На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система РК

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

  Введение 3
1 Финансовые  отношения: сущность и структура 5
1.1 Финансы как  экономическая категория; черты, признаки и значение финансов  
5
1.2 Субъекты финансовых отношений и структура финансов 17
1.3 Зарубежный  опыт в товарно-денежных отношениях 19
2 Товарно-денежные отношения 23
2.1 Эволюция форм стоимости и возникновение денег 23
2.2 Рынок, его сущность и структура 27
2.3 Причины и условия  возникновения товарно-денежных отношений 30
3 Финансовая  система РК 32
3.1 Законодательные основы развития финансовой системы РК 32
3.2 Состояние и  проблемы финансовой системы РК 34
3.3 Пути улучшения  финансовой системы 38
  Заключение 41
  Список использованной литературы 43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение 
 

     Для понимания сущности финансов и возможностей их использования как инструмента воздействия на экономику и социально-экономическое развитие необходимо проанализировать их взаимоотношения не только с другими распределительными категориями, но и с экономическими законами.
     Экономические законы определяются как необходимые, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи, внутренне присущие экономическим отношениям. Финансы, как уже было выяснено, являются распределительной категорией, участвующей в процессе общественного воспроизводства, т.е. есть все основания, исходя из этой посылки, говорить о взаимосвязи финансов и экономических законов. Но при этом следует сразу отметить, что финансы отражают более широкий круг отношений, чем экономические законы, в которых воплощены наиболее существенные черты производственных отношений.
     Деньги - самостоятельная экономическая категория, выполняющая вполне конкретные функции: мера стоимости, средство обращения и т. д. (вспомните из курса экономической теории). А мы говорим, что финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе. Конечно, продолжение может быть разным. Возьмем десять разных книг в библиотеке, в которых будет расшифровано понятие «финансы». Ни в одной из них оно не будет одинаковым, хотя, в принципе, смысл один и тот же.
     В этой связи следует учитывать, что в определенных пределах существует известная альтернативность в механизме использования экономических законов и таких рычагов, как деньги, финансы, кредит. Опыт показывает, что все они используются для решения экономических и социальных задач. Однако на каждом конкретном этапе приоритет может отдаваться тому или иному методу. Государственное регулирование экономики предполагает грамотное использование законов и рычагов с учетов их взаимосвязи и адресного использования.
     Товарные отношения сыграли огромную роль в развитии человеческого общества. Они способствовали укреплению связи между людьми, общинами, государствами. Центры торговли постепенно превращались в города. Благодаря желанию поддержки товарных отношений с другими государствами быстрее развивалось судоходство.
       Нужда фиксировать торговые сделки  подтолкнула людей к созданию  более совершенной письменности, которая впоследствии стала основой  латинского, русского и других  алфавитов.
       Словом, товарные отношения были  одним из главных факторов развития всех областей деятельности человека.
     Таким образом, именно возможность воздействия  финансов на экономику и в том  числе развитие социальной инфраструктуры определяет их значимость для государства, а соответственно и актуальность выбранной темы.
     Цель  данной курсовой работы – на основании  литературных источников изучить товарно-денежные отношения и финансы.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    изучить сущность финансов;
    изучить товарно-денежные отношения.
     Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Финансовые отношения: сущность и структура 
 

     1.1 Финансы как экономическая  категория, черты признаки и значение финансов 

     Этимология  термина «финансы» имеет глубокие исторические корни. Многие исследователи связывают происхождение этого термина с латинским глаголом «Finis», означающим «уплачивать обусловленную сумму денег». Как производное от этого глагола в XIII-XIV веках в итальянском языке возник и закрепился термин «finansia», в дословном переводе также означающий "денежный платеж". В такой узкой трактовке этот термин постепенно получил международное распространение для характеристики системы денежных отношений между населением и государством. В более широкой системной экономической трактовке термин «финансы» (фр. – «finance») в научный оборот ввел французский ученый Ж. Боден в своей известной работе «Шесть книг о республике» (1577 г.), с которой по общепризнанному мнению связывается зарождение теории финансов, т.е. финансовой науки.
     Формирование  и развитие финансов как системы  экономических отношений носит  еще более глубокий исторический характер. Возникновение финансов как  особой формы экономических отношений связывается с появлением государства. Финансовые отношения на первоначальном этапе становления финансов были направлены на обеспечение формирования государственных доходов в форме различных денежных и натуральных сборов. Эта система финансовых отношений рассматривается уже древнегреческими мыслителями Ксенофонтом (430-355 гг. до н.э.) в работе «О доходах Афинской республики» и Аристотелем (382-322 гг. до н.э.) в работе «Государственное устройство Афин», индийским ученым Вашнагупта (321-297 гг. до н.э.) в работе «Наука о политике» и другими.
     По  мере развития товарно-денежных отношений  и форм государственности существенно  расширялась система финансовых отношений экономических субъектов, а соответственно углублялось и  трактование финансов. Наибольший расцвет  финансов связывается с последним пятидесятилетием, когда государственные функции большинства стран существенно расширились, а товарно-денежные отношения заняли ведущее место в развитых экономических системах. Таким образом современные финансы следует рассматривать как продукт развития форм государственности и товарно-денежных отношений.
     Рассмотрим  основные сущностные характеристики категории  «финансы» в современной трактовке. Система таких сущностных характеристик состоит в следующем.
     1) Категория «финансы» отражает характер определенных экономических отношений и соответственно входит в систему экономических категорий. В соответствии с научной классификацией экономическими признаются отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления совокупного общественного продукта, создаваемого экономической системой. Обслуживая товарно-денежные отношения между экономическими субъектами, участвующими в формировании совокупного общественного продукта, отражая движение стоимости в процессе его создания, непосредственно влияя на распределение и перераспределение доходов (прибыли) участников экономического процесса и обеспечивая необходимое накопление капитала в различных его формах для осуществления воспроизводственных процессов на расширенной основе, финансы полностью отвечают требованиям вышеизложенного критерия.
     Как экономическая категория финансы  отражают содержание экономических  процессов и явлений в сфере  финансовых отношений и являются важнейшей составной частью экономической  системы в целом. От результативности финансовых отношений во многом зависит эффективность экономической системы государства и уровень экономического развития общества.
     2) Категория «финансы» является объективной категорией, функционирующей в различных общественно-экономических формациях. Являясь объективной экономической категорией, финансы выступают носителем единой абстрактной сущности системы финансовых отношений во всех общественно-экономических формациях, хотя отличительные функции финансов, их роль в общественном воспроизводстве могут определяться особенностями общественно-экономического строя конкретного государства. Это связано с тем, что любое государство независимо от общественно-экономического строя формирует для реализации своих властных функций систему необходимых ему финансовых отношений.
     Формы этих отношений могут существенно  отличаться в различных общественно-экономических  формациях, но сущность финансов как  экономической категории при  этом остается неизменной. Так, если рабовладельческой  и феодальной общественно-экономическим формациям соответствовали преимущественно натуральные отношения, то и финансы участвовали в формировании доходов государства преимущественно в натуральной форме. С расширением товарно-денежных отношений в последующих общественно-экономических формациях, осуществление этой и других функций финансов начало проявляться преимущественно в денежной форме.
     Таким образом, можно сделать вывод, что  финансы как объективная экономическая  категория связана с закономерностями развития материального производства в условиях различных общественно-экономических формаций. Хотя конкретное государство в условиях любой общественно-экономической формации может активно воздействовать на финансы в зависимости от политического устройства, уровня экономического развития, поставленных целей и задач, но оно не в состоянии ни создавать, ни отменять систему финансовых отношений как целостное понятие.
     3) Главным содержанием категории финансов выступают распределительные и перераспределительные отношения. Основной концепцией главного экономического содержания категории финансов являются отношения между различными экономическими субъектами в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Содержание этой концепции состоит в том, что основным предметом финансовых отношений экономических субъектов являются финансовые ресурсы, которые окончательно формируются лишь на стадии распределения произведенной стоимости (т.е. когда эта стоимость реализуется и перераспределяется).
     Современная финансовая наука выделяет два основных подхода к концепции главного экономического содержания финансов как экономической категории.
     Сторонники  первого подхода считают, что  основу финансовых отношений составляет лишь та часть экономических отношений, которая связана с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода между экономическими субъектами. Соответственно, те экономические отношения, которые осуществляются на эквивалентной основе (в эквивалентной форме) и не затрагивают процесс перераспределения стоимости, из финансовых отношений ими исключаются. Этот подход известен как «распределительная концепция финансов».
     Сторонники  второго подхода полагают, что  в систему финансовых отношений  должна включаться вся совокупность экономических отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводственного процесса (а не только на его распределительной стадии). Соответственно, финансовыми они признают все экономические отношения между участниками воспроизводственного процесса, осуществляемые как на эквивалентной, так и на безэквивалентной основе. Этот подход известен как «воспроизводственная концепция финансов».
     Как и большинство отечественных  и зарубежных исследователей автор придерживается первой («распределительной») концепции финансов, считая, что только распределительные (перераспределительные) отношения (а не отношения производства и обмена стоимости) составляют основу этой категории. Только с помощью распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода финансы косвенно воздействуют на всю систему воспроизводственных отношений, однако со стадиями производства и обмена стоимости финансовые отношения прямо не связаны.
     4) Финансовые отношения экономических субъектов носят денежную форму. Материальной основой функционирования финансов выступают денежные средства, с помощью которых осуществляется денежный оборот между участниками экономического процесса. Это характеризует финансы как систему прежде всего денежных отношений между субъектами.
     При рассмотрении этой характеристики категории «финансы» следует выяснить, как соотносятся между собой финансы и деньги, а также система финансовых и денежных отношений в целом.
     Рассматривая  категории финансов и денег, следует  прежде всего отметить, что они  не тождественны между собой ни по экономическому содержанию, ни по выполняемым функциям. Так, если деньги являются товаром особого рода, представляющим собой всеобщий эквивалент для измерения затрат труда ассоциированных производителей товаров и услуг, то финансы - это не сами денежные средства, а лишь экономические отношения, возникающие в процессе движения денег между экономическими субъектами. При этом в финансах денежные отношения характеризуют движение не только непосредственно денег в наличной или безналичной формах, но и движение замещающих их денежных эквивалентов в форме краткосрочных финансовых инвестиций (в частности, краткосрочных ценных бумаг, краткосрочных депозитных вкладов), вложений в объекты тезаврации (в частности, в драгоценные металлы, приобретаемые в целях хранения) и т.п.
       Кроме того, следует отметить, что  в процессе финансовых отношений  деньги не всегда выступают  как всеобщий эквивалент. Так,  в процессе перераспределения  стоимости финансы широко используют  кредит, при котором движение  денег оторвано от движения стоимости товаров.
     Следует также обратить внимание на то, что  отражение финансовых отношений  преимущественно с помощью денег  характерно лишь для развитой стадии товарного производства - в ранних общественно-экономических формациях  финансовые отношения носили преимущественно натуральный характер.
     Характеризуя  категорию «финансы» по этому признаку, следует отметить также, что система денежных отношений в совокупности гораздо шире системы финансовых отношений, опосредствованных деньгами. Так, финансы отражают только те денежные отношения между экономическими субъектами, которые связаны с распределением (перераспределением) валового внутреннего продукта и национального дохода. Исходя из этого критерия к финансам (а соответственно и к финансовым отношениям) не относится обширная система денежных отношений между отдельными гражданами, между гражданами и предприятиями розничной торговли при реализации товаров за наличный расчет и некоторых других их видов, т.к. они связаны с эквивалентным обменом и не обслуживают распределительные и перераспределительные процессы.
     Таким образом, финансы как систему  денежных отношений характеризуют  не сами денежные средства, а лишь их оборот в процессе распределительных  и перераспределительных экономических  отношений отдельных субъектов. При этом денежные отношения, связанные с финансами, опосредствуют лишь часть совокупного денежного оборота страны.
     5) Финансы как экономическая категория характеризуют отношения между экономическими партнерами, организуемые государством. Важнейшей особенностью финансовых отношений является то, что преимущественная их часть организуется государством. Поэтому само возникновение финансов и их развитие неразрывно связано с историей появления и развития государственного устройства, т.е. государства как органа управления. Государственное регулирование финансов охватывает все основные формы финансовых отношений: между государством и предприятиями (объединениями); между государством и населением; между различными предприятиями (объединениями); между предприятиями и работающим на них населением и т.п.
     В процессе организации финансовых отношений  между экономическими субъектами государство  определяет состав основных форм этих отношений; создает систему правового  оформления этих отношений в виде законов, указов, постановлений и других правовых норм, разрабатываемых различными органами государственного управления; осуществляет активный контроль за соблюдением субъектами установленных правовых актов и при необходимости налагает определенные санкции за их нарушение.
     Организуя финансовые отношения, государство  исходит из определенной государственной  финансовой политики, т.к. между этими  экономическими составляющими существует довольно тесная взаимосвязь. Первоначально  даже наука о финансах развивалась  в едином комплексе с наукой о финансовой политике государства. Последняя выступала при этом как прикладная составная часть финансовой науки. Выразителем определенной государственной финансовой политики финансы становятся в первую очередь в процессе формирования доходов и расходов государства. Посредством своей финансовой политики государство может активно влиять на экономическое развитие страны, оказывая на него как позитивное, так и негативное воздействие.
     Следует, однако, подчеркнуть, что государственная  политика не формирует финансовые отношения и не рассматривает их экономическое содержание, а лишь определяет цели и задачи финансового развития страны, направленные на достижение предусмотренной эффективности экономики в краткосрочном или долгосрочном периоде. Иными словами, выстраивая определенную финансовую политику, государство рассматривает систему сложившихся финансовых отношений между экономическими субъектами как базовую исходную составляющую, воздействуя лишь на механизм реализации этих отношений.
     Выступая организатором финансовых отношений, государство всегда обладает особыми полномочиями в их реализации со своими экономическими партнерами, в первую очередь, с предприятиями (объединениями) и населением. В результате этого указанные экономические субъекты финансовых отношений имеют разные права, т.е. являются неравноположенными. Проявлением этой неравноправности, т.е. неравностоимостных экономических отношений является то, что созданная предприятиями или населением, занятом в производственной сфере, добавочная стоимость перераспределяется в пользу государства.
     6) Категория «финансы» характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Формирование денежных фондов субъектами финансовых отношений изначально рассматривалось как одна из основных характеристик финансов как экономической категории. На первоначальном этапе развития финансов речь шла лишь о государственных денежных фондах; позднее категория финансов включила в свой состав и разнообразные денежные фонды, формируемые другими экономическими субъектами - местными органами государственного управления, хозяйственными объединениями, предприятиями и т.п.
     Под денежными фондами следует понимать обособленную часть денежных средств  и их эквивалентов, имеющую целевое предназначение и самостоятельную форму функционирования. Как видно из этого определения понятие «денежные фонды» не тождественно понятию «денежные средства», находящиеся в распоряжении экономического субъекта. В состав денежных средств, наряду с денежными фондами, входит и та их часть, которая не связана целевыми ограничениями и расходуется экономическими субъектами свободно на любые нужды в законодательно предусмотренном порядке.
     Система денежных фондов, формируемых экономическими субъектами в процессе финансовых отношений, весьма многообразна. Основу классификации этих денежных фондов составляет уровень их формирования. По этому признаку денежные фонды подразделяются на централизованные (общегосударственные) и децентрализованные (местных органов управления, хозяйственных объединений, предприятий и т.п.). Источником формирования как централизованных, так и децентрализованных денежных фондов экономических субъектов являются валовой внутренний продукт и национальный доход.
     Таким образом, формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов отдельными экономическими субъектами является одной из важнейших характеристик финансов как экономической категории.
     7) Категория «финансы» характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Сформированные различными экономическими субъектами денежные фонды подлежат использованию в предстоящем периоде. Необходимость использования денежных фондов предопределена уже их целевым характером и является логическим следствием процесса их формирования. Финансовые отношения в процессе использования централизованных и децентрализованных денежных фондов тесно связаны с задачами и направлениями расходования сформированных денежных авуаров.
     Так, использование централизованных денежных фондов, сформированных на общегосударственном  уровне, направлено на обеспечение  решения макроэкономических задач  общественного развития. К числу  основных из этих задач относятся  обеспечение обороны страны, содержание центральных органов государственного управления, поддержка стратегически важных для страны отраслей экономики, выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов, развитие фундаментальных научных исследований, охрана окружающей среды.
     Использование денежных фондов, сформированных на уровне местных органов государственного управления, направлено на обеспечение  решения задач экономического и  социального развития отдельных  регионов страны. Основными из этих задач являются: поддержка муниципальных предприятий, развитие жилищного строительства и коммунальных служб, решение экономических проблем регионального масштаба, социальная помощь населению.
     Использование денежных фондов, сформированных отдельными хозяйственными структурами - предприятиями, объединениями и т.п., направлено на расширение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, пополнение собственных оборотных активов, дополнительное стимулирование персонала и другие цели, обеспечивающие их текущее и стратегическое развитие.
     В процессе использования денежных фондов различными экономическими субъектами важнейшей задачей является обеспечение  экономного расходования и высокой  отдачи денежных средств.
     8) Категория «финансы» характеризует экономические отношения, направленные на обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства. Финансовые отношения возникают в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, с одной стороны, и направлены на обеспечение условий их воспроизводства в предстоящем периоде, с другой. Эффективность финансовых отношений в обществе определяется тем, в какой мере они способствуют возрастанию темпов воспроизводства общественного продукта. Поэтому обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства следует рассматривать как основную цель функционирования финансов.
     Важнейшим условием обеспечения процесса расширенного воспроизводства является рост объема финансовых ресурсов, направляемых на экономическое и социальное развитие страны. Это предполагает, что формирование и использование денежных фондов всеми субъектами финансовых отношений должно осуществляться на расширенной основе с каждым новым экономическим (хозяйственным) циклом. Обеспечение такой динамики не только создает базу постоянного прироста объема валового внутреннего продукта и национального дохода, но и позволяет расширять охватываемую финансами сферу распределительных и перераспределительных денежных отношений между экономическими субъектами.
     Таким образом, можно сделать вывод, что  обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства является не только главной целью финансов, но и важнейшей  предпосылкой расширения сферы финансовых отношений в стране.
     Рассмотрение  наиболее важных сущностных характеристик  категории финансов позволяет следующим  образом сформулировать ее содержание: «Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами».
     Сущность  финансов, как и любой экономической  категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением.
     Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и  его основной части - национального  дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.
     Финансовые  отношения возникают, на стадиях  распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.). Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.
     Однако  доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.п.
     Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила  на расчетный счет, но из этой суммы  предприятие должно перечислить  в бюджет установленные налоги, например, налог на добавленную стоимость по определенной ставке. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность процесса производства. Она определяется исходя из установленной нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее вычитается часть, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в пенсионный фонд, фонд занятости и др., в итоге остается прибыль. Таким образом, произошло как бы первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по законодательно закрепленным ставкам. Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами различных уровней.
     Этот  пример наглядно показывает, что без  движения стоимости (в данном случае выручки от реализации) ни бюджет, ни пенсионный фонд, ни рабочий не получили бы своей доли. А это движение обеспечивают только финансы.
     Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но ни в коем случае не об их отмене). Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Выбор пропорций отчислений в фонды накопления и потребления предприятия жестко регулируют законы рыночной экономики.
     В различных общественно-экономических  формациях, различных государствах действуют различные финансовые системы, в одних случаях более удачно выражающие объективно функционирующие экономические отношения, в других - менее удачно, однако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их содержанием и потому органически им присуща.
     Другой  важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана  с распределительной. Среди огромного  многообразия финансовых отношений  нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.
     С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
     Контрольная функция финансов - это, прежде всего, контроль в процессе объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.
     Финансы осуществляют контроль на всех стадиях  создания, распределения и использования  общественного продукта и национального дохода. Его главное назначение состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.
     Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем воздействуют на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.
     Таким образом, контроль рублем стимулирует  рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материальных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.
     Объектом  контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение  эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.
     Финансовый  контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
     Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и другие). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль также проводят законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств.
     Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные  отделы министерств и ведомств. Они  проверяют финансово-хозяйственную  деятельность подведомственных предприятий  и учреждений.
     Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.
     Общественный  финансовый контроль осуществляют неправительственные  организации. Объект контроля зависит  от стоящих перед ними задач.
     Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские  фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов. К необходимости создания независимого финансового контроля - аудита - привело развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство - это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций в нашей стране.
     Цель  аудита - установление достоверности  финансовой отчетности предприятий  и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и  хозяйственных операций действующим  нормативным актам. Аудитор - не государственный служащий, а независимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, а его мнение и заключение - непредвзятыми и беспристрастными.
     Следует различать собственно аудит как  контроль и деятельность аудиторских  фирм, которая обычно состоит не только из проверок, но и консультационных услуг в области финансов для  всех предприятий и организаций  по договорам на платной основе. В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: внешний и внутренний.
     Внешний аудит осуществляется на платной  основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей  лицензией и компетенцией, по договору с государственными налоговыми или другими органами, предприятиями, пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. В целях обеспечения единого подхода к качеству проверок и подготовки квалифицированных кадров создаются различные объединения аудиторских организаций: ассоциации, палаты и т.п.
     Основные  цели внешних аудиторских проверок таковы: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности, разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.
     Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности, а также оказывают услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности, проводят консультации и дают рекомендации по вопросам финансового, налогового, банковского и иного законодательства.
     По  результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности финансовой отчетности. Это заключение подтверждает, с одной стороны, точность и надежность представленной клиентом информации, а с другой - благополучное (или  нет) положение дел.
     Аудиторы  несут ответственность за правильность выдаваемых заключений. Кроме того, они обязаны сохранять в тайне  все сведения, полученные ими в  ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести  клиенту материальный ущерб.
     Аудиторская деятельность связана с большой  ответственностью как перед клиентами, так и перед государством. В  своей деятельности аудитор руководствуется  законодательством и собственными хозрасчетными интересами. В условиях конкуренции в аудиторском бизнесе  это способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.
     Внутренний  аудит осуществляют службы внутреннего  контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Они нацелены на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятий. Внутренний аудит должен проводиться постоянно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе. Он должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.
     По  срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий  и последующий.
     Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.
     Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности расходов, доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.
     Последующий финансовый контроль проводится в форме  проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи состоят в выявлении недостатков и упущении в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещении нанесенного ущерба, привлечении к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятии мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.
     Механизм  финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране. 
 

     1.2 Субъекты финансовых  отношений и структура  финансов 

     По  определению, финансовая система - это  совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения  являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
     Внутри  каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
     Финансовые  отношения могут возникать между:
    государством и юридическими, физическими лицами (уплата налогов);
    между физическими и юридическими лицами (оплата студента за обучение);
    между юридическими лицами (аренда одного предприятия здания, принадлежащему другому предприятию);
    между отдельными государствами (международные финансовые отношения).
     Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
     Разные  звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
     Каждое  звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
     В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).
     Одним из главных звеньев финансовой системы  является государственный бюджет. С  его помощью правительство концентрирует  в своих руках значительную часть  национального дохода, перераспределяемого  финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
     Еще одним важным звеном являются местные  финансы, роль и влияние которых  повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
     Внебюджетные  фонды управляются непосредственно  центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. 
 

     1.3 Зарубежный опыт в товарно-денежных отношениях 

     С развитием товарно-денежных отношений в России все более важным элементом рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также производимых ими товаров и услуг. Эту роль и призваны выполнять указанные выше объекты промышленной собственности.
     Фирменное наименование, являющееся коммерческим именем предприятия, неразрывно связано с его деловой репутацией. Под этим именем предприниматель совершает сделки и иные юридические действия, несет юридическую ответственность и осуществляет свое права и обязанности, рекламирует и реализует произведенную им продукцию и т.д. Фирменное наименование, ставшее популярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносит предпринимателю не только немало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе и признание его заслуг. Использование фирменного наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия.
     Товарный  знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем и потребителем, выступая в роли безмолвного продавца. Наряду с отличительной функцией, популярный товарный знак вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Одной из важных функций товарного знака является также реклама выпускаемых изделий (отсюда второе название- рекламное обозначение), поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. Известно также, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-20% выше, чем анонимных товаров. Наконец, товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией.
     Аналогичные функции выполняются и таким  средством обозначения продукции, как наименование места происхождения  товара. Наряду с ними обозначение  товара наименованием места его  происхождения выступает как  гарантия наличия в товаре особых неповторимых свойств, обусловленных местом его производства.
     Таким образом, указанные выше объекты  промышленной собственности являются эффективным связующим звеном между  производителем и потребителем и  выступают в качестве важных объектов субъективных гражданских прав.
     Для потребителя товарный знак - это визитная карточка, символ определенной фирмы или фабрики. Известный, завоевавший успех у покупателей, товарный знак вызывает доверие, ассоциируется с гарантией высокого качества выпускаемых товаров. Потребность в отличии друг от друга товаров различных видов при помощи знаков, которыми эти товары снабжаются производителями или торговцами, не нова, она возникла уже в древние времена. Еще древние римляне, греки и египтяне пользовались ярлыками ремесленников и художников, служившими указаниями на происхождение изделия из какой-либо мастерской или из какого-либо города. Почти за 4000 лет до н. э. мастера Ассирии и Вавилона врезали в камни построенных зданий свой фирменный знак. Эти знаки, обнаруженные археологами в XX в., можно считать предшественниками товарных знаков. Прототипы современных знаков появились в период рабовладельческого строя.
     Огромное  развитие получила маркировка товаров  в условиях капиталистической индустриализации. В 70-80-е гг. XIX века начинается массовый выпуск однородных товаров, причем это происходит в условиях жесткой конкуренции. В этих условиях возрастает роль товарного знака как эффективного средства рекламы и указателя источника происхождения товара. Появляются первые законы, гарантирующие охрану товарных знаков. В первую очередь появились законодательные акты, устанавливавшие уголовные санкции за подделку товарного знака. Затем появилась гражданско-правовая охрана знаков.
     Российское законодательство о товарных знаках имеет насыщенную историю. Первый закон «О товарных клеймах» был принят в России еще в 1830 г. Он обязывал владельцев суконных, шляпных, бумажных и других фабрик иметь прочные  клейма. Подделка чужого товарного клейма рассматривалась как уголовно наказуемое деяние. Однако четкого определения товарного клейма, условий возникновения прав на него, а также правомочий владельца закон не содержал.
     В 1896 году вступил в действие более  совершенный Закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и  клеймах)». Товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев». Использование товарного знака признавалось правом, ноне обязанностью лица, кроме случаев, специально установленных законом (клеймение изделий из золота и серебра, обязательная маркировка табачных и водочных изделий и пр.).
     После установления советской власти правовая охрана товарных знаков была сохранена, хотя отношение к ним на разных этапах развития страны было различным. В период проведения новой экономической политики (нэпа), когда заметно оживилось товарное производство, СНК РСФСР издал Декрет «О товарных знаках» от 10 ноября 1922 г. Всем торговым и промышленным предприятиям, независимо от формы собственности, предоставлялось право маркировать свои товары особым знаком и единолично пользоваться им для отличия своей продукции от аналогичной продукции других предприятий.
     В 1936 г. ЦИК и СНК СССР было принято  Постановление «О производственных марках и товарных знаках», в котором  наряду с подробными правилами обязательной маркировки промышленной продукции  подтверждалось право предприятий пользоваться для обозначения своей продукции товарными знаками.
     Очередное обновление законодательства о товарных знаках произошло в 1962 г., когда было принято постановление Совета Министров СССР от 15 мая 1962 г. «О товарных знаках», а на его основе Комитетом по делам изобретений и открытий 23 июня 1962 г. Утверждено Положение о товарных знаках. Главной особенностью новых актов явилось превращение права на товарный знак в обязанность предприятий иметь и пользоваться зарегистрированными в установленном порядке товарными знаками.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.