На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История книгопечатания, слонимская типография

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


История книгопечатания, слонимская типография 

 ВВЕДЕНИЕ 
 

 Изобретение  книгопечатания сыграло огромную  роль в социально-политической  и историко-культурной жизни человечества. К. Маркс считал книгопечатание одной из необходимых предпосылок буржуазного развития. Ф. Энгельс, перечисляя факторы, обусловившие возрождение науки в 15-16 вв. «после тёмной ночи Средневековья», называет среди них и изобретение печатного станка. По словам Энгельса, духовенство «в результате изобретения книгопечатания и роста потребностей всё более расширяющейся торговли лишилось монополии не только на чтение и письмо, но и на более высокие ступени образования. Возникновение книгопечатания содействовало становлению и дальнейшему развитию литератур на национальных языках, унификации орфографии и графических форм письма, что, в свою очередь, способствовало развитию образования. Печать стала мощнейшим средством распространения и сохранения идей и знаний, безгранично сильным оружием социальной и идеологической борьбы, научного исследования и развития культуры. 
 

 Восемнадцатый  век считается, в общем, эпохой  упадка типографского искусства.  В количественном отношении печатное  дело сильно подвинулось вперёд  благодаря развитию литературы. 

 Из тогдашних  типографий выдаются: в Берлине  — Декера, придворного типографа; в Лейпциге — Брейткопфа, который известен и как издатель; в Париже — Фурнье и Дидо; в Лондоне — Бискервилль. 

 Для сохранения  в целости набора таких книг, которые благодаря своей ходкости  требуют частых изданий без  перемен (например, Библия, классики, словари), была изобретена стереотипия  проповедником И. Мюллером в  Лейдене (1711); впрочем, в XVIII в.  она не вышла за пределы  опытов. Конец этого века ознаменован  решительной переменой в положении  типографского дела. Французская  революция уничтожила всякого  рода патенты на занятие им  и объявила его свободным для  всех. Хотя это разрешение скоро  было отменено, но раз данный  толчок не остался безрезультатным. 

 Слоним один  из древнейших городов расположенных  на территории современной Беларуси. Впервые вспоминается в летописи  в 1252 г. под названием Услоним (в 1255 г. Вслоним). В XIII в. не один раз переходил то до галицко-волынских, то до литовских князей. С 1507 г. Слоним в Новогрудском воеводстве, центр повета. В результате войны Росии с Речь Посполитой 1654-1667 город был практически опустошен. 

 Новый подъем  Слонима связанный с деятельностью  Слонимского старосты Михаила  Казимира Огинского. В 2-ой пол. 18 в. он основал здесь резиденцию, открыл типографию, создал капеллу,  театральную труппу, при которой  работали балетная и музыкальная  школы. Современники называли  Слоним «Северными Афинами». Были  построены предприятия по производству  шелковых тканей, ковров и ряд  других, пристань для речных судов.  В конце 18 в. компоновку города  определяло Замковая площадь  (площадь Льва Сапеги) с радиально отходных тракта на Минск, Вильнюс (Мовчадски тракт) и Гродно (с 15 в. Замковый тракт, потом Деречинский тракт, соединявший с городским центром через мосты на Щары левобережную часть города и пригородную деревню Панасовку). Под 1796 в городе уже существовали и были внесены в городской план здания дворцового комплекса М. Огинского. 

 Открытая в  Слониме типография была далеко  не первой на территории современной  Беларуси. Так начиная с зарождения  книгопечатания, город Вильно был  одним из крупнейших центров  книгопечатания в Европе. 

 В истории книжной  культуры Беларуси и Литвы  XVI – XVII вв. особое место занимали  известные виленские типографии: Братьев Мамоничей (1574 – 1624 гг.), Виленская типография иезуитской академии (1586 –1805 гг.). 

 Во второй половине XVIII века активно действовала  типография католического ордена  пиаров (1754 – 1840 гг.) В XVII – нач. XIX в. работала униатская базилианская типография. 

 Огинские - литовско-русский  дворянский и княжеский род,  производимый от Юрия Федоровича, князя Козельского, а иногда (Вольф) от князя Дмитрия Ивановича Глушонка, получившего в 1486 г. от великого князя литовского Александра имение Огинты. В третьем поколении род Огинских разделился на две линии: младшую (дворянскую) и старшую (княжескую). Младшая линия скоро захудала (потомство ее существует в Витебской губернии). В XVII и XVIII веках Огинские старшей линии занимали довольно высокие должности в польском государстве. 

 Возвратясь на родину в Слоним, Агинский строил фабрики, истратил несколько миллионов на проведение канала, носящего его имя, украсил город Слоним, бывший его любимым местопребыванием. В слонимском дворце его находили радушный прием, а иногда и приют, артисты, певцы, художники. Слонимская типография согласно некоторых источников была выкуплена у доминиканцев и перенесена в его дворец. Шрифты для типографии привозили из Варшавы, от пана Завадского. Первое известное произведение изданное в типографии называлось «Религиозный культ Брунона, патрона картузов». Книга вышла на латинском языке при поддержке доминиканцев. В общей сложности в Слонимской типографии было напечатано около 30 книг на польском и латинском языках. Чести же быть напечатанным в Слонимской типографии на русском языке удостоилось только одно произведение – «Словарь юридический или свод российских узаконений» Ф. Лангаса (1791). Среди Слонимских изданий также представлена литература учебного и научного характера, например: «Короткое собрание общей географии» (1796), «Краткое собрание римской истории» (1796), «Польско-немецкая граматика» (1793), «Латино-польский словарь» (1795) и другие. В 1778 году в Слонимской типографии опубликовано учебное пособие для детей. Особенность например именно этого издания явилось то, что оно было набрано параллельно польским и итальянским шрифтом: «Книга для молодежи, или представление о предметах которые дети должны изучать». (В настоящее время книга хранится в отделе старопечатной книги гродненского музея - заповедника, и вот она перед нами - большого, в «восьмерку», формата, в кожаном переплете со стершимся золотым тиснением на корешке. Эту книгу можно считать первым в Беларуси учебником: «Книжки для млодзи», изданной в 1777 году в Слониме в типографии гетмана Великого Княжества Литовского Огинского. Время, пощадившее эту книгу, оказалось безжалостным фактически ко всему, что связано с ее издателем. Ни следа не осталось от дворца Огинского в Слониме, его огромной библиотеки, а эта книга, едва ли не единственный сохранившийся экземпляр из всех слонимских изданий. Печальная судьба постигла все крупнейшие книжные собрания слонимщины — библиотеки Слизней и Сапег, архивы монастырей и храмов. Казалось бы, они сокрыты от нас навсегда. И все же история порою парадоксально возвращает нас к истокам, приоткрывая завесу тайны. Иногда для этого достаточно приоткрыть обложку старой книги…) В этих же годах 1781 и 1782 в типографии были напечатаны либретто двух местных опер, написанных как считают М. Агинским, - «Состояние сословий», и «Силы мира», которые были представлены на сцене Слонимского театра и как известно, название типографии не было официально указано. 

 Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития  белорусской национальной культуры  ухудшились. Усилились полонизация  и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVII в. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVII в. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти. Именно этим можно объяснить, то что практически все книги в то время издавались на польском или европейских языках. Даже довольно широко распространенный на востоке русский язык в типографиях расположенных на территории современной белорусии использовался крайне редко. Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII - начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность - полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура - культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства. 

 В типографии  Агинского в Слониме использовалась технология наборной печати. Изобретателем печати с подвижных наборных литер в Европе был немец Иоганн Гутенберг (1400 — 1468). Точно установить время напечатают первой книги с наборных литер не удалось, и условной датой начала европейского книгопечатания этим способом считается 1440 г. Иоганн Гутенберг применил металлические наборные литеры. Сначала путем выдавливания в мягком металле углублений в форме букв изготовлялась матрица. Потом в нее заливали свинцовый сплав и изготовляли необходимое количество букв-литер. Буквы-литеры располагались в систематическом порядке в наборных кассах, откуда и вынимались для набора. 

 В большинстве  типографий тех времен использовались  ручные печатные станки. Слонимская  типография исключением не была. Печатный станок представлял  собой ручной пресс, где соединялись  две горизонтальные плоскости:  на одной плоскости устанавливался  наборный шрифт, к другой прижималась  бумага. Предварительно матрица  покрывалась смесью сажи и  льняного масла. Такой станок  давал не больше 100 отпечатков  в час. Книгопечатание подвижными  литерами быстро распространилось  в Европе, хотя Гутенберг и предприниматель Фуст, который обеспечивал ему финансовую помощь, пытались сохранить в тайне сделанное изобретение. В Чехии первая книга «Троянская хроника» была напечатана неизвестным печатником уже в 1468 г. С течением времени технология печати не изменилась вообще, изменялись только положения, величина, размер и Вид шрифтов применяемых на станках. 

 С начала XVIII в.  Широкое распространение получило  технологии филиграней. Филигрань  (скань) — один из древнейших  видов художественной обработки  металла. Название филигрань происходит  от двух латинских слов —  «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т. д. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. 

 Материалами для  филигранных изделий служат сплавы  золота, серебра и платины, а  также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике  филиграни или с элементами  филиграни очень часто (в целях  облагораживания их внешнего  вида) оксидируют и серебрят. Нередко  филигрань сочетают с эмалью (в  том числе финифтью), гравировкой,  чеканкой. Техникой филиграни можно  изготовить все без исключения  виды ювелирных украшений. 

 Филигранные изделия  производились в царских или  монастырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия и осуществляли все операции по их производству. В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. 

 Получило свое  распространение филигранное мастерство  и в оформлении книг. Здесь  наибольшее распространение получило  оформление обложек книг чеканкой, отделка золотом или серебром. «Удовольствие» иметь такую книгу  было естественно не дешевым,  позволить себе такую книгу  могли только особы Дворянского  и княжеского рода. Поэтому и  изготавливались такие книги,  а чаще просто обложки для  книг по специальным заказам  в европейских или русских  мастерских. 

 Из некоторых  источников известно, что Слонимская  типография в XVIII в. использовала  бумагу только иностранных фабрик. На бумаге омского Октоиха  выявлены указывающие на это  филиграни. Больше всего в книгах  бумаги, маркированной филигранью  под общепринятым названием «Страсбургская  лилия» («Strasburg lilu»). 

 Начнем с того, что время и место изобретения  бумаги известно лишь с определенной  долей вероятности. Та бумага, которую делали в Китае к  началу нашей эры, по способу  производства и составу отличалась  от бумаги, получившей спустя  тысячелетие широкое распространение  в средневековой Европе и Московской  Руси. Ну а кроме всего прочего,  восточная бумага (китайская новинка  быстро покорила другие азиатские  страны, а позже и Северную  Африку) на заре своего существования,  как и в последующие века, не  метилась водяными знаками. Это  утверждение не бесспорно, но  в настоящее время массовое  применение филиграней на восточной  бумаге не подтверждено. В то  время как европейская средневековая  бумага буквально «пестрит» (если  такое слово уместно в отношении  картинок, видимых только на просвет)  водяными знаками. 

 Сейчас принято  считать, что первые филиграни  появились на европейской бумаге, и случилось это около XIII века. К тому времени бумага была  уже хорошо известна в Испании,  где ее производство наладили арабы и где к середине XII века существовало много бумажных мастерских. Но именно итальянцы, построив в XIII веке бумажные мельницы в Фабриано, Генуе, Турин, Венеции, стали выпускать так много превосходной по качеству продукции, что засыпали ею всю Европу. На Руси итальянская бумага появилась уже к XIV веку. 

 Видимо, итальянские  мастера и ввели моду на  водяные знаки. Во всяком случае, французы стали строить бумажные  мельницы позже итальянцев —  в XIV веке, однако в производстве  отличной писчей бумаги они  быстро преуспели и вытеснили  итальянскую продукцию с внутренних  рынков, а постепенно и с рынков  Голландии, Англии и Московской  Руси. Немцы в деле изготовления  бумаги отстали от французов  и итальянцев примерно на сто  лет, и родоначальниками филиграней  считаться не могут. Напротив, они поначалу заимствовали типично  итальянские и французские водяные  знаки, иногда видоизменяя их. Только к концу XV — началу XVI веков немцы стали производить  собственную бумагу довольно  хорошего качества, поставляя ее в том числе и на Русь. А в XVII веке всех обошли голландцы, значительно потеснив на общеевропейском рынке господствующую там французскую бумагу и явив миру свои водяные знаки. 

 Если отыскать  страну-родоначальницу филиграней  нелегко, то установить, какие  из водяных знаков являются  древнейшими, вполне возможно. Но  для начала необходимо рассказать  о том, как, собственно, делался  водяной знак, да и сама средневековая  бумага — тогда будет понятно,  почему мастера бумажных дел  начинали именно с таких филиграней. 

 Бумажный цех,  Германия, середина XIX века. Мастер-бумажник  раскладывает перебродившую целлюлозную  массу из котла на форму,  затем вода отжимается прессом,  и, наконец, третий работник  просушивает получившиеся листы.  Иллюстрация из архива Библиотеки  Конгресса США
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.