На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Усилия российской дипломатии по переводу ближневосточного кризиса в русло политического урегулирования. Россия выступила за возобновление сирийско-израильских переговоров, восстановление суверенитета Ливана. Решение о выводе израильских войск из Ливана.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 22.02.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Реферат:
Участие РФ в арабо-израильском переговорном процессе
(май 1999 - февраль 2001)

Формирование в Израиле по итогам выборов 1999 г. коалиции на основе Партии труда во главе с Э. Бараком породило немало надежд на то, что приход к власти «наследников И. Рабина» обеспечит преодоление возникшей при Б. Нетаньяху стагнации мирного процесса, приведет к ускоренному продвижению к миру на всех направлениях ближневосточного урегулирования. Оправдывая такие ожидания и взяв курс на последовательное достижение новых договоренностей с арабами, израильское правительство при энергичной международной поддержке предприняло меры по налаживанию и развитию переговорного процесса. Были активизированы контакты с арабскими партнерами, которым предлагались формулы разблокирования имеющихся разногласий и противоречий. Арабы, со своей стороны, ощутили в лице Барака деятеля, обладающего значительным компромиссным потенциалом и выдали ему соответствующий «кредит доверия».
В результате последовавших переговорных контактов сторонам удалось добиться взаимопонимания по целому ряду сложных вопросов; на некоторых направлениях были достигнуты достаточно многообещающие договоренности. Однако решающих прорывов к урегулированию ни на одном из переговорных треков достигнуто не было. Динамика положения на арабо-израильских переговорах оставалась сложной и вязкой; сторонам так и не удалось окончательно преодолеть «механизмы торможения».
Важнейшим событием на палестинском направлении стало заключение 4 сентября 1999 г. в Шарм аш-Шейхе Меморандума о графике выполнения не реализованных обязательств сторон по имеющимся соглашениям между ними и возобновления переговоров по окончательному статусу («Меморандум Шарм»). В рамках реализации этого документа были осуществлены первая и вторая фазы второго этапа передислокации на Западном берегу (под данным термином понимается фактическая передача под контроль ПНА районов Западного берега). Также был открыт южный «коридор безопасности», связавший Газу с Хевроном, из израильских тюрем освобождены палестинские заключенные, отбывавшие там наказание не только за уголовные, но и за политические (участие в террористической деятельности) преступления.
Высокопоставленный российский дипломат А.В.Салтанов, посетивший Израиль, Палестину, Иорданию, Египет, Сирию и Ливан в сентябре 1999 г. и передавший лидерам этих стран послания президента Б.Н.Ельцина, подтвердил необходимость закрепления позитивных сдвигов в политической атмосфере на Ближнем Востоке. Как шаг в правильном направлении он расценил Меморандум Шарм-аш-Шейха и в этой связи отметил «важность дальнейшего четкого выполнения достигнутых договоренностей о завершении переходного периода и проведении ускоренных переговоров о постоянном статусе палестинских территорий».
Лейтмотивом высказываний ближневосточных руководителей стала высокая оценка конструктивных усилий России на всех переговорных направлениях, заинтересованность в активизации ее коспонсорской роли на том ответственном этапе мирного процесса на Ближнем Востоке. «Российской стороной подтверждено стремление России и впредь всемерно содействовать установлению в регионе прочного и справедливого мира на основе резолюций 242, 338 и 425 СБ ООН, принципа «земля в обмен на мир».
13 сентября А.В.Салтанов принял участие в церемонии возобновления палестино-израильских переговоров об окончательном статусе палестинских территорий.
В то же время двусторонние требования и разногласия обусловили в последующем крайне медленную и болезненную реализацию Меморандума. Его ключевые положения были выполнены либо с отклонением от графика, либо вообще не реализованы. Это относится, прежде всего, к соблюдению установленной Меморандумом важнейшей временной вехи - 13 февраля 2000 г. - в качестве ориентира для выхода на рамочное соглашение по окончательному статусу; серьезная переговорная работа в этом направлении (в особенности по проблемам Иерусалима, беженцев, водных ресурсов) практически и не начиналась. Не была реализована и главная договоренность - выход на всеобъемлющее палестино-израильское соглашение к сентябрю 2000 г.
Мощный импульс продвижению БВУ дали многосторонние переговоры по Ближнему Востоку на московском заседании Группы содействия, имевшие все шансы на успешное развитие в соответствии с утвержденным графиком деятельности рабочих групп. В России всегда хорошо понимали, что оба направления мирного процесса - двустороннее и многостороннее - тесно увязаны между собой, и любое осложнение на двусторонних переговорах неизбежно будет иметь следствием замедление «многосторонки».
Символично, как мы считаем, что пленарное заседание Группы содействия многосторонним переговорам по Ближнему Востоку состоялось 31 января - 1 февраля 2000 г. в Москве, поскольку начало им было положено именно в российской столице в 1992 г.
Работа Группы в Москве проходила по инициативе России и в ней приняли участие главы дипломатических ведомств РФ, США, Израиля, Египта, Иордании, Туниса, Канады, высокопоставленные представители Саудовской Аравии, Палестинской национальной администрации, ЕС, Китая, а также Японии, которая отвечает за проблемы экологии. В качестве гостей на заседании Группы присутствовали, в частности, министр иностранных дел Норвегии К.Воллебэк - страны-председателя временного координационного комитета по оказанию донорской помощи палестинцам, руководитель швейцарского внешнеполитического ведомства (Швейцария курирует «гуманитарное измерение» многостороннего процесса).
Были заслушаны доклады о деятельности рабочих групп по региональному экономическому развитию, беженцам, экологии, водным ресурсам. По образному выражению министра иностранных дел России И.С.Иванова, состоялась своего рода «инвентаризация» состояния дел в указанных областях, намечены перспективы дальнейшего развития данного направления мирного процесса. По его словам, заседание Группы превратилось в «практическое мероприятие», которое стало «высокой трибуной для обмена мнениями между основными игроками ближневосточной арены».
Работа Группы началась серией неформальных встреч, в ходе которых был очерчен круг вопросов, вынесенных на утверждение министров, а также прозондирована почва сторон. Так, замминистра иностранных дел РФ В.Д.Средин провел переговоры с заместителем госсекретаря США Э.Уокером и американским специальным координатором по Ближнему Востоку Д.Россом.
Госсекретарь США М.Олбрайт встретилась с министрами иностранных дел Израиля Д.Леви, Туниса - Х.бен Яхьей, Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х.Соланой.
Участники московской встречи особо отметили, что заседание проходило в ответственный момент мирного процесса, поскольку в ближневосточном урегулировании в целом образовался некоторый застой: буксовали палестино-израильские переговоры, касающиеся определения окончательного статуса оккупированных палестинских территорий, откровенный провал отмечен на сирийско-израильских и ливано-израильских переговорах.
В московской встрече не приняли участия Сирия и Ливан, которые мотивировали свое отсутствие неурегулированностью двусторонних отношений с Израилем.
К участникам заседания обратился и.о. президента РФ Владимир Путин, который подчеркнул, что народы Ближнего Востока, где «крепнет осознание бесперспективности дальнейшей взаимоизматывающей конфронтации, выстрадали право на безопасность и процветание. Наша главная позиция, -заявил он, - помочь им добиться стабильности и справедливого мира, учитывая, что положительные сдвиги - это плод конструктивного содействия всего мирового сообщества. И сегодняшний форум - подтверждение этому». В.В.Путин указал на существенную роль в этом процессе Европейского союза, США, Египта, Иордании, Норвегии, Канады, других стран, а также международных организаций.
Россия как коспонсор ближневосточного урегулирования, по его словам, «взаимодействует как с прямыми участниками, так и с теми, кто активно помогает установлению стабильного и прочного мира на Ближнем Востоке на основе норм международного права и резолюций Совета Безопасности ООН». Ситуация в этом регионе, отметил и.о. президента, занимает важнейшее место в шкале внешнеполитических приоритетов РФ. «Наша страна связана с ближневосточным регионом историческими, духовными и торгово-экономическими связями. Прежде всего - это географическая близость. И следовательно, мы искренне заинтересованы в установлении международно-правовых норм взаимодействия в деле урегулирования. При этом мы не боремся за сферы влияния».
Заседание завершилось принятием итогового заявления, в котором вновь подчеркивалось, что мир на Ближнем Востоке должен базироваться на резолюциях 242 и 338 Совета Безопасности ООН. В документе отмечается важность двусторонних переговоров между участниками арабо-израильского урегулирования, которые служат основой для переговоров уже в многостороннем формате. В нем выражена надежда на участие Сирии и Ливана в многосторонних переговорах по Ближнему Востоку.
На заседании было принято решение о созыве заседаний рабочих групп по водным ресурсам (Маскат), региональному экономическому развитию (Амман), по беженцам (Оттава), экологии (Тунис). Была подчеркнута важность контроля в регионе над вооружениями, в первую очередь - над ядерным.
Московская встреча по Ближнему Востоку дала политический импульс урегулированию ситуации в регионе, заявил И.Иванов. По его словам, в Москве, по сути, был дан старт возобновлению многосторонних переговоров, охватывающих весь регион Ближнего Востока по кардинальным вопросам.
Однако динамика процесса арабо-израильского урегулирования сохраняла сложный и противоречивый характер. Ситуация, сложившаяся к июню 2000 г. вокруг палестино-израильских мирных переговоров, характеризовалась как кризисная. К этому времени стало очевидно, что временной график урегулирования, намеченный в Шарм-аш-Шейхе в августе 1999 г., полностью сорван. Практически сразу же после возобновления были прерваны прямые переговоры на уровне экспертов по подготовке промежуточного соглашения. На неопределенное время был отложен запланированный на 23 июня 2000 г. третий этап передислокации израильских войск с Западного берега р. Иордан.
29 июня 2000 г. спецпредставитель президента России по БВУ, замминистра иностранных дел В.Д.Средин прибыл в регион с целью вывести из тупика палестино-израильское урегулирование.
В ходе бесед в Израиле с гендиректором МИД Израиля Э.-Бен-цуром и начальником военно-политического штаба при премьер-ми-нистре Израиля Д.Ятомом российский представитель акцентировал внимание на том, что палестино-израильский диалог вступил в решающую фазу, требующую высокой ответственности и неординарных решений от обеих сторон.
В Рамалле российский дипломат встретился с Я.Арафатом и передал ему личное послание И.С.Иванова. В.Д.Средин подтвердил неизменную поддержку Россией законных национальных прав палестинского народа, включая право на самоопределение и создание собственного государства.
Характерно, что накануне его визита впервые после договоренностей в Шарм-аш-Шейхе Я.Арафат заявил о возможности провозглашения независимого Палестинского государства в одностороннем порядке в течение нескольких недель. Практически палестинцы выдвинули угрозу односторонних действий в случае отказа израильтян от поиска компромиссных вариантов решения имеющихся проблем. В поддержку такого жесткого подхода сразу выступил президент Египта Х.Мубарак.
В свою очередь правительство Э.Барака заявило, что односторонние действия палестинцев повлекут за собой решение об аннексии и переходе под суверенитет Израиля всех территорий, на которых проживают израильские поселенцы. При этом Тель-Авив категорически отверг возможность каких-либо уступок палестинцам в интересах сближения позиций сторон.
В этой связи, мы считаем, заслуживает особого внимания мнение профессионального дипломата - посла Палестины в России Х.Аль-Ориди, давшего самую точную, как мы глубоко убеждены, характеристику мирного процесса: «Процесс политического урегулирования имеет много составляющих, каждая из которых имеет свои темпы вызревания. Поэтому мирный процесс нельзя представить в качестве прямой линии, ведущей к окончательному урегулированию. Его развитие имеет сложную траекторию, так как периоды некоторого прогресса сменяются состоянием стагнации и даже стремительными откатами назад. Очень многое в характере траектории развития мирного процесса зависит от способности и желания сторон сохранять верность уже достигнутым договоренностям, что на практике оказывается весьма трудно.
Учитывая это, достигнутые успехи в мирном процессе не должны вызывать чрезмерных ожиданий, так же как и неудачи не стоит слишком драматизировать».
Несмотря на явное критическое развитие ситуации, международные посредники настояли на организации 11 июля 2000 г. встречи в Кэмп-Дэвиде (США) между Э.Бараком и Я.Арафатом, как еще одной возможности вывести палестино-израильское урегулирование из кризиса.
Оппозиционные Я.Арафату группировки расценили согласие лидера ПНА на участие в подобных переговорах как «предательство интересов своего народа». Перспектива возобновления диалога с палестинским лидером была неоднозначно воспринята и в Израиле. Мининдел Израиля Д.Леви отказался сопровождать Э.Барака в Кэмп-Дэвид, посчитав, что подобная встреча выгодна лишь палестинцам, а не израильтянам. В Израиле и ПНА прошли многочисленные манифестации как в поддержку, так и против предстоящих переговоров. С резкой критикой намеченной встречи выступил Иран.
Практически без какой-либо значимой корректировки взаимоисключающих подходов к решению ключевых проблем стороны приступили к диалогу.
В результате обсуждения наиболее сложных проблем урегулирования израильтяне и палестинцы подошли к границе приемлемых компромиссов так близко, как никогда ранее. Однако участники переговоров не смогли преодолеть оставшиеся разногласия. После длительных попыток продвинуться в направлении нормализации стороны вернулись к ключевому вопросу - о статусе Иерусалима, сохранив взаимоисключающие подходы: требование Я.Арафата о полном суверенитете над Восточным Иерусалимом и отказ Э.Барака выполнить данное условие. Во второй половине дня 25 июля 2000 г. под предлогом сохранения принципиальных расхождений в подходах палестинцев и израильтян пятнадцатидневная встреча в Кэмп-Дэвиде была завершена без подписания каких-либо итоговых документов.
Вместе с тем, нельзя не учитывать определенные практические позитивные итоги встречи в Кэмп-Дэвиде. В результате этой встречи впервые проявились новые подходы, которые обозначили реальную основу возможного палестино-израильского урегулирования. В частности, фактически был снят запрет на обсуждение вопроса о Иерусалиме как «вечной и неделимой столице Израиля».
Отсутствие конкретных итоговых документов, видимо, в большой степени обусловливается тем, что общественное мнение как израильтян, так и палестинцев не было готово к восприятию конструктивных решений. Это подтвердилось, в частности, значительным осложнением внутриполитической обстановки, которое сопровождалось многочисленными выступлениями против переговоров со стороны радикальных сил как в Израиле, так и в ПНА.
По итогам встречи Э.Барак оказался в более невыгодном, по сравнению с Я.Арафатом, положении. Израильскому премьеру пришлось преодолевать резкую критику за уступки палестинцам и предпринимать всевозможные меры для укрепления своего политического авторитета в стране. Я.Арафат, напротив, выступил в роли героя, отстоявшего интересы арабов. Характерно, что его возвращение в ПНА сопровождалось манифестациями сторонников, скандировавших: «О Иерусалим, Арафат твой новый Салахаддин!».
30 июля 2000 г. Я.Арафат начал поездку по арабским странам с целью обсудить с руководством этих стран итоги встречи в Кэмп-Дэвиде и заручиться их поддержкой на случай одностороннего провозглашения Палестинского государства после 13 сентября 2000 г. При этом основное внимание планировалось уделить выработке общеарабской позиции по вопросу Иерусалима. Лидер ПНА продолжал настаивать на полном палестинском суверенитете над Восточным Иерусалимом, включая Храмовую гору и район Старого города (за исключением еврейского и армянского кварталов), а также западной стены Иерусалимского Храма.
И августа 2000 г. Я.Арафат встретился с В.В.Путиным. Этот визит имел особое значение с учетом чрезвычайно важного этапа на палестино-израильском треке. Этот этап характеризовался тем, что переговоры вплотную подошли к принятию кардинальных решений, от которых зависит не только судьба палестино-израильских взаимоотношений, но и во многом ситуация на Ближнем Востоке. В этих условиях и для российского коспонсора, и для руководства ПНА было крайне важно сверить позиции. Москва получила «из первых рук» оценку палестинцами ситуации на переговорах в Кэмп-Дэвиде и их результатов.
Я.Арафат обратился к В.В.Путину с призывом о том, чтобы Россия играла более активную роль в переговорном процессе. Такое подтверждение со стороны президента России было получено.
Что касается вопросов палестинской государственности, то В.В.Путин подтвердил Я.Арафату принципиальную позицию России в пользу осуществления права палестинцев на самоопределение и создание своего государства. Наша страна признала палестинскую Декларацию независимости 1988 года, в Москве уже в течение ряда лет действовало палестинское посольство. Соответственно, у России не было проблем с признанием палестинского государства.
При выборе оптимального момента провозглашения независимости Москва, по словам И.С.Иванова, исходит из необходимости чрезвычайно тщательно взвесить все обстоятельства возможного развития ситуации. Главное, чтобы этот шаг обеспечил достижение палестино-израильского урегулирования, а с другой стороны, привел к появлению на политической карте мира действительно полнокровного Государства Палестина. Принятие решения на этот счет является исключительной прерогативой самих палестинцев, и Россия с уважением отнесется к их выбору.
Ситуация в регионе еще более осложнилась в результате шагов, предпринятых Вашингтоном с целью усиления давления на палестинцев. Ответная реакция арабов на угрозы президента США Б.Клинтона о возможном переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим и прекращения финансовой помощи ПНА была жесткой и незамедлительной.
Подобная политика Америки на Ближнем Востоке в результате привела к практически полному подрыву авторитета самих США, а также миротворческих усилий международного сообщества.
Российское руководство приложило все возможные усилия для сдерживания напряженности. В практическом плане основная задача российской дипломатии теперь сводилась к тому, чтобы удержать арабский мир от возвращения к открытой конфронтации с Израилем и оказать поддержку Я.Арафату. В качестве «продуктивной идеи» Москва предложила перенести дату провозглашения Палестинского государства на начало 2001 г.
В результате целенаправленного и активного посредничества России руководство ПНА стало прорабатывать новые возможные варианты действий. В частности, 8-9 сентября 2000 г. состоялось заседание Центрального совета Палестины, на котором было принято решение о переносе даты провозглашения Палестинского государства.
Затем произошло то, что надолго сместило фокус внимания с переговоров на урегулирование острейшего кризиса.
28 сентября 2000 г. лидер правой израильской партии «Ликуд» А.Шарон в сопровождении солдат отправился на святой для мусульман комплекс мечети Аль-Акса в Старом городе Восточного Иерусалима (часть оккупированных с 1967 года палестинских территорий), именуемый Храмовой горой. Этот поступок А.Шарона возмутил палестинцев - на следующий день там произошли столкновения, в результате которых четверо палестинцев были убиты и свыше двухсот ранены. Конфронтация продолжилась, охватив все территории подконтрольные ПНА. Эта дата- 28 сентября 2000 г. - стала обозначаться как начало нового палестинского восстания «интифада Аль-Акса».
Москва выразила свою крайнюю обеспокоенность всплеском напряженности в Восточном Иерусалиме, повлекшим человеческие жертвы: «Эти трагические события стали следствием провокационных действий в районе мусульманских святынь 28 сентября. Они были явно нацелены на то, чтобы сорвать продвижение на палестино-израильском направлении ближневосточного урегулирования». Российский коспонсор призвал стороны к проявлению максимальной сдержанности с тем, чтобы не допустить новых вспышек насилия, а также принять меры для стабилизации ситуации: «Сейчас, когда палестино-израильские переговоры находятся на решающем этапе, важно п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.