На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Налоговому праву"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Предмет налогового права 
 

      Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответствующая  сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового  регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты. После вступления в действие НК РФ правовое регулирование налоговых отношений пополнилось многими новыми для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т. д.
      В науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой налоговое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.
      Подобно любой правовой общности налоговое  право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, находит свое закрепление в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право. Налоговое право не является раз и навсегда сложившимся феноменом оно постоянно развивается, обновляется и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениям.
     Все отрасли или подотрасли права различаются между собой, прежде всего по предмету правового регулирования. Поэтому, чтобы дать понятие налогового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.
     Предмет правового регулирования образуют, как правило, отношения, характеризующиеся следующими признаками: а) устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность с достаточной точностью фиксировать правоотношения субъектов; б) способностью к внешнему правовому контролю; в) нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.
     Уяснение  содержания предмета налогового права  позволит отграничить его от других составных частей финансового права, отраслей российского права, а также определить ту центробежную силу, которая обусловливает объединение налоговых отношений в самостоятельный вид общественных отношений, объективно требующих финансово-правового регулирования.
     Принципиальное  значение для выявления круга  общественных отношений, составляющих предмет налогового права, имеет  ст. 2 НК РФ:
     « Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах
     Законодательство  о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в Российской Федерации, а  также отношения, возникающие в  процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом», которая называется «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах». Названная статья не только перечисляет отношения, образующие предмет налогового права, но и определяет сферу действия законодательства о налогах и сборах и тем самым указывает на критерии разграничения налогового и смежных подотраслей и отраслей права. Для определения предмета налогового права ст. 2 использует два критерия: метод правового регулирования и объект правового воздействия с указанием основных групп регулируемых отношений.
     Общественные  отношения, входящие в сферу налогового правового регулирования, можно  сгруппировать следующим образом:
     - отношения по установлению налогов  и сборов;
     - отношения по введению налогов и сборов;
     - отношения по взиманию налогов;
     - отношения, возникающие в процессе  осуществления налогового контроля;
     - отношения, возникающие в процессе  обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия)  их должностных лиц;
     - отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и 
процессуальных отношений, образующих предмет налогового 
права, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

     Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит в том, что они  складываются в особой сфере жизни  общества - финансовой деятельности государства  и местного самоуправления, направленной на аккумулирование денежных средств в доход публичных субъектов.
     Налоговое право имеет определенные закономерности, которые влияют на возникновение, функционирование или прекращение налоговых отношений. Подобными закономерностями, например, являются следующие показатели налоговых отношений: имущественный характер; конформизм; властный характер; обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства; изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности; политическая компромиссность правового регулирования.
     Присущая  налоговому праву развитая и сложная  совокупность объективных закономерностей  позволяет рассматривать предмет налогового права как совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     Можно выделить следующие основные отличительные  признаки отношений, составляющих предмет  правового регулирования налоговых  отношений:
     - имеют имущественный характер;
     - направлены на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
     - обязательным участником и воздействующим  субъектом является государство  или муниципальное образование  в лице компетентных органов.
     Наиболее  полное представление о структуре  предмета налогового права дает его  классификация по различным основаниям.
     Во-первых, в зависимости от функций налоговой  деятельности предмет налогового нрава  образуют: а) материальные отношения; б) процессуальные (процедурные) отношения.
     Во-вторых, в зависимости от институциональной  принадлежности выделяются отношения но: а) установлению и введению налогов и иных обязательных платежей; б) исполнению обязанности по уплате налогов и сборов; в) осуществлению налогового контроля; г) охране механизма правового регулирования налоговой сферы; д) налогообложению организаций; е) налогообложению физических лиц; ж) установлению особых налогово-правовых режимов.
     В-третьих, по экономическому критерию налоговые  отношения подразделяются на финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов: например, отношения по взиманию налогов. Нефинансовыми являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе налоговых и направлены на создание, изменение или прекращение налоговых правоотношений. В качестве примера можно привести установление налогов, налоговый контроль, привлечение к налоговой ответственности.
     Проведенная классификация общественных отношений позволяет сделать вывод, что в предмет налогового права входят не все финансовые отношения, а только определенная их часть, опосредующая процессы образования за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных интересах. 

     Принципы  налогового права. 
 

     Общие положения 
 

     Принципы  налогового права (юридические  принципы) - это основные исходные положения в системе финансово-правовых норм, развивающие конституционные начала и ревизуемые в процессе установления налогов.
     Принципы  налогового права могут быть как  общими для налоговой системы в целом (например, принцип установления налогов и сборов законами), так и специфическими, влияющими на ее отдельные элементы (например, принцип однократности налогообложения). Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены федеральным законом. Эти принципы должны развивать, наполнять смыслом такие конституционные начала, как равенство прав и свобод человека и гражданина, единство экономического пространства, признание и защита государством всех форм собственности и т.д. Общие принципы налогообложения служат основой для разработки федерального, регионального и местного законодательства. Эти принципы призваны гармонизировать фискальные интересы государства и кошелек налого плательщика, соблюдать справедливость, соразмеримость этих отношений. Конституционные начала должны соблюдаться законодателями, государством в лице фискальных органов, судебными и иными инстанциями, являющимися участниками налоговых отношений.
     По  своему содержанию юридические принципы налогообложения можно подразделить на группы. 
 
 

     Принципы  налогового права, отражающие сущность налога 

     К этой группе принципов налогового права  относятся следующие принципы.
1. Принцип публичной (общественной) цели взимания налогов означает, что налоговые доходы должны расходоваться государством только на общественные потребности (оборону, правосудие, социальные программы и т. д.). Этот принцип развивает конституционное положение (ст. 7 Конституции РФ):          « 1.Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
   2.В  Российской Федерации охраняются  труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.»
о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, инвалидов и пожилых людей  и т. д., и тесно взаимосвязан с правилами, заложенными в основу бюджетного права.
     2. Принцип приоритета  фискальной направленности  налогообложения.  Согласно этому принципу финансированию бюджета принадлежит главенствующее значение. Регулирование экономики - вторичная составляющая налогов. Именно налоги и сборы, а не другие принудительные платежи в виде санкций, являются источниками бюджета и носят постоянный характер.
     3. Принцип абстрактности налоговых платежей, В большинстве своем налоги не должны иметь целевой направленности, т. е. финансировать конкретные расходы. Такой подход даст возможность разрабатывать государственный бюджет более гибко, исходя из общественных приоритетов. Существование целевых налоговых платежей обусловлено положениями Конституции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Принципы, используемые в ходе разработки налогового законодательства 

     В эту группу входят следующие принципы.
    1. Принцип установления налогов и сборов законами - конституционный принцип (ст. 57, ч. 3 ст. 75). В п. 1 ст. 3 Налогового кодекса 

  «Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
    1. Каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы. Законодательство о  налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения. При  установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.» 

 указано,  что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие законы. Федеральные налоги и сборы в соответствии с настоящей статьей устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым кодексом.
    2. Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре означает, что внесение законопроектом о налогах должно пройти определенные, строго оговоренные в Конституции стадии (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). 

    «3. Законопроекты о введении или  отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.» 

     3. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов - общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
     Во  многих отраслях нрава, в том числе  и в налоговом праве, обратная сила закона ограничивается (ст. 5 НК РФ).
    «Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени 

    1. Акты законодательства о налогах  вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца  со дня их официального опубликования  и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
    Акты  законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении  одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
    Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий  Кодекс в части установления новых  налогов и (или) сборов, а также  акты законодательства о налогах  и сборах субъектов Российской Федерации  и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
(в ред.  Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
    Акты  законодательства о налогах и  сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
(абзац  введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
    2. Акты законодательства о налогах  и сборах, устанавливающие новые  налоги и (или) сборы, повышающие  налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
(в ред.  Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    3. Акты законодательства о налогах  и сборах, устраняющие или смягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты  прав налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
(в ред.  Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    4. Акты законодательства о налогах  и сборах, отменяющие налоги и  (или) сборы, снижающие размеры  ставок налогов (сборов), устраняющие  обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
(в ред.  Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    5. Положения, предусмотренные настоящей  статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.» 

     4. Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так пли иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.
     5. Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. Совокупность правил в отношении установления обязательных элементов налога рассматривается в ст. 17 Кодекса.
    «Статья 17. Общие условия установления налогов  и сборов 

    1. Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
(в ред.  Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    объект  налогообложения;
    налоговая база;
    налоговый период;
    налоговая ставка;
    порядок исчисления налога;
    порядок и сроки уплаты налога.
    2. В необходимых случаях при  установлении налога в акте  законодательства о налогах и  сборах могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.
(в ред.  Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод налогоплательщиков 

     1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков закреплен в ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ. Этот принцип означает, что нельзя устанавливать различные условия налогообложения в зависимости от таких критериев, как, например:
     - форма собственности (в Российской  Федерации признаются и защищаются  равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности);
     - раса, пол, национальность, язык, имущественное  и должностное положение, принадлежность  к общественным объединениям  и другие обстоятельства (все  граждане равны перед законом  и судом, при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина);
     - местонахождение налогоплательщика (на территории РФ каждый ее гражданин обладает всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ).
     Согласно  п. 2 ст. 3 Налогового кодекса, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц пли места происхождения капитала.
     2. Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предполагает экономическое равенство плательщиков. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. «Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 6 (ч. 2) и 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциаций налогов и сборов».
    3. Принцип всеобщности налогообложения заложен в Конституции РФ (ст. 57) «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»,
      согласно которой каждый обязан  платить законно установленные  налоги и сборы. Нельзя устанавливать  индивидуальные и иные льготы и уплате налога, не обоснованные конституционными началами. Этот принцип также закреплен в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса «1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».
- законодательство  о налогах и сборах основывается  па признании всеобщности и  равенства налогообложения.
     4. Принцип сочетания интересом государства и обязанных субъектов присущ любой системе налогового законодательства и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики) в правовом регулировании налоговых отношении и при применении налогового закона. Это неравенство проявляется, например, в неравноправном положении плательщика налогов при взыскании недоимок и штрафов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Принципы  налогообложения, обеспечивающие соблюдение
     федеральных основ государства 

     1. Принцип единства налоговой политики развивает принцип единства экономического пространства, отраженным в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) пли денежных средств (п. 4 ст. 3 Кодекса).
     2. Принцип равенства правовых статусов субъектов РФ. В основу построения налоговой системы положен налоговый федерализм, т.е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги). Согласно Конституции, в ведении РФ находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы (и. «3» ст. 71), а в совместном ведении РФ и ее субъектов - установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (п. «и» ст. 72).
     Самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере налогообложения ограничена. С другой стороны, их право па установление налогов и сборов производно, так как субъекты Федерации и органы местного самоуправления связаны общими принципами налогообложения.
    3. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления (п. 1 ст. 4 Кодекса)
    1. «Правительство Российской Федерации,  федеральные органы исполнительной  власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.»
 Запрещается  также установление региональных  или местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым  кодексом.
     Принципы  налогового права очень важны. Они  имеют не столько теоретическую  ценность, сколько практическую. Реализация в полной мере юридических принципов означает демократический подход публичной власти к частным интересам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Налогообложение в Российской Федерации (Современный  период) 

     В 1991 г. началось формирование самостоятельной  налоговой системы Российской Федерации. В частности, были приняты законы о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом являлся принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
     Однако  созданная налоговая система  обладала существенными недостатками, среди них: многочисленность нормативных  правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней.
     В целях совершенствования налоговых  отношений с середины 1990-х гг. в Российской Федерации проводятся преобразования системы налогообложения. Значительным шагом в совершенствовании налогового законодательства являлась его кодификация - разработка и принятие Налогового кодекса РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.