На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технология и организация спортивного внутреннего туризма в республике Башкортостан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ
    Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (фГОУВПО «РГУТиС»)
ИНСТИТУТ  ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
    (г.  Москва) (филиал) РГУТиС 

Кафедра «Туризма» 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине  «Технология внутреннего туризма» 

на тему: «Технология и организация спортивного внутреннего туризма в республике Башкортостан» 
 

      Выполнила                                                  Гордонова Маргарита Евгеньевна 

      Группа                                                         ТТ4-1 

      Проверила                                                   к.и.н., доцент Бойко Т.В.   

      Оценка _______________ 

      Подпись руководителя ______________ 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 

2011 г.
Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Внутренний туризм, наряду с въездным, является важным приоритетом развития национального туристического рынка, так как не только не способствует оттоку денежных средств из экономики страны, но и является стабилизирующим фактором на рынке рабочей силы, работодателем собственной туристической индустрии, увеличивает размеры капиталовложений в национальные предприятия сферы туризма, приводит к выравниванию уровней жизни в регионах страны (так как путешествуют обычно жители более экономически развитых регионов государства, в то время как в курортных регионах нет развитой промышленности, сельского хозяйства, и их жители вынуждены существовать только на доходы, получаемые от обслуживания приезжающих путешественников) [10].
     Ежегодно  отпуск в России проводит около 35 млн граждан нашей страны, из них примерно 8% (от 2,8 до 3 млн человек) выбирают горнолыжный и экстремальный виды отдыха (Приложение 1). При этом каждый год этот сегмент туризма показывает 8%-ный рост. Таким образом, как прогнозируют специалисты, к 2012 году число любителей активных зимних видов спорта достигнет 4 миллионов человек [32].
     Горнолыжный туризм в России, во многом является наследником горнолыжной инфраструктуры бывшего СССР, но, несмотря на это, появилось множество современных, отвечающих высокому уровню курортов. Отстраивается новая инфраструктура, модернизируются остатки устаревшей, поскольку спрос на данные услуги довольно велик, а туристические возможности России невероятно обширны – от гор Северного Кавказа до Камчатки [27].
     Одними  из наиболее активно развивающихся  являются сегодня горнолыжные курорты Башкортостана на Южном Урале: здесь постоянно появляются новые трассы, отели и подъемники, что способствует увеличению спроса на туры в этот регион.
     Объектом  данной работы выступает горнолыжный туризм в республике Башкортостан, а предметом – совокупность отношений и явлений, возникающих в процессе организации внутреннего горнолыжного туризма в республике Башкортостан.
     Основной  целью данной курсовой работы является ознакомление с технологиями и организацией горнолыжного туризма в республике Башкортостан.
     Задачи  данной работы:
    овладеть теоретическими и практическими знаниями в области современного туроперейтинга с учётом передового отечественного опыта;
    познакомиться с работами современных ученых и специалистов в области внутреннего туроперейтинга;
    сформировать представления о современном состоянии российского внутреннего горнолыжного рынка;
    ознакомиться с особенностями организации спортивных горнолыжных туров по России;
    получить  полное и всестороннее представление о специфических особенностях сотрудничества с каждым из поставщиков услуг в рамках внутреннего горнолыжного туризма;
    выявить проблемы, существующие на современном внутреннем рынке горнолыжного туризма.
     При написании данной работы использовались учебные пособия, в которых наиболее полно представлена информация об особенностях организации спортивного туризма, о технологиях сотрудничества в рамках внутреннего спортивного туризма. Наиболее важными учебными пособиями являются Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Советский спорт, 2008; Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма. М.: КНОРУС, 2009; Ушаков Д.С. Прикладной Туроперейтинг. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2007. Из периодических изданий наибольшее количество информации было взято из статей Орлова Д. Туризм без спроса. // Новая экономическая газета Республики Башкортостан. № 10 (413), 2011 и Потапова П. Клонирование склонов. // Журнал «Курс дела». № 106, 2010. Также использовались ГОСТы и Федеральные законы Российской Федерации, такие как Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности РФ» и ряд других. Из Интернет-источников наиболее важными были официальные сайты горнолыжных курортов (http://www.abzakovo.com, http://www.ski-bannoe.ru/), гостиниц (http://www.hoteltirol.ru/index.html), транспортных компаний (http://rzd.ru/, http://www.ufabus.ru/), башкирских туроператоров (http://rozavetrov.ru/, http://www.tengri.ru/).
      Данная  курсовая работы включает в себя теоретическую  часть, практическую часть, заключение, библиографический список и приложения.
      В теоретической части рассматриваются  основные понятия и особенности  спортивного туризма, его классификация, особенности горнолыжного туризма в России, схемы сотрудничества с поставщиками услуг в рамках внутреннего горнолыжного туризма и его документационное обеспечение.
     В практической части представлены основные турцентры горнолыжного туризма в Башкортостане, дается анализ регионального горнолыжного рынка, подробно разбираются технологии сотрудничества с поставщиками услуг, а также выявляются основные проблемы горнолыжного туризма в республике Башкортостан и предлагаются пути их решения. 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Теоретическая часть 

   1.1. Сущность и особенности спортивного туризма 

     Спортивный туризм имеет своей целевой функцией спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий, т.е. совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности, и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа [9].
     Основным  потребителем спортивного туризма  является группа потребителей, состоящая  из обычных людей (непрофессиональных спортсменов), желающих во время путешествия  заниматься выбранным видом спорта и поручающих организацию этого туристским фирмам и предприятиям.
     Пакет услуг на таких турах сориентирован на определенный вид спорта. Однако существуют и общие требования к организации всех спортивных туров.
     Наличие природно-рекреационных условий  при организации спортивных туров имеет особенно большое значение. Так, для горнолыжного туризма необходимо наличие гор с подходящими склонами разной сложности; для рафтинга - наличие горных рек с труднопроходимыми, но интересными участками, с наличием несложных препятствий, возможность удобной заброски и снятия с маршрута и т. д.
     Материальная  база (гостиницы, транспорт, спортивное оборудование) также должна быть сориентирована на спортивный отдых и на определенный вид спорта. Принимая туристов на спортивных турах, организаторы должны обеспечить для них возможность пользоваться подъемниками, специально оборудованными трассами, а также предоставить туристское снаряжение. Гостиницы должны соответствовать типу спортивных гостиниц. При этом нелишними будут услуги отдыха, снимающие напряжение после занятий спорта: бани, сауны, бассейны, услуги массажистов и т. п.
     На  спортивных турах необходимо наличие  проката и продажи специального снаряжения и спортивного инвентаря  для соответствующего вида спорта.
     Экскурсионная программа - небольшого объема, по основным достопримечательностям. Возможно сочетание экскурсионно-познавательных и спортивных программ, например, велотур с остановками для осмотра достопримечательностей.
     На  спортивных турах обязательно планируются  массивы свободного времени для туристов для самостоятельных занятий спортом, шопингом, для прогулок и просто отдыха. Этот массив времени, как правило, с различными вариациями по видам спорта должен составлять примерно половину дня (или половину массива активного времени).
     Питание - разнообразное, так называемого  развлекательного характера (видео-бары, танц-кафе, праздники в ресторане - конечно же, имеется в виду вечернее питание). Как правило, это полный или полупансион.
     При организации спортивных туров первым и основным условием является наличие квалифицированных и опытных инструкторов по соответствующему виду спорта, мастеров и кандидатов в мастера спорта для работы с туристами. Инструкторы должны знать правила безопасности и уметь оказывать первую помощь.
     Туристы при обслуживании разбиваются на группы опытных, менее опытных и начинающих спортсменов, с каждой из групп занимается отдельный инструктор. При приеме на маршрут семей с детьми организуются специальные детские группы, с которыми занимается отдельный, специально подготовленный инструктор [7].  
 
 
 
 

   1.2. Классификация спортивных туров 

     Спортивные  туры классифицируются по видам спорта:
    велосипедные туры
     Это такие туры, в которых велосипед служит главным или единственным средством передвижения [17].
     Велосипедный  туризм в его массовом варианте обычно не предполагает серьезных спортивных нагрузок: это неспешные путешествия по проселочным дорогам и заранее проложенным лесным тропам. Основные районы велосипедного туризма — заповедные уголки России: Карелия, Кольский п-ов, Подмосковье, Ленинградская область, Забайкалье, Кавказ, Поволжье. В Сибири и на Дальнем Востоке велосипедный туризм развит слабо [8].
    водные туры
     Это туры, которые заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. В зависимости от типа судна и водного объекта различают несколько подвидов водного спортивного туризма: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг и так далее [17].
    конные туры
     Один  из видов спортивных туров, который заключается в прохождении на лошади маршрутов, содержащих специфические для конного туризма препятствий (перевалы, леса, реки).
     Большинство маршрутов рассчитываются на людей, не имеющих какой-либо предварительной тренировки в верховой езде. Опытные инструкторы проводят на турбазах необходимую предпоходную подготовку по специально разработанным программам. Пройдя обучение, турист приобретает навыки по уходу за лошадью, обучается седлать и запрягать ее, управлять ею. Для опытных туристов-конников разрабатываются более сложные маршруты [17]. 
     Конный  туризм развит в большинстве регионов России: Алтай, Хакасия, Байкал, Камчатка, Урал, Поволжье, Башкирия, Удмуртия, Татарстан, Марий Эл, средняя полоса и центр России, Северный Кавказ, Краснодарский, Ставропольский и Приморский края [8]. 
    лыжные туры
     Туры, в которых передвижение на маршруте производится в основном на лыжах.
    пешеходные туры
     Туры, основной целью которых является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности [17].
     Пешеходные  туристские маршруты распространены повсеместно. Такие путешествия, как правило, предусматривают посещение и осмотр историко-культурных или природных объектов [8]. 
    горные туры
     Туры, заключающиеся в передвижении группы людей с помощью мускульной силы по определённому маршруту, проложенному в горной местности в условиях высокогорья.
    спелеотуры
     Разновидность спортивных туров, смысл которых заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолении в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.).
     Особенностями спелеотуров являются: сложность  маршрутов, обусловленная большим  разнообразием рельефа пещер (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и т. д.); высокая относительная влажность воздуха при пониженной температуре; отсутствие естественного освещения; высокая степень автономности в процессе экспедиции (при наличии глубоких подземных лагерей) [17].
     Спелеотуризм наиболее распространен в пещерах средней полосы России, Алтая, Красноярского, Приморского краев, Прикамья. Пещеры подразделяются на большие с общей протяженностью ходов от 1 км и на глубокие с амплитудой ходов более 250 м [8]. 
    комбинированные туры
     Туры, сочетающие в себе элементы разных видов спортивных туров [17].
     Однако  самыми популярными и массовыми  спортивными турами являются горнолыжные  туры.
     Горнолыжный туризм – это особый вид спортивного  туризма, включающий в себя и элементы других видов туризма: лечебно-оздоровительного, рекреационного, экологического.
     Данный  вид туризма имеет целый ряд  особенностей, отличающих его от других, более простых видов. Горнолыжный  туризм - ярко выраженный сезонный вид  туризма. Кроме того, размещение в  горнолыжных турах предусмотрено в специализированных гостиницах типа горных шале, архитектурно вписанных в окружающий пейзаж. Вблизи гостиниц обязательно наличие подъемников. Подъемники делятся на несколько типов: бугельные, кресельные, гондольные и ленточные. Трассы в горнолыжном туризме делятся по степени сложности на зеленые, синие, красные, черные.
     В горнолыжном туризме большую  роль в стоимостном отношении  играет ассортимент дополнительных услуг: услуги инструктора, прокат снаряжения, ски-пасс (абонемент на подъемники). Для многих туристов также важна досуговая инфраструктура, не связанных непосредственно с лыжами, включая бары, рестораны, дискотеки, оздоровительные центры, спортивные комплексы и т. д.
     Несмотря  на то, что горнолыжный туризм относится  к достаточно дорогим видам туризма, с каждым годом растет число туристов, увлекающихся данным видом спортивных туров [6].  

     1.3. Характеристика горнолыжных курортов России 

     Российские  горнолыжные курорты нередко  называют горнолыжными центрами (ГЛЦ). Их отличительной особенностью является то, что эти курорты часто являются собственностью не государства, а частного лица или компании.
     В России существует чуть более 100 горнолыжных центров, доступных всем желающим, то есть не являющихся закрытыми корпоративными площадками [14].
     Основные  горнолыжные курорты и местности  России: Красная Поляна (Краснодарский край), Домбай (Западный Кавказ), Приэльбрусье (самая обширная в России зона горнолыжного катания), Цейское ущелье (Северная Осетия), Алтай, Подмосковье (спортивный парк «Волен», горнолыжный комплекс «Степанове», круглогодичный курорт «Сорочаны» в 54 км от Москвы), Урал (горнолыжно-сноубордерский центр «Завьялиха», горнолыжный курорт Банное, оздоровительно-спортивный комплекс «Абзаково»), заполярный Кировск (Мурманская область), Мценск (Орловская область), Байкал (горнолыжная база отдыха «У озера» вблизи Байкальска на юго-западном берегу Байкала) [8].
     Горнолыжные курорты делятся на три категории в зависимости от перепада высот. К «низкогорью» относятся трассы с перепадом высот около 65 м (их в России 29,8%) и около 125 м (28,1%), к «среднегорью» — с перепадом около 250 м (таких 23,1%) и около 500 м (11,5%). Трасс, имеющих статус «высокогорья», с перепадом высот более 1 км в России всего 6,7%. Такое распределение горнолыжных курортов России по высоте наглядно показано в диаграмме на рис 1.1. 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.1. Распределение горнолыжных курортов России по перепаду высот
Источник: [Составлено автором по источнику: Потапова П. Клонирование склонов. // Журнал «Курс дела». № 106, 2010.] 

     Большинство горнолыжных курортов Центрального и Северо-Западного федеральных  округов эксплуатируют «низкогорные»  трассы. «Среднегорные» ГЛЦ тоже есть, но их немного, и расположены они не очень удачно — на Кольском полуострове. Неудивительно, что основными горнолыжными регионами России считаются Кавказ и Урал, имеющий несколько курортов в сопредельном Башкортостане и по 10–13 ГЛЦ на территории Челябинской и Свердловской областей.
     Такую довольно неплохую статистику портит лишь еще одна официальная классификация — по географическому (территориальному) признаку. Согласно ей, все ГЛЦ делятся на курорты (трассы) местного значения, собирающие катающихся из ближайшей округи (до 30–100 км), и регионального, обслуживающие проживающих в радиусе до 300 км. Дальше идут ГЛЦ российского и мирового уровней. Первые, как и следует из названия, привлекают туристов и спортсменов со всей страны, вторые — всех вышеперечисленных плюс иностранцев. И, несмотря на то, что Челябинская область может похвастаться наличием трасс, сертифицированных для проведения соревнований федерального или международного уровня, большая часть южноуральских ГЛЦ попадает все же в категории местных и региональных [14]. 

   1.4. Схемы сотрудничества с поставщиками услуг при организации спортивных горнолыжных туров 

     При внутреннем туризме возможны две схемы организации туров: презентативная (непосредственный контакт с поставщиками всех туристических услуг, участвующих в турпакете) и репрезентативная (организация туров с участием посредника – принимающей компании). Однако для туроператоров внутреннего горнолыжного направления более характерна прямая схема организации туров [10].
     В рамках внутреннего туризма сотрудничество с принимающими компаниями осуществляется в основном на базе заключения агентского договора, договора поручения либо договора комиссии, в которых определяются конкретные услуги, которые отправляющий туроператор приобретает у принимающей компании, указываются их стоимость и комиссия либо скидка туроператора, а также обозначаются условия оплаты и аннуляции заказов.
     В случае многолетнего плодотворного  сотрудничества туроператор может  получить большую комиссию/скидку, а условия могут становиться  более мягкими.
     Права и обязанности сторон зависят  от типа договора. Например, при договоре комиссии одна сторона (комиссионер, отправляющий туроператор) обязуется по поручению другой стороны (комитента, принимающей компании) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счёт комитента, комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение. Приняв оплату от покупателя, туроператор перечисляет принимающей компании стоимость тура за минусом своего вознаграждения, имея, таким образом, возможность продавать свои туры со скидкой.
     По договору поручения поверенный (отправляющий туроператор) обязуется совершить от имени и за счёт доверителя (отправляющей компании) определённые юридические действия, представляющие интерес для доверителя, который обязан уплатить поверенному вознаграждение. Размер вознаграждения устанавливается в договоре. Туроператор не имеет возможности участвовать в расчётах, то есть удержать причитающееся ему вознаграждение и, соответственно, самостоятельно регулировать стоимость своего турпродукта.
     Согласно  агентскому договору агент (туроператор) обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала (принимающей компании) юридические и иные действия от своего имени, но за счёт принципала либо от имени и за счёт принципала. В зависимости от того, как заключён агентский договор, различаются права и обязанности каждой из сторон договора. В итоге к отношениям, вытекающим из агентского договора применимы либо правила договора комиссии, либо правила договор поручения [19].
     Каждая  принимающая компания в индивидуальном порядке определяет, на основании какого договора она будет сотрудничать со своими партнерами.
     На  внутреннем рынке России сотрудничество туроператоров с отелями осуществляется на основании договора о блоке мест, на условиях безотзывного бронирования, договора приоритетного бронирования и договора комиссии, а также на основании агентского договора.
     С целью выживания в условиях конкуренции  и получения максимально возможной прибыли внутренние туроператоры нашли самый оптимальный выход – приобретение блоков мест в наиболее популярных среди сограждан отелях курортов. Такая стратегия, во-первых, отсекает возможности внутреннего туриста расселиться в гостинице самостоятельно, заставляя его прибегнуть к услугам оператора, во-вторых, позволяет туроператорам, получая прибыль, держать продажную цену на комнаты ниже, чем цена стойки самого отеля (за счет договорных отношений с отелем, приобретения блоков мест по среднегодовой цене с хорошими комиссионными, возможных бартерных операций владельца отеля и оператора и т.д.). Придерживаясь описанной стратегии, внутренние операторы получают возможность оказывать клиентам услуги размещения и питания отелей по ценам значительно более привлекательным, чем это сделает сам отель для неорганизованных туристов, а также строить собственную агентскую сеть по реализации комнат на внутреннем рынке [10].
     На  горнолыжных курортах России из-за недостаточного количества гостиничных  предприятий с невысокими ценами и отелей с качественным сервисом, но за разумные деньги также очень  популярен вариант размещения в частном секторе. Такой вид размещения используется и туроператорами, которые в этом случае прибегают к сотрудничеству с компаниями, занимающимися краткосрочной арендой коттеджей и квартир вблизи горнолыжных трасс.
     Питание туристов в горнолыжных турах, входящее в стоимость турпакета,  предоставляется в гостинице и обычно представляет собой системы BB (только завтрак) или HB (завтрак и ужин), поскольку с 9-11 часов утра до 4-5 часов вечера туристы катаются в горах, где есть различные предприятия питания. Питание в гостинице может входить в стоимость номера либо оплачиваться отдельно. Также нередко горнолыжные турпакеты вообще не включают в себя питания (например, при проживании в апартаментах или частном секторе).
     При сотрудничестве туроператора с Российской железной дорогой при организации горнолыжных туров возможны 2 варианта:
    Заключение договора между Министерством Путей Сообщения в лице  железнодорожного агентства и туроператором, по которому туроператор получает право оформлять билеты в своем офисе.
     В этом случае туроператор должен иметь  необходимую оргтехнику, оборудованное  для продажи билетов место  и прошедшего специальное обучение сотрудника, а также регулярно  оплачивать право пользования электронной  системой бронирования. Также туроператор не получает от РЖД комиссии, а добавляет свою наценку за услуги сам.
    Бронирование железнодорожных билетов в кассе железнодорожного вокзала для групп туристов.
     Такая форма сотрудничества возможна при  наличии группы туристов от 10 человек. В этом случае для них оформляется единый билет с приложением в виде списка фамилий туристов.
     За  групповое бронирование туроператору предоставляется скидка на стоимость  одного места, однако за эту услугу также берется комиссия, которая  может уровнять скидку. При таком  сотрудничестве туроператор также не получает комиссионных от РЖД.
     Вариант организации прицепных вагонов  или туристических поездов при  спортивном внутреннем туризме неактуален из-за отсутствия количества единовременных организованных туристов, необходимого для заполнения целого вагона и, тем более, поезда.
     В случае сотрудничества с авиакомпаниями следует сказать, что на данный момент отсутствуют чартерные авиаперевозки по России, поэтому единственная форма сотрудничества туроператора и авиакомпании на внутренних рейсах – это работа с регулярными авиаперевозками, при которой функция туроператора – бронирование и продажа авиабилетов из открытой продажи. В этом случае туроператор взимает дополнительную плату за свои услуги, которая становится его комиссионным вознаграждением. Размер такого вознаграждения примерно равен 3%.
     При наборе группы от 10 человек возможна покупка билетов по групповому тарифу, что снижает стоимость всего  тура.
     Как и во всех организованных турах, туристам-горнолыжникам  необходимо обеспечить трансфер из аэропорта/вокзала прибытия до их средств размещения на горнолыжном курорте, который обычно находится на значительном расстоянии от аэропорта/вокзала (2-3 часа езды). Для этого необходим автотранспорт, который может быть как собственностью туроператора, так и быть взят в аренду у автотранспортного предприятия.
     Первый  вариант экономически выгоден, только если рыночные возможности туроператора позволяют ему гарантировать постоянную занятость транспортного средства и осуществление рентабельных перевозок.
     В рамках спортивного горнолыжного туризма  аренда автотранспорта может быть разовая (трансфер аэропорт/вокзал-отель-аэропорт/вокзал для одной группы туристов) либо сезонная (выполнение таких трансферов по договору на весь заранее обозначенный сезона с указанием конкретных дат и времени поездок).
     При любой аренде между туроператором  и автотранспортным предприятием заключается  договор аренды, в котором прописывается:
    предмет целевого использования автобуса;
    продолжительность срока аренды (с момента выезда до момента возвращения);
    система арендной платы (почасовая, посуточная, за каждый километр пробега либо сдельная);
    график подачи автобуса (время и место подачи автобуса в пункте отправления и в пунктах стоянок);
    схема взаимоотношений водителя с сопровождающими в ходе поездки;
    порядок расчетов между сторонами (размер арендной платы, сроки и форма оплаты);
    ответственность сторон и поведение сторон при возникновении форс-мажорных обстоятельств [10].
     Взаимоотношения туроператора и страховой компании базируются на подписанном сторонами договоре о сотрудничестве, предметом которого является взаимное намерение сторон в сотрудничестве по определенным программам страхования граждан. При этом туроператор является посредником между страховой компанией и туристами, продавая туристам страховые полисы определенной страховой компании и получая от нее комиссию за каждый реализованный полис [10].
     При путешествии российских граждан  по территории своей страны страхование  не является обязательным, однако ввиду  того, что горнолыжный спорт весьма травмоопасен, страхование рекомендуется. При страховании туристов, выезжающих на российские горнолыжные курорты, страховые компании предлагают полисы медицинского страхования с повышением стоимости на определенный коэффициент (обычно 1,5 – 2,5) из-за увеличения рисков при занятии горнолыжным спортом и сноубордом. Стоимость такого полиса может варьироваться в зависимости длительности поездки, вида спорта и суммы покрытия.
     Любая страховая компания предоставляет  скидки 5-15% при групповом страховании [10].
     Сотрудничество  туроператора с другими поставщиками услуг при организации горнолыжных  туров (пунктами проката оборудованием, горнолыжными школами) осуществляется на основе договора о возмездном оказании услуг. При этом такие поставщики услуг могут давать туроператору скидки на свои услуги, если он направляет к ним определенное количество клиентов (что уменьшит стоимость поездки для туристов), а также обслуживать таких клиентов вне очереди.

1.5. Правовое и документационное обеспечение спортивных горнолыжных туров

 
     Законодательная поддержка внутреннего российского  туризма базируется на международных  и национальных правовых актах. При этом все международные документы носят рекомендательный характер, тогда как российские имеют силу законов и подразделяются на два типа: оказывающие прямое и косвенное воздействие на функционирование внутреннего туризма. Многие правовые источники отмечают несовершенный характер российского туристского законодательства вообще и посвященного вопросам внутреннего туризма в частности.
     К основным международным документам рекомендательного характера, регулирующим правовые, организационные и экономические вопросы внутреннего туризма, относятся: Манильская декларация по мировому туризму (1980); Гаагская декларация по туризму (1989); решения Осакской конференции министров по туризму (1994); решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992); Хартия туризма и Кодекс туриста, принятые 6-й сессией Генеральной ассамблеи ЮНВТО (1985); Директива ЕС по качеству туристских услуг и турпродукта в европейских странах (1993), решения и рекомендации ЮНВТО. Перечисленные законодательные акты направлены на уменьшение риска при путешествиях, интенсификацию развития туристской индустрии. Эти документы определяют государственные задачи в сфере развития туризма и средства их достижения, регулирование отношений между производителями и потребителями туристских услуг, а также иные актуальные для развития туризма цели и задачи, решение которых невозможно без соответствующей правовой основы [8]. 
     Основным законом, регулирующим туристическую деятельность в Российской Федерации, является ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ» от 14 ноября 1996 г. с поправками от 10.01.2003 г., 22.08.2004 г., 05.02.07 г., 28.06.09 г.
     В законе даются определения основным понятиям туризма, приводятся основные направления государственного регулирования турдеятельности (в т.ч. ведение Единого федерального реестра туроператоров), определяются права и обязанности туристов, перечисляются особенности формирования, продвижения и реализации турпродукта, приводятся требования по обеспечению безопасности в туризме. Также закон обязывает туроператоров иметь финансовое обеспечение, гарантирующее возврат денежных средств туристам за оплаченные, но не предоставленные услуги или выплаты денежных средств туристам в качестве возмещения какого-либо ущерба, нанесенного по вине туроператора [5].
     Взаимоотношения туроператора и туриста также  регламентируются Федеральным Законом «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г., который устанавливает права клиентов на приобретение туруслуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации об этих услугах и об их исполнителях, гарантирует государственную защиту интересов туристов, а также определяет механизм реализации этих прав [3].
    Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. с поправками от 23.12.03 определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения России, в том числе и туристов, прибегающих к использованию услуг медицинского страхования во время туристических поездок [4].
     Существует  также ряд ГОСТов, которые устанавливают  требования по обеспечению безопасности туристов (ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»), порядок разработки документации при проектировании туристских услуг (ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг») и так далее [1, 2].
     Кроме того, взаимоотношения туроператоров  и поставщиков услуг регламентируются Гражданским Кодексом РФ, в котором прописаны виды и особенности договоров, на основании которых они сотрудничают, и права и обязанности сторон по каждому из договоров [19].
     Среди документов, используемых при организации  горнолыжных туров, самыми главными можно назвать следующие:
    договоры туроператора с поставщиками услуг и агентами, в которых всегда прописываются полное наименования и реквизиты сторон, предмет договора, права и обязанности сторон в ходе их сотрудничества, ответственность сторон за нарушение условий договора, условия вступления договора в силу, его пролонгации и расторжения;
    заявки на бронирование услуг, выполненные на бланке туроператора. Заявки содержат информацию по виду услуги, сроки и условия ее оказания, класс обслуживания, количество человек в группе и их личные данные, а также дополнительные условия. Заявки оформляются как туроператором для бронирования услуг поставщиков, так и агентами для бронирования туров у туроператора;
    подтверждение бронирования, являющееся гарантией того, что поставщик услуг или туроператор реализует услугу или условия тура, заявленные туроператором или агентом. Подтверждение бронирования содержит подробную информацию об услуге или предстоящем туре;
    договор между туристической компанией и туристом о предоставлении туристических услуг, подтверждающим факт коммерческой сделки между туристом и туристической фирмой. Такой договор содержит полное описание всех туристических услуг, входящих в турпакет, приобретаемый туристом: маршрут тура; пункты ночевок; сроки реализации тура (дата и время выезда и возвращения); указание наименований (в крайнем случае, просто категорий) оплаченных средств размещения; указание категорий номеров; система питания по маршруту; наличие трансфера; наличие дополнительных услуг (лечение, посещение объектов зрелищ, экскурсии); наличие страховки. Кроме того, в нем указываются права и обязанности сторон, полная стоимость приобретаемых услуг, форма оплаты и график оплаты (если турист производит оплату тура по частям);
    туристическая путевка, которая представляет собой бланк строгой отчетности, пронумерованный типографским способом. Путевка состоит из двух частей, одна из которых выдается на руки туристу после полной оплаты им стоимости тура, а другая остается в туристической фирме, от имени которой оформлен договор на предоставление туристических услуг для дальнейшего учета и отчетности. В путевке указывается название тура и его код, маршрут поездки, описание всех приобретенных услуг, сведения о покупателе и продавце тура, список туристов (если групповой поездки), стоимость тура, дата его продажи. Путевка подписывается сторонами и должна иметь подписи сторон и печать продавца. Это документ, подтверждающим право туриста на получение перечисленных в путевке туристических услуг, оплаченных им в полном размере;
    туристический ваучер, в отличие от путевки, выдаваемый только туроператором и имеющий свободную форму. Он является основным документом, гарантирующим получение туристом оплаченных туристических услуг во время отдыха. Ваучер предназначен только для его предоставления поставщикам туристических услуг и для внутренних учета и отчетности туроператора. В ваучере обязательно указывается его номер и выдавший его туроператор, также обычно имеются сведения о туристах, содержание услуг и даты их оказания [10].

2. Практическая часть

2.1. Основные турцентры  горнолыжного туризма  в Башкортостане

 
     В соответствии с исследованиями журнала «Кур дела» в рейтинге популярности российских горнолыжных курортов Южный Урал стоит на первом месте. Согласно информации, размещенной на специализированных порталах, сегодня на Южном Урале действует около полутора десятков горнолыжных курортов: это башкирские монстры «Абзаково» и «Металлург-Магнитогорск», а также «Мраткино», челябинские «Аджигардак» (Аша), «Солнечная долина» (Миасс), гора Завьялиха (Трехгорный), гора Вишневая (Вишневогорск), гора Егоза (Кыштым), «Спорт-Экстрим» (Златоуст), ГЦ «Миньяр», «Райдер» (Миасс) и несколько небольших трасс в разных городах области. Все вместе они обеспечивают возможность покататься как новичкам, так и профессионалам, предлагая трассы разного уровня сложности и «крутизны» [14].
     Как можно увидеть из вышесказанного, горнолыжные курорты Башкортостана составляют не самую большую часть горнолыжного комплекса Южного Урала,  однако на территории республики находятся 3 ГЛЦ «Абзаково», «Металлург-Магнитогорск» и «Мраткино», находящихся на расстоянии 25-30 км друг от друга, которые образуют своего рода «горнолыжный район» Башкортостана. При этом «Абзаково» и «Металлург-Магнитогорск» являются крупными турцентрами, играющими немалую роль на региональном, а скоро, возможно, и на общероссийском туристическом рынке. Оба они относятся к сегменту «среднегорья».
     Горнолыжный курорт «Металлург-Магнитогорск» («Банное») расположен на берегу озера Банное (Якты-Куль) на расстоянии 40 км от города Магнитогорск. Благодаря климату, отличающемуся долгими и снежными зимами, сезон катания здесь длится семь месяцев.
     ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» один из самых крупных, хорошо развитых и популярных горнолыжных курортов Южного Урала. ГЛЦ предоставляет весь спектр услуг для горнолыжного спорта.
     На  сегодняшний день здесь существуют 7 действующих трасс протяженностью 9100 м с перепадом высот до 450 м, которые обслуживаются 4 подъемниками с суммарной пропускной способностью 3500 человек в час. 2 трассы длиной по 3 км находятся в проекте. Трассы ежедневно обрабатываются ратраками, по мере необходимости - установками искусственного оснежнения, установками для подготовки халф-пайпа.
     Услуги, оказываемые ГЛЦ «Банное», включают прокат снаряжения, услуги инструкторов и сервисного центра, сноупарк, освещение трас для ночного катания, медпункт, трассы и аренду тюбинга, камеру хранения, аренду пикниковой поляны, детский клуб «Снежный мир», пейнтбол, кафе, шашлычные [20, 28].
     Оздоровительно-спортивный комплекс «Абзаково» расположен в 60 километрах от Магнитогорска, 35 километрах от Белорецка (ж/д станция "Новоабзаково"). "Абзаково" известен как один из самых хороших горнолыжных курортов страны. Горнолыжный сезон длится с ноября по май. Здесь есть 15 трасс общей протяженностью 18 километров при перепаде высот до 320 метров. Склоны обслуживают 8 современных подъёмников суммарной пропускной способностью 5000 человек в час.
     «Абзаково» предлагает как услуги проката горнолыжного инвентаря, инструкторской и медицинской службы, камеры хранения, мастерской по ремонту горнолыжного инвентаря, так и развлекательные услуги: охотничью стрельбу на стендовом стрельбище, посещение мини-зоопарка, беговые лыжные трассы, каток, обучение верховой езде на лошадях, кафе, шашлычные, ночной клуб. Недалеко от горнолыжного центра находится дом отдыха «Абзаково» с гостиничным комплексом и аквапарком. Кроме того, в комплекс входит и бальнеолечебница «Ассоль» [20,21].
     Сравнительная характеристика статистических данных ГЛЦ «Абзаково» и «Банное» приведена  в табл. 2.1.
     Таблица 2.1.
     Сравнительная характеристика статистических данных ГЛЦ «Абзаково» и «Банное»
Параметр ГЛЦ «Абзаково» ГЛЦ «Банное»
Расстояние  от г. Магнитогорска
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.