На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проза М.М.Пришвина в детском чтении

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Проза М.М.Пришвина в детском чтении
     Пришвин Михаил Михайлович (1873 г. - 1954 г.) - русский, советский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, автор охотничьих рассказов, произведений для детей. Пришвин очень много писал, и главной темой его творчества была природа, которая выписана с особым изяществом и любовью: «Календарь природы», цикл миниатюр «Лесная капель», сказка-быль «Кладовая солнца», повесть-сказка «Корабельная чаща». Пришвин - певец русской природы, поэт-философ, тонкий и своеобразный стилист. Многие произведения Пришвина вошли в золотой фонд советской детской литературы, переведены на иностранные языки.
     Будущий писатель окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой корреспондент, после Октябрьской революции жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность.
     Первый  рассказ М.М.Пришвина "Сашок" был напечатан в журнале "Родник" в 1906. Оставив свою профессию, становится корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором приводит к решению путешествовать по северу (Олонец, Карелия, Норвегия), знакомится с бытом и речью северян, записывает сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков (книги "В краю непуганых птиц", 1907; "За волшебным колобком", 1908). Становится известным в литературных кругах, сближается с А. Ремизовым и Д. Мережковским, а также с М. Горьким и А. Толстым. В 1912—1914 выходит первое собрание сочинений Пришвина в 3 томах.
     Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу "Календарь природы" (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца средней России.
     От научного знания и фольклора писатель идет к поэтической художественной прозе. Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки «бывалого» и «небывалого» определил специфику пришвинской прозы. Переменчивый лик природы, точность наблюдения художника и натуралиста, напряженность ищущей мысли, высокое нравственное чувство, свежий, образный язык, питаемый соками народной речи, обусловили непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина, среди которых заметное место занимают также сказка-быль «Кладовая солнца» (1945), сюжетно связанная с ней повесть-сказка «Корабельная чаща» (1954), роман-сказка «Осударева дорога» (опубл. в 1957).
     Эстетико-художественная система М.М.Пришвина формировалась  в условиях эпохи серебряного  века, органично восприняв все изменения в поэтике прозы, характерные для этого периода. В начале XX века в русском литературном процессе произошли существенные изменения, которые привели к синтезу прозы и поэзии, к доминированию лирико-философского начала, ритмизации текста, усилению сказового начала. В результате, ведущими принципами пришвинской жанровой эстетики стали лиризм, философичность, описательность и очерковость.
     Поэтическое мировосприятие, художническая зоркость к мельчайшим подробностям жизни  становятся основой многих детских рассказов Пришвина, собранных в книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939) и др. В Кладовой солнца (1945) Пришвин создает сказку о детях, попавших из-за разлада между собой в лапы коварных мшар (лесные сухие болота), но спасенных оставшейся без хозяина охотничьей собакой.
     Детские рассказы Пришвина о животных, в том числе и охотничьи, отличаются естественным, свободным повествованием. Бессловесный мир благодаря писателю обретает язык, становится ближе. Эпос, сказка, фольклор, лиризм окрашивают многие произведения Пришвина последних лет — поэму в прозе «Фацелия» (1940), повесть «Корабельная чаща» (1954), роман «Осударева дорога» (изд. 1957).
     В творчестве М.М.Пришвина прослеживается динамическое развитие авторской жанровой системы: очерки и дневниковые записи, повести и романы, где в основе пришвинской прозы лежит определенная жанровая форма - прозаическая лирико-философская миниатюра, которую можно считать считаем «корневой» для пришвинского творчества. Дневники, очерковые циклы, романы и повести 1920-50-х гг., циклы миниатюр, эссе Пришвина составляют своеобразие жанровой системы автора, что предполагает воспроизведение реальности через переживания и размышления автора. В поэтике это приводит к жанру лирико-философской миниатюры. Малый объем миниатюры соответствовал авторской задаче «остановить мгновение» и запечатлеть образ уходящего бытия. Глубокий лиризм, принцип «непосредственного впечатления», точность изображения и выражения чувств, лаконизм повествования, стремление к циклизации при сохранении сюжетно-композиционной самостоятельности — черты, характеризующие данную жанровую форму. Обладая жанровой незавершенностью, миниатюра у Пришвина способна трансформироваться в иные формы и разрастаться до размера эпического жанра, привнося в него, соответственно, лирико-философское начало, «поэтику мгновений».
     В пришвинской концепции классические жанры претерпели серьезную трансформацию. В творчестве писателя можно обнаружить тождественные жанрообразующие принципы: субъективизм, лирико-медитативное начало, определенную соотнесенность предметно-изобразительного и смыслового планов, параболичность, фрагментарно-ассоциативную композицию, лаконизм, статичность, ритм как формообразующий фактор, тяготение к циклизации. В итоге образуется некое синтетическое целое, универсальная модель пришвинской прозы.
     Для М.М.Пришвина очерк или «очерковость» стали формой, которая позволила ему говорить от собственного имени. Отмеченный лиризмом и тяготением к циклизации пришвинский очерк предполагает незавершенность, открытость художественной системы и при соответствующей доработке может приобретать качества другого жанра.

     В в детских рассказах М.М.Пришвина появилась возможность показать «необытное в обычном» - современность сочеталась с традиционными фольклорными формами эпоса (сказка).

     Утенок

     «Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
     А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас, перед непогодой, их домик — перевернутую корзину без дна — отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
     И в чём тут держится душа? Не весит  нисколько, глазки чёрные — как бусинки, ножки — воробьиные, чуть-чуть его сжать и нет. А между тем — тепленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже от братьев отличился характером.
     А мы — мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если все дружно возьмёмся, за двадцать минут целый мир перепашем.
     Но  никогда — никогда! — со всем нашим атомным могуществом не составим в колбе, и даже если перья  и косточки нам дать,— не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...»
     В целом для полноценного жанра, в  понимании Пришвина, характерны активное авторское вмешательство, лирико-философское  начало, ослабленность сюжетного  повествования, наличие лирического героя, синтез реализма и вымысла, сложная ассоциативно-символическая композиция. Сюжетно-композиционная черты организации пришвинских рассказов обладают признаками других жанровых структур, взаимодополняющих друг друга (миниатюра, притча, сказка, миф).
     Сказка  стала для писателя жанром, воплотившим  идею художественного синтеза. Она  сохранила традиционные черты: всеобщность, соединение реальности и выдумки, столкновение добра и зла. Сказочное начало помогало восстановить представление  о единстве современного мира. Форма пришвинской сказки способна синтезироваться с другим жанром, выступая в качестве модели, определяющей нравственно-этической основы конфликта и способы его разрешения.

     Для Пришвина сказка — органическая форма  искания правды, она важна именно своей обобщенностью, возможностью идеализации действительности, выявлением ее всеобщих свойств. Важным было для писателя и приобщение через нее к поэтическому и историческому опыту народа, в мифологической форме осмысливающему явления природы, связь ее сюжетов с этнографическими корнями, а значит, более глубокое художественное постижение реальности. Пришвин хотел создавать такие произведения, которые бы соединяли «своей легендой приходящие и уходящие поколения, старого и малого… Я хочу создать сказку без Ивана-Царевича и Бабы Яги и сделаться современным сказителем».

     Художественное  своеобразие сказки у Пришвина заключается в том, что многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия. В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления.

     Лисичкин  хлеб

     «Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
     - Это что за птица? - спросила  Зиночка.
     - Терентий, - ответил я.
     И рассказал ей про тетерева: как  он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под  снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
     - Кто же их там лечит? - спросила  Зиночка.
     - Сами лечатся, - ответил я. - Придет, бывает, охотник, захочется ему  отдохнуть, он и воткнет топор  в дерево и на топор сумку  повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
     Тоже  нарочно для Зиночки принес я  разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
     - Откуда же это в лесу взялся  хлеб?
     - Что же тут удивительного? Ведь  есть же там капуста!
     - Заячья...
     - А хлеб - лисичкин. Отведай. Осторожно  попробовала и начала есть:
     - Хороший лисичкин хлеб!
     И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берег, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
     - Лисичкин хлеб куда лучше нашего!»
     Документальная  основа повествования преображается в сказочное чудо через сцепление поэтических символов Пришвин одновременно с документальным создает поэтическое представление о реальности. Он не перечеркивает сказку и чудо, но как бы оговаривает в то же время реальность своего восприятия.
     Для юного читателя обычный мир превращается в сказочный. Нужно только внимательно  посмотреть на окружающее. Через сказки и детские рассказы М.М.Пришвина рамки обычного раздвигаются и ребенок ощущает радость познания, удивление необычайному, видение необычного в обыденном, соучастие в общем движении жизни, в ее постоянном обновлении и многообразии, чуткое проникновение в одушевленный и неодушевленный мир, «родственное внимание» ко всему, открывающие возможность слияния не только с природой, но и с миром в целом.
     Природа живет по своим законам, которым  причащается и человек, находя в  ней утерянную гармонию. Животные в рассказах Пришвина («Говорящий грач», «Еж» и др.) наделены своим «разумом», и общение с ними, поэтически изображенное, становится для автора способом расширения и углубления человеческого нравственного сознания. Доверие к природе — пафос многих пришвинских рассказов. У природы рассказчик в детских произведениях Пришвина ищет утешения в разладе с миром, извлекает нравственные уроки и делает философские выводы.
     Но  главное в детских рассказах  Пришвина – поэзия природы. Красота природы - одна из главных ценностей пришвинского художественного мира. Поэтическое отношение к ней проявляется не только в лиризме авторского повествования, но прежде всего в «родственном внимании», в стремлении понять прекрасное изнутри, понять  внутреннюю гармонию, доброту и красоту природы.
     Рассказы  и сказки Пришвина учат детей чувств чудесного, чуждая поэзии обыденность, сковывающая человека, поглощающая его, учат увидеть в каждодневной обыденности поэзию, найти в ней простой человеческий смысл, связующий с другими людьми, с природой и миром в целом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.