На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этнопедагогика и этнопсихология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Пояснительная записка

     Учебно-методический комплекс разработан на основе программы  курса  «Этнопедагогика и этнопсихология» в соответствии ГОСВПО 2005г., по направлению 050600 (050700 по ОКСО) «Педагогика», профессионально-образовательная программа «Практическая психология в образовании».
     Цель  курса «Этнопедагогика и этнопсихология»
    сформировать у студентов представление о предмете этнопсихологии, ее составляющих, о феноменах и закономерностях национальных особенностей поведения личности и различных этнических групп;
    ознакомить слушателей с научной традицией этнопсихологического направления исследований;
    рассмотреть основные проблемы этнопсихологии и перспективы их решения;
    ознакомить с методами, используемыми в практике этнопсихологических исследований;
    создать возможность обеспечения понимания культуры как многосвязной целостности, и взаимозависимости всех её элементов на всех уровнях (от обобщенного до индивидуального).
Задачи  курса:
    ознакомить  студентов с историей развития этнопсихологии в России и других странах;
    рассмотреть основные проблемы современной этнопсихологии, как науки;
    рассмотреть особенности этнокультурных различий как источника ошибочного понимания, напряжения и конфликтов;
    предоставить каждому обучаемому возможность отрефлексировать свою погруженность в мир родной для него культуры и осознать личностную зависимость от принадлежности к субкультурам;
    сформировать у студентов умение распознавать этноцентрическое поведение (в себе и в других), с целью преодоления вероятных специфических ситуаций поведения.
     «Этнопедагогика и этнопсихология»– это наука, изучающая «этническую психику», или психический склад народа, этноса. Психический склад этноса включает все те черты, свойства и процессы, которые приобретаются этнической группой в ходе ее развития. В настоящее время в условиях обострения внимания всей общественности к национально-социальным проблемам возрастает их роль в образовании. Южный Федеральный округ, и в частности, Ростовская область и окружающие ее территории Юга России, в силу своего геополитического положения и многонационального состава населения имеет ряд сложных этносоциальных  и этнопсихологических проблем.  
 

     «Этнопедагогика и этнопсихология» - дисциплина, изучающая особенности психического склада и поведения людей определённой этнической общности. Основные объекты её изучения - нации, народности, племена, а также специфические в этническом отношении группы населения (например, группы иммигрантов и т. д.). Содержание этнопсихологических исследований - установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и характером духовной культуры (традиции, верования и пр.), с одной стороны, и особенностями психики членов исследуемых общностей - с другой. Данные  исследования в большинстве своём носят эмпирический, сравнительно-описательный характер. Эти проблемы нуждаются в освещении и изучении в образовании, следовательно, становятся необходимым и актуальным в теоретическом и практическом плане введения курса «Этнология». Учитывая специфику направления представляется важным ознакомить студентов с этническими особенностями групп населения, участвующих в жизни социума.
     Дисциплина  «Этнопедагогика и этнопсихология» находится на стыке социальной психологии и ряда других наук, в первую очередь социологии, социальной психологии, конфликтологии, политической психологии и психологии личности.
       Учебный материал дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» представлен следующими модулями:
МОДУЛЬ 1.  Этнические проблемы современности
МОДУЛЬ 2. Сущность и своеобразие национально-психологических явлений
МОДУЛЬ 3.  Этнической идентичности, её развитие и трансформация  Этнические символы, их разновидности
МОДУЛЬ 4. Психология межэтнических отношений и когнитивные  процессы. Межэтнические отношения  и конфликты
     Создание развивающего образовательного пространства обеспечивается применением следующих технологий:
    Подача материала в классическо-лекционной форме, с элементами компьютерных презентаций;
    Проблемно-поисковые;
    На основе диалога;
    Объяснительно-иллюстративные;
     Учебная дисциплина «Этнопедагогика и этнопсихология» направлена на развитие следующих профессиональных компетенций:
    1. теоретические ориентация в основных  этнопсихологических проблемах современности; определение структуры и предмета, задач  этнопсихологии; рассмотрение и изучение этнических символов; предоставление советов и помощи при адаптации к новым социально-культурным условиям;
    2.   методические определение направлений исследований этнических феноменов явлений; знакомство со способами  построения этнопсихологического исследования; применение современных психологических технологий в области этнической психологии; определение факторов, связанных с вовлеченностью, увлеченностью в конфликтные отношения, как внутри одного этноса, так и  межэтнические отношения; консультирование и оказание помощи в преодолении страха общества, оказание психотерапевтической и психологической помощи мигрантам;
    3. практические ознакомление с методами и методиками этнопсихологии, подготовка к проведению этнопсихологического исследования, использование современных научно-обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов исследования сущности и своеобразия этнопсихологических явлений; психологическое  сопровождение процесса формирования и трансформации этнической идентичности; разработка и  проведение этнопсихологического исследования, направленного на изучение особенностей проявления и  формирования этнической идентичности. предоставление советов и помощи, поддержки в развитии контактов и взаимоотношений между представителями разных народов; помощь в управлении стрессом, разрешением конфликтов и посредничество; разработка, проведение психотерапевтических мероприятий, направленных на создание благоприятного психологического настроя, в период адаптации к новой культурной среде.
Формы текущего контроля: устные ответы, тестовые задания, самостоятельная работа студентов.
Форма итогового контроля: зачет, 8 семестр.
Учебно-тематический план учебной дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» 

Распределение фонда учебного времени  по семестрам и видам занятий, формы контроля
     
    семестра
    Число учебных часов  
    Форма контроля
    кредиты
    Всего Аудиторные  занятия СРС
    Всего Лекции Семин. занятия
    8 семестр 72 36 24 12 36 зачет 2
 
Тематический  план изучения дисциплины «Этнопсихология»
     
    Темы
    Количество  часов кредиты
    Всего Лекции Сем. занят
    СРС
    Модуль 1. «Этнические проблемы современности»
    14 4 2 8 2
    1. основных  проблем этнопсихологии 1 1
    2. понятие, структура и взаимосвязи  этнологии 1 1
    Модуль 2. «Этнической идентичности, её развитие и трансформация. Этнические символы, их разновидности»
    12 6 2 4
    3. этнической  идентичности 1 1
    4. этнические  символы 1 1
    Модуль 3. «Психология межэтнических отношений и когнитивные процессы, межэтнические отношения и конфликты»
    20 6 4 10
    5. специфика психологии межэтнических  отношений 1 2
    6. психология  национальной нетерпимости 1 2
    Модуль 4. «Этапы  психологической  поддержки мигрантов. Адаптация к новой  культурной среде»
    26 8 4 14
    7. понятия этнической миграции; история вопроса; основные виды миграций 2 2
    8. подходы к проблеме мигрантов; этапы психологической поддержки мигрантов 2 2
    ИТОГО: 72 24 12 36 2
 
 

Модуль 1. «Этнические проблемы современности»
     Комплексная цель модуля 1 - раскрыть историко-теоретические  закономерности становления учения о сущности и своеобразии национально-психологических явлений.
     Основные  термины модуля:
    Этнос
    Этнопсихология
    Национально-психологических явлений
    Кросс-культурная психология
    Психологическая антропология
     Изучение  модуля обеспечивается применением следующих технологий:
    Подача материала в классическо-лекционной форме, с элементами компьютерных презентаций;
    Объяснительно-иллюстративные;
    На основе диалога.
     Модуль  1 направлен на развитие следующих профессиональных компетенций:
    теоретические ориентация в основных  этнопсихологических проблемах современности; определение структуры и предмета, задач  этнопсихологии;
    методические определение направлений исследований этнических феноменов явлений; знакомство со способами  построения этнопсихологического исследования;
    практические ознакомление с методами и методиками этнопсихологии, подготовка к проведению этнопсихологического исследования.
 
Учебно-тематический план лекционных занятий модуля 1
«Этнические проблемы современности»
     тема 1. Данный раздел посвящен рассмотрению основных проблем этнопсихологии. Изучению структуры национальной психологии (Артунян С.М., Гаджиев А.Х., Дребижева Л.М., Андреева Г.М.), направлений исследований этнических феноменов явлений.
     тема 2 - анализируется кризис современной информационной цивилизации. Этничность, рассматривается,  как актуальная характеристика современной эпохи. Культура как психологическое понятие. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные проблемы этнопсихологии.
     Направления исследований этнических феноменов явлений. Акцентируется идея важности и актуальности этнопсихологических исследований. Методики исследования этнопсихологических явлений.
     Анализируются основные трудности проведения и  интерпретации этнопсихологических исследований. Представлены области применения результатов исследования 

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
Задания для самостоятельной  работы студентов  к модулю 1
Задание1. Написание реферата (темы: «Проблемы современной этнопсихологии», «Становление предмета этнической психологии в России и за рубежом»).
Задание 2. Составление словаря 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 
    Методологические принципы подхода к пониманию сущности этнопсихологических явлений
    Становление и развитие отечественной этнопсихологии.
    Основные школы этнопсихологии в западной науке.
    Этническая идентичность, виды и формы ее проявления.
    Этнические установки и этнические стереотипы.
    Теории «основной» и «модальной» личности в этнопсихологии.
    Влияние этнопсихологических особенностей на жизнедеятельность людей.
Тесты рубежного контроля к модулю 1
1. Кто из перечисленный авторов был организатором первого журнала по этнопсихологии:
а) В. Вундт;
б) Н. Надеждин, К Каверин;
в) Х. Штейнталь, М. Лацарус;
г) Г. Шпет
2.Чем  можно объяснить  рост этничности  в современном  мире:
а) информационными  войнами;
б) реакциями на неопределенность;
в) возрастанием количества миграций;
г) структурными изменениями общества.
3. Какое из направлений  эмпирических исследований  изучает этнические  группы в сравнительном  аспекте:
а) кросс-культурная психология;
б) психологическая  антропология;
в) этническая психология;
г) структурализм. 

     Список  рекомендуемой литературы к модулю 1
Крысько В.Г. Этническая психология.- М., 2007
Андреева  Г.Н. Социальная психология. – М., 1988.
Лебедева  Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М., 1999
Стефаненко  Т.В. Этнопсихология. Практикум: Учебное  пособие. – М., 2000 

Модуль  2.  Этнической идентичности, её развитие и трансформация Этнические символы, их разновидности
Комплексная цель модуля 2 Изучение роли этнической идентичности в повседневной жизни человека
Основные  термины модуля 2:
    Стратегии поддержания этнической идентичности.
    Модели измерения этнической идентичности
    Этническая группа
    Этнической толерантности
    Миграционная группа
Изучение модуля 2 обеспечивается применением следующих технологий:
    Подача материала с помощью компьютерных презентаций;
    На основе диалога;
    Творческие.
     Модуль 3 направлен на развитие следующих профессиональных компетенций:
    теоретические психологическое  сопровождение процесса формирования и трансформации этнической идентичности; рассмотрение и изучение этнических символов;
    методические консультирование в вопросах становления идентичности (возрастные особенности формирования идентичности);
    практические разработка и  проведение этнопсихологического исследования, направленного на изучение особенностей проявления и  формирования этнической идентичности.
Учебно-тематический план лекционных занятий модуля 2
     Тема 5 рассматривает особенности развитие и трансформация этнической идентичности. Основные компоненты этнической идентичности. Этапы становления этнической идентичности. Стратегии поддержания этнической идентичности. Модели измерения этнической идентичности.
     Тема 6 этнический символизм
Учебно-тематический план семинарских занятий модуля 2
Семинар. Национальный характер и ментальность
- Национальный  характер
- Ментальность  народа
- Этнические  символы, их разновидности
Рекомендуемая литература:
Стефаненко  Т.В. Этнопсихология: Учебник. – М., 2007
Бароноев  А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб., 1994.
Гнатенко  П.И. Национальный характер.- М, 2000
Дейкер  Х.П., Фрейда Н.Х. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная  зарубежная этнопсихология. – М., 1979.
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
Задания для самостоятельной  работы студентов  к модулю 2
Задание 1. Написание эссе на тему «Положительные и негативные моменты стериотипизации», «Этнические стереотипы несут пользу или вред?»
Задание 2. Заполнение словаря
Тесты рубежного контроля к модулю 3
1. Национальную психологию  не определяют:
а) национальный характер;
б) национальное самосознание;
в) национальные чувства;
г) национальный язык 

2. Идентичность этническая  и социальная идентичность  понятия….
    схожие
    синонимы
    различные
    дополняющие друг дргуа
    нет верного ответа
Список  рекомендуемой литературы к модулю 2
Стефаненко  Т.В. Этнопсихология: Учебник. – М., 2007
Бароноев  А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб., 1994.
Гнатенко  П.И. Национальный характер.- М, 2000
Дейкер  Х.П., Фрейда Н.Х. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. – М., 1979. 

Модуль  3. «Психология межэтнических отношений и когнитивные процессы, межэтнические отношения и конфликты»
Комплексная цель модуля 3 Изучение межэтнических отношений и когнитивных процессов, психология национальной нетерпимости 

Основные  термины модуля 3:
    национальный характер;
    национальное самосознание;
    национальные чувства;
    национальный язык
    культурный шок
    национальная нетерпимость
    ментальность
    мультикультурализм
    межкультурные контакты
Изучение модуля 3 обеспечивается применением следующих технологий:
    Подача материала в классическо-лекционной форме, с элементами компьютерных презентаций;
    Проблемно-творческие;
    На основе диалога.
Модуль  3 направлен на развитие следующих профессиональных компетенций:
    теоретические предоставление советов и помощи, поддержки в развитии контактов и взаимоотношений между представителями разных народов;
    методические определение факторов, связанных с вовлеченностью, увлеченностью в конфликтные отношения, как внутри одного этноса, так и  межэтнические отношения;
    практические помощь в управлении стрессом, разрешением конфликтов и посредничество;
Учебно-тематический план лекционных занятий модуля 3
     Тема раскрывает специфику психологии межэтнических отношений. Изучение национально-психологических особенностей внимания, памяти и мышления. Вербальные и невербальные  средства общения и этнос.
     Тема  показаны механизмы группового восприятия в межэтнических отношениях. Описывается специфика социальной каузальной атрибуции.  Анализируются причины возникновения и способы урегулирования национальных конфликтов. Психология национальной нетерпимости. История вопроса, раскрывают сущность современного состояния подхода к анализу конфликтов. Виды национальных конфликтов. Роль государства, практика медиаторов, разрешающих конфликты.
    Также, представлены особенности разрешения конфликтов в различных этносах. Постконфликтное урегулирование отношений. Проблема этнической толерантности.
Учебно-тематический план семинарских занятий модуля 3
Семинар. Развитие и трансформация этнической идентичности. Модели и механизмы группового восприятия - Понятие «этническая идентичность»
- Основные  компоненты этнической идентичности.
- Этапы  становления этнической идентичности.
- Стратегии  поддержания этнической идентичности.
- Модели измерения этнической идентичности
Рекомендуемая литература
Сенкевич З.В. Национальное самосознание русских. –  М., 1996
Крысько В.Г. Этническая психология.- М., 2007
Стефаненко  Т.В. Этнопсихология: Учебник. – М., 2007
Бароноев  А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб., 1994.
Основы  этнической психологии/ Платонов Ю.П., - Спб.: Речь, 2007
Гнатенко  П.И. Национальный характер: мифы и реальность. – Киев, 1984.
Саракуев  Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию: Учебно-методическое пособие для  студентов. – М., 1996.
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
Задания для самостоятельной  работы студентов  к модулю 3
    Национальный характер  и ментальность. Проблемы  нормы и патологии  личности
Задание 1. Составить психологический портрет представителей трех разных этносов. Сравнить их и выявить сходство и различие. Полученные данные представить в докладе
Задание 2. Заполнение словаря
        Психология межэтнических отношений. Межэтнические отношения и когнитивные процессы
Задание 1.Составить сводную таблицу «Особенности когнитивных процессов и  у представителей различных этносов». Примерная схема таблицы. 

Этнос Когнитивные процессы
память мышление внимание
 
Задание 2. Заполнение словаря
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ
  «Этнология»
    Современные этнические общности и их развитие.
    Современные этнические стереотипы и возможности их преодоления.
    Современные этнические процессы.
    Этнопсихология и особенности ее развития.
    Этнопсихология и ее место в формировании и развитии личности.
    Межэтнический конфликт в социальном управлении.
    Феноменология российского общества, особенности его психологии.
    Региональные аспекты национальной политики.
Тесты рубежного контроля к модулю 3
Чем можно объяснить  расхождение в  результатах тестирования интеллекта у представителей различных этносов:
а) генетикой;
б) этнической установкой;
в) экономикой;
г) успешностью  выполнения заданий;
д) ситуацией.
Кто из российских ученых одним из первых построил теорию этнической психологии:
а) Г. Шпет;
б) А. Потебня;
в) В. Бехтерев;
г) В.Кавелин.
Укажите современный отечественный подход к исследованию личности в этнопсихологии:
а) базовая структура  личности;
б) национальный характер;
в) актуальный этнопсихологический  статус личности;
г) модальная  личность.
Национальную  психологию не определяют:
а) национальный характер;
б) национальное самосознание;
в) национальные чувства;
г) национальный язык.
Список  рекомендуемой литературы к модулю 3
    Налчаджян А.А. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня. – М., 2007
    Стефаненко Т.В. Этнопсихология: Учебник. – М., 2007
    Стефаненко Т.В. Этнопсихология. Практикум: Учебное пособие. – М., 2007
    Бароноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб., 1994.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.