На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Использование метода «мозгового штурма»

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
     УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ
     Кафедра УСЭС 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     по  дисциплине: Исследование систем управления
     на  тему: Использование метода «мозгового штурма» 

                Выполнил:

                Студент гр. МТ-317

                Кондрачук О.Е.№
                зач.кн. 07-МТ-863 
                 
                 
                 

     Екатеринбург 2010 

 

      Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и принципы метода мозгового штурма

Глава 2. Процесс принятия решения методом мозгового штурма

2.1 Этапы  проведения мозгового штурма

2.2 Достоинства  и недостатки мозгового штурма

2.3 Модификации  метода мозгового штурма

Глава 3. Синектический штурм как наиболее совершенный вид мозговой атаки

Заключение

Список  используемой литературы

 

      Введение

 
     Основная  цель делового совещания - принять управленческое решение. Уже много десятилетий компьютеры являются инструментом для принятия решений там, где, где есть количественные данные и хорошо структурированные ситуации.
     Однако  в последние годы практика управления все больше сталкивается с нестандартными организационными ситуациями, в которых превалирует человеческий фактор. В большинстве случаев такие ситуации включают психологические переменные, кроме того, очень быстро меняется организационная среда; менеджеры все чаще имеют дело с неожиданными ситуациями. Управленческие решения предполагают учет индивидуальных запросов, восприятий ценностей, целей и опыта персонала.
     Самый распространенный метод коллективного  генерирования идей - метод мозгового  штурма или метод мозговой атаки (Brainstorming) позволяет в рамках делового совещания использовать по максимуму творческий потенциал каждого его участника и добиться необходимого эффекта при решении нестандартных ситуаций и проблем силами коллектива.
     Актуальность  рассматриваемого вопроса объясняется  тем, что мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.
     Объектом  данной работы является мозговой штурм, как метод коллективного принятия решения.
     Предмет данной работы - это процесс принятия коллективного решения при помощи метода мозгового штурма.
     На  сегодняшний день в России метод  мозгового штурма применяется достаточно редко. Многие специалисты в области  управления крайне мало знают о способах применения мозговой атаки и позитивных результатах, которые можно достичь благодаря применению метода мозгового штурма. Поэтому в данной работе была поставлена проблема использования метода мозгового штурма в России.
     Целью курсовой работы является рассмотрение, как существующих видов мозгового штурма, так и инноваций в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.
     Цель  позволила сформулировать задачи, которые  решались в данной работе:
     1) рассмотрение методологии, принципов и этапов проведения мозгового штурма
     2) определение достоинств и недостатков мозгового штурма, как метода принятия коллективных решений
     3) рассмотрение основных видов технологий мозгового штурма и его модификаций;
     4) изучение "синектического штурма", как наиболее совершенного вида мозговой атаки;

     Таким образом, принятие сложных профессиональных решений является важной частью любой  управленческой деятельности. Неоценимую помощь в этом может оказать «мозговой  штурм», как коллективный метод принятия решений.

 

      Глава 1. Сущность и принципы метода мозгового штурма

 
     Метод и термин "мозговой штурм", или "мозговая атака", предложены американским ученым А. Ф. Осборном (за основу взят вариант  эвристического диалога Сократа).
     Эвристический диалог "мозговой атаки" базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей, но прежде чем их сформулировать, следует кратко остановиться на тех теоретических предпосылках, которыми руководствовались создатели этого метода. Изобретателями было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и не явно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т. д.). Эту ситуацию удобно выразить при помощи модели "шлюза". Творческая активность человека чаще всего потенциально сдерживается, как вода при помощи "шлюза". Поэтому нужно открыть "шлюз", чтобы ее высвободить. Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление авторитета более способных товарищей, традиции и привычки, отсутствие положительных эмоций - все это выполняет роль "шлюза". Диалог в условиях "мозговой атаки" выступает в роли средства, позволяющего убрать "шлюз", высвободить творческую энергию участников решения творческой задачи.
     «Метод  мозгового штурма подразумевает  получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов». Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:
     ·генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса;
     ·анализ и оценка выдвинутых идей.
     Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.
     В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.
     Мозговой  штурм является, по сути, наиболее свободной  формой дискуссии. Главная функция  этой технологии - обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.
     Успех проведения мозгового штурма зависит  от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области  теории синергетики.
     Он  заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.
     Второй  принцип состоит в том, что  если участники совещания находятся  в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.
     Итак, рассмотрев главные принципы и методологию  мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что «основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой».
 

      Глава 2. Процесс принятия решения методом мозгового штурма

     2.1 Этапы проведения мозгового штурма

 
     "Мозговой  штурм" - диалог с деструктивной  отнесенной оценкой - этот метод был предложен советским исследователем Е. А. Александровым и модифицирован Г. Я. Бушем. Сущность диалога в данном случае состоит в активизации творческого потенциала изобретателей при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контридей. Предусматривается поэтапное выполнение следующих процедур:
     1-й  этап - формирование малых групп,  оптимальных по численности и  психологической совместимости;
     2-й  этап - создание группы анализа  проблемной ситуации, формирование  исходной творческой задачи в общем виде, сообщение всем участникам диалога задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки:
     3-й  этап - генерирование идей по правилам  прямой коллективной "мозговой  атаки" (особое внимание обращается  на создание творческой, непринужденной обстановки);
     4-й  этап - систематизация и классификация  идей. Изучаются признаки, по которым  можно объединить идеи и, согласно  этим признакам, идеи классифицируются  в группы. Составляется перечень  групп идей, выражающих общие  принципы, подходы к решению творческой задачи;
     5-й  этап - деструктурирование идей, то  есть оценка идей на реализуемость. "Мозговая атака" на этом  этапе направлена только на  всестороннее рассмотрение возможных  препятствий к реализации выдвинутых  идей;
     6-й  этап – оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа и составления окончательного списка практически используемых идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутые контр идеи.
     Наиболее  эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники "мозговой атаки" рационально распределяются на группы: 1) генерирование идей: 2) группа анализа проблемной ситуации и оценки идей; 3) группа генерирования контр идей.
     Термин "мозговая атака" представляется не совсем удачным, так как "мозг" – понятие физиологическое, а "атака", "штурм" – понятия, заимствованные из военного лексикона. Возможно, с педагогической точки зрения более удачным названием данного метода было бы "метод коллективного поиска оригинальных идей".
     Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на следующих психолого-педагогических закономерностях и соответствующих  им принципах.
     Первая  закономерность и соответствующий  ей принцип сотворчества в процессе решения творческой задачи. Руководитель группы, опираясь на демократический стиль общения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает как их соавтор. И чем более развиты способности руководителя к сотрудничеству и сотворчеству, тем эффективнее, при прочих равных условиях, решение творческой задачи.
     Вторая  закономерность и соответствующий  ей принцип доверия творческим силам  и способностям друг друга. Все участники  выступают на равных: шуткой, удачной  репликой руководитель поощряет малейшую инициативу членов творческой группы.
     Третья  закономерность и принцип – использование  оптимального сочетания интуитивного и логического. В условиях генерирования  идей оптимальным является ослабление активности логического мышления и  всяческое поощрение интуиции. Этому в немалой степени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и критический анализ генерированных идей.

     2.2 Достоинства и недостатки мозгового штурма

 
     Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.
     Одно  из наиболее важных преимуществ мозгового  штурма заключается в том, что  во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование  идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.
     Идет  активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход  генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые  идеи, чувствуют себя равноправными.
     Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.
     Происходит  выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает  синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.
     Привлекается  большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.
     Мозговой  штурм - это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.
     Необходимо  выделить также недостатки и ограничения мозгового штурма, которые заключаются в том, что его применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом общем виде. Метод не гарантирует тщательную разработку идеи. Он также неприменим или имеет ограничения в применении, когда творческая задача требует больших предварительных расчетов, вычислений. Применение метода коллективного поиска оригинальных идей требует сравнительно высокого мастерства руководителя, способностей к импровизации, чувства юмора. В процессе его применения также не всегда удается преодолеть инерцию мышления, так как иногда создается иллюзия некоторого наиболее вероятного средства, приема, подхода решения творческой задачи. Логика мышления группы устремляется чаще всего именно в этом направлении, но этот наиболее очевидный для решающих задачу подход и является чаще всего ложным. 

     2.3 Модификации метода мозгового штурма 

     У мозгового штурма есть достаточно много  разновидностей, большинство из которых  можно применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-японски.
     Рассмотрим  характеристики перечисленных технологий.
     1. Обратный мозговой штурм
     Его предпочтительно применять при  создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой  идеи, когда решаются две творческие задачи:
     ·выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков;
     ·максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.
     «Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика» (4, С. 223).
     В результате обратного мозгового  штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных  проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.
     2. Теневой мозговой штурм
     Далеко  не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.
     Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов  идей. Одна из них - собственно генераторы - называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа - теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.
     Перечень  выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.
     3. Комбинированный мозговой штурм
     Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного  мозгового штурма могут быть совместно  использованы в различных комбинациях.
     Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач - подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.
     Обратно - прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.
     4. Брейнрайтинг
     Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в  письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем  обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.
     5. Индивидуальный мозговой штурм
     Данный  метод, по - существу, не отличается от метода коллективного мозгового  штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие - сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.
     Для успешного применения индивидуального  мозгового штурма необходимо научиться  задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.
     6. Мозговой штурм на доске
     В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы  сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение  рабочего дня. Эту доску следует  повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана - большими яркими (разноцветными) буквами - требующая разрешения проблема.
     7. Мозговой штурм в стиле «соло»
     Этой  технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так  и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи - удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.
     8. Визуальный мозговой штурм
     Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.
     Основные  принципы визуальной мозговой атаки:
     ·Скорость и гибкость мышления
       Отсутствие преждевременной критики
       Быстрая реакция
     9. Мозговой штурм по-японски
     Существует  также японская (кольцевая) система  принятия решений - «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:
     а) большинства голосов - выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;
     б) диктатора - за основу берется мнение одного лица.
     Этот  принцип характерен для военных  организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;
     в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.
     г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.
     д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. 

 

      Глава 3. Синектический штурм, как наиболее совершенный вид мозговой атаки 

     Дальнейшим  развитием метода мозгового штурма является синектика или «синектический штурм» - наиболее сильная из созданных  за рубежом методик психологической активации творчества.
     Идея  синектики состоит в объединении  отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и  решения конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в себя целый комплекс инструментов и методов.
     «Метод  основан на использовании бессознательных  механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации когда люди объединены в группу, от них требуется высказывать  свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов».
     Особенностью  синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение, каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.
     Важным  критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.
     Синектика определяет творческий процесс как  умственную активность в ситуации постановки и решении творческой задачи, где  результатом является творческое или  художественное решение. Обобщенно  синектика включает в себя два базовых процесса:
     - Превращение незнакомого в знакомое;
     - Превращение знакомого в не знакомое.
     Превратить  знакомое в незнакомое - означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию на вещи. Синектика  полагает, что рассмотрение известного как неизвестного - основа творчества.
     Цель  синектики - направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной  системы участников совещания на исследование и преобразование проектной  проблемы.
     Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий.
     При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс начала творческого процесса возможен ситуации выбора.
     Чтобы идея появилась, нужен инсайт или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более ли менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.