Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие об ощущениях. Свойства ощущений, виды и пороги

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский  государственный  аэрокосмический  университет имени  академика М.Ф. Решетнева»
(СибГАУ) 
 
 

Финансово-экономический  факультет
Кафедра психологии 
 
 
 

Реферат  

на  тему: 

    «Понятие об ощущениях. Свойства ощущений, виды и пороги» 
     
     

                                    
 
 

Выполнила: студентка гр.ФКТ-01
                                                       Конюшкова Екатерина
                                                         
                                                           Проверила: Тахтуева К.В 
 

Красноярск 2011
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Ощущения…………………………………………………………………………..4
1.2. Рефлекторная природа ощущений……………………………………………....5
2 .  Классификация  ощущений……………………………………………………….7
2.1 Зрительные  ощущения………………………………………………....................8
2.2 Слуховые ощущения……………………………………………………………...9
2.3 Вибрационные  ощущения………………………………………………………10
2.4 Обонятельные  ощущения……………………………………………………….10
2.5 Вкусовые ощущения…………………………………………………………….11
2.6 Кожные ощущения………………………………………………………………11
2.7 Пропорциетивная  чувствительность...................................................................12
2.8 Вестибулярное чувство………………………………………….........................12
3.  Свойства  ощущений………..…………………………………………………….13
3.1 Пороги ощущений……………………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………….....17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Изучение  развития познавательной деятельности в эволюции животного мира (в филогенезе) и у ребенка (в онтогенезе) показывает, что ощущение является первичной  формой ориентировки организма в  окружающем мире. Низкоорганизованные  животные отражают только отдельные, имеющие непосредственное значение для их жизнедеятельности свойства предметов и явлений. То же у новорожденного. В первые недели жизни он реагирует лишь на отдельные свойства предметов. Эти факты говорят о том, что ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности. Жизненное значение ощущений заключается также в том, что они всегда эмоционально окрашены. Экспериментально доказан факт различного психофизиологического действия цвета на человека: зеленый успокаивает, красный возбуждает. Из двух одинаковых по весу ящиков, окрашенных в белый и черный цвета, первый кажется легче, второй - тяжелее. Особые ощущения, идущие от внутренних органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус.
      В самом деле, всякое действие исходит из тех или  иных  побуждений,  в силу которых оно совершается. Психологический анализ действия,  т.е.  анализ психологической   стороны   действия,   таким    образом,    с    внутренней необходимостью приводит  к  анализу  побуждений,  из  которых оно исходит.
     Побуждение  к  деятельности   лежит   первично   в   какой-то   потребности, испытываемой субъектом, совершающим действие, в интересах,  в  многообразных проявлениях  направленности   человека.   Поэтому   психологический   анализ действий человека неизбежно переходит в анализ  направленности  действующего индивида.  В   действиях   и   поступках   проявляется   характер   человека (выражающийся в направленности его действий и поступков),  его темперамент (сказывающийся  в  импульсивности,  в  силе  и  скорости  действий)  и   его способности (обусловливающие совершенство  исполнения).   Таким   образом, анализ действия вскрывает его мотивы, выявляет  направленность,  темперамент и характер, способности личности, - словом, все ее свойства, все стороны  ее психического облика. 
 
 
 
 

    Ощущения
 
   Основным  источником наших знаний о внешнем  мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о  явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Известны факты, говорящие о том, что человек, лишенный постоянного источника информации, впадает в сонное состояние. Такие случаи: имеют место, когда человек внезапно лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий. Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.
   Многочисленные  наблюдения показали, что нарушение  притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими  или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным и они не будут самостоятельно развиваться.
   Как будет описано ниже, высокая специализированность различных органов чувств имеет в своей основе не только особенности строения периферической части анализатора — “рецепторов”, но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.
   Ощущение  — это проявление общебиологического свойства живой материи — чувствительности. Через ощущение происходит психическая  связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма.
   Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии  своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира.
   Очевидно, что в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс и уже на его основе возникают более сложные по своей  структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление.
   Как бы  прост ни был первичный  познавательный процесс, но именно он является основой психической деятельности, лишь через "входы" сенсорных систем проникает в наше сознание окружающий мир.
   Ощущения  считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих в внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.
   По  своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
   Виды  ощущений отражают своеобразие тех  стимулов, которые их порождают. Эти  стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, боли, давления, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. 

      Рефлекторная  природа ощущений
 
   Итак, ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и  явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.
   Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.
   Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ», который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды. Анализаторы имеют сложное строение, в котором различают рецепторы, проводящие пути и центральные отделы анализаторов, состоящих из 3 частей:
   Рецептор — воспринимающая часть анализатора (осуществляет преобразование внешней энергии в нервный процесс). Рецепторы представляют собой очень различные по своему строению нервные приборы (смотрите рисунок ниже), приспособленные к восприятию определенных раздражений, которые трансформируются ими в специальные нервные возбуждения. В рецепторах осуществляется первоначальный, или низший, анализ воздействий среды.

     Проводящие  отделы анализаторов служат только передатчиками  нервных возбуждений.
центральный отдел анализатора — афферентные или чувствительные нервы (состоят из обладающих специфическим строением клеток коры больших полушарий головного мозга. В них осуществляется высший анализ, обеспечивающий наиболее точные приспособительные реакции организма. Приходящие сюда центростремительные нервные импульсы вызывают в соответствующих отделах коры нервные процессы, составляющие физиологическую основу ощущений
     Корковая  часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой  проекцию периферии в коре головного  мозга, так как определенным клеткам  периферии (рецепторов) соответствуют  определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор — не пассивный приемник энергии. Это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.
Физиологические исследования показывают, что ощущение вовсе не является пассивным процессом, оно всегда включает в свой состав двигательные компоненты. Так, наблюдения с помощью микроскопа за участком кожи, проведенные американским психологом Д. Неффом, позволили убедиться, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений. 

 


    Классификация ощущений
Ощущения отражают многообразные свойства объективных  предметов и явлений. По характеру  и качественным особенностям отражения  они могут быть разделены на две  группы:
    Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относятся:
      зрительные ощущение
      слуховые
      обанятельные
      вкусовые
      температурные
      осязательные
    Ощущения, отражающие различные состояния внутренних органов, в том числе и органов движения тела. К ним относятся:
        мышечно-двигательные
        органические
        ощущения равновесия
        болевые
Классификацию ощущений производят по нескольким принципам. Основная и самая значительная группа ощущений доводит до человека информацию из внешнего мира, и связывает его  с внешней средой. Это экстерорецептивные — контактные и дистантные ощущения, они возникают при наличии или отсутствии непосредственного контакта рецептора с раздражителем. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантным ощущениям. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные.
     По  расположению рецепторов на поверхности  тела, в мышцах и сухожилиях или  внутри организма различают соответственно:
      экстероцепцию — зрительная, слуховая, тактильная и другие;
      проприоцепцию — ощущения с мышц, сухожилий;
      интероцепцию — ощущения голода, жажды.
     В ходе эволюции всего живого чувствительность претерпевала изменения от самой  древней до современной. Так, дистантные ощущения можно считать современнее  контактных, но в структуре самих  контактных анализаторов также можно выявить более древние и совсем новые функции. Так, например, болевая чувствительность более древняя, чем тактильная.
     Такие принципы классификации помогают сгруппировать  все виды ощущений в системы и  увидеть их взаимодействие и связи.
     Рассмотрим  различные виды ощущений, имея в  виду, что наиболее хорошо изучены  зрение и слух.
     2.1 Зрение
     Глаз  — это совершенно необыкновенный прибор, который только могла изобрести "матушка-природа" для нашего зрения, орган чувств с очень сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаясь от предметов, преломляются, проходят через хрусталик глаза, обеспечивающий фокусировку света, и появляются на сетчатке в виде изображения.
     Ясное, четкое видение равноудаленных предметов  обеспечивается благодаря изменению кривизны хрусталика, называемой аккомодацией. Это важнейший регулятор функции зрения. Различные нарушения могут влиять на аккомодацию, что сказывается на остроте зрения, уровне различения мелких деталей.
     Сетчатка  глаза — передний край мозга, наиболее удаленная от головного мозга часть зрительного анализатора, первой воспринимает свет, обрабатывает и преобразует световую энергию в раздражение — сигнал, в котором закодирована вся информация о том, что видит глаз. Исследование этого нервного образования помогает раскрыть тайны зрительного механизма, созданного природой. Да, безусловно, "матушка-природа" очень постаралась, создавая столь совершенный прибор нашего зрения.
     Сам глаз — это дистантный рецептор, потому что дает возможность узнать предметы, удаленные от органов чувств, и явления, происходящие вокруг нас. Наше зрение помогает определить расстояние до предметов и их объемность. Это возможно благодаря парности зрительного анализатора, на сетчатке при удалении или приближении к предмету происходит изменение размеров изображения, и движение, т.е. сведение и разведение осей глаз.
     Волокна зрительного нерва составляют сетчатую оболочку глаза, которая состоит  из нескольких десятков тысяч окончаний, которые возбуждаются под воздействием световой волны. Окончания зрительного нерва различны по форме и функциям.
     Рецепторы, расположенные в центре сетчатой оболочки близкие по форме к колбочкам, отражают цвет и являются аппаратом  дневного зрения. Нервные окончания  в виде палочек отражают свет. Расположенные вокруг колбочек, ближе к краю сетчатки, они являются аппаратом сумеречного зрения. Колбочковое и палочковое зрение независимы друг от друга, поэтому в случае нарушения одного, другое остается неизменным.
     Можно выделить две группы зрительных ощущений:
     ахроматические, отражающие переход от белого к черному цвету, со всеми оттенками серого цвета и
     хроматические, отражающие цветовую гамму с большим количеством оттенков и тонов цвета.
     Без отражения цвета мир человека стал бы гораздо беднее, в цветовых ощущениях выражен и эмоциональный фон, например, часто говорят о теплых и холодных цветовых тонах. Эмоциональное воздействие цвета широко используется в живописи, да и в любом из видов художественных промыслов.
     С помощью зрительного анализатора  можно различить яркость цвета и выделить предмет из общего фона. Особенно хорошо видно черное на белом или белое на черном. Благодаря закону контраста становится возможным различать все плоскостные черно-белые изображения. Если предмет расположен далеко и при этом слабо освещен, то для его безошибочного определения контрастность должна быть достаточно высокой.
     Пожалуй, в жизни любого человека наибольшую роль играют зрительные ощущения, без  них деятельность человека очень  ограниченна, а некоторые виды деятельности вообще невозможны, т.к. основной источник информации зрение. Глаза, при длительной работе, например, на компьютере, устают, им нужен отдых, упражнения пакета "Комфорт" придут им на помощь.
      Слух
     Слуховые  ощущения являются также дистантными  ощущениями. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, улитке со слуховой мембраной и чувствующими волосками. Ушная раковина, так называемое, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. Чувствующие окончания улитки возбуждаются в результате резонанса, т.е. различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение при определенном числе колебаний в секунду, и полученные сигналы передаются в мозг. Эти колебания возникают в упругих телах и передаются воздушной средой. Из физики мы знаем, что звук имеет волновую природу и характеризуется частотой и амплитудой.
     Частота звука определяется числом волновых периодов в единицу времени. Так, например, слуховой диапазон взрослого  человека находится в пределах 15 — 20000 Гц, уменьшаясь с возрастом. Звуки отличаются не только частотой, но и тембром, придающие уникальность и своеобразную окраску голосу и звучанию различных музыкальных инструментов. Громкость звука зависит от ее амплитуды и измеряется в децибелах (логарифмическая шкала). Обычный разговор происходит при 50 — 60 дБ, а рок-музыка до 130 дБ, т.е. достигает болевого порога.
     Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах  ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества звука:
     силу (громкий — слабый),
     высоту (высокий — низкий),
     тембр,
     длительность  звучания и темпоритмический узор воспринимаемых звуков.
     Фонематическим  называется слух, используя который  можно различать звуки речи. Он формируется в течение жизни и зависит от речевой среды обитания. Хорошее знание иностранного языка предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Способность к обучению иностранным языкам определяется фонематическим слухом, который также влияет и на грамотность письменной речи.
     Музыкальный слух человека воспитывается и формируется, как и речевой. Способность наслаждаться музыкой является многовековым результатом  развития музыкальной культуры человечества.
     Шумы  и шорохи — менее значимы для  человека, если только они не мешают ему жить. Шумы могут вызывать приятный эмоциональный настрой, например шум дождя, рокот морского прибоя, а, один мой знакомый администратор компьютерной сети рассказывал, что он не может заснуть когда не слышит шума работающих вентиляторов от трех-четырех компьютеров. Шумы также могут служить сигналом опасности — шипение газа, топот ног за спиной, вой сирены.
          У человека сильнее всего развиты  зрение и слух, соответственно  они и наиболее изучены, хотя  есть и другие чувства, которые также важны для человека в его повседневной жизни. 

      Вибрационные  ощущения
     Со  слуховыми ощущениями можно связать  вибрационную чувствительность, т.к. у  них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности можно назвать "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. Считается, что вибрационное чувство является одним из самых древних видов чувствительности, и отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма.
     В жизни человека вибрационная чувствительность подчинятся слуховой и зрительной. Познавательное значение вибрационной чувствительности возрастает в тех  видах деятельности, где вибрации становятся сигналом неисправностей в работе машины. В жизни глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. Организм здорового человека непродолжительные вибрации тонизируют, длительные и интенсивные — утомляют и вызывают болезненные явления.
      Обоняние
     Рецептор  обонятельных ощущений — это окончания обонятельного нерва в носовой полости, он относится к дистантным. Микроскопические частицы веществ, попадающие в носовую полость с воздухом, являясь раздражителями, вызывают обонятельные ощущения.
     У животных обоняние — основной дистантный рецептор, ориентируясь по запаху, животное находит пищу или избегает опасности. Сексуальное поведение животных зависит от выработки особых веществ — феромонов. Существует теория, что и у людей феромоны играют не последнюю роль в вопросах пола.
     Человеку  в современном мире нет необходимости  следовать обонятельным ощущениям, ориентируясь в окружающей среде. Функция  обоняния у человека подавляется  зрением и слухом. Отсутствие в  языке специальных слов для обозначения  обонятельных ощущений свидетельствует об их недостаточном развитии и нестойкости. Обычно говорят: "запах моря", "запах роз", "запах конюшни".
     Обонятельная  чувствительность тесно связана  с вкусовой, помогает распознавать качества пищи. Обоняние предупреждает  об опасной для организма воздушной среде, позволяет различать в ряде случаев химический состав веществ. 

       Вкус
     Вкусовые  ощущения — контактные, возникающие  при соприкосновении органа чувств (языка) с самим предметом. Чувство  вкуса обнаруживает молекулы, растворенные в слюне.
     Существуют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинаций этих четырех ощущений, к которым присоединяются движения языка, и возникает комплекс вкусовых ощущений.
     Вначале сенсорный процесс происходит во вкусовых сосочках, причем каждый из сосочков имеет от 50 до 150 рецепторных клеток, которые быстро изнашиваются от соприкосновения с пищей и затем обновляются. Затем сенсорные сигналы поступают по нервам в задний мозг, таламус и вкусовую кору, обрабатывающую вкусовые ощущения.
     Вкусовые  ощущения, как и обонятельные, повышают аппетит человека. Анализируя качество пищи, вкусовые ощущения выполняют  также защитную функцию и важны  для выживания. При голодании  вкусовая чувствительность повышается, при насыщении или пресыщении — понижается. 

      Кожа
В кожных покровах имеется несколько самостоятельных  анализаторных систем:
      тактильная (ощущения прикосновения),
      температурная,
      болевая.
     Все виды кожной чувствительности относятся  к контактной чувствительности. Наибольшее скопление тактильных клеток — на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Кожные рецепторы передают информацию в спинной мозг, контактируя с двигательными нейронами, что делает возможным рефлекторные действия такие, как, например, как отдергивание руки от огня. Осязание — это тактильные ощущения руки вместе с мышечно-суставной чувствительностью.
     Температурная чувствительность регулирует теплообмен между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых  рецепторов по коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь.
     Сильное давление на поверхность тела вызывает болевое ощущение. Рецепторные окончания  болевой чувствительности расположены  под кожей, глубже, чем тактильные рецепторы. Там, где больше тактильных рецепторов болевых рецепторов меньше. Тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевая чувствительность дает сигнал о вреде, наносимом раздражителем.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.