На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально-педагогическая деятельность с семьей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава I. Теоретические основы становления и развития современной семьи. 

        Определение  понятия «семья» и «семейное воспитание»
 
 
Семья – основанная на браке или кровном  родстве малая группа, члены которой  связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. [7, стр.91]
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью.[10, стр.404]
Семья – это основанная на кровном браке  и (или) кровном родстве малая  группа, члены которой объединены совместным проживанием  и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.[11, стр245]
Семьей  также называется социальный институт, т. е.  устойчивая форма взаимоотношений  между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные  отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, реакцию.
«Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации  личного быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Соловьев Н. Я .)[15, стр.20]
Существует  множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимостью и социальная
необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву. Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта
и потребительства. Таким образом, семья - это основанная на единой
общесемейной  деятельности общность людей, связанных  узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства - родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер. Наличие трех отношений (семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны, примерно у 60-70 %. Из общего числа семей следует исключить "временно" бездетных молодоженов (15-20 %) и супругов, оставшихся бездетными (5-9 %). С другой стороны, внесемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных", форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", т. е. это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые только родством либо родительством или супружеством. Обычно "ядром" семьи
считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей  строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей  супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, - а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами.
Семейное  воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.[ 7, стр.94]
Содержание, характер и результаты семейного  воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.
  Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов - братьев и (или) сестер , близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой стороны- такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязания и пр.
Одна  из важнейших характеристик –  отношение старших к младшим и их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров.
Личностные  ресурсы, в частности уровень  образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т.п., влияют  на цели и стиль семейного воспитания.
Цели  семейного воспитания могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по  характеру.
Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим  гигиенических навыков, бытовых  умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.
По  содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными  на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими.характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам ( в семье, например, могут сознательно культивироваться индивидуализм, жестокость, нетерпимость и т.п.).
Важнейшей характеристикой  семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для  старших система приемов и  характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости»  стиль может быть определен как  авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.
Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью и младших и наказаний.
В ряде семей это проявляется в  навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что  может привести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.
  При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждения младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия терпимости.
В реальности авторитарный и демократический  стили воспитания в чистом виде встречаются  не так уж и часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе  к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична).
Так, есть семьи, в которых мать стремится  не столько  «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько  помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).
Определенную  роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого  члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище, соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов (музыкальных инструментов; столярных, слесарных и т.п. наборов; этюдников и пр.)[7, стр.95].
  Ошибки  воспитания, вызванные  мотивацией родителей
  а) воспитание и потребность в эмоциональном  контакте;
  У человека как общественного существа имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей называется потребностью в эмоциональном контакте. Контакт бывает двусторонним, когда человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности.
  Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается именно в  удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь достаточно: например, родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.
  б) воспитание и потребность смысла жизни;
  Большие проблемы возникают в общении  с ребёнком, если воспитание стало  единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий.
  Удовлетворением потребности смысла жизни может  стать забота о ребёнке. Мать, отец или бабушка могут считать, что  смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребёнок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая выпускать отрока из-под своей опёки. В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребёнка очевиден.
  в) воспитание и потребность достижения;
  У некоторых родителей воспитание ребёнка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребёнка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
  Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему  задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребёнок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и родителями.
  г) воспитание как реализация определенной системы;
  Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и  направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.
  Несомненно, у каждой из новомодных воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Главное при этом, чтобы родители не забывали, что не ребёнок для воспитания, а воспитание для ребёнка. Кстати, родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность – относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребёнка.
  д) воспитание как формирование определенных качеств.
  Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми.
  Ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами и т.п. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формирование у ребёнка черт противоположного пола, подспудное убеждение его в том, что такой, какой он есть, ребёнок не нужен и т.д.
  Вывод: регулирующие воспитание сверхценные  мотивы родителей ограничивают свободу  развития присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.
  Конфликты, возникающие в  связи с неправильными  стратегиями воспитания
  Основные  сложности в общении, конфликты  возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.Остановлюсь на распространенных стилях семейного воспитания, определяющего возникновение конфликтных отношений ребёнка с родителями. Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребёнку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Гипоопека (синоним: гипопротекция) (греч. hypo — внизу, снизу, под) — стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок оказывается предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы. Г. приводит к серьезным нарушениям в развитии личности ребенка, являясь одной из частых причин, порождающих впоследствии девиантное поведение, трудности в построении собственной семьи, правонарушения и т. п[23]. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека — чрезмерная забота о детях, которая выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, "привязывать" детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом[20].
  Гиперопека  – излишняя забота о ребёнке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребёнок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребёнку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Типология семьи
 
Типологизация предоставляет реальную возможность  разработки
дифференцированной  и вследствие этого адекватной системы  мер по разрешению возникающих у  семьи жизненных, в том числе и психологических проблем. Так, различные типы (категории) семей по-разному проявляются в тех или иных сферах семейных отношений. По-своему изменяются они под воздействием многообразных факторов современного бытия.
Рассматривая  тему «Типы семей», обратимся к самой распространенной современной семье- семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки  и по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений.
Существует  семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.
Наиболее  распространенной в современных  условиях является  нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены  и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве.
Молодая семья – это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет.[3,стр.279]
В последние годы число таких семей  растет, а преобладающий возраст супругов 21-24 года. Большинство таких семей живут с родителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности. Это семьи студентов, и их проблемами занимается семейный педагог.
Это семья  на начальной стадии развития как  малая социальная группа, то есть на стадии  супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная. Происходит изменение всего образа жизни супругов: приспособление к новому для них статусу мужа и жены и связанных с ними функциям; согласование существовавших до брака образцов внесемейного поведения; включение согласованных образцов внесемейного поведения в круг взаимных родственных связей.
Существует  три основных вида молодых семей.
Первый  вид – традиционный. Семьи такого вида характеризуются ориентацией  супругов исключительно на семейные ценности и, как правило, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней  мере формальным, является муж. Однако лидерство в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой (финансы, устройство жилья) сфере ее деятельности. Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный. Возможен временный уход в семейные дела. Досуг совместный, закрытый.
Второй  вид – муж и жена ориентированы преимущественно на развитие личности. Супруги имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие. Семья может быть и открытой и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.
Третий  вид – молодые супруги ориентированы  преимущественно на развлечения. При  этом муж и жена имеют как общих  друзей, так и каждый своих из числа прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в такой семье может быть как авторитарным, так и демократическим.
Для стабильности молодой семьи опасны или существуют в потенции два кризисных периода: первичная супружеская адаптация  и адаптация супругов к появлению  первого ребенка.
К основным проблемам молодых семей можно отнести: затруднения отождествления и слияния супругов в единую общность (слишком высокая автономность потребностей, интересов, намерений, основных взглядов и жизненных установок, представлений супругов о семье и т.д.), конфликтность, затруднения в установлении взаимопонимания, отсутствие взаимной психической поддержки и, как следствие, возрастание замкнутости, отчужденности, угасание любви, потеря взаимного уважения, накопление отрицательных эмоций по отношению друг к другу; трудности начального периода воспитания детей, принятия родительских ролей, трудности, связанные с вхождением детей во внесемейные институты (детский сад, школу). 

Неполная  семья – это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские  исследователи выявили лишь 2,8%  семей,  где отец один воспитывает детей.
Такая семья – результат развода, продолжительного  отсутствия или смерти одного из родителей, а так же рождение внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%.
Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет  за чертой бедности, доход женщины  меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты.
Эти семьи нуждаются в государственной  поддержке. И в самом тяжелом  положении находится семья, где  дети рождены вне брака.
Несовершеннолетние  одинокие матери обречены на нищету.
Внебрачная  семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки.
Нередко в такой семье отрицательно влияет на отношение в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Когда  рождается желанное дитя, она старается  отдалить его тот окружения. Другая мать видит в нем препятствие  для брака. Отец в такой семье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.
Семья в повторном браке  – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или детьми жены.
Подобные  браки в XIX в. Были редки, но в XX в. Они стали распространены, особенно после Отечественной войны.
Проблемами  этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения  мачехи и детей, их взаимопонимание.
В этих семьях наблюдается тенденции  не повторять ошибок прошлого брака, поэтому супруги более сплочены.
Особую  тревогу в такой семье вызывает смерть кого – то из родителей при  первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом.
Семьи могут различаться также по наличию или отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех семей в Российской Федерации имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Среднее количество детей на одну семью составляет 1,1, среднее количество детей, их имеющей, - 1,6. Многодетных семей (имеющих трех детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента.
     Типология семьи по количеству детей:
1.          Бездетная или инфертильная семья.  Семья, в которой в течение
десяти  лет супружеской жизни нет  детей считается бездетной.
Основными проблемами такой семьи являются: диссонанс взаимоотношений
супругов, семейный кризис на почве отсутствия детей, несоответствие ролевых ожиданий исполняемым ролям, эмоциональная  неудовлетворенность, отсутствие перспективных  семейных целей и т.д.
2.          Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие
семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.
К наиболее типичным проблемам малодетной семьи  можно отнести сложности психолого-педагогического  свойства, связанные с воспитанием  единственного ребенка: отсутствие полноценных условий для развития его социальных и эмоциональных качеств и формирующийся на этой основе эгоцентризм.
3.          Многодетная семья. Это семья,  имеющая трех и более детей.
Выделяют  следующие виды многодетных семей:
-             семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям.
Родители  делают все, чтобы детям жилось лучше;
-               семьи, в которых родители не  стремились иметь много детей.  Дети в таких семьях – результат  отсутствия планирования семьи.
Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или  тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;
-              семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных
семей, в каждой из которой уже имелись  дети;
-              семьи, в которых рождение большого  числа детей можно считать
проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ. В большинстве случаев появление детей в таких семьях является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Типичная установка родителей в данном случае – произвести ребенка.
К основным проблемам многодетных семей можно отнести материальные трудности, проблемы в сфере образования и воспитания детей, отклонения в поведении детей вследствие их бесконтрольности и безнадзорности, заниженная самооценка детей, неадекватные представления о значимости собственной личности; неравное участие супругов в делах семьи и воспитании детей, нарушение единства в семейных отношениях и т.д.
Существует  также типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь[19].
Это семьи  беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последние годы возникают новые категории таких семей: семьи безработных; семьи военнослужащих-контрактников; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, члены которых работают на предприятии и в учреждениях, месяцами не выплачивающих заработную плату[11, стр246].
1.          Семьи безработных граждан. Безработными  признаются граждане,
которые: трудоспособны; не имеют работы и  заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы
приступить  к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными. Типичными проблемами семей безработных являются: материальные, досуговые проблемы, ухудшение психологической атмосферы в семье, увеличение числа конфликтов, рост числа индивидуальных проблем психологического, соматического, нравственного характера, проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния у детей и т.д.
2.          Семьи беженцев. Беженцами признаются граждане, прибывшие или
желающие  прибыть на территорию государства  и не имеющие его гражданства, вынужденные или имеющие намерение  покинуть место своего постоянного  жительства на территории другого государства  вследствие совершенного в отношении их насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Социальные проблемы семей беженцев связаны с вынужденной переменой места жительства, резким изменением социального статуса, потерей жилья, работы, материальными трудностями, трудоустройством в новой среде. названные проблемы влияют на поведение супругов, характер их внутрисемейных отношений. К типичным психосоциальным проблемам таких семей относятся: неудовлетворенность ожиданий, связанных с переездом семьи на новое место жительства, ослабляющая сопротивляемость психики членов семьи к внешнему неблагополучию, психологические трудности, связанные с адаптацией к традициям, обычаям, привычкам, распространенным в новой социальной среде, ухудшение нравственно-
психологической атмосферы в семье, понижение  семейного настроения, внутренний дискомфорт взрослых членов семьи (неудовлетворенность  ходом жизни, отношениями с новым  микроокружением и т.д.), передающийся всей семье, снижение уверенности в  семейном лидере, чувство неуверенности в себе, снижение желания поддерживать должный статус в семье, ослабление мотивации супружества и т.п.
В семьях беженцев возникает множество проблем  с воспитанием детей. Для
статуса беженца характерной чертой являются категории «утрата» и «жестокие лишения», которые наиболее пагубно сказываются на психосоиальном развитии детей Последние, лишаясь своих домов, привычных вещей, своих друзей, близких родственников, испытывая жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, медицинского обслуживания, страдают неврозами, депрессиями. Развитие ребенка
замедляется, ухудшаются его умственные способности, ослабляется активность, истощается эмоциональный потенциал. У ребенка  могут возникать отклонения в  поведении, проявляющиеся в пристрастии  к алкоголю, наркотикам, противоправным действиям и т.п.
3.    Семья с ребенком, имеющим ограниченные  возможности. Семья, в которой  родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У  нее возникает масса проблем,  к которым она, как правило,  не готова. Это медицинские, экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком, профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка).
К наиболее распространенным психологическим  проблемам семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, относятся: специфический уклад семейной жизни, необходимость овладения членами семьи новыми поведенческими ролями, проблема формирования отношения к больному ребенку (отношение к ребенку может быть конструктивным или деструктивным: игнорирование патологии ребенка или акцентуация на ней). Для таких семей характерны пониженный фон настроения, чувства вины и неполноценности, конфликтность. Уровень разводов в таких семьях довольно высок. Отцы не в состоянии выдержать непрекращающихся трудностей и уходят из семьи.                            
     Типология  семьи по типу воспитательных ошибок
1.          Семьи с попустительско-снисходительным   стилем воспитания, когда
родители  не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего
страшного, считают, что все дети такие.
2.          Семьи с позицией круговой  обороны воспитания строят свои
отношения с окружающими по принципу «наш ребенок  всегда прав». Родители агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное  поведение их детей. Даже совершение ребенком тяжелого преступления не отрезвляет родителей.  Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно поддаются перевоспитанию.
3.          Семьи с демонстративным стилем  воспитания, когда родители, чаще
всего мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка,
рассказывает  на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляя, что он «растет бандитом» и т. п. Ребенок утрачивает стыдливость, чувство раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, озлобляется против взрослых, родителей.
4.          Семьи с педантично-подозрительным  стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся  абсолютно контролировать  свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.
5.          Семьи с жестко-авторитарным стилем  воспитания, в которых родители злоупотребляют физическими наказаниями. Дети в подобных семьях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, беззащитных. К таким семьям необходимо применять серьезные меры, начиная от убеждения до административно-уголовного наказания родителей.
6.          Семьи с увещевательным стилем  воспитания, где в противоположность жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову».
7.           Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания,
где родители поглощены устройством своей  личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.
8.          Семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей,
особенно  у матери, не хватает выдержки, самообладания  для осуществления
последовательной  воспитательной тактики в семье. Возникают резкие
эмоциональные перепады в отношениях с детьми –  от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Ребенок становится непредсказуемым, неуправляемым, пренебрегает мнением старших, родителей.
Каждая  семья, находящаяся в поле зрения специалистов социально-педагогической сферы, имеет свои социально-психологические характеристики. Причем в процессе жизнедеятельности семейный союз изменяет свое место в типологии семей, а, следовательно, изменяются и параметры, важные для первоочередного внимания социального педагога.
В своей  практической деятельности ему нередко  приходится работать с семьями, имеющими сложную типологизационную структуру. То есть, семья одновременно может иметь разные типологические признаки, например, быть молодой, проблемной, асоциальной и т.п. В отношении таких семей социальному педагогу недостаточно иметь информацию о типичных психосоциальных проблемах тех или иных категорий семей. В таких семьях проблемы могут накладываться друг на друга, видоизменяться. Поэтому специалисту нужно владеть методами социально- психологического исследования семьи[1, стр45].
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Социальные проблемы современной семьи 

Можно сказать, что комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном  мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функции, разделяя их с другими социальными институтами,  в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье. В сущности, все ее прежние функции сегодня могут быть осуществлены вне семьи. В связи с этим возникает вопрос, что же такое семья - исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека невозможно?
Этот  теоретический вопрос актуализируется  все более усиливающейся нестабильностью  семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной (в экономически благополучных странах, не испытывающих такого резкого падения уровня жизни своего населения, наблюдаются аналогичные трудности в функционировании).
Нестабильность  семейного образа жизни выражается, прежде всего, в возрастании числа  разводов. Их уровень принято измерять как в абсолютных величинах, так  и в относительных показателях, причем если первые могут зависеть от количества населения вообще, то последние дают объективную картину, пригодную для сравнения. Количество разводов в год на 1000 жителей нашей страны в последние годы достигло приблизительно 6,3[17] - это один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в северных и в восточных регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков.
Нестабильность  семейной жизни проявляется также  в постоянном сокращении числа детей  на каждую семейную пару. Практически каждая страна, вступающая в индустриальную эпоху, переживает так называемый первый демографический переход от нерегулируемой к регулируемой рождаемости. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все попытки помешать этому в виде юридических или религиозных санкций оказываются тщетными. Практика свидетельствует, что в случае запрета легальных современных методов контроля над рождаемостью зачастую прибегают к нелегальным, архаическим способам, более рискованным и вредным для здоровья женщины.
В настоящее  время в большинстве развитых стран наблюдается второй демографический  переход от малодетной к преимущественно  однодетной семье. Это вызвано не экономическими, а в первую очередь  социальными причинами, так как все прежние внешние побуждения к многодетности ( предоставление льгот, квартир и т.д).
 Отошли  в прошлое. Имея одного ребенка,  родители осознают необходимость  вложить в него максимум средств  и сил – это в обязательном  порядке расходы на обеспечение ему здоровья, приемлемого и комфортного уровня жизни, запаса впечатлений, приобретение вещей, социально необходимых для детей и подростков.
Особенно  велики расходы на достижение необходимого уровня образования.
    Государство контролирует минимально необходимый уровень образования путем установления обязательного для всех (среднего в нашей стране), чаще всего бесплатного, образования, но перспективы будущего развития, необходимость успешного социального старта требует наличия максимально высококачественного образования, которое практически повсеместно теперь является весьма дорогостоящим.
Предпринимаются усилия для разработки теоретического обоснования мер, которые могли  бы вызвать увеличение рождаемости, а также для осуществления  пронатальной (направленной на увеличение рождаемости) семейной политики. Все попытки такого рода до сих пор были безуспешными. В настоящее время нет данных, которые позволили бы сделать вывод о том, необратим ли второй демографический переход или это временный, возможно циклический, процесс и стереотипы семейной жизни вновь возродят модель семьи, имеющей среднее количество детей, или даже многодетной семьи.
На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей –  сегодня родители почти каждого пятого ребенка в нашей стране не состоят в        зарегистрированном браке. Отчасти это можно объяснить ослаблением моральных норм и более либеральным отношениям к внебрачным детям, иногда это можно рассматривать как индикатор распространения фактических внебрачных отношений.
В наших  условиях такое явление можно  также интерпретировать, как стремление минимизировать семью в условиях кризиса: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь  с женщиной и своим ребенком, хотя порой признают себя отцами и более или менее длительное время оказывают материальную помощь ребенку и его матери. Нередко женщины, рожающие вне брака, принадлежат к социально ущемленным слоям населения: рабочие – мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных.
Рождение  внебрачного ребенка у несовершеннолетней женщины, как правило, обусловлено  недостаточностью сексуального образования  и информации о контрацептивах, отсутствием  доступа к социальным ресурсам, семейным или социальным неблагополучием. Работники учреждений социального обслуживания уже знакомы с таким феноменом, как несовершеннолетние многодетные матери; как правило, подобное свидетельствует о наличии врожденных психических патологий или низком интеллектуальном уровне несовершеннолетней либо об испытываемой  ею ранней алкогольной зависимости. Рост ранней, в том числе внебрачной, беременности – общемировая проблема, но в России ее усугубляет малообеспеченность, неграмотность, социальные затруднения, в частности являющиеся причиной ранней проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на решение данной проблемы. Внебрачные дети чаще других имеют серьезные врожденные дефекты, нарушения здоровья; зачастую они становятся клиентами социальных служб.
Наконец, еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни. В настоящее время появляется (прежде всего в наиболее развитых странах мира)  значительное количество людей, которые находят удовольствие в таком образе жизни. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди могут тратить на собственные развлечения большие суммы денег, чем люди, имеющие семью. Подобное существование, допуская наличие устойчивых эмоциональных связей у одиночек, решительно исключает один компонент семейной жизни- наличие детей.
Кстати, в США почти пятая часть  разведенных мужчин (и небольшая  часть женщин) предпочитают в дальнейшем отношения с лицом своего пола.
В России, имеющей достаточно традиционную мораль и сравнительно устойчивые традиции, подобные тенденции только набирают силу. Пока,  вероятно, симптомами внешнего социально-экономического неблагополучия являются воздержание от создания семьи, откладывание рождения ребенка, предпочтение фактического, а не юридического брака. Однако, подобные варианты поведения могут стать привычными, предпочтительными; ситуативная особенность может превратиться в стереотип.
Анализ  положения семьи в современном  обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. Объективные тенденции развития семьи влияют на разработку, утверждение и поведение в жизнь семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный и дорогостоящий комплекс мероприятий. Ошибочные решения в такой сфере могут вызвать отрицательные последствия.
Так, убеждение  в том, что при помощи довольно примитивной меры экономических  и юридических мер (увеличение пособия, более длительный отпуск по уходу  за ребенком и т.д.) можно влиять на повышение рождаемости, заставляет властные структуры прибегать к масштабным программам, что лишь деформирует сложившуюся демографическую структуру, а вовсе не изменяет стратегию рождаемости.
Неправильная  ориентация социальной работы может  быть причиной постановки нереалистических целей, выбора неэффективных  технологий и методик. Поэтому анализ социальной действительности и выбор стратегий, адекватных объективному положению дел, имеют прямое отношение к содержанию и организации социальной работы.
 Основные  трудности семьи и ее потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом.
Причиной  возникновения социальных проблем  в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице или на детские пособия). Доход женщины, как правило, ниже дохода мужчины в силу ее отставания по социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.
Социально-экономические  проблемы присущи не всем неполноцееным  семьям; во всяком случае, их разрешить  проще, чем социально-психологические  проблемы, присущие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной  неполноценности, которое могут  испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи – это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижение жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.
Самая же большая сложность – затруднения  в правильной полоролевой идентификации  и ориентации детей. Ребе нок формирует  стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.
Хотя  полоролевое поведение людей  в различных культурах изучено  далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип  предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины, сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда может продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) – их неадекватная полоролевая социализация.
Хотя  неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет гораздо больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно с ее детьми).
Недавно стала распространенной  категория  неполных семей – неполные расширенные  семьи, которые образуются, как правило, в результате какой – либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство – чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов;  ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными особенностями, неумением приспосабливаться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей[11, стр251]), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является незапланированной, а случайной (рождение близнецов или рождение ребенка в результате неэффективной контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).
Все многодетные  семьи могут быть распределены на три категории:
    Семьи, многодетность которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, о у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.