На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русская культура в первой половине ХIХ в

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
Русская культура в первой половине ХIХ в 

Принципы формирования и направления культуры, заложенные в XVIII в., получили в ХIХ столетии дальнейшее развитие.  

1. ОБРАЗОВАНИЕ  И ПРОСВЕЩЕНИЕ 

Система просвещения  и образования расширялась, обеспечивая  возраставшие потребности усложнявшегося государственного аппарата и развивавшейся экономики.  

1.1. Средняя и  начальная школа. В первые годы  своего царствования Александр  I продолжал политику просвещенного  абсолютизма. По указу 1803 г.  предполагалось создание бессословной системы образования 4-х уровней: бесплатные одноклассные училища - бесплатные уездные училища - губернские гимназии - университеты. Однако система низших и средних учебных заведений развивалась медленно, а по уставу 1826 г. она приобрела полностью замкнутый сословный характер. 

Крепостные крестьяне  в школы не допускались, для государственных  крестьян создавались одноклассные приходские школы. Уездные училища  с трехлетней программой предназначались  для низших городских сословий.  

Лишь для дворян, были открыты кадетские училища и гимназии, куда могли поступать и дети гильдейских купцов. В итоге, к середине прошлого века так и не сложилось единой системы начального и среднего образования. 

Продолжалось  развитие женского образования, но также  только для дворян - во многих городах возникли институты благородных девиц. 

1.2. Более успешно  развивалась высшая школа.  

1.2.1. По указу  1803 г. планировалось создание  университетов в каждом из 6 округов,  на которые была поделена страна. В 1802-1805 гг. были созданы Дерптский (ныне Тартусский), Харьковский и Казанский университеты. Главная школа Великого княжества Литовского, существовавшая с ХVI в. как высшее учебное заведение, была преобразована в Виленский университет. В 1816 г. был создан Варшавский университет, а в 1819 г. - Санкт-Петербургский на основе Главного педагогического института. 

Событием в  истории российского просвещения  стало открытие 19 октября 1811 г. Царскосельского  лицея, а затем Демидовского (Ярославль) и Нежинского (Нежин), Ришельевского (Одесса) лицеев, закрытых привилегированных учебных заведений, программа которых была рассчитана на шесть лет и имела широкое общеобразовательное значение. Лицеи имели права университета и готовили элиту государственных деятелей и высших чиновников.  

1.2.2. В последние годы царствования Александра I правительство пыталось взять под контроль внутреннюю жизнь высших учебных заведений, где формировались кадры науки, педагогики, промышленности, государственного управления. По Уставу 1817 г. автономия университетов была ограничена. Но особенно активно изгонялось вольнодумство при Николае I. В 1826-1827 гг. было запрещено принимать крестьян в университеты (как и в гимназии), усилен надзор за частными заведениями. По Уставу 1835 г. министр просвещения С.С. Уваров (вместе с повышением окладов учителей и преподавателей высшей школы) предписывал в университетах порядок военной службы и вообще строгое наблюдение уставных форм, чиноначалие и точность в исполнении самомалейших постановлений. Пришедший в период усиления политической реакции на смену Уварову Ширинский - Шихматов указал в 1848 г., чтобы все выводы наук основывались не на умствованиях, а на религиозных истинах.  

В николаевскую эпоху был открыт лишь один - Киевский университет в 1834 г. 

Но развитие специального технического образования продолжалось во второй четверти XIX в. активнее, чем раньше. Если при Александре I действовал Горный институт и был открыт лишь один Лесной институт, то при его младшем брате - Технологический, Инженеров путей сообщения, Училище правоведения, Военная академия, Институт гражданских инженеров, Горный, Межевой, Земледельческая школа, Техническое училище (ныне МГТУ им. Н. Баумана) и др.  

К 1851 г. в России работало 597 профессоров и преподавателей, обучавших 3220 студентов. При этом, несмотря на гонения, ВУЗы продолжали оставаться центрами просвещения и развития передовых либеральных идей. 

1.4. В первой  половине прошлого века под  воздействием европейского Просвещения  возникло несколько научных обществ,  которые занимались пропагандой научных идей и образования: Географическое, Минералогическое, Математическое, Общество любителей российской словесности и др.  

1.5. Книгоиздание  и печать быстро развивались,  способствуя росту просвещения.  Несмотря на Цензурный устав  1826 г., прозванный чугунным, появлялось все больше издательств (Свешников, Глазуновы, Смирдин), периодических изданий, число которых к середине века превысило 50. (журналы различных направлений: Сын отечества, Современник, Московский телеграф, Телескоп, Отечественные записки, Москвитянин и др.; десятки газет - от официальных Санкт-Петербургских ведомостей до бульварной Северной пчелы и губернской прессы). Быстро увеличивалось число читателей. 

2. НАУКА 

Развитие науки  стимулировалось потребностями  промышленности, становление и функционирование которой зависело от научных открытий и достижений, поэтому для данного периода, как и на предыдущем этапе, характерна связь науки и практики.  

2.1. Естественные  науки и техника 

2.1.1. Особое значение  приобретают прикладная наука  и техника, где было много достижений. Физик-электротехник и электрохимик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; братья Черепановы - железную дорогу с паровой тягой; сделал крупные открытия А.Г. Столетов, основатель физической лаборатории Московского университета. П.Н. Аносов создал новое научное направление - металлографию. Химик Н.Н. Зинин добился синтеза анилина для текстильной промышленности. 

2.1.2. Достижения  в области медицины также носили  практический характер. Военно-полевая  хирургия приобрела особое значение в условиях, когда Россия вела многочисленные военные действия, а развитие вооружения требовало от медицины новых методик. Н.И. Пирогов и А.М. Филомафитский разработали метод внутривенного наркоза, который впервые был испробован в 1847 г. на поле боя. 

2.1.3. Географические  экспедиции способствовали развитию  научных знаний. Экспедиция М.П.  Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена  во время кругосветного плавания 1819-1821 гг. открыла Антарктиду. Западное  побережье Северной Америки и  Аляски было исследовано экспедицией О.Е. Коцебу. 

2.1.4. При этом  развивалась и фундаментальная  наука. На начало столетия приходится  творчество крупнейшего математика  Н.И. Лобачевского, открывшего в  1826 г. неевклидову геометрию, которая  перевернула представления о  природе пространства. В.Я. Струве, создатель Пулковской обсерватории (1839), исследовал звездные скопления Млечного пути. 

2.2. Гуманитарные  науки занимали свое положение  в системе научных знаний. 

2.2.1. Огромную  роль в развитии исторической  мысли сыграл выход Истории  государства Российского Н.М. Карамзина. Позже появились выдающиеся труды западников и либералов С.М. Соловьева (История России с древнейших времен) и Т.Н. Грановского. В центре внимания в тот период находился вопрос о пути развития нашей страны. Придерживаясь различных политических взглядов и философских позиций, историки отстаивали свои концепции исторического пути России, обогащая тем самым отечественную историческую науку. 

Большую роль здесь  сыграли работы литератора П.Я. Чаадаева, историка М.П. Погодина, филолога С.П. Шевырева, по-разному сформулировавших идеи самобытности исторического развития России. 

Интерес к истории  привел к созданию Общества истории  и древностей российских при Московском университете, начались археологические  раскопки, велась работа по подготовке к печати документов. 

2.2.2. Развивались  и другие гуманитарные науки  - педагогика (К.Д. Ушинский), филология  (А.Х. Востоков, И.И. Срезневский,  С.П. Шевырев, К.С. Аксаков и  др.).  

В работах П.Я. Чаадаева, статьях славянофилов А.С. Хомякова, И.В. и П.В. Киреевских, И.С. и К.С. Аксаковых началось развитие отечественной философии. 

Развитию науки  способствовало то обстоятельство, что  ею занимался все более широкий  круг исследователей, включая представителей различных слоев населения. 

3. ЛИТЕРАТУРА 

3.1. Основные  черты литературы первой половины XIX в. Из всех видов художественной  культуры первой половины ХIХ  в. литература заняла ведущее  место, что было связано с  ее социальной направленностью.  

Гражданственность, национальное самосознание, чувство национального достоинства, патриотизм - черты, характерные для русской литературы с древнейших времен, усилились после Отечественной войны 1812 г., когда развитие национального самосознания резко ускорилось. 

3.2. Патриотизм  в прозе и поэзии. Уже в ходе  Отечественной войны создавались исторические анекдоты, записки участников войны, (Письма русского офицера и Очерки Бородинского сражения Ф. Глинки; Дневник партизанских действий Дениса Давыдова; Военные записки кавалерист-девицы Н. Дуровой; Походные записки русского офицера и Новобранец 1812 года И. Лажечникова). 

Следствием возросшего национального самосознания народа явились появление исторических повестей о войне 1812 года, и, в целом, серьезный подъем историко-художественной прозы. В 1830 г. была опубликована повесть М.Н. Загоскина Рославлев или Русские в 1812 году, выходили исторические романы и повести Милославского, Лажечникова. 

Тема Отечественной  войны, интерес к российской истории, национальной культуре и традициям  нашли широкий отклик в поэзии. Чувством патриотизма проникнуто творчество Державина, Карамзина, Жуковского, Крылова, Востокова; затем - Пушкина, Пущина, Лермонтова и многих других. 

Движение декабристов  также вызвало к жизни направление  в русской поэзии, проникнутое  чувством патриотизма, поисками добра и социальной справедливости (К.Ф. Рылеев, А.И. Полежаев). 

3.3. Стилевые  направления 

3.3.1. Сентиментализм, основоположником которого в  России считается Н.М. Карамзин, сформировался в конце XVIII - начале  ХIХ в., но развивался очень  недолго, уступив место романтизму.  

3.3.2. Романтизм  - стиль, сформировавшийся в эпоху  войны 1812 г., когда особое значение  приобрела идея служения Родине  и, в то же время, многими  стало осознаваться неблагополучие  российского общества. Основная  черта романтизма - противопоставление реальной действительности и идеальных образов мировосприятия. Романтизм получил развитие во всех европейских странах, в России имел определенную самобытную окраску. 

Начало развитию романтизма в отечественной поэзии положил В.А. Жуковский, автор баллад Лесной царь, Людмила, Светлана и многих др. Белинский отозвался о его творчестве как "целом периоде нравственного развития нашего общества". Кроме того, Жуковский был одним из первых переводчиков западноевропейских и античных писателей, в том числе Гомера, Байрона, Шиллера.  

В рамках романтизма развивалось творчество поэтов-декабристов - К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского, положивших начало гражданскому романтизму. В их поэзии преобладающими были мотивы борьбы за свободу, против крепостничества и самодержавия.  

С писателями романтического направления связано формирование русской прозы, прежде всего, исторического  романа, в частности, творчество М.Н. Загоскина. 

3.3.3. Реализм,  как стиль русской литературы, формировался во второй четверти XIX в. Процесс развития этого стиля был длительным и сложным.  

Огромную роль здесь сыграл А.С. Пушкин, с творчеством  которого связано также складывание  литературного русского языка. В  творчестве Пушкина (Руслан и Людмила, Борис Годунов и др.) достоверно отразился русский национальный характер, живые характеры и личности. 

Центральным произведением  в творчестве поэта является роман  в стихах "Евгений Онегин", в  котором воссозданы все аспекты  жизни современного Пушкину общества.  

В лирике поэта выразились его философские и жизнелюбивые взгляды, любовные и дружеские мотивы. 

Творчество М.Ю. Лермонтова принадлежит этапу переходному  от романтизма к реализму, оно отражает сложный период в жизни русского общества, наступивший после декабрьских событий 1825 г., когда в настроениях многих передовых людей возобладали разочарование, неприятие окружающей действительности.  

Главное место  в творчестве поэта занимает роман "Герой нашего времени". В лирике большое место отводится патриотическим мотивам ("Бородино", "Родина"), раскрывается тема гражданственности ("Смерть поэта"), тема любви носит драматический характер. 

На новую высоту поднялась русская литература в  творчестве Н.В. Гоголя, обогатившего литературный язык. Отдав дань романтизму в Вечерах на хуторе близ Диканьки (1831-1832), Гоголь создал одно из наиболее ярких реалистических произведений - поэму в прозе "Мертвые души". Комедия Ревизор была призвана способствовать исправлению общественных нравов. Разочаровавшись в действенности искусства, Гоголь в конце жизни пытался найти выход в обращении к национальной религии и православной этике (Избранные места из переписки с друзьями 1847). 

3.4. Публицистика. Для первой половины ХIХ в.  характерно создание литературных  журналов, которые не только способствовали развитию литературы, но и становились центрами, вокруг которых группировались представители различных направлений общественной мысли.  

3.4.1. Журналы  "Москвитянин" и "Северная  пчела" объединили представителей  консервативно-охранительной, официозной журналистики. Среди них особую известность приобрел Н.И. Греч, редактор-издатель "Сына отечества", а затем "Северной пчелы". Булгарин издавал журнал "Северный архив", слившийся в 1829 г. с "Сыном отечества" Греча. 

3.4.2. Представители  демократического направления группировалось вокруг журналов "Московский телеграф", "Телескоп", затем - "Современник" и "Отечественные записки". Основание "Современника" связано с именем А.С. Пушкина, а с 1847 г. его возглавили Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский. Особое место в развитии этого направления принадлежит В.Г. Белинскому, философу, публицисту, литературному критику.  

4. ЖИВОПИСЬ 

Интерес к изобразительному искусству охватывал все более  широкие слои общества, что выразилось в создании различных художественных Обществ, росте популярности выставок в Академии художеств, основании художественных журналов, создании художественных музеев. 

4.1. Художественные  жанры 

4.1.1. Портрет  остался ведущим жанром в живописи, его развитие было связано  с творчеством О.А. Кипренского и В.А. Тропинина. В работах этих художников просматривается стремление уловить неповторимость духовного и эмоционального мира современников, романтизм переплетается с чертами реализма. 

4.1.2. Пейзаж развивался  наряду с портретом, связанный  с именем С.Ф. Щедрина, для которого характерно поэтическое восприятие естественного облика природы. 

4.1.3. Бытовой  жанр представлен творчеством  А.Г. Венецианова, который сознательно  избрал его как самостоятельный  и полноправный вид живописи, и П.А. Федотова. Тематика их живописи национальна и демократична. 

4.1.4. Историческая  живопись развивалась под влиянием  войны 1812 г., роста патриотизма  и национального самосознания. Это  направление представляли А.А.  Иванов, написавший знаменитую картину  Явление Христа народу, А.Е. Егоров и др. 

4.1.5. Некоторые  художники равноценно работали  в различных жанрах. Таким были  Ф. Бруни, К.П. Брюллов, крупнейший  художник своего времени, в  творчестве которого воплотились  драматизм, человечность, блестящее  мастерство. 

4.2. Художественные стили. Практически все развитие живописи в тот период проходило в рамках классицизма, в живописи получившего название академизма. Академизм был ориентирован на высочайшую изобразительную технику, мифологические и библейские сюжеты, декоративность композиции. В работах Брюллова этот стиль достиг своего расцвета. 

В то же время  в творчестве ряда живописцев, прежде всего Федотова, начался переход  к реалистическому искусству.  

Таким образом, для живописи ХIХ в. характерно расширение жанров, сюжетов, усовершенствование технических приемов и художественных аспектов. 

5. АРХИТЕКТУРА 

5.1. Классицизм  в архитектуре в начале ХIХ  в. достиг наивысшего уровня  развития, создав благодатную почву  для выражения гражданского пафоса, ансамблевости, градостроительства. 

Среди архитекторов того времени следует выделить О.И. Бове, который руководил работами по восстановлению Москвы после пожара 1812 г. Под его руководством были созданы уникальные городские ансамбли: Театральная, Воскресенская, Красная площади; Александровский сад; построены здания Большого театра, Манежа - сооружения, преобразившие облик города. 

В Петербурге классицизм сохранил свой официальный характер и отражал значение города как  столицы империи.  

К числу выдающихся памятников принадлежит Казанский  собор (1801-1811) архитектора А.Н. Воронихина; здание Биржи (1804-1811) архитектора Тома де Томон; городские ансамбли К.И. Росси, превратившие город в произведение искусства. 

5.2. Эклектика.  На смену классицизму, исчерпавшему  свои возможности, пришедшему  в противоречие с изменившимися эстетическими потребностями эпохи в 30-е гг. ХIХ в. пришла эклектика. Ее главный принцип - использование элементов различных архитектурных стилей прошлого в свободной форме. 

Архитектор К.А. Тон - один из самых ярких представителей данного направления. По его проекту был построен храм Христа Спасителя (1839-1883) в честь победы в Отечественной войне 1812 г. 

Русская архитектура  первой половины ХIХ в., развивалась  в русле западноевропейских тенденций, но имела свои яркие особенности, ее отличал высокий профессионализм, поиски новых путей. 

6. СКУЛЬПТУРА 

6.1. Основные  черты 

6.1.1. Наиболее  значимые успехи были достигнуты  в это время в области монументальной  скульптуры. Так же как в других  направлениях художественной культуры, здесь сильно было влияние Отечественной войны 1812 г., популярными стали темы героизма, патриотизма и т.д. 

6.1.2. Скульптура  развивалась в рамках стиля  классицизм, но достаточно сильное  влияние приобретают реалистические  черты. 

6.1.3. Характерной  особенностью развития русской скульптуры первой половины века, стал синтез скульптуры и архитектуры, что особенно ярко выразилось в создании городских ансамблей, решении других градостроительных задач. 

6.2. Среди выдающихся  скульпторов-монументалистов, особое  место занимают В.И. Демут - Малиновский и С.С. Пименов. Вместе с архитектором Воронихиным, они создавали неповторимый декор Казанского собора, затем барельефы для Горного института. Несколько грандиозных статуй было ими высечено из камня для здания Адмиралтейства. 

Скульпторы работали также в сотрудничестве с архитектором Росси, вершиной их творчества считается скульптура арки Главного штаба. 

К числу выдающихся памятников эпохи относится монумент Минину и Пожарскому на Красной площади, созданный скульптором И.П. Мартосом. В образах героев XVII в. воплощены черты патриотизма, национальной гордости. 

Большое значение имело творчество Б.И. Орловского, автора фигуры ангела, венчающего Александровскую  колонну, памятников фельдмаршалу М.И. Кутузову и генералу Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге. 

7. МУЗЫКА И  ТЕАТР 

7.1. В первой  половине XIX в. появилось самостоятельное  русское музыкальное искусство,  хотя еще сильно ощущалось  влияние итальянской, немецкой, французской  школ.  

Русская национальная музыкальная культура создавалась на основе народного творчества, о чем свидетельствует творчество А.А. Алябьева, создателя русской национальной оперы М.И. Глинки (Жизнь за царя). Значительную лепту в развитие отечественного музыкального искусства внесли новаторские оперы А.С. Даргомыжского, такие как Русалка, Каменный гость. 

7.2. Театр.  

7.2.1. В тот  период роль драматического театра  в культурной жизни России  серьезно возросла. В Москве центром  этого вида искусства стал  Малый театр, где весьма сильны  были демократические тенденции; в Петербурге - Александринский, сохранивший значение официального. 

7.2.2. Театральное  искусство этого времени развивалось  в рамках стиля романтизм (особенно  в творчестве П.С. Мочалова, игравшего  в пьесах Шиллера, Шекспира; особый  успех имела его роль Гамлета). Постепенно на русской сцене утверждалось реалистическое направление благодаря драматургии А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского. 

7.2.3. Среди актеров,  создавших славу русской сцены,  следует выделить М.С. Щепкина,  П.С. Мочалова, Е.С. Семенова, и др. 

8. ИТОГИ И  ОСОБЕННОСТИ 

8.1. Русская культура  в первой половине ХIХ в., развиваясь  во всех направлениях, заняла  одно из ведущих мест в мире; величайшие произведения искусства,  достижения в области науки  и техники подготовили тот  взлет отечественной культуры, который пришелся на конец ХIХ - начало ХХ вв. В целом русская культура ХIХ в. отличалась, с одной стороны, прогрессивной направленностью, быстрыми темпами развития; с другой - рядом противоречий, обусловленных особенностями исторического развития России данной эпохи. 

8.2. На формирование  культуры этого периода воздействовали, с одной стороны, дальнейшее  экономическое развитие и, с  другой - формирование общественного  движения, развитие общественной  мысли различных направлений.  Значительным изменениям подверглись эстетические вкусы и потребности русского общества. 

Особое значение имели Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, способствовавшие формированию передовых взглядов русского общества и росту национального  русского самосознания. На развитие культуры огромное влияние оказало развитие патриотических настроений, начало формирования русской идеи. 

8.3. В то же  время разрыв между культурой  дворянской и народной, возникший  в конце XVII-первой половине  ХVIII в., продолжал углубляться.  

  

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 

1. Какие события  ХIХ в. имели особое значение  для формирования мировоззрения  людей того времени, их эстетических  принципов? 

2. В чем причина  развития быстрыми темпами науки  в ХIХ в.? Дайте характеристику  основных ее направлений. 

3. Какую роль  сыграла литература в жизни  русского общества того времени? 

4. Проследите  этапы развития русского изобразительного  искусства с древнейших времен  до ХIХ в. Какие принципиально  новые тенденции появились здесь  в изучаемый период? 

5. Подумайте,  почему к 30-м годам ХIХ в.  архитектурный стиль классицизм  перестал удовлетворять эстетические  потребности общественного мнения? 

6. На основании  каких фактов мы можем сделать  вывод о том, что культура  России ХIХ в. заняла одно  из ведущих мест в мировом культурном процессе? 

  

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 

Коваленская Н.Н. Русское искусство первой половины XIX века. М., 1951. 

История русского искусства: в 13 т. Под ред. И.Э. Грабаря  и др. Т.8. 

Федоров-Давыдов  А.А. Архитектура Москвы после Отечественной войны 1812 г. М., 1953. 

Славина Т.А. Константин Тон. Л., 1982.  

Левандовский  А.А. Время Грановского. У истоков  формирования русской интеллигенции. М., 1990. 

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX в. М., 1991. 

  

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ХVI в. 

Изменения в  политической и социально-экономической  жизни России в ХVI в. способствовали формированию в русской культуре тех принципов, которые стали  характерными для последующих веков.  

1. ОСОБЕННОСТИ  РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ХVI в. 

1.1. В ХVI в.  прекратили свое существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом завершившегося процесса складывания единого государства. Нивелировались самобытные черты, отличавшие одну школу от другой, исчезли оригинальные творческие методы и приемы мастеров декоративно-прикладного искусства, архитекторов, иконописцев. Однако происходящие процессы свидетельствовали не об упадке русской культуры, а, напротив, о ее поступательном прогрессивном развитии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.