На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Соблюдение и охраны Конституции Российской Федерации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    Кафедра «Теория государства и права и конституционное право» 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  дисциплине:  «Конституционное (государственно) право России»
На  тему №: «Соблюдение и охраны Конституции Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2007 г.
    Оглавление 

    
    Введение………………………………………………………………………. 3
    Способы охраны Конституции РФ………………………………………….. 4
      Принципы правового государства, верховенства и прямого действия конституции как средства охраны Конституции РФ……………………  5
    Особая процедура принятия и изменения Конституции как гарантия ее охраны……………………………………………………………………………. 7
    Конституционный контроль и конституционный надзор в России............ 10
      Понятие и виды конституционного контроля. ………………………... 10
      Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции………………………………………………………………………... 12
      Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.18
    5. Конституционная охрана и конституционная  ответственность……….. …23
    6. Заключение …………………………………………………………………...26
    7. Библиография…………………………………………………………………27 

 

     Введение 
     Становление Российской Федерации как демократического правового государства обусловливает потребность в формировании особого отношения всех государственных структур, механизмов и должностных лиц к обществу и праву, а также построения и действия стабильной оптимальной законодательной основы жизнедеятельности общества и государства. Все государственные решения должны основываться не на усмотрении, а на законе, в конечном счете - на Конституции РФ. Поэтому важнейшим условием решения данных задач является обеспечение верховенства Конституции в правовой системе РФ, а также ее четкое и неукоснительное соблюдение. Однако расширение законодательного массива и усложнение государственной деятельности в целом несет в себе потенциальную возможность роста числа внутригосударственных противоречий, в том числе связанных с нарушением Конституции РФ правовыми актами государства, его органов и должностных лиц.
     В данной работе рассмотрены следующие  вопросы:
      Верховенство конституции как гарант конституции
      Конституционный контроль и органы надзора
     Конституция – главный закон государства  обладающее высшей юридической силой. И охрана этой конституции есть главная цель, ибо если будет подвергнут изменению главный документ государства, то и изменится жизнь простых граждан.  
 

 

     Способы охраны Конституции  РФ. 

    Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой системы России. «Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции, соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации».1
          По мнению Н.А.Михалева под правовой охраной конституции следует понимать «совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности».2
          Для осуществления  указанной задачи в России существует система охраны Конституции.
          В связи с этим можно выделить ряд способов охраны Конституции РФ.  Исходя  из лексического значения слова «способ» («действие или система действий, применяемые при исполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-нибудь»)3, можно дать определение способу охраны Конституции. Таким образом, способ охраны  - это действие или система действий, применяемых органами государственной власти при осуществлении ими правовой охраны Конституции РФ.
          В литературе рассмотрено  несколько способов, средств и гарантий  охраны Конституции РФ, применяемых органами государственной власти, осуществляющими указанные функции.  

 

Принципы  правового государства, верховенства  и  прямого действия конституции как средства охраны Конституции РФ. 

          Статья 1 Конституции  РФ декларирует, что Россия  является правовым государством.
    Идея  правового государства имеет  многовековую историю... Философская  основа теории правового государства была сформулирована И.Кантом, который и предложил термин «правовое государство».4
    «Вообще же правовое государство можно определить как «государство, осуществление внутренней и внешней политики которого, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами, подчинены им».5  
    «Конституционные признаки государства как правового конкретизируются». А.А.Мишиным и Б.А.Страшуном в следующих положениях:
    В провозглашении  нерушимости прав человека со стороны государства» (Данное положение закреплено в статье 2 Конституции РФ).
    «В установлении основ механизма гарантий прав и свобод»  (Глава 2 Конституции РФ).
    «В конституционном установлении обязанности государства, его органов, учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов» (Пункт 2 статьи 15 Конституции РФ).
    «В конституционном принципе независимости суда». (Статья 120 Конституции РФ).
    «В принципе верховенства конституции по отношению к другим законам (Пункт 1 статьи 15 Конституции РФ).
    «В принципе приоритета норм международного права  перед нормами национального права».6 ( Пункт 4 статьи 15 Конституции РФ).
    Как было сказано выше, принципы верховенства и прямого действия конституции непосредственно входят в понятие правового государства. Суть принципа верховенства Конституции РФ отражена в пункте 1 Конституции РФ: «Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Прямое же действие конституционных норм - это «понятие, означающее, что суд или иной государственный орган не могут отказаться от применения конституционных норм, ссылаясь на то, что отсутствуют разъясняющие и детализирующие их законные и подзаконные акты».7 «Так, 31.10.95г. Пленумом Верховного Суда  РФ было принято Постановление № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в котором Пленумом  Верховного суда были даны разъяснения судам касательно непосредственного применения судами норм Конституции РФ при разрешении ими уголовных и гражданских дел в случае обнаружения при рассмотрении дела противоречия между каким-либо нормативно-правовым актом и Конституцией РФ (пункт 2 Постановления), а также между каким-либо постановлением Верховного Суда РФ до вступления в силу Конституции РФ 1993 года (пункт 19 Постановления)».8
    Таким образом, принципы правового государства, верховенства и прямого действия Конституции РФ непосредственно влияют на возможность реализации конституционных норм, то есть делают возможным существование самой Конституции как полноценного нормативного акта.
 

     Особая процедура  принятия и изменения Конституции
    как гарантия ее охраны. 

    Главой 9 Конституции РФ закреплена процедура  принятия конституционных поправок  и пересмотра Конституции РФ. Эта процедура делает значительно сложнее внесение каких-либо изменений в текст Конституции РФ в отличии от внесения изменений в любые другие нормативные акты, действующие на территории России. Такая процедура необходима как гарантия незыблемости положений Конституции РФ в связи с ее огромной важностью как нормативного акта для государства, общества в целом и каждого человека в частности, а также в связи с ее ролью в систем российского права. По особенностям процедуры изменения Конституции РФ ее следует отнести к смешанному типу конституций - разные ее части изменяются по-разному.9
          Прежде всего, необходимо отметить, что круг субъектов, уполномоченных на внесение предложений о поправках или пересмотре положений Конституции РФ значительно урезан по сравнению с кругом лиц, обладающих правом законодательной инициативы, указанными в статье 104 Конституции РФ. Такими правомочиями обладают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов федерации, а также группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (статья 134 Конституции РФ).
          Согласно статьи 136 Конституции РФ поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в  порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, а именно: поправки к главам 3-8 Конституции РФ считаются принятыми, если они одобрены большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Конституционный Суд РФ Постановлением № 12-П от 31.10.95. разъяснил, что поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ.10 Затем закон о поправке к Конституции РФ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ (без права отлагательного вето).11 Принятая поправка вступает в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ (статья 136 Конституции РФ).
    Положения же Конституции РФ, касающиеся основ  конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, а также конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ (главы 1, 2, 9 Конституции РФ) вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием согласно статьи 135 Конституции РФ. В случае, если предложение о пересмотре указанных глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то необходим созыв Конституционного Собрания, которое должно либо подтвердить неизменность действующей Конституции, либо разработать проект новой Конституции РФ, которая принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование (референдум).
    Созыв и работа Конституционного Собрания в соответствии с пунктом 2 статьи 135 Конституции РФ должны производиться на основании федерального конституционного закона, который не принят до сего дня, что делает проблематичным пересмотр положений вышеуказанных глав Конституции РФ в настоящее время. При проведении референдума проект новой Конституции считается принятым, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем принимали участие более половины избирателей (статья 135 Конституции РФ).
          Изменения касающиеся субъектного состава РФ, а также конституционного статуса субъекта РФ вносятся в статью 65 Конституции на основании федерального конституционного закона. В случае изменения названия субъекта федерации новое название подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. (Статья 137 Конституции  РФ).
 

Конституционный контроль и конституционный надзор в России.
    4.1.Понятие  и виды конституционного  контроля.
    Конституционный контроль и конституционный надзор как способы охраны Конституции РФ занимают очень важное место в системе ее охраны.
    Контроль  по С.И.Ожегову – «проверка, а также постоянное наблюдение с целью проверки либо надзора».10 Следовательно, конституционный контроль - это проверка, а также постоянное наблюдение с целью проверки за нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ на предмет их соответствия Конституции РФ.
    В юридической литературе понятия  конституционного контроля и конституционного  надзора обычно не разделяются. Однако, по моему мнению, эти понятия необходимо дифференцировать. Из анализа законодательства по этому вопросу следует, что орган государственной власти, обнаружив несоответствие какого-либо нормативного акта Конституции может в зависимости от компетенции:
    1) отменить этот акт полностью  или в части либо не применять  его полностью или частично;
    2) обратиться к органу, правомочному  осуществлять какое-либо из перечисленных в первом пункте действий ( направить представление, заключение, протест).
    Таким образом, органы государственной власти можно разделить на органы, непосредственно воздействующие на нормативные акты и действующие посредством воздействия на другие органы государственной власти.
          Полагаю, что конституционный контроль осуществляет первая группа органов государственной власти, а конституционный надзор, соответственно, - вторая.
    В литературе выделяют два вида конституционного контроля: политический и судебный в зависимости от органов, его осуществляющих .11
    Президент РФ согласно статьи 80 Конституции РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он вправе отменить постановления и распоряжения Правительства РФ, а также и собственные указы в случае их несоответствия Конституции
    РФ (статья  115 Конституции РФ),  приостанавливать действие актов органов государственной власти субъектов РФ, которые по его мнению не соответствуют Конституции РФ (статья 85 Конституции РФ), таким образом осуществляя политический конституционный контроль.
    Судебный  конституционный контроль осуществляется всеми судами.12 Исходя из конституционных принципов верховенства и прямого действия Конституции РФ, суд согласно статьи 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе» от 31.12.96. № 1-ФКЗ в ходе рассмотрения конкретного дела обязан не применять нормативный акт, не соответствующий Конституции  РФ. 

 

Судебная  система - важнейший  элемент механизма  охраны
    Конституции РФ. 

    Основные  принципы формирования судебной  системы и осуществления ей право-судия рассматриваются в главе 7 Конституции РФ., а также в Федеральном конституционном законе «О судебной системе» от 31.12.96 13.     В соответствии со статьей 118 Конституции РФ  и статьи 1 указанного федерального конституционного закона судебная власть осуществляется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. В зависимости от подсудности в судебной системе выделяют конституционные суды (Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды ( статьи 125-127 Конституции РФ).
    Из  перечисленных судебных органов  особо следует выделить Конституционный Суд РФ, который  занимает одно из важнейших мест в системе охраны Конституции РФ.
    «В советский период  на судебные органы не возлагалась функция конституционного контроля. Да и сама эта функция длительное время осуществлялась не специализированными органами, а наряду с другой государственной деятельностью. Известным шагом на пути к созданию специализированной системы контроля (надзора)  за соблюдением Конституции стало создание в 1988 году Комитета конституционного надзора СССР, полномочия которого, однако, были весьма ограничены и не включали право отмены акта, признанного неконституционным.»14
    «Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, был учрежден решением Съезда народных депутатов РСФСР 19 декабря 1990 года, Первый Закон о Конституционном суде России был принят в мае 1991 года. В этом же году Конституционный Суд начал свою работу. Ныне действующий Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»15 был принят Государственной Думой  24 июня, а подписан Президентом России 21 июля 1994 года. Принятие второго Закона о Конституционном Суде было связано с появлением новой Конституции России, необходимостью учета накопленного опыта конституционного судопроизводства и внесения в него известных коррективов. Конституционный Суд как специализированный орган конституционного контроля был создан в Росси впервые.16
    Как было уже сказано выше, Конституционный  Суд РФ является элементом судебной системы (статья 118 Конституции РФ). Следовательно, все основные принципы деятельности судов, заложенные в Конституции (статьи 119- 124), относятся к нему в той же мере.
    Статья 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94. (далее - Закон) гласит о том, что Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Целями  деятельности Конституционного Суда РФ являются: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России ( статья 3 Закона). Руководствуясь этими целями, Конституционный Суд РФ:
    1) разрешает дела о соответствии  Конституции РФ:
    а) федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
    б) конституций республик, уставов, а  так же законов и иных нормативных  актов субъектов 
    РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной  власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
    в) договоров между органами государственной  власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
    г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
    разрешает споры о компетенции:
          а) между федеральными органами государственной власти ;
          б) между органами государственной власти РФ и органов  государственной власти субъектов  РФ;
    по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
    дает толкование Конституции РФ;
    дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
    Президента РФ в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления;
    выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения и так далее
    ( статья 3 Закона).
    Законодатель  постарался предотвратить вмешательство  Конституционного Суда в политические вопросы, в силу того огромного значения, которым обладают его решения, а так же не допустить пересечения его компетенции с другими органами государственной власти. Так, в соответствии со статьей 3 Закона Конституционный Суд РФ  решает исключительно вопросы права, а при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит компетенцию других судов или иных органов.
    Субъектами  права на подачу запроса в Конституционный Суд РФ согласно пункту 2 статьи 125 Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
    С запросом о толковании Конституции  РФ в Конституционный Суд РФ вправе обратиться все вышеуказанные субъекты, за исключением Высшего Суда РФ и Высшего         
    Арбитражного Суда РФ. Конституционный Суд РФ является единственным органом государственной власти, имеющий право на официальное толкование Конституции РФ. При той жесткости Конституции РФ, то есть чрезвычайно сложной процедуры принятия к ней поправок, значение ее официального толкования трудно переоценить.
    В отличие от вышесказанного, по запросам судов и жалобам граждан на нарушение их прав и свобод  Конституционным Судом РФ проверяется конституционность нормативного акта только в том случае, если он применен или подлежит применению в конкретном деле.
    Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  Советом Федерации по представлению Президента РФ (пункт 1 статьи 125 Конституции РФ).
    Акты  или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат в ведению  в действие и применению ( пункт 6 статьи 125 Конституции РФ).
    По  вопросам своей деятельности Конституционный  Суд принимает Регламент. (В настоящее время действует Регламент № 2-1/6 , принятый на пленарном заседании Конституционного Суда РФ 01.03.95.).
    Конституционный Суд может осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей17.
    Требования  к судьям Конституционного Суда установлены в статье 8 Закона, согласно которой судьей  Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной квалификацией в области права.  Занятия и действия несовместимые с должностью судьи Конституционного суда перечислены в статье 11 Закона. Среди них следует отметить то, что судья Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду и агитацию, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, занимаются иной политической деятельностью, а также публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде или который изучается либо принят к рассмотрению Конституционного Суда, до принятия решения по этому вопросу.
    Все эти требования, по всей видимости, должны обеспечить объективность и  независимость мнения судьи Конституционного Суда.
    Кроме того, согласно статьи 13 Закона независимость судей Конституционного Суда РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.
    Судья Конституционного Суда РФ назначается  на 12 лет без права назначения на второй срок. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда - 70 лет. (Статья 12 Закона).
    Процедура конституционного судопроизводства значительно  упрощена по сравнению с процедурами других видов судопроизводства. Однако, хотя она «и имеет ряд специфических особенностей, в целом основана на общих принципах судопроизводства”18 - таких как: гласность, коллегиальность и устность судопроизводства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон (статьи 30 - 35 Закона).
    В соответствии со статьей 29 Закона судьи  Конституционного Суда РФ при осуществлении своих полномочий руководствуются только Конституцией РФ и указанным Законом. «Основной вид решений Конституционного Суда - постановления;  решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка отрешения Президента от должности называется заключением. Решения по процедурным вопросам и внутриорганизационным вопросам принимаются в виде определений».19 В соответствии со статьей 79 Закона решения Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.
    Все вышеперечисленное делает Конституционный Суд РФ едва ли не самым важным инструментом конституционного контроля, что обусловливает его место в системе охраны Конституции РФ. 

               

           
 

     Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ. 

    Как было уже сказано выше, конституционный надзор отличается от конституционного контроля тем, что надзорные органы не вправе отменять нормативные акты, являющиеся по их мнению неконституционными. Между тем эти органы вносят очень большой вклад в дело охраны Конституции РФ, постоянно проверяя нормативные акты и в случае обнаружения в них несоответствия Конституции РФ обращаясь к субъектам конституционного контроля с требованием о восстановлении конституционной законности. Из федеральных органов государственной власти такие функции возложены на Прокуратуру РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ.
    Прокуратура РФ ведет свою историю с 1722 года, когда она была учреждена Указами Петра Великого. На протяжении практически всей истории существования этого органа государственной власти основным его предназначением был надзор за исполнением законов.20
    В настоящее время деятельность Прокуратуры  РФ регулируется статьей 129 Конституции  РФ и Федеральным законом  от 18.10.95г. «О внесении  изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О Прокуратуре РФ»»21 (далее - Закон), которым указанный Закон был изложен в новой редакции.
    Прокуратура РФ не входит ни в одну из ветвей государственной  власти и согласно статьи 29 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, назначаемому на должность и освобождаемому от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.
    В плане охраны Конституции РФ Прокуратура  РФ осуществляет согласно статьи 1 Закона надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными ( законодательными ) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В понятие “закон” здесь, по моему мнению, входит и основной закон РФ - Конституция РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.