На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Операторская деятельность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
     Введение………………………………………………………………………3
    Классификация операторских профессий……………………………….4
    Общее представление о психологических характеристиках человека-оператора………………………………………………………………….10
    Требования, выдвигаемые к профессиональным знаниям и навыкам оперативного персонала……………………………………………...….11
    Принятие оператором решения об управляющем воздействии………12
    Операторская готовность…………………………………...…………...13
    Условия и организация операторской деятельности………………..…15
    Заключение  …………………………………………………………………..20
     Список литературы…………………………………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Инженерная  психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью  использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы  человек-машина. Процессы информационного  взаимодействия человека и техники  являются предметом инженерной психологии. Значение инженерной психологии при  изучении деятельности человека в системе  человек-машина определяется тем, что  она исследует процессы приема, хранения, переработки и реализации информации человеком. В системах управления циркуляция и переработка информации имеют  фундаментальное значение. С одной  стороны, от точности и своевременности  приема информации человеком, надежности ее хранения и воспроизведения, эффективности  переработки в конечном итоге  зависят надежность, точность и быстродействие всей системы человек-машина. С другой стороны, с теми или иными нарушениями  информационного взаимодействия человека и машины связана основная масса  ошибок, допускаемых человеком. Чтобы  система человек-машина функционировала  надежно и эффективно, необходимо, чтобы информация, адресуемая человеку. Передавалась ему в форме, наиболее удобной для ее восприятия, запоминания  и осмысления, а органы управления были бы удобными для организации  соответствующих движений.
     Система человек – машина (СЧМ) представляет собой частный случай управляющих  систем, в которых функционирование машины и деятельность человека связаны  единым контуром регулирования. При  организации взаимосвязи человека и машины в СЧМ основная роль принадлежит  уже не столько анатомическим  и физиологическим, сколько психологическим  свойствам человека: восприятию, памяти, мышлению, вниманию и т.п.от психологических  свойств человека во многом зависит  его информационное взаимодействие с машиной. 

    Классификация операторских профессий
     Независимо  от степени автоматизации СЧМ, человек  остается главным звеном системы  «человек – машина». Именно он ставит цели перед системой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора  является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ. Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденциями  развития современного производства.
     С развитием техники увеличивается  число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять. Это  усложняет и повышает роль операций по планированию и организации труда, по контролю и управлению производственными  процессами.
     Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется  от управляемых объектов, о динамике их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а  на основании восприятия сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные объекты. Осуществляя дистанционное  управление, человек получает необходимую  информацию в закодированном виде (т.е. в виде показаний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов и т.д.), что  обуславливает необходимость декодирования  и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального  управляемого объекта.
     Увеличение  сложности и скорости течения  производственных процессов выдвигает  повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия решений  в осуществлении управленческих функций. В значительной мере возрастает степень ответственности за совершаемые  действия, поскольку ошибка оператора  при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению  работы всей системы «человек –  машина», создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора  в современных человеко-машинных комплексах характеризуется значительными  увеличениями нагрузки на нервно-психическую деятельность человека, в связи с чем по-иному ставится проблема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность.
     В условиях современного производства изменяются условия работы человека. Для некоторых  видов деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности, которое не только проявляется в  общем уменьшении количества мышечной работы, но и связано с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной  социальной среды, в окружении приборов и индикаторов. И если эти устройства спроектированы без учета психологических  особенностей оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию, то возникает ситуация, которую образно  называют «конфликтом» человека с приборами.
     Повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора  высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном протекании процесса основной функцией оператора  является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении  нарушений оператор должен осуществить  резкий переход от монотонной работы в условиях «оперативного покоя» к активным, энергичным действиям  по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в течение короткого  промежутка времени переработать большое  количество информации, принять и  осуществить правильное решение. Это  приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.
     Рассмотренные особенности операторского труда  позволяют выделить его в специфический  вид профессиональной деятельности, в связи с чем для его  изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработанных  психологией и физиологией труда  и используемых для оптимизации  различных видов работ, не связанных  с дистанционным управлением  по приборам.
     Деятельность  оператора в системе «человек – машина» может носить самый  разнообразный характер. Несмотря на это, в общем виде она может  быть представлена в виде четырех  основных этапов.
     Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах  окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения  задачи, поставленной перед системой «человек – машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение  сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка  и декодирование; в результате у  оператора складывается предварительное  представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.
     Оценка  и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление  заданных и текущих (реальных) режимов  работы СЧМ, производится анализ и обобщение  информации, выделяются критические  объекты и ситуации и на основании  заранее известных критериев  важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа  во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться  такие действия, как запоминание  информации, извлечение ее из памяти, декодирование  и т.п.
     Принятие  решения. Решение о необходимых  действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных  сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных  решений и т.д. Время принятия решения существенным образом зависит  от энтропии множества решений.
     Реализация  принятого решения. На этом этапе  осуществляется проведение принятого  решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих  распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т.п.).
     На  каждом из этих этапов оператор совершает  самоконтроль собственных действий. На качество и эффективность выполнения каждого из рассмотренных этапов оказывает влияние целый ряд  факторов. Так, например, качество приема информации зависит от вида и количества индикаторов, организации информационного  поля, психофизических характеристик  предъявляемой информации (размеров изображений, их светотехнических характеристик, цветового тона и цветового контраста).
     На  оценку и переработку информации влияют такие факторы, как способ кодирования информации, объем ее отображения, динамика смены информации, соответствие ее возможностям памяти и мышления оператора.
     Эффективность принятия решения определяется следующими факторами: типом решаемой задачи, числом и сложностью проверяемых логических условий, сложностью алгоритма и  количеством возможных вариантов  решения.
     Выполнение  управляющих движений зависит от числа органов управления, их типа и способа размещения, а также  от большой группы характеристик, определяющих степень удобства работы с отдельными органами управления (размер, форма, сила сопротивления и т.д.).
     Первые  два этапа в совокупности называют иногда получением информации, последние  два этапа ее реализацией (обслуживанием). Получение информации включает в  себя два уровня. На первом из них  происходит восприятие оператором информационной модели, т.е. восприятие физических явлений, выступающих в роли носителей  информации (положение стрелки на шкале прибора, комбинация знаков на экране электронно-лучевой трубки, мигание лампочки, звук и т.п.). после  этого на втором уровне осуществляется декодирование воспринятых сигналов и формирование оператором оперативного образа (концептуальной модели) управляемого процесса. Это дает возможность оператору соотнести в единое целое различные части управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить эффективные управляющие действия, т.е. правильно реализовать (обслужить) полученную информацию.
     В зависимости от возможностей реализации информации различают деятельность оператора с немедленным и  отсроченным обслуживанием. В первом случае имеет место предъявление небольшого числа простых сигналов, что обеспечивает симультанное (одномоментное) восприятие информации. Обычно при  этом имеется жесткая однозначная  связь между сигналами и возможными ответными действиями. В этом случае оператор фактически переходит от приема информации сразу к действию. Этап логической обработки и принятия решения предельно упрощен. Во втором случае (отсроченное обслуживание) предъявленная информация имеет  сложный характер. Процесс ее восприятия и оценки носит сукцессивный (развернутый  во времени) характер и называется информационным поиском. Обработка информации в  этом случае начинается с некоторой  задержкой.
     Наряду  с рассмотренными общими чертами  деятельности оператора выделяют и  различные виды операторского труда, каждый из которых характеризуется  своими частными особенностями.
     Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы по приему и переработке информации и т.п.
     Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Возможное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т.д. )
     Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов (образов) и т.д.
     Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием и опытом.
     Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т.п. ).
     Рассмотренные общие психологические качества операторов и степень их проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности оператора. Так, оператору-руководителю в первую очередь необходимы: высокая  помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной информации; способность к абстрактному мышлению, обобщению, конкретизации, мышлению вероятностными категориями; критичность мышления.
     В отличие от этого требования к  оператору-манипулятору будут иные. К ним относятся: высокая чувствительность и помехоустойчивость при восприятии различных видов информации, способность  к устойчивой моторной работе в максимальном темпе, высокая мышечно-суставная  чувствительность.
     Аналогичные требования могут быть разработаны  и для операторов других типов. Все  их нужно учитывать при проектировании деятельности и профессиональном отборе операторов. 

    Общее представление о  психологических характеристиках человека-оператора.
       В качестве психологических характеристик  человека-оператора, осуществляющего  управляющие функции в системе  «человек—машина—среда», рассматриваются  показатели, которые определяют  процессы приема, переработки и  передачи информации, а также  индивидуальные особенности психических  процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, психомоторики, мотивации,  воли, эмоций).
       Трудовая деятельность человека  организуется, направляется и регулируется  в соответствии с исходными  причинами, которые определяют  характер рабочей активности  индивида, а также в соответствии  с ожидаемыми результатами деятельности.
       Решение трудовых задач начинается  с процесса приема исходной  информации, который может осуществляться  с использованием в качестве  носителей информации сигналов  различной модальности. Каналы  приема информации характеризуются  функциональными возможностями  различных анализаторов.
       Процессы переработки информации  основаны на использовании различных  способов ее анализа, синтеза  и трансформации, принятия решения,  предвидения возможного изменения  ситуации и т. п. Интеллектуальная  деятельность по преобразованию  информации и решению трудовых  задач обеспечивается функциями  различных видов и форм памяти  и мышления человека.
       Реализация принятых решений,  завершение определенных циклов  трудовых операций и отдельных  действий осуществляется с помощью  различных управляющих воздействий,  в основе которых лежат психомоторные  реакции и речевые сообщения  (команды), характеризующиеся пространственно-временными  параметрами, точностью, смыслом  и т. д. 
       Особенности информационного взаимодействия  человека с техническими компонентами  СЧМС зависят от организации  рабочего места специалиста, степени  соответствия размещения элементов  рабочего места (положения отдельных  индикаторов, органов управления, их взаиморасположения и т,  д.) особенностям строения и размерам  отдельных частей тела человека, динамическим возможностям их  перемещений при работе с элементами  пульта управления.
       В процессе деятельности рабочая  нагрузка (в том числе и умственная), связанная с выполнением трудовых  задач, сопровождается определенными  усилиями, степень адекватности  которых величине нагрузки обусловливает  уровень успешности решения задач  и отражает функциональную напряженность  деятельности и подготовленность  к ней. Напряженность психических  и физиологических функций характеризует  сложность интеллектуальной деятельности  и зависит от психофизиологических  и личностных ресурсов человека.  
 

     
    Требования, выдвигаемые к  профессиональным знаниям  и навыкам оперативного персонала
             Рассматривая деятельность оператора, можно кратко сформулировать требования к его профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Оператор должен обладать способностью:
      -приема информации с наименьшим  количеством ошибок;
      -логического мышления и доведения  навыков мышления до суждений-инструкций, т.е. доведения навыков принятия  решений до стереотипного уровня, до четко выраженных связей "вход-выход";
      -быстро и четко реализовать  принятые решения с помощью  органов управления.
       Рассматривая человека-оператора  как звено в замкнутом контуре  управления, можно сформулировать  задачу оператора как согласование  звеньев системы управления с  учетом возможностей и ограничений,  как человека, так и техники,  входящей в систему управления. Анализ оперативной деятельности  операторов энергоустановок показал,  что оператор должен иметь: 
      -определенный объем теоретических  знаний, необходимых для понимания  оперативных ситуаций, возникающих  при эксплуатации оборудования;
     - навыки:
     - обнаружения, опознавания и идентификации  сигналов,
      -логического мышления, т.е. навыки  построения причинно-следственных  связей между теми или иными  значениями параметров и положением  исполнительных органов регулирующей  аппаратуры (как систем автоматического,  так и дистанционного управления),
     -дистанционного  управления (регулирования) технологическими  параметрами, 
      -взаимодействия с аппаратурой  автоматического регулирования, 
      -взаимодействия с аппаратурой  вычислительного комплекса. 
       Рассмотрев приведенные навыки, необходимые для успешной работы  оператора в нормальных и, особенно  в аварийных ситуациях, можно  сделать вывод о том, что  ни один из них не может  быть приобретен при обучении  и тренировках на, так называемых, "компьютерных тренажерах". В  связи с этим, приобретение каких-либо  других навыков оператором в  этом случае делает их отрицательными (то есть мешающими) по отношению  к оперативной деятельности на  реальном оборудовании и неизбежно  ведет к резкому снижению надежности  и безопасности работы электростанций  и энергосистем. 

    Принятие  оператором решения  об управляющем воздействии
       Эффективность работы, в первую  очередь, принятие и реализация  решений, определяется психологической  структурой операторской деятельности, иначе говоря, структурой ориентировки  в условиях выбора и исполнения  профессиональной деятельности. Ориентировка  оператора формируется и функционирует  на четырех уровнях: 
      -"информационном" (уровне адекватного  восприятия информации);
      -"смысловом" (уровне основных  целей, реализуемых в деятельности  оператора);
      -"функциональном" (уровне выбора  способов изменения режимов функционирования  технической системы);
     - "операционном" (уровне условий  исполнения принятого решения).
       В реальной деятельности оператора,  упомянутые уровни выступают  одновременно и неразрывно. Таким  образом, в основе системы обучения  с использованием технических  средств должно лежать управляемое  формирование у оператора целостной  ориентировки в восприятии информации, целях, условиях выбора и исполнения  профессиональной деятельности. В  процессе тренировок имеет место  замена одного уровня другим, логические решения, выполнив  свою функцию образования прямых  связей между сигналами и ответами, исчезают в тех случаях, когда ситуации повторяются, т.е. образуется жесткая связь "выход-вход".  

      Операторская готовность
       Известно, что в профессиональной  деятельности оперативного персонала  могут возникать напряжённые  ситуации – обстоятельства, порождающие  значительные трудности и требующие  от человека быстрых, точных  и безошибочных действий, выполнения  максимального объёма работы  за определённый (чаще всего –  минимальный) промежуток времени. 
       В таких случаях подвергаются  испытанию предельная пропускная  способность оператора, способность  критически мыслить и принимать  логически обоснованные решения  с целью стабилизации параметров  работы технологических систем. Динамичность напряжённых ситуаций, нередко крайне жёсткие требования  к своевременности и адекватности  исполняемых действий обуславливают  необходимость заблаговременной  психологической подготовки операторов  к выполнению внезапно возникающих  усложнённых задач профессиональной  деятельности. Эффективность действий  оператора в напряжённой ситуации  в значительной степени определяется  уровнем сформированной готовности  к развивающимся событиям, умением  управлять своим эмоциональным  состоянием. Неподготовленность оператора  к управлению собой, возникающие  из-за этого ошибки и упущения  могут содержать в себе предпосылки  будущих срывов и отказов в  профессиональной деятельности. Готовность  – это первичное, фундаментальное  условие успешной операторской  деятельности. Другими словами, готовность  как особое психическое состояние  определяет границы воздействия  основного раздражителя – аварийной  ситуации. Готовность сформирована  – оператор адекватно воспринимает  и осмысливает появившиеся осложнения  и выполняет необходимые действия, готовность не сформирована –  оператор не в состоянии адекватно  отреагировать на ситуацию, и  выполняет импульсивные, преждевременные  либо замедленные действия. Таким образом, для того чтобы поддерживать операторскую готовность на должном уровне, необходимо:
       • уметь формировать и поддерживать  целесообразную операторскую активность;
       • уметь управлять трудными  состояниями, возникающими в операторской  деятельности. Психологическая подготовка  персонала, направленная на формирование  и поддержание операторской готовности, включает в себя занятия по  следующим темам:
       • трудные состояния, встречающиеся  в операторской деятельности, их  симптомы, причины возникновения;
       • методы обеспечения операторской  готовности (методы саморегуляции), их механизмы, особенности и  области применения;
       • овладение методами психологической  саморегуляции. Основная задача  занятий по саморегуляции состоит  в освоении двух методических  приёмов:
       • релаксация, предназначенная для  снятия нервно-психического напряжения;
       • активация, направленная на  снятие утомления и оптимизацию  текущего функционального состояния.  

    Условия и организация  операторской деятельности.
       Важным компонентом СЧМС являются  условия труда (рабочая среда), которые оказывают существенное  влияние на эффективность деятельности  человека-оператора. Условия труда  — это совокупность факторов  внешней среды на рабочем месте,  оказывающая влияние на функциональное  состояние и работоспособность  человека-оператора. 
       Условия труда принято классифицировать  по критериям их качественного  своеобразия и интенсивности  воздействия. 
       По критерию качественного своеобразия  условий труда можно выделить:
      1) физико-химические факторы (температура,  влажность, скорость движения, газовый  состав воздуха, барометрическое  давление, радиационные факторы,  вредные примеси и т. д.), для  которых существует система санитарно-гигиенического  нормирования;
      2) информационные факторы (объем  информации, интерференция, избыточность, дефицит, ложная информация и  т. д.). Их показатели, не нормируются,  а объективная и субъективная  значимость информации, как правило,  не совпадают; 
      3) социально-психологические факторы  (уровень сплоченности коллектива, психологический климат, стиль руководства,  межличностные конфликты и т.  д.), которые определяются психологическими  особенностями субъектов деятельности  и содержания трудовых задач; 
      4) эстетические факторы (эстетические  и функциональные качества предметной  среды — художественное оформление, фактура материалов, цветовое решение,  гармоничность композиции, современность  стиля и т. д.), обеспечивающие  привлекающий эффект оборудования, светоцветовой тон информационного  и моторного полей рабочего  места. 
       По критерию интенсивности воздействия  факторов выделяют следующие  виды рабочей среды: 
      1) комфортная, обеспечивающая нормальное  самочувствие и оптимальную динамику  работоспособности человека-оператора; 
          2) относительно дискомфортная, вызывающая неприятные субъективные ощущения и изменения функционального состояния и уровня работоспособности к концу рабочего дня;
      3) экстремальная, вызывающая выраженные  функциональные изменения (не  ведущие к патологии) и снижение  работоспособности; 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.