На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Учет и анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
   Проблема  учета и анализа расходов всегда была в центре внимания отечественных  специалистов. Интерес к этой проблеме объясняется не только тем, что расходы  являлись одним из качественных показателей  деятельности предприятия, но и тем, что она в течении длительного периода времени была непосредственным объектом централизованного государственного регулирования. Однако система экономических отношений, существовавшая в то время, не заинтересовывала предприятия в снижении себестоимости продукции, а, следовательно, и в контроле за процессом ее формирования. Более того, при затратном ценообразовании предприятия стремились к тому, чтобы увеличив свои затраты добиться от государственных органов увеличения цен на выпускаемую продукцию. В результате проблема учета затрат и калькулирования себестоимости относилась к числу тех экономических проблем, которые были глубоко разработаны теоретически, но не в полной мере востребованы практикой.
   Перевод экономики страны на рельсы рыночных отношений, предоставление предприятиям полной экономической самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности теоретически должны были создать условия для повышения заинтересованности предприятий в эффективном управлении своими затратами и себестоимостью. Однако на практике этого еще не произошло. Разрыв традиционных хозяйственных связей между бывшими предприятиями СССР, рост цен, в первую очередь на сырье, энергоносители и транспортные услуги, привели к резкому повышению себестоимости, уменьшению объема производства, а во многих случаях, к остановке деятельности и ликвидации предприятий. Кризис в промышленности привел к тому, что за последнее десятилетие были утеряны рациональные элементы системы управления затратами, которые применялись на практике.
    Переход  к рыночным отношениям  объективно   требует  изменения  организации  бухгалтерского  учёта  затрат на производство  продукции   и поднятие на качественно высокий уровень  калькулирование  себестоимости продукции. Решение этой проблемы во многом зависит от организации действенной системы бухгалтерского учета, и особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
    Принятая  Правительством Российской Федерации (РФ) 6 марта  1998 года  №  283  «Программа  реформирования бухгалтерского учёта  в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности» предусматривает, как главную задачу  - создание приемлемых  условий последовательного,  полезного, рационального и успешного выполнения системой  бухгалтерского  учёта   присущих  её функций в конкретной экономической сфере.
    Разработаны и утверждены   положения (стандарты)  по бухгалтерскому учёту основных  средств, материально-производственных запасов и др.,  пересмотрены   значительное количество  первичных   учётных документов, учётных   регистров.  Введена упрощенная  система бухгалтерского учета   для субъектов   малого предпринимательства, а с 1 января 2001 года  введён новый План  счетов  бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации.
      Непременным условием успешного решения проблемы снижения себестоимости продукции является организация её анализа, поскольку знание затрат на производство, своевременный и качественный анализ этих затрат позволяет гибко регулировать производственный процесс.
      Анализ  себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных,  трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет произвести более правильную более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.
      Целью дипломной работы является исследование  учета и анализа затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции по статьям калькуляции, разработка предложений по совершенствованию учета и выявление резервов снижения себестоимости.
      Исходя  из выше изложенного, в дипломной  работе решались следующие основные задачи:
    определение экономической сущности и классификация расходов в бухгалтерском финансовом учете;
    изучение особенностей и методов калькулирования и исчисления себестоимости продукции;
    определение существующей системы бухгалтерского финансового учета прямых и косвенных расходов и изучение методик распределения косвенных затрат между объектами калькуляции и определение себестоимости продукции (работ, услуг);
    проведение анализа прямых и косвенных затрат на изучаемом предприятии.
Дипломная работа выполнена  на   фактических   материалах ОАО «Махачкалинский  хлебозавод №2» , и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений.
   В ходе работы были использованы Закон « О бухгалтерском учете и отчетности", Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и другие  нормативные документы, а также работы таких экономистов как, Савицкая Г.В., Вахрушин М.А.,  Керимов В.Э, Шеремет А.Д, Безруких П.С., Ивашкевич В.Б., Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общетеоретические  основы организации  учета расходов на предприятии.
   1.1. Задачи и основные  принципы организации  учета расходов.
   Процесс производства – основополагающий в  хозяйственной деятельности организации. По его характеру обычно определяются виды основной деятельности, содержание товарного знака, название организации. От организации процесса производства зависит финансовый результат деятельности предприятия – прибыль или убыток. Поэтому любое предприятие старается умело управлять процессом производства, т.е. затратами, объемом выпуска продукции, ее качеством и конкурентоспособностью и т.п.
   Важнейшими  показателем производственно – хозяйственной деятельности предприятий является себестоимость продукции. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана  по данному  показателю и его  динамики;  определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления  внутрипроизводственного хозрасчета; выявление резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию;  внедрение новой техники и технологии и их расчета; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших;  исчисление национального дохода в масштабах  страны.
   Заинтересованность  предприятий в постоянном росте  массы  прибыли, самостоятельность  и ответственность их за результаты своей деятельности в условиях конкуренции  на рынке обуславливают необходимость  снижения  издержек производства, систематического анализа и прогнозирования затрат на  производство продукции на ближайшую и дальнейшую перспективу.
   Для достижения основной цели  по снижению затрат на производство продукции нужно наладить  управление себестоимостью продукции предприятий т.е. планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости  отдельных  изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее  снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью являются  прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ  и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в  тесной  взаимосвязи друг с другом.
   Большая роль при этом отводится бухгалтерскому учету, который  сплошь, непрерывно, взаимосвязано отражает любые хозяйственные  операции, подтвержденные документами, обеспечивая достоверность, своевременность  и суммарную точность информации.
   Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство являются:
    своевременное,  полное и достоверное отражение в учете фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, а также  не  производительных расходов и потерь, допускаемых на отдельных участках производства;
    исчисление (калькулирование) фактической себестоимости;
    контроль за эффективным  использованием сырья, полуфабрикатов, материалов, топлива, энергии, фонда оплаты труда, за соблюдением смет расходов на обслуживание и управление производством.
    предоставление управленческим структурам информации, необходимой для управления производственными процессами и принятия решений;
    выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия по  снижению  себестоимости продукции.
    выявление резервов снижения себестоимости продукции.
   В плане и учете должно быть обеспечено единство:
   номенклатуры  затрат на производство;
   содержания  расходов  на обслуживание и управление производством;
   принципов группировки и распределения  комплексных статей затрат;
   калькулируемого объекта и калькуляционной единицы;
   принципов калькулирования себестоимости  единицы продукции.
   Как известно организации могут различаться  по технологическому процессу, структуре, взаимосвязи и взаимозависимости  между структурными подразделениями. Поэтому содержание, объем, вид и форму представления информации для определения затрат на производство, для управления этим процессом, организации и формируют самостоятельно. Однако, при всем разнообразии видов деятельности, особенностей технологии и организации производства,  характера вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, для правильного формирования себестоимости продукции и определения прибыли в целях налогообложения, должны соблюдаться  общие принципы и задачи.
   Основные  принципы организации учета затрат на производство следующие:
    согласование с плановыми  и нормативными показателями, при  этом  для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов;
    неизменность принятой методологии учета затрат на производство и  калькулирования себестоимости продукции в течение года;
    документирование, полное отражение в учете затрат по нормам и отклонения от норм. При соблюдении этого принципа необходимо  отметить, что  на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся только документально  подтвержденные расходы (отсутствие документов или их неправильное оформление считается,  не является  достаточным основанием  для отнесения  затрат на себестоимость);
    единообразие состава и классификации затрат, объектов калькулирования и методов распределения затрат по отчетным периодам, видам продукции и т.д.;
    разграничение затрат на текущие (порядок их включения в себестоимость имеет особенности, связанные с порядком их отнесения на себестоимость) и капитальные (имеющие инвестиционный  характер);
    регламентация  состава себестоимости продукции (работ, услуг), определяются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке  формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
   Одно  из основных принципов  получения  достоверной информации о себестоимости  продукции – это четкое определение состава  производственных затрат. В нашей стране состав  себестоимости продукции регламентируется  государством.
   Основные  принципы формирования этого состава  определены  в Законе «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и конкретизированы в  Положении о составе  затрат с изменениями и дополнениями, внесенными в это Положение, и  Положении «Расходы организации», которые четко  определены издержки, относимые на  себестоимость продукции, и затраты  производимые  за счет собственных источников финансирования (прибыли организаций, фондов специального назначения, целевого финансирования и целевых поступлений и др.).
   Регламентирующая  роль государства по отношению к  себестоимости продукции проявляется  также в установлении норм  амортизации  основных  средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др.
   На  основе  Положения о составе  затрат министерства, ведомства, объединения, концерны и др. разрабатывают  отраслевые положения о составе затрат и  рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции для подведомственных организаций.
   Следует отметить, что изменения и дополнения внесенные в Положение о составе  затрат Правительства Российской Федерации  с 1 июля 1995 г., определены новые подходы  государства  к формированию себестоимости продукции. До 1 июля 1995 г. многие расходы  включались в себестоимость продукции в пределах установленных государством  нормативов (командировочные расходы, расходы на рекламу, представительские расходы), а  превышение по указанным расходам  относили на уменьшение чистой прибыли организаций.
   Вследствие  такого подхода организации не имели  реальных показателей себестоимости,  что затрудняло управление себестоимостью.
   С 1 июля 1995 г. нормируемые государством  расходы относятся на себестоимость продукции в сумме  фактических расходов, а корректировка указанных затрат с учетом утвержденных в установленном порядке  лимитов, норм и нормативов  осуществляется для целей налогообложения.
   Изменение подходов  государства  к формированию себестоимости продукции позволяет теперь организациям исчислять реальные  показатели себестоимости продукции. Для  организации бухгалтерского учета  производственных затрат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и аналитических счетов  производства и объектов  калькуляции.
   В крупных и средних  организациях для учета затрат применяют счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные  расходы»,  и т.д.
   По  дебету этих счетов учитывают расходы, а по кредиту  их  списания. По окончании месяца учтенные на этих счетах затраты  списывают на счета основного и вспомогательного производства.
   С кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство»  списывают  фактическую  себестоимость  выпущенной продукции. Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство. 
 
 

      Определение расходов, их сущность и классификация  в бухгалтерском  учете.
 
   В  экономической теории утвердился подход,  согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать  такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль, как правило, зависит в основном от цены продукции и расходов на ее производство и реализацию.
   Цена  продукции на рынке есть следствие  взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело - расходы, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения расходов, которые может привести в действие при умелом руководстве.
   В экономической  литературе  и  нормативных  документах  часто  встречаются такие термины, как  «издержки»,  «затраты»,  «расходы».
   Неправильное  определение этих понятий, на наш  взгляд, может исказить их экономический смысл.
   Внимательное   ознакомление   с   сущностью   перечисленных  выше терминов позволяет  сделать вывод о том, что в  своей основе все эти определения  означают одно и то же - расходы предприятия, связанные с выполнением определенных операций. В своей работе для обозначения этих категорий мы будем пользоваться следующими определениями.
   Термин  «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные  расходы предприятия, связанные  с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки.
   Согласно  п.2 Положения по бухгалтерскому  учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 под расходами понимается  уменьшение  экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
   В отличие от расходов, затраты в  момент их признания не оказывают влияния на прибыль. Осуществление затрат не уменьшает капитал организации, т.е. уменьшение активов происходит с условием равновеликого прироста других активов, либо прирост активов и обязательств на одну и ту же сумму. Другими словами затраты – это принятая к учету стоимостная оценка использованных ресурсов различного вида – материальных, трудовых и прочих, - стоимость которых может быть измерена с достаточной степенью надежности. Затраты осуществляются в течение определенного периода времени. По окончании этого периода накопления затраты приводят к образованию активов либо расходов.
   Таким образом, чтобы считаться расходами, отток активов должен уменьшать  капитал, т.е. когда оттоку активов  не соответствует адекватное сокращение обязательств или поступление других активов либо если обязательства прирастают без адекватного притока активов. Например, оплату кредиторской задолженности можно принять за отток активов, поскольку денег стало меньше. Однако, в этом случае и активы уменьшаются на одну и ту же величину, значит их разность останется неизменной.
   Согласно  ПБУ 10/99 к расходам не относятся следующее  выбытие активов:
    приобретение (создание) внеоборотных активов (основных средств, незаверенного строительства,  нематериальных активов и т.п.);
    вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг если у организации отсутствует намерение их дальнейшей перепродажи (продажи);
    перечисление  средств (взносов, выплат и т.п.) связанных с благотворительной деятельностью, расходы на  осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительного характера и иных аналогичных мероприятий;
    перечисление денежных средств по договорам в пользу комитента, принципала или иного доверителя;
    предварительная оплата материально-производственных запасов и иных ценностей,  работ, услуг;
    авансы, задатки в счет оплаты материально-производственных запасов и иных  ценностей работ, услуг;
    погашение кредитов, займов, полученных организацией.
   Эти операции не приводят к уменьшению собственного капитала организации, поэтому  они не могут быть признаны расходами.
   Расходы организации в зависимости от  их характера, условий осуществления  и направления деятельности организации  подразделяются: на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы, которые  в свою очередь, подразделяются на операционные, внереализационные, чрезвычайные расходы.
   Расходы по обычным видам деятельности –  это расходы, связанные с изготовлением  и продажей продукции (работ, услуг), а также с приобретением и продажей товаров.
   Расходы по обычным видам деятельности формируются:
    из расходов по приобретению производственных запасов;
    по переработке материальных ресурсов для целей производства продукции;
    по продаже продукции, работ, услуг и товаров.
   Эти расходы  принимаются к учету  в сумме  исчисленной в денежном выражении равной величине оплаты в  денежной форме или величине кредиторской задолженности.

   Прочие  расходы отражают налоги и сборы, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, подъемные, оплату услуг связи, банков плату за аренду и др. Прочие расходы не учитываются на счетах издержек производства и обращения. В конечном итоге их отражают на счетах 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

   В соответствии с ПБУ 10/99 расходы признаются в учете при наличии следующих  условий:
    расход производится в соответствии с контрактным договором на основании законодательства РФ;
    должна  быть определена сумма расходов;
    должна быть  уверенность в том, что в результате этой операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
   Если  не исполнено хотя бы одно из этих условий  в отношении расходов  предприятия, то в учете эти расходы признаются дебиторской задолженностью.
   Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.     
   Расходы признаются в отчете о прибылях и  убытках:
    учетом  связи между производственными расходами  и поступлениями              (соответствие доходов и расходов);
    путем их обоснованного распределения между  отчетными       периодами, когда расходы обуславливают  получения  доходов в течение  нескольких  отчетных периодов и когда связь  между доходами и расходами не может  быть определена  четко или  определяются косвенным путем;
    по расходам, признанным в отчетном периоде,  когда по ним становится     определением получения экономических выгод или поступления активов.
    независимо от  того, как они принимаются для целей  расчета          налогооблагаемой  базы.
    когда возникают обстоятельства, не обусловленные признанием соответствующих  активов.
   Важнейшим фактором получения достоверных  данных о себестоимости продукции  и финансовых результатах деятельности предприятия является определение состава затрат, и в первую очередь производственных расходов, а четкая классификация затрат - важнейшая предпосылка правильной организации учета и исчисления себестоимости продукции.
   Затраты на производство и оказание услуг  формируются по объектам учета (месту возникновения) и объектам калькулирования (носителям) себестоимости.
   К основным местам (сферам) возникновения  затрат относятся:
    •  материальная сфера (склад сырья, склад вспомогательных материалов);
    • производственная сфера (производственные цехи, отдел проектирования, ремонтные мастерские);
    • сфера управления (дирекция, отдел кадров, юридический отдел, финансовый отдел, бухгалтерия)
    • сбыт продукции (отдел сбыта, рекламный отдел, отдел исследования рынка, отдел отправки продукции)
   Выделение мест возникновения затрат имеет  важное значение для анализа издержек, т.к. связь между ростом затрат и изменением степени загрузки производственных мощностей предприятия наиболее четко проявляется в месте возникновения затрат.
   По  месту возникновения затрат выделяются расходы, которые непосредственно участвуют в производстве изделий для рынка, их называют основными местами возникновения издержек (отдельные цехи, производства, участки и т.д.). К основным относятся производства по выпуску продукции из отходов сырья и побочных продуктов производства.
   Вспомогательные места возникновения издержек поставляют продукцию или услуги для основных мест возникновения издержек, т.е. их продукция потребляется, как правило, внутри предприятия (ремонтные мастерские, транспортные и инструментальные участки, энергоснабжение на предприятии и т.д.).
   Точный  учет и расчет продукции и услуг, используемых для внутрипроизводственных целей, помогает решить, будет ли определенный исходный материал (полуфабрикат) изготовлен или какая-либо услуга предоставлена на собственном предприятии или надо будет приобретать их на стороне.
   Принцип разграничения затрат позволяет  определить результаты внутрипроизводственной, хозяйственной деятельности отдельных подразделений предприятия.
   Под объектом калькулирования или носителем  издержек понимают виды продукции (отдельные изделия, заказы), выполняемые виды работ и услуг;
   Учет  затрат и его разделение на учет затрат по видам, по местам их возникновения и по носителям позволяет осуществлять текущее наблюдение и контроль за производственным процессом, а также позволяет планировать издержки, сравнивать их с издержками за прошлые периоды и издержками других предприятий.
   В соответствии с задачами и в целях  организации внутрихозяйственного расчета и контроля, учет затрат на производство может группироваться по различным признакам (таблица 1)
   Под элементами затрат понимаются затраты, однородные по своему экономическому содержанию, а под статьями - затраты, включающие один или несколько элементов.
   Классификация затрат по экономическим элементам показывает, что израсходовано. В соответствии с их экономическим содержанием затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), согласно Положению, группируются по следующим элементам (схема 1).
   Этот  перечень экономических элементов  является единым и обязательным для всех предприятий. Подразделение затрат по элементам показывает группу затрат в целом по предприятию независимо от места их возникновения (например, в "Затраты на оплату труда" входит заработная плата производственных рабочих, аппарата управления, обслуживающего персонала).
Таблица 1.
Классификация затрат на производство продукции. 

Вид классификации

Подразделение затрат

По  характеру затрат 
По отношению  к производственному процессу
По технико-экономическому назначению
По способу  отнесения затрат на себестоимость продукции
По однородности состава затрат
По отношению  к объему производства
По рациональности использования 

По  целесообразности использования 

По отношению  к отчетному периоду 

Объему учитываемых  затрат
По времени  возникновения
       по экономическим элементам и по статьям калькуляции;
      технологические и нетехнологические;
 
    основные  и накладные;
 
    прямые  и косвенные;
    одноэлементные и комплексные;
    условно-переменные и постоянные;
    производственные и внепроизводственные;
    производительные и  непроизводительные;
    расходы отчетного периода и расходы будущих периодов;
    производственные и  полные;
    текущие и единовременные
 
 
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат (схема 1).  
 
 
 
 
 
 
 
 






применяется при формировании                                          применяется при исчислении
себестоимости по предприятию в целом                            определенного вида затрат,
независимо от места возникновения и                                образующего себестоимость как
направления. Включает:                                                      отдельных видов, так и всей
                                                                                                продукции в целом.
     -  материальные затраты                                                     -  сырье и материалы
     - затраты на оплату труда                                                   - покупные полуфабрикаты
     -отчисления  на социальные                                                -возвратные отходы (-)
      нужды                          
     - амортизация основных фондов                                         - топливо и энергия на 
     - прочие затраты                                                                    технологические цели
                                                                                                     - заработная плата 
                                                                                                      производственных рабочих
                                                                                                     - отчисления на социальные 
                                                                                                       нужды
                                                                                                     - расходы на подготовку и   
                                                                                                     - общепроизводственные
                                                                                                       расходы
                                                                                                     - общехозяйственные расходы
                                                                                                     - потери от брака
                                                                                                     - прочие производственные    
                                                                                                       расходы 
                                                                                                      коммерческие расходы
сумма
 затрат по  элементам определяет                                    сумма затрат по статьям определяет
размер этих затрат, произведенных                               размер затрат, образующих себестои-
предприятием  за отчетный период на                            –мость выпущенной из производства
производство  продукции (работ, услуг).                         готовой продукции, выполненных
                                                                                              работ, оказанных услуг. 

Схема 1.Классификация  затрат по видам расходов. 

   Перечень  статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. Постатейный состав затрат показывает на какие цели произведены расходы.
Первые  одиннадцать статей составляют производственную себестоимость продукции, а с включением коммерческих расходов образуется полная себестоимость. Затраты по статьям калькуляции шире по своему составу, так как учитывают характер, структуру и специфику производства. Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и отраслевыми методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету.
   Перечень  статей может быть сокращен или расширен в пределах затрат, предусмотренных Положением о составе затрат и отраслевой инструкцией. Они должны создавать достаточную базу для анализа.
   По  характеру участия в процессе производства затраты делятся на основные и накладные. Основные (технологические) расходы - непосредственно связаны с производством и оказанием услуг, к ним относятся первые шесть статей затрат (с 1 по б): затраты на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования.
   Накладные - связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлением ими.
   Затраты в зависимости от способов включения  их в себестоимость продукции (работ, услуг) подразделяются на прямые и косвенные.
   Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством, которые можно прямо включать в себестоимость продукции (работ, услуг) непосредственно по данным первичных документов. К ним относят расходы на сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и энергию на производственные цели, оплату труда производственных рабочих.
   Под косвенными затратами понимаются расходы, связанные с организацией и управлением  производством, относящиеся к деятельности организации в целом (затраты на отопление и освещение, смазочные материалы и т.п.), которые невозможно прямо включить в себестоимость определенного вида продукции, услуг. Они распределяются косвенным путем, то есть пропорционально тому или иному признаку и включаются в себестоимость объектов учета с помощью специальных методов.
   Все расходы организации по связи  с технико-экономическими факторами, а главным образом, зависящие от изменения объемов выпущенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), подразделяются на. условно-постоянные и условно- переменные расходы.
   К условно-постоянным относятся затраты, абсолютная величина которых не зависит от изменения объема производства, т.е. от использования производственных мощностей или зависит от него в незначительной степени. К таким расходам относятся: затраты на подготовку и освоение производства продукции; оплата труда общезаводского персонала с установленными на нее начислениями; расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов общезаводского характера; амортизация основных средств общехозяйственного назначения и другие общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
   К переменным относят расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции: затраты на сырье и полуфабрикаты, основные и вспомогательные материалы, топливо и
   энергию всех видов на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и т.п.
   Различают следующие переменные издержки:
    • пропорциональные - изменяются в зависимости от степени загрузки производственных мощностей (например, аккордная заработная плата);
    • прогрессивные - повышаются быстрее степени загрузки производственных мощностей (надбавки к заработной плате за сверхурочную работу и доплаты за работу в праздничные дни, расходы, связанные с выпуском бракованной продукции);
    • дегрессивные - растут медленнее, чем количество произведенной продукции (скидки с цены при закупках большого количества продукции)
   По  однородности состава затраты подразделяются на одноэлементные (простые) и комплексные.
   К одноэлементным относят затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на составляющие, которые состоят из однородных элементов (основной и вспомогательный материал для изготовления продукции, заработная плата основного производственного персонала и т.п.).
   К комплексным относят затраты состоящие из нескольких экономических элементов (общепроизводственные, общехозяйственные расходы).
   По  сферам осуществления затрат различают  производственные и внепроизводственные. В производственные затраты включают все расходы, которые связаны с процессом производства продукции (работ, услуг). Внепроизводственные или коммерческие расходы - это расходы, связанные с реализацией продукции.
   По  целесообразности использования расходы  могут быть производительные и непроизводительные. К производительным относят затраты  на производство продукции (работ, услуг) надлежащего качества, затраты целесообразные для данного производства. К непроизводительным расходам относят те, которые являются следствием недостатков в технологии и организации производства (брак продукции, оплата простоев и сверхурочных работ и др.).
   В зависимости от времени возникновения  и списания на производство затраты делятся: на затраты текущего периода и затраты будущих периодов:
    • затраты текущего периода связаны с производством и реализацией продукции в данном периоде, а также часть резервируемых расходов и затрат будущих отчетных периодов, включаемых в себестоимость продукции планового и отчетного периода (вознаграждение за выслугу лет и др.).
    • к затратам будущих периодов относятся затраты, возникающие в данном планируемом и отчетном периоде, но подлежащие отнесению на себестоимость конкретных видов продукции (в заранее определенном размере) в течение нормативного срока (затраты на подготовку и освоение производства и др.)
   Разделение  затрат производства на текущие и  единовременные имеет большое значение для правильного ежемесячного исчисления себестоимости продукции:
   • текущие - постоянно производимые затраты;
   • единовременные, т.е. однократные или периодически производимые.
   Приведенная номенклатура может и должна уточняться предприятиями и организациями в зависимости от конкретной специфики производства, отраслевых особенностей состава затрат и других факторов, имеющих принципиальное значение для обоснованного калькулирования продукции. Причем данное распределение должно быть закреплено в учетной политике предприятия. 

1.3. Общеэкономическая  характеристика предприятия. 

   Предприятие «Махачкалинский хлебозавод № 2»  был основан в 1936 году как государственное  предприятие и именовался «Махачкалинский  хлебозавод». При хлебозаводе было два цеха: один по выпечке формовых сортов хлеба из муки 1 и 2, ржано-обойной  и ржано-обдирной; другой – по выпечке булочных изделий. В 1982 году был введен лавашный цех.
   С 1983 года приступили  к реконструкции  большого двухэтажного цеха, который  действует до настоящего времени: на первом этаже выпускаются хлебобулочные  изделия до 26 наименований; на втором этаже выпускается печенье сахарное «Наша марка» и кекс «Волжский». В 2001 году введен в действие цех по выпуску бараночных изделий «Сушки ванильные».
   Начиная с 1993 года ОАО «Махачкалинский хлебозавод №2» является  коммерческой организацией, учрежденной в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992г. №721 на основании распоряжения Госкомстата РД по управлению государственным имуществом, является правопреемником государственного предприятия «Махачкалинский хлебозавод».
   Главным внутренним документом, определяющим деятельность предприятия является его Устав, зарегистрированный 01.07.2002г.
   В соответствии с ним основными  видами деятельности общества являются:
    производство хлеба, хлебобулочных изделий;
    грузовые перевозки в пределах РФ;
    оказание платных услуг населению, обслуживание организаций и частных лиц;
    осуществление внешнеэкономической деятельности;
    другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.
   Уставный  капитал общества на 1.01.2004 года состоит  из 9857 штук акций номинальной стоимостью 1000руб.(9857000руб.)
   В настоящее время на предприятии  действует 5 цехов:
    Хлебный цех
    Хлебобулочный цех
    Цех по изготовлению печенья и кексов
    Бубличный цех
    Ирисный цех.
   На  территории предприятия расположены 2 склада: материальный и сырьевой. Кроме того «Махачкалинский хлебозавод №2» имеет свою фирменную торговлю с торговыми точками до 10 единиц, имеется также свой автотранспорт по поставке продукции и сырья.
   Структура производства и управления построена  на принципе централизации и специализации всех структурных подразделений, и представлена на схеме 2.
   Главным исполнительным органом управления является общее собрание акционеров, который избирает совет директоров. Тот в свою очередь выбирает генерального директора. Генеральному директору непосредственно подчиняются заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, главный инженер, главный бухгалтер и начальники отделов: планового отдела, отдела сбыта; и начальники цехов. 
     
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 

   Схема 2.  Структура управления ОАО «Махачкалинский хлебозавод №2». 

   Структура бухгалтерии ОАО «Махачкалинский  хлебозавод №2» представлена в схеме 3.
   
   
   
     

   
     

   Схема 3. Структура бухгалтерии предприятия.
   Главный бухгалтер несет ответственность  за соблюдение методологических основ при ведении бухгалтерского учета, обеспечивает контроль и своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, формирует оперативную информацию и бухгалтерскую отчетность для ее представления в установленные адреса и сроки.
   Бухгалтерский учет ведется на предприятии полностью  автоматизировано.
   Инвентаризация  товарно-материальных ценностей на складе, основных средств и МБП  проводятся на предприятии один раз  в 3 года.
   Приказом  руководителя предприятия от 6.01.2003г. №5 утверждена учетная политика предприятия на 2003 год, в которой отражены избранные на предприятии способы ведения бухгалтерского учета, основными моментами которой являются:
    выручка от реализации покупателям продукции определяется по отгрузке;
    учет затрат на производство продукции производится нормативным методом.
    учет сырья и материалов осуществляется по фактической себестоимости;
    отгруженные товары, сданные работы и услуги отражаются в балансе по полной фактической себестоимости;
    фактическая себестоимости материальных ресурсов,          списываемых в производство, определяется по средней себестоимости;
    закрытие счетов 23, 25, 26 производится на дебет счета 20 соответственно по подразделениям и по выработанной продукции, закрытие счета 20 производится на дебет счета 90 (себестоимость продукции по подразделениям)
    другие пункты.    
 
     В таблице 2  представлены основные  технико-экономические показатели  работы ОАО «Махачкалинский хлебозавод  №2».
Таблица 2.
Основные  технико-экономические  показатели работы ОАО «Махачкалинский хлебозавод №2», тыс. руб.
№ п/п Наименование  показателя 2002 2003 Изменения в 2002-2003гг.
Абсол. В %
 
1 2
3
4 

5 

6 

7 

8 

9
10 

11
 
Уставный  капитал, тыс.руб. Основные фонды, тыс.руб.
Выпуск продукции (всего), тыс.руб.
Затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг, тыс.руб.
Материальные  затраты, тыс.руб.
В % к итогу
Затраты на оплату труда, тыс. руб.
В % к итогу
Среднесписочная численность работников, чел.
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.
Чистая прибыль, тыс.руб.
Амортизация основных средств, тыс.руб.
В % к итогу
Прочие затраты
В % к итогу
 
452,9 4542,8
30713 

30850
19048
61,7
5526
17,9 

356 

-137
-328
389
1,2
2947
9,6
 
985,8 7312,5
42340 

42015
31344
74,0
5574
13,3 

380 

325
202
979
2,2
1382
3,3
 
532,9 2769,7
11627 

11165
12296
-
48
- 

24 

462
530
590
-
- 1565
-
 
117,6 61,0
37,9 

36,2
64,6
12,3
0,9
- 4,6 

6,7 

237,2
161,6
151,7
1,0
- 53,1
- 6,9
 
   Как видно из таблицы 2003году произошло  увеличение уставного капитала на 532,9 тыс. руб., путем дополнительного выпуска и размещения акций среди участников общества. В 2003 году также увеличились основные средства предприятия на 2769,7 тыс. руб. Увеличение  выпуска продукции и затрат на производство и реализацию происходило примерно в одинаковых пропорциях: 37,9% и 36,2 % соответственно. Увеличение показателей выпуска и себестоимости продукции в 2003 году связано прежде всего с увеличением цен на сырье и материалы, используемые в производстве (мука, сахар и др.).
   Удельный  вес материальных расходов в себестоимости продукции  в 2002-2003 гг. составил 61,7% и  74%, расходов на оплату труда – 17,9% и 13,3% % соответственно.  Среднесписочная численность работников в 2003 году повысилась на 6,7 %. Увеличение доли материальных затрат в себестоимости также связано с повышением цен на сырье и материалы.
   Несмотря  на отрицательный финансовый результат  деятельности предприятия в 2002 году (был получен убыток в размере   328 тыс. руб.), акционерное общество в 2003 году сумело получить прибыль в  размере 202 тыс. руб. Получение предприятием прибыли было связано с  повышением цен на продукцию (хлеб и хлебобулочные изделия), что не может свидетельствовать о повышении эффективности деятельности предприятия. 
 
 
 
 

 

   
   Глава 2. Бухгалтерский  учет расходов по статьям калькуляции.
   2.1. Бухгалтерский учет  прямых расходов  по статьям калькуляции.
   Учет  расходов на производство в ОАО «Махачкалинский  хлебозавод №2» ведется с подразделением на прямые, собираемые по дебету счета 20 «Основное производство», и косвенные, отражаемые по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы». Калькулируется полная фактическая производственная себестоимость продукции (п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
   Все виды расходов в зависимости от экономического содержания в ОАО «Махачкалинский хлебозавод №2» подразделяется на следующие статьи:
    Сырье и материалы;
    Покупные полуфабрикаты, спецодежда, спецоснастка;
    Топливо и энергия;
    Затраты на оплату труда;
    Отчисления на социальные нужды;
    Амортизация основных средств;
    Общепроизводственные расходы;
    Общехозяйственные расходы;
    Другие затраты;
      Коммерческие расходы.
   К прямым затратам на производство продукции  относятся материальные расходы  и расходы на оплату труда и  амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым   при производстве продукции.
   Такая классификация обусловлена стремлением  совместить налоговый и бухгалтерский  учет. Для целей налогообложения  состав прямых расходов строго фиксирован. Согласно статье 318 НК РФ, к ним относятся:
   1. Материальные затраты, включая расходы:
    - на  приобретение сырья и (или)  материалов, используемых в производстве  товаров (в выполнении работ,  оказании услуг) и (или) образующих  их основу либо являющихся  необходимым компонентом при  производстве товаров (выполнении  работ, оказании услуг);
    на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу;
    на приобретение полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у данного налогоплательщика.
   Никакие другие расходы, относимые в соответствии со статьей 254 НК РФ к материальным расходам (включая расходы на материалы, используемые для упаковки продукции, ремонта основных средств, на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, спецодежды, топлива, воды и энергии всех видов, работ и услуг производственного характера), к прямым расходам для целей налогообложения не относятся.
   2.Расходы  на оплату труда персонала,  участвующего в процессе производства  товаров (работ, услуг), а также  суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы  расходов на оплату труда. При  этом к прямым расходам на оплату труда в ОАО «Махачкалинский хлебозавод №2» относятся: начисленная повременная заработная плата, премии,  компенсации и т. п.
   3. Амортизация основных средств,  используемых в производстве  товаров (работ, услуг). По смыслу  указанной нормы и пункта 1 статьи 257 НК РФ, амортизация основных средств, используемых для целей реализации продукции (работ, услуг) или для нужд управления организацией, для целей налогообложения не относится к прямым расходам, а должна включаться в состав косвенных расходов.
   Основной  статьей материальных расходов является статья «сырьё и материалы». В эту  статью включаются затраты на сырьё, материалы, используемые непосредственно для изготовления продукции, а также вспомогательные материалы, используемые на технологические цели на основе норм их расхода на единицу продукции. К ним относятся: мука, соль, дрожжи, растительное масло, сахар и др.
   В статью «Покупные полуфабрикаты, спецодежда, спецоснастка» включаются затраты  на приобретение полуфабрикатов, спецодежды; запасных частей для ремонта оборудования, инвентаря и т.п.; работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и др.
   Под расходом сырья и материалов, покупных полуфабрикатов понимается отпуск в  производство этих материальных ценностей непосредственно для изготовления продукции. Отпуск материальных ценностей со склада в производство осуществляется по лимитно - заборным картам, раскройным картам, актам на замену (дополнительный отпуск) материалов, карточкам количественно-сортового учета и др. На основании указанных первичных документов,  можно отнести расход материалов на соответствующие объекты учета или калькулирование прямым путем. При этом материалы  отпускаются в производство непосредственно с заводского склада. Фактический же их расход на производство определяется с учетом остатков неиспользованных ценностей на начало и конец отчетного периода.
   Синтетический учет материальных ценностей, используемых в процессе производства, ведется  на активном счете 10 «Материалы». К  счету 10 на предприятии открыты следующие субсчета:
    Сырье и материалы;
    Покупные полуфабрикаты, спецодежда, спецоснастка;
    Топливо;
    Тара и тарные материалы;
    Запасные части;
    Прочие материалы;
    МБП;
    Строительные материалы.
   Эти субсчета предназначены для обобщения  информации о наличии и движении принадлежащих ОАО «Махачкалинский хлебозавод №2»разнородных материальных ценностей.
   Остатки материальных ценностей и их поступление (приход) отражаются по дебету счета, а  отпуск (расход) - по кредиту.
   Расход  материалов в производство отражается следующей проводкой:   
   Дебет 20  -«Основное производство»   Кредит 10-«Материалы»
   Все первичные документы по движению материально-производственных запасов  группируются в разрезе синтетических  счетов, субсчетов, мест использования  и направления затрат. В течение месяца их движение учитывается по учетным ценам, а после расчета процентов отклонений и их сумм - по фактической себестоимости. Информация, характеризующая фактическую себестоимость поступивших запасов, отражается в разных журналах-ордерах (№ 1, 3, 6, 7, 10/1, 13). Фактическую себестоимость израсходованных и отпущенных на сторону материалов фиксируют в журналах-ордерах №10и10/1и в Главной книге.
   На  основании данных о поступлении, возврате, использовании и с учетом остатков ценностей на начало и конец месяца цехи ежемесячно составляют отчеты о расходе материалов на производство по каждому их виду. По данным первичных документов и отчетов цехов для списания израсходованных материальных ценностей на соответствующие счета синтетического и аналитического учета составляется разработочная таблица  «Распределение расхода материалов». Поскольку учетная политика организации должна включать выбор конкретной формы бухгалтерского учета (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, Журнал-Главная, упрощенная, автоматизированная), то регистры синтетического учета по форме, структуре и содержанию отличаются большим многообразием: мемориальные ордера, журналы-ордера, машинограммы и др. Несмотря на это, вся информация по формированию фактической себестоимости поступивших, израсходованных в организации и реализованных материально-производственных запасов в текущем месяце отражается в Главной книге.
   Списание  материальных ценностей производится по фактической себестоимости.
     Вспомогательные материалы, используемые на технологические цели распределяются пропорционально расходу основных материалов, весу переработанного сырья либо количеству выработанной продукции.
   В статью «заработная плата производственных рабочих» включается основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, занятых непосредственно изготовлением изделий на основании трудоёмкости работ, в состав которой включается:
    начисленная повременная заработная плата за отработанное и неотработанное время (исключая простои);
    стимулирующие надбавки и доплаты, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;
    премии и единовременные поощрительные выплаты;
   Учет  повременной заработной платы ведется  согласно «Табеля учета использования  рабочего времени»(формы Т- 13).
   Бухгалтерский учет расчетов с работниками по заработной плате осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Этот счет по отношению к балансу является пассивным и размещается в  разделе V «Краткосрочные обязательства» по статье «Кредиторская задолженность перед персоналом организации (70)», где должны быть учтены начисленные, но не выплаченные суммы оплаты труда работникам (на первое число месяца).
   По  кредиту счета учитываются суммы  начисленной основной и дополнительной оплаты труда, доходов работников (неучредителей) от участия в деятельности предприятия, пособий и других выплат за счет средств социального страхования, а по дебету - удержания из оплаты труда и выданные суммы заработной платы.
   Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» субсчетов не имеет. Синтетический учет ведется в Главной книге в обобщенном виде и в денежном выражении, а аналитический учет следует вести на карточках (лицевые счета работников) или в расчетно-платежных ведомостях, предусмотрев в них графы «Сальдо на начало периода» и «Сальдо на конец периода» за «организацией» и за «работником».
   Заработная  плата представляет собой одну из основных статей затрат издержек производства и обращения. Поэтому при начислении основной и дополнительной заработной платы труда, при начислении премий и пособий кредитуется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», а дебетуется счет 20 «Основное производство».
   В статью  «Отчисления на социальные нужды» входят обязательные отчисления по установленным законодательством  нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, фондов медицинского страхования от затрат на оплату труда работников. Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) отчислений на социальные нужды связано с прямой зависимостью этих отчислений от расходов на оплату труда производственного персонала.
   Для учета расчетов по взносам на социальные нужды используется пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию  и обеспечению». Начисленные суммы  в Фонд государственного социального  страхования, Пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования отражаются:
   Дебет 20       Кредит 69
   Часть этих начисленных сумм используется организацией для выплаты работникам соответствующих пособий по временной  нетрудоспособности , беременности и родам, пособий на детей и др. Начисление указанных пособий отражается бухгалтерской проводкой:
   Дебет 69   Кредит 70 
   Отчисления  на социальные нужды включаются в  себестоимость продукции в установленных  законодательством процентах (35,6%)от начисленной заработной платы. Расчет таких отчислений производится в ведо мостях распределения заработной платы по направлениям произведенных затрат.
Все прямые расходы, учитываемые на счете 20 распределяются между видами продукции согласно плановой калькуляции по каждому виду, а в отношении  прямых материальных расходов согласно нормам в рецептуре их изготовления
   2.2. Бухгалтерский учет  косвенных расходов  по статьям калькуляции.
   К косвенным расходам в ОАО «Махачкалинский  хлебозавод №2»относят такие расходы, которые связаны с производством услуг, но не могут быть прямо отнесены на себестоимость конкретного вида услуг. Это обусловлено тем, что косвенные расходы связаны с производством нескольких видов (групп) услуг или вообще со всей производственной деятельностью организации.
   В бухгалтерском учете косвенные  расходы делятся на общепроизводственные и общехозяйственные.
   Общепроизводственные  расходы связаны с обслуживанием  производства. К ним относятся:
    расходы на эксплуатацию оборудования (стоимость смазочных, обтирочных и прочих вспомогательных материалов, заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, отчисления на социальное страхование и т.п.)
    расходы по ремонту, содержанию и эксплуатации основных средств и иного имущества, используемого в производстве;
    амортизация основных средств и нематериальных активов;
    расходы на обеспечение производства и сотрудников инструментом, инвентарем, специальной одеждой и специальным питанием в случаях, предусмотренных законодательством;
    расходы по страхованию указанного имущества;
    расходы на отопление, освещение и содержание помещений;
    износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений;
    другие аналогичные расходы.
   Бухгалтерский учет общепроизводственных расходов ведется  на специальном счете 25 «Общепроизводственные расходы».
   Этот  счет вводится в рабочий план счетов организации по мере необходимости. В частности, в отдельных случаях, в основном обусловленных применением  попроцессного метода, или на небольших  предприятиях, не имеющих развитой производственной структуры, перечисленные выше расходы могут учитываться непосредственно на счете 20 «Основное производство».
   Аналитический учет общепроизводственных расходов на предприятии ведут по каждому  цеху (производству и др.) в отдельности  по перечисленной  номенклатуре статей. Для аналитического учета используют ведомости учета затрат цехов (ф. № 12), которые открывают на каждый цех в отдельности. Запись в ведомость производят на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и листков-расшифровок по прочим денежных расходам, отраженным в журналах-ордерах.
     В условиях автоматизации учетного  процесса на предприятии получают идентичную ведомости ф. № 12 готовую машинограмму.
   Синтетический учет производственных расходов отражается следующими основными проводками:
    Дебет 25 Кредит 02 начислена амортизация  основных средств общепроизводственного  назначения
    Дебет 25  Кредит 05  начислена амортизация  нематериальных активов общепроизводственного  назначения
    Дебет 25  Кредит 10  израсходованы на общепроизводственные цели материалы  и МБП
    Дебет 25  Кредит 16 списаны отклонения в  стоимости материалов, израсходованных на общепроизводственные цели
    Дебет   25       Кредит 23   списаны  услуги вспомогательных производств
    Дебет 26 Кредит 43 использование готовой  продукции в общепроизводственных целях
    Дебет 25   Кредит   50   израсходованы  наличные денежные средства на общепроизводственные цели
    Дебет 25 Кредит 51 оплачены общехозяйственные  расходы в безналичном порядке
    Дебет 25   Кредит  69 начислены платежи  с оплаты труда по социальному  страхованию и обеспечению
    Дебет 25   Кредит 70 начислена заработная плата работников, занятых обслуживанием производства.
   В общем виде использование счета 25 «Общепроизводственные расходы  представлено в схеме 
   К общехозяйственным расходам относятся  расходы, непосредственно не связанные  с производством продукции (работ, услуг), а обусловленные нуждами управления организацией. В частности, к общехозяйственным расходам относятся:
    расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
    расходы на материально-техническое обеспечение его деятельности, включая амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, расходы на содержание служебного автотранспорта или оплату транспортных услуг для нужд управления, на приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных, необходимых для нужд управления, на оплату услуг связи всех видов, на приобретение канцелярских принадлежностей;
    амортизация нематериальных активов, используемых для нужд управления или для деятельности организации в целом;
    арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
    расходы на обеспечение безопасности организации;
    расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией продукции (работ, услуг);
    расходы по набору работников;
    командировочные расходы сотрудников аппарата управления;
    расходы на подготовку кадров, состоящих в штате организации, на договорной основе с образовательными учреждениями;
    расходы на ведение бухгалтерского учета и представление статистической отчетности, на публикацию бухгалтерской отчетности;
    расходы по уплате налога на пользователей автомобильных дорог;
    другие расходы, связанные с управлением организацией, ее филиалами, представительствами и т. п.
   Кроме этого, можно выделить целую группу расходов «смешанного» характера. Эти расходы могут быть отнесены как к управленческим расходам, так и к общепроизводственным или к расходам на продажу в зависимости от их назначения в конкретной ситуации и от выбора самой организации, закрепленного в ее учетной политике. К таким расходам можно отнести расходы:
    на сертификацию продукции (работ, услуг);
    на обеспечение пожарной безопасности принадлежащих организации объектов;
    на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности;
    на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию реализованной продукции;
    по совершенствованию технологии и организации производства (некапитального характера);
    на уплату налогов с владельцев автотранспортных средств, платы за землю, платы за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
    на содержание вахтовых и временных поселков в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в экспедиционных условиях.
   Общехозяйственные (управленческие) расходы в бухгалтерском учете отражаются  учитывают на активном синтетическом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Их аналитический учет ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и «непроизводительных расходов» (ф.№15). С автоматизацией учета они отражаются в соответствующей машинограмме.
   Синтетический учет общехозяйственных расходов отражается следующими основными проводками:
    Дебет 26 Кредит 02 начислена амортизация  основных средств общехозяйственного назначения
    Дебет 26  Кредит 05  начислена амортизация  нематериальных активов общехозяйственного назначения
    Дебет  26     Кредит 10  израсходованы  на общехозяйственные цели материалы  и МБП
    Дебет  26    Кредит23   списаны  услуги вспомогательных производств
    Дебет  26   Кредит 43 использование готовой  продукции в общехозяйственных  целях
    Дебет 26  Кредит 50   израсходованы  наличные денежные средства на общехозяйственные  цели
    Дебет  26  Кредит 51 оплачены общехозяйственные  расходы в безналичном порядке
    Дебет 26  Кредит 69 начислены платежи  с оплаты труда по социальному  страхованию и обеспечению
    Дебет 26 Кредит 70 начислена заработная плата  работников, занятых обслуживанием  производства.
   При отражении общехозяйственных расходов в бухгалтерском учете следует помнить, что в отчете о прибылях и убытках расходы показываются с учетом связи между доходами и расходами (п. 19 ПБУ 10/99). При этом управленческие расходы относятся к группе расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 9/99).
   Поэтому если произведенные расходы по своему содержанию могут быть отнесены к одной из перечисленных выше статей расходов, но при этом экономически они непосредственно связаны с получением организацией операционных или внереализационных доходов либо с приобретением внеоборотных активов, то отражение таких расходов в бухгалтерском учете по счету 26 является неверным.
   Например, расходы на командировку сотрудника с целью участия в собрании акционеров другой организации следует  отнести к операционным расходам, если дивиденды от участия в этой организации отражаются в составе операционных доходов.
   Учтенные  в течение отчетного месяца на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» подлежат списанию в дебет счетов 20 «Основное  производство», 23 «Вспомогательные производства» и распределению между объектами калькулирования (отдельными видами, группами продукции, заказами, цехами и т. п.).
   Порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов между  отдельными учетными единицами нормативными документами по бухгалтерскому учету не регламентируется, а должен устанавливаться организациями самостоятельно в учетной политике.
   Для правильного включения общепроизводственных и общехозяйственных расходов в  себестоимость продукции необходимо определить:
    между какими объектами (продукция, работы, услуги) должны быть распределены общепроизводственные расходы;
    состав и сумму общепроизводственных расходов, подлежащих распределению;
    базу распределения общепроизводственных расходов.
   Базой для распределения этих расходов между видами продукции могут служить:
    сумма прямых затрат (расход материалов и начисленная заработная плата по видам продукции и др.)
    нормативные ставки по коэффициентно-машинным часам работы оборудования;
    количество отработанных рабочим человеко-часов;
    масса или объем выработанной продукции.
   При выборе способа распределения косвенных  расходов предприятия необходимо учитывать специфику его работы, в том числе уровень механизации и автоматизации отдельных подразделений, уровень квалификации счетных работников и другие факторы. В ОАО «Махачкалинский хлебозавод №2» общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально  выпуску продукции.
   Распределение осуществляется следующим образом:
    Общепроизводственные расходы (счет 25) за месяц в среднем составляет примерно 476,7 тыс руб., выпуск продукции = 3231,2 тыс. руб.  Сначала определяется коэффициент распределения, затем доля расходов относимая на вид продукции:
    Общепроизводственные  расходы / Выпуск продукции  = коэффициент распределения
    Коэффициент распределения = 476,7/3231,2 = 0,1475
    Коэффициент распределения * вид продукта = доля расходов относимая на данный вид
    Выпуск  хлеба и хлебобулочных изделий  за декабрь 2003 года составил 3064,4 тыс. руб. Доля общепроизводственных расходов, относимых на себестоимость хлеба и хлебобулочных изделий, составит:
    3064,4 * 0,1474 = 452 тыс. руб.
    Выпуск  печенья составил 114,2 тыс. руб., соответственно доля общепроизводственных расходов, относимых на производство печенья  составит: 114,2 * 0,1475 = 16,8 тыс. руб.
    Таким образом расчет производится по всем видам продукции.
    Общехозяйственные расходы (Счет 26) распределяются аналогично общепроизводственным расходам.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.