На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современная конкурентная среда в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Политика содействия конкуренции и антимонопольное  регулирование экономических процессов  вошли в число приоритетных направлений  экономического развития России. Защита и пропаганда конкуренции вряд ли возможны, если общество недостаточно осведомлено о ее преимуществах, сущности и тех выгодах, которые в ней заключаются. Пожалуй, ничто в истории экономической мысли не вызывало таких противоречий, как конкуренция и государственное вмешательство.
В последние  годы факты концентрации экономической  власти и формирования крупных вертикально интегрированных структур, а также согласованных действий компаний на рынке, недобросовестной конкуренции и извлечения монопольных выгод стали носить устойчивый характер. Это обусловлено как нарастанием конкурентной борьбы, так и отсутствием знаний у субъектов рыночных отношений и навыков владения правовым инструментарием.
В этой работе рассмотрены ключевые понятия, характеризующие и описывающие монополию и антимонопольное регулирование.
 

1. Монополия и почему с ней нужно бороться 

1.1 Сущность монополии 

Монопо?лия (от греч. ???? (mono) — один и ????? (poleo) — продаю) — исключительное право  в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и  т. д. В экономике монополия появилась, когда монархи жаловали определённому купцу (ремесленнику, цеху) привилегию (монополию) на производство или торговлю определённым товаром. В неоклассическом подходе экономической теории, монополия - один из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка:
    существует один продавец уникального товара, то есть товар не имеет близких заменителей, и его продажей занимается только одна фирма. Следовательно фирма обладает полным и абсолютным контролем над ценами, или рыночной властью. То есть фирма может поднять цены на свою продукцию и не потерять спрос на нее (фирма-ценодатель).
    существуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как:
      эффект масштаба (необходимость огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли)
      превосходство монополиста (исключительная собственность на патенты; контроль над сырьём; государственные лицензии или франшизы, разрешающий данный вид деятельности лишь одной фирме)
      недобросовестная конкуренция и др.
 
Однако монополии  не являются однозначно отрицательным  явлением экономики. Доказательство этого  утверждения приведены в таблице 1. 
 

 


Таблица 1. Сравнительная оценка полезности монополии
Достоинства   Недостатки
Для экономики в целом 1.   Прогнозируемость рынка, ограниченно банкротство фирм
2.    Возможность государства осуществлять контроль
и регулирование  деятельности предприятия (отрасли)
3.    Государству легче выстроить свои отношения с одним предприятием-отраслью, чем с большим числом компаний, конкурирующих на рынке
4.    Государство может переложить часть своих расходных функций на предприятие-монополиста на взаимовыгодных договорных условиях
5.    Информационная прозрачность, прогнозируемость и управляемость рынка
6.    Активная благотворительная деятельность, участие
в мероприятиях социального характера, более тесные связи с общественностью ради престижа и создания благоприятного имиджа
7.    Предоставление высоких заработных плат, значительных социальных гарантий и создание хороших условий труда для многочисленного персонала компании
8.    Существуют экономические, технологические и организационные условия для реализации открытий и нововведений 
 

Для потребителя
1.    Положение фирмы на рынке стабильно; потребитель может оставаться постоянным покупателем фирмы, товары которой полностью удовлетворяют его
2.    Высок уровень доверия к крупным компаниям
3.    Поведение компаний на рынке более прозрачно (отсутствует возможность махинаций, ограниченна недобросовестная конкуренция)
4.    Ограниченные затраты на продвижение продукции сокращают совокупные расходы потребителей, связанные с рекламой, маркетингом
5.    Возможно достижение более низких цен, которые могут быть установлены за счет низких издержек на единицу продукции, а также внедрения новых технологий производства (более вероятно в государственно организованных монополиях) 

Для фирмы-монополиста 

    Безопасность  ведения бизнеса, стабильное положение  фирмы на рынке, отсутствие возможности банкротства
    Возможно установление монопольно высоких (низких) цен
    Наличие исключительного права распоряжения ресурсами
    Барьеры для вступления в отрасль могут позволить монополисту получать сверхприбыли даже в долгосрочном периоде
    Цены существенно превышают средние производственные затраты, соответственно, ценовая дискриминация может принести дополнительные прибыли
    Возможность давления на потребителей, контрагентов, общество в целом
    Возможность осуществлять монополистическую деятельность
    Существует потенциальная возможность аккумуляции средств на НИОКР
 
 
 
 
 
 
 
Для экономики в целом 1.   Возможность сращивания монополии с государством
2.   Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами
3.   Необходимо государственное вмешательство в регулирование деятельности монополий в плане выплаты долгов и уплаты налогов
4.   На экономическую эффективность рынка оказывают сдерживающее влияние барьеры входа
5.   Стремление монополии к повышению цен стимулирует импорт и ухудшает условия торговли для отечественного бизнеса
6.   Низкая скорость обращения капитала, замедленная оборачиваемость
7.   Монопольная цена превышает предельные издержки, что провоцирует постоянный нерегулируемый рост цен
8.   Высокие монопольные прибыли провоцируют неэффективное распределение ресурсов общества всех видов
9.   9.   Отсутствие стремления к снижению производственных издержек
10.   Слабо стимулируются прогресс, инновации, развитие экономики, за исключением случаев государственной поддержки
11.   Используется стандартная технология, изменяющаяся очень медленно
12.   Часть необходимой обществу продукции не производится, что сокращает возможность выбора в целом
13.  Компания-монополист формирует рынок, а соответственно, и спрос, что ведет к неэффективному формированию импульсов от спроса к производству 

Для потребителя
1.   Цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса; потребителю приходится «мириться»
с монопольно высокими ценами
2.   Отсутствует или крайне ограниченна обратная связь от спроса к производству, что оказывает негативное влияние на ассортиментную и товарную политику предприятия
3.    Монопольная власть производителя при определении количества и цен продукта, возможно создание временного дефицита и изъятие товара из обращения с целью повышения на него цены
4.    Ассортимент продукции имеет тенденцию к сокращению
по сравнению  с конкурентной отраслью, сервисное  обслуживание ограниченно
5.    Возможность поиска наиболее подходящих для потребителя вариантов ограниченна, вырабатывается консерватизм потребностей 

Для фирмы-монополиста
1.   Отсутствие постоянного давления конкурентов и защищенное положение на рынке ограничивают стимулы для производственной эффективности, формируют бездеятельность
2.   Высокий уровень зависимости от государственного регулирования
3.   Государство имеет возможность регулировать действия монополиста в области ценообразования и качества продукции, контролировать политику компании
4.   Государство имеет право определять географическую сферу деятельности монополиста, что формирует высокие межрегиональные барьеры и снижает межрегиональный товарообмен
8.   Отсутствуют стимулы к использованию прогрессивных технологий, слабая заинтересованность в НИОКР и использовании НТП
9.   Высокие управленческие издержки, громоздкость управленческого аппарата
10. Присутствуют потенциальные основы к ослаблению рыночной мощи 

   
 


1.2 Потери общества  от монопольной  власти


 
 

     Pm
 
Рисунок 1.Социальные потери от монополии
Несмотря на признание того, что монополия  не является абсолютным злом, все же подавляющее большинство экономистов сходится во мнении, что наибольшие потери общество несет при монопольной организации рынков. Такие потери благосостояния носят название «потерь мертвого груза» (deadweight loss) и численно равны площади треугольника ABC, изображенного на рис. 1
Действительно, отрасль со свободной конкуренцией обеспечивала бы выпуск продукции в  объеме Qc по цене Рс (точка А), то есть равенство цены предельным издержкам. В условиях монополии объем производства в отрасли соответствует значению Qm меньшему Qc — такому, когда предельная выручка монополиста равна его предельным издержкам (точка С). При этом цена Рт, которую он назначает, превышает цену, которая возникла бы на рынке совершенной конкуренции.
Одним из первых исследователей, оценивших величину «потерь мертвого груза», был американский ученый А. Харбергер, который в 1954 г. вычислил чистые потери для экономики  США (треугольник ABC сегодня нередко называют «треугольником Харбергера» в его честь). По его оценкам, чистые потери в обрабатывающей промышленности США за период 1924-1928 г.г. составили около 0,1% ВНП США. Такое же или чуть большее значение (в диапазоне 0,1-3% ВНП) получили и другие экономисты, проведя альтернативные расчеты по собственным методикам.
Однако существует точка зрения, что величина чистых потерь в этих исследованиях занижена из-за некорректности расчетов и исходных предпосылок. Другие работы, посвященные оценке потерь общества от монополии, привели к несколько иным оценкам величины «потерь мертвого груза». Так, Камершен показал, что в США в начале 60-х годов чистые потери от монопольной власти составляли 6% ВНП. Исследования Коулинга и Мюллера в конце 70-х годов дали цифры свыше 10% ВНП для США и несколько меньше для Великобритании. Примерно к таким же результатам пришел ряд исследователей того времени. Необходимо учитывать, что указанные выше оценки отражают средний результат, в то время как во многих отраслях потери могут быть в действительности больше или меньше.
Дополнительно Лейбенстайн указал, что монополия  является технически менее эффективной формой организации промышленности, чем свободная конкуренция, поскольку монопольное положение подрывает стимулы минимизировать издержки и выпускать максимальный объем производства при данных ресурсах. Так как монополист может использовать ресурсы отрасли неэффективно, его издержки для производства некоторого объема выпуска выше соответствующих издержек фирмы на рынке совершенной конкуренции. Например, менеджеры фирмы-монополиста ради собственной власти, престижа и личной безопасности могут нанять больше персонала, тратить значительные средства на представительские расходы.
Разница между  эффективным уровнем издержек в отрасли (минимально возможным для данного выпуска уровнем издержек) и реальным уровнем издержек монополиста составляет Х-неэффективность производства в условиях монополии. Лейбенстайн предположил, что потери, возникающие из-за неспособности или нежелания фирм-монополистов работать на границе производственных возможностей, значительно серьезнее, чем аллокативные потери, обусловленные «треугольником Харбергера».
2. Современная конкурентная  среда в РФ

2.1 Основные проблемы формирования конкурентной среды в период переходной экономики в РФ

    Конкурентная  среда в Российской Федерации  начала формироваться в условиях неблагоприятного наследства прежних  методов хозяйствования. Реформы  начала девяностых годов ХХ века ознаменовали отказ от плановой экономики, однако характерные для неё институты воспроизводились ещё довольно длительное время. Это определяло развитие рыночных отношений, логику действий не только государства, но и бизнеса вплоть до начала 2000-х гг. Для периода переходной экономики были характерны криминальный характер бизнеса, правовой нигилизм, стремление к рыночной власти и получению сверхприбыли в короткие сроки, хищническое потребление ресурсов, глубокое неуважение партнеров по бизнесу.
    Экономика советского типа препятствовала эффективному развитию, так как в ее рамках стимулы к производственным и управленческим инновациям, необходимым для создания сравнительных конкурентных преимуществ, находились на низком уровне. Перераспределение ключевых финансовых ресурсов через государственный бюджет и контроль над директивными ценами на продукцию ведущих монополий через отраслевые и региональные дотации и субсидии вносили искажения в функционирование рыночного механизма.
    Характерные черты российской экономики как  среды для функционирования предприятия в первой половине 1990-х годов определялись следующим образом:
   1. Высокая (около 25% от общего числа) доля крупных и сверхкрупных промышленных предприятий. Эта особенность является прямым следствием существования системы централизованного планирования и управления, которая довела до абсурда тезис об экономических преимуществах крупного производства, приспособляя количество управляемых предприятий к своим возможностям командования ими.
   2. Чрезвычайно высокий уровень "физического" монополизма, выражающийся в том, что товары производственно-технического назначения более чем тысячи наименований выпускались (каждый) только на одном предприятии.
   3. Неразвитость горизонтальной инфраструктуры рынка, практически всех ее составляющих, как информационных, так и материально-вещественных горизонтальных систем связи, складов, транспортных путей, средств хранения информации, административных зданий т.п. Система управления экономикой, ориентированная на преимущественно вертикальное (периферия - центр) движение информации, оказалась трудно трансформируемой в систему, обеспечивающую преимущественно горизонтальное, минующее центр, движение данных.
   4. Высокая "вязкость" экономической среды. (Низкая мобильность производственных ресурсов, необходимых для заполнения рыночных "ниш", вследствие медленного распространения информации о дефиците, бюрократических препятствий, низкого уровня деловой энергии населения и психологическая неготовность приложить существенные усилия для их реализации.) Это создает предпосылки для неравномерности функционирования не только различных отраслей и регионов, но и отдельных близкорасположенных предприятий одной отрасли. 

    Современная экономическая ситуация в Российской Федерации вышла на качественно иной уровень по сравнению с ситуацией 1990-х годов. Во-первых, российская экономика в настоящее время активно вовлечена в процесс глобализации. Во-вторых, в стране, практически, завершилась приватизация. В-третьих, была обеспечена финансовая стабилизация, которую во многом можно объяснить достигнутой политической и институциональной стабильностью.
     Политическая  стабильность создала предпосылки  для динамичного развития страны, предоставила возможность для развития предпринимательства и активного привлечения как внутренних, так и зарубежных инвестиций. Достижение макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики. В среднесрочном периоде основное внимание будет уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике. 

   2.2 Основные угрозы  конкуренции на  современном этапе
   К основным структурам, представляющим опасность  для развития совершенной конкуренции  в нашей стране, относят:
      Государственные корпорации
      Картели
      Естественные монополии
Государственные корпорации.
    В 2007 году были созданы государственные  корпорации - некоммерческие партнерства, учреждаемые государством для выполнения социально важных задач (Внешэкономбанк, Росатом, Ростехнологии и др.). Создание этих корпораций поможет преодолеть неэффективности сложившегося бюджетно-финансового механизма и получить практические результаты в реализации уже готовых проектов. Тем не менее представители многих государственных органов высказывают опасения и отмечают опасности, связанные с развертыванием данного экономического механизма в Российской Федерации. Одна из главных тому причин - госкорпорациям передаются некоторые государственные функции, в том числе по определению государственной политики, нормативному регулированию и контролю, в то время как Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-Ф3 от 26 июля 2007 года устанавливает запрет на совмещение функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов. Во-вторых, для государственных корпораций созданы исключительные условия хозяйственной деятельности. Имеющиеся у государственных корпораций преференции делают невозможным конкуренцию с ними частных компаний. В-третьих, включение в государственные корпорации целых отраслей российской экономики ведет к возникновению у них монопольного положения, а гарантированная государственная поддержка означает отсутствие для них стимулов для повышения эффективности, снижения издержек, что приведет к накоплению долгов и остановке инновационного развития.
    Картели.
    Картели - объединения предпринимателей, созданные с целью увеличения прибыли путем устранения конкуренции между участниками, - имеют исключительную опасность для российской экономики. В настоящее время возникли региональные монополии в авиаперевозках, пищевой промышленности. Такой раздел рынка в долгосрочной перспективе имеет более разрушительные последствия для экономики, чем ценовые картели.
    Раскрытие картелей является самой трудной  задачей антимонопольной политики, поскольку создаются они тайно. Следует также учитывать, что  заключение соглашения как такового может и не происходить, возможен т.н. «молчаливый сговор» (tacit collusion), когда действующие на одном рынке компании действуют на основе взаимопонимания без заключения жестких договоренностей. В результате, в развитых странах средняя продолжительность картеля составляет 6 лет, некоторые картели длятся 10 и более лет. При этом основными инструментами раскрытия картелей является оперативно-розыскная деятельность антимонопольных органов, получение информации от компаний-участников картелей в рамках «программы смягчения наказаний», использование правовой концепции тайного сговора (когда доказывается не наличие соглашения, а невозможность объяснения действий компаний иными экономическими соображениями).
    Естественные  монополии играют настолько важную роль на рынке, что хотелось бы посвятить им отдельный подраздел.  

    2.3 Проблемы регулирования  естественных монополий.
Особое место  в антимонопольной политике ведущих  стран Запада и России занимает регулирование  естественных монополий — структур, в определенном смысле живущих по своим экономическим законам и требующих иного подхода к управлению и регулированию деятельности.
    За  последние несколько десятилетий  такие отрасли как газовая, электроэнергетическая, железнодорожная, телекоммуникационная, водоснабжение и ряд других, неотъемлемой частью которых являются естественно монопольные сегменты, претерпели за рубежом крупные изменения. Они шли в направлении дерегулирования, внедрения конкуренции, модернизации функций и методов государственного регулирования. Преобразования начаты и в России, но модели управления и реформирования еще не приобрели законченных форм.
 Словарь делового английского языка Longman определяет естественную монополию как монополию, которая существует потому, что весь имеющийся спрос на продукцию может быть удовлетворен одним производителем с минимально возможными затратами. В такой отрасли минимально эффективный масштаб производства товаров близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Иными словами, естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукций, чем имел бы ряд конкурирующих фирм.
В российской нормативной  практике понятие естественной монополии  наиболее внятно трактуется в Федеральном законе от 17.08.1995 №147-ФЗ (ред. 26.03.2003) «О естественных монополиях»: «Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции с силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».
В соответствии со ст. 4 закона к сферам деятельности естественных монополистов относятся:
• транспортировка  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;
• транспортировка  газа по трубопроводам;
•  услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
•  железнодорожные  перевозки;
• услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
• услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.
Важно отметить, что с точки зрения нормативной базы для регулирования данный список является исчерпывающим, хотя с экономической точки зрения в него могут попадать предприятия, работающие в других отраслях. В то же время оказание услуг в перечисленных отраслях может происходить и на конкурентной основе, если позволяет технология и определенные организационные альтернативы.
Интересно, что  юридически строго согласно закону, ни ОАО «Газпром» (в структуре которого — и предприятия, добывающие природный газ), ни РАО «ЕЭС России» (включающее в себя предприятия, производящие электроэнергию), ни МПС (в составе которого и ремонтно-строительные предприятия) как хозяйственные отрасли не относятся к числу естественных монополистов, хотя с их деятельностью как раз обычно и связывают проблематику естественных монополий.
   Между тем, проблема здесь действительно  существует. Получается, что, например, транспортировка нефти, газа и электричества  регулируется законом «О естественных монополиях», а добыча и производство относятся к сфере действия Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Причем, поскольку транспортировка и нефти, и газа, и электроэнергии является завершающим звеном единого технологического цикла, монопольная транспортная составляющая дает возможность монопольного завышения конечных цен. Следовательно, перед нами чисто российский феномен — квазиестественные монополии. Разрешить это противоречие призвана структурная реформа естественных монополий.
    К основным опасностям, порождаемым естественными монополиями, причисляют, прежде всего, угрозу сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах и его экспансия на смежные рынки. Наличие этой угрозы обусловлено созданием на базе субъектов естественных монополий вертикально-интегрированных структур (холдингов). Являясь ключевым субъектом рынка и зачастую выступая его прямым или косвенным регулятором, и получив легитимную возможность строить на своей базе посредством создания дочерних обществ холдинговую структуру, субъекты естественной монополии начали активно распространять свое влияние на смежные рынки, расширяя свое присутствие на все звенья производственной цепочки.
    Вторая  проблема - Угроза, связанная с целевым инвестированием производственных мощностей и инфраструктурного комплекса естественной монополии. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается значительный износ основных фондов естественно-монопольных сегментов экономики.
    Выдвинутые  в процессе реформирования для естественных монополий требования по достижению финансовой устойчивости и росту капитализации, создали предпосылки для смещения интересов финансово-инвестиционной политики указанных хозяйствующих субъектов в сторону покупки пусть непрофильных, но высокорентабельных активов. Затем, наиболее привлекательный для естественных монополий, механизм совместных инвестиций в развитие инфраструктуры (в т.ч. как государственно-частное партнерство) может получить наибольшее развитие в очень узких, не приоритетных для экономики РФ направлениях. Так, развитие электроэнергетических мощностей может, по экспертным оценкам, приобрести локальный характер, преимущественно под иностранного потребителя и ограниченный круг внутренних холдинговых структур. В тоже время, развитие железнодорожной инфраструктуры может пойти по пути усиления направлений «район добычи сырья – порт, пограничный переход», что в принципе противоречит стратегии промышленного развития РФ.
       И, наконец, Угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий, вследствие их сохраняющейся неэффективности. В настоящее время в связи с тем, что у естественных монополий отсутствует эффективный механизм снижения издержек, усугубляющийся ростом расходов по трансакционным операциям, связанным с большим числом имеющихся у них подрядчиков и дочерних структур, становится все более вероятной угроза ценового давления на экономику со стороны естественно-монопольных структур. Естественные монополии в Российской Федерации являются ключевым, базовым элементом для всей экономики страны. С одной стороны, это объясняется географической удаленностью субъектов производства и потребления внутри хозяйственного комплекса. С другой стороны, в структуре промышленного производства Российской Федерации доминирует продукция низких степеней переработки, в затратах на производство которой преобладают расходы на услуги естественных монополий. Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны. Помимо указанной роли, на естественные монополии возложена нагрузка, связанная с исполнением социальных функций. Устойчивость работы инфраструктуры и издержки по ее содержанию непосредственным образом сказываются на уровне жизни населения. 

     3. Антимонопольная  политика: цели и  мировой опыт
     3.1 Цели антимонопольной  политики
     Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.
Конкурентная  политика — более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. В европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции».
Рассматривая  содержательную сущность антимонопольной политики любого государства, исповедующего рыночные начала в экономике, в том числе Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня понимания этой антимонопольной политики.
В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.
     В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.
Среди целей  государственной антимонопольной политики можно выделить:
•  обеспечение  эффективности производства и распределения  ресурсов в экономике;
•   предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур, например, картелей;
• помощь одним  группам экономических агентов  за счет других, например, содействие малым  фирмам в их конкуренции с крупными. Антимонопольная политика государства  осуществляется по следующим направлениям:
• разрушение монопольных  структур путем проведения жесткого государственного контроля за процессом  централизации капитала, применение финансовых санкций (в основном штрафов), расформирование (ликвидация) фирм-монополистов. Монополизм, как теперь признается в большинстве западных стран (возможно, за исключением США, но и то с большими оговорками), не всегда оказывает негативное воздействие на рынок, поэтому антимонопольная политика направлена не против монополизма, вообще и всегда, а против тех монополий, которые разрушают рыночные структуры и используют рыночные отношения в своих интересах;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.