На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организация безналичных расчетов в коммерческом банке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   СОДЕРЖАНИЕ: 
 

Введение…………………………………………………….…………………3
Основы организации безналичных расчетов………………………………4
Формы безналичных  расчетов……………………………………….…….10
Межбанковские расчеты……………………………………………………..22
Валютные операции…………………………………………………………30
Банковские риски и банковская ответственность при осуществлении безналичных расчетов………………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………………………39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

 
 
    Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
    Развитие  рыночных отношений в экономике  потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.
    Изменения происходят и в функционировании банков: повышается самостоятельность  и роль банков; изыскиваются пути роста  эффективности банковского обслуживания, идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций, специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений,  постоянно разрабатываются новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа развития.
    В 2000 году доля электронный платежей в общем объеме достигла 100% уровня.   
    Было  определено понятие аналога собственноручной подписи, применяемого для подписания электронных платежных документов, что позволяет использовать при  проведении расчетов электронные  документы  наравне  с платежными документами на бумажных носителях, подписанных собственноручно.
    Система безналичных расчетов продолжает совершенствоваться и в настоящее время. В данный момент действует положение о  безналичных расчетах в Российской Федерации № 2-П от 12.04.2001г.

    ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

    В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной  жизни. Поэтому все сделки, связанные  с поставками материальных ценностей  и оказанием услуг, завершаются  денежными расчетами, которые могут  принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии.
    Первый  принцип безналичных  расчетов состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. Названный принцип безналичных расчетов характеризуется тем, что все расчеты предприятий и организаций проводятся через учреждения банков.
    Второй  принцип безналичных  расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов.
    Третий  принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.
    Однако  следует добавить еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.
    Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т. д. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений , располагая информацией о степени срочности платежа, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.
    Срочный платеж может совершаться:
- до начала  торговой операции, т. е. до  отгрузки товаров или оказания услуг поставщиком (авансовый платеж); 
     - немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика; 
     - через определенный срок после завершения торговой операции на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

    На  практике могут встречаться как  досрочные, так и отсроченные  и просроченные платежи.
    Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения договорного срока.
    Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу.
    Просроченные  платежи возникают при отсутствии денежных средств у плательщика и невозможности получить банковский или коммерческий кредит при наступлении намеченного срока платежа.
    Принцип обеспеченности платежа тесно связан с принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа.
    Оперативная обеспеченность определяет наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера).
    Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации о платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).
    Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину.
    Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления соответствующих документов.
    Каждое  предприятие, организация могут  иметь в банке только один основной счет - расчетный или текущий.
    Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.
    Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям, состоящим на федеральном, республиканском и местном бюджете. Владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.
    Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка  предоставляются  следующие документы:
    - заявление об открытии расчетного  счета по установленной форме;
    - документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);
    - копия учредительного договора  о создании предприятия (заверенная  нотариально);
    - копия устава (нотариально удостоверенная);
    - документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);
    - документ о подтверждении полномочий  главного бухгалтера предприятия  (приказ о приеме на работу  или контракт);
    - две карточки с образцами подписей  первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);
    - справка от налоговой инспекции  о постановке предприятия на  учет для взимания налогов;
    - справка о постановке предприятия  на учет в пенсионный фонд;
    - регистрационная карточка статистических органов.
    Все перечисленные документы сдаются  либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей  экспертизы документов банк открывает  предприятию расчетный счет (на соответствующем  балансовом счете банка) с присвоением  номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании.
    В соответствии с названным договором  банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных переводов и т.п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента; по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по текущим операциям клиента.
    Клиент  соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нормативных актов, регулирующих порядок осуществления расчетных и кассовых операций; хранить все свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность, отвечающую требованиям "Положения о бухгалтерском учете и отчетности", и другие документы, необходимые для организации расчетно-кассового обслуживания; предварительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета, а также об изменении организационно-правовой формы (с представлением в последующем соответствующих нотариально удостоверенных учредительных документов).
    Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной  основе, то в договоре предусматривается  специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них. В частности, в договорах предусматриваются плата за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету (в определенном проценте от суммы дебетового оборота или от количества и вида обрабатываемых документов), за кассовое обслуживание клиентов (определенный процент от суммы выдаваемой наличности). В договоре расчетно-кассового обслуживания предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. В договоре фиксируются размеры штрафов за каждое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны.

    ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

    Правовой  базой, регламентирующей в настоящее  время общие подходы к организации  безналичных расчетов являются:
    Гражданский кодекс РФ, часть II, гл. 45 «банковский счет», гл. 46 «расчеты»;
    ФЗ РФ «О центральном банке РФ» (редакция 1995 г.), гл. XII «организация безналичных расчетов;
    ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» (редакция 1995г.) ст. 30 «отношения между банком России, кредитными организациями и их клиентами», ст.31 «осуществление расчетов кредитной организации»;
    Положение о безналичных расчетах в РФ от 12 апреля 2001г. №2-П.
    В соответствии с действующим законодательством, в современных условиях допускается  использование следующих форм безналичных расчетов:
    Расчеты платежными поручениями.
    Расчеты по инкассо.
    Расчеты по аккредитиву.
    Расчеты чеками.
    Расчеты векселями.
    Расчеты пластиковыми картами.

    Расчеты платежными поручениями:

    В безналичных расчетах преобладающей формой являются расчеты платежными поручениями. Расчеты платежными поручениями регламентируются ст. 863 - 866 Гражданского кодекса РФ, а также инструкцией №2-П.
    Платежным поручением является распоряжение владельца  счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
    Платежными  поручениями могут производиться:
    а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
    б) Перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней или во вне бюджетные фонды;
    в) перечисление денежных средств с  целью возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
    г) перечисления денежных средств в  других целях, предусмотренных законодательством или договором.
    Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Клиенты банка  могут получить подтверждение о  перечислении средств контрагенту. Для этого экземпляр платежного поручения банк заверяет подписью ответственного лица и оттиском печати банка. Клиенты представляют в обслуживающий их банк поручения в четырех экземплярах (при иногородних расчетах в пяти), а при расчетах между, клиентами, обслуживаемыми одним банком - в трех.
    Документы, оплачиваемые в полноформатном электронном обмене, представляются в банк в двух экземплярах.
    Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете  плательщика. При отсутствии или  недостаточности денежных средств  на счете платежные поручения  оплачиваются по мере поступления денежных средств в установленной законом очередности. Если предприятие имеет право на кредит в форме овердрафта, то платежные поручения оплачиваются за счет банковского кредита.
    Банк  обязан информировать плательщика  по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета.
    Расчеты платежными поручениями имеют ряд  достоинств по сравнению с другими  формами расчетов: относительно простой документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму расчетов при товарных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее прогрессивной формой безналичных расчетов.

    Расчеты по аккредитиву:

    Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк - эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.
    Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов:
    покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
    отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
      При открытии покрытого (депонированного)  аккредитива банк-эмитент перечисляет  за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
    Отзывным  является аккредитив, который может  быть изменен или отменен банком-эмитентом  на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.
    Аккредитив  предназначен для расчетов с одним получателем средств.
    Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.
    Получатель  средств может отказаться от использования  аккредитива до истечения срока  его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.
    О закрытии аккредитива в "банк плательщика  направляется уведомление.

    Расчеты чеками:

    Чек – ценная бумага, содержащая ничем  не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной  в нем суммы чекодержателю. Чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но, в отличие от расчетов платежным поручением, чек передается плательщиком, минуя банк, непосредственно получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в банк для оплаты. В соответствии с ГК РФ чек должен содержать следующие реквизиты:
    Наименование «чек», включенное в текст документа;
    Поручение плательщику выплатить чекодателю определенную денежную сумму;
    Наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
    Указание валюты платежа;
    Указание даты и места составления чека;
    Подпись лица, выписавшего чек.
    Положение о безналичных расчетах в РФ от 12.04.01г. №2-П предусматривает возможность  использования в безналичных расчетах чеков, выпускаемых кредитными организациями. Форма данного чека определяется кредитной организацией самостоятельно, но при этом чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ГК РФ, а также может содержать все дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности. Сфера обращения чеков кредитных организаций ограничена: они не должны применяться для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России, а могут использоваться лишь во взаимоотношениях банков и их клиентов, а также в межбанковских расчетах при наличии прямых корреспондентских отношений с другими банками.
    Порядок и условия использования чеков  кредитных организаций определяются внутрибанковскими правилами, которые, в частности, должны предусматривать: форму чека, перечень его реквизитов, перечень участников расчетов данными чеками, срок предъявления чеков к оплате, условия оплаты чеков. Помимо этого банками предусматривается выдача организациям лимитированных чековых книжек. Выдача лимитированных чековых книжек производится банком на основании заявления организации - чекодателя и платежного поручения на депонирование лимита суммы книжки. При выдаче книжки банк списывает указанную сумму со счета клиента и депонирует ее на отдельном счете.
    Банк  поставщика направляет предъявленные чеки в банк покупателя; последний списывает суммы со счета и перечисляет в банк поставщика для зачисления на его расчетный счет. В чеке указывается наименование чекодержателя, номер счета, наименование банка - плательщика и его код, сумма платежа.
    Чеки  выписываются в одном экземпляре, подписываются лицами, имеющими право  распоряжаться счетом в банке, скрепляются печатями чекодателя и оплачиваются только в полной сумме.
    Чек действителен 10 дней, не считая даты выписки. Одновременно с чеком заполняется его корешок, который остается в книжке у чекодателя. Корешки чеков служат для контроля за использованием лимита чековой книжки и оплаты чеков.
    При выписке очередного чека покупатель (чекодатель) переносит в него остаток  лимита из корешка предыдущего чека и выводит остаток лимита.
    Банки сдают чеки в расчетно-кассовые центры (РКЦ), если плательщиками являются другие банки. Банки производят списание, средств со счета чекодателя на основании поступивших из расчетно-кассового центра реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в РКЦ.

    Расчеты по инкассо:

    Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению  и за счет клиента на основании  расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк). Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
    Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
    Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
    Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным  акцептом и без акцепта плательщика.
    Без акцепта плательщика расчеты  платежными требованиями осуществляются в случаях:
    установленных законодательством;
    предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
    В платежном требовании указывается:
    условие оплаты;
    срок даты акцепта;
    дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были посланы (вручены) им плательщику;
    наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнение работ, оказание услуг), способ поставки товара и другие реквизиты - в поле "Назначение платежа".
    Расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщиков:
    В платежном требовании, оплачиваемом с акцептом плательщика, в поле “Условие оплаты” получатель средств проставляет  “с акцептом”.
    Срок  для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному  договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.
    При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) по основному договору в поле “Срок для акцепта” указывает количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считается пять рабочих дней.
    Расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми без акцепта плательщиков:
    В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле “Условие оплаты” получатель средств проставляет “без акцепта”, а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание. В поле «Назначение платежа» взыскателем в установленных случаях указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы либо производится запись о расчетах на основании измерительных приборов и действующих тарифов.
    В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора в поле “Условие оплаты” получатель средств указывает “без акцепта”, а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания
    Безакцептное  списание денежных средств со счета в случаях предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обсуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).
    Отсутствие  условия о безакцептном списании денежных средств в договоре банковского  счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.
    Инкассовое  поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
    Инкассовые поручения применяются:
    1) в случаях, когда бесспорный  порядок взыскания денежных средств  установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
    2) для взыскания по исполнительным  документам;
    3) в случаях, предусмотренных сторонами  по основному договору, при условии  предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
    При взыскании денежных средств на основании  исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению. В данном случае банк взыскателя принимает инкассовые поручения с приложением подлинника исполнительного документа, либо его дубликата. При этом банк не принимает к исполнению инкассовое поручение, если к нему приложен исполнительный документ с истекшим сроком давности.
    Исполнительные  документы о взыскании периодических платежей сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи.
    При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете должника – банк помещает инкассовое поручение  с приложенным исполнительным документом в картотеку №2 и исполняет  по мере поступления денежных средств на счет в установленной законом очередности.
    Ответственность за правомерность выставления инкассового  поручения и правильность указания основания бесспорного взыскания  несет получатель средств. Банки  не рассматривают по существу возражения плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке. 

    Вексельная  форма расчетов:
    Вексельная  форма расчетов представляет собой  расчеты между поставщиком и  плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.
    Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы.
    Простой вексель (соло-вексель) - письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.
    Переводной  вексель (тратта) — это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.
    В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как  минимум три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель; плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю; векселедержатель (ремитент) — получатель платежа по векселю.
    Переводный  вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает  силу исполнительного документа.
    Вексель является строго формальным документом. Он содержит перечень обязательных реквизитов. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель юридической силы.
    К обязательным вексельным реквизитам относятся:
    вексельная метка, т. е. обозначение документа словом “вексель”, выраженное на том же языке, на котором написан документ;
    место и время составления векселя (день, месяц и год составления);
    обещание уплатить определенную денежную сумму;
    указание денежной суммы цифрами и прописью (исправления не допускаются);
    срок платежа;
    место платежа;
    наименование того, кому или по приказу кого должен быть совершен платеж;
    подпись векселедателя — представляется им собственноручно рукописным путем.
    Операции  по инкассированию банками векселей выгодны как для клиентов, так  и для самого банка. Так, клиент освобождается от необходимости следить за сроками предъявления векселей к платежу, а сам процесс получения платежа становится для него более быстрым, дешевым, надежным. Для банка это один из источников получения прибыли. Кроме того, в процессе совершения кассовых операций на корреспондентском счете коммерческого банка сосредотачиваются значительные средства, которые он может пустить в свой оборот.
    В современной отечественной банковской практике используется и банковский вексель. Банковский вексель представляет собой односторонне, ничем не обусловленное обязательство банка – эмитента векселя – об уплате обозначенному в нем лицу или его приказу определенной денежной суммы в установленный срок.
    Банковские  векселя могут приобретать юридические  и физические лица, прежде всего, с  целью извлечения дохода. В отличие  от сертификатов, банковский вексель может быть использован его владельцем не только в качестве средства накопления, но и в качестве покупательного и платежного средства. Держатель векселя может расплатиться им за товары и услуги, передавая вексель по индоссаменту новому векселедержателю, к которому по закону переходят все права по векселю. Вместе с тем индоссамент по банковскому векселю, как правило, предусматривает свободный переход прав по векселю между юридическими и физическими лицами.

    Расчеты пластиковыми картами:

    Механизм  функционирования системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания на дому и рабочем месте.
    Пластиковая карточка – это обобщающий термин, который обозначает все виды карточек, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим  возможностям и организациям, их выпускающим.
    Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов, могут подразделяться на личные и корпоративные. Банки выдают личные карточки частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам после анализа «кредитной истории» последних и открытия ими текущего счета в этом банке либо внесения страхового депозита. Корпоративные карточки выдаются другим лицам под их гарантии и обеспечение также после анализа платежеспособности юридического лица.  
 
 
 
 
 

МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ
                       
    Основным  организатором системы как межбанковских, так и расчетов в народном хозяйстве выступает Центральный банк, за которым закрепляются функции:
    - контроля за масштабами безналичного и наличного денежного оборота, объемом денежной эмиссии в наличной и безналичной форме;
    - единого расчетного центра страны на единой методологической основе для всех коммерческих банков (включая специализированные);
    - унификации и установления правил расчетов, порядка ведения учета и отчетности.
    Основополагающим  принципом организации  системы межбанковских расчетов является формирование двух самостоятельных подсистем:
    а)         прямых расчетов между коммерческими банками;
    б)         межбанковских расчетов через систему корреспондентских счетов, открываемых в структурных подразделениях Центрального банка.
    Коммерческим  банкам предоставлено право самостоятельно определять порядок расчетов между  своими подведомственными учреждениями, а система безналичных расчетов строится таким образом, что дает банкам и их клиентам возможность  выбора конкретных путей совершения той или иной расчетной операции.
    Организация безналичных расчетов осуществляется либо по централизованной, либо по децентрализованной схеме. Децентрализованные корреспондентские  счета, которыми являются счета "Loro-Nostro"1, коммерческие банки используют для прямых расчетов с постоянными корреспондентами по операциям клиентов, имеющих, как правило, стабильные связи.
    Развитие  прямых межбанковских корреспондентских  связей, с одной стороны, сократит время документооборота, поскольку  обмен платежными документами между банками происходит напрямую, минуя промежуточные учреждения банковской системы. С другой — усилит процессы саморегуляции и самоконтроля на микроуровне, повысит качество осуществления расчетов ввиду материальной заинтересованности контрагентов в точности взаимных платежей.
    Осуществление расчетов через централизованные корреспондентские  счета, открываемые коммерческими  банками в Центральном банке, в мировой практике имеет место  либо в обычном расширенном (осуществление  всех операций в полной сумме в пределах кредитового остатка средств на счете), либо в клиринговом режиме (взаимный зачет встречных потоков платежей и поступлений с отражением на счете только сальдовых оборотов). Система функционирования клиринговых корреспондентских счетов является более гибкой, поскольку сокращает платежный оборот по количеству и сумме операций и допускает возможность образования на них "дебетового сальдо", т.е. предоставление по мере необходимости Центральным банком кредита ("овердрафт"). Кроме того, централизованные корреспондентские счета во многих странах одновременно представляют собой резервные счета, остатки средств на которых составляют часть минимальных резервов.
    Система централизованных межбанковских расчетов организуется Центральным эмиссионным банком, так как расчетные операции по переводу денежных средств между банками производятся посредством резервно-корреспондентских счетов, открываемых в структурных подразделениях Центрального банка. По корреспондентским счетам, отражающимся в VII разделе банковского баланса на бухгалтерском счете № 16 (нумерация счетов второго порядка дифференцирована по банкам), открываются отдельные лицевые счета каждому коммерческому банку.
    Все банки производят свои расчеты в  пределах кредитового сальдо на резервно-корреспондентском счете, т.е. за счет финансовых средств, реально существующих в момент совершения расчетной операции. Размеры кредитового сальдо должны соответствовать утверждаемому Центральным банком нормативу резервных требований (определенной доле привлеченных средств). Периодичность проверки выполнения соблюдения коммерческими банками указанного норматива устанавливается Центральным банком. 
 
 

    Расчеты через расчетно-кассовые центры:
    Действующая система межбанковских расчетов (она предусмотрена Положением об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации от 9 июля 1992 г. с некоторыми последующими уточнениями) базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета (корсчета) коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях Центрального банка России - расчетно-кассовых центрах (РКЦ). По существу это - отделения Банка России, являющиеся посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками.
    Основная  функция РКЦ - проведение расчетов между  учреждениями разных банков с необходимым ведением корсчетов. Вместе с тем РКЦ занимаются и эмиссионно-кассовыми, а также многими другими операциями: кредитованием коммерческих банков, кассовым исполнением бюджетов различных органов власти, финансированием государственных капитальных вложений за счет бюджетных ассигнований, операциями с ценными бумагами и операциями неторгового характера в иностранной валюте.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.