На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и особенности себестоимости продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
1. Теоретические  основы себестоимости продукции.
1.1 Понятие и  экономическое содержание себестоимости.
1.2 Классификация  затрат формирующих себестоимость.
1.3 Система показателей  себестоимости продукции.
1.4 Статистические  методы изучения себестоимости  продукции.
2. Статистическо  – экономический анализ продукции.
2.1 Характеристика  структуры затрат на производство  продукции
2.2 Использование  индексного метода в анализе  себестоимости товарной продукции
Заключение
Список использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В настоящее время в России развивается  производство, а вместе с ним рынок  и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при  дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня  можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка  товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника  рынка бороться за свое место. В конкуренции  побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора  влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз  и заключены в себестоимость. [5;4].
     Большинство коммерческих предприятий, прежде чем  начать свое производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя — она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. [4;3].
     Анализируя  данные учета и отчетности, статистика решает в этой области следующие  основные задачи:
    изучает структуру себестоимости по видам затрат и выявляет влияние изменений структуры затрат на динамику себестоимости;
    анализирует факторы, влияющие на динамику себестоимости;
    выявляет резервы дальнейшего снижения себестоимости и повышения экономической эффективности производства.
     Но  для того, чтобы решать поставленные выше задачи статистики себестоимости  необходимо иметь четкое знание теоретического и практического содержания себестоимости  как экономической категории  и как инструмента, средства, инструменты  воздействия на результаты хозяйственной  деятельности. [6;2].
     Успех предприятия зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:
      затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;
      информация о себестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;
      знание себестоимости необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.
     В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой  области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с  большим объемом производства и  непрерывным его ростом, так как  при этом снижение одного из элементов  затрат себестоимости приводит к  росту конкурентоспособности и  рентабельности продукции
     Целью данной курсовой работы является определение  резервов снижения себестоимости продукции  на предприятии на основе статистико- экономического анализа показателей  себестоимости и использования  статистических методов при их исчислении. Выявление возможностей повышения  эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции  должно опираться на комплексный  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. [15;6]
     В процессе работы был использован  индексный метод, проведен факторный  анализ себестоимости продукции, анализ себестоимости по калькуляционным  статьям, анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.
     Объектом  исследования выбранной мою темы «Статистические методы изучения структуры  издержек и их динамика » было выбрано  общество с ограниченной ответственностью «Фокус». Мясокомбинат выпускает большой  ассортимент продукции, объемы затрат производимые в процессе работы предприятия  огромны, а это подчеркивает значение и актуальность выбранной мою  темы на его примере.
     Объектом  исследования является статистические методы изучения структуры издержек. Предметом исследования являются изучения структуры себестоимости по видам  затрат и выявления изменения  структуры издержек, характеристика динамики себестоимости продукции, исследование факторов определяющих уровень  и динамику себестоимости, выявление  возможности ее снижения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы статистики  себестоимости продукции 

     1.1 Понятие и экономическое содержание  себестоимости
     В процессе хозяйственной деятельности у предприятия возникают издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти  издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую  часть стоимости продукции и  зависит от изменения условий  производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число  особо значимых показателей эффективности  хозяйственной деятельности. Она  представляет собой затраты предприятия  на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и  доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, как  можно определить прибыль? Или для  формирования отпускной цены разве  можно обойтись без себестоимости? Себестоимость показывает, во что  обходится предприятию выпускаемая  им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую  «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции  больше себестоимости, то имеет место  расширенное производство. Если в  процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения  этот показатель наиболее чутко реагирует  на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных  видов изделий и в целых отраслях. [8;2].
     В экономической литературе часто  встречается определение, которое  достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости:
     Себестоимость — это выраженные в стоимостной  форме текущие затраты предприятия  на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
     В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утвержденого постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992г. № 552, себестоимость определяется как  стоимостная оценка используемых в  процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
     При планировании, учете и калькулировании  себестоимости продукции предприятие  имеет право суммировать в  себестоимость также и иные произведенные  им расходы и платежи, непосредственно  не связанные с производством  и реализацией продукции. Эти  расходы «законодатель» позволил относить на себестоимость, и которые в  дальнейшем являются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут  компенсированы предприятию потребителем его продукции. [7;4].
     Условно себестоимость выпускаемой предприятием продукции можно рассматривать  с экономических и юридических  позиций. В экономическом ракурсе  себестоимость продукции представляет как стоимостное выражение любых  издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами. В юридическом  разрезе себестоимость произведенных  предприятием расходов нужно учитывать  только тогда когда это дозволяет  законодательство.
     Как экономическая категория себестоимость  продукции выполняет ряд важнейших  функций:
    учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
    база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
    экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
    определение оптимальных размеров предприятия;
    экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
     Себестоимость продукции является не только важнейшей  экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует  уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В себестоимость входят затраты, связанные: непосредственно с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия  и полуфабрикаты, топливо, энергия  и т.д.); с обслуживанием производственного  процесса и его управлением; с  оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также  платежи по имущественному страхованию; с затратами на ремонт основных производственных фондов; с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов; с расходами на реализацию продукции.
     Причем  следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в пределах установленных  действующим законодательством  норм или превышают их. То есть эти  компоненты являются затратами прошлого труда уже совершенного. Данное обстоятельство особо важно для обоснованного  налогообложения прибыли. [10;68].
     В отечественной теории и практике в зависимости от объекта, для  которого определяются затраты, различают  следующие виды себестоимости :
     Себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают  полную производственную себестоимость  и полную (коммерческую) себестоимость  продукции.
     Полная  производственная себестоимость —  это общая сумма прямых и косвенных  затрат на производство товаров или  услуг.
     Полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.
     Индивидуальная  себестоимость, т.е. себестоимость -конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при изготовлении уникального оборудования.
     Средняя себестоимость - данный показатель может  быть рассчитан для отдельных  предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и  характеризует средние затраты  на единицу продукции. [12;8]. 

     1.2 Классификация затрат, формирующих  себестоимость
     Основным  документом, которым необходимо руководствоваться  при формировании себестоимости  продукции на предприятии, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых себестоимость  продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 (в редакции постановлений  Правительства РФ от 26.06.95 № 627, от 01.07.95 № 661, от 20.11.95 № 1133, от 14.10.96 № 1211, от 22.11.96 № 1387, от 11.03.97 № 273) и последующими дополнениями и изменениями.
     В данном положении существует ряд  недостатков. Во-первых, в Положении  не прослеживается четкого критерия в основаниях включения или не включения затрат в себестоимость  продукции. Это приводит к тому, что  на практике возникают сложности  классификации производимых предприятием платежей, относимых на себестоимость, и осуществляемых за счет финансовых результатов его деятельности. Поэтому  в Положение неплохо было бы внести исчерпывающего перечня конкретных платежей, которое предприятие имеет  право включать в себестоимость  продукции, что позволило бы избежать затруднений, ошибок и злоупотреблений  при калькулировании себестоимости. Во-вторых, в нем отсутствует систематизированный  перечень затрат, который позволял бы группировать элементы в зависимости  от экономического содержания. В-третьих, для удобства использования Положения  перечень затрат, не включаемых в себестоимость продукции, следует изложить отдельным разделом с обоснованием причин не включения в себестоимость. В-четвертых, положение не дает исчерпывающего перечня дополнительных платежей, относимых на себестоимость, ограничиваясь лишь указанием о включении в себестоимость «налогов, сборов, платежей и других обязательных отчислений в соответствии с установленным законодательным порядком» или «другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции в соответствии с установленным законодательным порядком».
     В себестоимость продукции включаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов  труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты  на производственные услуги сторонних  организаций. Расходы на оборудование рабочих мест специальными устройствами, по обеспечению специальной одеждой, обувью, созданию шкафчиков для спец.одежды, сушилок, комнаты отдыха и других условий, предусмотренных специальными требованиями, относятся на себестоимость. Многие из этих затрат можно планировать  и учитывать в натуральной  форме, т. е. в килограммах, метрах, штуках и т. д. Однако, чтобы подсчитать сумму  всех расходов предприятия, их нужно  привести к единому измерителю, т. е. представить в денежном выражении.
     Дополнительно в себестоимость промышленной продукции  включаются: отчисления на социальное страхование (пропорционально заработной плате), проценты за банковский кредит, затраты по поддержанию основного  капитала в работоспособном состоянии, премиальные выплаты, предусмотренные  положениями о премировании на предприятиях и другие затраты.
     В себестоимость выпускаемой продукции  включаются не все издержки предприятия. Так, например, не включаются расходы непромышленных хозяйств (детские сады, поликлиники, общежития, школы, клубы и т. п., находящиеся на балансе предприятия), затраты на мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, затраты непосредственно не связанные с участием работников в производственном процессе, единовременные материальные поощрения работников не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды из прибыли.
     На  практике в целях анализа, учета  и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость  продукции, применяются две взаимодополняющие  классификации: поэлементная и калькуляционная.
     Однородные  по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где  они расходуются и на какие  цели.
     Все затраты, образующие себестоимость  продукции, группируются в связи  с их экономическим содержанием  по следующим элементам (статьям): материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.
     Прочие  затраты — это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные  расходы, компенсационные выплаты  сверх оплаты по труду, представительские  расходы, расходы на рекламу, расходы  на подготовку кадров, арендная плата, обязательные страховые платежи, налоги включаемые в себестоимость (земельный  налог, транспортный, гербовый сбор, государственная  пошлина, допустимые выбросы загрязняющих веществ), расходы на ремонт основных средств (ремонтный фонд) и др.
     Таким образом, поэлементный анализ себестоимости  показывает, каковы конкретно расходы  на производство продукции, независимо от их места и непосредственного  назначения.
     Для внутрипроизводственного анализа  и выявления резервов снижения себестоимости  продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия  по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в  зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация  затрат по калькуляционным статьям, которую можно представить в  следующем виде:
    сырье и материалы;
    комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, приобретенные у других предприятий;
    топливо и энергия всех видов на технологические цели;
    возвратные (используемые в производстве) отходы (вычитаются из себестоимости и учитываются по цене возможного использования, которую предприятие определяет самостоятельно);
    потери от брака;
    заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих;
    отчисления на социальные нужды ( в фонды обязательного страхования);
    затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;
    общепроизводственные (цеховые) затраты (накладные расходы)
     10.общехозяйственные  (общезаводские или общефабричные)  затраты;'
     11.внепроизводственные  (коммерческие) затраты на реализацию  продукции.
     В результате последовательного сложения перечисленных калькуляционных  статей получается система показателей  себестоимости:
      производственная себестоимость (ПС) = 1+2+3-4+5+6+7;
      цеховая себестоимость (ЦС) = ПС + 8 + 9 ;
      полная производственная или фабрично-заводская себестоимость (ФЗС) = ЦС+ 10;
      полная (коммерческая) себестоимость (КС) = ФЗС +11.
     Первые  три показателя являются характеристиками собственно производства, а четвертый  включает в себя такие затраты, связанные  не только с производством продукции (что отражено в названии данного  агрегата), но и с процессом ее реализации. Это, например, расходы  на непосредственные операции по продаже  продукции, т.е. связанные со сменой собственника товара (например, затраты  на все виды рекламы, включая участие  в выставках, выплата процентов  по кредитам), именуемые в экономической литературе чистыми издержками. Кроме того, к внепроизводственным расходам относят дополнительные издержки, т.е. затраты на проведение операций, непосредственно связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. Эти затраты относятся в состав коммерческих расходов и включают: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).
     Общепроизводственные  и общехозяйственные расходы  относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы  — это расходы на обслуживание и управление производством.
     В состав общепроизводственных накдадных  издержек включаются: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые  расходы на управление.
     Общехозяйственные накладные расходы, или накладные  расходы непроизводственного назначения, связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы  в целом. В состав этих расходов включается несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр .
     Основными называются затраты, непосредственно  связанные с технологическим  процессом производства, — на сырье  и основные материалы, вспомогательные  и другие расходы. кроме общепроизводственных и общехозяйственных.
     Накладные расходы образуются в связи с  организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят  из общепроизводственных и общехозяйственных  расходов.
     К текущим относятся расходы, имеющие  частую периодичность осуществления, например расход сырья и материалов.
     К единовременным (однородным) расходам относят затраты на подготовку и  освоение выпуска новых видов  продукции, расходы, связанные с  пуском новых производств, и др.
     Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации  производства.
     Непроизводительные  расходы являются следствием недостатков  в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных и др.). Производительные расходы планируются, а непроизводительные, как правило, не планируются.
     Важное  значение для анализа и управления издержками производства на предприятии  с целью их снижения имеет классификация  затрат на условно-постоянные и условно-переменные.
     Условно-постоянные затраты — затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно  в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся: амортизация  зданий и сооружений, расходы на управление производством и предприятием в целом, арендная плата и др.
     Условно-переменные затраты — затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению  объема производства. К ним относятся: сдельная заработная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие  изделия, технологическое топливо  и энергию и др. [13; 144]. 

 
     1.3. Система показателей себестоимости  продукции
     Для анализа уровня и динамики изменения  стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость  товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.
     Смета затрат на производство - наиболее общий  показатель, который отражает всю  сумму расходов предприятия по его  производственной деятельности в разрезе  экономических элементов. В ней  отражены, во- первых, все расходы  основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и  валовой продукции; во-вторых, затраты  на работы и услуги непромышленного  характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные  и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти  расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.
     В себестоимость товарной продукции  включают все затраты предприятия  на производство и сбыт товарной продукции  в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой  продукции равна себестоимости  товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой  продукции. Они определяются как  разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен. [11; 126]
     Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты  на производство должны приводиться  к одному объему. Себестоимость единицы  продукции (калькуляция) показывает затраты  предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в  расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном  расчете, планировании и сравнительном  анализе.
     Показатель  снижения себестоимости сравнимой  товарной продукции применяется  для анализа изменения себестоимости  во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции  на тех предприятиях, которые имеют  устойчивый по времени ассортимент  изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась  серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к  введению новых моделей, стандартов и технических условий.
     Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции  в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе  снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень  и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.
     Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:
    по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная себестоимость;
    по длительности расчетного периода - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;
    по характеру данных, отражающих расчетный период, - фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;
    по масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п. [9; 16]
 
     1.4 Статистические методы изучения  себестоимости продукции
       Метод группировок 

     Метод группировок используется при исследовании структуры себестоимости продукции  по элементам и статьям калькуляции. Важнейшей является группировка затрат по элементам. Она дает возможность судить об объеме расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Группировка затрат по элементам нужна также для исчисления величины чистой продукции.
     Группировка по статьям калькуляции позволяет  произвести распределение всех расходов предприятия по тому или иному  конкретному назначению. Эта группировка  имеет большое значение, так как  дает возможность выявить затраты  на отдельных участках производства и тем самым вклад каждого  участка в себестоимость продукции.
     Методика  группировки затрат (Cost aggregation) - классификация  затрат в зависимости от задач  финансового анализа:
     - по способу отнесения на себестоимость:  на прямые и косвенные; 
     - по функции в производственно-коммерческом  цикле: на производственные, коммерческие  и административные;
     - по отношению к объему производства: на переменные и постоянные; 

     Индексный метод 

     Индекс - это результат сравнения двух одноименных показателей, при исчислении которого следует различать числитель  индексного отношения (сравниваемый или  отчетный уровень) и знаменатель  индексного отношения (базисный уровень, с которым производится сравнение). Выбор базы зависит от цели исследования. Если изучается динамика, то за базисную величину может быть взят размер показателя в периоде, предшествующем отчетному. Если необходимо осуществить территориальное  сравнение, то за базу можно принять  данные другой территории. За базу сравнения  могут приниматься плановые показатели, если необходимо использовать индексы  как показатели выполнения плана.
     Индивидуальные  индексы (i) - это индексы, которые  характеризуют изменение только одного элемента совокупности.
     Общий (сводный) индекс (I) характеризует изменение  по всей совокупности элементов сложного явления. Если индексы охватывают только часть явления, то их называют групповыми. В зависимости от способа изучения общие индексы могут быть построены  или как агрегатные (от лат. аggrega - присоединяю) индексы, или как средние  взвешенные индексы (средние из индивидуальных).
     Индекс затрат на выпуск продукции (ЗВП), который отражает изменение затрат на производство и может быть как индивидуальным, так и агрегатным.
     Индивидуальный индекс ЗВП отражает изменение затрат на производство одного вида и определяется по формуле 

     
(1)
 

     где zи z- себестоимость единицы продукции искомого вида в текущем и базисном периодах; qzи qz- суммы затрат на выпуск продукции искомого вида в текущем и базисном периодах.
     Индивидуальный индекс СП характеризует изменение стоимости продукции данного вида и имеет вид: 

     
(2)
 

     где pи p- цена единицы продукции данного вида в текущем и базисном периодах; qpи qp- стоимость продукции данного вида в текущем и базисном периодах.
     Методика  расчета себестоимости единицы  продукции видна из следующего соотношения: 

     
, (3)
 

     где - средние затраты на единицу продукции (себестоимость единицы продукции);
      - затраты i-го вида ресурса;
      - количество единиц продукции.
     В анализе себестоимости единицы  продукции применяются показатели:
    себестоимость единицы продукции за предыдущий год ( );
    планируемая себестоимость единицы продукции на предстоящий год ( ),
    фактическая себестоимость единицы продукции ( ).
     Динамика  себестоимости единицы продукции  изучается индексным методом.
    индекс планового задания по себестоимости    ; (4)
    индекс динамики себестоимости                         ;  (5)
    выполнение плана по себестоимости                  ; (6)
 
     Между этими индексами существует взаимосвязь: 

     
(7)

     
(8)
 

     При изучении динамики себестоимости единицы  продукции одного вида по совокупности предприятий рассматривается следующая  система взаимосвязанных индексов средней себестоимости: 

     
, (9)
 

     где -(10) индекс средней себестоимости (индекс себестоимости переменного состава); 

     
-(11)
 

     индекс  структурных сдвигов (характеризует  влияние на динамику средней себестоимости  изменения структуры выпуска  продукции, т.е.  изменение доли производства более дорогой и более дешевой  продукции); 

     
-(12)
 

     индекс  себестоимости постоянного состава (характеризует влияние на динамику средней себестоимости изменения  себестоимости единицы продукции  на отдельных предприятиях);
     
-(13)
 

     доля  производства продукции с i-ым уровнем себестоимости в общем объёме продукции.
     Индекс  планового задания по себестоимости  сравнимой продукции: 

     
(14)
 

     Числитель представляет собой сумму плановых затрат на продукцию, знаменатель –  условная сумма затрат на плановый объём продукции при сохранении базисной себестоимости на каждый вид продукции. Разность числителя и знаменателя –плановая экономия (перерасход ) средств на весь объём плановой продукции в связи с изменением планового уровня себестоимости относительно её базисного уровня. 

     
.(15)
 

     Индекс  выполнения плана по себестоимости  сравнимой продукции: 

     
(16)
 

     Числитель  представляет собой сумму фактических  затрат на продукцию отчётного периода, знаменатель – условная сумма  затрат на ту же продукцию отчётного  периода при сохранении базисной себестоимости на каждый вид продукции. Разность числителя и знаменателя  – сверхплановая экономия (перерасход) средств на весь объём фактически произведенной продукции в связи  с отклонением фактического уровня себестоимости от ее планового уровня. 

     
(17)
 

     3.3 Графический метод, метод относительных и средних показателей 

     Cтатистический график – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. . Графический образ (основа графика) – это геометрические знаки, т.е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. Важно правильно выбрать графический образ, который должен соответствовать цели графика и способствовать наибольшей выразительности изображаемых  статистических данных. Графическими являются лишь те образы, в которых свойства геометрических знаков – фигура, размер линий, расположение частей – имеют существенное значение для выражения содержания изображаемых статистических величин, причем каждому изменению выражаемого содержания соответствует изменение графического образа. Поле графика – это часть плоскости, где расположены графические образы. Поле графика имеет определенные размеры, которые зависят от его назначения.  Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координатных сеток. Система координат необходима для размещения геометрических знаков в поле графика. Наиболее распространенной является система прямоугольных координат. Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статистического графика – это мера перевода числовой величины в графическую. Масштабной шкалой называется линия, отдельные точки которой могут быть прочитаны как определенные числа. Шкала имеет большое значение в графе и включает три элемента: линию (или носитель шкалы), определенное число помеченных черточками точек, которые расположены на носителе шкалы в определенном порядке, цифровое  обозначение чисел, соответствующих отдельным помеченным точкам. Как правило, цифровым обозначением снабжаются не все помеченные точки, а лишь некоторые из них, расположенные в определенным порядке. По правилам числовое значение необходимо помещать строго против соответствующих точек, а не между ними. Последний элемент графика – экспликация. Каждый график должен иметь словесное описание его содержания. Оно включает его содержание; подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика.
     Результаты  статистического наблюдения регистрируются прежде всего в форме первичных абсолютных величин. Так, основная масса народнохозяйственных абсолютных показателей фиксируется в первичных учетных документах. Абсолютная величина отражает уровень развития явления.
     В статистике все абсолютные величины являются именованными, измеряются в  конкретных единицах и, в отличие  от математического понятия абсолютной величины, могут быть как положительными, так и отрицательными (убытки, убыль, потери и т.п.).
     Натуральные единицы измерения могут быть простыми (тонны, штуки, метры, литры) и  сложными, являющимися комбинацией  нескольких разноименных величин (грузооборот  железнодорожного транспорта выражается в тонно-километрах, производство электроэнергии – в киловатт-часах). В статистике применяют и абсолютные показатели, выраженные в условно-натуральных  единицах измерения (например, различные  виды топлива пересчитываются в  условное топливо).
     Поскольку абсолютные показатели – это основа всех форм учета иприемов количественного анализа то следует разграничивать моментные и интервальные абсолютные величины. Первые показывают фактическое наличие или уровень явления на определенный момент, дату (например, наличие запасов материалов или оборотных средств, величина незавершенного производства, численность проживающих и т.д.). Вторые – итоговый накопленный результат за период в целом (объем произведенной продукции за месяц или год, прирост населения за определенный период, величина валового сбора зерна за год и за пятилетку и т.п.).
     Относительная величина в статистике – это обобщающий показатель, который дает числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин. Так как многие абсолютные величины взаимосвязаны, то и относительные величины одного типа в ряде случаев могут определяться через относительные величины другого типа.
     Основное  условие правильного расчета  относительной величины – сопоставимость сравниваемых показателей и наличие  реальных связей между изучаемыми явлениями. Таким образом, по способу получения  относительные показатели – всегда величины производные, определяемые в  форме коэффициентов, процентов, промилле, продецимилле и т.п. Однако нужно  помнить, что этим безразмерным по форме показателям может быть, в сущности, приписана конкретная, и иногда довольно сложная, единица измерения. Так, например, относительные показатели естественного движения населения, такие как коэффициенты рождаемости или смертности, исчисляемые в промилле (‰), показывают число родившихся или умерших за год в расчете на 1 000 человек среднегодовой численности; относительная величина эффективности использования рабочего времени – это количество продукции в расчете на один отработанный человеко-час и т.д.
     Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий типический уровень явления. Он выражает величину признака, отнесенную к единице совокупности.
     Средняя всегда обобщает количественную вариацию признака, т.е. в средних величинах  погашаются индивидуальные различия единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами. В отличие от средней  абсолютная величина, характеризующая  уровень признака отдельной единицы  совокупности, не позволяет сравнивать значения признака у единиц, относящихся  к разным совокупностям. Так, если нужно  сопоставить уровни оплаты труда  работников на двух предприятиях, то нельзя сравнивать по данному признаку двух работников разных предприятий. Оплата труда выбранных для сравнения  работников может быть не типичной для этих предприятий. Если же сравнивать размеры фондов оплаты труда на рассматриваемых  предприятиях, то не учитывается численность  работающих и, следовательно, нельзя определить, где уровень оплаты труда выше. В конечном итоге сравнить можно  лишь средние показатели, т.е. сколько  в среднем получает один работник на каждом предприятии. К степенным средним относятся такие наиболее известные и часто применяемые виды, как средняя геометрическая, средняя арифметическая и средняя квадратическая.
     В качестве структурных средних рассматриваются мода и медиана.
     Остановимся на степенных средних. Степенные  средние в зависимости от представления  исходных данных могут быть простыми и взвешенными. Простая средняя считается по не сгруппированным данным и имеет следующий общий вид: 

     
,(18)
 

     где X– варианта (значение) осредняемого признака;
     m – показатель степени средней;
     n – число вариант.
     Взвешенная  средняя считается по сгруппированным данным и имеет общий вид
     
,(18)
 

     где X– варианта (значение) осредняемого признака или серединное значение интервала, в котором измеряется варианта; 
     m – показатель степени средней;
     f– частота, показывающая, сколько раз встречается i-e значение осредняемого признака 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Статистико-экономический  анализ себестоимости продукции 

     2.1. Характеристика  структуры затрат на производство
           На основе группировки  затрат по экономическим элементам  можно охарактеризовать структуру  себестоимости продукции. В различных  отраслях промышленности она неодинакова, поскольку отражает специфические  особенности производства и разную техническую оснащенность отдельных  отраслей.
     В зависимости от того удельный вес  каких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют отрасли  трудоемкие (угольная, горно-рудная промышленность, лесозаготовки), материал емкие (многие отрасли легкой и пищевой промышленности), энергоемкие (цветная металлургия), а также отрасли с большим  удельным весом затрат на амортизацию (нефтедобывающая и газовая промышленность). Такая классификация имеет важное значение прежде всего для определения  путей снижения себестоимости. [3;7] 

Таблица 2.1 Основные экономические показатели ООО «Фокус» за 2005-2007 гг.
Показатель 2005 г. (тыс. р.) 2006 г. (тыс. р.) Абсолютн ое отклонени е
2007 г. (тыс. р.) Абсолютн ое отклонени
е
Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) 13605 16091 +2486 19177 +3086
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (без учета коммерческих и  управленческих расходов)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.