На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Половая идентификация

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение
     1.Проблема  формирования половой идентификации
     2. Теоретические основы половой идентификации
     3. Общенаучный уровень методологии полового воспитания
     4.. Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек
     5. Содержание сексуального воспитания. Отечественный и зарубежный опыт
     6. Усиление внимания детей к  отношениям между мужчиной и  женщиной без учета их социальных  ролей и функций
     Заключение
     Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентации в  сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными  ролями, отмечается влияние негативного  информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. В связи  с этим возникает необходимость  изучения гендерной идентичности дошкольников, выявления особенностей ее формирования.
     Невнимание  к проблеме полоролевой идентификации  и социализации в целом обернулось многими проблемами для современного общества. Результаты «бесполой» педагогики и психологии не заставили себя ждать: мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости. Это является одним из факторов кризиса современной семьи, ведет к возрастанию психосоматических  заболеваний и общей невротизации. Современные исследователи все  чаще обращают свое внимание именно на проблему половой и гендерной  идентичности, как на одну из базовых  структур личности.
     Гендерная идентичность — базовая структура  социальной идентичности, которая характеризует  человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской  или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует
     Несмотря  на то, что данная проблема является относительно новой, имеется достаточное  количество экспериментальных и  теоретических исследований в этой области.
     Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи, именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния.
     В ракурсе этих проблем важным направлением работы, задающим ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения  ребенка в мир человеческих отношений, является половое воспитание. Традиционное понимание сути воспитательной работы, определяемое тезисом "Какая разница: мальчик или девочка, лишь бы человек  был хороший", наглядно демонстрирующий  идею "бесполой" педагогики, неумолимо  уходит в прошлое. Вопросы половой  идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время  все больший круг психологов, находят  отражение в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений и  содержание современной отечественной  педагогики.
     Проблема  воспитания ребенка с учетом половых  различий, позволяющая по-иному увидеть  специфику педагогической работы c детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола. Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.
     Для современной постановки вопроса  о разработке систем полового воспитания существует множество причин. Первая связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его половой принадлежностью. Вторая - общегосударственное невежество педагогов, родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).
     Значение  процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что  не только семья, но и общество сверстников  оказывают существенное влияние  на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом  половой социализации"[10.c.91].
     Важность  воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного  возраста подчеркивал выдающийся педагог  Сухомлинский В.А., отмечая, что, уже  в малыше-первокласснике и дошкольнике  мужского пола нужно воспитывать  настоящего мужчину".
     Психолог  Никологорский С. говорит о том, что с "раннего детства на уроках физкультуры девочкам предлагают азартные игры и соревнования, которые не только создают излишнее нервно-психологическое  напряжение, но и формируют культ  силы, честолюбие, эгоизм, стремление постоянно  соревноваться и состязаться, а  не ухаживать, нравиться, помогать, сочувствовать". Целое поколение воспитала "бесполая педагогика". Школа и вуз практически  игнорируют специфику ролей мужчины  и женщины и, воспитывая девушек  в мужском стиле способствуют, таким образом, росту типично  мужских черт.
     . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Проблема  формирования половой
     идентификации
     Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера  в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации  ребенка . Личностные качества родителей  также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у  ребенка полной семьи. Присутствие  в его жизни полноценных папы и мамы.
     На  девочках отсутствие отца сказывается  в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать  с представителями противоположного пола адекватно ситуации.
     Некоторые авторы полагают, что половая идентификация  мальчиков проходит в более трудных  условиях, чем таковая девочек. Среди  препятствующих идентификации факторов называют большее время контакта матери с ребенком, чем отца, из-за чего отец выступает для ребенка  менее привлекательным объектом, Вследствие этого первичной оказывается  идентификация с матерью, т. е. фемининная. Да и само положение ребенка отражает традиционно женские особенности: зависимость, подчиненное положение, пассивность и т. п.
     Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию  на мужскую. Однако большинство тех, с кем ребенок сталкивается в  процессе своего воспитания, — опять  женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо  меньше знают о поведении, соответствующем  мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик  вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать  в женских видах деятельности и т. п. . Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков.
     Установлено так же, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков  происходит в возрасте 5-7 лет, а у  девочек — в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или  иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье  идентичного их полу члена прародительской  семьи (дедушки для мальчиков  и бабушки для девочек). Процесс  идентификации приостанавливается в период развития самосознания (с 10 лет у мальчиков и с 9 лет  у девочек), что отражает возрастающую личностную автономию — эмансипацию  от родительского авторитета[7.c.112]:.
     Более поздние исследователи говорят  о том, что очень часто в  иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и  как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых  ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка. У  мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских»  черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в  роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной  мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с  матерью в период дошкольного  детства влияет на его отношения  со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может  стимулировать неправильное увлечение  ребёнка.
     Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем  мальчики в этом возрасте и полностью  копируют своих мам, бабушек, но при  этом также не всегда знают, как вести  себя и как строить отношения  с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.
     Не  однозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с  отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков  и девочек, чем взаимоотношения  с матерью. Слишком строгий и  требовательный отец, которому ребёнок  никак не может угодить, подрывает  его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо  значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим  ролям, подкрепляя развитие женственности  у дочерей и мужественности у  сыновей. Если мужчина покинул семью  до того, как его сыну исполнилось  пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым  от своих ровесников и менее уверенным  в себе, чем мальчик из полной семьи.
     По  данным отечественных психологов, неудовлетворенная  потребность в общении с родителем  своего пола приводит к идентификации  с родителем другого пола. Для  девочек атмосфера в семье  является более благоприятной, чем  для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность  в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает  успешнее: 43 % девочек против 8 % мальчиков  имеют, по данным автора, высокую степень  идентификации с родителем своего пола. У мальчиков чаще встречается  неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента  рождения живущие без отца, ориентируются  в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.
     Интересна роль фактора депривации в формировании гендерной идентичности. Некоторые  исследования показывают, что она  является своего рода механизмом половой  идентификации. Особенно важно, что  этот механизм активно включается именно у мальчиков в условиях современного социума.
     Дети  не приемлют в своём обществе поведенческих  деприваций и нарушений в полоролевой  идентификации. Причём женственных  мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:
     1) для мальчиков на всех этапах  формирования гендерной устойчивости  требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически  идёт по женскому типу;
     2) мужские качества традиционно  ценятся выше женских и давление  на мальчиков в направлении  дефеминизации значительно сильнее,  чем на девочек в сторону  демаскулинизации; (женственный мальчик  вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается  спокойно и даже положительно);
     3) в раннем детстве мальчики  и девочки находятся под влиянием  матерей и вообще женщин, поэтому  с возрастом мальчиков необходимо  переориентировать на мужские  образцы поведения, так как  нетипичное гендерное поведение  в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной  ориентации, множество отрицательных  последствий. (40)
     Таким образом можно сделать вывод  о том, что в современных условиях процесс становления гендерной  идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично . И это необходимо иметь в виду не только в семье, но и в дошкольном учреждении.
     Конечно , идеальным вариантом работы в  этом направлении было бы привлечение  мужчин в сферу образования и  воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не дает такой возможности. Профессия  педагога остается практически женской  прерогативой. И об этом сейчас много  пишут, но воз и поныне там. Проблема формирования половой идентичности еще раз напоминает о необходимости  решения этой проблемы в интересах  подрастающего поколения. А пока вся надежда возлагается на повышение  компетентности педагогов - женщин, женщин матерей (неполные семьи) в вопросах гендерного воспитания. Под гендерной  компетентностью понимается информированность  относительно того, что понятие гендер охватывает круг психосоциальных и  социокультурных характеристик, ассоциирующихся  с мужским или женским полом  в рамках определённой культуры. Гендерная  принадлежность характеризуется «мужественностью» - формами поведения типичными  для мужчин, или «женственностью» - формами поведения типичными  для женщин. Гендерная компетентность педагога предполагает овладение им различными аспектами руководства  детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность (психологическое  ощущение ребенком себя будущим мужчиной или будущей женщиной). 

     2. Теоретические основы половой идентификации 

     Прежде  чем перейти к изучению проблемы исследования следует определить тот  категориальный аппарат, который поможет  наиболее глубоко проникнуть в научные  основы полового воспитания.
     Основополагающей  в разделе "половое воспитание считается категория пола. "Пол" - понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других. С биологической точки зрения "пол - это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном итоге к оплодотворению".
     С медицинской точки зрения пол - принадлежность организмов или специальных клеток к одной из двух групп, отличающихся между собой тем, что половой  процесс происходит между представителями  разных групп, но не внутри данной группы.
     Психологический пол - совокупность определенной сексуальной  идентичности, т.е. чувство и осознание  своей половой принадлежности; связанные  с нею психосексуальные ориентации (например, влечение к противоположному полу}, и социосексуальные ориентации, т.е. интернализованную систему половых  ролей, в свете которой индивид  различает критерии мужественности" и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую  деятельность и социальный статус".
     Пол, с педагогической точки зрения - биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как  его проявление в поведении и  действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с  воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой  является общество или относительно малая его часть. Мнение биологов, медиков и психологов сводится к  тому, что "пол бисексуален, т.е. каждый пол потенциально заключает в  себе возможности развития другого  пола. Реализация пола зависит от среды  и от генных факторов, причем эффект тех и других носит количественный характер, в связи с чем признаки противоположного пола подавляются  в разной степени... Развитие пола протекает  весьма сложно. Оно зависит от полученных от родителей особенностей хромосом и цитоплазмы, от среды, в которой  протекает развитие организма"[7.c.21]:
     Задачей педагогов, на наш взгляд, является необходимость учета половых  различий в воспитании детей.
     Рассматривая  пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что  половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации.
     Полоролевая социализация - неотъемлемая часть  общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о  представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также  форм поведения, соответствующего полу". Ведущими механизмами полоролевой  социализации можно считать родовую  идентификацию и половую дифференциацию.
     Половая идентификация - это отождествление себя с представителями определенного  пола, проявляющееся в единстве поведения  и самосознания индивида, причисляющего  себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой  роли.
     Белкин  А.И. считает, что "в норме половая  идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся и  не требует активности сознания[12.c.9]: "Отсюда можно определить задачу педагогов - обеспечить условия для нормального развития половой идентификации.
     Половая дифференциация - это определение  себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и  физиологических признаков, на основании  которых различают мужской и  женский пол.
     В изучении половой дифференциации существует две теории. Первая - теория социального  научения, согласно которой ребенок  пассивен в процессе усвоения пола. Вторая - когнитивно-генетическая теория - основывается на том, что "представления  ребенка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального  упражнения, в возникают в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. На начальных этапах полового развития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации:
     1) ребенок узнает, что существует  два пола;
     2) он включает себя в одну  из двух категорий; 
     3) на основе самоопределения руководит  своим поведением, выбирая и предпочитая  его формы.
     Эти теории не противоречат одна другой. Скорее всего, они раскрывают разные аспекты  процесса половой социализации, поэтому  мы считаем целесообразным ориентироваться  на то, что половая дифференциация осуществляется благодаря генному  наследию ребенка, с помощью научения и воспитания, базирующегося на основных принципах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов.
     Перейдем  к определению понятия "половое  воспитание", представив прежде эту  категорию в трактовке разных исследователей.
     Хрипкова  А.Г. и Колесов Д.В. определяют половое  воспитание как "процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение  человека с представителями другого пола"[12.c.43]
     Половое воспитание можно определить, как воспитание девочек и мальчиков, осознающих свою принадлежность к одному из полов и формирование у детей знаний и навыков поведения того пола, к которому ребенок принадлежит: у девочек - феминного, у мальчиков - маскулинного.
     Проявление  совокупности признаков того или  иного пола может быть определено через понятия фемининности и  маскулинности:
     фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу,
     маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.
     Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность  не просто независимые, а взаимодополняющие  переменные, так что каждый индивид  характеризуется тем или иным их сочетанием.
     Но  очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задача педагогов  развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные  признаки.
     Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. определяют социальные признаки фемининности и  маскулинности, исходя из исторически  сложившихся стереотипов оценок мужчины и женщины. Мужчина характеризуется  агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как  слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная. Анализом половых  различий занимаются ученые многих областей науки: биологи, физиологи, медики, психиатры, психологи. Несомненно, эта информация касается и педагогов.
     В исследованиях Кагана В.Е. определены следующие группы половых различий:
     врожденные;
     биологически - обусловленные;
     3) складывающиеся в ходе социализации.
     Данные  половые различия могут проявляться  на различных уровнях развития личности:
     биопсихическом,
     психологическом,
     социально-психологическом,
     социальном.
     По  мнению Кагана В.Е., сравнительно немногие половые различия локализованы только на одном уровне, причем, чем выше уровень, тем больше вероятность  таких локальных одноуровневых  половых различий, а чем он ниже, тем более вероятно его влияние  на половые различия более высоких  уровней[11.c.165].
     Психологи утверждают, что "половые различия формируются на каждом возрастном уровне и в целом лишь на путях образования  функциональных связей между всеми  актуальными детерминантами половой  дифференциации и ранее сформированными  половыми различиями... Половые различия представляют собой мега-систему  структурные элементы которой обладают внутренней организацией. Изучение этой системы определяет важность для  самых разных областей человекознания, в том числе полового воспитания". 

     3. Общенаучный уровень методологии полового воспитания 

     Общенаучный уровень методологии предполагает ориентацию в теоретических основах  системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов. Поскольку  этот уровень методологии чрезвычайно  важен в последующем определении  принципиальных основ к проблеме полового воспитания дошкольников, остановимся  на нем более подробно.
     Суть  системно-структурного подхода к  половому воспитанию может быть раскрыта с точки зрения трех основных позиций.
     Во-первых, половое воспитание мы рассматриваем  как компонент целостного педагогического  процесса, включающего помимо воспитания самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование  в единстве своем обеспечивающего  эффективность полового воспитания. Процесс полоролевой социализации не может быть ограничен решением задач полового воспитания в узком  смысле слова, а понимается нами как  процесс передачи и усвоения всего  общественно-исторического опыта, неизбежно  отражающийся и на наличие знаний, умений и навыков поведения, и  на понимание исторических аспектов возникновения и закрепления  той или иной нормы, и, неизбежно, на процессы, обеспечивающие самоактуализацию, самовыражение, самосознание, самореализацию.
     Во-вторых, половое воспитание рассматривается  нами как целостная педагогическая система, основные компоненты которой  в их взаимосвязи и единстве будут  рассмотрены несколько позже.
     В-третьих, личность, включающаяся в процесс  полоролевой социализации, рассматривается  нами как системное образование, структурные компоненты которого представлены в ракурсе интегрального исследования индивидуальности.
     Суть  комплексного подхода к половому воспитанию выражается во взаимосвязи  всех сторон воспитания детей.
     Половое воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим, умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств, сознания и навыков поведения.
     Например, в процессе трудового воспитания мы создаем представление детей  о том, что труд людей разного  пола имеет свою специфику, которая  связана с физиологическими особенностями  и историческим аспектом развития человека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую нагрузку, чем труд женщин. Связь полового воспитания с физическим аналогична: на физкультурных занятиях необходим  учет нагрузки для девочек и мальчиков, а также выбор упражнений, развивающих  разные физические качества и формирующие  определенное отношение к стилю  поведения (фигура, походка, динамика движений).
     Половое воспитание связано с эстетическим, например, в организации досуга, где учитываются предпочтения детей, в зависимости от половых различий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом, нормами поведения, понятиями о красоте.
     В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь полового воспитания с умственным: учет особенностей мышления детей разного пола при усвоении детьми правил родного языка и  иностранного языка. Связь полового воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентации детей на предстоящую социальную функцию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.