На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа География железнодорожного транспорта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление: 

    Введение           3 

    1.Место  и значение железнодорожного  транспорта в единой  транспортной системе  России.   

    2.Технико-экономические  особенности железнодорожного транспорта.  

    3.Факторы  развития и размещения  железнодорожного  транспорта. 
    3.1.Современное административно-территориальное деление железных дорог страны и их краткая характеристика.   
    3.2.Перечень железных дорог РФ.      
    3.3.Региональная  география железных дорог РФ.   
    4.Оценка  экономической деятельности  железнодорожного  комплекса России. 

    5.Современные  проблемы и перспективы развития деятельности железнодорожного комплекса России. 

    Заключение          

    Приложение          

    Библиографический список       

    Контурная карта 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение
          Транспорт (от лат. transporto – перемещаю) – важнейшая сфера общественного производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт осуществляет связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производственных сил по территории страны.
          Основной  вид транспорта в России – железные дороги. Особая роль железных дорог  в Российской Федерации определяется особенностями экономико-географического положения страны: обширной территорией, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. Значение железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей народного хозяйства и населения определяется следующими свойствами и особенностями этого универсального вида транспорта: возможностью сооружения эксплутационных дорог в любом направлении и в любом районе страны; обеспечение устойчивых связей между районами; высокой пропускной и провозной способностью; высокой его регулярностью, независимостью железнодорожного транспорта от времени года, времени суток, погодных условий; возможностью создания удобной прямой связи между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевозок грузов; более коротким путем перевозки грузов по сравнению с водным транспортом; способностью перевозить самые разнообразные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров с большой скоростью; невысокой себестоимостью перевозок.
          В данной курсовой работе и ставится цель показать всю важность железнодорожного транспорта для развития народного  хозяйства, его место и роль в  системе единой транспортной системе, Развитие и размещение железных дорог по территории страны, основные показатели работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта, а также проблемы и перспективы его развития.
          При написании данной работы использовались следующие методы: сбор, систематизация и анализ литературных, статистических, картографических материалов, а также сравнительно – географический, экономико - статистический, экологический анализ. 
     
     

    1.Место и значение железнодорожного транспорта в единой транспортной системе России. 

          Транспортный  комплекс представляет собой особую сферу материального производства и выступает как самостоятельная  отрасль народного хозяйства  страны. Транспорт призван удовлетворять  потребности хозяйственного комплекса  и населения в перевозках. Осуществляя эти перевозки, транспорт связывает в единое различные отрасли хозяйства и различные районы страны. Как отрасль материального производства транспорт имеет свои особенности. Он продолжает производственный процесс в сфере обращения, доставляя продукцию всех отраслей хозяйства к месту потребления.
          Особенно  его роль возрастает в странах  с большой протяженностью территории, в частности, в России. К тому же в нашей стране имеет место  неравномерное размещение природных  богатств и существенное различие в специализации районов и уровне их экономического развития. Обеспечивая экономические связи, он способствует успешному функционированию других отраслей хозяйственного комплекса страны.
          Необходимо  отметить, что транспорт не создает  новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства
    ( т.е. оказывает  услугу), увеличивая тем самым  ее стоимость на величину транспортных  расходов.
          Полные  транспортные издержки народного хозяйства  в сфере производства и обращения  составляют около 10 % от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.
          Транспортная  составляющая в стоимости производимой продукции составляет 13 %, а в таких  отраслях, как черная металлургия, лесная, нефтеперерабатывающая, химическая, угольная достигают 50 % себестоимости. Поэтому  без тщательного учета транспортного фактора невозможно обеспечить рациональное размещение производства и повышение его эффективности.
          Осуществляя производственные связи между отраслями  хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступает как  важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов. Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов, усиление экономических связей между ними невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает как одна из важных основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, а также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.
          Транспортный  комплекс России представлен всеми  видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, морским, внутренним водным и воздушным.
          Каждый  вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы  страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной способности грузов и пассажиров.
    В целом по России  на 1000 км? приходится 8,1 км железнодорожных дорог, в том  числе общего пользования – 5,0 км, внутренних судоходных путей 5,0 км, автомобильных  дорог общего пользования с твердым  покрытием – более 31 км, магистральных трубопроводов – 12,5 км.1
    Основные производственные фонды транспортно- дорожного комплекса  составляют 13,6% стоимости всех производственных фондов народного хозяйства. 

    2.Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта. 

          Экономическая география транспорта в нашей стране с самого начала формировалась в составе экономико-географической науки как специальная научная дисциплина, изучающая закономерности образования транспортно-экономических связей, грузо – и пассажиропотоков, формирования сети путей сообщения и региональных особенностей развития транспортной системы.
          Природные и экономические особенности  стран и районов непосредственно  влияют на объем перевозок, структуру  грузооборота, конфигурацию транспортной сети и направления основных потоков грузов и пассажиров. В связи с этим, экономическая география транспорта тесно взаимодействует с выделяющимися из экономической и социальной географии в самостоятельные дисциплины – экономическими географиями отдельных отраслей: промышленности, сельского хозяйства, населения.
          Однако  экономическая география транспорта по кругу решаемых задач существенно  отличается от этих дисциплин. Эти отличия  отражают важные особенности транспорта как отрасли материального производства. К ним можно отнести:
      особый характер продукции транспорта (перемещение в пространстве грузов и людей);
      одновременность и неразрывность процессов производства и потребления этой продукции;
      особую форму использования природно - географической среды в качестве естественного пути сообщения (реки, озера, моря, воздух) или в качестве основы для сооружения искусственных путей сообщения (водохранилища, каналы);
      линейный характер размещения, транспортных объектов ( пути сообщения, грузо – и пассажиропотоки ) в отличие от преобладающих типов размещения промышленности (точечного) и сельского хозяйства (ареального);
      универсальность технологических связей транспорта с другими отраслями материального производства;
      особую роль транспорта как материального носителя территориального (географического) разделения труда.
    Отмеченные  особенности транспорта подчеркивают «географичность» транспортных явлений  и процессов при взаимодействии их с другими отраслями материального  производства. Поэтому экономическая  география транспорта тесно связана  с другими науками, изучающими как природные, так и социально – экономические условия развития регионов и отдельных территорий.2
      Железнодорожный транспорт, как и любой другой имеет следующие свойства3:
      1.Свойства, характеризующие функционирование  транспорта:
        платность и доступность транспортной системы;
        пропускная и провозная способность;
        техническое обеспечение транспортных объектов.
      2.Свойства, характеризующие функционирование  транспорта:
        a.организационно-технологический уровень перевозного процесса;
        b.эффективность работы и экономический механизм используемый на транспорте;
        c.уровень научно-технического прогресса;
     3. Свойства, характеризующие взаимосвязи  с территориальными социально-экономическими  системами/
    а.территориально-экономические  связи;
    b.расселение населения и пассажиропотоки;
    с.взаимосвязь  транспорта с социально-экономическими системами по материальным, трудовым и финансовым ресурсам;
    d.транспорт и природная среда.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства железнодорожного транспорта:
    высокая пропускная и провозная способность (двухпутная дорога с автоматической блокировкой пропускает 150-200 пар  поездов в сутки; однопутная – 60 пар поездов в сутки);
      надежность  работы благодаря независимости  от климатических условий, что обеспечивает бесперебойную перевозку грузов в любое время года (95 % путей сообщения работает без сбоя при перепадах температуры; исключения приходится на обрыв электрических проводов при стихийных бедствиях);
      возможность сооружения путей сообщения на любой  сухопутной территории и на водной территории при наличии паромов;
      непосредственная  связь с промышленными и сельскохозяйственными  предприятиями любых отраслей экономики. Отдельные отрасли (металлургическая, угледобывающая, нефтеперерабатывающая  и др.) имеют, как правило, свои подъездные пути для выхода на магистральную сеть;
      массовость  перевозок в сочетании с довольно низкой себестоимостью (малые эксплуатационные расходы) и достаточно высокой скоростью  доставки;
      более короткий путь следования по сравнению  с естественными путями водного транспорта.
Относительные недостатки железнодорожного транспорта:
      ограниченная  маневренность из-за «привязки» к  колее;
      высокая первоначальная стоимость основных фондов: стоимость строительства 1 км однопутной линии – примерно 10 млн руб. (в ценах 19998 г.), двухпутной – на 40 % больше ( в трудных условиях может быть в 2-3 раза выше); подвижной состав дороже автомобилей (но дешевле в 3-4 раза, чем самолеты и морские суда);
      высокая металлоемкость, трудоемкость, низкая производительность труда. Так, в среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог. 

    3. Факторы развития и размещения железнодорожного транспорта. 

     Важную  роль при выборе направлений путей  сообщения играют природные условия  (природные факторы). Здесь прежде всего следует выделить условия рельефа, которые определяют выбор уклонов на трассах сухопутного транспорта. Преодоление подъемов наряду с расстояниями перевозок во многом определяют стоимость перевозки.4
      Из  факторов, влияющих на себестоимость  перевозок грузов по железным дорогам, выделяются:5
1.направление  перевозки;
2.размещение  грузооборота (грузонапряженность  на 1 км пути);
3.техническое  оснащение линии (число путей,  величина подъема, род тяги-паровая,  тепловозная, электровозная);
4.район расположения  линии;
5.время года.
      Это особенно важно учитывать при  проектировании и строительстве  железных дорог. Климатические условия  также оказывают влияние на эксплуатацию транспортных средств и сооружений. Так, например, в восточных и северных районах приходится учитывать распространение многолетней мерзлоты, крайне низкие температуры.
      Современная техника позволяет прокладывать железные дороги в любых районах, однако строительство и эксплуатация дорог в горах значительно  дороже, чем на равнинах. Около 70% железных дорог в стране имеют подъемы от 6 до 10%. Большие подъемы – от 12 до 17% – на магистральных дорогах встречаются на Урале (особенно на линии Пермь-Чусовская - Екатеринбург), в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Прямая трасса и пологий профиль железнодорожной линии с эксплутационной точки зрения эффективны. Однако при проектировании трассы путь часто удлиняется для подхода к крупным городам и промышленным центрам, расположенным в стороне от прямой линии.
      При выборе трассы железной дороги учитывается  возможность осыпей, обвалов. Неблагоприятные климатические условия затрудняют строительство и эксплуатацию дорог. Следует различать факторы, влияющие на формирование транспортной сети, и факторы, влияющие на ее состав. Природные условия могут лишь воздействовать на эксплутационный режим уже выбранного направления пути для транспортных грузов и пассажиров.
      Формирование  транспортной сети обусловлено рядом  социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов.6
Среди других факторов, влияющих на развитие железнодорожной  сети выделяются7:
    объем капитальных вложений;
    уровень развития НТП;
    экологический фактор.
Транспорт –  сложная межотраслевая система, занимающая ключевое положение в территориальной организации производительных сил. Экономико-географическое изучение транспорта направлено на раскрытие территориальных особенностей функционирования транспортной системы. При этом особое значение имеет оценка транспортно-географического положения как отдельных элементов ЕТС, так и различных народнохозяйственных объектов, взаимодействующих между собой с помощью транспорта. Использование преимуществ транспортно-географического положения позволяет вскрыть дополнительные резервы ускорения экономического и социального развития общества. 

3.1.Современное  административно-территориальное  деление железных  дорог страны и  их краткая характеристика.
Железнодорожная сеть России разделена на значительные прожженности и вместе с тем взаимосвязанные участки -19 железных дорог, в свою очередь, состоят из отделений.
      Москва  – самый крупный железнодорожный  узел страны. В европейской части  России от Москвы расходятся мощные железнодорожные  магистрали с высокой технической оснащенностью, которые составляют «основной транспортный скелет».
      К северу от Москвы такими магистралями являются: Москва – Вологда –  Архангельск; Москва _ С.Петербург –  Мурманск; Москва – Архангельск  с ответвлением от Коноша до Воркуты – Лабытнанги, а также Коноша –Котнос – Воркута.
      На  юг от Москвы важнейшими железнодорожными магистралями являются: Москва – Воронеж  – Ростов – на -
Дону – Армавир.
      К востоку от Москвы пролегают магистрали: Москва – Ярославль – Киров  – Пермь – Екатеринбург; Москва – Самара – Уфа – Челябинск; Москва – Саратов – Соль – Илецк.
В пределах Западной Сибири и части Восточной Сибири преобладают магистрали широтного  направления: Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск  – Владивосток.
      Из  Самары – Кинель – Оренбург –  ветка проходит в независимые  государства Казахстан, Узбекистан, Кыргистан, Таджикистан, Туркменистан. На юге магистраль проходит через  Армавир – Туапсе и далее в  Закавказские независимые государства. 

3.2.Перечень железных дорог Российской Федерации.8
    Октябрьская Области: Ленинградская, Новгородская, Псковская. Республика: Карелия.
    Московская Области: Брянская, Калужская, Курская, Московская, Орловская, Рязанская, Тульская.
    Горьковская Области: Владимирская, Кировская, Нижегородская, Пермская. Республики: Башкортостан, Марий-Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.
    Северная Области: Архангельская, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Костромская, Ярославская. Республика: Коми.
    Северо – Кавказская – Область: Ростовская. Края: Краснодарский, Ставропольский. Республики: Дагестан, Ингушская, Калмыцкая, Кабардино – Балкарская, Карачаево – Черкесская, Чеченская.
    Юго – ВосточнаяОбласти: Белгородская, Воронежская, Липецкая, Ростовская, Тамбовская.
    Приволжская Области: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Саратовская.
    Куйбышевская Области: Оренбургская, Пензенская, Самарская, Тамбовская, Ульяновская. Республики: Башкортостан, Мордовия, Татарстан.
    СвердловскаяОбласти: Пермская, Свердловская, Тюменская. Автономный округ: Ханты- Мансийский.
    Южно – УральскаяОбласти: Курганская, Оренбургская, Челябинская. Республика: Башкортостан.
    Западно – СибирскаяОбласти: Кемеровская, Новосибирская, Омская. Край: Алтайский.
    Кемеровская – Области: Кемеровская, Новосибирская. Край: Алтайский.
    Красноярская – Край: Красноярский.
    Восточно – Сибирская – Области: Иркутская, Кемеровская. Край: Красноярский. Автономный округ: Усть – Ордынский. Республики: Бурятия, Хакасия.
    Забайкальская – Области: Амурская, Читинская. Республика: Бурятия.
    Дальневосточная – Автономная область: Еврейская. Края: Приморский, Хабаровский.
    Сахалинская Область: Сахалинская.
    Калининградская – Область: Калининградская.
    БАМ Области: Амурская, Иркутская. Республика: Саха.
 
3.3. Региональная география  железных дорог Российской Федерации.
      Как видно из приведенной ниже таблицы, обеспеченность экономических районов России железными дорогами неодинакова. Наибольшая плотность железнодорожной сети в Калининградской области
( 379 км на км?). В евр1пейской части России данный показатель также достаточно высок ( от 268 до 159). Наблюдается закономерность: чем дальше на восток, тем меньше обеспеченность регионов железными дорогами. Наименьшая плотность железнодорожной сети на Дальнем Востоке (13). В целом по России плотность железных дорог составила 50 км на км?. Очевидно, что требуется дальнейшее развитие сети железных дорог в восточной части страны.
                                                                  Таблица № 1
Плотность железнодорожных путей, км на 10000 км?.
Район Плотность
РФ 50
Северный  район 49
Северо  – Западный район 257
Центральный район 268
Волго – Вятский район 132
Центрально  – Черноземный район 166
Поволжский  район 159
Северо  – Кавказский район 180
Уральский район 141
Западно – Сибирский район 36
Восточно  – Сибирский район 21
Дальневосточный район 13
Калининградская область 379
 
      В Северном районе железные дороги составляют основу транспортной сети, они обеспечивают как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад европейской территории, апатиты, продукция черной и цветной металлургии; во ввозе – уголь, нефтепродукты.
      Центральная и восточная части Северного  района входят в зону транспортного  тяготения Северной железной дороги. Конфигурация дороги складывается из участков меридионального направления (Александров – Ярославль – Вологда – Архангельск), связывающих Архангельский морской порт с Москвой, участков широкого направления (Череповец – Вологда), связывающих Северо – запад с Уралом и Сибирью, и Печорской магистрали, протянувшейся от Коноши на Воркуту.
      Архангельская область и республика Коми слабо  обеспечены железными дорогами, Многие районы здесь не имеют железнодорожных  путей и обслуживаются речным транспортом.
      Наиболее  крупные грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением района. Для печорского направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного угля. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат, в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры.
Транспортная сеть Северо-Западного района имеет ярко выраженную радиальную структуру: почти все основные железные и автомобильные дороги расходятся лучами из центра – Санкт-Петербурга.
      Октябрьская железная дорога обслуживает Северно-западный район и западную часть Северного района, а также небольшую территорию, входящую в состав Центрального района. На конфигурации сети железнодорожных путей отразилось, прежде всего, положение Санкт-Петербургского промышленного узла на берегу Финского залива в устье реки Невы. Отсюда веером расходятся несколько магистральных направлений: Санкт-Петербург – Москва, Санкт-Петербург – Новгород, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Таллинн, Санкт-Петербург-Выборг.
Электрифицированная магистраль Санкт-Петербург – Москва соединяет Санкт-Петербург с Центральным районом. Эта линия имеет благоприятный профиль, хорошее техническое оснащение, позволяет иметь высокие скорости движения.
      Электрифицированная линия Санкт-Петербург – Волхов обеспечивает подходы к узлу с  севера и востока.
      Старейшая железная дорога Санкт-Петербург – Псков – Варшава обеспечивает связи с Литвой и Калининградом. По ней осуществляются внешнеторговые связи Санкт-Петербурга со странами Центральной Европы.
      Октябрьская дорога обслуживает важные экономические  связи страны.
Она обеспечивает внешнеторговые перевозки грузов многих районов через Санкт-Петербургский  и Мурманский морские порты. Наиболее грузонапряженные участки дороги обслуживаются  электрической тягой.
Помимо линии  Санкт-Петербург – Москва, электрифицированы  многие участки Санкт-Петербургского железнодорожного узла, имеющие интенсивное пригородное движение.
      По  объему перевозок грузов Центральный район является одним из крупнейших в стране. Это объясняется огромным масштабом потребления в районе завозимого сырья, топлива, строительных материалов и разработкой местных сырьевых ресурсов высокой грузоёмкости. Для нужд и электроэнергетики, промышленности, строительства поступают из других районов уголь, нефть и природный газ, металл, лес и т. д.  Велика также транзитная роль района.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.