Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государственная идеология

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

 

     

Введение

 
     Будучи феноменом общественного сознания, идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере сознания: она возникает, развивается, обновляется либо увядает, обесценивается и утрачивает свою социальную значимость. Поэтому идеология предполагает приложение постоянных усилий по своему созданию, воспроизводству, обновлению и распространению.
     Однако как не может быть государства без государственной идеологии, так не может быть и государственной идеологии без механизма ее создания, воспроизводства и распространения.
     Цель данной работы – раскрыть понятие, сущности, а также основные элементы государственной идеологии. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
      раскрыть понятие государства, как политического общества;
      показать сущность идеологии, как атрибутивного признака государства;
      выявить основные функции идеологии;
      раскрыть понятие элементов государственной идеологии в нашей стране.
 

     

    1. Понятие государства как политического общества

 
     Государство выступает  в  качестве  основного  средства  осуществления политической власти. Это  обстоятельство  придает  ему  статус  центрального института  политической  системы.  В  качестве  такового  государство   само обладает  сложной  институциональной  структурой,  выполняет   специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и  типологическими чертами.
     Термин  «государство» употребляется в узком и широком значениях:
     1)  в  узком  значении  —   как  институт  господства,   как   носитель государственной   власти.   Государство   существует   в   виде   того,   что  противостоит «обществу»;
     2) в  широком  —  как   государственно  оформленная  всеобщность,  союз граждан, как община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее  «государство» (в узком смысле) и «общество».
     Отправной пункт политологического анализа  государства  —  определение его  основным элементом, сердцевиной политической системы. Античная  мысль  не  знала  сущностного  разделения   общественной   и государственной жизни, усматривая в последней  лишь  способ  решения  «общих дел» всех граждан. Средневековье  ограничивалось  констатацией  божественной сущности  государства.  Различение  собственно   государственно-политической сферы начинается с Нового времени. С  XVI—XVII  вв.  термином  «государство» стали  обозначать  все  государственные   образования,   которые   до   того назывались «княжеское господство», «городская община», «республика»  и  т.д. Заслуга   введения    понятия    государства    принадлежит    Н.Макиавелли, использовавшего для обозначения государства термин «stato»  (лат.  Status  — положение, статус), которым он объединил такие понятия, как  «республика» и «единовластное  правление».  Сначала термин  «государство» укореняется   в Испании («estado») и во Франции («etat»), позднее — в Германии («Staat»).  С этого времени понятия «государство» и   «гражданское   общество»   стали различаться. К XVIII  в.  с  завершением  становления  европейского  понятия нации-государства оно решительно и  повсеместно  вытесняет  широкое  понятие республики как политического сообщества вообще.
     Существует  несколько концепций происхождения,  природы  и  социального назначения государства. Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение  людей  воле  Божьей, принципам   божественного   разума   обеспечивает   порядок   в    обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная  концепция  имела под собой реальные исторические факты:  первые  государственные  образования имели религиозные формы (правление  жрецов),  божественное  право  придавало власти авторитет,  а  решениям  государства  —  обязательность.  Современный католицизм  также  предполагает  божественный  генезис  идеи  государства  и принципов власти при преходящем характере и происхождении  конкретных  актов ее осуществления. Патриархальная концепция  интерпретирует  государственную  власть  как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в  племена, племен в общности. Государство  трактуется  как  большая  семья,  в  которой отношения монарха и его  подданных  отождествляются  с  отношениями  отца  и членов семьи. Еще Конфуций изложил  патриархально-патерналистскую  концепцию государства. Он  призывал  правителей  строить  отношения  с  подданными  на началах  добродетели.  Государство  —  это  развитая  форма   патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей  пользе.  На  Руси  к  исходу средневековья использовалась родовая идея вождя  как  господа  (господаря/государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения  с  другими — чужаками.
     В  XVII—XVIII  вв.   оформляются   договорные   (контрактные)   теории происхождения государства (Дж.Локк,  Т.Гоббс,  Ж.Ж.Руссо).  С  точки  зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате  сознательного  и добровольного соглашения людей, которые  прежде  пребывали  в  естественном, догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить  свои  права и  свободы,  решили   создать   государственные   институты.   Как   отмечал французский мыслитель Д.Дидро, люди «осознали, что  каждому  человеку  нужно поступаться частью  своей естественной  независимости и покориться  воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы… общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил».
     В XIX  в.  были  созданы  основы  марксистского  учения  о  классах  и государстве, согласно которому государство представляет  собой  политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс.  Государство возникает вместе  с  разделением  общества  на  классы  и  ростом  классовых антагонизмов. В.И.Ленин  подчеркивал:  «Государство  есть  орган  классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть  создание  «порядка», который  узаконивает  и  упрочивает  это  угнетение,   умеряя   столкновении классов». Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же  неизбежно,  как неизбежно они в  прошлом  возникли.  С  исчезновением  же  классов  исчезнет («отомрет») и государство — таков конечный вывод марксистской теории. В конце XIX в. объяснение  генезиса  государства  пополняется  теорией завоевания (насилия). Ее сторонники (Л.Гумплович, К.Каутский) полагали,  что первые государства возникли в  результате  воздействия  внешнего  фактора  — завоевания воинственными кочевниками или викингами  земледельческих  обществ и эксплуатации их победителями.  Не  божественное  провидение,  общественный договор  или  идея  свободы,  а  столкновение  враждебных   племен,   грубое превосходство  силы,  насилие  —   «вот   родители   и   повивальная   бабка государства», — полагал Л.Гумплович. В  целом,  как  показали сравнительно-исторические исследования последних десятилетий,  не  существует  единой  и обязательно причины возникновения государства.  На  этот  процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние  и внешние факторы:   увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий географические  условия, этнические отношения, рост народо-населения, экология, война  и  завоевание, внешнее влияние и торговля идеологический и  фактор  и  т.д.  Так,  причиной появления  первого  в  истории  славян  государства  Карантании  (территория нынешней Словении) стали не классовые антагонизмы, а сильное  влияние  Рима. Абсолютная монархия на Руси складывалась в силу  необходимости  национальной обороны. И в то же время процесс централизации  государственной  власти  был процессом насильственного присоединения русских земель — княжеств к  единому центру, Москве.
     В зависимости  от  особенностей  взаимоотношений  власти  и  личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы  и прав человека в политической науке выделяются  следующие типы  государства: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными,  и конституционные,  ограничивающие  власть  правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей. Государство  Нового  времени  (современное  государство)   имеет   ряд характерных черт,  важнейшие  из  которых  признаны  мировым  сообществом  и используются  им  в  качестве  критериев  признания   отдельных   государств субъектами международных  отношений,  обладающими  определенными  правами  и обязанностями. Такими критериями  выступают  три  важнейших  конституирующих элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть. Территория  -  это  физическая,   материальная   основа   государства.
     Территориальный признак построения отличает  государство  от  родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений. Территория как  признак государства нераздельна  (принадлежность  земли многим   частным   собственникам   не   делит   между   ними    территорию); неприкосновенна,  что  находит  свое  выражение,  в  частности,  в  принципе невмешательства публичной власти в дела  другого  государства  исключительна (на территории государства господствует власть  только  этого  государства); неотчуждаема   (государство,   лишившееся   территории,    перестает    быть государством). Население  как  составляющий  элемент  государства  есть  человеческое сообщество, проживающее на территории данного  государства  и  подчиняющееся его  власти.  В  международном  праве  народ  фактически  отождествляется  с населением, которое  может  быть  полинациональным,  состоять  из  различных племен, народностей и даже наций, при  этом  необязательно,  чтобы  все  они идентифицировали  себя  с  государством  или   титульной   нацией   (таковы, например, курды в Турции). Целостность народа, т.е. всеобщее  подчинение  населения  существующей власти,  является  важнейшим  условием   целостности   государства.   Раскол населения по  социально-классовому  или  иному  (этническому,  религиозному) признаку представляет серьезную угрозу существованию государства. Суверенная  власть   является   определяющим   элементом   (признаком) государства. Суверенитет (лат. «Super» - над) - не зависимое от  каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство.  Основоположник  теории  абсолютного суверенитета Жан Боден отмечал, что «без единой и неделимой Государственной воли не может быть и единого национального интереса». Государственная власть суверенна, т.е. обладает  верховенством  внутри страны  и  независимостью  в  отношениях  с  другими  государствами.  Будучи суверенной,  государственная  власть,  во-первых,  является   универсальной, распространяясь на  все  население  и  на  все  общественные,  в  том  числе политические организации; во-вторых, обладает  прерогативой  отменить  любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих,  имеет  исключительные средства воздействия, которыми никто,  кроме  нее,  не  располагает  (армия, полиция, тюрьмы и т.д.). В отличие от коллективной  власти  родового  общества  государственная власть непосредственно не совпадает с  населением.  Осуществление  публичной власти  требует  определенной  организации  —  формирования  государственных учреждений, становления специального  аппарата  (чиновников,  армии,судей  и т.д.).
     Предшествующий  анализ позволяет  сформулировать  следующее  обобщенное определение  государства как  центрального  института  политической  системы. Государство — особая  форма  организации  политической  власти  в  обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного  насилия  и. осуществляющая  управление  обществом  с  помощью   специального   механизма (аппарата).
     Государство выполняет ряд функций,  которые  отличают  его  от  других политических   институтов.   Функции   отражают   главные   направления    в деятельности  государства  по  выполнению  им   своего   предназначения.   К внутренним функциям государства  можно  отнести  экономическую,  социальную, организаторскую,   правовую,   политическую,   образовательную,   культурно- воспитательную и т.д.
     Экономическая   функция   выражается   в   организации,   координации, регулировании  экономических  процессов  с  помощью  налоговой  и  кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления  санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.
     Социальная  функция государства проявляется  в  осуществлении  заботы  о  человеке как члене  социума:  удовлетворение  потребностей  людей  в  жилье, работе, поддержании  здоровья,  образовании;  поддержка  незащищенных  групп населения и т.д.
     Организаторская  функция  заключается  в  упорядочении  всей  властной деятельности: принятии, организации и  исполнении  решений,  формировании  и использовании управленцев, осуществлении Контроля  за  исполнением  законов, осуществлении  координации  деятельности  различных  субъектов  политической системы и т.д.
     Правовая  функция  включает  обеспечение  правопорядка,   установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.
     Политическая  функция государства состоит  в  обеспечении  политической стабильности,  осуществлении  властных  полномочий   выработке   программно- стратегических целей и задач развития общества.
     Образовательная функция  реализуется  в  деятельности  государства  по обеспечению демократизации образования,  его  непрерывности,  предоставлении людям равных возможностей получения и т.д. Культурно-воспитательная функция государства  направлена  на  создание условий для удовлетворения культурных запросов людей,  формирования  высокой духовности, гражданственности.
     Среди  внешних  функций  следует  выделить   функцию   взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других  сферах  с другими государствами и функцию обороны страны.
 

     
     2. Идеология – атрибутивный признак государства. Ее основные функции. 

     Слово "идеология" является одним из самых распространенных среди политических терминов и понятий. Исторически  понятие "идеология" впервые ввел французский философ и экономист А. Л. К. Дестют де Трасси в своем 4-х томном труде "Элементы идеологии" (1815 г.), обозначая так науку об общих законах развития идей и взглядов из практического опыта человечества. Именно в значении науки об идеях "идеология" рассматривалась большинством мыслителей 19 века, в частности, К. Марксом и Ф. Энгельсом, критикующих различные школы немецкой идеалистической философии под собирательным названием "немецкой идеологии". Однако уже со второй половины 19 века идеология стала обозначать уже не науку, исследующую идею, а сами идеи. В 20-ом веке под идеологией подразумевают "часть мировоззрения, охватывающая социальные явления, связанные отношениями между социальными группами, принимающая форму коллективных верований система политических, экономических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, художественных взглядов и идей, отражающих интересы определенных классов, партий, наций, государств, групп людей".1 Идеологией называется также "система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменения (развитие) данных общественных отношений".2. Разумеется, этими двумя определениями понятия идеологии не исчерпывается, поскольку время вносит свои поправки к устоявшимся терминам. Поскольку исследование идеологии само по себе стало самостоятельной учебной дисциплиной, заслуживающей отдельного рассмотрения, ограничимся упоминанием о двух основных подходах к современным идеологиям. Сторонники первого подхода считают, что идеология- это теоретически сформулированное мировоззрение, выполняющее ряд социально значимых функций. Сторонники этого подхода (а к нему относятся большинство исследователей идеологий) под теоретически сформулированным мировоззрением понимают особую форму духовной деятельности, отражающей реальные интересы классов, классов, социальных групп, этносов, конфессиональных групп, государств и отдельных индивидов, отражающих социально- политическую реальность эпохи. Вместе с тем любая идеология содержит в себе иррациональные конструкты (мифы, бездоказательные утверждения, апелляцию к стереотипам, утопию). Эту сторону идеологий усиливает потребность в пропаганде (распространении в массах) основополагающих принципов, составляющих идеологию, с целью внесению их в общественное сознание и активизации к массовой практической деятельности. Пропаганда же нуждается в упрощении, к сведению любой теории к набору общих понятий и лозунгов. Не случайно некоторые западные исследователи (М. Шелер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маннхейм, П. Сорокин, и др.) считают идеологию "ложным знанием", обманом и самообманом. (Или, как выразился французский социолог и политолог Р. Арон, "идеология - опиум для интеллектуалов"). С точки зрения сторонников этого направления, любая идеология превращается в утопию, поскольку в 20-ом веке решающим признаком общественного развития стала не борьба идей, а социальных сил и общественных систем. В таких условиях не может и быть и речи о научности любой идеологии, ставшей частью пропаганды.
     Итак, наиболее распространенным среди исследователей подходом является отнесение к идеологии  достаточно разработанных теорий, пусть даже ложных. Словом, по мнению сторонников этого подхода, идеология - это идеи, приведенные в систему. Второй подход понимает под идеологией любой способ воздействия на массовое сознание. Таких взглядов придерживались теоретики "новых левых" 60-70-х гг., в частности, Франкфуртская школа социальной философии. Например, Г. Маркузе считал, что наука и техника стали идеологией. В обыденном сознании часто также распространено подобное расширительное определение идеологии. Силу сторонникам этого подхода придает то, что систематизированность и теоретичность совершенно несвойственны многим влиятельным политико-идеологическим направлениям. Например, либерализм в принципе не является политической доктриной (правда, существует множество либеральных экономических доктрин). С другой стороны, многие сложные и изощренные политические теории остаются теориями, не составляя определенную идеологическую систему. Известный немецкий философ К. Маннхейм пытался преодолеть крайности обоих подходов. С его точки зрения, идеология - метод социального познания, макрогипотеза. В этом смысле идеология вполне может быть как утонченной всеохватывающей доктриной, так и совокупностью неопределенных представлений и взглядов. Итак, под идеологией мы понимаем именно систему взглядов, отражающих политические интересы государств, этносов, классов и отдельных индивидов. Иначе говоря, идеология - это форма социально - обусловленного группового самосознания, выраженная в виде теорий, партийных программ, религиозных, философских и т. п. учений. Сторонники конкретной идеологии, как правило, создают организацию, ставящую политические цели и стремятся политическими методами придти к власти, что бы реализовать на практике свои теории. Идеология отличается от социальной науки тем, что, используя ее готовые выводы, выстраивает определенную модель действий и систему рационализации этих действий, отнюдь не обязательно совпадающих с научными результатами. Идеология всегда присутствует в жизни развитого общества. Полной деидеологизации общества быть не может. В современных странах Запада, гордящихся своим плюрализмом, также существуют официозные (общегражданские) идеологии, которые закрепляют формы общественного компромисса. Например, в США общественное согласие почти не ставит под сомнение частную собственность, рынок, демократию, лидерство США над миром и т. д. В этом смысле США являются не менее идеологизированным государством, чем был СССР, несмотря на идеологический плюрализм и отсутствие четко выраженных доктрин даже в программах сменяющих друг друга двух партий. Итак, всякое развитое общество есть идеологическое (что не означает идеологизированное) общество.  

     Характерные особенности идеологии.
     Всякая  идеология является исторически  обусловленной. Каждой эпохе исторического  развития человеческого общества соответствуют свои идеологические объяснения существующей реальности. Понятно, что в Древнем Египте при всей интеллектуальной одаренности египтян, не могли появиться идеи рыночного либерализма или марксизма- ленинизма. В свою очередь, хотя и можно предположить, что в США могут найтись сторонники установления в этой стране абсолютной монархии, но вряд ли они найдут достаточное число приверженцев и заинтересуют, скорее всего, не массы граждан, а психиатров. Разумеется, в истории человеческой мысли многократно встречались случаи, когда теоретики значительно, порой на тысячелетия, опережали свое время. Очень многие идеологические концепции 20-го века в отдельных своих положениях рассматривались уже древнегреческими учеными и политиками. Однако эти гениальные озарения в древности так и не смогли стать развитыми теориями, нашедшими массу политически организованных сторонников. Итак, определенной эпохе соответствуют только (или по преимуществу) ей присущие идеологии. Даже самый великий теоретик в конечном счете всего лишь систематизирует те представления, которые, как говорится, "носятся в воздухе". Идеология, таким образом, теоретически обобщает то, что существует в головах людей в форме разрозненных представлений о действительности. Под исторической эпохой в каждом конкретном случае мы понимаем также и уровень социально- экономического и культурного развития конкретных стран или континентов, поскольку всегда надо делать поправку на то, что в передовых, или , напротив, отсталых, странах, в одно и то же время возникают совершенно различные идеологии. Идеи и программы, которые в одних странах являются уже чисто историческими воспоминаниями, в других становятся мо-билизующей силой, а в-третьих, только начинают звучать как "последнее слово", нечто новое и передовое. Даже если в странах с разным уровнем хозяйственного развития одновременно начинает доминировать общая идеология (например, коммунистическая), то формы ее проявления и в теории и на практике будут принципиально различными. Весь политический опыт 20-го века свидетельствует о том, что все "общечеловеческие" идеологии в разных странах имели свою национальную специфику. При изучении появления и развития идеологических течений необходимо учитывать историческую преемственность идеологии. Каждая идеология учитывает представления и понятия предшествующих идеологий, несмотря на то, что относится к ним как к "отсталым" или "враждебным". Очень часто при изучении идеологии какого-нибудь политического движения можно увидеть, что за современной терминологией кроются совершенно архаичные представления. Нередки также случаи "самозванчества", когда пропагандисты определенной идеологии записывают в число своих идейных предшественников и приверженцев национальных героев или мыслителей прошлого, чьи реальные взгляды были совершенно иными. Идеологии также обусловлены социально. Всякое человеческое общество, вышедшее по уровню развития дальше первобытного, разделено на множество классов и социальных групп. Взаимоотношения между ними по поводу власти (а это основа политики!) вызывают объективную потребность в идеологическом обосновании своих претензий. В силу этого социально - классовый характер имеет любая политико-идеологическая теория, независимо от того, провозглашает ли она открыто, что выражает интересы конкретного класса или претендует на представительство всей "нации", "народа" и т. п. общностей в целом. Социально - классовой природе идеологии не противоречит весьма частая практика, когда, например, от имени рабочего класса говорят и действуют социал-демократы, коммунисты, маоисты, троцкисты, а подавляющее большинство рабочих голосует за консерваторов. Весьма частым является существование интерклассовой (межклассовой) теории, предполагающей сплочение всех слоев общества на основе общей системы ценностей (этнического, конфессионального или политического единства). Нередко также бывает, что в некоторых странах возникают партии, объявляющие в своих программах борьбу за интересы классов, в тот момент в данных странах отсутствующих. Так, например, в 1970-ых гг. в целом ряде стран Азии и Африки к власти пришли партии, идеологией которых был марксизм - ленинизм (коммунизм) с его фундаментальной идеей о ведущей роли рабочего класса. Но в этих афро-азиатских странах говорить об этом было затруднительно по причине отсутствия самого рабочего класса. Нечто подобное имело место в постсоветской России 90-ых гг., когда периодически появлялись на политической сцене партии, возвещающие о своей опоре на "средний класс". Однако в условиях жесточайшего социального расслоения на кучку сверхбогатых олигархов и еле сводящих концы с концами основной массы граждан, что является характерным для современной России, вообще затруднительно говорить о существовании российского "среднего класса", существующего как социологическая абстракция, а не как социальная реальность. Неудивительно, что такие партии, хотя и имеющие значительную поддержку из-за рубежа, а также располагающие большими финансовыми средствами, в политике не преуспели. Итак, идеология всегда объективна, ее нельзя сочинить по приказу. Когда в 1996 г. президент России Б. Н. Ельцин заявил о необходимости создания объединяющей национальной идеологии, это свидетельствовало не только об отсутствии какой - либо идеологии у правящей российской верхушки, но и об отсутствии у нее также и умственных способностей. Разумеется, никакой "идеологии" в таких условиях не могло быть создано. Являясь исторически и социально обусловленной, идеология тем не менее, способна сама выступать активной направляющей силой, по-скольку по своей сущности способна не только давать оценку существующему порядку вещей, но и предлагать ему свою альтернативу, побуждая к переменам и действиям.  

     Функции политической идеологии
     Политическая  идеология (социально-политические теории, концепции, доктрины) есть существенный элемент политического бытия. В связи с этим возникает необходимость выяснения общественного предназначения идеологии, или, иными словами, определения ее роли в осуществлении политического процесса. Каковы же основные функции политической идеологии?
     Совершенно очевидно, что ответ на данный вопрос имплицитно содержится в приведенном нами определении политической идеологии. Это прежде всего — выражение интересов и устремлений социальных субъектов, обоснование путей и средств их реализации с помощью государственной власти. В этом и состоит основное предназначение идеологии. Однако в современных толкованиях сущности идеологии данный их смысл получает более абстрактное и двоякое выражение. Так, Р. Ароном идеология определяется в качестве «глобальной историко-политической системы объяснения мира», а Ж. Лапье понимается как «совокупность коллективных представлений, с помощью которых устанавливается иерархия ценностей» . Нетрудно видеть, что в первом случае подчеркивается познавательная, во втором — прагматическая функция идеологии, т.е. регулятивно-организующая, или просто мобилизационная, функция. Таким образом, представляется правомерным вывод о том, что политическая идеология в силу отмеченной выше ее специфики как формы общественного сознания выполняет две основные социальные функции: познавательную и прагматическую (мобилизационную).
     Познавательная  функция политической идеологии находит свое выражение в том, что, с одной стороны, в процессе своего формирования и развития социально-политические теории, концепции и доктрины в той или иной мере отражают объективную реальность, а с другой — усваивая определенную совокупность социально-политических идей, социальные субъекты получают и определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений. Эту функцию политическая идеология выполняет в такой мере, в какой степени ее конкретные теории, концепции и доктрины отражают социально-политическую действительность такой, какая она есть. Именно поэтому перед идеологами неизменно стоит задача тесно связать, органично объединить выдвигаемые ими социальные цели, идеалы, ценностные ориентиры с объективно-правдивой картиной социально-политической- действительности. В противном случае идейно-политическая концепция или доктрина не будет обладать необходимым авторитетом среди тех социальных субъектов, чьи интересы она выражает и на которых она рассчитана.
     Мобилизационная, или прагматическая, функция политической идеологии вытекает из следующего ее свойства: политическая идеология всегда есть система социально значимых идей, выдвигаемых определенными социальными классами, слоями, группами и общностями. Основное назначение идеологии — быть средством укрепления или, наоборот, изменения существующей социально-политической действительности, быть руководством к действию. Намечая общие направления развития общества, формулируя проблемы социальной деятельности, а также в некоторой степени прогнозируя будущую картину социальной жизни, социально-политические теории пробуждают людей к действию, способствуют консолидации усилий людей, придают им смысл и общую направленность. Именно в побуждении людей на определенные социальные действия находит свое выражение прагматическая, или мобилизационная, функция политической идеологии.
     В этом находит еще одно проявление отличие идеологии как формы  сознания от науки: идеологии формируют  цели, ориентиры для политических действий, чего нельзя ожидать от науки. Как отмечает М. Вебер: «Эмпирическая наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает только на то, что он может, а при известных обстоятельствах на то, что он хочет совершить». Еще более определенно эту мысль выразил А. Эйнштейн, согласно которому наука «не может, создавать цели и еще менее способна вселять их в людей; самое большое — наука может представлять средства для достижения некоторых целей»2. Идеология, таким образом, не менее нужна людям, чем наука, поскольку им приходится формулировать и принимать решения по самым разнообразным вопросам своей социальной жизни.
     Мобилизующая  функция политической идеологии  находит свое проявление и в таком аспекте, как оправдание действий участников политического процесса. Идейно-политические учения, теории, концепции и доктрины в одних случаях оправдывают политические действия, направленные на сохранение и укрепление существующего социально-политического порядка (господствующие идеологии), в других — оправдывают политические действия, направленные на его частичные изменения либо радикальное преобразование (реформистские и революционные идеологии). Иными словами, политическая идеология есть интеллектуальное орудие оправдания необходимости сохранения существующей социально-политической действительности либо целесообразности ее изменения.
     Необходимость поиска мотивов, оправдывающих деятельность субъектов политических отношений, вытекает прежде всего из нравственных потребностей людей. Политические идеологии позволяют избежать чувства вины, которое может овладеть людьми, совершающими определенные политические действия. Поэтому все идейно-политические учения и доктрины апеллируют к ценностям общества, они пытаются представить соответствующие политические установки и действия объективно направленными на реализацию принятых в обществе ценностей. Политическое действие в таком случае предстает не как
     произвольное  выражение интересов определенных социальных субъектов, а как реализация общепринятых нравственных, этических, религиозных и т.п. принципов. Благодаря такого рода оправдательным мотивам люди действуют с чувством уверенности в том, что они преследуют благородные общественные цели, а сами они — лишь орудие достижения этих целей. Все это делает политическую идеологию не только нравственной опорой отдельных социальных групп, но и необходимым средством организации жизнедеятельности каждого общества в целом.
     Указанные две основные функции политической идеологии могут быть расчленены на ряд более узких по своему содержанию функций. Перечень таких частных функций может быть различным. Так, авторы одного из самых обстоятельных учебников по политической науке выделяют следующие функции идеологии1:
     • когнитивная (познавательная) функция состоит в том, что идеология создает определенную модель существующего общественного устройства и положения человека в нем; несмотря па то, что идеология есть «ложное» создание, она предоставляет социальным субъектам возможности для ориентации в мире политики как своего рода схема или карта; эта же функция способствует политической самоидентификации индивидов и социальных групп;
     легитимизирующая  (оправдывающая) функция состоит в том, что идеология по природе своей всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому устройству; если идеология критична, она обосновывает желаемые в будущем строй и порядок; если она апологетична, ее содержание сводится по большей части к оправданию социально-политического статус-кво;
     нормативная функция выражается в том, что идеология задает социальному субъекту систему норм социального поведения; тем самым идеология очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов;
     интеграционная  функция состоит в том, что в значительной мере на основе именно идеологической приверженности происходит реальное объединение людей, укрепление целостности политического сообщества;
      мобилизационная функция находит свое выражение в том, что идеология способствует сплочению людей на основе определенных идей, программ и лозунгов, побуждает их к политическим действиям.
     Нетрудно  обнаружить, что все перечисленные частные функции служат главным образом задачам выражения интересов определенного социального субъекта и обоснования его социальных устремлений на основе познания социальной действительности, а также мобилизации носителей данной идеологии на реализацию сформулированной в ней программы деятельности.
     Однако  обе основные функции политической идеологии — познавательную и мобилизационную — все же не следует абсолютизировать. Поскольку все социально-политические воззрения функционально связаны с интересами тех социальных групп, которые их разделяют, то в интерпретации политической действительности, как мы убедились, они имеют тенденцию к ее искажению. Эта тенденция проявляется тем сильнее, чем эффективнее данная идеология оправдывает линию действия, соответствующую интересам ее носителя. И хотя авторы тех или иных идеологических доктрин периодически подновляют их в соответствии с новыми реальностями и последними научными достижениями, тем не менее представленная в них картина социально-политической действительности всякий раз остается искаженной. Это обстоятельство ограничивает познавательную
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.