На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система социального страхования и ее развитие в условиях формирования рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Система социального страхования и ее развитие в условиях формирования рыночной экономикиОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
     Историческая практика показывает, что в любом обществе (феодальном, капиталистическом, социалистическом и т.п.), с одной стороны, постоянно существуют риски, угрожающие социальному и экономическому положению любого человека (лишение средств существования, болезнь, травма и т. п.), а с другой – действует в той или иной форме система социальной защиты, составляющая неотъемлемое звено общественных отношений.
     Значение  и уровень системы социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.
     Таким образом, социальное страхование –  это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения.
     Предметом исследования курсовой работы является система социального страхования в Республике Беларусь, а также   методологические и  практические вопросы ее совершенствования в современных условиях.
     Объектом является социальное страхование в системе социальной защиты населения Республики Беларусь.
     Целью написания данной курсовой работы является определение сущности социального страхования, его целей, форм и видов, а также тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
     Исходя  из поставленной цели вытекают основные задачи курсовой работы, которые сведены к следующим:
     - ознакомление с теоретическими аспектами социального страхования;
     - изучение существующих форм и  видов социального страхования;
     - изучение особенностей организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;
     - анализ состояния и проблем,  а также поиск путей совершенствования системы социального страхования в Республике Беларусь.
     Изученная тема данной курсовой является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.
    СОЦИАЛЬНОЕ  СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ          СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
     Известно, что в повседневной жизни любого человека возможны такие ситуации, когда, в силу тех или иных причин, он утрачивает источник средств своего существования. Его материальная необеспеченность может наступить либо в связи с утратой им трудоспособности по старости, либо инвалидности, либо потери работы, либо болезни, либо получения производственной травмы и т. д.
     Формы и способы защиты от подобных социальных угроз в обществе используются разные: взаимопомощь работников организаций, отраслей; установленное законом материальное обеспечение пожилых людей, инвалидов; социальное страхование, социальная помощь, благотворительность и др. Они объединены общим названием "социальная защита" населения, которая составляет неотъемлемый элемент социально-экономических отношений общества социально ориентированных стран. В этой связи необходимо рассмотреть, что же понимается под социальной защитой и каковы ее основные характеристики [13, с.12].
     Многообразие  социальных и профессиональных рисков предопределяет и разнообразные формы социальной защиты населения. На практике эта система имеет довольно сложную структуру, каждый элемент которой имеет свою специфику и играет определенную роль в обеспечении социальной безопасности человека (см. рисунок 1) [12, с.514]. К их числу относятся:
    социальное страхование;
    социальное обеспечение (в узком смысле);
    социальная помощь.
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 Рисунок 1 – Основные направления системы социальной защиты 

     Кроме того, наряду с этими формами, социальная безопасность индивида может быть достигнута также за счет личных сбережений, частного личного страхования, некоторых других форм (благотворительность, меценатство и т. п.) [13. с.22-23].
     Действительно, в реальной практике имеют место  все эти виды социальной защиты, но определяющей формой из них в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Обусловлено это следующими обстоятельствами. Во-первых, и личное частное страхование, и личные сбережения, и благотворительность в состоянии охватить лишь весьма ограниченный контингент граждан. Ведь уровень доходов значительной части населения, даже в индустриально развитых странах, не позволяет сделать необходимые сбережения на старость, на случай болезни и т. п.
     Кроме того, сбережение — как способ защиты человека от материальной необеспеченности при наступлении страхового случая не всегда достигает цели, поскольку индивид не в состоянии точно предвидеть время его наступления, точно учесть его масштабы и, следовательно, может не успеть накопить нужную сумму средств. Наконец, нельзя не учитывать безответственное отношение отдельных лиц к своему будущему, здоровью, которые никаких сбережений на "черный" день не делают.
     Обеспечение социальной безопасности индивида в кризисной ситуации осуществляется за счет финансовых ресурсов, формируемых путем отчисления страховых взносов как работодателями, так и работниками, а в отдельных случаях и государством. Оно носит обязательный характер. Объем их обычно определяется в виде определенного процента, отчисляемого в страховой фонд от заработной платы работника.
     Источником  формирования необходимых финансовых ресурсов в системе социального страхования являются страховые взносы или часть зарплаты работника.
     Страховые взносы расходуются на обеспечение жизнедеятельности застрахованного при наступлении страхового случая. За их счет выплачиваются страховые пособия, осуществляется оплата других страховых услуг, т. е. средства, внесенные работником, к нему же возвращаются. Это означает, что они носят, во-первых, возмездный и, во-вторых, строго целевой характер. Страховые средства аккумулируются и направляются на страховые выплаты на основе внутренних закономерностей функционирования рыночной экономики. В результате сама экономическая система выделяет необходимые ресурсы для системы социального страхования. Все это означает, что, во-первых, страховая система объективно охватывает страхованием основную массу населения и, во- вторых, формирование ее финансовой базы осуществляется за счет "зарабатывания" необходимых средств самими работниками, аккумулируемых в виде страховых средств. Поэтому в системе страхования страховые выплаты производятся только при условии уплаты самим работником (или за него работодателем) страховых взносов. В силу этого социальное страхование и является основной формой социальной защиты населения в условиях рынка [13, с.24-25].
      Сущность  социального страхования с экономической точки зрения
     Известно, что основу страхования вообще составляет принцип распределения материального и финансового ущерба, возникающего при наступлении страхового случая на всех участников страхового процесса. Это позволяет защитить пострадавших в результате наступления страхового случая за счет общих ресурсов. Применительно к системе социального страхования это означает, что обеспечение воспроизводства рабочей силы в страховой ситуации осуществляется за счет финансовых ресурсов, формируемых путем отчисления страховых взносов как работодателями, так и работниками, а в отдельных случаях и государством. При этом каждый субъект страхования реализует свой интерес:
     - работники получают солидарную социальную защиту при наступлении старости, болезни, получении травмы, профзаболевания, беременности и родов и т. п.;
     - работодатели, как уже отмечалось, сохраняют физический и интеллектуальный потенциал рабочей силы, не допуская ее деградации;
     - государство добивается социальной и политической стабильности в обществе на основе социального партнерства.
     Из  этого вытекает, что:
     - социальное страхование является одной из сторон трудовых отношений;
     - оно имеет дело со специфической формой движения части необходимого продукта [13, с.47].
     Таким образом, социальное страхование как  экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы при наступлении страхового случая   (см. рисунок  2) [15, с. 63]. Естественно, это должно быть определяющим моментом для построения всей системы социального страхования, а ее эффективность должна оцениваться настолько, насколько обеспечивается достижение данной цели. В частности, защита от угрожающих существованию человека социальных и профессиональных рисков предполагает материальное обеспечение застрахованного, гарантирующее нормальное воспроизводство рабочей силы. Это объективное экономическое явление, развивающееся по своим внутренним законам. Основой его реализации является установление размера страхового пособия и, следовательно, его выплаты в соответствии со стоимостью рабочей силы [13, с. 49-50].
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Рисунок 2 – Экономическое содержание социального страхования
      Функции (цели) социального страхования
     Сущность любого экономического явления находит свое проявление и реализацию через его цели (функции).
     Обычно  в качестве определяющей цели социального страхования выступает защита индивида перед такими общими опасностями, как болезнь, инвалидность, старость, безработица, несчастный случай, смерть кормильца. В принципе это положение не вызывает возражения, но его недостаток заключается в том, что оно носит общий характер. Ведь, социальная помощь также выполняет функцию социальной защиты населения. Однако как в первом, так и во втором случае не раскрывается качественная определенность каждой из них. Поэтому необходимо это общее положение конкретизировать. Применительно к социальному страхованию такая конкретизация означала бы, что основной его функцией является функция обеспечения воспроизводства рабочей силы при наступлении страхового случая. Соответственно и ее эффективность должна оцениваться с точки зрения того, насколько достигается эта цель.
     Другой  важнейшей функцией является функция перераспределения доходов. Механизм такого перераспределения связан с образованием страховых фондов, которые формируются за счет необходимого продукта, а не прибыли. Что же касается их социально-экономической природы, то они представляют собой индивидуально-групповую собственность. Уровень обобществления здесь может быть разный (общенациональные системы страхования; профессиональные системы, системы отдельных организаций или корпоративные системы). Эти обстоятельства необходимо иметь в виду при рассмотрении содержания функции перераспределения доходов. Во-первых, в данном случае осуществляется перераспределение необходимого продукта. Во-вторых, перераспределяются собственные средства застрахованных, что позволяет тем, которые не затронуты наступившим риском, поддерживать тех, кто им затронут. В силу этого в принципе недопустимо изъятие государством средств из страховых фондов.
     Ресурсы, выделяемые рыночной системой для обеспечения воспроизводственного процесса, не могут перераспределяться для решения других социальных целей, например, для уменьшения дифференциации доходов, поддержания беднейших слоев населения и т. п. Если такие действия имеют место, то неизбежно возникает нарушение нормального хода общественного воспроизводства.
     Все это позволяет сделать вывод, что функция перераспределения обеспечивает воспроизводство рабочей силы в условиях наступления страховой ситуации. Именно данной цели подчинено движение средств внебюджетных страховых фондов.
     Еще одной немаловажной целью социального страхования является аккумуляция страховых ресурсов. Ее назначение состоит в аккумуляции необходимых средств для материального обеспечения застрахованных при наступлении страховых случаев. Для осуществления данной цели необходимы соответствующие организационные структуры и финансовый механизм. Они, естественно, не могут быть совершенно одинаковыми в разных системах социального страхования в силу различных политических, экономических, социальных условий, исторических особенностей развития страны, демографических, этнокультурных и других факторов. Но для нас сейчас важна не эта сторона вопроса, а исходные условия и факторы, определяющие возможность реализации функции накопления средств. Социальные внебюджетные страховые фонды, из которых осуществляются страховые выплаты, как известно, формируются за счет страховых взносов. Но это не произвольно образованная сумма средств.
     Это объективное экономическое явление  со своими законами развития, детерминированное сущностью социального страхования. Именно им определяется как их социально-экономическое содержание, так и особенность их формирования. В частности, следует иметь в виду следующие обстоятельства. Поскольку социальное страхование имеет дело не с индивидуальными, а массовыми рисками, которым подвергается все население, живущее за счет собственного труда, постольку страховые взносы базируются на заработной плате или доходах. 
     Вместе  с тем конкретные размеры страхового взноса и форма их удержания (быть прогрессивными, пропорциональными или регрессивными, иметь форму частичного или полного освобождения от уплаты взносов) могут варьироваться. Что же касается общей величины страхового взноса, то он определяется необходимостью обеспечения воспроизводства рабочей силы. При этом нижняя ее граница не может быть ниже уровня, не позволяющего обеспечить физиологическое выживание работника [13, с. 91-93].
     В этой связи, во-первых, необходим надлежащий контроль со стороны государства за исполнением законов в сфере социального страхования, во-вторых, создание заинтересованности у самих работников в социальном страховании. Последнее обстоятельство имеет особое значение для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (лица свободных и творческих профессий, фермеры, работники службы быта, индивидуальные предприниматели и т. п.); в-третьих, дифференциация страховых взносов при страховании некоторых видов рисков (профзаболевания, производственный травматизм). В этой связи успешность осуществления функции накопления в первую очередь зависит от таких факторов, как уровень занятости населения, уровень оплаты труда, доходов, темпов их изменения, соотношение между работающим населением и нетрудоспособным, уровнем собираемости страховых взносов.
     В число функций социального страхования  входит и функция страховых выплат. Среди других целей она занимает особое место, ибо завершает страховой цикл. Поэтому было бы ошибкой свести ее лишь к чисто технической операции — выплате пособий. Целевое же ее назначение — обеспечение финансовыми средствами при наступлении страхового случая на уровне, обеспечивающем нормальное воспроизводство рабочей силы. Именно этому должно быть подчинено расходование страховых средств. Всякое иное отвлечение средств, носящее не страховой характер, является нарушением основ социального страхования. Ведь его суть и смысл заключается в том, что оно осуществляется за счет собственных средств застрахованных (аккумулированные страховые взносы). И поэтому открытое или скрытое их перераспределение на нужды государства (к чему оно может прибегать), неизбежно ведет к снижению уровня социальной защиты. Но это одна сторона дела. Другая же состоит в том, что величина страховых выплат должна обеспечить данную целевую функцию, т. е. воспроизводство рабочей силы. При этом социальное право застрахованного на страховую выплату определяется не его нуждаемостью или необходимостью обеспечения минимальных потребностей, а размером выплаченных страховых взносов. Иных оснований при социальном страховании нет и быть не может. Из этого следует вывод, имеющий определяющее значение для социального страхования: необходимость соответствия страховых взносов, с одной стороны, и страховых выплат, с другой. Несоблюдение этого принципа одна из основных причин сбоев в функционировании социального страхования. В случае разрыва между ними предполагается гарантированность минимального уровня социальной защиты застрахованных со стороны государства [13, с. 94-95].
     И еще одно. При социальном страховании выплаты производятся двумя способами: либо в форме денежных выплат, либо в форме товаров и услуг. Первые обычно предусматриваются прежде всего тогда, когда система страхования должна возместить утрату заработка вследствие безработицы, старости, болезни, профессионального заболевания или травмы. В условиях же, когда нет уверенности, что выделенные средства будут истрачены именно на те товары и услуги, на приобретение которых платились взносы, тогда предоставляется помощь в виде натуральных услуг. Типичным примером здесь может служить оплата медицинских услуг, лекарств и других товаров, предоставляемых застрахованному.
     Среди функций социального страхования  называют и такие, как обеспечение социальной справедливости, сглаживание противоречий между социальными группами капиталистического общества, инвестиционные и др. Конечно, эти и подобные им явления существуют. Но все дело в том, что они определяются не сущностью социального страхования как определенного экономического явления, а иными факторами. Так, например, превращение страховых средств в инвестиции  (что действительно имеет место), вытекает из денежной их формы, а точнее, из способности стоимости к самовозрастанию.
      Субъекты (участники) социального страхования
     Социальное страхование, независимо от того, является ли оно обязательным или добровольным, всегда осуществляется в рамках страхового сообщества и за счет его средств. Его участниками, или субъектами социального страхования, являются юридические и физические лица, которых условно можно разделить на три группы: застрахованные лица, страховщики и страхователи (см. рисунок 2) [13, с. 105].
     Застрахованные  лица.
     Застрахованное  лицо — это лицо, чьи интересы являются объектом страхования. Застрахованное лицо не является самостоятельным участником страхования, но именно в отношении застрахованного лица должен произойти страховой случай.
     В обязательном социальном страховании в соответствии с белорусским законодательством застрахованные лица – это граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования [14, с.138].
     Застрахованные  лица имеют право:
     - своевременно получать страховое  обеспечение и на условиях  обязательного социального страхования. Право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящегося на его иждивении;
     - защищать лично, через представителя свои права, в том числе в суде;
     - участвовать в управлении обязательным  социальным страхованием;
     - вносить предложения о тарифах  страховых взносов;
     - получать у работодателя сведения, переданные в органы персонифицированного учета, и информацию, содержащуюся в индивидуальном лицевом счете;
     - требовать от работодателя либо  органов персонифицированного учета  уточнения и дополнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, а также право на обращение в случае отказа работодателя либо органов, осуществляющих персонифицированный учет, в уточнении и (или) дополнении сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, с заявлением в суд.
     В обязанности застрахованных лиц входит:
     - вносить страховые взносы;
     - представлять сведения для регистрации  в органах персонифицированного учета и внесения в индивидуальный лицевой счет;
     - сообщить об изменении сведений, включенных в индивидуальный  лицевой счет, органам персонифицированного учета, работодателю;
     - предъявлять по требованию органов  персонифицированного учета, работодателя  документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в индивидуальный лицевой счет;
     - получить свидетельство социального  страхования, хранить и предъявлять его по требованию, а также должностных лиц органов персонифицированного учета [4].
     Страховщики.
     К страховщикам относятся те участники  страхового процесса, которые непосредственно осуществляют страхование и обеспечивают права застрахованных лиц при наступлении страхового случая. В обязательном социальном страховании в качестве страховщика для конкретных его видов создаются специальные организации. В настоящее время в нашей стране страховщиками в социальном страховании являются Фонд социального защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее Фонд), а также специальные страховые компании, осуществляющие свою деятельность на основании разрешения (лицензии).
     Права страховщика
     Для выполнения своих функций страховщик наделяется соответствующими правами. К числу его прав относятся:
     - при необходимости назначать и проводить экспертизу с целью проверки наступления страхового случая. Это право позволяет, с одной стороны, пресекать сокрытие наступления страхового случая и тем самым обеспечивать защиту прав застрахованного, а с другой — блокировать необоснованные выплаты. В практике социального страхования имеются нарушения как первого рода (например, сокрытие несчастных случаев на производстве), так и второго рода (необоснованные выплаты пособий и др.);
     - проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения;
     - не принимать к зачету расходы  на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства;
     - взыскивать с плательщиков недоимки  по страховым взносам, налагать  штрафы, начислять пеню и осуществлять  другие начисления в соответствии  с законодательством;
     - осуществлять социальное страхование  лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой;
     - обращаться в суд с исками  о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов;
     - реализовывать иные права в  соответствии с законодательством и функциями Фонда.
     Обязанности страховщика
     Что касается обязанностей страховщика, то они определяются его функциями. Круг их довольно широк. Центральное место среди них занимают обязанности по формированию финансовой базы каждого конкретного вида социального страхования. В их число входит:
     - подготовка и обоснование размера тарифов страховых взносов. Здесь недопустимо как их необоснованное завышение, так и занижение. Поэтому необходимо чтобы учитывалось мнение и работодателей (страхователей), и организаций, представляющих интересы работников (профсоюзов, их объединений и др.);
     - обеспечивать сбор страховых  взносов, а также своевременную  выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая);
     - контролировать правильность начисления, своевременную уплату и перечисления страховых взносов, а также расходы на обязательное социальное страхование;
     - контролировать правильность и  своевременность назначения и  выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;
     - осуществлять учет страховых взносов; регистрацию страхователей; ведение единого учета застрахованных лиц, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых идентификационных знаков;
     - бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по обязательному социальному страхованию;
     - обеспечивать полноту и точность  внесения представленных сведений  в индивидуальные лицевые счета,  конфиденциальность информации, содержащейся в индивидуальном лицевом счете;
     - представлять застрахованному лицу  информацию, содержащуюся в его  индивидуальном лицевом счете;
     - разъяснять застрахованным лицам  и плательщикам страховых взносов  их права и обязанности;
     - представлять органам, осуществляющим  выплаты по государственному социальному страхованию, сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах [14, с. 140-142].
     Страхователи.
     К страхователям относятся те участники  социального страхования, которые осуществляют уплату страховых взносов в пользу застрахованных. Это означает, что страхователь и плательщик страховых взносов, можно сказать, понятия однозначные, или, что одно и то же, идентичные. Основная их функция — формирование финансовой базы или доходной части бюджета фондов социального страхования.
     В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь плательщиками обязательных страховых взносов являются:
     1) работодатели. Обычно в организациях, применяющих наемный труд, страхователями выступают их собственники или работодатели. Они обязаны в обязательном порядке осуществлять социальное страхование своих работников от социальных и профессиональных рисков, носящих массовый характер (выпадение из трудового процесса по возрасту, болезни и т. п.), внося на эти цели установленные законом страховые взносы [13, с. 111-112].
     К числу работодателей в Республике Беларусь относятся:
     - юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь);
     - представительства юридических лиц;
      - филиалы юридических лиц;
     - индивидуальные предприниматели,  предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности;
     - физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам;
     -  юридические лица, предоставляющие  работу на основе членства (участия)  в юридических лицах любых  организационно-правовых форм;
     -  а также юридические лица, привлекающие  граждан к выполнению работ (оказанию услуг) в порядке и на условиях, установленных законодательством [5].
     2) работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также привлекаемые к выполнению работ (оказанию услуг) юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательством;
     3) физические лица и лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, к которым относятся индивидуальные предприниматели; физические лица, осуществляющие некоторые виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей; частные нотариусы; творческие работники; граждане, выполняющие работы по гражданско-првовым договорам у физических лиц; граждане, работающие за пределами Республики Беларусь; Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» [10].
     В соответствии с действующим законодательством плательщиков страховых взносов имеет право: требовать от застрахованного лица при приеме его на работу предъявления свидетельства социального страхования, а в случае его отсутствия - представления сведений, необходимых для регистрации застрахованного лица в органах, осуществляющих персонифицированный учет [4].
     Плательщик  также имеет право:
     - присутствовать при проведении  у него органами Фонда социальной  защиты населения проверок по  вопросам своевременности и полноты начисления и уплаты страховых взносов, правильности их расходования;
     - знакомиться с актами проведенной  у него проверки и в случае  несогласия представить письменное возражение;
     - обращаться в органы Фонда за разъяснениями по начислениям и уплате обязательных страховых взносов и иных платежей, за правильностью ведения учета и расходования средств;
     - обжаловать решения органов Фонда  и действия его должностных  лиц.
     Плательщики страховых взносов  обязаны:
     - в соответствии с законодательством своевременно стать на учет в органе Фонда;
     - в полном объеме и в установленные  сроки начислять и перечислять  обязательные страховые взносы  и иные платежи;
     - вести учет начисленных и перечисленных  обязательных страховых взносов  и иных платежей, а также расходов, производимых за счет средств Фонда;
     - представлять в органы Фонда  по месту постановки на учет  отчетность, расчеты, справки, иные материалы и сведения, связанные с начислением и уплатой обязательных страховых взносов и иных платежей;
     - оказывать содействие уполномоченным должностным лицам органов Фонда при проверке правильности начисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей;
     - представлять в органы Фонда  документы, подтверждающие право  на применение льготного размера  обязательных страховых взносов;
     - сообщать письменно о ликвидации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя),открытии конкурсного производства, реорганизации, о внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы, учетные реквизиты. А также об изменении места своего нахождения;
     - представлять информацию обо  всех открытых и закрытых банковских  счетах, для которых требуется  справка органов Фонда [14, с. 139-140]. 
 
 
 
 
 
 
 

    ВИДЫ  И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ
     Социальное  страхование имеет довольно сложную  и разветвленную структуру. Это означает, что в реальной жизни оно осуществляется через различные формы. Многообразие форм социального страхования не является случайным. Оно обусловлено объективными причинами.
     Во-первых, многообразием задач, которые оно  решает при обеспечении социальной защиты населения. Спектр этот весьма широк – от пенсионного обеспечения человека в старости до страховой защиты работников при болезни, производственном травматизме и т. п. Многообразие задач, естественно, предполагает многообразие форм страхования.
     Во-вторых, возможностью и необходимостью участия  в социальном страховании, наряду с государством, иных структур общества (корпораций, объединений, ассоциаций работников и т. п.).
     Сложность структуры социального страхования  предполагает необходимость классификации его форм. Это важно не только с теоретической, но и практической точек зрения.
     Такая классификация осуществляется по ряду критериев:
     1) юридическому статусу;
     2) организационно-правовому положению;
     3) по организационным формам;
     4) страхуемым рискам.
     В соответствии с юридическим  статусом различают  страхование:
     - обязательное (осуществляется путем заключения страхователем со страховщиком соответствующего договора на страхование жизни, здоровья и имущества, а также гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц либо вследствие нарушения договоров с другими лицами);
     - добровольное (осуществляется в добровольном порядке на основании договоров страхования, заключаемых страхователем со страховщиком) [1].
     В соответствии с организационно-правовым положением выделяют страхование:
     - государственное (представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования) [2];
     - негосударственное.
     На  основе организационного критерия различают  страхование:
     - профессиональное;
     - территориальное;
     - корпоративное;
     - личное.
     Выделение форм социального страхования по видам социальных и профессиональных рисков в страховой форме защиты населения занимает особое место. К этим рискам, как уже отмечалось, относятся: болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, безработица и др.
     Вместе  с тем мировой опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социальных и профессиональных рисков наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений социального страхования. Только в этом случае обеспечивается максимальный учет природы риска, точный расчет финансовых средств, необходимых для страхования отдельных их видов, исключается угроза необоснованного перераспределения финансовых средств в пользу одних видов социального страхования за счет других. Таким образом, существование отдельных направлений социального страхования – одно из важных условий для обеспечения финансовой "прозрачности" и экономической эффективности системы. Далее, весомым аргументом в пользу введения отдельных направлений социального страхования является идентичность интересов лиц, застрахованных в соответствии с конкретными видами социальных рисков, в противоположность разнородности интересов лиц, застрахованных в объединенной системе (пенсионеры, безработные, временно нетрудоспособные и т. п.).
     Однородность  и общность интересов страхуемых – определяющее условие для солидарного перераспределения средств, когда материальное обеспечение отдельного человека при наступлении страхового случая осуществляется за счет общих средств страхового сообщества [13, с. 29-30].
       На основании данного критерия в системе социального страхования выделены следующие его формы (виды):
     - пенсионное страхование (по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, профессиональные пенсии);
     - страхование временной нетрудоспособности (по болезни, материнству, уходу за ребенком);
     - страхование безработицы;
     - страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [2].
     Средства  на эти виды страхования образуются за счет уплачиваемых работодателями обязательных страховых взносов. По первым двум видам страхования взносы платят также и работающие граждане.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.