Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мыслительная деятельность человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение
1. Общая характеристика мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Формы,  виды мышления и индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. Основные операции и стороны мыслительной  деятельности . . 12
4 Понятие  и представление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 
 
 

 

     
Введение
     Об  историческом прошлом человека, его  настоящем написано много! Но все  так же велико стремление людей к  постижению себя, оценки своей личности. Философы, антропологи, психологи, представители педагогической науки, деятели литературы и искусства стремятся все глубже исследовать и раскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного проявления личности, закономерности в реализации физических и интеллектуальных возможностей, яснее увидеть перспективы в эпохе. Все эти вопросы в разные годы решались по разному.
     В последнее время, когда много  внимания уделяется вопросам психологии, как в отечественной так и  в зарубежной литературе появляется ряд экспериментальных и теоретических работ, анализ которых показывает, что мышление является важнейшим психологическим процессом, при помощи которого человек отражает деятельность, со всеми ее связями и отношениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Общая характеристика мышления
  Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом.
     Основными отличительными особенностями  мышления являются обобщенность и опосредствованность  отражения в коре головного мозга  предметов, явлений окружающего мира, а также разнообразных связей, существующих между ними.
     Если  в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятиях — в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков предметов и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. И самое главное - с помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Например, нельзя непосредственно наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человеческого общества тысячу лет назад. Учитель не видит поведения своих учеников в семье, на улице. Однако человек познает и закономерности физиологических процессов, и строение атомов, и историю человечества. Каждый учитель хорошо знает, как ведут себя дома, на улице Коля Петров, Юра Николаев и другие школьники. Знание закономерностей, процессов, явлений, непосредственно человеком не воспринимаемых, достигается с помощью мышления.
     Вскрывая существенные и закономерные связи между предметами и явлениями, человек в процессе мышления всегда обобщает единичные факты и применяет результаты обобщения - общие законы к частным, единичным случаям, явлениям, объектам. Наряду с этим мышление всегда требует оперирования уже имеющимся у человека объемом знаний. Только при этом условии возможно познание нового для человека закона или явления.
     Мышление - это опосредствованное  уже достигнутыми знаниями отражение реальности.
     Являясь обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством языка, слова.
     Мышление - это отражение  действительности, опосредствованное словом. При этом связь мышления с
     языком  сохраняется в любом случае —  выражает ли человек свои мысли вслух  или думает молча, "про себя". В обоих случаях наблюдается действие одних и тех же нервных механизмов, использование одних и тех же речевых сигналов. Разница заключается лишь в том, что когда человек думает молча, движение мускулов речевого аппарата ослаблено.
     Необходимо  также подчеркнуть, что только с помощью мышления решается любая проблем а. Там, где перед человеком возникает проблема, где он дол - жен дать ответы на задачи, выдвинутые самой жизнью, и начинается мышление.
     Таким образом, мышление есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлеиий и имеющихся между ними закономерных связей.
     Говоря  о мышлении как наиболее высокой  и совершенной стадии познания действительности, следует, однако, подчеркнуть, что мышление неразрывно связано с чувственным познанием, которое является главным информатором об окружающем мире. Ощущения, восприятия, мышление — это звенья единого акта — познания. Обычно в процессе мышления человек берет за основу познание единичного, конкретного. При обобщении он вскрывает и познает общее в единичном, отдельном факте, явлении, объекте. В свою очередь, единичное, как правило, — результат ощущения или восприятия.
     Мыслительная  деятельность осуществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней. Любой вид деятельности, любой труд включает решение мыслительных задач. Практика является источником мышления, и одновременно, так же как и для ощущений и восприятий, практика для мышления есть критерий истины. Все, что бы ни познал человек посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи между ними), проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет, сумел ли он в процессе мыслительной деятельности вскрыть то или иное научное положение, закономерность, которые отражают объективные связи, закономерности действительности, или нет.
     Являясь источником мыслительной деятельности, практика вместе с тем служит основой и главной областью применения результатов мышления. Человек может мыслить только в деятельности.
            Физиологической основой мышления является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Итогом анализа и синтеза раздражителей (как внешних, так и внутренних) является образование временных связей (ассоциаций), которые служат физиологическими механизмами процесса мышления.
     Временные нервные связи, или ассоциации, есть результат отражения в мозгу  объективно существующих связей между объектами и явлениями. Связи, образуемые на основе непосредственного воздействия предметов и явлений (первосигнальные раздражители), называются первосигнальными. Кроме того, мышление опирается на второсигналь- ные временные связи. Второсигнальные нервные связи, которые образуются в коре головного мозга посредством слов, отражают существенные отноше
ния между предметами, явлениями. Слова - эти "сигналы сигналов", представляют собой обобщенные раздражители, которым и соответствуют сложные временные связи, образуемые в мозгу.
     В познавательном процессе, в мыслительной деятельности человека вторая сигнальная система находится в неразрывной  связи с первой. Только в этом случае мышление может правильно, объективно отражать действительность. Слова, которые по какой-либо причине утрачивают связь с первосигнальными раздражителями, перестают отражать реальные связи между предметами и явлениями, теряют свое познавательное значение, причем в этом сложном взаимодействии обеих сигнальных систем ведущее положение занимает вторая сигнальная система. 

     2 Формы, виды мышления и индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека. 

       Понятие - это выражение общего и наиболее существенного в  окружающих нас предметах и явлениях.
     Понятия, отражая главное, общее, закономерное в познаваемых предметах и явлениях, представляют собой высшую форму отражения действительности. 
     Таким образом, для полного познания предмета или явления, связей между ними необходимо раскрытие существенного, наиболее характерного в них, что и представляет собой понимание.
     Без понимания нет успешного усвоения знаний о действительности, нет глубокого  познания реальности, так как в этом случае знания о предметах и явлениях будут поверхностными, не глубокими, не раскрывающими сущность явлений и предметов. Вот Всякое понимание основывается на временных связях (ассоциациях), образовавшихся ранее в практической деятельности, и заключает в себе актуализацию, т.е. оживление, этих связей. Поэтому чем богаче и разнообразнее ассоциации, тем больше имеется предпосылок для понимания. В процессе актуализации временных связей требуется, чтобы актуализировались прежде всего те, которые наиболее важны для раскрытия наиболее существенного, главного, т.е. для понимания. Вместе с тем понимание представляет собой и образование, замыкание новых связей. Осмыслить особенности утреннего освещения в конкретное летнее утро — значит не только руководствоваться знаниями, полученными ранее, но и исходить из новых данных, связывая их с полученными в прошлом опыте.
     Часто понимание происходит постепенно, т.е. процесс осмысления разбивается  на ряд этапов. В этом случае понимание, проходя через определенные ступени, развертывается от смутного, недифференцированного начального понимания в сторону все более четкого и дифференцированного, более осознанного понимания. Причем "развертывание" понимания может проходить различным образом. В одних случаях человек сразу осмысливает целое, предмет в общем, но это понимание еще расплывчатое, нечеткое, и только выделение, анализ отдельных сторон, признаков целого дает возможность конкретизировать, углубить понимание этого целого. В других случаях с самого начала осмысливаются отдельные стороны, признаки предмета или явления, а понимание их в целом осуществляется только через определенное время. В любом случае понимание представляет собой сложную аналитико-синтетиче- скую деятельность мозга.
     Мыслительные  процессы осуществляются в форме  суждений.В суждениях раскрывается сущность понятия. Например, "предметы зрительно воспринимаются только тогда, когда они освещены". Образование суждения означает раскрытие связи и отношения между предметами и явлениями действительности, т.е. раскрытие сущности понятия.
     Суждение - это утверждение  или отрицание  ка- ких-либо связей, взаимоотношений между предметами и явлениями, между их свойствами и качествами.
     Утверждающими суждениями являются, например, такие суждения, как: "Рисование с натуры есть основа обучения изобразительному искусству" или: "Каждый предмет имеет в своей основе строение какого-либо геометрического тела".
     В отрицательных суждениях отмечается отсутствие связи между отдельными признаками, качествами предметов и явлений или между предметами, явлениями в целом. Например: "В этом рисунке не передан характер натуры". Знание какого-либо закона, научного положения - это умение высказать правильное суждение, т.е. раскрыть сущность содержания явлений, предметов, связей между ними, сформулированных в какой-либо закон, положение.
     Каждое  суждение представляет собой констатацию фактов, связей, существующих между предметами, явлениями, и насколько правильно суждение отражает эти факты связи, свидетельствует практика. Но не только практика является критерием истинности суждения. Большое значение в проверке правильности суждения имеют умозаключения.
     Умозаключение — это сопоставление  и анализирование различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов.
     Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными.
     Индуктивный способ рассуждения (индукция) предполагает установление общих законов, правил, положений на основании рассмотрения частных, единичных фактов, случаев, явлений.
     Дедуктивный способ рассуждения (дедукция) предполагает раскрытие отдельных, частных явлений, фактов на основании знания общих законов и положений.
     В зависимости от сочетания мыслительных операций, форм мышления, их содержания, качественного уровня различают конкретно-действенное, наглядно-образное и абстрактно- теоретическое мышление.
     Конкретно-действенное  мышление характеризуется опорой на непосредственное восприятие предметов в процессе выполнения действий с ними.
     При конкретно-действенном мышлении слова  выполняют в основном констатирующую функцию. Обычно данный вид мышления ярко проявляется в такой деятельности, специфика которой обусловливает решение мыслительных задач с одновременным подкреплением практическими действиями.
     Наглядно-образное мышление — это мышление, опирающееся на представления. Характерная черта данного вида мышления - широкое оперирование конкретными наглядными образами в процессе решения той или иной мыслительной задачи.
     Отличительной особенностью абстрактно-теоретического мышления является опора на понятия, которые отражают сущность предметов и выражаются в словах.
     Абстрактно-теоретическое  мышление тесно связано с решением теоретических задач и отражает уровень развития логической стороны мышления.
     Указанные виды мышления выделены условно. Наглядное  мышление и отвлеченно-теоретическое  мышление неразрывно связаны в едином процессе познания, поскольку всякое мышление оперирует более или менее обобщенными, абстрактными понятиями и вместе с тем основу любого процесса мыслительной деятельности составляют наглядные,
     чувственные образы. Да и само понятие включает в себя образ того предмета или  явления, сущность которых оно раскрывает. "Мышление наше не представляется безобразным, т.е. без всяких следов действительности"
     Мышление, подчиняясь общим закономерностям, выражающимся в формах, видах мышления, у каждого человека индивидуально. Индивидуальные различия мыслительной деятельности человека есть следствие особенностей развития его ума в Процессе обучения и воспитания, в процессе всей его жизни. На особенности человеческого ума оказывают влияние и динамика нервных процессов возбуждения и торможения, и определенное соотношение первой и второй сигнальных систем. Индивидуальные различия мыслительной деятельности человека проявляются в качествах ума, основными из которых являются широта, глубина, самостоятельность, критичность, гибкость и быстрота.
     Широта  ума проявляется в широком  охвате познанием различных вопросов действительности, во всестороннем и  творческом подходе к исследуемым вопросам теории и практики. Широта ума, характеризуя собой познавательную деятельность конкретного человека, основана на глубоком и всестороннем знании окружающего мира. Широтой ума отличаются все гениальные люди. Широта ума наблюдалась у таких титанов эпохи Возрождения, как Ми- келанджело, Леонардо да Винчи.
     Глубина ума означает умение проникнуть в  сущность явления, события, понять причины их возникновения и предвидеть дальнейший процесс развития. Глубокий ум предполагает нахождение правильных путей и способов познания окружающего мира.
     Для самостоятельности мышления характерно умение человека ставить новые задачи и самому находить соответствующие решения и ответы. Конечно, каждый человек всегда опирается на знания, опыт других людей, но человек с самостоятельным умом сознательно и творчески усваивает и использует знания, опыт других людей. Человек, у которого отсутствует самостоятельность мышления, овладевает знаниями и опытом других людей механически, и при решении тех или иных задач в основном опирается на трафареты, готовые правила. Это легко наблюдать в мыслительной деятельности школьников на уроке. Например, учитель рисования не один раз замечал, что ряд учащихся, выполняя рисунок с натуры или на тему, сразу же самостоятельно определяют композиционное расположение листа бумаги, величину рисунка, определяют последовательность работы и ведут ее в этой последовательности, другие учащиеся стремятся срисовать с классной доски рисунок учителя, с таблицы, а в последствии их срисовывают рисунок своего соседа. Естественно, что механическое срисовывание, отсутствие анализа натуры, своего рисунка приводит к массе ошибок, невыразительному рисунку.
     Критичность ума означает умение человека оценивать свои и чужие мысли, всесторонне проверять выводы и умозаключения. Критический ум является дисциплинированным. Человек, обладающий критическим умом, серьезно, ответственно относится к порученному делу, к своим поступкам и к поведению других.
     Гибкость  ума выражается в самостоятельности и свободе мысли во время выбора приемов, способов решения новых задач, новых проблем. Гибкий ум — это ум активный, ищущий, учитывающий все изменения теоретических и практических условий, ситуаций и в соответствии с этими изменениями применяющий новый способ решения задачи.
     Быстрота  ума характеризуется умением  человека быстро разобраться в сложной обстановке, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота ума проявляется в находчивости и сообразительности. Принятие быстрых и вместе с тем обдуманных решений в сложных жизненных ситуациях предполагает дисциплинированность, большую силу воли.
     Все перечисленные качества ума тесно взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга и в целом составляют ум человека. Качества ума развиваются в процессе деятельности человека, в процессе решения мыслительных задач и зависят от способов и приемов их формирования. Широкие возможности в развитии качеств мышления открываются в процессе обучения в общеобразовательной школе.
3 Основные операции как стороны мыслительной                    деятельности.
     Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях. Для того чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию.
     К такому все более адекватному  познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных  операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.
     Таковыми  являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления — «опосредования», т. е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.
     Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. Выявляя тожество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тожество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций — прежде всего анализом и синтезом.
     Анализ  — это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.
     Анализ  расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого. Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса.
 В содержании научного знания, в логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны. В плане логики, которая рассматривает объективное содержание мышления в отношении его истинности, анализ и синтез поэтому непрерывно переходят друг в друга. Анализ без синтеза порочен; попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ.
     Если  в содержании научного знания, для  того чтобы оно было истинным, анализ и синтез должны как две стороны  целого строго покрывать друг друга, то в течение мыслительного процесса они, оставаясь по существу неразрывными и непрерывно переходя друг в друга, могут поочередно выступать на передний план. Господство анализа либо синтеза на том или ином этапе мыслительного процесса может быть обусловлено прежде всего характером материала. Если материал, исходные данные проблемы неясны, их содержание нечетко, тогда на первых этапах неизбежно более или менее длительное время в мыслительном процессе будет преобладать анализ. Если, наоборот, к началу мыслительного процесса все данные выступают перед мыслью с достаточной отчетливостью, тогда мысль сразу пойдет по преимуществу по пути синтеза.
     В самом складе некоторых людей  наблюдается преимущественная склонность — у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости — в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых — в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез все же более или менее уравновешивают друг друга.
     Анализ  и синтез не исчерпывают собой  всех сторон мышления. Существеннейшими его сторонами являются абстракция и обобщение.
     Абстракция — это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.
     Абстракция, как и другие мыслительные операции, зарождается сначала в плане  действия. Абстракция в действии, предшествующая мысленному отвлечению, естественно возникает в практике, поскольку действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя в них прежде всего те, которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека, — способность вещей служить средством питания и т. п., вообще то, что существенно для практического действия. Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних чувственных свойств предмета или явления, выделяя другие чувственные же свойства или качества его. Так, рассматривая какие-нибудь предметы, я могу выделить их форму, отвлекшись от их цвета, или, наоборот, выделить их цвет, отвлекшись от их формы. В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все ее стороны. Поэтому примитивная чувственная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних чувственных сторон действительности от других, совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним. Такая — изолирующая — абстракция теснейшим образом связана с вниманием, и притом даже непроизвольным, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание. Примитивная чувственная абстракция зарождается как результат избирательной функции внимания, теснейшим образом связанной с организацией действия.
     От  этой примитивной чувственной абстракции надо отличать — не отрывая их друг от друга — высшую форму абстракции, которую имеют в виду, когда  говорят об абстрактных понятиях. Начиная с отвлечения от одних  чувственных свойств и выделения других чувственных же свойств, т. е. чувственной абстракции, абстракция затем переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. <...> Отношения между вещами обусловлены их объективными свойствами, которые в этих отношениях выявляются. Поэтому мысль может через посредство отношений между предметами выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих высших формах является результатом, стороной опосредования, раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения.
     Это учение об абстракции, т. е. о том  процессе, в котором мышление переходит к абстрактным понятиям, принципиально отличается от учений об абстракции эмпирической психологии, с одной стороны, идеалистической, рационалистической — с другой. Первая, по существу, сводила абстрактное к чувственному, вторая отрывала абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание либо порождается мыслью, либо усматривается ею как самодовлеющая абстрактная идея. В действительности абстрактное и несводимо к чувственному, и неотрывно от него. Мысль может прийти к абстрактному, лишь исходя из чувственного. Абстракция и есть это движение мысли, которое переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам через посредство отношений, в которые эти предметы вступают и в которых их абстрактные свойства выявляются.
     Переходя  к абстрактному, которое раскрывается через отношения конкретных вещей, мысль не отрывается от конкретного, а неизбежно снова к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от которого мысль оттолкнулась на своем пути к абстрактному, всегда связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания как сращение (дословное значение слова «конкретный» от concresco — срастаться) многообразных абстрактных определений. Всякий процесс познания происходит в этом двойном движении мысли.
     Другой  существенной стороной мыслительной деятельности являются обобщения.
     Обобщение, или генерализация, неизбежно зарождается  в плане действия, поскольку индивид одним и тем же генерализованным действием отвечает на различные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств. В различных ситуациях одно и то же действие вынуждено часто осуществляться посредством разных движений, сохраняя при этом, однако, одну и ту же схему. Такая — генерализованная — схема является собственно понятием в действии или двигательным, моторным «понятием», а его применение к одной и неприменение к другой ситуации — как бы суждением в действии, или двигательным, моторным «суждением». Само собой разумеется, здесь не имеется в виду собственно суждение как сознательный акт или собственно понятие как осознанное обобщение, а только их действенная основа, корень и прототип.
     С точки зрения традиционной теории, опиравшейся на формальную логику, обобщение сводится к отбрасыванию специфических, особенных, единичных признаков и сохранению только тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов. Общее, с этой точки зрения, представляется собственно лишь как повторяющееся единичное. Такое обобщение, очевидно, не может вывести за пределы чувственной единичности и, значит, не раскрывает подлинного существа того процесса, который приводит к абстрактным понятиям. Сам процесс обобщения представляется с этой точки зрения не как раскрытие новых свойств и определений познаваемых мыслью предметов, а как простой отбор и отсев из числа тех, которые с самого начала процесса были уже даны субъекту в содержании чувственно воспринятых свойств предмета. Процесс обобщения оказывается, таким образом, будто бы не углублением и обогащением нашего знания, а его обеднением: каждый шаг обобщения, отбрасывая специфические свойства предметов, отвлекаясь от них, приводит к утрате части нашего знания о предметах; он приводит ко все более тощим абстракциям. То весьма неопределенное нечто, к которому привел бы в конечном счете такой процесс обобщения посредством абстракции от специфических частных и единичных признаков, было бы — по меткому выражению Г. В. Ф. Гегеля — равно ничто по своей полной бессодержательности. Это чисто негативное понимание обобщения.
     Такое отрицательное представление о  результатах процесса обобщения  получается в этой концепции потому, что она не раскрывает самого существенного положительного ядра этого процесса. Это положительное ядро заключается в раскрытии существенных связей. Общее — это прежде всего существенно свя- занное. «...Уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий (суждений, заключений etc.), — пишет В. И. Ленин, — означает познание человека все более и более глубокой объективной связи мира». Из этого первого существеннейшего определения обобщения легко вывести уже в качестве вторичного, производного повторяемость общего, его общность для целого ряда или класса единичных предметов. Существенно, т. е. необходимо, между собою связанное именно в силу этого неизбежно повторяется. Поэтому повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает — если не необходимо, то предположительно — на наличие между ними более или менее существенных связей. Поэтому обобщение может совершаться путем сравнения, выделяющего общее в ряде предметов или явлений, и его отвлечения. Фактически на низших ступенях, в более элементарных своих формах, процесс обобщения так и совершается. К высшим формам обобщения мышление приходит через опосредование, через раскрытие отношений, связей, закономерностей развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.