На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Туристический потенциал Республики Беларусь. Оценка состояния сферы туризма как реального сектора экономики. Основные причины тормозящие динамичное развитие туризма. Перечень задач, решение которых поспособствует развитию туризма в Республике Беларусь.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 15.10.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики и управления предприятиями химико-лесного комплекса

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность»

на тему «Участие Республики Беларусь в международных организациях и союзах»

Выполнила: студентка ИЭФ

5 курса 5 группы

Т.А. Высоцкая

Проверил: ассистент

Ю.С. Хилькевич

Минск 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

1. Туристический потенциал Республики Беларусь…......……...............5

2. Оценка состояния сферы туризма как реального сектора экономики.9

3. Основные причины тормозящие динамичное развитие туризма….11

4. Перечень задач, решение которых поспособствует развитию туризма

в Республике Беларусь…………………………………………….…16

Заключение……………………………………………………………....18

ВВЕДЕНИЕ

В социальной организации современного общества туризм занимает особое место. Это, пожалуй, самая многосторонняя и динамичная характеристика современной цивилизации, выражающаяся в добровольной временной смене ритма жизни, места проживания и часто - социокультурного окружения в целом. Осознание того факта, что туризм - это разновидность маятниковой миграции, которой можно и нужно управлять, извлекая из этого экономическую выгоду, привело к тому, что в XX в. туризм стал самой быстроразвивающейся отраслью экономики. Страны, вовремя подоспевшие к разделу «туристского пирога», смогли осуществить экономический скачок благодаря развитию туризма. Сегодня туристические зоны есть практически во всех регионах земного шара. Преуспела в этом направлении и наша ближайшая соседка - Польша, которую по итогам специалисты назвали Европейским «туристским тигром».

С некоторым опозданием осмысливать значимость туризма как экономического явления стали и у нас в Беларуси. В конце 2000 года была принята Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001-2010 гг. - результат совместных действий ряда заинтересованных ведомств и организаций, ведущими из которых явились Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Национальный туристский концерн «Белинтурист» и Институт экономики Национальной академии наук Беларуси. В программе, разработка которой базировалась на анализе общемировых тенденций развития туризма, предлагаемые мероприятия основываются на том, что «туризм относится к одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства», и что «международный туризм в новом тысячелетии станет важным фактором развития человечества в целом и мировой экономики в частности».

Предложенный программный документ, акцентируя внимание на региональных особенностях белорусского туризма, во главу угла ставит экономическую значимость этого глобального явления и намечает перспективы развития белорусского туризма как отрасли экономики, оказывающей значи-тельное влияние на все сферы общественной жизни. Авторы программы отмечают лишь положительную роль туризма, который

- выполняет важнейшие социальные функции, обеспечивая возможность восстановления и накопления физических, духовных и эмоциональных сил человека, приобретения знаний и повышения культурного уровня;

- обеспечивает сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия;

- оказывает стимулирующие воздействия на отрасли, обслуживающие сферу туризма;

- повышает привлекательность страны как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества;

- создает стимул для притока в национальную экономику иностран-ного капитала;

- является источником валютных поступлений в страну и средством обеспечения занятости населения».

В представленной программе явно выражены оптимистические взгляды, отмечающие только положительную роль туризма в развитии отдельных стран, регионов и мира в целом. Но в теории и практике современного туризма существуют и тревожно-пессимистические (алармистские позиции), в которых обращается внимание на негативные результаты экспансии туризма.

Очевидно, что особые вопросы вызывает международный туризм. Об этом уже давно пишут зарубежные исследователи. К дисфункциям в сфере международного туризма относят распространение наркомании, проституции и связанные с ними социальные и культурно-этические проблемы. Не отрицая необходимости тщательного всестороннего исследования туризма как научной и практической проблемы, следует обратить внимание на взвешенные подходы, выражающиеся в конкретном анализе возможностей и перспектив развития разнообразных форм туризма (альтернативной туристики).

Эта многоаспектная сущность туризма раскрывается через систему целевых функций, таких, как рекреационная, познавательная, оздоровительная (функции туризма в узком значении) и образовательная, экономическая, творческая, спортивная (функции туризма в широком значении).

1. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:

- близость к Западной Европе, Скандинавии - туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;

- соседство со странами Балтии, Россией, Польшей, что является серьезным ресурсом, способствующим развитию приграничного туризма;

- древняя и богатая история, самобытная культура;

- роскошный природный потенциал, самый старый в мире лес - Беловежская пуща и т.д.

Рассматривая потенциальные резервы для развития туризма в Республике Беларусь, в первую очередь следует обратить внимание на развитие приграничного туризма. Для европейских стран характерно, что приграничный въездной туризм в общем объеме составляет приблизительно 60%. Эта цифра характерна и для Беларуси.

Хороший пример грамотного использования соседских отношений - еврорегион «Неман».

Созданный на территории Литвы, Польши и Беларуси. С помощью программы ТАSIS идет изучение состояния региона и оценка его возможностей. Общие туристические проекты с соседними государствами выгодны и в том плане, что способствуют получению помощи международных организаций - ВТО, комиссий Европейского общества и др. Интересный проект - некогда знаменитый путь «Из варяг в греки». В июне 2004 г. по инициативе украинской стороны состоялась вторая экспедиция по изучению части этого маршрута -от Санкт-Петербурга через Беларусь до Киева.

Опыт разных стран показывает, что успех их развития предрешен, если широко использовать общую историю и традиционные культурные связи, принцип добрососедства, сходство природных условий.

Убедительным примером служит использование природного наследия у нас и наших соседей в Польше. У Беларуси и Польши есть две основные и общие достопримечательности природы: Беловежская пуща и Августовский канал. Беловежская путца на территории Польши занимает площадь примерно в 5 раз меньшую, чем у нас, но польская сторона приняла и обслужила в 2003 году в 5 раз больше туристов на своей территории пущи, чем белорусы на принадлежащей им части заповедника (Польша приняла 300 тысяч туристов в Беловежской пуще, Беларусь - 67 тысяч).

Августовский канал соединяет р. Вислу и Неман и тем самым дает возможность совершать путешествия водным путем из Западной Европы (из Германии через Польшу, Беларусь и Литву возвратиться в Балтийское море). По оценкам ВТО, в Европе увлекаются водным туризмом более 5 млн человек, что говорит о большом количестве потенциальных туристов. Однако на данный момент часть этого канала, которая проходит через Гродненскую область, не работоспособна (сломаны шлюзы, не оборудован водный погранпереход. отсутствует инфраструктура), в то время как в 2003 году услугами Августовского канала в Белостокском воеводстве воспользовались более 65 тысяч туристов, а воеводство, в свою очередь, получило доход более миллиона долларов США.
Если городская власть и соответствующие структуры Гродно восстановят часть канала, то область ежегодно смогла бы получать как минимум 250-300 тыс. долларов США, используя данный объект в туристических целях.
Вместе с тем основа для этого есть. Начата расчистка устья канала и Черной Ганчи. В д. Нямнова есть здание лодочной станции (на 15-20 мест), где имеется электричество, вода; возможна реконструкция бывшей усадьбы Гурских в д. Радивилки в 3 км от канала и т.д.
Белорусы, проживающие за рубежом, - неоценимый ресурс для создания имиджа нашей страны, как туристического региона, продвижения туристического продукта на мировой рынок 3,3 млн белорусов (данные последней переписи в Беларуси) проживает за рубежом. Около 1000 белорусов (выходцев из Беларуси) приобрели всемирную известность. Наша земля «подарила» пять Премьер-министров Израилю; миру - Марка Шагала, Репина, Алферова и др. Это потенциал для усиления мотивации к посещению Беларуси.

Политический ресурс.

Республика Беларусь имеет дипломатические отношения более чем с 50-ю странами, что позволяет решать проблемы получения виз является членом ООН, ЮНЕСКО, ВТО (данные МИД). За последние 2 года подписано 3 межправительственных соглашения о сотрудничестве в области туризма (Латвия, Таджикистан, Кыргызстан), а также 10 межведомственных соглашений по туризму.

Беларусь сотрудничает с Всемирной и Европейской туристическими организациями, комиссиями Европейского сообщества, ЦЭИ. Делегация Республики Беларусь участвовала в работе XV Генеральной Ассамблеи Всемирной туристической организации, Беларусь стала членом ВТО.

Культурно-массовые мероприятия как предпосылки развития международного туризма.

Беларусь традиционно проводит практически ежеквартальные культурно-массовые мероприятия международного масштаба, такие как:

- «Славянский базар» в г. Витебске;

- «Золотой шлягер» в г. Могилеве;

- фестиваль народного творчества этнических меньшинств в г. Гродно (этнофестиваль - более 2 тыс. участников);

фестиваль «Заславский набат» (история рыцарских боев);

праздник города Минска и др.

Необходимо принять во внимание невысокую покупательную способность многих (большинства) потенциальных туристов из стран Балтии, России, Украины, которые путешествуют лишь по важному поводу, т.е. нужна серьезная причина. Культурно-развлекательный ресурс может стать серьезным мотивом к развитию туризма.

Социально-экономические условия для развития иностранного туризма.

Рост городского населения, процесс урбанизации, приводящий к концентрации населения и формированию подвижного сте-реотипа жизни. Жители крупных городов остро чувствуют необходимость в смене обстановки для восстановления затрат физических и духовных сил. Все это может способствовать развитию агротуризма.

Эко- и агротуризм могут увлечь, в первую очередь, вчерашних школьников и студентов, а также граждан, активно путеше-ствующих по миру, которые в большей степени подвержены влиянию общеевропейскому, где экология сегодня в сознании людей очень высоко ценится. Экотуризм это не только один из способов остановить процесс разрушительного воздействия на природу, но и довольно прибыльный вид бизнеса. Для организации этого вида туризма нуж-ны минимальные затраты. Организовать экологические тропы, оборудовать места для фото охоты и наблюдения за представителями дикой фауны.

Изобилие природных достопримечательностей полностью соответствует европейским тенденциям развития экотуризма. Столь весомые туристские активы, как Беловежская пуща, Августовский канал, Новогрудок и Мир, Брестская крепость герои являются хорошими предпосылками для инвестиций.

Образ жизни молодых людей, который все больше связан с компьютерными играми, просмотром различных видеофильмов, подталкивает их испытать (проявить) себя в нестандартных условиях. Это может послужить развитию спортивного и экстремального туризма. Для этого можно использовать возможности Национальных парков, болота «Великий мох» в Витебской области, бывших военных городков, солигорских терриконов и т.д.

Беларусь располагает серьезными предпосылками для развития бизнестуризма (конгрессного). В республике работает более 1000 СП, ИП (данные МИД). В 2003 году нашу страну посетило 213,0 тысяч иностранных граждан по деловым визам, т.е. с рабочими целями и 124,7 как обслуживающий персонал (данные статотчетности Комитета Госпогранвойск).

Природный туристический потенциал

Беларусь обладает богатым природным потенциалом для развития туризма: обширные, хорошо сохранившиеся лесные, лесо-озерные, лесоречные природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, природные лечебные ресурсы (лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели), охотни-чьи и рыболовные угодья, животные ландшафты с условиями для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных (лодочных, теплоходных, байдарочных, парусных) туристских походов, отдыха и оздоровления в природной среде.

Леса занимают 8,7 млн га (42% территории страны). В Беларуси более 10 тыс. озер, около 3 тыс. рек длиной 5 км и более (Днепр. Зап. Двина. Неман и др.) и около 20 тыс. малых рек. Наиболее разнообразные и ценные в эстетическом отношении природные ландшафты сосредо-точены на севере и в центре Беларуси.

Наибольшую ценность для развития туризма среди природных территорий и объектов Беларуси, в том числе иностранного, представляют:

- национальные парки существующие - «Беловежская пуща» (87,4 тыс. га), «Браславские озера» (71,5 тыс. га), «Нарочанский», «Припятский» (84 тыс. га) и проектируемые - «Логойский» («Бе-лая Русь», «Свислочско-Березинский», «Суражский» (92 тыс. га);

- заповедники и заказники республиканского значения - Березинский биосферный заповедник (80,2 тыс га), заказники «Налибокская пуща» (85,4 тыс. га), «Голубые озера» (1,5 тыс. га), «Свитязянский» (1,1 тыс. га), «Буда-Кошелевский» (13,6 тыс. га), «Мозырские яры» (1,1 тыс. га);

- курортно-рекреационные зоны - курорт «Ушачи» (17,2 тыс. га), зоны отдыха «Столбцы» (34,6 тыс. га), «Щара» (7.6 тыс. га), «Днепр» (4,5 тыс. га), «Озеро белое» (2 тыс. га);

- охотничьи хозяйства -«Браславское», «Россонское». «Глубокское», «Озерское», «Ост-ро вецкое», «Принеманское», «Логойское», «Столбцовское». «Кобринское», «Пружанское», «Телеханское», Березинского заповедника и национального парка «Беловежская пуща», исследовательско-охотничьи хозяйства «Барсуки», «Красносельское, «Негорельское».

Туризмо-производящий ресурс нашей страны оценивается экспертами ВТО выше среднего. В Беларуси производятся основные составляющие, способные обеспечивать обслуживание и прием международных туристов.

Транспортная составляющая: производят автобусы туристского класса (МАЗ), микроавтобусы (Форд-Транзит).

Размещение: 246 гостиниц - это основа для их модернизации. Географически расположены во всех регионах республики. В стране производится большинство составляющих, необходимых для оснащения средств размещения (телевизоры «Горизонт», «Витязь»; холодильники - «Атлант»; телефонная связь - «Интеграл»; GSM -«Velcom» и «МТС») и т.д.

2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА КАК РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

На сегодняшний день можно констатировать позитивную динамику развития туризма в Республике Беларусь. В течение трех последних лет наблюдается стабильный рост по большинству показателей, характеризующих деятельность туристской отрасли:

- увеличилось количество организованных туристов, посетивших Беларусь с 60224 чел. в 2000 году до 64289 чел. в 2003 году;

- прибыль от туризма за этот период увеличилась на 33 %;

- в общем объеме экспорта услуг в 2003 году туристические услуги составили 15,3%;
- количество граждан Рес-публики Беларусь, выехавших за рубеж с туристскими целями, уменьшилось на 180 797 человек (85,9 % к 2000 году);
- объем туристических ус-луг в иностранной валюте вырос в 1,5 раза, в белорусских рублях в 1,95 раза;
- впервые за последние 4 года уменьшилось отрицательное сальдо экспорта-импорта туристских услуг с 366 млн долл. США до 310 млн долл. США (на 18,1 %).
По состоянию на 01.10.2004 лицензии на осуществление туристической деятельности имели 593 субъекта хозяйствования и индивидуальных предпринимателей, а туристические услуги оказывали только 365 из них. В том числе: туристские организации государственной формы собственности - 32, частной - 321, иностранной - 12. Всего в сфере туризма работает более 2 тысяч человек.
Республика Беларусь в целях продвижения национального туристского продукта на внешнем рынке и расширения международных связей в сфере туризма представлена как туристское направление единым стендом на крупнейших международных туристских выставках: МIТТ в г. Москве, IТВ в г. Берлине. Т&Т в г. Варшаве, Vivattour в г. Вильнюсе. Однако в большинстве выставок из-за отсутствия финансирования Республика Беларусь не в состоянии организовать единый национальный стенд, и продвижение национального туристского продукта осуществляется отдельными субъектами хозяйствования.
В целях формирования единого рекламно-информационного пространства, отражающего туристические возможности страны, изданы буклеты «Приглашаем в Беларусь», справочник для иностранцев, а также компакт-диск «Туризм Беларуси», что, несомненно, недостаточно для представления Республики Беларусь на мировом туристском рынке.
Создание и продвижение имиджа страны как туристского региона осуществляется также на основе договорного двустороннего сотрудничества. На сегодняшний день Республикой Беларусь подписаны документы о сотрудничестве в области туризма с государствами. Помимо межпра-вительственных соглашений в сфере туризма заключен ряд межведомственных дого и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.