На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Учет и аудит движения материально-производственных запасов

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление 

     Введение…………………………………………………………………….….2
     ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ.
      Нормативное регулирование бухгалтерского учета и аудита материально-производственных запасов……………………………..5
      Бухгалтерский учет материально-производственных запасов……………………………………………………13
     1.3. Задачи и общий порядок аудиторской проверки материально-производственных запасов…………………………………………………….26
     Глава 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (оао «ЯКУТСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ») У ВАС СОДЕРЖАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОДИНАКОВЫМ С ПУНКТАМИ ПО ТЕКСТУ
     2.1.   Краткая характеристика ОАО "Якутский хлебокомбинат"……31
     2.2.   Анализ основных показателей  предприятия ……………………32
     2.3.  Организация бухгалтерского учета……….………………………38 

     Глава 3.  ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 

     3.1. Документальное оформление и учет движения материально-производственных запасов……………………………………………………41
     3.2. Планирование и проведение аудиторской проверки…………………………………………………………………………53
     3.3 Оформление отчета аудитора и подготовка аудиторского заключения………………………………………………………………………72 

     ГЛАВА 4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ОАО «ЯКУТСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ».
     4.1.Выявленные недостатки учета материально-производственных запасов……………………………………………………………….…………78
     4.2.Рекомендации по их устранению………………………………….80
     Заключение………………………………………………………………....83
     Библиографический список……………………………………….…86
     Приложения 
 

 

      Введение
     Материально - производственные запасы являются предметами труда и обеспечивают основной производственный процесс организации, в котором они используются. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт, занимая при этом довольно высокий удельный вес.
     В настоящее время в условиях рыночной экономики заготовление и приобретение материально - производственных запасов имеет важное значение на начальной стадии заготовления. Поэтому данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального приобретения и использования материалов, и обеспечение надлежащего их заготовления и расходования.
     Организация материального учета - один из наиболее сложных участков учетной работы. Поэтому организация учета и  контроля за приобретением, движением, сохранностью и использованием материальных ценностей связана с большими трудностями. Важное значение имеет автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности.
     Производственные  запасы (сырье, материалы, топливо и т.д.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готовой продукции. В отличие от средств труда, сохраняющих в производственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла. Для обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов, уделять больше внимания повышению достоверности оперативного учета движения полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей и узлов в производстве. Данные бухгалтерского учета должны содержать информации для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения и сохранности.
     Для осуществления точного и полного  отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально - производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и Правительства, нормативными документами и т.д. В системе материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом аудит  материальных запасов являются жизненно необходимым предприятиям, ведущим свою деятельность.
     Таким образом, из вышесказанного вытекает, что данная тема весьма актуальна  в условиях рыночной экономики.
     Целью выпускной квалификационной работы на основе изучения вопросов  организации бухгалтерского учета и аудита движения материально-производственных запасов разработать предложения по их совершенствованию.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
    Рассмотреть экономическую сущность материально-производственных запасов:
    Изучить действующую практику учета материально- производственных запасов на исследуемом предприятии, т.е.  проанализировать, документальное оформление и учет движения  материально-производственных запасов и готовой продукции;
    Провести аудит материально – производственных запасов;
    Разработать рекомендации по совершенствованию аудита материально-производственных запасов.
     В качестве объекта исследования в  выпускной квалификационной работе выступает открытое акционерное общество «Якутский хлебокомбинат».
     Предмет исследования - аудит движения материально-производственных запасов.
     В качестве теоретической и методологической основы проведения исследования являются нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета по теме выпускной квалификационной работы. При этом были использованы источники учебной литературы и материалы периодической печати, а также использованы фактические материалы по учету и отчетности исследуемой организации.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, изложенных на 70 страницах и приложений по исследуемой организации.
     В первой главе описывается теоретическая основа аудита материально- производственных запасов, методы оценки, нормативное регулирование. Так же ставятся цели и задачи аудита материально- производственных запасов.
     Во  второй главе приведена краткая  организационно-правовая и экономическая характеристика исследуемой организации, документальное оформление и учет движения материально-производственных запасов.
     В третьей главе проведен аудит  материально-производственных запасов 
     В четвертой главе разработаны рекомендации по совершенствованию аудита в исследуемой организации.
 

      ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ.
     1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и аудита материально-производственных запасов.
     Изменения, происходящие в экономической среде  российской Федерации, требуют соответствующего механизма управления хозяйственными процессами, включая одну из самых существенных частей - бухгалтерский учет. при этом огромная роль в организации бухгалтерского учета отводится его нормативному регулированию, разработка которого осуществляется на основе программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
     Законодательные и нормативные акты. регулирующие ведение бухгалтерского учета и  отчетности в российской Федерации. по степени значимости группируются по четырем уровням:
    Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "о бухгалтерском учете ";
    Положения по бухгалтерскому учету. утвержденные приказами министерства финансов Российской Федерации.
    Методические рекомендации и указания по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности. утвержденные приказами Минфина России. а также разъяснения по отдельным вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, изложенные в письмах Минфина России.
    Учетная политика организации, утвержденная руководителем.
     Объектами бухгалтерского учета являются имущество  организаций, их обязательства и  хозяйственные  операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
     Основными задачами бухгалтерского учета являются:
    формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам  и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям  бухгалтерской отчетности;
    обеспечение информацией, необходимой  внутренним  и  внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской  Федерации при осуществлении организацией хозяйственных  операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в  соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
    предотвращение отрицательных результатов   хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
     Нормативно - законодательной базой, регулирующей порядок отражения операций по учету  материально - производственных запасов, являются Федеральный закон о бухгалтерском учете №129-ФЗ от 21.11.96 г., (с изменениями на 28 сентября 2010 года), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г., ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» № 44н от 09.06.01г., План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению № 94н от 31.10.00г. и учетная политика организации.
     Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждают общий порядок учета в той или иной области бухгалтерии. Непосредственно к учету материалов относится ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
     Одним из важнейших документов системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета является План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н, который по многим позициям соответствует международным стандартам финансовой отчетности. Применение Плана счетов является обязательным для всех предприятий и организаций России.
     Правильно составленный (сформированный) план счетов играет большую роль в деле организации  и ведения бухгалтерского учета  хозяйствующих субъектов; применение его является необходимой предпосылкой единообразия в построении бухгалтерского учета всех хозяйствующих субъектов.
     В целях разъяснения и детализации  применения нового плана счетов, а  также порядка учета по конкретным вопросам, существуют методические указания и разъяснения[25, 198]
     И, наконец, точный порядок учета на каждом предприятии регулирует учетная политика, принимаемая самим хозяйствующим субъектом. Именно она позволяет предприятию установить наиболее приемлемый для него метод ведения бухгалтерского учета.
     Выбор конкретных способов и приемов ведения  бухгалтерского учета закрепляется учетной политикой организации. в которой устанавливается:
    схема документооборота;
    рабочий план счетов организации;
    порядок оценки объектов учета;
    применяемые учетные  процедуры.
     Порядок оценки объектов учета и применяемые  учетные процедуры должны быть описаны в учетной политике предприятия, если нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в российской Федерации. описаны возможные варианты или данный порядок не регламентируется.
     Ни  один нижестоящий документ не может противоречить ни одному вышестоящему. Только соблюдение этого правила позволит сформировать грамотную структуру бухгалтерского учета в России.[16, 146].
     Важным  показателем эффективности использования  материальных ресурсов является величина запасов в расчете на единицу выпуска продукции. Интенсификация общественного производства предполагает, что при абсолютном росте величины материальных затрат величина их на единицу продукции должна снижаться за счет сокращения материалоемкости производства, ускорение и транспортировки продукции, улучшения структуры запасов, ликвидации ненужных предприятиям запасов. В связи с этим перед учетом производственных запасов стоят следующие задачи:
    правильное и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов;
    выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;
    расчет и списание отклонений по направлениям затрат;
    контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях движения;
    постоянный контроль за соблюдением установочных норм производственных запасов;
    систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных норм их расходования;
    контроль за технологическими отходами и потерями и их использование;
    своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами;
    своевременное осуществление расчетов с поставщиками материальных ресурсов, контроль за ценностями, находящимися в пути, неотфактурованные поставки.
     Нормативно - законодательной базой, регулирующей порядок проведения аудита материально - производственных запасов являются Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", так же нормативно - законодательные акты используемые при  ведении бухгалтерского учета.
     Целью аудиторской проверки материально -  производственных запасов является формирование мнения о достоверности  показателей отчетности по статьям  материальных ценностей "Запасы" и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с материально - производственными запасами действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.
     В процессе проверки аудитор должен установить:
    реальность наличия и существования материально-производственных запасов;
    все ли операции с материально-производственными запасами, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
    является ли организация собственником всех материально-производственных запасов, т. е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность, — обязательствами;
    правильность оценки материально-производственных запасов и связанных с ними обязательств;
    правильно ли выбраны и применялись принципы учета материально-производственных запасов.[18,46]
     Приступая к проверке аудитору необходимо изучить  все нормативные документы, касающиеся порядка приема, учета, хранения и  отпуска материальных ценностей, в частности, положения по учету материалов, тары,  о порядке выдачи доверенностей материально - товарных ценностей и другие.
     Законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки:
    Федеральный закон о бухгалтерском учете №129-ФЗ от 21.11.96 г.,
    Федеральный закон об аудите №307-ФЗ от 30.12.08г.,
    Федеральный стандарт аудиторской деятельности от 23.09.02г.,
    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г.,
    ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» № 44н от 09.06.01г.,
    План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению № 94н от 31.10.00 г.,
    ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» № 60-н от 09.12.98г.,
    ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» № 43-н от 06.07.99г.
     К организационно - правовым документам и другим материалам относятся:
    Протоколы заседаний совета директоров, решения учредителей и других комиссий;
     Изучение  этих документов для аудитора особенно важно, если при формировании или изменении величины уставного капитала организации в качестве вкладов были внесены сырье, материалы или товары, а так же, если дивиденды или доходы выплачивались материальными ценностями;
    Отчеты аудиторов за прошлые годы;
    Договоры на поставку сырья, материалов, товаров и т. д.;
    Договоры о материальной ответственности.
     Достаточно  информативными могут оказаться  беседы аудитора с персоналом клиента  обо всех изменениях в структуре  руководства и в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, содержание и результаты которых фиксируются в рабочих документах.[16, 94]
     Информация  для проверки операций с материально-производственными  запасами содержится в бухгалтерской  отчетности предприятия и бухгалтерских  регистрах, в частности, в форме  № 1 "Бухгалтерский баланс" - показатели о материально-производственных запасах сгруппированы во втором разделе актива баланса; форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" — разделы 3, 9; пояснительной записке, прилагаемой к балансу.
     Бухгалтерские регистры по учету материально-производственных запасов могут быть различными. Это зависит от применяемых форм и способа ведения бухгалтерского учета на предприятии, а также от видов и групп имеющихся материально - производственных запасов. Но, в любом случае, аудитор должен проанализировать регистры синтетического и аналитического учета по счетам 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов», 41 «Товары», сальдовые ведомости, книги, карточки складского учета, материалы инвентаризаций.
     При разработке программы проверки руководитель группы аудиторов должен учитывать, что аудит материальных ценностей  очень трудоемок. Поэтому при  организации аудита используется выборочный метод и лишь в исключительных случаях – сплошной. Размер выборки и объем аудиторских процедур зависят от степени доверия аудитора к системе внутреннего контроля. Наиболее эффективным методом получения информации о системе внутреннего контроля являются опросы работников, производимые при помощи специальной анкеты.[16,153]
     Проведение  опроса позволяет аудитору уточнить типовую программу аудиторской  проверки, определить аудиторские процедуры, что в конечном счете повышает ее эффективность.
     На  первом этапе аудиторской проверки по данным аналитического учета определяется номенклатура применяемых материалов и выделяются группы основных и вспомогательных материалов, дорогостоящих, легкореализуемых и пр. По хозяйственным договорам определяется география поставщиков, условия поставки и оплаты.
     Методом обследования выявляются условия хранения производственных запасов, соответствуют ли они требованиям обеспечения их сохранности.
     К сфере аудиторского контроля относится  проверка правильности оценки приобретаемых  производственных запасов.
     Важным  моментом проверки является контроль полноты и своевременности оприходования поступивших материальных ценностей. Для этого сопоставляют наименование и количество  оприходованных материалов с аналогичными данными в сопроводительных документах поставщиков.
     Важным  этапом аудиторской проверки является подтверждение обоснованности оценки и списания материальных ценностей, для чего аудитор проверяет, соответствует ли избранный организацией и зафиксированный в учетной политике метод фактически используемому, подтверждает или не подтверждает экономическую целесообразность применяемого порядка оценки.
     Аудитор должен выявить все случаи поступления  материальных ценностей без счетов-фактур и других сопроводительных документов. Также необходимо проверить соблюдение требований по проведению инвентаризации материальных ценностей, порядок списания с баланса естественной убыли и пр.
     Выявленные  в ходе проверки отклонения фиксируются  в рабочих документах аудитора и  в таблицах с определением количественного  влияния на показатели отчетности.
     При реализации материальных ценностей проверяется правильность определения их цены, отражения на счетах бухгалтерского учета, начисления налогов и документального оформления этих операций.
     Заключительным  этапом проверки является контроль за ведением сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются путем сверки журнала-ордера 10, накопительных ведомостей и Главной книги.
     При необходимости аудитор проводит анализ всей системы учета материальных ценностей и дает рекомендации по ее рационализации[25, 230].
     1.2. Бухгалтерский учет материально-производственных  запасов.
     В соответствии с ПБУ 5/01 "Положение  по учету материально-производственных запасов" в бухгалтерском учете  в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
      - используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнении работ, оказании услуг);
      - предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
      - используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).
     Основная  часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле  и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.
     Классификация материалов. В зависимости от той  роли, которую играют разнообразные  виды производственных запасов в  процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности. Указанную классификацию производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета с целью получения информации об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности[13, 218].
     Для учета материально-производственных запасов применяют следующие  синтетические счета:
     10 "Материалы";
     11 "Животные на выращивании и  откорме";
     15 "Заготовление и приобретение  материальных ценностей";
     16 "Отклонение в стоимости материальных  ценностей";
     41 "Товары";
     43 "Готовая продукция";
     забалансовые  счета:
     002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение";
     003 "Материалы, принятые в переработку";
     004 "Товары, принятые на комиссию".
     К счету 10 "Материалы" могут быть открыты следующие субсчета:
     10-1 "Сырье и материалы";
     10-2 "Покупные полуфабрикаты и  комплектующие изделия, конструкции и детали";
     10-3 "Топливо";
     10-4 "Тара и тарные материалы";
     10-5 "Запасные части";
     10-6 "Прочие материалы";
     10-7 "Материалы, переданные в переработку  на сторону";
     10-8 "Строительные материалы";
     10-9 "Инвентарь и хозяйственные  принадлежности" и др.
     На  малых предприятиях все производственные запасы можно учитывать на одном  синтетическом счете 10 "Материалы" без открытия субсчетов.
     Внутри  каждой из перечисленных групп материальные ценности подразделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию, сорту, размеру присваивают числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают его в специальный документ, который называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике указывают также учетную цену и единицу измерения материалов[28,79].
     Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации  на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.
     Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал  организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно - исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования, а приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств) - исходя из стоимости обмениваемого имущества, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
     Материально-производственные запасы, на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась  либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
     Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
     Оценка  материально-производственных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.
     Материальные  ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам.
     Исчисление  фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда  и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. В большей части организаций текущий учет материальных ценностей ведут по твердым учетным ценам.
     При синтетическом учете материальных ценностей по фактической себестоимости отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов.
     При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитываются на синтетическом счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
     Форма учета материалов на предприятии  обязательно должна быть зафиксирована в его учетной политике.
     Учетная политика организации по постановке учета поступления материально  – производственных запасов требует:
    четкого определения границы между основными средствами и средствами труда в обороте;
    применения счета 10 “Материалы” с оценкой материалов на данном счете в сумме фактических затрат на приобретение;
    применения счетов 10 “Материалы”, 15 “Заготовление и приобретение материалов”, 16 “Отклонение в стоимости материалов”. При этом на счете 10 материалы должны числиться по учетной цене.
     В составе средств в обороте  принято учитывать следующие  предметы:
    со сроком полезного использования менее 12 мес.;
    другие предметы, определяемые организацией исходя из правил положений по бухгалтерскому учету.
     В то же время за руководителем организации остается право установить для принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте меньший лимит стоимости предметов относительно предусмотренных нормативными документами.
     При выборе организацией в качестве учетной  политики счета 10 “Материалы” для оценки материально – производственных запасов в сумме фактических затрат на приобретение в журнале – ордере № 6 или в соответсвующей машинограмме делается запись:
     Дебет счетов 10 “Материалы”;
                    19 “НДС по приобретенным ценностям”;
     субсчет 3 “НДС по приобретенным материально производственным запасам”.
     Кредит  счета 60 “Расчеты с поставщиками и  подрядчиками”
     Журнал  – ордер № 6 открывается на месяц. В нем осуществляется синтетический  учет операций с поставщиками, а  также аналитический учет в части расчетов с ними по акцептной форме. Вначале записываются остатки непогашенной задолженности перед поставщиками, переходящие с прошлого отчетного периода. В течение отчетного периода записи в этот учетный регистр производятся на основании предъявленных поставщиками счетов – фактур и документов, подтверждающих приемку грузов на склад.
     Для каждого счета – фактуры в  журнале – ордере № 6 отводится  отдельная строка, по которой записываются регистрационный номер, основные реквизиты  и суммы, принятые к платежу, суммы зачета и пр. суммы, принятые к платежу, показываются развернуто по каждому элементу счета, составляющему покупную стоимость приобретенных материалов. Отдельно показываются суммы выявленной недостачи и суммы различных претензий. Излишки, выявленные в процессе приемки грузов рассматриваются как неотфактурованные поставки и показываются по отдельной строке журнала – ордера № 6.
     По  неотфактурованным поставкам на основании данных документов склада о приемке осуществляется запись раздельно по каждой поставке с указанием буквы “Н” в графе “Номер счета – фактуры”. Оприходование происходит по договорной стоимости с данным поставщиком, по учетной цене или цене предыдущей поставки. При получении счета – фактуры указанная выше запись сторнируется и делается обычная запись. Одновременно по строке, где указаны неотфактурованные запасы, в раздел “Отметка об оплате, списании или сторно по неотфактурованным поставкам” проставляется номер строки, на которой произведена сторнировочная запись.
     Отметки об оплате делаются в течение двух месяцев с момента получения груза, в том числе и в части поставок, не подкрепленных документами. После истечения указанного срока неоплаченные или несписанные суммы и суммы по неотфактурованным поставкам без отметок о сторно записываются как входящие остатки на третий месяц отдельно по каждому счету – фактуре или заменяющему его документу. В дальнейшем отметка об оплате, списание или сторно производятся уже в данном журнале – ордере, в котором на последней странице приводятся сводные данные за отчетный месяц о состоянии расчетов по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.  
     Обороты по кредиту счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” за отчетный месяц  включают как суммы за полученные МПЗ, так и суммы по таким запасам, оставшимся в пути[31, 434].
     В синтетическом учете сумму ранее  акцептованного счета поставщика на материалы, не поступившие к концу  отчетного месяца, покупатель принимает  к учету как материалы в  пути:
     Дебет счетов 10 “Материалы”: Субсчет “Материалы в пути”; 19 “НДС по приобретенным ценностям”
     Субсчет 3 “НДС по приобретенным материально  – производственным запасам”.
     Кредит  счета 60 “Расчеты с поставщиками и  подрядчиками”
     В следующем отчетном месяце при поступлении  этих ценностей на склад ранее  сделанная запись сторнируется. После этого составляется обычная бухгалтерская проводка на приход если учетной политикой принят вариант оприходования материалов по фактической себестоимости.
     Если  текущий учет приобретения материально  – производственных запасов ведется  по покупной цене, то расходы по погрузке, транспортировке и т. д. учитываются на отдельном аналитическом счете “Транспортно – заготовительные расходы” к счету 10 “Материалы”:
     Дебет счетов 10 “Материалы” - по покупной цене:
     Аналитический счет “Транспортно – заготовительные расходы”; 19 “НДС по приобретенным ценностям”
     Субсчет 3 “НДС по приобретенным материально  –производственным запасам” 
     Кредит  счета 60 “Расчеты с поставщиками и  подрядчиками”
     Приобретение  материалов через подотчетных лиц  отражается в журнале – ордере № 7 записью:
     Дебет счетов 10 “Материалы”:
     19 “НДС по приобретенным ценностям”
     Субсчет 3 “НДС по приобретенным материально  – производственным запасам” 
     Кредит  счета 71 “Расчеты с подотчетными лицами”
     Груз, полученный как неотфактурованная  поставка, должен быть оприходован в условной оценке: по договорной цене, цене предыдущей поставки и т. п. В этой же оценке данная поставка должна быть сторнирована при получении расчетно – платежных документов:
     Дебет счетов 10 “Материалы”: 19 “НДС по приобретенным ценностям” Субсчет 3 “НДС по приобретенным материально – производственным запасам” 
     Кредит  счета 60 “Расчеты с поставщиками и  подрядчиками”
     После этого делается обычная запись на приход материалов в сумме, которая  приведена в указанных выше документах.
     Претензии, предъявленные поставщикам при оприходовании поступивших материалов, независимо от их характера (несоответствие условиям договора, недостача и т. д.), не освобождают покупателя от обязательств перед поставщиком до даты разрешения спора и отражаются записью:
       Дебет счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”
       Субсчет 2 “Расчеты по претензиям” 
     Кредит  счета 60 “Расчеты с поставщиками и  подрядчиками”
     Отказ арбитражным или иным судом во взыскании сумм недостачи, ранее  предъявленных поставщику или транспортной организации в виде претензии, оформляется так:

     Дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы” Субсчет 2 “Прочие расходы” 

     Кредит  счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” Субсчет 2 “Расчеты по претензиям”
     Если  на момент приемки МПЗ причина недостачи установлена (вина работников, естественная убыль и т. д.), то в этом случае общий размер потерь отражается следующей записью:

     Дебет  счета  94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”

     Кредит  счета 60 “Расчеты с поставщиками и  подрядчиками”.
     В последующем сумма недостачи списывается по принадлежности исходя из ее содержания за счет организации (в пределах норм убыли):

     Дебет счетов 20 “Основное производство” 26 “Общехозяйственные расходы” и т. д.

     Кредит  счета  94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” или за счет виновных лиц:

     Дебет счета 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”

     Субсчет 2 “Расчеты по возмещению материального  ущерба”

     Кредит  счета 94 “Недостачи и потери от порчи  ценностей”

     На  сумму оплаченного счета поставщика делается запись:

     Дебет счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”

     Кредит  счета 51 “Расчетный счет” 
     Сумма НДС принимается к зачету бюджетом при соблюдении следующих условий:
    материальные ценности приобретены для производственной деятельности;
    материальные ценности оприходованы;
    произведены расчеты с поставщиками;
    есть счет – фактура поставщика
    счет – фактура зарегистрирован в Книге покупок.
     Если  все эти условия соблюдены, покупатель может сделать следующие записи:

     Дебет счета 68 “Расчеты по налогам и сборам”

     Кредит  счета 19 “НДС по приобретенным ценностям”

           Субсчет 3 “НДС по приобретенным  материально – производственным запасам”
     Сумма НДС по материально – производственным запасам, приобретенным для непроизводственных целей, не принимается к возмещению из бюджета, а закрывается записью:

     Дебет счета 29 “Обслуживание производства и хозяйства”

     Кредит  счета 19 “НДС по приобретенным ценностям”

     Субсчет 3 “НДС по приобретенным материальным ресурсам”
     Также не возмещается из бюджета сумма  превышения установленного предельного  размера расчета наличными деньгами по приобретенным материальным ценностям:

     Дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы”

     Кредит  счета 19 “НДС по приобретенным ценностям”

     Субсчет 3 “НДС по приобретенным материальным ресурсам”
     Если  в качестве варианта учетной политики при заготовлении производственных запасов используются счета 15 “Заготовление и приобретение материалов” и 16 “Отклонения в стоимости материалов”, покупная стоимость заготовления материалов исчисляется на основании расчетных документов поставщиков, документов, приложенных к авансовым отчетам подотчетных лиц, и других документов, дающих основание рассматривать их как расходы по формированию фактической себестоимости приобретенных ценностей:

     Дебет счетов 15 “Заготовление и приобретение материалов” 19 “НДС по приобретенным ценностям” Субсчет 3 “НДС по приобретенным материальным ресурсам”

     Кредит  счетов 60 “Расчеты с поставщиками и  подрядчиками” 71 “Расчеты с подотчетными лицами” и т. д.
     На  сумму предъявленной поставщику претензии по недостаче и др.:

     Дебет счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”

     Субсчет 2 “Расчеты по претензиям”

     Кредит  счета 15 “Заготовка и приобретение материалов”

     В дальнейшем в целях исключения риска  снижения стоимости сырья, материалов и т. п. под влиянием инфляционных процессов организация в качестве варианта учетной политики может создавать резервы под снижение стоимости товарно – материальных ценностей за счет собственных источников:

       Дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы” Субсчет 2 “Прочие расходы”

     Кредит  счета 14 “Резервы под снижение стоимости материальных

       ценностей”

     В следующем отчетном периоде сумма  данного резерва подлежит восстановлению:

     Дебет счета 14 “Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей”

     Кредит  счета 91 “Прочие доходы и расходы” Субсчет 1 “Прочие доходы”

     Учет  заготовления материалов, когда учетной  политикой предусмотрен учет по твердым  учетным ценам, осуществляется на счете 10 “Материалы”. Оприходование материалов в этом случае отражается записью:

     Дебет счета 10 “Материалы”

     Кредит  счета 15 “Заготовление и приобретение материалов”

     Наличие остатка на конец месяца по счету 15 “Заготовление и приобретение материалов” означает, что указанные  ценности не оприходованы в связи  с нахождением их на складе поставщика или в пути. В следующем месяце при поступлении материалов эта бухгалтерская запись сторнируется и  сумма материалов отражается по дебету счета 15 “Заготовление и приобретение материалов”. В конце месяца этот счет закрывается счетом 16 “Отклонения в стоимости материалов”[25, 320].
     1.3. Задачи и общий порядок аудиторской проверки материально-производственных запасов.
     Основными задачами аудита материально-производственных запасов на предприятии является проверка:
     - состояния учета, хранения и  эффективности использования материальных  ресурсов;
     - соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;
     - выявления непригодных для использования  ценностей с определением суммы  причиненного ущерба и виновных  лиц;
     - полноты и своевременности оприходования,  законности и целесообразности расходования и списания МПЗ;
     - обоснования и соблюдения установленных  норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других  ценностей, своевременности и  качества инвентаризаций и правильности  принимаемых по результатам ревизии  решений.
     При разработке программы проверки руководитель группы аудиторов должен учитывать, что аудит материальных ценностей  очень трудоемок. Поэтому при  организации аудита используется выборочный метод и лишь в исключительных случаях – сплошной. Размер выборки и объем аудиторских процедур зависят от степени доверия аудитора к системе внутреннего контроля. Наиболее эффективным методом получения информации о системе внутреннего контроля являются опросы работников, производимые при помощи специальной анкеты.[16, 68]
     Проведение  опроса позволяет аудитору уточнить типовую программу аудиторской  проверки, определить аудиторские процедуры, что в конечном счете повышает ее эффективность.
     На  первом этапе аудиторской проверки по данным аналитического учета определяется номенклатура применяемых материалов и выделяются группы основных и вспомогательных материалов, дорогостоящих, легкореализуемых и пр. По хозяйственным договорам определяется география поставщиков, условия поставки и оплаты.
     Методом обследования выявляются условия хранения производственных запасов, соответствуют ли они требованиям обеспечения их сохранности.
     К сфере аудиторского контроля относится  проверка правильности оценки приобретаемых  производственных запасов.
     Важным  моментом проверки является контроль полноты и своевременности оприходования поступивших материальных ценностей. Для этого сопоставляют наименование и количество  оприходованных материалов с аналогичными данными в сопроводительных документах поставщиков.
     Важным  этапом аудиторской проверки является подтверждение обоснованности оценки и списания материальных ценностей, для чего аудитор проверяет, соответствует ли избранный организацией и зафиксированный в учетной политике метод фактически используемому, подтверждает или не подтверждает экономическую целесообразность применяемого порядка оценки.
     Аудитор должен выявить все случаи поступления  материальных ценностей без счетов-фактур и других сопроводительных документов. Также необходимо проверить соблюдение требований по проведению инвентаризации материальных ценностей, порядок списания с баланса естественной убыли и пр.
     Выявленные  в ходе проверки отклонения фиксируются  в рабочих документах аудитора и  в таблицах с определением количественного  влияния на показатели отчетности.
     При реализации материальных ценностей проверяется правильность определения их цены, отражения на счетах бухгалтерского учета, начисления налогов и документального оформления этих операций.
     Заключительным  этапом проверки является контроль за ведением сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются путем сверки журнала-ордера 10, накопительных ведомостей и Главной книги.
     При необходимости аудитор проводит анализ всей системы учета материальных ценностей и дает рекомендации по ее рационализации.[25, 122]
     Весь  объем аудиторских процедур проверки, по существу, можно условно разделить на несколько групп: аудит наличия и сохранности МПЗ; аудит движения МПЗ; проверка правильности налогообложения МПЗ.
     В ходе проверки наличия и сохранности  МПЗ аудитор осуществляет ряд  процедур:
     - проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;
     - сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета;
     - анализирует правильность синтетического и аналитического учета МПЗ;
     - удостоверивается, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;
     - проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры, принимаемые для их ликвидации;
     - проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;
     - устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;
     - анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;
     - проверяет сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете. [23, 84]
     Сохранность сырья и материалов зависит от условий хранения, поэтому следующим  этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства на предприятии. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, проверяет условия для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой и т.д.
     После этого целесообразно провести тестирование по специальной анкете и определить, как следует проводить инвентаризацию материально-производственных запасов  – полную или частичную, а также  осуществить сплошную документальную проверку отдельных направлений движения ценностей или ограничиться выборочной. Выводы делаются на основе изучения системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета на предприятии по примерной анкете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА оао «ЯКУТСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
     2.1. Краткая характеристика предприятия.
     Акционерное общество «Якутский хлебокомбинат», является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и  законодательства Российской Федерации.
     Полное  наименование общества: Открытое акционерное  общество
     «Якутский Хлебокомбинат».
     Общество  создано в соответствии с распоряжением  Правительства Республики Саха (Якутия) путем преобразования государственного унитарного предприятия «Якутский хлебокомбинат» в августе 2005г. в открытое акционерное общество «Якутский хлебокомбинат».
     Целью общества является извлечение прибыли, а также не только повышение эффективности, рентабельности реализации продукции и получение сиюминутной выгоды, но и работу на перспективу, ставя на первое место интересы потребителя.
     ОАО "Якутский хлебокомбинат" - современное  предприятие, полностью оснащенное современным оборудованием и  с хорошей лабораторной базой, успешно  использует новейшие технологии для  производства качественной продукции.
     Генеральным директором является Залуцкий Валерий Сергеевич, главным бухгалтером Катышевцева Алена Евгеньевна.
     В соответствии с Уставом ОАО «Якутский  хлебокомбинат» целями деятельности открытого  акционерного общества является получение максимальной прибыли.
     Предметом деятельности Общества является:
    производство и реализация хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий;
    оказание услуг общественного питания;
    оказание транспортных услуг;
    осуществление оптового закупа и оптовой торговли;
    выполнение строительно-монтажных работ;
    осуществление внеэкономических связей;
    иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
     По  состоянию на 01 января 2011 года акции ОАО «Якутский хлебокомбинат» распределяются следующим образом:
    Республика Саха (Якутия) – 74% акций;
    ИП Жженых А.Л. – 26% акций.
     Продукция ОАО «Якутский хлебокомбинат» распространяется через магазины фирменной торговли, посредством участия и выигрыша на конкурсных торгах по линии государственного заказа подведомственным республиканским учреждениям, а также предприятиями торговли разной формы собственности Республики Саха (Якутия).
     На  конец 2010 года размер уставного капитала Общества составил 67502 тыс. руб.
     Имущество Общества состоит из основных фондов, оборотных средств и иных активов, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе Общества. 

     2.2. Анализ основных показателей ПРЕДПРИЯТИЯ
     Оценить финансовое состояние ОАО "Якутский хлебокомбинат" можно сделав анализ бухгалтерского баланса (форма №1) (таблица 1), отчета о прибылях и убытках (Форма №2) за 2010 г.
 

      Табл. 1 – Состав и структура активов баланса ОАО "Якутский хлебокомбинат" в 2009 - 2010 г. ТАБЛИЦУ ПРИВЕДИТЕ В ПОРЯДОК
     Показатели 2009 год 2010 год Отклонение      (+;-)
Отклонение  в %
     1      2      3      4      5
     Иммобилизованные средства  в том числе: 206673 213376 6703 103,24
     Основные средства 204159 211724 7565 103,57
     Незавершенное строительство 1015 134 -881 13,2
     Долгосрочные финансовые вложения 500 500 - 100
     Отложенные налоговые  активы 999 1018 19 101,9
     Мобильные средства в том числе: 96447 115694 19247 119,95
     Запасы        в том числе:
     Сырье и материалы и другие аналогичные  ценности;
     Готовая продукция и товары для перепродажи
     Расходы будущих периодов
67481 
62246 

3998
1237
83985 
74756 

7234
1995
16504 
12510 

3236
758
124,46 
120,09 

180,94
161,28
     Дебиторская задолженность 24422 26827 2405 109,85
     Денежные средства 1732 2526 794 145,84
     Прочие оборотные  активы - 1 1 -
     Валюта баланса 303120 329070 25950 108,56
 
     Как показывают расчеты по таблице 2.1, общая  сумма активов возросла за отчетный год на 8,56%. Этот рост произошел за счет увеличение мобильных средств. Их доля в структуре активов  выросла на 34,82 % и достигла  20,54 %.
     В 2010 году величине остаточной стоимости основных средств увеличилась с 204 159 тыс. руб. до 211 724 тыс. руб. или на 7 565 тыс. руб.(3,57 %).
     Объем незавершенного строительства в  анализируемом периоде уменьшился на 884 тыс. руб. (с 1 015 тыс.руб. до 134 тыс. руб.).
     Строка 211 бухгалтерского баланса, отражающая остатки сырья, материалов и других аналогичных ценностей на начало и конец отчетного периода 2010 года претерпела значительные изменения, а именно возросла на 20,1%. увеличение стоимости сырья и материалов на 12 510 тыс. руб. произошло в связи с приобретением муки. ярко выраженная сезонность доставки грузов на территории Республики Саха (Якутия), отсутствие собственных мукомольных предприятий, а также необходимость обеспечения бесперебойности выпуска хлеба и хлебобулочных изделий вызывает необходимость досрочного закупа и завоза такого основного вида сырья как мука.
     Увеличение  доли мобильных активов в целом  можно оценить положительно.
     Проведя оценку состава и структуры финансовых ресурсов ОАО "Якутский хлебокомбинат" (Таблица 2) можно прийти к следующим выводам.
     Табл.2 – Структура источников финансовых ресурсов
     ОАО "Якутский хлебокомбинат" за 2009 - 2010 г. ТАБЛИЦУ ПРИВЕДИТЕ В ПОРЯДОК 

     Показатели      2009 год      2010 год      Отклонение      (+;-)
     Отклонение  в %
     1      2      3      4      5
     Собственные средства 75019 107880 32861 143,8
     Уставный капитал  в том числе:      Резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством
48006 
1638
67502 
2335
19496 
697
140,61 
142,55
     Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) 25375 38043 12668 149,92
     Долгосрочные обязательства      Краткосрочные обязательства
     Займы кредиты
     Кредиторская  задолженность в том числе:
     Поставщики  и подрядчики
     Задолженность перед персоналом организации
62757 165344
37620
105817 

33442
6541
94502 126688
74400
88250 

11061
14273
31754 38656
36780
-17567 

22381
7732
150.58 76,62
197,77
83,39 

33,07
218,20
     Валюта баланса 303120 329070 25950 108,56
 
     \Резервный фонд образовывался за счет ежегодных отчислений в размере 5% от чистой прибыли до тех пор, пока сумма резервного фонда не достигла 5% уставного капитала Общества, т.е. 2 440 031 рубля.
     Величина  дебиторской задолженности также претерпела изменения, а именно увеличилась на 2 405 тыс. руб. или на 9,85%.
     Величина  привлеченных займов и кредитов на начало финансового года составляла 37 620 тыс. руб., на конец 74 400 тыс. руб. В 2010 году было привлечено 127 000 тыс. руб. кредитных ресурсов. в течение года произведено гашение основного долга в размере 109 418 тыс. руб.
     Величина  дебиторской задолженности увеличилась  на 2405 тыс. руб. или на 9,85 %.
     Величина  нераспределенной прибыли в 2010 году увеличилась на 12668 тыс. руб. и составила 38 043 тыс. руб.
     Вместе  с тем, значительно на 22381 тыс.руб. уменьшилась кредиторская задолженность  перед поставщиками и подрядчиками.
     Увеличилась задолженность по оплате труда на 7732 тыс. руб. и составила 14273 тыс. руб. Кроме того. Фонд оплаты труда общества за 2009 год составил 124,2 млн. руб. среднесписочная численность работников составила 470 человек и среднемесячная заработная плата составила в размере 22025 руб.
     Уменьшение  доли заемных и привлеченных средств  на фоне роста удельного веса собственных источников в формировании ресурсной базы привлекает потенциальных инвесторов и партнеров, стремящихся к минимизации риска вложенных средств.
     Доходы  и расходы ОАО "Якутский хлебокомбинат" можно изучить сделав анализ доходов  и расходов с помощью таблицы 3.
     Табл.3 – Динамика доходов и расходов ОАО "Якутский хлебокомбинат" за 2009-2010 год ТАБЛИЦУ ПРИВЕДИТЕ В ПОРЯДОК
     Показатели 2009 год 2010 год Отклонение  тыс. руб. Отклонение, %
     1 2 3 4 5
     Выручка от основной деятельности 464 083 547 970 +83 887 +18,08
     Расходы от основной деятельности 439 370 475 510 +40 476 +9,3
     Результат от основной деятельности 24 713 72 460 +43 411 +149,4
     Прочие  доходы 19 561 14 767 -4 794 -24,5
     Прочие  расходы 33 346 62 197 +24 515 +65,7
     Результат от прочей деятельности -13 785 -47 430 -33 645 -244,1
     Налог га прибыль 2297 9113 +6 816 +296,7
     Налоговые активы и обязательства 86 920 +834 +0,09
     Чистая  прибыль 8 545 13 940 +5 395 +63,1
     Анализируя  информацию о доходах и расходах ОАО "Якутский хлебокомбинат" за 2010 год установлено. что выручка от основной деятельности значительно возросла, чем расходы основного производства. по прочей деятельности, наоборот, темп роста расходов опережает темп роста аналогичных доходов.
     Выручка от реализации выпущенной продукции в 2010 году составила 547 971 тыс. рублей (без учета НДС), что на 189,1% превышает уровень 2009г. Производственная себестоимость реализованной продукции возросла на 9,3%.
     Основная  деятельность в текущем году, как  и в прошлый период, была прибыльной, причем финансовый результат увеличился на 5 395 тыс. руб. прочая деятельность оставалась убыточной. размер убытков достиг 33 645 тыс. руб.
     При рассмотрении основных экономических  показателей важным значением является анализ динамики интенсивных показателей предприятия, который изучен в таблице 4 и наглядно показано на рисунке 1.
     Табл.4 – Анализ динамики основных интенсивных показателей ОАО «Якутский хлебокомбинат»
     Показатели 2009 2010 Темп роста  базисный Темп прироста базисный
     Фондоотдача 2,27 2,59 114,1 +14,1
     Фондоемкость 0,44 0,39 88,6 -11,4
     Материалоемкость 0,145 0,153 105,52 +5,52
     Рентабельность  продаж 1,8 2,54 141,1 +41,1
 
     Рис. 1 – Анализ динамики интенсивных  показателей
       

     В результате анализа интенсивных  показателей видно, что темп прироста фондоотдачи положительная в 2009 году 2,27 рубля, а в 2010 году 2,59 рубля. Фондоотдача показывает, сколько рублей товарной или реализованной продукции приносит каждый рубль, вложенный в основные фонды. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении использования основных фондов.
     Так как фондоемкость обратный показатель фондоотдаче, то отсюда следует, что  этот показатель показывает долю стоимости  основных средств приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции. Фондоемкость это средняя сумма промышленно производственных основных фондов по первоначальной стоимости деленная на объем выпущенной продукции. Снижение фондоемкости означает экономию труда. Отсюда следует, что использование основных средств улучшается.
     Материалоемкость  характеризует величину материальных затрат приходящуюся на один рубль  произведенной продукции и в 2010 году по сравнению с 2009 годом происходит положительная динамика, что говорит  о том, что в 2010 году материальные затраты увеличились.
     Рентабельность  — доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности  производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Рентабельность продаж в динамике также увеличилась, рост значения этого показателя свидетельствует о повышении уровня эффективности работы предприятия.
     Таким образом, ОАО "Якутский хлебокомбинат" является финансово конкурентоспособной  организацией, успешно развивающейся, так как темпы интенсивности этого развития повышаются. 

     2.3. Организация бухгалтерского учета на предприятии
     Ответственность за организацию бухгалтерского учета  несет руководитель предприятия. В  его обязанности входит создание необходимых условий для правильного  ведения бухгалтерского учета, выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
     Бухгалтерский и налоговый учет в Обществе осуществляется бухгалтерской службой во главе с главным бухгалтером. В целом бухгалтерская служба включает в себя 13 специалистов.
     Главный бухгалтер или лицо, исполняющее  его функции, несет ответственность  за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета. Основные его функции состоят в обеспечении: контроля и отражении на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственной операции, предоставление оперативной информации, составлении в установленные сроки бухгалтерской отчетности и осуществлении (с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
     Бухгалтерия  состоит из кассира, начальника расчетного отдела, главного бухгалтера и находящихся  в подчинении заместителя главного бухгалтера - «заместитель по производству» и «заместитель по налогам»,  которые обеспечивают совместно с главным бухгалтером  правильную постановку бухгалтерского учета и финансовой деятельности, достоверность и оперативность учета отчетности, контроль за сохранностью имущества фирмы, рациональное использование финансовых, денежных и материальных средств. В случае отсутствия главного бухгалтера, они выполняют его обязанности. На предприятии существует распределение обязанностей. Обязанности и права определены в должностных инструкциях, а также при приеме на работу, в приказе.
     Кассир  осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств  и ценных бумаг, ведет на основе приходных  и расходных документов кассовую книгу и сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком.
     Бухгалтер по налогам осуществляет прием, выписку  счетов-фактур, формирование книг продаж и покупок, составление журнала  № 8, консультирование бухгалтеров  о порядке формирования счетов-фактур, книг продаж и покупок в соответствии с НК РФ, составляет налоговые декларации, ведет аналитический учет и распределяет налоги по уровням бюджета.
     Бухгалтер материального стола осуществляет количественный учет движения товарно-материальных ценностях на карточках складского учета, проверяет правильность оформления первичных документов в соответствии с унифицированными формами, проводит инструктаж с зав.складами и кладовщиками по составлению материальных отчетов, осуществляет контроль  за своевременным оприходованием грузов и ТМЦ, ведет количественный и суммарный учет в оборотно-сальдовой ведомости, производит выписку  ТМЦ ,расчет износа ТМЦ, расчет НДС по ТМЦ, формирует книгу покупок и продаж.
     Кроме комплексной конфигурации, работниками бухгалтерии отдельно ведется учет товаров, учет услуг по давальческой продукции. Что касается учета основных фондов, отдельно автоматизировано работником бухгалтерии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.