На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Источники гражданского права.Виды,источники,характеристика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ      ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
     ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
     КАФЕДРА НАЛОГИ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     на  тему «Источники гражданского права. Их понятие, виды, характеристика» 
 

     Выполнил  студент группы Э-099
     Шевцова Е.К.
     Научный руководитель
     Ашарат  А.Г. 
 

     Курсовая  работа      допущена  к защите
     «___» __________ 2011  г. 

        (дата)                      (подпись)
     Курсовая  работа      Защищена
     «___» __________ 2011  г.
        (дата)                     
     с оценкой ______________
     (подпись)
 
 
 
 
 
     Кемерово, 2011
 
   
Содержание 

Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Понятие  и виды основных источников гражданского права…...........5
§ 1. Нормативные акты как источники гражданского права ………….……….8
§ 2. Конституция РФ – главный первоисточник гражданского права………...9
§ 3. Гражданский кодекс Российской Федерации……………………………..11
§ 4. Подзаконные нормативно-правовые акты………………….……………..13
§ 5. Вступление в силу нормативно-правовых актов
гражданского  законодательства……………………………....…….…………..15
Глава 2. Иные источники гражданского права…………………………….…..18
§ 1. Обычаи делового оборота…………………………………………………..18
§ 2. Судебная практика как источник гражданского права……………...........20
§ 3. Нормы морали………………………………………………….……………22
Заключение………………………………………………………….……………23
Список используемой литературы………………………………………...……25 

 

      Введение 

     Гражданское право и гражданское законодательство являются понятиями, взаимосвязанными друг с другом, однако они не тождественны ввиду того, что первое есть совокупность норм права, а второе - это совокупность нормативных актов.
     Нормы гражданского права выражены в различных  правовых формах, которые в юридической  науке получили название «источники гражданского права». Существуют два  основных источника гражданского права: законодательство или нормативные акты и обычай. Кроме того источниками гражданского права являются международные договоры, международное право, подзаконные нормативные акты, законы. В гражданско-правовой науке вопрос об источниках гражданского права до сих пор решается неоднозначно, поэтому целесообразно рассмотреть проблему источников гражданского права исходя из наиболее широкого подхода, то есть исследовать все упомянутые в литературе источники.
     В соответствии с общепринятым мнением Гражданский кодекс Российской Федерации является одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениями и на дальнейший период. Опираясь на положения Конституции Российской Федерации, Гражданский кодекс определяет основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности, организационно - правовые формы предпринимательской деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.
     Сохранив  ранее сложившуюся в России систему  гражданского законодательства (общие  положения, субъекты гражданского права - граждане и юридические лица, собственность, обязательственное право), Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) включил в эту систему ряд новых гражданско-правовых институтов, призванных обслуживать рыночные отношения, существенно обновил многие ранее действовавшие нормы гражданского права, а также ввел регулирование, направленное на повышение имущественной ответственности и усиление надежности договора.
     Актуальность  темы источников гражданского права  на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной  базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.
     Становление рыночных отношений заставляет российские нормотворческие органы пересмотреть свое отношение к международному частному праву капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в данных условиях общественного строя. В настоящее время со всей очевидностью растет влияние международного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав человека, к числу которых относятся и гражданские права.
     Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных  аспектах. Во-первых, к ним относят  объективные факторы, «порождающие»  право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности правящего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова.
     Во-вторых, понятие источника права связывают  и с непосредственной деятельностью  уполномоченных органов государства  по формированию права, приданию ему  формы законов, указов, постановлений  и других нормативно-юридических  документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.
     Необходимо  отметить, что со вторым понятием источника  права чаще всего приходится сталкиваться не только в науке гражданского права, но и на практике, в повседневной жизни, ибо оно дает возможность гражданское право с позиций нормативного содержания и его принадлежности к конкретным субъектам — участникам гражданских правоотношений.
     Предметом исследования являются источники гражданского права.
     Цели  курсовой работы состоят в рассмотрении и анализе всех источников гражданского права России.
     В соответствии с целями исследования поставлены задачи исследовать и  классифицировать источники гражданского права, определить их основные характеристики и черты.
     Структурно  работа состоит из введения, двух глав, двух разделов, семи подразделов, заключения и списка использованной литературы.
 

Глава 1. Понятие и виды основных
источников  гражданского права 

     Термин  «источник права» пришел из римского права и понимается как форма  выражения и осуществления юридических норм, закрепленных различными способами. Согласно теории государства и права, «источники права — это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие и санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнителя»1.
     Анализ  правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них  существуют достаточно разнообразные  формы права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.
     В странах англо-американской правовой системы преобладающим источником права является судебный прецедент  — «это решение суда (обычно это  высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем»2. В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Но законы, которыми руководствуется судья в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело.
     В континентальной, в том числе  и в российской правовой системе, основные источники права — закон и иные нормативно-правовые акты. «Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путём референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения»3.
     Прецедент формально не считается источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико.
     Не  являются источником права выводы ученых, которые обычно представляют собой  результат научного (доктринального) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера.
     Не  могут также считаться источниками  права и индивидуальные акты или  акты локального характера (например, договоры, уставы различных юридических  лиц, правила внутреннего распорядка и др.), которые не содержат общеобязательных предписаний и имеют значение только для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками.
     Источники гражданского права — нормативные  акты, содержащие нормы гражданского права. Такие нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле.
     В соответствии с п.2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), «…гражданское  законодательство находится в ведении  Российской Федерации», «…гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов…». «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу»4.
     Источникам  права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность, общеизвестность.
     Источники гражданского права представляют собой  систему его внешних форм, в  которых содержатся гражданско-правовые нормы.
 

       § 1. Нормативные акты как источники  гражданского права 

     Для российского гражданского права характерно закрепление норм права в законах и подзаконных нормативных актах, которые в зависимости от юридической силы располагаются в строго определенной иерархической системе. Такое построение гражданского законодательства имеет важное теоретическое и практическое значение, связанное с тем, что в условиях многочисленности нормативных актов, регулируемых имущественные отношения, возникает ситуация, когда одни и те же правоотношения регулируются неоднозначно различными законами или подзаконными актами.
     Понятие юридической силы включает в себя указания на место нормативного акта в общей системе источников права  и зависит от конституционных  полномочий и компетенции, которыми наделен орган, его издавший.
     Под нормативно-правовыми актами понимаются акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего поведения.
     Основное  количество норм гражданского права  заложено в федеральных законах  и издаваемых в соответствии с  ними подзаконных актах. Федеральный закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.
     Федеральные законы, как основной источник российского  гражданского права, подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы. 

 

       § 2. Конституция Российской Федерации – главный первоисточник гражданского права 

     Среди федеральных конституционных законов  «…Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»5.
     Являясь основным законом нашей страны, Конституция  РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. Систему гражданского законодательства предопределяют положения Конституции РФ, согласно которой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. «о» ст.71). Соответственно на всей территории нашей страны действует единое гражданское законодательство. Исключением является жилищное право, которое согласно п. «к» ст.72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерацией и ее субъектов, и в этой области при отсутствии федеральных законов могут приниматься нормативные акты субъектов Федерации6. Их предмет определен Жилищным кодексом, введенным в действие с 1 марта 2005 г., который в интересах единства жилищного законодательства сохраняет основное регулирование в этой области за Российской Федерацией. Конституция РФ определяет также конкретные формы основных актов отечественного законодательства: это федеральные законы, которые принимает Государственная Дума (ст.105), постановления и распоряжения Правительства РФ (ст.115). 

     Согласно  ч.4 ст.15 Конституции РФ и ст.7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Такая общая и четкая формулировка появилась в отечественном праве впервые и имеет принципиальное значение.
     Общепризнанные  принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях  и резолюциях Генеральной Ассамблеи  ООН, решениях Международного суда. Для гражданского права особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав и свобод человека, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.
     В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.
     Международные договоры РФ имеют своим предметом, прежде всего, отношения отечественных  предпринимателей и граждан с иностранными юридическими лицами и гражданами. Однако они применяются и к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Кроме того, многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства7.
     В качестве примеров международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, можно отметить:
     • Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (РФ присоединилась в 1990 г),
     • Бернскую конвенцию о литературной и художественной собственности 1886 г. (РФ присоединилась в 1995 г),
     • Римскую конвенцию об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (РФ присоединилась в 2002 г) и др8.
     Международные договоры Российской Федерации применяются  к гражданским правоотношениям  непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. 

     § 3. Гражданский кодекс Российской Федерации 

     Центральное место в системе гражданского законодательства занимает отраслевой кодифицированный нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу среди всех нормативных актов, регулирующих гражданский оборот, в связи с прямым указанием на то, что все иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского права, должны руководствоваться ГК РФ, если в самом Кодексе не предусмотрено иное. Круг общественных отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства, довольно широк, и действующий ГК РФ предполагает принятие целого ряда федеральных законов, развивающих те или иные положения Кодекса.
     Основным законом гражданского права в большинстве современных государств традиционно является Гражданский кодекс, устанавливающий важнейшие нормы этой отрасли права и систему, содержание и юридическую терминологию других актов гражданского законодательства. Наличие такого кодекса обеспечивает единство обширного гражданского законодательства, устойчивость системы входящих в него актов, облегчает правоприменительную деятельность и свидетельствует о надлежащем уровне национального законодательства.
     В течение более 30 лет в Российской Федерации действовал ГК 1964 г. (с рядом последующих изменений), насчитывавший 569 статей. После провозглашения в 1991 г. государственного суверенитета России и принятия в 1993 г. Конституции РФ был разработан новый ГК РФ. Он основан на принципах рыночной экономики, закрепленных в Конституции РФ, и дает новую и более полную регламентацию гражданско-правовых отношений по сравнению с ранее действовавшим ГК.
     Часть первая ГК РФ содержит положения о гражданах, юридических лицах, объектах гражданских прав, сделках и представительстве, сроках и исковой давности, праве собственности и других вещных правах, об обязательствах и договорах.
     Будучи  основным законом гражданского права, ГК определяет предмет гражданского права и его основные начала, закрепляет систему институтов гражданского права и большинство из них достаточно подробно регламентирует, что ограничивает, а в отдельных случаях и исключает необходимость принятия дополняющих Кодекс законодательных актов. В ГК содержится также указание о тех законах гражданского права, которые подлежат изданию. В новом ГК имеется развернутая система норм о предпринимательской деятельности: в части первой определен статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и государственных предприятий, а в части второй подробно урегулированы все основные предпринимательские договоры.
     При подготовке нового ГК были использованы предшествующий опыт развития гражданского законодательства России, выводы и  рекомендации отечественной цивилистической  науки, а также законодательная практика зарубежных государств рыночной экономики. Были приняты во внимание и важнейшие универсальные международные соглашения в области частного права, в которых участвует Российская Федерация.
     В статьях ГК названо около 30 федеральных законов, подлежащих принятию в развитие и дополнение норм Кодекса; большинство таких законов уже введено в действие. Некоторые новые законы были подготовлены по инициативе Президента РФ и Правительства РФ9. Наиболее важными законами, дополняющими ГК, являются к примеру в области корпоративного права это: Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, Закон о банкротстве, ряд законов о некоммерческих организациях. 

     § 4. Подзаконные нормативно-правовые акты 

     Важную  группу источников гражданского права  образуют указы Президента РФ и постановления  Правительства РФ. ГК именует их «иные правовые акты» и этот термин используется во многих последующих статьях ГК. В юридической литературе эта группа правовых норм обозначается также термином «подзаконные акты»10. Они подразделяются на нижеуказанные акты.
     1. Указы Президента РФ. Согласно  ст.80 Конституции РФ Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Эта конституционная норма позволяет Президенту РФ издавать указы по широкому кругу вопросов, прежде всего в области регулирования предпринимательской деятельности, а также защиты прав граждан.
     2. Постановления Правительства РФ. Законодательная компетенция Правительства  РФ определена в Федеральном  конституционном законе от 17 декабря  1997 г. «О Правительстве Российской  Федерации» достаточно широко  и предусматривает регулирование в социально-экономической сфере, управление федеральной собственностью, обеспечение свободы экономической деятельности. Акты Правительства РФ нормативно-правового характера издаются в форме постановлений, акты по оперативным и текущим вопросам - в форме распоряжений.
     3. Нормативные акты министерств  и иных федеральных органов.  Эти федеральные органы согласно  п.7 ст.3 ГК могут принимать акты, содержащие нормы гражданского  права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами, решениями Президента РФ и Правительства РФ.
     Иными федеральными органами являются Центральный  банк РФ (Банк России), созданные в  рамках новой системы государственного управления и подчиненные непосредственно  Правительству РФ федеральные службы, прежде всего, служба по финансовым рынкам и антимонопольная служба. В случаях, установленных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовое регулирование вправе осуществлять по вопросам своей компетенции и вновь созданные федеральные агентства, входящие в структуру министерств. 

     § 5. Вступление в силу нормативно-правовых актов гражданского законодательства 

     Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации  по истечении десяти дней после дня  их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Так, в законах о введении в действие отдельных частей Гражданского кодекса РФ определен иной порядок вступления в силу. Например, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 марта 2002 года.
     Акты  Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, а также акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
     Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, устанавливающие  правовой статус организаций или  имеющие межведомственный характер подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
     Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
     Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
     «Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим  изданием, в котором публикуются:
     • федеральные конституционные законы,
     • федеральные законы,
     • акты палат Федерального Собрания,
     • указы и распоряжения Президента Российской Федерации,
     • постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
     • решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов11.
     Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской  газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также  в Бюллетене нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Иные источники  гражданского права 

     § 1. Обычаи делового оборота 

     Другим  источником гражданского права является обычай, под которым понимаются правила, сложившиеся в результате их длительного  применения ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов. Обычай в современных государствах, имеющих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в ряде норм ГК и некоторых актах законодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обязательность обычая12
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.