На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная адаптация бывших заключенных

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
мурманский  государственный  гуманитарный университет 
 
 
 
 

факультет истории и социальных наук
кафедра социальной работы и организации работы с молодежью 
 
 
 
 
 

курсовая  работа
«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ» 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка:
Косюкова  Анастасия
Александровна,
специальность «Организация
работы  с молодежью»,
4 курс, очная  форма обучения
Научный руководитель:
Сидорова  М.И., к.п.н.,
доцент  кафедры СРиОРМ  
 
 
 
 
 
 
 
 

Мурманск
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Процесс социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы ………………………………………………………………………………5
1.1 Понятия «социальная адаптация» и «социализация личности»………………………………………………………………………….5
1.2 Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной реадаптации……………………………………………………………………....13
1.3 Факторы, влияющие на успех социальной реадаптации……………........................................................................................19
1.4 Меры, направленные на социальную реадаптацию бывшего преступника………………………………………………………………………23
1.5 Нормативно-правовые документы, касающиеся социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы на региональном и федеральном уровнях…………………………………………………………………………...26
Глава 2. Организация помощи лицам, освободившихся из мест заключения в Мурманской области……………………………………………………………….30
2.1 Статистические  данные лиц, освобожденных из  мест лишения свободы по Мурманской  области……………………………………………………………….30
2.2 Мурманская Региональная благотворительная общественная организация «Улица»…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………………... 
 
 

Введение 

     В наше время, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, только готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной адаптации освобожденных от наказания встает очень остро. Если человек не адаптируется к нормальной жизни, это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений.
     Актуальность  проблемы социальной адаптации лиц, отбывших наказание за совершенные преступления, очевидна1. Несмотря на то, что какого-либо закона, регламентирующего аспекты адаптации бывших осужденных и лиц, отбывающих наказание, до сих пор нет, проблема социальной адаптации осужденных стала актуализироваться в политике нашего государства последние два-три года. И такая активизация в последнее время действий по социальной адаптации граждан, освободившихся из учреждений управления исполнения наказаний, заставляет надеяться на эффективное обеспечение возврата бывших преступников к законопослушной жизнедеятельности. Следует также отметить, что процент лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и отказывающихся от продолжения дальнейшего преступного поведения, достаточно значителен.
     Вопросы социальной адаптации лиц, освобожденных  из исправительных учреждений, получили освещение в работах как зарубежных (Д. Гордон, Р. Куинн, К.Л. Кунц, Г.Й. Шнайдер, Эдвин М. Шур и др.), так и отечественных (Ю.М. Антонян, Ю.М. Аверкиев, З.А. Астемиров, Н.А. Беляев, А.В. Бриллиантов, А.И. Васильев, Т,Н. Волкова, В.И. Горобцов, П.Ф. Гришин, В.И. Гуськов, В.А. Елеонский, В.И. Игнатенко, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.Г. Ковалев, О.Б. Лысягин, А.С. Михлин, В.И. Поздняков, В.Б. Писарев, А.Т. Потемкина, Т.Г. Предов, М.С. Рыбак, СВ. Познышев, Н.А. Стручков, В.М. Трубников, И.В. Шмаров, А.М. Яковлев и др.) ученых.
     Цель курсовой работы – изучить особенности социальной адаптации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.
     Объектом  исследования являются лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы.
     Предмет исследования –  процесс социальной адаптации бывших заключенных.
     Задачи  курсовой работы:
    проанализировать литературные источники по проблеме социальной реадаптации бывших заключенных;
    раскрыть содержание процесса социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
    изучить помощь лицам, освобожденным от отбывания наказания и проблемы ее реализации;
    рассмотреть специфику организации помощи лицам, отбывшим наказание;
    сформулировать выводы по данной проблеме.
     Практическая  значимость состоит в том, что результаты данной курсовой работы могут быть использованы в учебной работе, а также в практической и научной деятельности в рамках социальной работы в пенитенциарной системе.
     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав и списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Процесс социальной адапт ации лиц, освобожденных от отбывания наказания 

1.1 Понятия «социальная адаптация» и «социализация личности» 

     Человеческое  поведение может существовать в двух возможных видах – «добродеяния» или злодеяния. Это необходимое условие для совершенствования человечества, для его приспособления к существующему в мире порядку вещей, т. е. к миропорядку. Никакая цивилизация не может развиваться без возможности существования добра и зла, а значит и без преступности. Однако это не означает, что условием развития является равновесие добра и зла. Наоборот, развитие происходит только при их неравновесии: если больше добра и меньше зла - прогрессивное развитие, если меньше добра и больше зла - регрессивное. Таким образом, условием прогрессивного развития цивилизации есть борьба против зла, за добро2.
     Социальная  адаптация представляет собой часть  процесса социализации, особую ее разновидность. Продолжительность социальной адаптации зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от окружающей среды, форм и интенсивности государственного и общественного воздействия на поведение лица. По мере адаптации к новым условиям жизни этот социальный процесс затухает (сводится на нет), в то время как социализация не останавливается, продолжает протекать (равно как и биологическая жизнь индивида), способствуя приобретению личности новых черт, наклонностей, взглядов и привычек3.
     Понятия социализации и социальной адаптации  тесно взаимосвязаны. Как и социальная адаптация, понятие социализации привлекает к себе внимание многих исследователей.
     Под социализацией понимается весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду, и предполагающий социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав, обязанностей и т. д.; активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие4.
     Социализация  и адаптация различаются по объему и длительности периода протекания, но главное отличие касается их содержания. Социализация человека постоянно идет по пути накопления опыта, расширения знаний, приобретения новых навыков - формируется личность с только ей присущими индивидуальными взглядами, установками. Механизм адаптации несколько иной: процесс устранения негативных качеств личности и усвоение новых, позитивных происходит под влиянием изменившихся условий; в относительно короткий промежуток времени отмечается ломка, из сознания индивида происходит устранение устаревших взглядов и установок.
     Процесс социальной адаптации так же, как и процесс социализации, не является односторонним. Индивид, приобщаясь к социальной среде, социальному опыту, усваивая его эталоны, сам воздействует на окружающую среду.
     Понятие социальной адаптации сопрягается с определениями «социальные ожидания», «уровень притязаний» и «эффект неадекватности». Как отмечает А. М. Яковлев, понятие «социальные ожидания» в качестве важнейшей детерминанты поведения человека носит объективный характер и выражается в определенных социальных институтах, его носителем выступают люди. «Социальные ожидания» составляют главную характеристику воздействия среды на личность. Если социальные ожидания приходят в противоречие с поведением человека, то может возникнуть конфликт, препятствующий социальной адаптации. «Несовершенство конкретных форм включения индивидуума в общественную жизнь может приводить к тому, что в некоторых случаях социальная адаптация отдельных лиц может протекать неудовлетворительно. Сочетаясь с неблагоприятной конкретной ситуацией, в которую попадают лица, недостатки процесса социальной адаптации могут отрицательно сказаться на их поведении»5.
     Социальные  ожидания подвижны, процесс смены социальных ожиданий одного рода на социальные ожидания другого рода должен сопровождаться изменением оценки человека своих возможностей и способностей, т. е. изменением уровня притязаний. И если оказывается, что уровень притязаний не соответствует социальным ожиданиям, происходит конфликт, т. е. «аффект неадекватности».
     Сущность  адаптации к социальным условиям состоит в достижении соответствия между социальными ожиданиями общества или отдельных групп и поведением личности. С проблемой адаптации личность сталкивается на протяжении всей своей жизни: ребенок, впервые переступивший порог детского сада; юноша, начинающий трудовую деятельность, пенсионер.
     Социальная  адаптация6 - сложный и противоречивый процесс. По своей сути все развитие личности - непрерывное взаимодействие меняющегося человека с меняющейся средой, что требует от индивида все более сложной и гибкой реакции приспособления к новым требованиям среды, к новым социальным ожиданиям. Усложняются и отношения между людьми. В течение всей жизни индивид вынужден корректировать свою деятельность в соответствии с меняющимися условиями среды. Игнорирование истины о том, что жить в обществе и быть свободным от общества, нельзя, оборачивается отчуждением личности и, в конечном счете, ее трагедией.
     Следует также иметь в виду, что групповые ожидания далеко не всегда соответствуют общесоциальным. Не нуждается в особых доказательствах и факт существования так называемой субкультуры определенных слоев населения, не совпадающей с официально признанной правовой и этической идеологией нашего общества. В настоящее время наиболее выпукло проявляется психологическая неоднородность общества. Об этом свидетельствуют, в частности, и национальные конфликты, и активизация различного рода неформальных объединений. Следовательно, социальная адаптация - процесс противоречивый и не всегда однозначный. Каждый раз требуется ответить на вопрос, к какой социальной среде адаптируется индивид. Он может неукоснительно исполнять требования официальной морали и права, но быть отвергнутым своим непосредственным окружением. И, наоборот, индивид может раствориться в своей среде, быть ее лидером и «уважаемым человеком», но находиться в непримиримых отношениях с законом7.
     Общество  состоит из множества малых социальных групп. Их психология и групповая мораль не копируют общесоциальную систему ценностей. Существуют также группы с антисоциальной психологией. По-видимому, когда речь идет о бывшем преступнике, его социальная адаптация может быть признана успешной лишь при определенном равновесии между общесоциальной и групповой адаптациями. Другими словами, адаптированным может считаться лишь тот, кто войдет в близкую ему по духу малую социальную группу (психологическая адаптация) и при этом будет избегать конфликта с уголовным законом (социальная адаптация в узком смысле).
Виды  и уровни адаптации  личности
     Адаптация (adaptation)8 - это системная реакция личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды.
Основные  виды адаптации:
    психофизиологическая адаптация - это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов;
    психологическая адаптация - это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности;
    аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности;
    аутопластическая адаптация – осуществляется изменениями структуры личности под условия среды;
    социально-психологическая адаптация - это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания, и при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворяя свои основные потребности.
     Социальная  и психологическая адаптация  в социологической и философской  литературе рассматривается на различных  уровнях:
I - общества  в целом (в масштабе макросреды);
II - социальной  группы (в масштабе микросреды);
III - индивида (внутриличностная адаптация).
     Вывод о существовании адаптации личности на уровне общества не получил общего признания среди специалистов. Скорее всего, имеет смысл говорить об адаптации личности в масштабе общества (макросреды), человек может усвоить и использовать образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для конкретной общности (группы, ближайшего социального окружения), и в то же время не достичь органического единства с макросредой (обществом), не интегрироваться с ней.
     Выделение социальной и психологической адаптации  личности на уровне социальной группы (коллектива - микросреды) является общепризнанным. Адаптация личности в социальной группе представляет собой ее самоопределение, обеспечение прочности "врастания" человека в данную группу (коллектив). В процессе коллективной деятельности и общения человек утверждает свою индивидуальность и вместе с тем, в известной мере, интегрируется с группой. Однако при этом конфликт с обществом не допускается, лицо воздерживается от нарушения правовых норм хотя бы под страхом наказания.
Этапы социальной адаптации  освобожденных от отбывания наказания
     Польский  социолог Я. Щепаньский выделяет четыре этапа:
* первый (начальный) этап, когда адаптирующийся индивид усваивает лишь правила поведения, но система ценностей новой среды внутренне им не признается;
* второй этап (терпимости), когда как среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения друг друга;
* третий этап (приспособления, "аккомодации") связан со взаимными уступками: не только индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители последней признают некоторые его ценности;
* четвертый этап (самой полной адаптации, этап "ассимиляции"), когда индивид полностью отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.
     Приведенная периодизация в полном объеме может  быть использована лишь в случаях  кардинального расхождения ориентации личности и новой для нее среды. Однако, поскольку такая ситуация возникает далеко не всегда, а точнее, сравнительно редко, целесообразно внести в нее некоторые коррективы9.
     Прежде  всего, следует указать на необходимость выработки у осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания адаптационных знаний и личностных качеств, облегчающих впоследствии их социальную адаптацию. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания в виде лишения или ограничения свободы в значительной мере зависит от пластичности личности, ее желания приобщиться к честной трудовой жизни. При подготовке осужденного к освобождению важно также создать для этого объективные предпосылки: поиск подходящего места жительства и работы, завязывание полезных знакомств10.
     Итак, социальная адаптация освобожденных  от отбывания наказания проходит следующие три этапа:
    Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Этот начальный этап освоения после освобождения от наказания - самый сложный и порой решающий. Важность его для социальной адаптации сложно переоценить. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при устройстве на работу, освобожденные от отбывания наказания обращаются за помощью к прежним друзьям, вовлекающим их в новые преступления. Отрицательному влиянию групп с антиобщественной направленностью в таких случаях не просто, а зачастую невозможно противостоять.
    Этап усвоения социально полезных ролей сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от отбывания наказания. В этот период происходит изменение его социальных ролей, функций, и, как правило, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек. Часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы, приспосабливаются к новой социальной среде с большим внутренним напряжением, психологическими срывами, с постоянными стрессовыми состояниями.
    На этапе правовой адаптации происходит утверждение в психике нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно-этических норм. Речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных результатов исправительно-трудового воздействия и достижении целей исправления судимого лица11.
     При оценке успешности протекания такого сложного социального процесса, как  социальная адаптация, в ходе которого изменяется не только духовный облик, но и поведение судимого лица, необходимо учитывать объективные и субъективные показатели.
     Объективные критерии фиксируют внешние признаки примерное поведение, честное отношение  к труду, точное и неуклонное выполнение требований законов и правил, участие  в общественной жизни трудового  коллектива и др.).
     Субъективные  критерии социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания характеризуют степень (уровень) осознанности личностью необходимости поведения, адекватного ожиданиям-требованиям общества, удовлетворенности новыми социальными ролями, желание добиться осуществления намеченных планов и выражаются в позитивном отношении к трудовому коллективу, отдельным его членам, семье и др. Указанные критерии можно использовать для определения уровня протекания социальной адаптации, выявления обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благоприятно влияющих на нее.
     1.2 Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной реадаптации 

     Проблема  социальной реадаптации (приспособления) освобожденного к условиям нормального  существования в нормальной социальной среде на свободе тесно связана с проблемой борьбы с рецидивной преступностью. Большое значение для решения этих обеих социальных проблем имеет изучение личности осужденного к моменту его освобождения из исправительно-трудового учреждения.
     Главным видом готовой продукции исправительно-трудовых учреждений, как отмечает В. Л. Васильев в своем учебнике «Юридическая психология», является социально-значимый человеческий материал, который должен представлять собой освобожденный из заключения. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из исправительно-трудовых учреждений, вновь совершают преступления. В этой связи встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее актуальна, чем проблема доказательства виновности12.
     Всех  лиц, освобождающихся из мест заключения, можно разделить на три категории:
     1. Лица, вполне исправившиеся в  период отбытия наказания. После  освобождения они стремятся активно  включиться в честную трудовую  жизнь. Иногда это стремление  способно преодолеть значительные  трудности, с которыми освобожденный сталкивается в период адаптации.
     2. Лица с дефектами воспитания. Эти дефекты у освобожденных  могут быть в мировоззрении,  в правосознании, в моральных  и нравственных программах, а  также в области трудовых навыков.  Положительный прогноз поведения лиц этой категории после освобождения в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут.
     3. Лица, не исправившиеся в процессе  отбытия наказания. В процессе  пребывания в местах лишения  свободы по ряду причин они  не избавились от своих преступных взглядов, наклонностей, установок, а порой даже преступного мировоззрения. Что еще хуже, в иных случаях эти лица в местах лишения свободы обогатили свой преступный опыт, развили преступные навыки и преступное мировоззрение. Освобождение этого лица рассматривают как возможность продолжения преступной деятельности.
     Социальная  адаптация зависит от степени  социальной отчужденности личности, характера преступной деятельности, ее продолжительности, состояния микросреды, в которую он входит. Труднее всего адаптироваться лицам, совершившим насильственные преступления, а также грабителям, ворам; легче - расхитителям, спекулянтам, взяточникам и прочим.
     Показателями  интенсивности рецидива преступлений признаются его интервалы, то есть отрезки времени, прошедшие после освобождения лица от отбывания наказания в виде лишения свободы до совершения нового преступления.
     Основная  масса новых преступлений, совершаемых  лицами, которые отбывали наказание  в виде лишения свободы, приходится на период до 3 лет с момента освобождения. При этом большая часть преступлений совершается в первый год после освобождения - 52,4%, в последующем интенсивность рецидива постепенно снижается.
     Таким образом, процесс адаптации освобожденных  из учреждений исполнения наказаний завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части - к одному году. Самое трудное время для адаптации - период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуются наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. В противном случае высокая эффективность профилактики рецидивной преступности среди освобожденных от наказания обеспечена не будет. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.
     Примерно  в 60% случаев наблюдается успешная социальная адаптация, то есть констатируются совпадение (гармония) ожиданий-требований социальной среды и уровня притязаний конкретного лица, наличие устойчивых положительных связей. В процессе успешной социальной адаптации вырабатываются такие личностные качества, которые позволяют человеку стать активным субъектом деятельности.
     Процесс адаптации, приспособления к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы - сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Человек должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков. Он должен уметь тратить заработанные деньги, обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещаться в пределах иногда довольно значительных расстояний и т. д.
     К объективным факторам относится  то, что к моменту освобождения из мест лишения свободы человек утрачивает определенные социальные связи: семью, трудовой коллектив, жилую площадь, квалификацию и т. д. Процесс его возвращения в сферу нормальных общественных отношений возможен лишь через трудовую деятельность в коллективе. Вместе с тем, переход предприятий на хозяйственный расчет, принципы самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости, ведущие к снижению числа занятых в основном производстве, ставят под угрозу вопрос своевременного устройства на работу по желаемой специальности лица, отбывшего наказание. Этот момент нельзя не учитывать, так как невозможность удовлетворять свои, даже самые простые потребности трудом неминуемо толкнет ранее судимого на путь совершения преступления повторно. Анализируя эту проблему нужно подчеркнуть, что в определенной степени общество само способствует рецидиву, не обеспечивая гарантированного трудоустройства, продолжая ограничивать прописку лицам, освободившимся из мест заключения.
     К специальным факторам рецидивной преступности относится распространенность пьянства и алкоголизма среди лиц, ранее судимых, а также недостатки в деятельности правоохранительных органов, направленной на предупреждение рецидива. Несовершенной, например, является сама процедура освобождения из мест отбытия наказания. Именно по этой причине признанный особо опасным рецидивистом гражданин М. при освобождении получил на руки 4500 рублей. Часть из них, по его словам, он потратил на: приобретение билета к месту предполагаемого жительства. На оставшуюся часть денег он вынужден был «существовать», а не жить, ожидая прибытия вслед за ним дела вместе с паспортом и трудовой книжкой, питаясь тем, что собирал с могил кладбища в родительский день, проживая в апреле месяце в неотапливаемом строящемся доме. Ясно, что вероятность совершения гражданином М. преступления повторно значительно возрастает, о чем он сам неоднократно заявлял, приходя в отдел внутренних дел на отметку как лицо, состоящее под административным надзором13.
     Нельзя  не отметить в качестве одного из самых  серьезных обстоятельств затрудняющих реадаптацию, мощное действие субкультуры, процветающей в зонах изоляции правонарушителей, нередко привязывающей случайно оступившихся накрепко к преступной среде.
     Неоднократно проводимые социологические опросы осужденных о том, с какими трудностями они опасаются столкнуться после освобождения, показывают следующее: большинство указывают на сложность включения в нормальную жизнь, приблизительно одинаковое количество опрошенных боятся столкнуться с предвзятым отношением по месту работы и месту жительства.
     Также опросы показывают, что большая часть  населения с предубеждением относится  к бывшим преступникам. Около 50% респондентов не желает видеть лиц, отбывших наказание, в качестве своих соседей, друзей, родственников, коллег по работе.
     Незначительное  число законопослушных граждан (5%) допускает возможность общения  с бывшими преступниками как  друзьями. Очень мало людей (всего 3% опрошенных) согласны поддерживать отношения с такими лицами в кругу семьи.
     Хотя  около половины респондентов воспринимают их спокойно, преобладает позиция  ярко выраженного неприятия как  потенциальных преступников, настороженного отношения к ним. Многие из них  видят реальную социальную опасность  отбывших уголовное наказание. Отчетливее всех придерживаются такой точки зрения работники правоохранительных органов, руководители, служащие, горожане, то есть те, от кого чаще, чем от остальных зависит судьба этих людей. Возможность установления с ними родственных связей проблема только для десятой части опрошенных, остальная же масса пытается свести всякие контакты до минимума. Примерно 1/5 высказалась совершенно категорично: не желаем иметь рядом с собой бывших заключенных. Здесь явно обнаруживается противоречие мнению большинства (62,6 %) о нецелесообразности ограничения места жительства таких граждан.
     На  уровне общих рассуждений респонденты  мыслят гуманно, но когда дело касается их лично, взгляды нередко меняются. Стерео типизированное мышление не вникает  во всевозможные подробности и «тонкости» (скажем, за что и насколько осужден человек), оно подавляется одним соображением - был в тюрьме, значит преступник, во всяком случае, скрытый злоумышленник. Общественное предубеждение создает у подвергаемых гонениям острое ощущение своей социальной исключительности и отринутости, что естественно сближает между собой, заставляет держаться друг друга. Неприязнь, а подчас откровенная враждебность к этим «изгоям», может быть источником разного рода конфликтов, возникновения криминогенной обстановки, провоцирования рецидивной преступности.
     В ходе опроса выделялась позиция женщин по ряду пунктов. Пример тому - распределение  приводимых респондентами ответов  на один из заданных вопросов. Женщины  более лояльны, терпимы, не очень  категоричны к осужденным в прошлом. Очевидно, сказываются психологические свойства и то обстоятельство, что среди женщин немало матерей, жен, подруг, тех, кто находился в местах лишения свободы. Поэтому они менее подвержены влиянию стереотипа.
     Сами  ранее судимые, оценивая отношение окружающих, бесспорно, не могут не замечать, что все-таки многие пробуют им помочь, в первую очередь, родные, друзья, гораздо реже - коллеги по работе и учебе, соседи.
     Утверждение морально нравственных ценностей в  сознании бывших заключенных - неотъемлемая составная их социальной реадаптации. Совершивший преступление и понесший за это кару человек сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. В первое же после «отсидки» время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. Ложная нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые нормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости.
     В оценке жизненных перспектив ранее  судимые обычно проявляют сдержанность, характеризуя таковые как неопределенные, неясные; питают надежду на решение своих проблем. С разной интенсивностью, у многих опрошенных возникает ощущение своей ненужности, несправедливого к ним отношения.
     Сложность их взаимоотношений с окружающим миром, отчужденность иллюстрируются и тем фактом, что преобладающее большинство или не очень обращают внимание на общественное мнение о себе или вовсе выражают полнейшее безразличие. А это не что иное, как потеря доверия к обществу, его гуманности, объективности, неприятие его установок. Итог закономерен - механизм воздействия на процесс реадаптации становится трудноуправляем.
     Молодым людям, склонным к совершению преступлений свойственен разрыв между теми нравственными  ценностями, которые они вроде бы признают, и теми, которым фактически следуют. Показатель возможности рецидива - отношение к требованиям закона - лишь небольшая часть респондентов считают их выполнение необходимым; большинство же готовы им следовать до тех пор, пока не затрагиваются собственные интересы. Оттого то вряд ли можно считать основную массу выходцев из уголовно-исполнительных учреждений законопослушными гражданами. Готовность преступить закон - прямой путь к рецидиву. 

     1.3 Факторы, влияющие на успех социальной реадаптации 

     Успех адаптации зависит, по крайней мере, от трех групп факторов:
     К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, мораль, правосознание, этика, нравственность, образование, специальность, трудовые навыки и т. д.
     Ко  второй - условия внешней среды, окружающей личность освобожденного. Наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения  с ней, работа, удовлетворенность  ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами  малых групп, в которые освобожденный  входит по месту работы, жительства и т. п., тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.
     К третьей группе относятся условия, в которых находился осужденный и которые сказываются на его  поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в исправительно-трудовых учреждениях, учеба, воспитательное воздействие администрации, структура малых групп, в которые входил осужденный.
     Социальная  реадаптация возможна только в случае, если будет сопровождаться:
1) включением  человека в сферу труда (учебы);
2) установлением  здоровых семейных отношений  (и в родительской, и в своей  семье);
3) восстановлением  коммуникативных общественных связей;
4) укреплением  системы нравственных ценностей  как регулятора социального поведения14.
     Профессиональная  реадаптация состоит из множества  компонентов: поиск работы или выбор  профессии, проблема производственного  адаптирования, степень удовлетворенности  своим трудом как фактор закрепления  на рабочем месте и т. д. Согласно данным проводимых социологических опросов большая часть побывавших в заключении - работала, некоторые учились. Почти половина из них испытали при трудоустройстве серьезные препятствия, хотя внушительное количество молодых людей владели той или иной профессией. Главной причиной отказа использовать их рабочие руки, чаще всего называлась судимость. К сожалению, общество в лице конкретных его представителей вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложно сориентироваться в непростой нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию, способствует, по сути, распространению тунеядства, являющегося почвой для рецидивной преступности.
     Выбор определенного предприятия, организации  для части опрошенных проходил под влиянием друзей, родителей или по направлению службы занятости. То, что лишь 7 из 10 из них пришли на новое место работы, так как им нравилась будущая профессия, и почти все указали на безвыходность своего положения, говорит, с одной стороны, об ограниченности возможностей выбора, с другой же, об отсутствии особой заинтересованности в труде.
     Воспроизводство нормальных семейных отношений также  является важным фактором успеха или  неудачи социальной реадаптации. Подавляющее  большинство освобожденных стремиться вернуться в семью. От того, как встретят родные, как сложатся взаимоотношения, во многом зависит их дальнейшая судьба.
     По  мнению некоторых исследователей, преступное поведение молодежи не находится  в тесной взаимосвязи от таких характеристик, как образование или квалификация родителей, структурная неполноценность семьи, материально-бытовые условия жизни. Все это обретает значение в связи с социально-психологической атмосферой в семье - ее нравственными и правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями. Молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая, так или иначе, способствовала их противозаконным поступкам.
     Если  же учесть, что до заключения имели место напряженные, а порой и конфликтные отношения в этих семьях, то нетрудно предположить: условия реадаптации вряд ли будут благоприятными.
     Воссоздание нормальных коммуникативных связей - еще один из важнейших процессов  реадаптации бывших заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентирования, получать информацию, находить сочувствие. Заметим, около 70% освобожденных вновь попадают в то социальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них. Вот почему от того, как сложатся отношения между ними и государственными структурами, призванными оказывать им содействие и осуществлять социальный контроль, зависит многое.
     Между тем, повсеместное отсутствие специальных учреждений, центров, которые занимались бы реадаптацией отбывших уголовные наказания, создает парадоксальную ситуацию - забота об их благополучии возложена на карательные органы. Практически все молодые люди после выхода на свободу берутся на учет органами внутренних дел. При этом формы контроля не отличаются разнообразием - посещения на дому, беседы. Целесообразность подобной превентивности вызывает серьезные сомнения, ибо ставит всех без исключения освободившихся в положение подозреваемых, создает почву для досужих обывательских толков и пересудов, хотя вполне оправданной сия мера выглядит по отношению к рецидивистам или осужденным условно, как и злостным нарушителям режима в период лишения свободы, то есть тем, кто действительно требует повышенного внимания.
     Почти половина опрошенных экспертов - работники  правоохранительных органов (46,9%) - полагают, своевременным формирование фонда  материальной помощи бывшим заключенным. По их мнению, это будет содействовать  преодолению многих трудностей. Однако 37,7% придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая такие финансовые затраты излишними. Столь же неоднозначно реагируют эксперты на вопрос, нужно ли создавать центры социальной реабилитации. Вероятно, некоторые из них усматривают в этом дополнительные для себя обязанности либо плохо представляют характер деятельности данных учреждений.
     Реально оценивая возможности в оказании содействия вернувшимся из тюрьмы, 45% сотрудников милиции указали, что могут в основном помочь им трудоустроиться, но 11,7% практически признали свою беспомощность в решении их проблем. Симптоматично, что число разуверившихся увеличивается в зависимости от возрастания служебного стажа. По-видимому, низкая, а нередко отрицательная оценка реадаптационной работы общественностью, необходимость постоянно преодолевать бюрократические преграды, и на этом фоне высокий уровень рецидивной преступности, при настороженном, порой враждебном общественном мнении о ранее судимых, приводит милицейских служащих к мысли о бесполезности своих усилий15.
     Следствием многолетней карательной практики государства явилось массовое убеждение в неизбежности жестоких репрессий в борьбе с преступностью. Так, согласно одному из исследований, от 30 до 55% граждан оценивают нынешнюю судебную деятельность как либеральную, 73% исходят из того, что чем суровее наказание, тем лучше соблюдается закон, 53% требуют расширения рамок санкций, предусматривающих лишение свободы. Это само по себе тревожно. Но куда тревожнее, когда обыденное сознание начинает связывать лавинообразный рост преступности с процессами демократизации, усматривая в этом источник всех бед. Не сродни ли сему и бездумное, иногда злое, нетерпимое отношение к побывавшим в заключении, часто основанное на стереотипах. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмысление явления, а на выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий мнение, которое отражает установку определенных общественных групп. 

     1.4 Меры, направленные на социальную реадаптацию бывшего преступника 

     Российское  уголовно-исполнительное законодательство с целью облегчения процесса социальной реадаптации лиц, отбывших уголовное наказание предусматривает следующие социальные гарантии для бывших заключенных. Согласно ч. 1 ст. 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости об избранном осужденным месте жительства после предстоящего освобождения, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
     Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины  старше 60 лет и осужденные женщины  старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
     В соответствии со ст. 181 УИК РФ осужденным, освобождаемым от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, в  целях способствования им в адаптации  к условиям жизни открытого общества, особенно при выходе на свободу, а также из соображений гуманности и профилактики право нарушений им оказывается материальная помощь в разных формах: освобождаемые обеспечиваются бесплатным билетом до конечного пункта назначения и продуктами питания или, по их желанию, деньгами на проезд по установленным нормам. Обычно освобождаемым оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах. Однако с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (каюты третьего класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2-го класса. Больные, а также беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием, исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий осужденных.
     При отсутствии у освобождаемого на лицевом счете денег ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере установленного законом месячного заработка, если иное не установлено нормативными правовыми актами. Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным, за счет финансовых поступлений из благотворительных организаций16.
     При отсутствии у освобождаемого из мест лишения свободы необходимой  по сезону одежды и обуви либо средств на ее приобретение он обеспечивается одеждой и обувью за счет государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.