На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теоретические подходы к изучению проблем миграции населения и правовые основы ее регулирования. Особенности миграционных процессов и связанных с ними проблем в России в 1990-2000 гг. Значение трудовой миграции для социально-экономического развития РФ.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 19.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


37
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Государственный университет управления»
Институт управления и предпринимательства в социальной сфере
Кафедра менеджмента в социальной сфере
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Управление социальной адаптацией мигрантов в России
СТУДЕНТКИ Л.В. Максимовой
РУКОВОДИТЕЛЬ к.э.н., доцент
кафедры, Е.В. Соснова
Москва - 2008 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблем миграции населения и правовые основы регулирования миграции

1.1 Правовые основы регулирования миграционных отношений

1.1.1 Международные правовые нормы и конституционные основы миграционных отношений в Российской Федерации

1.1.2 Законодательное и институциональное регулирование миграционных отношений в России

1.2 Теоретические подходы к изучению проблем миграции населения

1.3 Понятие социальной адаптации мигрантов

Глава 2. Анализ миграционных процессов и связанных с ними проблем в России в 90-е и 2000-е годы

2.1 Развитие миграционных процессов в Российской Федерации в 1990-2000 годы

2.2 Значение трудовой миграции для социально-экономического развития Российской Федерации

2.3 Проблемы, связанные с социальной адаптацией мигрантов

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию социальной адаптации мигрантов в Российской Федерации

3.1 Зарубежный опыт адаптации мигрантов

3.2 Рекомендации по совершенствованию социальной адаптации мигрантов в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Распад СССР, сопровождавшийся разрывом хозяйственно-экономических связей, усилением социальной напряженности и кризисными явлениями в межнациональных отношениях, породил трудноразрешимые проблемы социальной адаптации мигрантов.

Значительные по масштабам и практически бесконтрольные миграционные процессы, происходившие в течение последних пятнадцати лет в Российской Федерации, вызвали противоречивые и неоднозначные последствия, которые нуждаются в серьезном научном анализе.

Переселение людей в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения значительной части россиян, существенно обостряет социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. В ряде регионов Юга России, Урала и Поволжья, Брянской, Смоленской, Воронежской, Калининградской и ряде других областей, а также в Москве и Санкт-Петербурге наблюдается напряженное положение на рынках жилья, труда, продовольствия, отягощенное большим наплывом мигрантов.

Наряду с позитивным влиянием на демографическую обстановку, в стране последствия миграционных процессов сказываются в негативном плане в политической, социальной, экономической, культурно-психологической и др. сферах жизни, становятся источниками социальной напряженности и дестабилизации экономической и политической обстановки.

Меры, предпринимаемые для социальной адаптации мигрантов на разных уровнях государственного управления, нередко не приносят должных результатов, поскольку проводятся без серьезных концептуальных разработок и осуществляются эмпирически методом дорогостоящих проб и ошибок.

Поэтому существует объективная потребность не только анализа и теоретического осмысления ситуации, сложившейся в сфере социальной адаптации этой категории населения на территории Российской Федерации, но и обобщения результатов и корректировки деятельности государственных органов и общественных организаций в данном направлении, учитывая также и зарубежный опыт.

Актуальность исследования данного общественного феномена обусловлена также потребностью дальнейшего развития теории социальной адаптации применительно к внешним мигрантам, разработки научно обоснованных рекомендаций по их приему, обустройству, психологической реабилитации с учетом накопленного отечественного опыта и международной практики.

Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и др. Эти последствия имеют и позитивный, и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем миграции вообще и социальной адаптации мигрантов, в частности.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблем миграции населения и правовые основы регулирования миграции

1.1 Правовые основы регулирования миграционных отношений

1.1.1 Международные правовые нормы и конституционные основы миграционных отношений в Российской Федерации

Период российской истории конца ХХ столетия характеризуется радикальными преобразованиями всех сфер государственной и общественной жизни. Конституция Российской Федерации (РФ) 1993 г. юридически закрепила принципиально новые приоритеты и направления развития государства, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства. Одной из ее особенностей является законодательное регулирование прав на свободное передвижение, выбор места жительства, выбор места проживания.

Российская Федерация в настоящее время является открытым государством, в том числе, для граждан других государств, которые могут свободно въезжать на ее территорию и свободно покидать ее. А это означает, что объективно возникают различного рода вопросы, связанные с перемещением на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Миграция может рассматриваться с позиции как положительного, так и отрицательного влияния на общество, но, как и любой социальный процесс, миграция несет в себе позитивный заряд лишь в случае целенаправленного использования ее конструктивного для принимающего общества потенциала.

Вопросы регулирования правовых отношений в сфере миграции необходимо рассматривать в двух отдельно взятых направлениях: внутренней и внешней. Внутренняя миграция - это перемещение граждан Российской Федерации, что не требует дополнительного правового регулирования, так как конституционные нормы конкретизированы в соответствующем федеральном законодательстве, в котором закреплены основные положения о праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства и места пребывания. Влияние государства на внутреннюю миграцию в целях развития экономики может осуществляться лишь экономическими и другими влияющими на мотивацию граждан методами.

Что касается внешней миграции, то так как она непосредственно влияет на социально-экономические права граждан Российской Федерации, этот процесс должен быть урегулирован в рамках взаимосвязи конституционно-правовых и административных мер, то есть законная внешняя миграция - приоритет конституционно-правовых основ.

Если же государство не контролирует и не регулирует миграционные отношения в обществе, то может возникнуть определенная напряженность. Ведь нарастающее количество прибывающих из-за границы государства мигрантов объективно влияет на возникающие социальные проблемы для местного населения и для соответствующих государственных структур, которые, как правило, не готовы оперативно решать их социальные, экономические, психологические проблемы, что негативным образом сказывается на самих мигрантах. Социальная неустроенность, отсутствие работы, жилья объективно способствуют криминальной активности среди мигрантов. И наоборот, резкое и неконтролируемое увеличение доли мигрантов порождает ответную негативную реакцию местного населения.

Подобные социальные процессы уже имеют место в Российской Федерации, особенно в тех регионах, где наблюдается увеличение доли нетитульного населения. Так, из доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации следует, что в настоящее время на территории России находится 5-10 миллионов нелегальных мигрантов Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ. Российская газета, №4, 2007. - с.3. По оценкам Госкомстата России к 2010 г. количество нелегальных трудовых мигрантов прогнозируется в пределах от 14 до 19 миллионов человек. Население России за 100 лет: 1897-2003: Статистический сборник Государственного комитета по статистике. -М., 2003..

К числу проблемных регионов, помимо Москвы и области, относится Дальневосточный федеральный округ (ДФО), поскольку специфика геополитического положения региона привела к увеличению числа мигрантов на его территории. В частности, в 2006 г. количество зарегистрированных иностранных граждан на территории ДФО возросло с 317,3 тыс. до 342,8 тыс. человек. Основную массу въезжающих составили граждане Китайской Народной Республики (КНР) - 68,1% или 330,4 тыс. человек (2005 г. - 373 тыс.), в том числе по безвизовому туризму 154,6 тыс. китайских граждан (2005 г. - 162,8 тыс.) Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности ФМС России в 2006 году. -М., 2007. С.39..

Отсутствие должного контроля со стороны государства за этническими миграционными сообществами влияет на криминальную обстановку в ДФО. Так, согласно статистическим данным по результатам прошедших лет, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории ДФО было совершено в 2003 г. - 630 преступлений, в 2004 г. - 966, в 2005 г. - 1173. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности ФМС России в 2006 году. -М., 2007. С.49..

Аналогичные ситуации сложились во многих российских регионах, что говорит о необходимости разработки принципиально новой государственной концепции регулирования правового режима нахождения мигрантов на территории России.
В целях реализации прав мигрантов существует множество международных стандартов, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международной Конвенции Организации объединенных наций о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей (1990 г.), Конвенции Международной организации труда (МОТ) об инспекции эмигрантов (1926 г.), о трудящихся-мигрантах (1949 г., 1975 г.), Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Основными принципами, закрепленными этими международными актами, являются следующие:
· принцип обеспечения основных прав человека для всех трудящихся мигрантов, независимо от их статуса;
· принцип равного обращения с трудящимися-мигрантами и членами их семей, имеющими законный статус, и гражданами страны в осуществлении трудовой деятельности, что должно стимулировать мигрантов и работодателей к уважению и соблюдению законов и процедур, установленных соответствующим государством;
· необходимость борьбы с незаконными передвижениями и перевозками трудящихся-мигрантов, не за счет нарушения их основных прав человека.
В связи с тем, что ст.15 ч.4 Конституции Российской Федерации гласит, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы….» Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: ООО «Издательство АСТ, 2000. - 64 с., вышеуказанные нормативно-правовые акты представляют собой часть правовой системы Российской Федерации, применительно к сфере миграционных отношений. Россия в настоящее время переживает такой период своего развития, когда объективно необходима имплементация названных норм в российское законодательство.
Конституция Российской Федерации установила не только верховенство норм международного права над национальными, но и прямое заимствование некоторых международных норм в сфере прав человека. Кроме того, рассматривая отечественное законодательство в сфере соблюдения прав и свобод мигрантов, автором отмечено, что согласно Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и имеют обязанности, наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Таким образом, традиционный принцип российского законодательства - принцип национального режима, под которым понимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима, какой предоставляется российским гражданам.
Вместе с тем, рядом федеральных законов установлены определенные ограничения свободы передвижения мигрантов по территории Российской Федерации, определены условия их участия в трудовых отношениях.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ (в ред. от 6 января 2007 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» делит всех иностранных граждан на постоянно проживающих, временно проживающих и временно пребывающих. Именно от этого зависит объем, определяемых в нем, прав и обязанностей. Рассматриваемый закон полностью адресован иностранным гражданам и лицам без гражданства. Режим иностранного гражданина в России, как и в других государствах, устанавливается внутренним законодательством с учетом международных обязательств.
Иностранные граждане могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным законодательством нашего государства. При этом следует учитывать, что законодательством предусмотрены основания для ограничения в передвижении в те территории, организации и объекты, где требуется специальное разрешение.
Исследование правового статуса мигранта позволяет сделать вывод о том, что мигранты, находящиеся на территории Российской Федерации, не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ. Также для них в государственной службе ограничивается право поступления на военную службу по контракту и прохождения ими военной службы. Более того, мигранты не имеют права замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации. Они не могут быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности страны. Однако, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, они имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
В Российской Федерации мигранты пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
В этой связи в России наблюдается устойчивая тенденция к увеличению привлечения иностранной рабочей силы в производственную сферу, в частности, в строительство и сельское хозяйство, а также в сферу оптовой и розничной торговли и общественного питания. Значительную часть привлекаемой иностранной рабочей силы составляют граждане государств - участников СНГ, въезд которых осуществляется без виз и, следовательно, без оформления приглашений.

1.1.2 Законодательное и институциональное регулирование миграционных отношений в России

Анализ полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в вопросах регулирования миграционных процессов в России позволяет отнести к субъектам миграционных отношений, как органы общей компетенции, так и органы специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, органы судебной власти. Органы специальной компетенции уполномочены государством для решения конкретных вопросов в сфере миграционных отношений и, соответственно, наделены специальными полномочиями, которые они реализуют применительно к возникающим проблемам и вопросам в этой сфере общественных отношений. К их числу относятся органы внутренних дел и подразделения Федеральной миграционной службы РФ.

На сегодняшний день основополагающими законодательными актами по регулированию миграционных отношений Российской Федерации в части, касающейся Министерства внутренних дел являются: Указ Президента Российской Федераций от 19 июля 2004 г. №927 (в ред. от 21 марта 2007 г.) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. №649 (в ред. от 12 марта 2007 г.) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. №928 (в ред. от 20 апреля 2007 г.) «Вопросы Федеральной миграционной службы».

Анализ нормативных актов регламентирующих деятельность ОВД показывает, что организация и деятельность органов внутренних дел в сфере правового регулирования миграционных отношений основана на сочетании централизованного руководства, предполагающего централизацию оперативных функций с широкой самостоятельностью и инициативой местных органов внутренних дел в решении возложенных на них задач.

К основным функциям органов внутренних дел в решении вопросов в сфере миграционных отношений относятся:

- определение основных направлений деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВДв сфере миграционных отношений;

- анализ состояния правопорядка и преступности, разработка долгосрочных и оперативных прогнозов развития криминогенной ситуации, в том числе и среди мигрантов;

- обеспечение выполнения органами внутренних дел федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в пределах их полномочий в сфере миграционной политики;

- обобщение практики применения законодательства РФ в сфере миграционных отношений, разработка и внесение в установленном порядке в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации предложений по его совершенствованию;

- участие совместно с органами государственной власти субъектов РФ в разработке и выполнении региональных целевых программ в сфере миграции населения, охраны правопорядка и борьбы с преступностью, в разработке и реализации договоров и соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению миграционного процесса;

- организация и непосредственное осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции ОВД в сфере миграционных отношений.

Одним из основных направлений государственной политики Российской Федерации является решение проблем, связанных с притоком нелегальных мигрантов на территорию РФ, и легализация ранее незаконно прибывших мигрантов на ее территорию. Указанные факторы влияют на криминогенную обстановку в стране и накладывают дополнительные обязанности на соответствующие подразделения Министерства внутренних дел в сфере борьбы с правонарушениями и преступлениями, совершаемыми незаконными мигрантам.

Перейдем к анализу деятельности подразделений Федеральной миграционной службы РФ (ФМС) в сфере миграционных отношений. Образованная в конце 1992 г., ФМС в то время представляла собой федеральный орган государственного управления, осуществлявший государственную политику в области миграции населения и координирующий деятельность различных органов по этому направлению. Ее основными задачами являлись: участие в разработке и проведении государственной политики в области миграционных процессов; участие в формировании правовых, организационных и социально-экономических основ регулирования процессов миграции; осуществление мер по государственному регулированию процессов внешней трудовой миграции; участие в проведении государственной политики, направленной на поддержку соотечественников за рубежом.

Динамика развития миграционных процессов в Российской Федерации в начале 90-х гг. ХХ в. объективно предполагала значительные организационно-структурные изменения, направленные на совершенствование деятельности подразделений по вопросам миграции.

Резкий рост количества мигрантов, усиление криминальной составляющей миграционных процессов привели к принятию Постановления Правительства РФ №1021 от 8 сентября 1994 г. «О мерах по предупреждению и сокращению внешней неконтролируемой миграции», в соответствии с которым впервые на органы внутренних дел были возложены функции миграционного контроля. В этом документе МВД России было поручено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводить в пределах своей компетенции соответствующие мероприятия в целях предупреждения и сокращения внешней неконтролируемой миграции.

Анализ конституционно-правовых основ организации и деятельности органов государственной власти в сфере миграции позволяет сделать вывод о том, что до 2002 г. задачи контроля над незаконной миграцией усугублялись множественностью и разобщенностью федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входили отдельные элементы работы с мигрантами. Данная ситуация стала предметом обсуждения в Совете безопасности РФ и в дальнейшем послужила основание для принятия Президентом Российской Федерации ряда указов, таких как «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» №232 от 23 февраля 2002 г. и в дальнейшем «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 21 мая 2003 г. №547. Кроме того, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2002 г. №327 «Некоторые вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» в МВД РФ 31 мая 2002 г. был подписан приказ №522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции», которым по существу, реализуется идея о наделении МВД достаточно широкими полномочиями по координации борьбы с незаконным пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.

ФМС в своей деятельности с 1992 - 2000 гг. прошла путь от стихийного приема беженцев в условиях чрезвычайных ситуаций к регламентированной процедуре определения официального статуса и социальной адаптации мигрантов. Органы государственной власти, функционирующие в области миграции населения, формировались на основе различных подходов к обеспечению национальной безопасности. Они прошли этап своего становления, и от политики «открытых дверей» перешли к комплексу мер, противодействующих прибытию незаконных мигрантов в Россию.

Основным субъектом управления миграционной деятельностью в управлениях и отделах ФМС России по субъектам РФ является подразделение по делам миграции (ПДМ), компетенция которого распространяется на реализацию установленных законодательными и иными нормативными актами РФ задач и функций в сфере миграционных отношений, обязанностей и прав субъектов правоотношений, их ответственности, форм и методов деятельности.

Затрагивая взаимодействие подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации и ФМС в сфере миграционных отношений, следует отметить, что в настоящее время сложившаяся система учета миграции населения не обеспечивает полный охват всех прибывших мигрантов, фактически находящихся на территории России. Определенный коэффициент погрешности российской статистики внешней миграции обусловлен прямой зависимостью от условий межведомственного взаимодействия, состояния системы сбора этой информации и достоверности результатов ее обработки. Для повышения эффективности деятельности подразделений и служб по вопросам регулирования и обеспечения миграционных отношений необходимы соответствующие формы взаимодействия между ними.

С 15 января 2007 г. в России вступили в силу два федеральных закона -"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" и принятый в новой редакции закон "О правовом положении иностранных граждан", создающие предпосылки для изменения принципов регулирования иммиграции. Законодательные акты предусматривают упрощение процедур регистрации иностранных граждан по месту пребывания, а также их трудоустройства, то есть направлены на решение проблем, препятствующих легализации иммигрантов.

Новый порядок коснулся и временных мигрантов. Регистрация по месту жительства со штампом в паспорте для них заменена уведомительным учетом по месту пребывания, причем перечень требуемых для постановки на учет документов сокращен до минимума. Впервые со времен существования паспортной системы введена модель, отстраняющая милицию от процедуры регистрации мигрантов. Это поистине революционное изменение, позволяющее надеяться на сокращение коррупции в данной сфере.

Не менее решительно изменен порядок трудоустройства иностранцев -но только тех, кто приехал в Россию из стран СНГ на безвизовой основе. Трудовые ресурсы из бывших союзных республик наше государство считает приоритетными, поэтому преференции в их отношении естественны. Теперь разрешение на работу выдается лично мигранту, а не работодателю, как раньше; работодатель же получил право свободного найма иностранного гражданина, имеющего такое разрешение - трудовую карту. Иными словами, отменена "привязка" работника к работодателю.

Мигранты встретили нововведения с энтузиазмом. По данным ФМС, с момента утверждения новых правил к середине 2007 г. зарегистрировалось около 3 млн. приезжих, более 1 млн получили трудовые карты. Однако почти сразу выявились и недостатки системы - неразвитость в стране миграционной инфраструктуры, несогласованность работы ведомств, занимающихся правовым оформлением мигрантов. Новые законы, как всегда, были приняты раньше, чем создан механизм их реализации. Результатом отсутствия необходимых инструкций для чиновников и информационных материалов для иностранцев стали неразбериха, очереди и коррупция. Управляющее сообщество в регионах также продемонстрировало скорее растерянность, чем готовность к либеральному курсу миграционной политики. Вместе с тем, несмотря на обнаружившиеся сбои и неучтенные моменты, чрезвычайно важно, чтобы новая миграционная политика не была отвергнута, а укрепилась бы и получила развитие, поскольку она отвечает интересам страны Ж.А. Зайончковская «Почему мы так много говорим о миграции». Журнал «Бюджет», ноябрь 2007, с. 76-79.

Проведенный анализ действующего законодательства показывает, что за последнее десятилетие в России принимаются принципиально новые законодательные акты, основанные на принципах международного права в сфере соблюдения прав человека. Через адаптацию международных правовых норм и использование опыта европейских государств Россия успешно интегрировалась в международные миграционные процессы, что позволило создать систему, которая в основных своих чертах повторяет европейскую модель в сфере миграционных отношений. Положительные итоги можно отразить следующими диаграммами:

37
Рис. 1. Наличие регистрации у мигрантов.
Тем не менее, можно говорить о несовершенстве государственного обеспечения прав и свобод в рассматриваемой сфере, в том числе нарушении прав различных категорий мигрантов. И в этой связи особую актуальность и значимость приобретает разработка четких механизмов реализации их правового статуса, механизма обеспечения их прав и свобод в сфере миграционных отношений. На наш взгляд, в целях более эффективного регулирования общественных отношений в сфере миграции, в условиях современного развития Российской Федерации необходима определенная переработка и кодификация соответствующего национального законодательства и принятие либо Кодекса законов о миграции, либо Основ миграционного законодательства Российской Федерации. Следует рассматривать миграционные отношения как важнейший элемент современной государственной концепции, долгосрочного стратегического плана по обеспечению государственной безопасности и стабилизации обстановки в стране.

1.2 Теоретические подходы к изучению проблем миграции населения

Пространственная мобильность людей анализируется, дифференцируется и классифицируется на основе различных индикаторов. Выделяются, например, такие переменные как продолжительность пребывания, место, география, цель миграции, профессия, участники миграционных перемещений (акторы), их число, отношения между ними, политический характер, правовой статус мигрантов, культурная дистанция и исторический характер. Это перечисление не претендует на то, чтобы быть полным. В действительности, список индикаторов можно было бы составить на основе более широких обобщений, или детализировать с выделением большего числа подгрупп.

Несмотря на это замечание названные индикаторы достаточны для того, чтобы удовлетворить целям нашего анализа: показано, что типология миграции может быть произведена на основе множества индикаторов. Другими словами, выделение категорий и типов миграций произведено на базе именно этих индикаторов, так как они выполняют самое важное условие любой типологии - они адекватны цели, для которой используются.

Таблица 1. Индикаторы пространственной мобильности людей Методология и методы изучения миграционных процессов. Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодчиковой, В. Мукомеля. - Центр миграционных исследований, М., 2007

Длительность пребывания
Длительность пребывания - главная переменная. Нужно в целом различать временную, полупостоянную и постоянную миграцию. Более детально выделяются еженедельные, ежемесячные миграции, раз в полгода, раз в год, раз в пять лет, и пребывание в течение нескольких лет, в случае повторных миграций, определяются их частота и интервал. На основе продолжительности пребывания могут, также проводится различия между мобильностью, миграцией и иммиграцией.
Место
Характер миграции можно определить через изменение места пребывания и места жительства, и также через смену типа/характера поселения, отсюда сельско-сельские, сельско-городские, городские-городские, городские-сельские миграции. Для большей определенности следует также различать место, где работает человек, и место, где он проводит свой досуг.
География
Различают миграции на короткие, средние и дальние расстояния. В зависимости от этого различают местные, региональные, межрегиональные, внутриконтинентальные, межконтинентальные и глобальные миграции, а по направлениям миграций, такие как, Восток-Запад, Юг-Север и Юг-Юг.
Цель
Миграции различают в зависимости от цели. Например, является ли цель миграции рекреационной, деловой или это - трудовые миграции (занятость, экономические мотивы), образовательные, связанные с решением семейных проблем, или это - бегство от бедствия или преследования (вынужденная миграция).
Характер принятия решения
Другое важное различие - является ли миграция добровольной или вынужденной, хотя «серая область», находящаяся между этими типами гораздо шире, чем два четких полюса.
Основные участники (акторы)
Анализ смены места жительства, пребывания необходимо проводить с учетом того, кто является главным актором. Должно быть установлено, участвует только один актор мигрант; два актора мигранта. Например, является ли участником миграций контрабандист или торговец людьми? В последнем случае должно быть установлено, кто отвечает за процесс перемещения, сам мигрант или контрабандист/торговец.
Характеристики основных участников (акторов)
Участников миграций различают по полу, возрасту и этнической принадлежности. По доминирующей группе участников миграций выделяют специфические миграции, (например, женская миграция, миграция китайцев, детей).
Профессиональные качества
Миграции также различают в зависимости от уровня образования, профессий мигрантов. Соответственно различают миграции неквалифицированных, низко-, средне- и высококвалифицированных мигрантов. С учетом профессионального состава мигрантов, выделяют, например, миграции рабочих, сотрудников системы здравоохранения и инженерно-технических специалистов.
Взаимосвязи
Характер миграций зависит от состава и особенностей взаимодействия акторов. Это определяет тесноту отношений (слабые/ сильные связи, качество социального капитала) и природу взаимосвязей. Многое зависит от того, участвуют в миграции «пилоты» (первопроходцы) или «строители мостов» (те, кто создает миграционные сети).
Количество
Кроме того, миграции иногда различают по видам в зависи- мости от числа вовлеченных в нее участников. Речь может идти об индивидах, семьях, группах или массовых миграциях.
Политический характер
Политический характер миграций определяется характером пересеченных границ. Соответственно, различаются внутренние миграции/мобильность, которые происходят в пределах национальных границ государства, но с пересечением административных границ, и международные миграции, когда при переезде из одной страны в другую происходит пересечение государственных границ.
Правовой статус
По правовому статусу выделяют законных или незаконных мигрантов, а также различные их категории в соответствии с законодательством страны приема. Последние, однако, не сопоставимы, поскольку каждая страна имеет специфические и исторически сложившиеся подходы.
Культурная дистанция
Разные типологии с разной четкостью определяют категорию «культурная дистанция». По этническим, культурным, религиозным или лингвистическим особенностям мигранты могут быть близки к обществу страны приема, в другом случае, принимающее общество может отличаться от мигрантов, имеющих совсем другое культурное происхождение.
Исторический характер
Миграции имеют историческую специфику и совершаются в конкретных исторических условиях. Следовательно, можно провести соответствующую периодизацию миграций. В современных условиях обычно выделяют от четырех до шести периодов (от меркантилизма до глобализации). Относительно недавно возникла еще одна категория, так называемые «новые миграции», черты которой только определяются.

Специалисты, изучающие проблемы миграции, в состоянии ассоциировать различные группы мигрантов или их потоки с этими измерениями. Интуитивно ясно, что есть различия между краткосрочными миграциями и постоянной иммиграцией, что тот, кто присоединяется к своему супругу, имеет перспективу отличную от той, которую имеет тот, кто начинает работать в другой стране. Перспективы мигранта в ситуации, когда надо просто сесть на автобус и переехать в соседнюю страну, отличаются от перспективы того, кто преодолевает межконтинентальные пространства, и тех людей, которые вынуждены выехать в эмиграцию. Также есть разница - прибывает ли человек в главном потоке беженцев, или въезжает индивидуально.

Для целей дальнейшего исследования целесообразно выделить несколько интересующих нас видов внешней миграции, а именно:

· миграция с целью работы - перемена места жительства с целью получения дохода, большего, чем на покинутой территории за аналогичный труд. Причинами таких миграций являются низкие заработки (в первую очередь, это касается стран СНГ), а также желание обеспечить оставшуюся в родной стране семью средствами к существованию.

· миграция с целью учебы - перемена места жительства на небольшой срок (5-10 лет в зависимости от того, среднее или высшее образование желает получить мигрант). Причиной таких миграций является престижность российского образования в странах СНГ. Мигранты, приехавшие в Российскую Федерацию учиться и получившие здесь высшее образование, получают хорошую возможность устроиться на работу и перейти в первую группу приезжих. Однако, не все ей пользуются. Часть мигрантов уезжает на родину.

· миграция с целью собирания соотечественников - перемена места жительства с целью улучшения уровня жизни. Создаются, так называемые, диаспоры, посредством которых мигранты чувствуют себя увереннее, находясь среди «себе подобных». Ведь не секрет, что толерантность российского населения к переселенцам на данный момент находится на достаточно низком уровне.

Именно вышеперечисленные потоки внешней миграции будут рассмотрены в данном дипломе.

1.3 Понятие социальной адаптации мигрантов

С научной точки зрения понятие «адаптация» традиционно является одним из основных компонентов категориальной системы современной философско-социологической науки.

Как известно, еще со времен Аристотеля, латинское слово «adapto» использовалось для обозначения приспособления живых организмов к окружающей среде. В современной биологии адаптацией называют процесс коррелятивного приспособления, общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям. Понятие «адаптация» включено в эволюционную теорию Ч.Дарвина, который показал, что естественный отбор имеет адаптивный, приспособительный характер Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животного / Пер. А.О.Ковалевского. - М., 1989. - С. 25-37.. Выходя за рамки биологии, где оно впервые возникло, это понятие проникло в медицину, социологию, психологию, демографию, кибернетику, антропологию, другие науки.

Следует отметить, что если в медицине и кибернетике это понятие получило достаточно широкое распространение, то в социологической науке все происходило значительно медленнее. Важнейшим компонентом адаптации выступает согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социально-политической среды. В соответствии со своими задачами, в демографии адаптация изучается применительно ко всему народонаселению, семье, коллективу и др.

Специалисты, разрабатывающие теоретико-методологические и прикладные аспекты адаптационных процессов, отмечают многозначность проблемы социальной адаптации, важность выбора действий самого индивида и его связь с социальной практикой. Ведущим аспектом исследования социальной адаптации, позволяющим комплексно подойти к ее изучению, является социологический. В современной социологии «социальная адаптация» рассматривается как процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Чем меньше выражено в индивиде личностное начало, тем более социальная адаптация носит характер приспособления к условиям социальной среды и разворачивается как гибко организованная в новых условиях поисковая активность, выход индивида за пределы готовой конечной формы Милославский Ю.А. Адаптация социальная // Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995. - С. 7; Соловьев Э.Г. Адаптация политическая // Политическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. - М., 1999. - С. 21-22; Юдин Б.Г. Адаптация // Социологическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. - М., 2003. - С. 16; Рыбаковский Л.Л. Адаптация мигрантов // Социологическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. - М., 2003. - С. 16; Ковалева А.И. Адаптация социальная // Социологическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. - М., 2003. - С. 17-18; Чепляев В.Л. Социальная адаптация военнослужащих // Человеческие ресурсы. - 1999. - № 2; Свиридов Н.А. Адаптационные процессы среди молодежи // Социс. - 2002. - № 1..

В социологическом анализе социальной адаптации особенно выделяются работы по теории и практике профессиональной адаптации мигрантов к российскому рынку труда Миграция и рынки труда постсоветской России. - М., 1998; Тарасевич С.В. Возможности по оказанию помощи в трудоустройстве вынужденных мигрантов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области // Материалы парламентских слушаний. - 1999. - февраль. - б/м.; Долгопятова Т. Неформальный сектор экономики. - М., 1999; Дятлов В.И. Современные торговые меньшинства: фактор стабильности и конфликта. - М., 2000; Трудовая миграция глазами молодых исследователей. - Смоленск; М., 2001; Тюркин М.Л. Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции, ФРГ. - М., 2004.. В последнее время стали активно освещаться проблемы социально-экономической адаптации перемещающегося населения в условиях набирающих темпы рыночных преобразований, практика этнопсихологической адаптации в инонациональной среде и некоторые другие аспекты Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. - 1994. - № 8-9. - С. 3-15; Сметанин Е.Н. Население в современной экономической ситуации: проблемы адаптации // Общество и экономика. - 1994. - № 11-12; Гасанова Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации // Социс. - 1995. - № 11. Сегодня уже достаточно много работ посвящено исследованию проблем адаптации и приживаемости мигрантов на постсоветском пространстве.

Свою нишу в изучении сложных процессов социальной адаптации, протекающих в среде вынужденных переселенцев, осваивают социальные историки, которые эту проблему рассматривают в тесной взаимосвязи с причинами, вызывающими вынужденную миграцию после распада СССР. Особую привлекательность для них представляет возможность сочетания конкретных исследований по странам, хронологическим периодам, определенным направлениям с теоретическим осмысление проблемы, комплексностью подходов, разработкой типологии миграций и форм адаптации Поляков Ю.А. Проблемы эмиграции и адаптации в свете исторического опыта // Новая и новейшая история. - 1995. - № 3. - С.8; Ионцев В.А. Международная миграция населения: Теория и история изучения. - М., 1999; Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции. - М., 2004..

Определение цельной теоретической концепции социальной адаптации индивида (социальной группы), классификация факторов, обусловливающих его жизнедеятельность в новых условиях, исходя из того, что этот процесс идет одновременно на двух взаимосвязанных уровнях - институциональном и личностном. На личностном уровне, социальная адаптация человека отражает генетическую связь как с общебиологическими, так и с социально-психологическими процессами, формирующимися в процессе жизнедеятельности людей. На институциональном уровне адаптация отражает моменты, связанные с государственной потребностью в самосохранении, жизнедеятельности, развитии индивида и общества. Таким образом, функциональное назначение социальной адаптации заключается в отражении прежде всего межличностных связей и отношений в процессе жизнедеятельности людей с позиции сохранения их как личностей. Для мигрантов, в равной мере как и для принимающей стороны, важно формирование и сохранение среды, способствующей безболезненному вхождению прибывших людей в существующий на новом месте социум.

Структурирование социальной адаптации по уровням дает возможность рассмотреть не только определенную логическую цепочку «общество-личность», но и показать активную деятельную сторону адаптации человека. Процесс социальной адаптации личности, социальной группы в меняющихся социально-экономических и политических отношениях, должен анализироваться с позиции единства личностной и институциональной сторон. Социальная адаптация выступает как бы с двух сторон. С одной, - как универсальный процесс приспособления людей в социуме, который определяется институциональным уровнем и объективирует отношения среды и личности посредством активной деятельности. С другой стороны, социальная адаптация есть внутренне мотивированный процесс, который побуждает человека к активной деятельности, сохраняя в человеке социальное. Следовательно, социальная адаптация выступает и в качестве процесса приспособления (социальный феномен), и специфического состояния личности: притязаний-ожиданий, ценностных ориентаций, настроений. В результате заложенных возможностей, человек обеспечивает себе значительную независимость от окружающей среды, придает своей деятельности конструктивный характер, изменяющий как само поведение человека, так и окружающую среду.

С социальной адаптацией тесно связана адаптация психическая. Будучи социально обусловленной общественным характером вызывающих ее изменений, психическая адаптация через формирование целей и программы, воздействует на эффективность адаптивной деятельности, придает динамике этой деятельности индивидуально-эмоциональную окраску. Детерминирующие биологическую и психологическую адаптацию причины носят социально обусловленный характер и направлены на изменение социальной действительности. Иными словами, и психологическая и биологическая адаптация - это явления социально обусловленные. Социальная адаптация является связующим звеном между общественной сущностью человека и окружающей действительностью и носит многофункциональный характер. Во-первых, она является необходимым условием и одновременно средством оптимизации взаимодействия человека с природой и социальной средой. Во-вторых, адаптация способствует развитию человека и совершенствованию окружающей среды. В-третьих, посредством адаптации во многом реализуется социальная сущность человека. И, наконец, адаптация является необходимой при овладении человеком любым из существующих видов деятельности. Следовательно, адаптация человека выступает как весьма сложное социально обусловленное явление, для которого характерно противоречивое единство трех уровней адаптивного поведения человека: биологического, психологического и социального.

Таким образом, социальная адаптация мигрантов - это деятельность, направленная на оптимизацию взаимоотношений человека с окружающей средой, с одной стороны, и изменением самой среды в целях приспособления ее к интересам жизнедеятельности человека на новом месте жительства - с другой.

Адаптация протекает более или менее легко в том случае, если социальные нормы, предъявляемые личности, не сильно отличаются от уже освоенных ею. Если же нормы и правила существенно отличаются, то процесс адаптации затягивается и сопровождается психологическим дискомфортом, нервными срывами, низкой социальной активностью.

Как показывает анализ, социальная адаптация может протекать в активной или пассивной форме, но чаще всего в той и другой одновременно. Активная форма социальной адаптации, прежде всего, характеризуется тем, что субъект, воздействуя на социальную среду, стремится ее изменить (подогнать под уже сложившиеся у него представления о нормах и правилах социального поведения). Зачастую, в полной мере сделать это не удается потому, что сложившаяся социальная среда также стремится сохранить стабильность социальных норм и правил поведения, и, кроме того, она состоит из индивидов, которые эти нормы уже приняли и не собираются их коренным образом изменять.

Другая форма социальной адаптации - пассивно воспринять все нормы и правила поведения той социальной группы, в которой индивид оказался. Для этого нужно полностью пересмотреть свои взгляды и убеждения, что довольно сложно, и начать жить по нормам и правилам, установленным в данном обществе, ближайшем социальном окружении.

Общеизвестно, что чаще всего индивид, приспосабливаясь к новой социальной среде, изменяет (в той или иной степени) саму социальную среду, т.е. одновременно существует двуединый т.н. «адаптационно-адаптирующий» процесс, который предъявляет к индивиду требования ломки сложившихся стереотипов поведения и выработки новых.

Основываясь на социологическом подходе, т.е. взяв за основу приспособление личности к новой социальной среде, исследователи выделяют различные варианты социальной адаптации Прокушева Н.В. Социальная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в современном российском обществе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Улан-Удэ, 2007. - С. 5-7; Назаров А.Д. Вынужденная миграция или репатриация? // Федерация и народы России. - 1996. - № 3(8). - С. 30-31.. Основными среди них выделяются:

1. Нормальная адаптация - это процесс, который приводит к устойчивой приспособленности личности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает этот процесс. Нормальная адаптация личности, в свою очередь, может быть подразделена на защитную и незащитную. Поскольку реальные жизненные ситуации, как правило, очень сложны, то индивиду приходится комплексно использовать защитные и незащитные механизмы адаптации. Поэтому, как основной необходимо выделить смешанный защитно-незащитный тип адаптации.

2. Незавершенная адаптация личности - процесс, когда личность чувствует себя достаточно комфортно в конкретной социальной среде в то время, когда другие участники социального процесса ждут от нее другого поведения. Другими словами, поведение данной личности отклоняется от социальных норм, принятых в данной социальной группе.

3. Патологическая адаптация - когда процесс полностью или частично осуществляется с помощью девиантных форм поведения. В процессе патологической адаптации используются такие защитные механизмы, которые выводят поведение личности за пределы нормальной адаптации, становятся неадекватными реакциями на возникающие сложные ситуации.

Адаптивные процессы на социологическом уровне следует рассматривать как сотрудничество, соперничество и конфликт. Последнее в конфликтологии рассматривается как разновидность соперничества, при возникновении которого каждая из сторон стремится к тому, чтобы деятельность и достижение целей другой стороной стали невозможны.

В контексте миграционных процессов социальная адаптация предстает еще и как особый тип социального процесса, направленного на то, чтобы включить в обычную жизнь общества группу (категорию) людей, которая была искусственно вырвана из этой жизни в результате каких-либо экстремальных условий. Следовательно, суть социальной адаптации состоит в «переключении» людей с одного образа жизни на другой. Вынужденное переселение - это особый образ жизни, для которого характерны экстремальность ситуации, унижение, подавление личности. Он накладывает весьма существенный отпечаток на структуру личности, ее ценностные ориентации, восприятие, поведение.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что адаптация является одним из основных компонентов современной социологической науки, позволяющих глубоко осмыслить теоретические аспекты социальной адаптации мигрантов, выработать конкретные практические рекомендации по урегулированию этого сложного социального процесса. Социальная адаптация реализуется в органическом единстве двух сторон: социологической и социально-психологической. Ее характерным признаком является ориентация на цели самосохранения общества и личности, оптимизация их взаимосвязей и развития. Специфика социальной адаптации определяется уровнем развития и характером потребностей личности, социальной группы. Факторы социальной адаптации, являясь специфическими и комплексными, во многом определяются потребностями конкретной личности, социальной группы.

Следует различать социальную адаптацию и ассимиляцию. Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление, усвоение), в антропологии - слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры (она поглощается и перестает существовать), национального самосознания. Ее еще называют этническим поглощением. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т.п., и насильственную, характерную для стран, где национальности неравноправны Новый энциклопедический словарь - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - С. 653. Социальная адаптация же - возможность безконфликтного существования в условиях принимающей страны. Она не предполагает отказа от национальных предпочтений.

Глава 2. Анализ миграционных процессов и связанных с ними проблем в России в 90-е и 2000-е годы

2.1 Развитие миграционных процессов в Российской Федерации в 1990-2000 годы

Распад СССР и падение «железного занавеса» активизировали принципиально новые для нашей страны массовые перемещения людей стрессового характера, затмившие и по масштабам, и по остроте порождаемых ими проблем прежние, так называемые, «нормальные» миграции, мотивированные преимущественно экономическими (смена работы, поиск лучшей жизни) либо личными причинами (учеба, брак). Что касается стрессовых или вынужденных миграций, их особенностью является явный перевес выталкивающих факторов над факторами притяжения. Еще больше это относится к так называемым насильственным миграциям, когда люди в экстренном порядке покидают насиженные места, спасаясь от погромов и вооруженных конфликтов.

В конкретных постсоветских условиях еще одной важной особенностью вынужденных миграций стала их этническая подоплека, что позволило ряду ученых выдвинуть термин «этническая миграция» в противовес все еще распространенным трактовкам постсоветских миграций как экономических. Этническая миграция -- это совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного ареала в другой по причине того, что они ощущают свою отчужденность от отпускающего общества и/или это общество само отторгает мигрантов из-за их этнической принадлежности.

Не нуждается в специальных разъяснениях то, что оба названных выше типа недобровольных миграций -- насильственные и вынужденные, имеют яркую этническую окраску. Именно с жертвами насильственных перемещений Россия впервые столкнулась еще до распада СССР -- это люди, бежавшие от армянских погромов в 1988 г. в Сумгаите и в 1990 г. в Баку, турки-месхетинцы, спасавшиеся от погромов в Фергане (1989 г.); потом был Нагорный Карабах, чечено-ингушский конфликт, гражданская война в Таджикистане, военный конфликт в Приднестровье, война в Абхазии, война в Чечне. Одновременно активизировались начавшиеся еще задолго до распада СССР передвижения русскоязычных жителей бывших советских республик в Россию, поскольку образование новых независимых государств привело к резкому ухудшению положения русских и представителей других этнических групп, считающих родным русский язык.

В силу исторической специфики колонизации периферийных территорий бывшей Российской, а затем советской империи, русскоязычное население концентрировалось в крупных городах (преимущественно столичных) и индустриальных центрах. Так, под данным последней Всесоюзной переписи населения 1989 г., городскими жителями были 70% русскоязычного населения в Киргизии, 77% -- в Казахстане, 85-95% -- в Армении, Грузии и Азербайджане, 94-97% -- в Таджикистане, Узбекистане и Туркмении.

Таким образом, в Россию приезжали и приезжают люди со специфическим менталитетом «среднеазиатских русских»; отсюда возникновение социо-культурных барьеров между «местными» и «приезжими», особенно заметных и болезненных в сельской местности. Кроме того, отмеченные обстоятельства обуславливают особую социально-профессиональную структуру мигрирующего населения, что затрудняет трудоустройство на новом месте жительства.

На территории бывшего Советского Союза после его распада по достаточно скромным оценкам около 5 миллионов человек по разным причинам покинули свои дома Молодикова И.Н., Ноздрина Н.Н. Миграционные потоки в Россию и их влияние на территориальное распределение населения // Проблемы прогнозирования. - М., 1998. - Вып.6. - C.121-133. В частности вооруженные конфликты в Таджикистане и на Кавказе породили более 2-х миллионов мигрантов.

Распад огромного государства сделал проблему миграции одной из самых актуальных. От серьезности государственного подхода к ее решению во многом зависит не только экономика, но и нравственный климат в новых независимых государствах, и в первую очередь, в России - правопреемнице Советского Союза.

Таким образом, миграционные процессы в России в 1990 - 2000 гг. определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относятся:

· распад бывшего Союза ССР;

· проявления национализма;

· терроризм;

· незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации;

· ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды;

· экономическая нестабильность и социальные конфликты.

В то же время можно выделить и положительные факторы, такие как:

· демократизация общественно-политической жизни;

· реализация конституционного принципа свободы передвижения;

· развитие рыночных отношений;

· вхождение в международный рынок труда.

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

По предварительной оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 октября 2007г. составила 142,0 млн.человек и с начала года уменьшилась на 199,9 тыс.человек, или на 0,14% (на соответствующую дату предыдущего года - на 438,9 тыс.человек, или на 0,31%).

Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в январе-сентябре 2007г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2006г. на 155,1 тыс.человек. Увеличившийся миграционный прирост на 47,3% компенсировал численные потери населения.

Рис. 2. Замещение естественной убыли населения миграционным приростом

Из рисунка видно, что после введения либерального миграционного законодательства в начале 2007 года приток в Россию иммигрантов резко вырос. Связано это с более доступным способом постановки на миграционный учёт для иностранных граждан. Тем не менее, часть иностранных иммигрантов остается в тени (нелегальные иммигранты), неизвестны масштабы нелегальной иммиграции и по понятным причинам она не поддаётся точной оценке. К сожалению, в представленных данных не сообщается о количестве иностранных граждан, находящихся на территории РФ в настоящий момент времени.

Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации

Таблица 2. Общие итоги миграции

Январь-сентябрь 2007г.
Справочно январь-сентябрь 2006г.
человек
на 10 тыс. человек населения
человек
на 10 тыс. человек населения
Миграция - всего:




прибывшие
1651803
155,4
1512583
141,9
выбывшие
1472740
138,6
1417447
133,0
миграционный прирост (+), снижение (-)
+179063
+16,9
+95136
+8,9
в том числе: в пределах России:




прибывшие
1436738
135,2
1376558
129,1
выбывшие
1436738
135,2
1376558
129,1
миграционный прирост (+), снижение (-)
-
-
-
-
международная миграция




прибывшие
215065
20,2
136025
12,8
выбывшие
36002
3,4
40889
3,8
миграционный прирост (+), снижение (-)
+179063
+16,9
+95136
+8,9
в том числе: с государствами-участниками СНГ




прибывшие
205290
19,3
129636
12,2
выбывшие
23736
2,2
26710
2,5
миграционный прирост (+), снижение (-)
+181554
+17,1
+102926
+9,7
со странами дальнего зарубежья




прибывшие
9775
0,9
6389
0,6
выбывшие
12266
1,2
14179
1,3
миграционный прирост (+), снижение (-)
-2491
-0,2
-7790
-0,7

За январь-сентябрь 2007г. число мигрантов внутри России увеличилось на 60,2 тыс.человек, или на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционный прирост населения России увеличился на 83,9 тыс.человек, или на 88,2%, что произошло в результате возросшего числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 79,0 тыс.человек, или на 58,1%), в том числе за счет иммигрантов из государств-участников СНГ - на 75,7 тыс.человек, или на 58,4%. Наряду с этим отмечено сокращение числа выбывших за пределы России на 4,9 тыс.человек, или на 12,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья - на 1,9 тыс.человек, или на 13,5%.

Рис. 3. Международная миграция

В январе-сентябре 2007г. было отмечено увеличение миграционного прироста в обмене населением со всеми государствами-участниками СНГ.

Таблица 3. Показатели международной миграции, человек

Январь-сентябрь 2007г.
Справочно январь-сентябрь 2006г.
число прибывших
число выбывших
Миграцион-ный прирост (+), снижение (-)
число прибывших
число выбывших
Миграционный прирост (+), снижение (-)
Международная миграция
215065
36002
+179063
136025
40889
+95136
в том числе: с государствами-участниками СНГ
205290
23736
+181554
129636
26710
+102926
в том числе: Беларусь
4577
4037
+540
4192
4750
-558
Казахстан
29332
7779
+21553
29002
9165
+19837
Молдова
10517
487
+10030
6212
464
+5748
Украина
37802
8007
+29795
24668
9028
+15640
Государства Закавказья
46839
2027
+44812
19293
1997
+17296
Азербайджан
15868
1028
+14840
5248
1029
+4219
Армения
22933
541
+22392
9362
523
+8839
Грузия
8038
458
+7580
4683
445
+4238
Государства Средней Азии
76223
1399
+74824
46269
1306
+44963
Киргизия
17973
498
+17475
11338
435
+10903
Таджикистан
13117
322
+12795
4553
311
+4242
Туркмения
3766
91
+3675
3015
76
+2939
Узбекистан
41367
488
+40879
27363
484
+26879
со странами дальнего зарубежья
9775
12266
-2491
6389
14179
-7790
в том числе: Германия
2405
5256
-2851
2179
6076
-3897
Греция
181
90
+91
142
10
+32
Израиль
841
898
-57
760
1061
-301
Канада
88
441
-353
63
424
-361
Китай
1201
41
+1160
403
176
+227
Латвия
677
206
+471
552
152
+400
Литва
398
201
+197
286
165
+121
США
454
1652
-1198
292
2492
-2200
Финляндия
135
514
-379
101
539
-438
Эстония
390
203
+187
262
195
+67
другие страны
3005
2764
+241
1349
2789
-1440

В январе-сентябре 2007г. в территориальных органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 6154 человека (в январе-сентябре 2006г. - 5161 человек). Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,11% Предположительная численность населения РФ до 2025 года. Статистический сборник Росстата, М., 2005.

2.2 Значение трудовой миграции для социально-экономического развития Российской Федерации

Несмотря на то, что миграция всегда была важна для Российской Федерации на протяжении, никогда ее роль в развитии страны не была столь велика как в настоящее время.

Проблемы иммиграции тесно связаны с демографическими. Прогнозируя численность населения РФ на ближайшие годы, эксперты демографии, российские и зарубежные, однозначны в своих суждениях - численность населения РФ катастрофически снижается. Согласно прогнозу Росстата, основанному на переписи населения 2002 г., население РФ сократится до 137 миллионов жителей к 2026 г., показатели рождаемости вырастут и повысится продолжительность жизни населения. Чистый миграционный прирост увеличится с 126 000 зарегистрированных мигрантов до 415 000 в 2025. Совершенно однозначный прогноз касается трудоспособного населения. Он касается уже родившихся людей, которые будут постепенно вступать в трудоспособный возраст. С 2007 г. начнется убыль трудоспособных контингентов. Если рождаемость начала падать 20 лет назад, то теперь ее отрицательная динамика скажется на численности вступающих в трудоспособный возраст. Пенсионерами же станут люди, родившиеся в период высокой рождаемости: соотношение работающих и пенсионеров ухудшится.

Правда, в 2007 г. сокращение численности трудоспособного населения будет незначительным - на 200 тыс. человек в год, но затем начнется обвал - до 1 млн. и более в год. Особенно тяжелым будет период с 2010 по 2020 г.

Рис. 4. Естественная убыль населения Предположительная численность населения РФ до 2025 года. Статистический сборник Росстата, М., 2005

Можно с уверенностью сказать, что самым дефицитным ресурсом страны в ближайшей перспективе будет труд. Не нефть, не газ, не деньги, а труд, особенно квалифицированный. На рынке труда сложится исключительно благоприятная для трудоустройства конъюнктура. А это значит, что при всех условиях Российской Федерации потребуются иммигранты.

Именно столь резкое сжатие трудоресурсного потенциала обусловливает необходимость существенного увеличения иммиграции для его восполнения, поскольку невозможно за короткое время обеспечить адекватный рост производительности труда.

Сколько же может потребоваться иммигрантов? Заметим, что уже в настоящее время в условиях, когда численность трудоспособного населения увеличивается, в экономике явственно ощущается дефицит труда. В ходе репрезентативного исследования он был отмечен на 42% предприятий Гимпельсон В.Г. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей? Препринт /ГУ Высшая школа экономики. М., 2004, С. 36..

Еще совсем недавно утверждение, что труд в России будет в большем дефиците, чем инвестиции, наталкивалось на скептические усмешки слушателей. А сейчас в Москве уже встречается зазывающая работников реклама, которая начинается так: «У нас много денег, но нет людей». Напряженность рынка труда, ощущаемая уже в современных условиях, указывает, что при прогнозах можно исходить из необходимости полного возмещения убыли трудоспособного населения.

Население в трудоспособном возрасте составляет около 2/3 миграционного потока. Исходя из этой пропорции, для полного возмещения естественных потерь трудоресурсного потенциа и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.