На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие библиотек

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Развитие  библиотек 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Библиотека – учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати.
Само  слово «библиотека» на Руси появился лишь в XVIII веке. До этого  времени библиотеку называли «книгохранилище» 
Всегда, во все  времена, во всех странах мира люди славили книгу. В Древнем Египте и Ассирии, в Греции и Риме, в  городах арабского халифата и  в Киевской Руси... Книга - это и  лекарство для души, и кладовая наук, и источник мудрости. В сборнике "Пчела" отмечалось: " Ум без книги, аки птица спешена, якож она взлетати не может, такоже и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное". Древняя Русь оставила нам множество рукописных произведений, и они   рассказывают о том, как жили, о чем думали, что умели делать наши далекие предки, какого уровня достигали у них литература, наука, искусство.
Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые  складывались не одно столетие, условия, в которых формировались различные типы библиотек.  
 В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки? Несомненно, что общество ощутило потребность в обобщении полученных ими знаний.
 
 
 
 
 
 
 
 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ НА РУСИ
     Удивительно, но долгое время господствовало убеждение,  что она пришла к нам вместе с христианством в конце Х века, а до этого русичи не умели записывать свою речь, Однако постепенно стали накапливаться сведения, опровергающие  такое представление.
Старейшим сообщением о наличии письменности у древних  считают "Сказание о письменах" черноризца Храбра, болгарского монаха, жившего на рубеже IX-Х веков. И еще: задолго до введения азбуки Кирилла и Мефодия славяне умели записывать свою речь латинскими и греческими буквам. Тому имелось множество косвенных доказательств, но ни одного памятника славянской письменности не находилось. И можно понять радость первооткрывателей, когда они нашли доказательство вещественное.
...Летом 1949 года  археологическая экспедиция под  руководством академика Авдусина  вела раскопки у деревни Гнездово, недалеко от Смоленска. В одном из курганов были найдены глиняные черепки, которые собрали, склеили, и получилась корчага - сосуд с узким горлом, двумя ручками  и  круглым  дном. На  поверхности  корчаги обнаружили надпись кириллицей - гороухща,  т.е. горчица. Примерная  дата корчаги – первая  четверть Х  века. Это подтверждает, что грамотность на Руси в Х веке уже была широко распространена,  но была она неупорядочена, так как не было единой азбуки.  
Создание славянской азбуки КИРИЛЛИЦА принадлежит македонским просветителям братьям Кириллу и Мефодию в 863 году. И через Болгарию кириллица попала в  Киевскую Русь. После введения христианства на Руси в 988 году единый для всей Руси кириллический алфавит утверждается повсеместно. К этому времени границы древнерусского государства простираются от устья Дуная до дельты Волги, от предгорий Кавказа до Финского залива. Древнерусскому государству требовалось множество грамотных людей - для работы в администрации, связи с чужими землями, для торговли.
Судя по летописям, князья того времени не только были знакомы с иностранными языками, но любили собирать и читать книги. Первые учебные заведения возникли при Владимире Красном Солнышке. Ярослав Мудрый тоже приказал учить 300 детей философии, риторике, грамматике. Сыновья и дочери  самого Ярослава Мудрого славились своей ученостью. Одна из них, Анна Ярославовна, вышла замуж за французского короля Генриха I. Сохранился документ - дарственный акт короля Суассонскому монастырю. Кроме короля и королевы, его должны были подписать и влиятельные феодалы Франции, но подписала его только Анна Ярославна, ибо другие, в том числе и сам король, будучи неграмотными, поставили только крестики.  
Грамотность на Руси ХI-ХV веков не была исключительной привилегией феодальной верхушки и духовенства, она стала достоянием городских ремесленников, купцов, а, возможно, и крестьян. В Новгороде сапожники записывали имена заказчиков на колодках. Горшки с надписями обнаружены археологами в Киеве, Рязани и других местах. Пряхи, как правило, обозначали на них свои имена, чтобы не перепутать во время долгих посиделок. Значит, грамотными были на Руси во многих случаях, и женщины из простонародъя. Множество надписей – граффити -  обнаружено на стенах киевского и новгородского соборов. Но самым убедительным свидетельством грамотности на Руси  стали многочисленный берестяные грамоты, найденные в Новгороде. Часть их восходит аж к XI веку. Тексты на них были написаны  отполированной костью  - "писалом". По содержанию грамоты весьма разнообразны. Это и частная переписка, и хозяйственные, и юридические документы.  
Очевидно, что  при такой широкой распространенности грамотности книжные ресурсы  в стране должны были быть немалые  и действительно, книга входила  в обиход разных слоев населения. Все больше и больше становилось  людей, "насытившихся сладостью книжной". А для продолжения и углубление образования служили библиотеки. В летописи сохранились строки о создании первой на Руси библиотеки при Ярославе Мудром. Ярослав собрал "писцы многи" и вместе с ними сам стал переводить тексты с греческого на славянский. Эти книги, а число их было весьма внушительно, хранились в каменном Софийском соборе, и на них воспитывались целые поколения. Итак: "В лето 1037 года заложил Ярослав град великий, у этого же града златые врата. Заложил и церковь Святой Софии... и к книгам прилежал, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди... Ярослав, книги же многие написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам".  К сожалению, какими-нибудь данными о сокровищах Софийской библиотеки мы не располагаем, знаем только, что книг было "множество”.
По примеру  библиотеки Киевской Софии учреждались  и другие. Одна из крупнейших библиотек  хранилась в новгородском храме Святой Софии. В ней, несмотря на пожары и разбои, сохранились бесценные памятники русской письменности. Среди них – Остромирово Евангелие, Мстиславово Евангелие и другие шедевры..
“Для продолжения  и углубления образования, а также  и для самообразования,- писал академик Б. Греков,- служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находилсь в ведении брата- библиотекаря.  
  Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком  монастыре например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения.
Одним из способов накопления фондов являлось копирование книг. Переписывались как ветхие, так и новые книги, взятые из других монастырей или у частных лиц. Постепенно между различными монастырями складывались устойчивые связи, способствующие развитию книжных фондов на основе обмена рукописями. До XIV века первое место по производству книг занимал Киево-Печерский монастырь, в мастерских которого одновременно работали несколько переписчиков. В течение нескольких веков переписывание книг было основным способом пополнения фондов монастырских библиотек. 
Второй источник пополнения фондов — это пожертвования. Вклады книгами стали общественной традицией и были добровольными приношениями. Они существенно дополняли библиотечные фонды русских монастырей. Нередко в монастырь поступали одинаковые по тексту книги, но отличающиеся оформлением и переплетом. Монастыри выдавали книги из своих библиотек под залог, беря в обмен книгу равной ценности. Книгообмен существовал не только между русскими монастырями и храмами, обмен вели и с зарубежными библиотеками. 
Книжные богатства часто переходили от одного монастыря к другому.          

 На Руси, как  и в остальной Европе, всякое  просвещение начиналось с религиозной литературы,   со «священного писания». Из Ветхого Завета большой популярностью пользовались у читателей «Книга притчей Соломоновых» - о мудрости древнееврейского царя Соломона,  «Книга пророка Экклезиаста», содержащая  рассуждения о тщете и суете человеческой жизни  и «Песнь песней» - собрание лирических песен, воспевающих страстную любовь.  Очень широко было распространено также Евангелие (Новый Завет), в котором описывалась земная  жизнь Иисуса Христа. В школах читали Часослов, Псалтырь,  Апостол. Псалтырь читали больным, чтобы облегчить их муки, и при отпевании усопших использовали ее тексты. Для церковных нужд издавали, если можно так выразиться, сборник церковных служб – Служебную Минею, в которой содержание было распределено по месяцам.
Широко распространялась  агиографическая литература -  различные Жития святых, своего  рода тогдашняя серия "Жизнь замечательных людей". Вначале на Руси были, естественно, лишь переводные жизнеописания: жития Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Алексея - человека божьего и другие. Потом жизнеописания стали создаваться на собственном русском материале. Та появились жития Бориса и Глеба, Мстислава и Ольги, Феодосия Печерского, Александра Невского,   воплотившие в себе идеал подвижников земли русской.  Из Византии, а также из Болгарии на Русь пришла переводная литература по естествознанию -  «Шестодневы», «Физиологи», «Топографии». В них содержались философские, исторические, географические, астрономические сведения. «Шестоднев» - это  изложение христианской космогонии, утверждающей предание о сотворении мира за 6 дней.  О животном мире читатель всех времен узнавал из «Физиологов». Из Византии на Русь попадали и некоторые произведения художественной литературы, преимущественно исторического содержания. Большую популярность завоевали   «Александрия» - баснословные жизнеописания знаменитого героя древности  Александра Македонского и  "История Иудейской войны" Иосифа Флавия. 
С ХI века на Руси создается и своя оригинальная литература. При Ярославе Мудром начала составляться подробнейшая летопись, которая, к сожалению, не сохранилась. К правлению Ярослава относится и еще одно произведение, дошедшее до наших дней – «Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Илларионом, талантливым киижником. По содержанию "Слово…" возвеличивает принятую Русью христианскую веру, восхваляет  князя Владимира и обращается к Ярославу, как преемнику славных  дел отца.
Настоящим художником слова был князь Владимир Мономах В своем "Поучении" он призывает русских князей прекратить междоусобные распри и войны, и наказывает своим сыновьям учиться, как учился их дед Всеволод, усвоивший пять языков.
Ну и, конечно, вершиной культуры того времени является "Слово о полку Игореве", которое русский критик В.Г. Белинский  справедливо назвал "благоуханным цветком русской поэзии" и которое заключало в себе великую патриотическую силу - призыв к единению Руси.
Всего  два с половиной века отделяют "Слово о полку Игореве" от восьми букв, найденных на глиняном кувшине из гнездовского кургана. Но за этот период была создана целая литература, приобретшая своих читателей и ценителей. Естественно, что лучшие образцы хранились в Киевской Софии. Но, к сожалению, от ее фондов почти ничего не осталось, сохранить библиотеку было действительно очень сложно. Например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взяв Киев, три дня грабил собор и вывез его сокровища. В 1203 году Софию опустошили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд… 6 декабря 1240 года город разорили монголы, дальнейшая судьба библиотеки неизвестна. никаких следов ее не найдено, но,  с другой стороны, нет ни одного упоминания о ее уничтожении. Поэтому, возможно, она и по сей день остается в подземельях собора.  
Наиболее крупными книгохранилищами на Руси с XII века были  монастыри.  До монголо-татарского нашествия их насчитывалось около 70 , а к началу XV века – уже более 150. Они же являлись и основными центрами переписывания книг. 
Но наряду с  представителями "черного  духовенства"  производством и оформлением книги занимались и миряне, которых нанимали по договору. К 12 веку книгохранилища были уже  в таких городах как Киев, Новгород, а несколько позже - Чернигов, Смоленск, Псков, Полоцк, Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир, Тверь, и, наконец, Москва. Именно тут были созданы лучшие рукописные книги ХIV-ХVвв.
Конечно, круг грамотных  людей из народа был невелик. Жестокая эксплуатация, недоступность школ и библиотек для простого люда препятствовали распрастранению грамотности. Книга и библиотека были достоянием феодалов и духовенства. Древнерусские библиотеки служили орудием распрастранения и укрепления христианской религии- идеологической основы феодального государства.  
  Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия христаанства- официальной государственной религии, направленной на укрепления могущества древнерусского феодального государства.

В Древней Руси до ХV_века_основным писчим материалом оставался пергамент. Ввозили его из Греции. Уже с ХIV века с пергаменом стала соперничать бумага, а в ХVI-XVII веках в Русском государстве пергамент употреблялся только в исключительных случаях. 
Писали обычно осиным или павлиньим пером. Каждый писец имел ножичек  для  затачивания перьев  и выскабливания ошибок. Для оформления древнерусской книги использовали серебро и, реже, золото, главный образом, в миниатюрах, как фон.
Техника переплета  в Древней Руси мало отличалась от современной. Корешок  переплета прошивался шнуром, или же в зависимости от величины книги, полотняными или кожаными ремнями, концы которых прикреплялись к обеим  доскам-крышкам переплета. Затем корешок и внешняя сторона досок обтягивалась кожей или тканью. Для сохранности книг к переплетам прикреплялись кожаные завязки или металлические застежки.  От читателя требовалось, чтобы после чтения он застегивал все застежки. Сколько рукописных  книг било на Руси в XI-XV веках,  достоверно определить невозможно,  но учение говорят, что около 130-140 тысяч томов. Русские люди старались спасти, сохранить культурные ценности. В старину устанавливался обычай: из горящих зданий спасали в первую очередь "святые вещи", к ним относились и книги. Старейшие сохранившиеся русские книги относятся к XI веку.  Их немногим более двух десятков.  
 Вторым по величине крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. И здесь, правда, книги гибли от многочисленных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 веков более половины приходится на долю Новгорода.  Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского “владыки”. В библиотеку приезжали монахи из отдаленных  русских монастырей и переписывали здесь книги.  
  Как  же выглядела эта библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде в длинной анфиладе залов  на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат “Наказ писцам”, подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.

Редчайший и  драгоценнейший памятник древнего книгописания – знаменитое «Остромирово Евангелие, хранящееся в Государственной Публичной  библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Эта самая ранняя датированная русская книга была написана для новгородского посадника Остромира в 105б-57 годах Это книга большого формата, написанная крупным, четким уставом, богато украшенная фигурными заставками и инициалами, ярко раскрашенная немеркнущими красками, к Евангелию приложены изображения трех  евангелистов: Иоанна, Луки и Марка, выполненных с поразительным искусством,
Другой замечательный  памятник древнего русского книгописания - "Изборник Святослава" (1073 год). Он был составлен для сына Ярослава Мудрого - Святослава Ярославича и состоит из богословских и дидактических статей. "Изборник" можно считать "первой русской энциклопедией, охватывающей широчайший круг вопросов, причем не только богословских:  в нем есть статьи по ботанике, зоологии, медицине, астрономия, грамматике и поэтике. Хранится «Изборник» 1073 года в Государственном историческом музее.
Третья книга - Архангельское Евангелие 1092 года. Эта книга из столетия в столетие переходила из рук в руки и непонятно  каким способом попала в Архангельскую губернию, в избу крестьянина, Неграмотный новый владелец Евангелия, не подозревая о величайшей ценности книги, много лет использовал ее взамен прогнившей деревянной подпорки к своей печке. В  60-е годы  ХIХ века какой-то грамотный человек приобрел у крестьянина и продал в Румянцевский музей, в Москве (сейчас -  Российская государственная  библиотека). Благодаря крепкому деревянному переплету,  книга хорошо сохранилась, несмотря на все, что ей суждено было перенести.  
 Все больше  и больше становилось на Руси  людей, “насыщающихся  сладостью книжной”.
К 16 веку сложилась  практика составления описей (списков  книг) библиотек. По ним можно проследить и данамику роста фондов библиотек.
В середине 16 века вышел в свет «Домострой»  
- свод правил и советов по ведению домашнего хозяйства.

 
Начинает расти число и значение личных бибиотек.  

 Богатыми  книжными коллекциями владели  представители придворной знати,  духовенство. В библиотеке патриарха  Никона насчитывалось, например, более тысячи книг. Уникальной  была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана-3, Василия-3, Ивана Грозного, исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. 

Значение древнерусских  и монастырских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. 

В 17 веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений.  
   Создание в России в соответствии с императорским указом 1783 года вольных типографий способствовало возрастанию количества книг и развитию периодической печати, возрастанию интереса образованных дворян к чтению. В 18 веке при Академии Наук и Московском университете были открыты первые светские библиотеки. Первая крупная публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году.  
   После Октябрьской Революции все библиотеки стали открытыми, их количество резко возросло. Увеличивалось количество библиотек и в сельской местности. Росли темпы книгоиздательства (в том числе учебной литературы). Функционировали передвижные библиотеки, объезжавшие отдаленные населенные пункты и крестьянские хозяйства. В 1930 году был открыт Московский библиотечный институт, также квалификацию  
библиотечные работники получали в библиотечных техникумах и на библиотечных  
отделениях в педучилищах.  
В период ВОВ библиотеки не прекращали своей работы на местах и  
в передвижном режиме.
 
 

После войны  сеть библиотек активно восстанавливалась. К началу 60-х годов относится возникновение общественных библиотек и библиотек-читален. В 1964 году библиотечные институты были переименованы в институты культуры. К 1979 году в СССР насчитывалось 350 тысяч библиотек.  
Современные библиотеки различаются по  
направленности:  
Массовые библиотеки
– с книжным фондом различного  
содержания, рассчитанные на читателя любого возраста и профессии.  
(городские, районные, областные библиотеки).  
   Научные библиотеки  
(универсальные, отраслевые и научно-технические) – собирающие печатные  
издания соответственно направлению (Библиотека Академии Наук, Библиотека  
иностранной литературы, Медицинская библиотека и т.д.).  
Новым витком в развитии библиотечного дела в России стало открытие виртуальных библиотек в сети Интернет. Сети могут найти практически любую книгу, в том числе и редкую, и, скачав ее себе в компьютер, прочитать.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современное состояние библиотек  России
В условиях перехода к рыночной экономике уменьшилось  финансирование деятельности библиотек, что в значительной степени сказалось  на их деятельности и привело к сокращению их количества. Было закрыто много партийных, профсоюзных и научно-технических библиотек. Во многих случаях профсоюзные библиотеки либо полностью перешли на бюджетное финансирование, либо их фонды вошли в состав фондов публичных библиотек. В системе муниципальных публичных библиотек закрылись или объединились в основном мелкие библиотеки.
В начале 90-х  гг. из-за деградации советской системы  книгораспространения, массового перепрофилирования книжных магазинов и регионализации СМИ библиотеки взяли на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов России. За годы реформ библиотеки в значительной степени сохранили структуру, потенциал и управляемость, оставшись единственным социальным институтом, предоставляющим доступ всему населению к знаниям и информации бесплатно. Востребованность библиотек обществом заметно возросла. Однако в отличие от советского времени и от большинства западных стран, в которых библиотекам принадлежит доминирующая роль в обеспечении общественных потребностей в информации, в современной России огромный потенциал библиотек очень мало осознан властными структурами на всех уровнях, слабо поддерживается ими и недостаточно используется в целях эффективного реформирования страны и повышения качества жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура библиотечных сетей
Библиотечное  строительство в Российской Федерации  основано на сочетании двух главных  принципов: отраслевого и территориального.
По экспертным оценкам, в 2002 г. в РФ насчитывалось  около 130 тыс. библиотек. Наиболее значительна и разветвлена сеть публичных библиотек системы Минкультуры России. В нее входят 9 крупнейших библиотек федерального ведения: Российская государственная библиотека – РГБ, располагающая фондом более 42 млн. ед. хр. и занимающая 2-е место в мире по этому показателю; Российская национальная библиотека - РНБ (33 млн. ед. хр., 5-е место в мире); Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино – ВГБИЛ (4,4 млн. ед. хр.); Государственная публичная историческая библиотека - ГПИБ (3,2 млн. ед. хр.); Государственная общественно-политическая библиотека - ГОПБ (2,2 млн. ед. хр.); Российская государственная библиотека по искусству - РГБИ (1,8 млн. ед. хр.); Российская государственная библиотека для слепых - РГБС (1 млн. ед. хр.); Российская государственная юношеская библиотека - РГЮБ (0,9 млн. ед. хр.); Российская государственная детская библиотека - РГДБ (0,5 млн. ед. хр.), а также 280 центральных библиотек 89 субъектов РФ (универсальные научные, специальные для слепых, юношеские, детские, детско-юношеские) и 48,5 тыс. муниципальных публичных библиотек (в т.ч. 38,4 тыс. – в сельских районах), как правило, объединенных в централизованные библиотечные системы (ЦБС).
В РФ создана  крупная сеть академических библиотек, в которую входят: Библиотека Российской академии наук - БАН  
(23 млн. ед. хр.), Библиотека ИНИОН (12 млн. ед. хр.), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске (10 млн. ед. хр.), Библиотека по естественным наукам (БЕН) РАН в Москве (15 млн. ед. хр.), а также библиотеки научно-исследовательских институтов.

К системе высшего  и среднего специального образования  относятся около 3000 библиотек университетов, учебных академий, институтов и колледжей.
В системе общего образования действует свыше 63 тыс. школьных библиотек.
Сеть научно-технических  библиотек действует в сфере  промышленности, транспорта и связи (свыше 3500 библиотек). Методическим центром  для них выступает Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) России.
В сфере медицины и здравоохранения функционирует  около 1500 библиотек во главе с  Государственной центральной научной  медицинской библиотекой (ГЦНМБ) Министерства здравоохранения РФ (3 млн. ед. хр.).
Высшие органы государственной власти обслуживает  Библиотека Администрации Президента РФ (2 млн. ед. хр.) и Парламентская  библиотека РФ (0,5 млн. ед. хр.).
Практически каждая отрасль народного хозяйства  имеет сеть библиотек и основное центральное книгохранилище на федеральном уровне .Каждый субъект РФ имеет центральную общедоступную региональную библиотеку с универсальным фондом (от 1
В 2000 г. в РФ примерно на каждые 3000 жителей приходилась  одна стационарная публичная библиотека. Российские библиотеки предоставляют доступ к информации бесплатно. Он осуществляется на традиционных носителях и в электронном виде. Число библиотек, имеющих персональные компьютеры, за последние годы значительно выросло и достигло в 2000 г. около 2 тысяч.
Публичные библиотеки России располагают огромным универсальным фондом всех видов и типов изданий на различных носителях. В 2000 г. в их фондах насчитывалось около 1 млрд. ед. хр.
Фонды российских библиотек перегружены морально и физически устаревшей, а потому и малоиспользуемой литературой.
Ежегодное поступление  новых изданий в библиотеки системы  Минкультуры России, по сравнению  с 1990 г., уменьшилось в три раза и составило в 2000 г. всего 19,1 млн. экз.
Те регионы, где приобретается меньше 150–100 книг, можно объявить зоной гуманитарного бедствия, или, точнее, зоной информационной изоляции, что свидетельствует о блокаде целых пластов общества от общемировых процессов, выводит их на обочину развития цивилизации. В этих регионах налицо экономическая депрессия, социальная апатия и многие другие проблемы.
Децентрализация и регионализация власти привели  к усилению неравенства возможностей и качества библиотечного обслуживания, а значит – доступа населения  к информации. Из-за недостаточного финансирования библиотек и несформированности книготорговой сети до 80-90 процентов издаваемых в России новых книг отсутствуют не только в библиотеках, но и на территории многих регионов даже в единственном экземпляре. Это препятствует цивилизованному развитию нашей страны. Появились богатые и бедные в информационном отношении регионы, населенные пункты и целые слои населения, информационный разрыв между которыми усиливается.
Зарплата библиотекарей, сегодня это один из основных факторов, влияющих на процессы развития библиотечного дела. Заработанная плата библиотекаря слишком мала и все меньше молодежи выбирает эту профессию.
Из бюджета культуры в Москве выделяется на библиотеки всего 9,5%.
О библиотечной политике Министерства культуры Российской Федерации
Формально выработка  и реализация государственной политики в библиотечном деле возложена на Министерство культуры Российской Федерации. Однако, на практике, оно не имеет официальных и эффективных рычагов воздействия на деятельность других министерств и ведомств в этой сфере. Тем не менее, Минкультуры России традиционно играет консолидирующую роль в библиотечной жизни страны. В его непосредственном подчинении находятся 2 национальные и 7 федеральных библиотек. Главным инструментом реализации библиотечной политики Минкультуры России являются Федеральные целевые программы (“Сохранение и развитие культуры и искусства в Российской Федерации” (1992-1996 и 1997-1999) и “Культура России (2001-2005)”). В ФЦП “Культура России (2001-2005)” выделены следующие направления:
    Создание и развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети “Либнет” . Создание библиотечных он-лайн центров. Обеспечение нормативного режима хранения, реставрации и консервации библиотечных фондов. Приобретение особо ценной, научной и методической литературы, повышение качественного состава и эффективности расходов при комплектовании фондов для российских библиотек.
    Комплектование и обеспечение специальными техническими средствами библиотек для слепых.
    Безопасность музейных и библиотечных фондов.
Но страдают от этого не только библиотеки и библиотекари, но, главным образом, все население. 
 
 
 

«Пока существуют библиотеки — будут образованные люди и культура не прекратит своего существования»

   и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.