На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система органов местного самоуправления и гарантии их деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА» 

ИНСТИТУТ  ПРАВА 
 
 

Иванкина  Анна Александровна 
 
 
 
 
 

Система органов местного самоуправления
 и  гарантии их деятельности. 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

Студентка 3 курса (35 группы)
очного  отделения,
научный руководитель:
Белянская О.В. 
 
 
 
 

Тамбов - 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Понятие и принципы местного самоуправления .5
   1.1. Понятие и сущность местного самоуправления в РФ ………………....5 
   1.2. Основы и принципы местного самоуправления в РФ…………………10
II. Система органов местного самоуправления в РФ…..……………….…15
    2.1. Понятие системы местного самоуправления…….... 15
     2.2.Система органов местного самоуправления.…….................................16
III. Понятие и система гарантий местного самоуправления......................21 

    3.1. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления..............................................................................23 

    3.2. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления.............................................27 

Заключение……………………………………………………………………...30 

Библиографический список…………………………………………………..32 

      Введение.
      Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. Конституцией РФ установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
      Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных и интересов местных, то есть общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального  образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории.
      Местное самоуправление играет особую роль в становлении гражданского общества, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой составной частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия.
      Из  всего вышесказанного становится очевидной  необходимость существования развитой системы местного самоуправления в РФ.
      Актуальность  выбранной темы подчеркивается тем, что в настоящее время система местного самоуправления в РФ далеко не идеальна, и ее развитию препятствует целый комплекс проблем.
      Целью курсовой работы является изучение сущности местного самоуправления, его принципов, гарантий и системы в РФ. 

      Задачи  исследования:
    дать определение понятия «местное самоуправление»;
    определить сущность местного самоуправления в РФ;
    рассмотреть правовые, территориальные и финансово-экономические основы местного самоуправления;
    определить принципы местного самоуправления в РФ;
    установить, какие гарантии имеет местное самоуправление в РФ;
    дать определение понятию «система местного самоуправления»;
    охарактеризовать систему местного самоуправления в РФ проанализировав формы прямого и опосредованного участия граждан местном самоуправлении;
    обобщить проделанную работу и сделать соответствующие выводы по теме.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I. Понятие и принципы местного самоуправления.
      Понятие и сущность местного самоуправления.
      Документом, наиболее полно излагающим понятие  и принципы местного самоуправления, обычно считают Европейскую хартию о местном самоуправлении 1985 года. Согласно хартии под местным самоуправлением понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».
      Местное самоуправление - составная часть  демократии, в связи с чем Европейская  хартия местного самоуправления устанавливает, что оно должно быть закреплено в  законодательстве или даже конституции  каждой страны.
      В России развитие местного самоуправления проходило в несколько этапов. Его возрождение началось с принятием  в 1990 г. союзного, в 1991 г. российского Законов о местном самоуправлении. В 1993 г. были изданы Указы президента России по этому вопросу, утвердившие «Положение об основах организации местного самоуправления в РФ» (26 октября 1993 г.) и «Основные положения о выборах в органы местного самоуправления» (29 октября 1993 г.).
      Принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ признало объективную необходимость существования местного самоуправления и его правовых гарантий на высшем законодательном уровне. Статья 12 Конституции. РФ гласит, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление»1. 

      6 октября 2003 г. президентом был подписан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в РФ.
      В законе дается четкое и развернутое  определения понятия местного самоуправления: «Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации»2.
      В общем, по вопросу определения понятия  местного самоуправления в юридической литературе не наблюдается особых расхождений.
      Сущность местного самоуправления можно определить, раскрыв основные элементы понятия «местное самоуправление»3.
      Первым  важным элементом местного самоуправления является его субъект - население. Ему, как сообществу граждан, проживающих на соответствующей территории, и каждому гражданину в отдельности гарантируется право на осуществление местного самоуправление непосредственно и через своих представителей, причем независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
      Указанное право конкретизируется через систему  специальных прав, предусмотренных  Конституцией: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в референдуме; обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; знакомиться  с документами и материалами  органов местного самоуправления, непосредственно  затрагивающими права и свободы  гражданина; определять структуру органов  местного самоуправления; выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного самоуправления; защищать право  на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке.
      Следующим элементом, характеризующим сущность местного самоуправления, являются вопросы  местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым  уставом муниципального образования  в соответствии с Конституцией, Федеральными законами, законами субъектов Федерации. В их перечень Конституция РФ включает жилищное строительство и распределение жилья, муниципальное здравоохранение и образование, управление муниципальной собственностью, охрану общественного порядка и др.
      Одно  из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления, - самостоятельность. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. Эта чрезвычайно важная норма Конституции дает основание оценивать местное самоуправление как особую власть, не относящуюся ни к одной из трех ветвей государственной власти. Вместе с тем это ни в коей мере не означает,
что местное  самоуправление находится вне системы  государственно-властных отношений  и абсолютно независимо от государства4.
      Формирование  органов местного самоуправления - дело самого населения соответствующего города или иного населенного  пункта. Одни из них могут быть непосредственно  избраны населением, другие - сформированы этими выборными органами. Но при  всех условиях они не могут назначаться  «сверху», их состав не должен согласовываться  с вышестоящими государственно-властными  инстанциями или утверждаться ими. Будучи сформированы «снизу», органы местного самоуправления не находятся в отношениях подчиненности к органам государственной  власти и не обязаны выполнять  их оперативные предписания. Однако их деятельность, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно  независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Само создание и важнейшие функции органов  местного самоуправления определены актами органов государственной власти - федеральных и субъектов Федерации. Они действуют в русле общегосударственной  политики - экономической, социальной, экологической, в области культуры и др. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать  в реализации государственных программ. Органы государственной власти создают  правовые рамки для деятельности местного самоуправления. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией  закрепленных в законодательстве прав граждан, а также защиту этих прав5.
      Государство в лице его федеральных органов  и органов субъектов Федерации взаимодействует и оказывает разностороннюю поддержку местному самоуправлению. Органы по вопросам местного самоуправления созданы при Президенте РФ, к ним относятся:
    Совет по местному самоуправлению, который разрабатывает основные направления политики государства в области местного самоуправления, проводит экспертизу правовых актов в этой области, координирует деятельность органов по вопросам местного самоуправления, осуществляет международное сотрудничество;
    Комитет в Государственной Думе РФ, который отвечает за вопросы местного самоуправления;
    Отдел при Правительстве РФ.
      Таким образом, самостоятельность местного самоуправления отнюдь не означает его обособленность от государственных органов, а напротив предусматривает их взаимодействие при определении и решении приоритетных направлений развития муниципальных образований с учетом их особенностей.
      Итак, местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений. Это глубоко демократичный институт, который приобщает граждан к участию в управлении делами общества и в значительной мере обеспечивает их политические права. Местное самоуправление направлено против неоправданного сосредоточения дел в руках государственных органов. Решение многих вопросов на уровне местного самоуправления - там, где обеспечивается наиболее полный учет местных условий и особенностей, существенно повышает эффективность управления делами общества и государства6. 
 

      Основы  и принципы местного самоуправления в  РФ.
      Понятие «основы местного самоуправления»  вошли в правовую терминологию относительно недавно, поэтому четкого определения этого понятия и единства в его толковании в юридической литературе нет.
      Многие  учёные определяют основы местного самоуправления как «совокупность установленных Конституцией РФ и федеральными законами норм, регулирующих наиболее существенные, коренные общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории  Российской Федерации». При этом он характеризует систему основ, которые могут быть разделены на следующие группы: народовластные, гуманистические, социальные, территориальные, организационные, политические, финансово-экономические. Основы народовластия представляют собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти населением муниципальных образований непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Под гуманистическими основами следует, понимать такие нормы, которые закрепляют права и свободы человека в качестве высшей ценности и которые должны определять смысл, содержание и деятельность местного самоуправления. Социальные основы — это совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления социальной политики местного самоуправления, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Территориальные основы представляют собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления. Организационные основы составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок образования органов местного самоуправления (статус, компетенция, формы и принципы деятельности). Под политическими основами понимается совокупность норм, закрепляющих политическое и идеологическое многообразие в местных сообществах. Финансово-экономические основы — это совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов.
      Однако  местное самоуправление осуществляется не в строгих рамках административно-территориальных границ, а на определенных территориях. Конституционный Суд РФ, касаясь данного вопроса, констатировал: «территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно   -   территориальным   делением,    перечень   территорий
муниципальных образований является открытым, и эти территории устанавливаются в  соответствии с законами субъектов, Федерации с учетом исторических и местных традиций».
      Такой подход предполагает, что в административно-территориальной единице может функционировать более чем одно муниципальное образование либо муниципальное образование способно объединять, например, несколько сельсоветов или поселков7.
      Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или  изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. При этом установление и изменение границ муниципального образования, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта РФ8.
      Финансово-экономические  основы местного самоуправления - это те нормы, которые определяют порядок образования и использования муниципальной собственности, местных бюджетов, финансов в интересах населения   муниципального   образования.   В состав   муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные формы, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами и уставами, население непосредственно.
     Формирование  и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением в соответствии с уставом муниципального образования. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта РФ. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. При этом, органы государственной власти:
    гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
    компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов РФ, а также иных решений органов государственной власти.
      Формирование  местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.
      Глава муниципального образования, иные должностные  лица местного самоуправления несут  ответственность за исполнение местных  бюджетов в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год обязательно публикуются9.
      Помимо  основ местного самоуправления Конституцией РФ установлены и его основные принципы, которые получили развитие и закрепление в ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ». По степени  охвата принципы местного самоуправления можно подразделить на основные (общие) и частные. К общим принципам  местного самоуправления относятся:
    а) самостоятельность решения  населением вопросов местного  значения;
  б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в  системе управления государством и  взаимодействие с органами государственной  власти в осуществлении общих  задач и функций;
  в)сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан;
  г)соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
  д) ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления перед  населением;
  е)многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
  ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  э) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
  и) гласность деятельности местного самоуправления;
  к)коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
  л) государственная гарантия местного самоуправления.
      Что касается частных принципов местного самоуправления, то к ним можно  отнести исходные начала и идеи, лежащие в основе его отдельных  институтов. Так, принципами института  муниципальной службы являются: профессионализм  и компетентность муниципальных  служащих; равный доступ граждан к  муниципальной службе; единство основных требований, предъявляемых к муниципальной  службе в РФ; правовая и социальная защищенность муниципальных служащих и другие10. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Система Органов местного самоуправления в РФ. 

      2.1 Понятие системы  местного самоуправления.
      Местное самоуправление, являясь частью системы  государственного устройства, в свою очередь также представляет собой  определенную систему взаимодействующих  элементов. Единого подхода к определению в юридической литературе пока не сложилось.
      Система местного самоуправления - обусловленный особенностями политической системы страны, историческими условиями развития ее государственности тип местного самоуправления, отличающийся спецификой взаимоотношений с центральными и местными (региональными) органами государственной власти, формами участия местных сообществ в осуществлении власти. Принято различать три основные системы местного самоуправления, которые сложились в XIX в. и функционируют в современных условиях: 1) англосаксонская, характеризующаяся тем, что муниципалитеты самостоятельно (без влияния представителей центрального правительства на местах) осуществляют власть в пределах своих полномочий. Вмешательство представителей центрального правительства допускается лишь в случае выхода органами местного самоуправления за пределы своих полномочий; 2) французская — система местного самоуправления, допускающая контроль центральной власти посредством специально назначаемых представителей (такой контроль возможен и в иных формах); 3) германская — система самоуправления, при которой органы местного самоуправления наделяются полномочиями, осуществляют их по поручению государства, а территориальные общины самостоятельно и под свою ответственность, руководствуясь законами, выполняют задачи соответственно своему статусу.
      В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно11.
      Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает  вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной  власти по решению вопросов местного значения.
      Кроме того, федеральный закон допускает  наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации с предоставлением  им соответствующих субвенций и  подконтрольностью органам государственной  власти, а также осуществление  органами местного самоуправления государственных  полномочий, не переданных органам  местного самоуправления12. 

      2.2. СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАЛЕНИЯ.
     В соответствии с Конституцией Российской Федерации народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном  уровне впервые закреплено существование  независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции РФ:
           К органам местного самоуправления относятся:
     1. Во-первых, выборные органы, образуемые в соответствии со статьями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", региональным и муниципальным законодательством.
      2. Во-вторых, иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
     Органы  местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся территориальных  сообществ, которыми они формируются  и перед которыми они несут  ответственность за надлежащее осуществление  своих полномочий.
     Органам местного самоуправления принадлежит  особое место в демократической  системе управления обществом и  государством Приведенные выше формулировки позволяют сделать вывод о  том, что основная цель организации  местного самоуправления широкое привлечение  местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения  всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления  своей воли и интересов13.
     Федеральный закон определяет, что наличие  выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной  компетенцией в решении вопросов местного значения. Наименование органов  местного самоуправления устанавливается  уставами муниципальных образований  в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Законом определено, что органы местного самоуправления могут являться юридическими лицами, в соответствии с уставом муниципального образования. Современное российское законодательство о местном самоуправлении допускает несколько моделей организации местной власти.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.