условий для воспроизводства  частного капитала, сосредоточение  усилий государства на разработке  трудового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении  устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
2. Несогласованные  между собой акции антикризисной  и структурной направленности, попытки  воздействовать на занятость  и цены.
3. Эксперименты  с использованием денежно-кредитных  и бюджетных средств регулирования  хозяйства. Волна приватизации  объектов государственной собственности.
4. Переход  в ряде стран к отраслевому  и региональному среднесрочному  программированию, попытки повысить  действенность ГРЭ путем изучения  совместимости и взаимозаменяемости  инструментов регулирования, определения  их эффективности. 
5. Осуществление  во все большем числе развитых  стран общегосударственного среднесрочного  программирования в сочетании  с выработкой долгосрочных перспективных  
ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование  инструментов регулирования.
6. Меры по  согласованию общегосударственных  среднесрочных программ на межгосударственном  уровне в рамках интеграционных  объединений, шаги в направлении  наднационального программирования  ЕС. 

      1.4. Экономические функции  государства
                     Экономических функций государства много, и они разнообразны. Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Мы здесь рассмотрим в качестве основы для нашего анализа следующие формы экономической деятельности государства, учитывая при этом неизбежность их частичного совмещения.
      Во-первых, некоторые экономические задачи государства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы, так как сама по себе она недостаточна эффективна. В этой сфере отметим следующие важнейшие виды деятельности правительства:
1. Защита  конкуренции.
Путем выполнения этой группы задач государство  усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции  государства:
2. Перераспределение  дохода и богатства.
3. Корректирование  распределения ресурсов с целью  изменить структуру национального  продукта.
4. Стабилизация  экономики, то есть контроль  за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической  конъюнктуры, а также стимулирование     экономического роста.
       Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет  производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей  о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к  желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит  до сведения продавцов. Конкурирующих  производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и  упрочнение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и, в конечном счете, банкротство. При конкуренции покупатели - это  хозяин, рынок - их агент, а предприятия - их слуга.
       Рост  монополии резко изменяет эту  ситуацию. В широком смысле монополия - это ситуация, при которой число  продавцов становиться столь  малым, что каждый продавец уже в  состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому  и на цену продаваемого продукта. Каково значение такой ситуации? Оно просто в том, что, когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей. Монополистами не управляет воля общества, как она управляет конкурирующими продавцами. Суверенитет производителя до такой степени заменяет собой суверенитет потребителя, что монополия заменяет конкуренцию. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, и не целям удовлетворения потребностей общества в целом. То есть монополия порождает нерациональное распределения экономических ресурсов.
       В России государство пытается установить контроль над доминирующем положением на рынке. В первом случае, в отношении  «естественных монополий», то есть тех отраслей, где технологические  и экономические условия исключают  возможность существования конкурентных рынков, правительство образовало Федеральную  службу по регулированию естественных монополий в области связи, и  Федеральную службу по регулированию  монополий на транспорте. Президент  РФ Борис Ельцин 22.09.98  подписал указ «О структуре федеральных органов  исполнительной власти», где деятельность вышеуказанных служб упразднена и полномочия переданы Министерству по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства, также упразднены Государственный антимонопольный  комитет РФ и Государственный  комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства.
       Даже  при обеспечении правовой основы для капиталистических институтов и защиты конкуренции все еще  существует необходимость в выполнении правительством ряда других экономических функций. Рыночной системе, в ее оптимальном варианте, все же присущи погрешности и недостатки, вынуждающие государство стимулировать и модифицировать ее функционирование.
       Рыночная  система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее  на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Рыночная система приносит крупные доходы тем, чей труд высоко оплачивается в  силу природных способностей и благоприобретенного  образования и мастерства. Равным образом и те, кто владеет значительным капиталом и земельными площадями, заработанными упорным трудом или  доставшимися по наследству, получают от них большие доходы. Но другие члены нашего общества обладают меньшими способностями, получили лишь скромное образование и квалификацию. Все  эти люди, как правило, не накопили или не унаследовали никаких материальных средств. Следовательно, их доходы очень  малы. Кроме того, многие престарелые, лица с физическими и умственными  недостатками, иждивенцы, подобно безработным, вовсе не имеют доходов в рамках рыночной системы. Короче, рыночная система  влечет за собой значительное неравенство  в распределении денежного дохода, а, следовательно, и в распределении  национального продукта между индивидуальными  домохозяйствами. Несмотря на некоторый  прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической  и политической проблемой.
       Государство взяло на себя задачу уменьшить неравенство  доходов в нашем обществе. Эта  задача нашла отражение в ряде политических мер и программ. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия остронуждающимся, вспомоществование  иждивенцам и инвалидам, а безработным  пособия по безработице. Во-вторых, государство изменяет также распределение  доходов путем рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых  рыночными силами.
       Также государство может непосредственно  вмешиваться в рыночный механизм, устанавливая предельные цены для товаров  первой необходимости, а также минимальные  ставки заработанной платы. Более того, оно может субсидировать некоторые  жизненно важные отрасли экономики, например, сельское хозяйство. Все эти  меры, несмотря на сопротивление, наиболее обеспеченных граждан, позволяют поддерживать определенный жизненный уровень  населения.
       Экономистам известны два случая резкого нарушения  функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система либо производила «не  те» количества определенных товаров  и услуг, либо оказалась не в состоянии  вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых  товаров и услуг, выпуск, которых  экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов или  побочными эффектами, другой - с государственными или социальными благами.
       В частности, такие блага и услуги, как улицы и автомагистрали, полицейская  и пожарная охрана, библиотеки и  музеи, вполне могут подпасть под  действие принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены и частные производители могут  ими обеспечивать потребителей через  посредство рыночной системы. Однако, все это услуги, которые влекут за собой значительные выгода перелива, из чего следует, что рыночная система  не станет их производить в достаточном  количестве. Поэтому правительство  берет на себя их производство или  финансирование, чтобы не допустить  возможного возникновения дефицитного  выделения ресурсов в эту сферу. Подобные товары и услуги иногда называют квазиобщественными (квазигосударственными) благами. Можно понять непрекращающиеся  споры вокруг статуса государственной  системы здравоохранения и жилищного  строительства. Должны ли эти блага  индивидуального пользования обеспечиваться через рыночную систему, или это  квазиобщественные блага, которые  государство должно предоставлять?
       Исторически сложилось так, что самая новая  и в некоторых отношениях самая  важная функция правительства заключается  в том, чтобы стабилизировать  экономику, то есть помогать частной  экономике обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен. В данном месте мы ограничимся лишь общей характеристикой  и подчеркиванием роли (не вдаваясь в ее исчерпывающие объяснение) стабилизационной функции правительства. Ключевой момент здесь сводиться к тому, что  уровень производства непосредственно  зависит от общего, или совокупного, объема расходов. Высокий уровень  общих расходов означает, что для  многих отраслей выгодно увеличивать  выпуск продукции, а это условие  в свою очередь, предопределяет необходимость  добиваться высокого уровня использования  и материальных, и людских ресурсов. Многие экономисты полагают, что в  капиталистической системе нет  механизмов, поднимающих совокупные расходы именно на тот  уровень, который  может обеспечить полную занятость. Возможно возникновение двух неблагоприятных  ситуаций
       Безработица. Общий уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. В этом случае правительство обязано так дополнить частные расходы, чтобы объем расходов - частных и государственных - был достаточен для создания полной занятости. Каким образом правительство может это осуществить? Один ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот же метод - правительственные расходы и налогообложение, - какой оно использует для перераспределения ресурсов в производство общественных благ. Конкретно, правительству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны - сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора.
      Инфляция. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяет производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости,  избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть, главным образом, сокращением собственны расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.
       Хотя  этот перечень четырех функций государства  обычно служат базой для анализа  его экономической роли, но большинство  государственных форм деятельности и политических мер, так или иначе, оказывают влияние на  все перечисленные  здесь экономические процессы. Например, программа перераспределения дохода в пользу бедных воздействует на распределение  ресурсов, поскольку бедные покупают товары и услуги, которые несколько  отличаются от товаров и услуг, покупаемых более богатыми слоями общества. В  свою очередь, снижение государственных  расходов с целью ослабления инфляционного  напряжения также ведет к перераспределению  ресурсов из государственного сектора  в частный.  

2.Теоретические  взгляды на государственное  регулирование
    Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и  развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Неудивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.
    Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Все сходятся в  понимании того, что невидимая  рука рынка должна дополняться видимой  рукой государства.

2.1 Меркантилисты.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время  основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала  активное вмешательство государства  в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства  страны – количество золота. В связи  с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

1.2 Классическая теория.

 Следующей ступенью развития представлений о  роли государства стала работа А.Смита  «Исследование о природе и  причинах богатства народов», в которой  он утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство»1.
       А. Смит был глубоко убеждён, что  экономика будет функционировать  наилучшим образом, если исключить  любые формы государственного вмешательства. Такой подход принято именовать  «либеральным». При этом доказывал  Смит, вовсе не возникает хаос и  неразбериха. Напротив, ведомые «невидимой рукой Проведения», преследуя свои интересы, люди создают блага и  выгоды для общества в целом.
       «Невидимой  рукой» А. Смит называл те экономические  силы, которые мы называем сегодня  спросом и предложением. Конечно, он понимал, что цель предпринимателя  – это получить как можно больше прибыли, и им движет эгоизм. Законы рынка заставят предпринимателя  выпускать не любые продукты, а только те, что нужны покупателям, а продавать их по возможно низкой цене. Таким образом, хотя предприниматель вовсе не думает о благоденствии общества, тем не менее, его эгоизм приносит пользу всем, ибо обеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.
       «Невидимая  рука» может успешно действовать  только в условиях достаточно острой конкуренции. Она смиряет эгоизм и способствует снижению цен. Одновременно конкуренция регулирует количество производимых товаров и перелив  капиталов и труда из одной  отрасли в другую. Механизм конкуренции  заставляет предпринимателя постоянно  искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить  прибыль за счёт роста объёма продаж.
    В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его  собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в  состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно.     Главное заключалось в том,  что для  всех  субъектов  хозяйственной  деятельности  должны  быть гарантированы  основные экономические свободы,  а именно свобода выбора сферы  деятельности, свобода конкуренции  и свобода торговли [10, c.51]. 

2.3 Кейнсианская теория.
    Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике  был связан с именем выдающегося  английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской  революции», совершили переворот  в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность  самоисцеления экономического спада, необходимость государственной  политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и  совокупное предложение, выводить экономику  из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
       Кейсианцы считают современные рынки неконкурентными, а потому и неспособными автоматически  регулировать спрос и предложение, в особенности соотношение между  ценами и заработной платой. Монополии  и олигополии, занимая господствующее положение на рынках многих товаров, могут искусственно поддерживать высокие  цены, несмотря на понижающийся спрос. В то же время профсоюзы выступают  за гарантированный уровень заработной платы при заключении трудовых соглашений и коллективных договоров с предпринимателями. Всё это приводит к тому, что  рыночное регулирование является негибким, и снижение спроса на продукцию хотя и приведёт к падению цен, но вряд ли одновременно вызовет уменьшение ставок заработной платы.
    Кейнс считал,  что государство должно воздействовать на рынок в целях  увеличения  спроса,  так  как  причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
         Вмешательство государства в  регулирование экономики должно  состоять в проведении такой  фискальной и денежно-кредитной  политики, которая смягчила бы  периодически возникающие спады  и резкие подъёмы производста,  получившие в литературе название  экономических циклов.
       Чтобы понять, как возникли теоретические  предпосылки теории Кейнса, необходимо учесть, что они сформировались в  период глубокого спада и разрушительного  кризиса капиталистического общества. Кейнсу казалось, что в этих условиях именно активные действия государства  по регулированию экономики посредством  фискальной политики способны вывести  производство из глубокого кризиса. Однако игнорирование правильной денежно-кредитной  политики последователями Кейнса, выразившееся в заявлении, что «деньги не имеют  значения», вызвало критическое  отношение к его концепции. Когда  вместо ожидавшейся кейсианцами  депрессии после Второй мировой  войны наступила инфляция, многие экономисты всё больший интерес стали проявлять к монетаристкой концепции, анализирующей ту часть экономического цикла, которая сопровождается инфляцией.
     Главными  чертами кейнсианской модели регулирования  являются:
 – высокая  доля национального  дохода,  перераспределяемая через госбюджет;
 – создание обширной зоны государственного предпринимательства  на основе образования государственных  и смешанных предприятий;
 – широкое  использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов  для стабилизации экономической  конъюнктуры, сглаживания циклических  колебаний, поддержания высоких  темпов роста и высокого уровня занятости.
 Модель  государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические  колебания в течение более  чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла  быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы  роста национального дохода создавали  возможность  перераспределения  без  ущерба накоплению  капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства  резко ухудшились. Был опровергнут  закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут  расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.