На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Ян Амос Коменский

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Гениальный  сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский (1592-1670)принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.
Коменского  называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и  философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлением всеобщего мира на земле.
Великая заслуга  Коменского перед человечеством  состоит в том, что он с позиции  демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою  современность и необходимость.
Большинство педагогических идей Коменского не получило широкого распространения не только при его жизни, но и спустя долгое время последнего. Но после победы Великой Октябрьской революции и возникновением 
Советского Союза, а затем возникновения стран народной демократии и в братских демократических республиках, в том числе и в Чехословакии, его учения нашли широкое применение в педагогике.

Ян Амос Коменский  жил и творил в XVII веке, веке, который знаменателен в истории Европы, и в истории Чехии в частности, как век открытой борьбы между феодализмом и развивающимися капиталистическими элементами. Процесс капиталистичекого развития разрушал экономическую структуру феодализма. В феодальной средневековой экономике начинается период коренного перелома. Всюду, где развиваются зачатки капиталистического производства, значительно развивается ремесло, изобретательство и наука. 
Как известно, в средние века на протяжении нескольких столетий церковь отвергала большую часть культурного наследия античного мира и образование в средние века основывалось на богословии, все новое подвергая сомнению и жестокой критике.

Все это тормозило  прогресс общественной мысли. И главной  задачей новой эпохи стало преодоление средневекового догматизма и схоластики. Цель буржуазии состояла в создании новой, собственной идеологии, основанной на научных знаниях и соответствующих духу эпохи, гораздо более прогрессивного сравнению с феодальной.
Новые явления  в общественно-экономической и  культурной жизни Европы 
XVI - XVII вв. Ярко проявились на родине Коменского - в Чехии. Чешский народ, имевший высокую культуру и большое историческое прошлое, часто находился в самом центре крупных общественных явлений того времени. Чехия 
XVI века была той почвой, на которой выросло учение Коменского.

Ян Амос Коменский  родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящегося недалеко от моравского города Угерский Брод. Его отец Мартин имел собственную мельницу, он был довольно образованным человеком, хорошо знал Библию и, как активный член секты “Чешские братья” проводил большую просветительскую работу среди народа.
В 1604 г. на Яна  обрушилось первое несчастье: эпидемическое заболевание унесло его отца, мать и двух братьев. У Коменского осталась единственная сестра - Маргарита. Сиротам назначили опекунов, но Ян уже не мог продолжать начатую учебу, и лишь изредка посещал школу. В 1604 г. 
Коменского взяла к себе в г. Стражнице его тетка со стороны отца. Она отдала его в местную школу “братьев” и там он учился один год. Но в 1605 г. 
Стражницу захватили венгерские войска и почти полность сожгли его. 
Коменский вынужден был вернуться в Нивнице.

В 1609 г. он поступает  в латинскую школу г. Пшерова, которую закончил с отличием. Так как он пошел в эту школу уже в достаточно зрелом возрасте 
(ему было уже 16 лет), то он смог серьезно и самостоятельно оценить ее достоинства и недостатки.

И хотя латинские  школы считались передовыми, но и они были проникнуты схоластически-догматическим духом. Впоследствии годы, проведенные в этойшколе, Коменский во многом считал потерянным временем. Он на себе испыталполную непригодность системы воспитания и обучения, и у него уже тогдазародилась мысль о необходимости улучшить дело народного образования. Вдальнейшем эта идея стала девизом его жизни.
После латинской  школы Коменский прошел трудовую подготовку в областиразличных ремесел в одной из школ секты “Чешские братья” которая готовила впроповедники учеников, проявлявших особые способности. Коменский былотправлен общиной учиться в Германию для получения высшего образования.
В 1611 г. Коменский  поступает на богословский факультет Грборнскогоуниверситета. В университете господствовало протестантско-кальвинистскоенаправление, которое в идейном отношении стояло близко к секте “Чешскиебратья”. В это время время богословский факультет Пражского университетатоже готовил протестантское духовенство, но господствовашие здесь гусисты-утрактивисты враждеюно относились к “Чешским братьям”.
Года, проведенные  в Герборнском университете (1611-1613), имелибольшое значение в идейном  развитии Коменского. Здесь формируются  егообщественно-политические и философские воззрения, здесь он получает широкоеобразование, знакомиться с педагогическими взглядами разных времен инародов. Коменский приобретает известность как талантливый студент истановится исследователем во многих отраслях знания. Большую часть в еготворческих успехах сыграли его учителя - профессора Альстред и Пискатор.
Альстред  и Пискатр были последователями  хилизма, который признавалтысячилетнее  Царствие Христа на земле, когда будут  утвержлденыравенствовсех и счастье  каждогот человека, идеальное благоденствие и добро. 
Коменский примкнул к этому направлению в студенческие годы.

Рль Альстреда  в формировании филосовских воззрений  Коменского оченьвелика. Альстред являлся автором целого ряда филосовских трудов, и проявлялкритичексое отношению к догматическому толкованию учителя. Он придерживалсяпрогрессивных взглядов на значение науки. Альстред считал, что изучениеприроды должно служить на благо человека, и происходить с помощьюнаблюдения и опытов. Совокупность многих опытов создает индукцию,являющуюся матерью науки. Эти передовые для своего времени идеи оказалисильное влияние на взгляды Коменского.
В университетские  годы Коменский знакомится с философскойлитературой, изучает Платона, Аристотеля, Цицерона и других великихантичных философов. В 1613 году он пишет записи к одному из диспутов иназывает их “Спорные вопросы, собранные в саду философии”. Основнымвопросом в этих записях является вопрос об источниках и путях познания. 
Этот вопрос он ставит и в работе “Берет ли всякое познание исток изощущения”, которая была опубликована в 1914 г.

Можно сказать, что пагсофические идеи Коменского своими истокамивосходят к периоду  учебы в Герборнском университете. За время учебы здесьон написал  отдельные главы к запланированной в объеме двадцати восьмитомов работы “Зрелище вселенной”; провел плодотворную деятельность вобласти изучения родного языка - “Сокровища чешского языка”, и подруководством Альстреда он познакомился с трудами педагогического характера.
В феврале 1613 года Коменский заканчивает Герборнский университет иедет в Амстердам, а через невколько месяцев зачисляется в знаменитый 
Гейдельбергский университет. Об этом периоде учебы сохранилось малосведений.

Весной 1614 г. Коменский возвращается на родину. Он назначаетсяруководителем Пшеровской братской школы.С этого времени в жизни коменскогоначинается новая эра. Он с большим увлечением работрает в любимой школе иочень много делает для того, чтобы облегчить обучение. Он пишет такиеработы как “Правила более легкой грамматики” и “Письма к небу”.
В пшеровский период своей деятельности Коменский знакомится сфилософскими и педагогическими произведениями немецкого ученого Иоганна 
Андреэ, который произвел на него впечатление как чрезвычайно образованный,прогрессивный педагог и мыслитель своего времени. Особенно большое влияниена Коменского оказали дидактические воззрения Андреэ, к которым вдальнейшем Коменский неоднократно обращается в своих трудах.

В 1618 г. община “Чешские братья” назначила Коменского пастрырем-проповедником в г. Фульнек  в Северной Моравии, где он одновременноруководил и братской школой.
В этом году он женится на падчерице бургомистра  г. Пшерова Магдалиной 
Визовской, которая стала Коменскому большим другом и помощником.

Известно, что  Коменский много сделал для повышения  уровня иблагосостояния населения Фульнека, особенно бедняков и осуществил большиеизменения в Фульнекской школе. Фульнекс модно считать наиболее значительнымв развитии педагогического учения Коменского.
После того как  Габсбурги в 1620 г. победили в битве  у Белой горы иказнили многих патриотов, а потом добрались до Фульнека, Коменскому какактивному протестанту оказалось небезопасно оставаться здесь. С этогомомента начинается тяжелый период скитаний и жизни в нелегальных условиях. 
Беда за бедой настигала Коменского. В 1621 г. в Фульнеке католики сожглидом Коменского с его многочисленной библиотекой и ценными рукописями. А в 
1622 г. занесенная испанскими войсками чума унесла жизни его жены Магдалиныи обоих детей.

Однако же душевная травма, вызванная этим горем  не смогла сломитьволю великого патриота и своим личным примером он вселял в таких жемногострадальных соотечественников дух бодрости и непримиримости.
Коменский покидает Моравию и скрывается в маленьком  г. Брандисе, гдепишет роман-трактат  философско-социального направления  “Лабиринт света ирай сердца”.В этой работе он критикует феодальные отношения и феодальноеобщество.
В 1624 г. в Брандисе Коменский познакомился с дочерью  епископа Марией- 
Доротеей и женился на ней. До брака Доротея принимала участие в тайнойработе общины братьев, а связав свою судьбу с Коменским, стала одним изактивных деятелей этого движения.

Весной 1625 г. Коменского отправляют в Польшу для  выяснениявозможности прибежища чехам  в этой стране. По возвращении Коменский  ведетпропаганду об освобождении отечества.
Летом 1626 г. Коменский с женой и тестем укрываются в Северо- 
Восточной Чехии, в Биле-Тржемешне в замке чешского помещика Иржи 
Садовского. Здесь он пишет дидактическую работу на чешском языке, котораяопределила круг основных вопросов дидактики и их решение в “Великойдидактике”.

31 июля 1627 г.  император Фердинанд II провозгласил  католичствоофициальной религией. В указе протестантам предлагалось поменять религиюили покинуть Чехию. Многим патриотам пришлось оставить родину и перебратьсяв Польшу.
8 февраля  1628 г. Коменский поселился в польском городе Лешно,который издавна служил убежищем для “чешских братьев”. В Польше в общейсумме Коменский проводит 28 лет.
Сразу после  переезда Коменский стал преподавать  в гимназии “братьев”естествоведческие предметы, а в 1635 г. его избирают на должность ректорагимназии.
В эти годы Коменский проводит большую работу по усовершенствованию 
“Великой дидактики”, которую завершает в 1632 году.

Паралельно  с работой над “Великой дидактикой”  Коменский пишет учебниклатинского  языка “Открытая дверь языков и всех наук”, который произвелпереворот в системе преподавания этого важного предмета.
В 1633-1638 гг. Коменский  продолжает работу над “Великой дидактикой”и решает издать ее на латинском языке, чтобы она была доступна для всехнародов. Но сначала он отправляет рукопись своему другу Иоахиму Гюбнеру,попросив его высказать свое мнение об этой работе. Получив отрицательныйотзыв Коменский долгое время воздерживался от издания “Великой дидактики”. 
Только спустя 20 лет она была опубликована в Амстердаме в полном собраниидидактических сочинений. Эта классическая работа Коменского -основополагающий труд научной педагогики и она перевдена пости на все языкимира.

Помимо этого  в Лешно Коменский пишет работы по естествознанию иначинает планировать  “Пансофию”. Интересно отметить тот факт, что об этойразработке узнал один английский меценат, крупный коммерсант и к тому жеобразованный человек Самуэл Гартлиб и обратился к Коменскому с письмом, вкотором послал некоторую сумму денег и просил его написать “Пансофию” изаранее прислать ему план этой работы. Коменский составил план “Пансофии” ивыслал его в Лондон.
Гартлибу  очень понравился замысел “Пансофии”, и он без ведома автораиздал этот план в Лондоне в 1637 г. под названием “Введение к опытам 
Коменского”. Вторично эта книга была напечатана через два года подназванием “Предвестник пансофии”.

Эта работа Коменского получила широкий отклик как среди  выдающихсямыслителей Европы того времени, так и среди государственных  деятелей.
В Лешно Коменский  также создает философско-психологическую работу 
“Кузнец счастья, или Искусство советовать самому себе”, пишет учебник 
“Геометрия”, научную работу “Восход и заход главных звезд от восьмогонебесного собрания”, учебную книгу “Краткая космография”, “Первейшуюфилософию”, “Гражданскую или политическую историю”. Также он написалсочинение богословско-религиозного характера “Путь покоя”, в котором онзащищает протестантско--христианские позиции “Чешских братьев”.

Прославленного  педагога и мыслителя Коменского в 1638 г. приглашают в 
Швецию для преобразования школьной системы. Коменский отказался от этогоприглашения, так как был в то время занят работой над “Пансофией”. Гартлиб,пользующийся большим влиянием в английском парламенте, ставит вопрос оприглашении Коменского в Англию для осуществления идеи пансофии.

В соответствии с идеями Коменского Гартлиб ставил вопрос обучреждении в Англии международной колллегшии наук, которая смогла быобобщить и свести воедино все достижения из различных областей науки изнания. Коменски получил согласие от синода и направился в Англию.
В сентябре 1641 г. Коменский прибыл в Лондон и  поселился в семье 
Гартлиба. Но в момент прибытия страна была охвачена огнем гражданскойвойны. В такой политической ситуации парламенту было не до образования икультуры. Поэтому план Коменкого и Гартлиба не осуществился.

Несмотря  на это, в период пребывания в Англии Коменский сумелнаписать труд пансофического характера “Путь света”, в которй развиваетидею всеобщей гармонии и  мира между народами и ставит вопрос о созданиимеждународного языка и об учреждении всемирного совета.
Политическая  обстановка в Англии не способствовала осуществлению идей 
Коменского в ближайшие годы, и он решил вернуться в Лешно. Однако в этовремя известный коммерсант Людвиг ван Геер приглашает его в Швецию дляработы. Под влиянием государственного канцлера Швеции Оксенштирие, которыйпытался убедить его в неосуществимости идеи “Пансофии”, Коменский прекратилработу над ней и занялся вопросами методики преподавания латинского языка,хотя и считал эту работу второстепенной.

В 1646 г. Коменский  представил в Стокгольме высшему  жюри университетаеще не законченные  дидактико-методические труды и  в их числе - “Новейшийметод преподавания языков”.
В этой работе изложена методика преподавания латинского языка,основанная и построенная на индуктивном методе. Сперва - пример, затем -правило; предмет и параллельно - слово; свободное и осмысленное усвоение, ане мучительное зазубривание - таковы основные начала этого метода.
В соответствии с указаниями жюри Коменский приступил  к подготовке кпечати и других трудов. А весной 1647 г. Коменский снова приступил к работенад “Пансофией”.
В 1648 г. скончался  главный епископ “Чешских братьев” и синодпригласил на эту должность  Коменского. Он вернулся в Лешно, где ему сужденобыло стать последним руководителем общины.
В период второго  пребывания в Лешно Коменский  отредактировал работу 
Ласицкого “История братьев” и написал работу ”Свет во мраке”, которая былаиздана в 1657 году.

В октябре 1648 г. Весгфальским миром закончилась  Тридцатилетняявойна. По положению договора вера подданых определялась той верой, которуюисповедует их господин, что давало равные права кальвинистам, лютераламикатоликам, но только феодалам. Чехия по этому договору оказалась подгосподством Ггабсбургов, и поэтому католизм по-прежнему оставалсягосударственной религией. Чешские изгнанники, бежавшие в Польшу, навсегдалишились возможности вернуться на родину.
В марте 1650 г. был проведен конгресс представителей общин “Чешскихбратьев”, который  принял постановление сохранить  свою церковь и незыблемособлюдать свой прежний устав.
В 1650 г. Коменского пригласил к себе покровитель  Венгрии граф 
Сигизмунд Ракочи, который предложил ему консультировать руководство школойв г. Шарош-Патаке, а также осуществить свой пансофический план. Коменскийохотно принял приглашение, поскольку в Венгрии “Чешским братьям” оказывалипокровительство и помощь. В октябре 1650 г. Коменский с женой и детьмипоселился в Шарош-Патаке.

Венгерский  период (четыре года) был одним из самых прлодотворныхпериодов в  жизни Коменского.
Практическая  работа в в гимназии в значительной степени обусловилатеоретическую  разработку им различных вопросов педагогики. Коменскому неудалось полностью  перестроить гимназию в соответствии с идеями, изложеннымив “Пансофической школе”, но он сумел открыть три по-новому организованныхкласса, обучение в которых велось по учебникам самого Коменского и в духеего дидактической концепции.
Из трудов этого времени особенно большое  значение имеет бессмертнаякнига “Мир чувственных вещей в картинках”, которая быстро распространиласьпо всей Европе как замечательный учебник для изучения латинского языка. 
Этот учебник важен тем, что в нем последовательно реализован принципнаглядности. Эта книга оставалась признанным учебником почти до конца XIXвека. Еще с десяток трудов педагогическо-дидактического характера написаны 
Коменским за годы пребывания в Шарош-Патаке.

В 1654 г. Коменского вызывают в Лешно, где он продолжает своюдеятельность, но в Лешно он проводит очень мало времени, так  как в 1655 г.между Польшей и Швецией началась война. “Чешские братья” считали победу 
Швеции предпосылкой для освобождения Чехии и сочуствовали шведам.

Это, а также  то, что Коменский написал панегирик  в честь короля 
Швеции Карла Густава, вызвало недовольство правящих кругов Польши “Чешскимибратьями”. Когда польские войска взяли г. Лешно, они предали город огню, иразоренные чехи вынуждены были бежать не только из Лешно, но и из Польши. 
Во время пожара сгорела большая часть рукописей Коменского и все егопроповеди, а сам он бежал в Силези и поселился в г. Фарнкфурте. Но вскореон получил приглашение от сына своего друга Людвига ван Геера переехать в 
Амстердам, и в 1656 г. он вновь переезжает. Амстердамский сенат выделилчешским беженцам 2 млн. флоринов, а Коменского пригласил на должностьпрофессора и назначил ему ежегодно 800 флоринов, чтобы он мог спокойно житьи продолжать работу над пансофическими трудами. Коменский из скромностиотказался от должности профессора, но с горячей благодарностью принялпомощь сената.

Амстердамский период жизни Коменского имеет всемирно-историческоезначение в развитии педагогической мысли. Здесь в 1657 г. по постановлениюамтсердамского сената и при материальной поддержке ван Геера былоосуществлено издание Полного собрания дидактических сочинений, которыйсодержит два тома и включает в себя почти все труды великого чешскогопедагога.
С начала 60-х  годов Коменский почти прекратил  работу над вопросамидидактики и  последние 10 лет своей жизни посвятил практической деятельностипо освобождению своей родины и разработке проблем мира и сотрудничествамежду народами. В эти годы он создает сочинение, которое называет “Всеобщийсовет людским поколениям и в первую очередь - ученым, служителям религии,европейским властям об упорядочении дел человеческих. Коменский началписать некоторые работы, вошедшие в это сочинение, еще в 1645 году, но неуспел, и завещал их привести в порядок своему сыну. Многие рукописи былиутеряны, и найдены только в 1934 г.
“Общий совет  об исправлении дел человеческих”  полностью впервые былопубликован в 1966 г. Чехословацкой академией наук. “Общий совет - зеркалообщественно-политического мировоззрения Коменского.
В 1667 г. он публикует  работу “Ангел мира”, в которой  призываетчеловечество к миру и  решению спорных вопросов государства  на основе добройволи, а не путем  использования оружия и насилия.
Уставший  от трудов и борьбы, лишенный родины, измученный Коменскийпишет сочинение  “Единственно необходимое”, в котором мыслитель подводититоги своей жизни. С глубокой горечью пишет Коменский: “Вся моя жизньпротекала не на родине, а в непрерывных скитаниях, мое пристанище постоянноменялось, нигде не находил я себе прочного приюта”.
Последним сочиненим  Коменского было “Продолжение братскогозавещания”, которое является автобиографией Коменского.
Коменский скончался 15 ноября 1670 года, похоронен в Наардане, вблизи 
Амстредама, во французкой церкви.

В 1957-1958 годах, по постановлению Всемирного Совета Мира, широкоотмечалось 300-летие издания  Полного собрания дидактических  сочинений 
Коменского. Этот юбилей превратился в педагогическое движение мировогомасштаба.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ КОМЕНСКОГО
Дидактика как  теория образования своими корнями  уходит в глубь веков. 
Ее зарождение связано с определенным этапом практики самого обучения, собобщением опыта, накопленного человечеством в этой области. Еще вдревнейшие времена человек хотел определить, что именно он должен передатьпотомкам из того опыта, который накопил он и его предки в процессеисторического развития, и какими путями и средствами лучше и эффективнееэто произвести. Этим объясняется тот факт, что мы встречаем отдельные идеи,высказывания и положения, относящиеся к обучению не только в литературныхпамятниках разных времен инародов, но и в фольклоре, в его различныхжанрах.

Известно, какой  важный материалв области обучения и воспитания дают,например, известные басни Эзопа, Лафонтена, Крылова и других, которыесодержат не только моральные сентенции, но и целый ряд дидактических правили положений, определенное обобщение длительной учебно-воспитательнойпрактики.
Дидактические идеи и отдельные высказывания по вопросам дидактики вбольшом количестве разбросаны в трудах философов и мыслителей античногомира. Особенно богаты в этом отношении сочинения Платона, Аристотеля, 
Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других.

Ян Амос Коменский  систематизировал опыт, накопленный в областиобучения и образования, и, предлагая некоторые свои положения, впервые вистории педагогической мысли создал стройное учение о сущности, принципах иобщих методах обучения, назвав его “Великая дидактика”. Дидактическоеучение Коменского и по сей день сохраняет свою актуальность.
Учение Коменского об общих принципах обучения
Основной  частью педагогики, ее душой и сердцем  Коменский считаетдидактику. Важнейшее  место в творчестве Коменского занимает разработкапроблем обучения, поскольку путь достижения к основной цели - воспитаниючеловечности - в первую очередь обучение и воспитание подрастающегопоколения.”Великая дидактика” является самой важной, центральной работой 
Коменского среди его многочисленных трудов и входит в золотой фонд мировойдидактической литературы.

Сущность  и задачи дидактики
Как известно, слово “дидактика” происходит от греческого didasco - 
“обучаю”, оно было введено изначально В. Ратке в начале XVII в., затем егоиспользовал Э. Бодин, издав книгу под названием “Дидактика”, окончательноже слово “дидактика” в педагогической науке как понятие, обозначающеетеорию обучения, утвердил Ян Амос Коменский.

Он часто  называет дидактику наукой об обучении. Если учесть, что вслово “обучение” Коменский включал и содержание обучения, а не только егометодическую сторону, то можно сказать, что под дидактикой Коменскийподразумевал теорию образования и обучения, включая в нее почти все вопросыпедагогики. Сам он в заглавии своей “Великой дидактики” таким образомопределяет сущность теории обучения: “Великая дидактика, содержащаяуниверсальную теорию учить всех всему, или верный и тщательно обдуманныйспособ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианскогогосударства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола,без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам,совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и, таким образом, вгоды юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизникратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основанияпочерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельнымипримерами из области механических искусств; порядок распределяется погодам, месяцам, дням и часам и, наконец, указывается легкий и верный путьдля удачного осуществления этого на практике”.
Подход к  педагогике через дидактику был  продиктован актуальностьюпроблем в эпоху Коменского. Вместе с тем в этот период методы и правилапреподавания отдельных искусств (наук) разрабатывались независимо друг отдруга, без единого принципа; общие принципы обучения и разработка общихметодов обучения фактически игнорировались. Сам Коменский описываетсложившуюся ситуцаию таким образом: “Некоторые задались целью написатьсокращенные руководства для более легкого преподавания только того илииного языка. Другие изыскивали быстрые и краткие пути, чтобы скорее научитьтой или иной науке. Но почти все исходили при этом из внешних наблюдений,составленных на основе более легкой практики... Мы решаемся обещать Великуюдидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему.” Отсюда ясно, чтометодики отдельных предметов не могли обеспечить повышения уровня теории ипрактики обучения без разработки общей теории обучения, общей науки. Вместес тем Коменский нисколько не принижал роли методик преподавания отдельныхпредметов, а наоборот считал их опорой дидактики.
Что же подразумевает  Коменский под обучением, каким  требованиямдолжно удовлетворять  всякое рационально организованнное обучение, в чемсостоят закономерности обучения и каковы его гносеологические основы?
Из вводной части “Великой дидактики” можно заключить, что обучение,по Коменскому, представляет собой единый процесс предачи знаний учителемучащимся и усвоения этих знаний последними. Обучение представляет собойпуть к обогащению разума разума знаний основных наук. “Разум действительноявляется живым полем, которое должно быть подготовлено для посева плугомдисциплины, на этом поле мы должны посеять семена науки, орошать, расцвестидождем упражнений, солнцем и воздухом”.
Коменский отличает обучение как форму деятельности учителя от учениякак формы деятельности учащегося и указывает, что каждый метод долженпредставлять единый путь передачи знаний учителем и усвоения переданногоучеником. Он считает основной задачей найти такую основу, на которой, какна “незыблемой скале, можно построить метод обучения и учения”.
Непрерывный единый процесс обучения и учения по Коменскому должениметь сознательный характер. “Учение и труд”, “Разум и рука” - вот чтодолжно составлять суть рационального обучения. Поэтому понятно, что 
Коменский объявляет жестокую борьбу господствовавшему в то времясхоластическому и догматическому обучению.

Обучение  Коменский не считал развлечением: “Обучение есть один извидов труда; в этом смысле школа есть поприще  труда”. Величайшая заслуга 
Коменского состоит в том, что он выдвинув и обосновав идеюприродосообразности, он открыл путь для нового понимания обучения и темсамым твердо определил перспективы развития новой дидактики.

Коменский охарактеризовал  образование и просвещение как  рычагпроизводительности труда и источник благополучия народа.
Если обучение является процессом получения образования  учащимися ивто же время образование само является содержанием обучения, ясно, какоебольшое и ведущее значение придавал Коменский содержанию обучения. В связис этим прежде всего следует рассмотреть взгляды Коменского о дидактическихтребованиях и целях обучения.
В заглавии “Великой дидактики” Коменский указывает, что  обучениенужно организовать таким  образом, чтобы человек в молодые годы успешно,легко, кратчайшим путем и основательно усвоил все необходимое для жизни. Всоответствии с этим Коменский намечает четыре основных требования, которымдолжно отвечать обучение и учение: 
1. успешность 
2. легкость 
3. основательность 
4. быстрота (кратчайший путь обучения)

Что же подразумевает Коменский под каждым этим требованием?
Для Коменского успешность обучения означает: 
. учить детей своевременно 
. учить вещам раньше слов 
. учиться в школе до конца 
. каждый отрезок времени должен быть сосредоточен на изучении только одного предмета 
. образовывать в детях сперва рассудок для познания вещей, потом память, и наконец, язык и руку 
. от простейших начал переходить к общему 
. распределять занятия по врмени и порядку 
. учиться по книгам, предназначенным именно для данного класса

Легкость  обучения и учения достигается в том случае, если: 
. обучение начнется рано; 
. разум будет подготовлен для этого; 
. будет идти от более легкого к более трудному; 
. от общего к частному; 
. никто не будет перегружен чрезмерным количеством учебных предметов; 
. учеников не будут принуждать заучивать то, что ими хорошо понытно и осмысленно; 
. все будет преподаваться для приложения к жизни; 
. все будет преподаватся по одному и тому же методу.

Основательность обучения и учения будет достигнута, если: 
. будут заниматься полезными вещами; 
. всему будет положено прочное основание; 
. последующее будет опираться на это основание; 
. все, что имеет взаимную связь, постоянно будет соединяться; 
. все будет закрепляться постоянными упражнениями.

Быстрота  в обучении будет достигнута, если: 
. во главе одной школы или одного класса будет стоять один учитель; 
. один предмет будет изучаться по одному автору; 
. одна работа будет задаваться всему классу; 
. по одному и тому же методу будут преподаваться все науки и языки и т.д.

Эти требования, предъявленные Коменским к обучению, и положения,выработанные к их осуществлению, представляют собой сердцевинудидактического учения Коменского. Большинство этих требований и правил нетолько прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое ипрактическое значение для нашей дидактики и школы.
Величайшей  заслугой Коменского является раскрытие  природы процессаобучения, в частности  основных качественных сторон. характеризующихобучение  как процесс с дидактической  точки зрения. Коменский, рассматриваяобучение как специфический прцесс отражения действительности, считал, чтопроцесс обучения и его закономерности базируются на закономерностяхпроцесса познания - на гносеологических началах материалистическогоэмпиризма и на принципе природосообразности.
В учении Коменского отностиельно природы и закономерностей  обученияважным являются его взгляды  по вопросу о ступенях обучения. Коменскийвпервые в истории дидактической  мысли не только ввел понятие о  ступеняхобучения, но и дал анализ этих ступеней и разработал определенную теорию. 
Он писал: “В каждом обучении имеются три точно определенные ступени:начало, продолжение и конец.” Все эти компоненты последовательно связаныдруг с другом и обусловливают друг друга.

Что подразумевает  Коменский под каждой из этих ступеней?
Коменский разрабатывает  вопрос о природе процесса обучения и егозакономерностях с гносеологических позиций. Исходя из того положенияматериалистического эмпиризма, что не может быть ничего такого в сознаниичеловека, чего бы раньше не было в ощущениях, он считает, что ключом кобучению, его началом является чувственное восприятие, чувственноеобучение. Прежде предмет, а затем или параллельно слово - таково исхожноедидактическое положение Коменского. Это положение является универсальным,золотым правилом обучения. Чувственное восприятие и есть первая ступеньобучения.
За этой ступенью следуют словесные пояснения  учителя, сравнения,обобщения, абстракции. На этой ступени разрабатывается  и расширяетсяпонятие того, что путем  ощущения, посредством органов чувств отразилось всознинии учащихся. Эту вторую ступень Коменский называет ступеньюпродолжения или пояснения.
Но на данной ступени процесс обучения не заканчивается. Знание будетполным и действительным, когда оно в результате длительных упражнений ииспользования на практике становится прочным, когда учащийся в любой моментможет восстановить его в памяти, изложить и использовать в дальнейшем. Этутретью ступень Коменский называет ступенью упражнений. Упражнениям Онпридает настолько важное значение, что отводит им 2/3 урока.
Относительно  общей природы процесса обучения Коменский пишет: “Этизанятия должны вестись по одному и тому же методу. Это достигается: 
1) посредством постоянного паралелизма предметов, понятий и слов; 
2) посредством знания, понимания, применения; 
3) посредством примеров, правил, упражнений. 
Упражнения или практика происходят посредством самостоятельного наблюдения,самостоятельной речи, самостоятельных действий.

Коменский не только глубоко обосновал требование связи теоретическогообучения с  практикой, но и определилструктурные части проецесса обучения,его  ступени: 
1) чувственное восприятие; 
2) пояснение; 
3) упражнение.

На первой ступени обучения служат внешние  чувства ( зрение, слух,обаняние, осязание) - “для все более и более отчетливого наблюдения вещей 
); на второй - разум - “для все более и более глубокого проникновения ввещи”; на третьей ступени - память - для все лучшего и лучшего усвоения;язык - для того, чтобы понятное уметь высказывать все лучше и лучше. Руки -чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно”.

Все эти три  ступени обучения Коменский рассматривал дифференцированнов соответствии с  возрастом учащихся и формированием  самого обучения. Перваяступень - у малых детей, вторая ступень - у взрослых, но еще не обученных кискусству, третья ступень - люди, которые уже знают способ действия. 
Коменский видел закономерность ступеней процесса обучения в связи свозрастом учащихся.

Общепедагогические  основы обучения
В основу своего педагогического, и в частности, дидактического учения 
Ян Коменский вложил три важнейших принципа: 
1) воспитывающий характер обучения; 
2) связь обучения с жизнью, с действительностью; 
3) соответсвие обучения возрасту учащихся.

В процессе воспитывающего обучения формируются моральные качествачеловека. По мнению Коменского “никто не может сделаться образованным бузвоспитания или культивирования, т.е. буз прилежного обучения и попечения”. 
Итак, дидактика Коменского оприрается на идею воспитывающего обучения.

1. Коменский выдвинул принцип соединения обучения с воспитанием ипревый в истории педагогики определил основные положения этого принципа.
2. Идея воспитывабщего  обучения у Коменского проникнута  духомнародности и гуманности, выражает требования не только богатых, но итретьего сословия.
3. Взгляды  Коменского на воспитывающее  обучение используются исовременной  дидактикой.
С идеей воспитывающего обучения тесно связано требование связиобучения с жизнью. Коменский дал прогрессивные для того времени и хорошоразработвнные рекомендации по этому требованию. Вот несколько основныхположений Коменского:
1. “Кто, будучи  даже взрослым, умеет говорить  лишь одними словами, ане делами, тот и человеком-то считаться не вправе”
2. “Школы, движимые  и исполненные потребностями  природы, должныучить: 1) теории, 2) практике, 3) употреблению всех хороших и полезныхвещей”.
3. “Если что-либо  нужно сообщить юношеству даже  и ради настоящейжизни, все это  должно быть таково, чтобы, не  мешая той вечной жизни, и  внастоящей жизи приносило бы  единственную пользу”.
4. “Кому нужны  эти пустяки? Какой смысл изучать  то, знание чего непринесет пользы, а незнание не принесет вреда  и от чего в дальнейшемвозрасте  придется отучиваться или что  придется среди занятий забывать? Наместь чем заполнить ту короткую  жизнь, даже если ни одной ее капли нетратить на пустяки. Итак пусть будет задачей школы занимать юношествотолько серьезным”.
5. “Нужно  преподавать только то, что приносит  самую основательнуюпользу как  в настоящей, так и в будущей  жизни”.
6. “Какое  бы занятие не начинать, нужно прежде всего возбудить уучеников серьезную любовь к нему, докозать превосходство этого предмета,его пользу, приятность и только то, что можно”.
7. “При усвоении  всякого предмета точас нужно  обдумать, какую этопринесет пользу, чтобы ничего не изучать напрасно”.
8. “В школе  следует приучать всех учеников  применять к делу своизнания  и мудрость, держась в отношении  к вещам, которые находятся  у них подруками, в отношении  к ближним, с которыми они  вместе живут, и в отношении  кбогу, под оком которого они ходят, так, чтобы с пользой продолжать втечение всей жизни начатое в школе направление”.
9. “Чтобы  все делалось посредством теории, практики и применения, ипритом  так, чтобы каждый ученик все  изучал сам, собственными чувствами,пробовал  все произносить и делать и начинал все применять. У своих учениковя всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и вприменении, как единственную основу для достижения прочного знания,добродетели и, наконец, блаженства”.
Наряду с  этими и сдругими указаниями Коменский дает такие наставленияи поучения методического характера о связи общения с жизнью, которые ипоныне сохранили свою справедливость. Приведем несколько наиболее типичныхиз этих высказываний:
1. “Полезно  давать детям для игры деревянные или оловянные лошадки,коров, овечек, колясочки, горшочки, столы, стулья, кружки, кастрюльки; онибудут служить не только джля игры, но и для содействия понимания вещей. 
Ведь это и означает учить маленьких детей жизни, т.е. постепенно открыватьим глаза на эти маленькие вещи, чтоьбы они не оставались слепыми вбольших”.

2. “Так как  жизнь придется проводить в  общении с людьми и вдеятельности,  то нужно научить детей не бояться человеческого лица ипереносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелюдимыми илимизантропами, тунеядцами, бесполезными бременем земли. Добродетельразвивается посредством дел, а не посредством болтовни”.
3. “Ученики  должны ознакомиться со всеми  более общими ремесленнымиприемами  отчасти с той только целью,  чтобы не оставаться невеждами  ни вчем, касающимися человеческих дел, отчасти даже и для того, чтобывпоследствии легче обнаруживалась их природная наклонность, к чему кточувствует преимущественное призвание.”
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.